Какие факторы влияют на рост уровня безработицы. Причины возникновения безработицы. Организационно – экономические факторы

Безработица – следствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Ее уровень изменяется в зависимости от хода экономического цикла.

Предложение рабочей силы определяется рядом различных факторов: уровнем заработной платы, альтернативной стоимостью наемного труда, численностью, мобильностью и семейным положением работников, демографической ситуацией, действующей системой налогообложения, силой профсоюзов.

Важнейшими детерминантами спроса на рабочую силу являются уровень цен на трудовые услуги, спрос в экономике на производимые блага, техническая оснащенность производства.

Теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда

Существуют различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда и объяснению причин существования безработицы.

До 1930х гг. доминировала точка зрения представителей классической теории занятости , утверждавших, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике за счет действия механизма автоматического саморегулирования, основанного на гибкости цен и заработной платы. По мнению экономистов-классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу (т.е. безработицу, возникающую, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу), поскольку избыток предложения рабочей силы способствует снижению ставок заработной платы и в результате установления более низкой равновесной ставки оплаты труда обеспечивается полная занятость.

Таким образом, безработица может снижать уровень заработной платы, что повышает занятость. Отсюда следуют два вывода. Во-первых, безработица на самом деле является добровольной: работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату. Во-вторых, авторы классической теории добровольной безработицы отказывают государству в праве на проведение экономической политики, поскольку вмешательство правительства в механизм рыночной самонастройки, по их мнению, может привести только к негативным последствиям.

Несостоятельность этого подхода стала очевидной в начале 1930-х гг., когда возникла массовая безработица, охватившая в ряде стран до 25 % совокупной рабочей силы. В 1936 г. вышла в свет книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой были сформулированы основные положения новой теории занятости . Дж. М. Кейнс, исходя из того, что рыночная система в основном неконкурентна, сделал вывод о ее предрасположенности к продолжительным деловым циклам и отсутствии механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Возможность существования устойчивой безработицы он, в частности, объяснял негибкостью заработной платы. Утверждая, что спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства, Дж. М. Кейнс предложил использовать в качестве регулятора рынка труда государство. Правительство может и должно воздействовать на состояние экономической активности, обращаясь к инструментам фискальной и кредитно-денежной политики, повышая совокупный спрос в периоды низкой конъюнктуры или сокращая расходы в периоды подъемов, ликвидируя тем самым неравновесие на рынке труда.


В 1970-е гг. кейнсианству был брошен вызов представителями новой классической экономической теории и монетаристами. Новая классическая макроэкономика близка по духу к классическому подходу и основывается на двух гипотезах: заработная плата и цены являются гибкими; ожидания людей формируются эффективным и рациональным образом. Безработица, с точки зрения новых классиков, носит исключительно добровольный характер: люди оставляют работу в поисках новой, более привлекательной и высокооплачиваемой. Рост безработицы в периоды рецессии обусловлен этим поиском или неверным представлением работников относительно сложившейся экономической ситуации, а не тем, что люди вообще не могут найти работу. Свое отношение к участию правительства в регулировании рынка труда представители новой классической макроэкономической теории сформулировали в виде теории неэффективности политики: при наличии рациональных ожиданий и гибкости цен и заработной платы ожидаемые мероприятия государственной политики не могут повлиять на реальный выпуск или безработицу.

Таким образом, правительству предписывается избегать дискреционных макроэкономических мероприятий, так как любые изменения в бюджетной или монетарной политике заранее обречены на неудачу из-за своей неэффективности.

Подход монетаристов ближе к кейнсианским рецептам регулирования рынка, но упор сделан на роль денег, а не на активную политику правительства. Монетаристы считают, что фискальная политика слабо влияет на выпуск и цены, а дискреционная кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся неизменным правилам денежного обращения. Частный сектор экономики рассматривается как достаточно стабильный, а возникающие диспропорции – следствие, как правило, государственного вмешательства. Возврат к идеям свободного рынка сочетается у экономистов монетаристской школы с верой в примат денег.

Исходя из предположения о том, что главным фактором темпов роста номинального ВНП являются темпы роста предложения денег, они предлагают для обеспечения устойчивого экономического роста и достижения полной занятости установить неизменные темпы роста денежной массы на уровне от 3 до 5 % в год. Монетаристы также считают, что кейнсианцы преувеличивают негибкость заработной платы и цен и рассматривают установление государством минимального уровня заработной платы, а также законодательную деятельность в интересах профсоюзов как негативные факторы, усиливающие эту негибкость.

Типы (формы) безработицы

При всем многообразии подходов к объяснению механизма функционирования рынка труда принято выделять три типа (формы) безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная (текучая, временная) безработица существует в результате того, что люди меняют место работы или ищут новую работу. Эта безработица связана с движением населения из региона в регион, от профессии к профессии, со сменой этапов жизни – поиском работы в связи с получением образования, выходом женщин из декретного отпуска. Фрикционно не занятые работники рассматриваются как добровольно безработные.

Структурная (технологическая) безработица – тип безработицы, вызванной несоответствием структуры спроса на рабочую силу и структуры ее предложения. Структурная безработица является результатом изменений в характере потребительского спроса и структуре производства, в технологии и технике. В число структурных безработных входят люди, имеющие либо низкую квалификацию труда, либо профессию, спрос на которую уменьшился (прекратился). В отличие от фрикционной структурная безработица носит вынужденный и более долгосрочный характер.

Циклическая (конъюнктурная) безработица возникает в периоды спадов производства и связана с общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах в условиях сокращения совокупных расходов. Циклическую безработицу определяют как разницу между числом занятых на данный период времени и числом работников, которых можно было бы занять на производстве при достижении потенциального уровня ВВП. Другими словами, циклическая безработица – это безработица, превышающая структурную и фрикционную безработицу, возникающая, когда текущий выпуск продукции становится ниже уровня ее выпуска при полной занятости.

Уровень безработицы.

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как «нормальное» и неизбежное явление, преодолеть которое невозможно. Поэтому под полной занятостью подразумевается не абсолютное отсутствие безработицы, а уровень занятости, при котором существует лишь фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает при сбалансированности рынков труда, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, естественный уровень безработицы отражает сочетание фрикционной и структурной безработицы и определяется как сумма их уровней. Циклическая безработица в этом случае должна быть на нулевой отметке. Вопрос о том, какой уровень безработицы соответствует полной занятости, является дискуссионным. Некоторые экономисты определяют естественный уровень безработицы как долгосрочный средний уровень безработицы. В таком случае уровень безработицы в среднем на протяжении длительных отрезков времени, по определению, равен естественному уровню, которому соответствует потенциальный объем производства.

К факторам, определяющим естественный уровень безработицы , относятся демографическая структура рабочей силы, организация рынка труда (наличие служб информации и занятости, центров по трудоустройству и других инфраструктурных элементов), состав рабочей силы и спрос на нее, возможность привлечения к труду новых работников, государственная политика на рынке труда и в социальной сфере (выплата пособий по безработице, их уровень, продолжительность получения). Например, на протяжении последних десятилетий на динамику естественного уровня безработицы в сторону повышения большое влияние оказали демографические сдвиги: в структуре рабочей силы все большее место занимают женщины, подростки, представители национальных меньшинств.

Сложность расчета естественного уровня безработицы усугубляется тем, что даже статистическая оценка фактического уровня безработицы – дело непростое.

Уровень (норма) безработицы определяется как процентное отношение числа безработных к совокупной рабочей силе. Совокупная рабочая сила включает в себя всех работающих и безработных, но активно ищущих работу. Величина совокупной рабочей силы вычисляется как разница между численностью всего населения и совокупностью лиц, не достигших 16 лет, находящихся в тюрьмах и психиатрических больницах, не работающих и не ищущих работу (пенсионеры, учащиеся, домохозяйки).

К категории безработных обычно относятся трудоспособные граждане, не имеющие работу на момент проведения статистического обследования (зарегистрировавшиеся в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

В настоящее время используются два основных способа подсчета безработных. Первый способ – регистрация не имеющих работу людей, подавших заявку на пособие по безработице или обратившихся на биржу труда. На основании этих данных ведется ежемесячный учет безработных во всех европейских странах (кроме Швеции) и в России.

Вторым способом учета безработных является выборочный опрос семей, ежемесячно проводимый в США, Канаде, Японии и Швеции. Этот способ оценки считается статистически более точным, чем по данным регистрации, однако обоим методам присущи недостатки, как несовершенен и сам показатель «уровень безработицы». В частности, он может быть завышен за счет существования теневого сектора в экономике и ложной информации респондентов, утверждающих, что они ищут работу, и идущих на обман ради получения компенсации по безработице или пособия по социальному обеспечению. Занижение уровня безработицы связано с тем, что в число безработных не включаются люди, потерявшие надежду найти работу, а также частично занятые.

Последствия безработицы.

Высокий уровень безработицы оборачивается для общества огромными экономическими потребностями, но не менее важен и другой аспект проблемы, не поддающийся количественному выражению, – социально-психологический.

К экономическим издержкам безработицы могут быть отнесены:

· недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

· сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

· прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

· рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

Социальные (внеэкономические) издержки безработицы:

· маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

· ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;

· падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

· обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Закон А. Оукена

Для расчета величины потерь от циклической безработицы используется закон А. Оукена , описывающий зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы и устанавливающий взаимосвязь между рынком труда и рынком товаров (услуг).

Американский экономист А. Оукен открыл, основываясь на эмпирических наблюдениях, следующую зависимость: ежегодный прирост ВВП на 2,5 % удерживает уровень безработицы на одной точке, с каждым дополнительным превышением ежегодного прироста ВВП на 2,5 % уровень безработицы снижается на 1 %. Согласно этому закону при понижении фактического ВВП относительно потенциального на 2,5 % уровень безработицы возрастает на 1 % (в соответствии с более ранними исследованиями зависимость выражалась соотношением 3:1).

Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован:

· для оценки потерь в реальном ВВП из-за циклической безработицы в виде разницы между потенциально возможным и фактическим ВВП;

· для определения необходимого роста выпуска продукции с целью уменьшения уровня безработицы на один процентный пункт;

· для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла на основе динамики фактического ВВП и потенциального;

· при расчете времени, которое понадобится для снижения безработицы до естественного уровня в условиях реализации различных программ экономического роста (при выборе темпов роста фактического ВВП).

Проблемы современного рынка труда

Современному рынку труда присущ целый ряд проблем:

· достаточно высокий уровень и долгосрочный характер безработицы в большинстве развитых стран (до 10 % совокупной рабочей силы в Западной Европе);

· низкая географическая, горизонтальная и вертикальная мобильность рабочей силы (как следствие раздела рынка труда на региональные и профессиональные сегменты);

· значительные расовые и возрастные различия в составе безработных – более высокий уровень безработицы среди молодежи и национальных меньшинств;

· периодические повышения уровня безработицы в результате рецессии, затрагивающих все группы населения примерно в одинаковой степени.

Важнейшим показателем ситуации на рынке труда выступает продолжительность безработицы, т.е. средняя длительность времени, в течение которого человек остается безработным. В последние 20 лет долгосрочная безработица превратилась в серьезнейшую социальную проблему. Рост безработицы в западноевропейских странах в 1980-е гг. был вызван не увеличением числа «лишних людей», а большей продолжительностью времени на поиск новой работы. Если уровень длительной безработицы (в эту категорию попадают лица, не работающие более одного года) в начале 1990-х гг. составлял в США и Канаде всего 6-7 % от всех безработных, что свидетельствует о краткосрочном характере значительной части безработицы в этих странах, то в Голландии, Германии, Испании – около 50 %, а в Италии и Бельгии – почти 70%. В целом более половины всех западноевропейских рабочих искали новую работу больше года.

Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

По оценкам Международной организации труда, стране, где безработных больше 10% экономически активного населения, грозит социальный взрыв. Многое в этой ситуации будет зависеть от экономической политики, проводимой правительством. Очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 1930-е гг. Комплекс таких мер включает:

· развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;

· улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;

· разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

· сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;

· организацию общественных работ;

· исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;

· организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;

· развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;

· разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;

· снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

Таким образом, государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.

Вопросы для повторения и закрепления:

1. Суть понятия « безработица».

2. От чего зависит уровень безработицы?

3. Какими факторамиопределяетсяпредложение рабочей силы?

4. Какими факторамиопределяетсяспрос на рабочую силу?

5. Особенности теоретических подходов к анализу механизма функционирования рынка труда

6. Как проявляются типы (формы) безработицы?

7. Что понимают под «полной занятостью» и «естественным уровнем безработицы» ?

8. Какие факторы определяют естественный уровень безработицы?

9. Как определяется величина совокупной рабочей силы?

11. Экономические и социальные последствия безработицы.

12. В чем суть закона А. Оукена?

13. Какие проблемы характерны для современного рынка труда?

14. Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

    фрикционная б. связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак: добровольность, низкая продолжительность.

    структурная б. является результатом изменения техники, технологии, структуры производства, структуры потребительского спроса, обуславливая несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работника. Этот вид безработицы носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества на переквалификацию, перемену места жительства.

    циклическая б. обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике.Она увеличивается в период кризиса и уменьшается в условиях подъема экономики.

    региональная б. возникает в результате диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, культурных, исторических и других факторов.

По продолжительности безработица бывает в формах:

    застойная

  • сезонная

Если срок пребывания безработного в этом статусе - более одного года, то это застойный характер, работник перестал быть конкурентоспособным и готовым приступить к работе.

Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятия по собственному желанию и инициативе администрации. В переходный период причина увольнения по собственному желанию – финансовое состояние предприятия, размер предприятия, форма собственности.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства в некоторых отраслях в различные периоды времени.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть в том, что в условиях неполного использования ресурса предприятия, вызванного экономическим кризисом предприятия, работников не увольняют, а переводят их либо на неполный день, или отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Социально-экономические последствия безработицы: происходит обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и их семей, усиливается давление за размер зарплаты занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, повышаются затраты общества на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительности труда, формируются категории лиц, склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам.

Факторы, влияющие на безработицу

    демографические факторы – изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни в направлениях и объемах миграционных потоков.

    технико - экономические - темпы и направления научно-технического прогресса, обуславливающие экономию рабочей силы.

    экономические – состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы уровень цен и инфляции. По сформулированному Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВВП. Каждый всплеск безработицы связан со снижением реального объема ВНП. При каждом повышении уровня безработицы на 1% темп роста реального ВНП снижается на 2%. Ежегодный прирост ВНП в размере 2.5% удерживает долю безработицы на постоянном уровне. Следовательно, пока не будет достигнуто не менее чем 3% прироста макроэкономических показателей, доля безработицы будет расти.

Лекция 4 11.03

Он зафиксировал обратную связь между темпами инфляции и доли безработицы. Чем больше темпы инфляции, тем меньше доля безработицы. Т.о. государство может уменьшить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. Возникающая при этом напряженность на рынке труда повлечет увеличение з/п и цен, приводя к инфляции. Для уменьшения инфляции надо проводить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства и росту безработных.

Организационно – экономические факторы

Изменение организационно – правовых форм предприятия, происходящих в ходе приватизации собственности, акционирования предприятий, структурной перестройки влияет на безработицу, т.к. усиливают процессы выталкивания работников из одного производства в другие

Уровень безработицы – процент безработной части рабочей силы.

Инфляция – многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно – денежное обращение. Инфляция проявляется в повышении уровня товарных цен и в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты. В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие производственные условия, в результате сего происходит рост издержек производства. Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван возрастанием затрат на производство. Это результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос больше совокупного предложения.

В условиях золотого или серебряного обращения инфляция невозможна, т.к. деньги представляют реальное богатство, а не его символ, необходимое количество денег регулируется такой функцией как сокровища. Если монет больше, чем надо для покупок, оставшиеся деньги оседают как сокровища и не обесцениваются. При наполнении рынка товарами монеты изымаются из накоплений и участвуют в сделках. При бумажном обращении деньги – символ, а не реальное богатство => для сохранения сбережений лучше брать недвижимость, а бумажные деньги в значительной степени накапливаются в качестве сбережений, основная их возросшая масса при избытке денег остается в обращении. Наличие этих денег у населения увеличивает совокупный спрос, а он сдвигает цены в сторону увеличения. Небольшая инфляция (умеренная) (до 10 % в год) не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она «подхлестывает» экономику, придает ей необходимый динамизм. При росте цен население больше покупает. Это стимулирует производителей увеличивать предложение и рынок быстрее насыщается.

Галопирующая инфляция – от 20 до 200 % в год

Гипер – инфляция – увеличение цен в несколько раз (до 2000%) Резко обесцениваются деньги, население начинает терять свои сбережения, обесценивается вложенный капитал => пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство. В такие периоды растет спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, т.е. он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается со стогнацией (застой) Стогнация + инфляция разрушают экономику и не создают механизмы выхода на путь эффективного роста. При крайних случаях гипер инфляции деньги теряют способность всеобщего покупательного средства => бартер.

Отказ от денег как от покупательного средства затрудняет экономическое развитие, ограничивает круг хозяйственных сделок. Инфляция представляет собой опасность для экономического развития в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Возникнув, она распространяется на все отрасли, т.к. все они связаны между собой различными взаимными поставками. Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики, т.к. ее трудно устранить.

Типы инфляции:

Открытая

Подавленная

Открытая разворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.

Подавленная: Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу. Оно устанавливает тотальный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне. Государство борется не с деформациями ранка, приведшими к повышеню совокупного спроса, а с последствиями этих деформаций. Экономические последствия подавленной инфляции: она страшная тем, что ломает рыночный механизм саморегулирования. Производство не получает ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов => экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка.

В этих условиях перераспределение инвестиций становится заботой государства. В рыночной экономике этот процесс приобретает большие скорости организуется посредством фондовой биржи. Замороженные цены делают невыгодным приложения капитала в тех областях, где высоки издержки производства => из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товара. В рыночной экономике товар быстро гасится более высокой ценой, а затем и более высоким предложением товара.

Покупательный спрос полностью не реализуется, образуются вынужденные сбережения. Дефицит товаров и вынужденные сбережения приводят к появлению очередей и спекуляции на черном рынке.

«+» открытой инфляции по сравнению с подавленной заключается в том, что в первом случае добавочный доход получает производитель, во втором – криминальные стуктруы.

Формы открытой инфляции:

    инфляция спроса

    инфляция издержек

    структурная инфляция

Инфляция в стране возможна, если печатают много денег. Это эмиссионный вид инфляции. Он провоцируется нарушением законов денежного обращения центральным банком.

Инфляция спроса возникает при полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. В этом случае увеличение спроса на какой – либо товар вызывает производный спрос на его ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы незадействованной, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах, но рост спроса при полной загруженности мощностей не подкрепляется эластичным расширением предложения => цены растут.

Инфляция издержек вызывается ростом стоимости факторов производства => издержки растут => цена выпускаемой продукции увеличивается. Этот товар может стать ресурсом для другого пр-ва => на него накатывается волна растущих издержек. Издержки во взаимосвязанных производствах растут вместе с ценами выпускаемых товаров. Инфляция издержек может вызвать рост цен любого из факторов производства. Издержки производства повышаются, затем переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него товар является ресурсом, то издержки повышаются, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой.

Когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка нельзя перекрыть расходы повышенной ценой, происходит уменьшение прибыли и часть капиталов из – за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения, т.е. совокупное предложение упадет, что взвинтит цены.

Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью. Несостыкованность отраслей приводит к тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что взвинчивает цены. Структурная инфляция считается труднопреодолимой, т.к. для борьбы с ней требуются значительные инвестиционные вливания, отдача от которых не может быть достигнута за короткий срок. Обычно структурная инфляция определяет переход страны на новый вид НТП.

Источники инфляции:

Центробанк. Его задача – выпустить их столько, чтобы обеспечить нормальное товарное обращение. Если денег будет больше, то они начнут обесцениваться. Эта ситуация возникает в условиях бюджетного дефицита, когда у государства расходы больше доходов. При милитаризации экономики такой случай характерен. В наших условиях центробанк финансировал все государственные расходы, субсидии, кредит под производство, списывал долги. Это обозначало безудержную денежную эмиссию. Милитаризация экономики вызывает инфляцию и по другой причине: она истощает ресурсы общества. Гражданские отрасли отстают, а именно они и материализуют денежные доходы работников. Она вызывает инфляцию, не связанную с гос. бюджетом.

Лекция 5 16.03

Потребительский комплекс материализует денежные доходы работников.

Монополия.

Монополия, сокращая конкуренцию, ведет к уменьшению предложения, за счет чего устанавливаются и удерживаются монопольно высокие цены. Толчком для роста инфляции могут стать высокие налоги или процентные ставки за кредит. Следствием является сокращение предложения и переложение их на цены товаров.

Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировом рынке. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики.

Варианты антиинфляционной политики.

Реакция государства не разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

Формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения

Выработка системы мер, способных ей противодействовать. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценить величины ожидаемых потерь. Эти потери несут потребители. Снижается жизненный уровень. Поэтому правительство проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

    индексация доходов

    компенсация потерь от инфляции

Коэффициент индексации должен строится с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, индексацию приходится повторять. Компенсация проводится в государственном секторе за счет бюджета, который может находиться в дефиците. Это приводит к углублению дефицита. Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Поэтому антиинфляционная политика государства должна включать два блока:

Сформировались два направления антиинфляционной политики:

    кенсианское

    монетаристское

Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателя должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции с дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам высокий государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им заказы. В результате создается мультиэффект. Приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение растет, это приводит к падению цен и сокращению инфляции.

Труд является важнейшим деятельностью человека, в процессе которой она видоизменяет предметы природы и приспосабливает их к удовлетворению собственных потребностей. Серьезной макроэкономической проблемой является безработица. Безработица есть – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Безработица и потери общества:

1. При безработице недостаточно используется экономический потенциал общества.
2. При длительном безработице теряется квалификация уволенных рабочих.
3. Рост безработицы – фактор роста преступности.
4. Безработица вызывает: снижение покупательной способности, снижение инвестиционного спроса, сокращение предложения, сокращение сбережений, спад производства.

Все факторы (причины), которые влияют на безработицу, целесообразно разделить на две группы:

Те, что влияют на природную безработицы;
те, что влияют на циклическая безработица.

Факторы естественной безработицы

Как известно, безработица на природном уровне обеспечивается в условиях равновесия на рынке труда и определяется потерями времени, связанными с поисками вакантных рабочих мест с учетом интересов безработных и профессиональных требований к ним со стороны работодателей.. К основным факторам, которые влияют на продолжительность этих поисков, можно отнести: пособие по безработице, деятельность государственных служб занятости, демографические изменения в составе рабочей силы.

Пособие по безработице. Во многих странах законодательство предусматривает помощь (выплаты) по безработице с целью облегчить участь безработных на период поиска работы. Но такая помощь влияет и на активность безработных по поиску ими работы, и, как следствие, на продолжительность периода, в течение которого каждый из них намерен находиться в состоянии поиска.

Деятельность государственных служб занятости. Кроме желания найти работу на продолжительность периода, в течение которого безработный осуществляет ее поиск, влияет на деятельность государственных служб занятости. Они выполняют две основные функции.

Демографические изменения в составе рабочей силы. Естественный уровень безработицы в стране является средневзвешенной величиной от естественного уровня безработицы отдельных демографических групп населения.

Факторы циклической безработицы

Другую природу имеют факторы, влияющие на циклическая безработица. Как известно, такое безработица возникает в условиях не равновесия на рынке труда: предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Это означает, что факторы, способные вызвать уменьшение спроса на труд относительно ее предложения, одновременно являются факторами, которые обусловливают циклическая безработица. К таким можно отнести неблагоприятные возмущения на товарном рынке, то есть сокращение совокупного спроса и / или совокупного предложения.

Величина безработицы меняется, когда интенсивность потока, вливающегося в «бассейн» безработицы, отличается от вытекающего потока. Если в ряды безработных вливается людей больше, чем покидает их, норма безработицы растет. Когда больше тех, кто оставляет ряды безработных, этот показатель снижается. Доля безработных растет, когда процент потерявших и бросивших работу, или же доля тех, кто не входил ранее в состав рабочей силы, но теперь решил искать работу, увеличивается. Доля безработных растет, когда лица, бывшие ранее безработными, получают работу, или же когда они прекращают поиски, покидая совокупную рабочую силу .

Одним из важнейших факторов, влияющих на эти изменения, является экономический спад или депрессия, которые вынуждают фирмы снижать выпуск продукции, уменьшать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. Экономический подъем и расширение экономической активности способствуют обратному. Фирмы в условиях растущего спроса на их продукцию готовы нанять тем больше дополнительных работников, чем длиннее период ожидаемого роста экономической активности и чем этот рост интенсивнее.

Другим фактором влияющим на уровень безработицы являются структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы и увеличению уровня безработицы. Еще одна причина изменения уровня безработицы - это политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда, которое увеличивает издержки производства, и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда .

Следующим фактором являются пособия по безработице. Если уровень этих пособий достаточно высок по сравнению с зарплатой, которую безработные получали по месту своей последней занятости, они не слишком страдают от прямых экономически потерь. Значит, чем выше пособия по безработице, тем меньше стимулов у человека искать работу, следовательно, уровень безработицы увеличивается или возрастает её продолжительность.

Также на уровень безработицы оказывают влияние сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

Еще одной причиной изменения уровня безработицы являются изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте, становление женщин и молодых рабочих, доля безработных среди которых высока, более важным компонентом рабочей силы, что увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Некоторые из факторов, влияющих на величину занятости, могут менять свой знак. Наиболее важный из подобных феноменов наблюдается, когда увеличивающиеся во время подъемов виды на получение работы заставляют многих из тех, кто находился до этого вне совокупной рабочей силы, приступить к поиску работы, что в свою очередь приводит к росту нормы безработицы .

В основе экономической дискриминации заложено неравенство участия мужчин и женщин в различных видах экономической деятельности. С точки зрения гендерной теории вся деятельность человека делится на три вида: продуктивную, репродуктивную, общественную.

Продуктивная деятельность связана с оплачиваемой работой, направленной на производство товаров и услуг (это работа вне дома и она направлена на получение дохода).

Репродуктивная деятельность связана с работой по дому, включая рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства (покупки, приготовление пищи, уборка в доме, поддержание здоровья членов семьи и тому подобное). Будучи не менее важной, репродуктивная деятельность обществом воспринимается как «естественная» работа женщин, которая не получает общественной оценки; ее ценность признается лишь в рамках данного конкретного домохозяйства .

Общественная работа - это участие в общественной жизни сообщества, которое имеет свои специфические особенности. Данный вид работы редко принимается во внимание при экономическом анализе. Вместе с тем, общественная работа предполагает добровольные затраты немалого количества времени. Как правило, почетные и ответственные функции, повышающие социальный статус индивида (председатель сообщества, домового комитета) возлагаются на мужчин, а деятельность рутинного характера, не предполагающая повышения статуса, обычно возлагается на женщин (сбор средств, взносов, организация мероприятий и тому подобное).

Как уже отмечалось выше, женщины все больше становятся активными участниками продуктивной сферы, однако, во многих обществах женщины выполняют также и всю репродуктивную деятельность, что приводит к удвоению нагрузки на женщин. Причем большая часть труда женщин оказывается непризнанной и неоцененной. Проблема признания женского вклада в развитие остро стоит во всех странах. Признание получает мужской вклад в экономику, в то время как большая часть работы женщин оказывается вне зоны статистического учета. Для привлечения внимания к данной проблеме в некоторых странах разрабатывают, так называемые, параллельные или «спутниковые счета», в которых учитывается не имеющая денежного выражения работа, выполняемая в основном женщинами.

Проблемы экономического и правового признания репродуктивной деятельности, справедливого распределения обязанностей между мужчинами и женщинами, освобождения мужчин и женщин от ограничений, накладываемых жесткой системой социальных ролей, требуют безотлагательного решения. Однако для решения данных проблем необходима активная стратегия преобразований, которая должна быть направлена на модернизацию основных институтов общества, пересмотр государственных программ и проектов с гендерных позиций, что является важнейшим условием достижения гендерного равенства и справедливости.

Причины возникновения и механизмы существования дискриминации по признаку пола являются предметом экономического анализа, проводимого представителями многих направлений экономической мысли. Однако наиболее разработанные в теоретическом плане подходы предложены в рамках неоклассического направления. Наряду с дискриминацией на уровне предпочтений, о которой упоминалось выше, исследователи обращают внимание на существование статистической дискриминации, основанной на «статистическом предубеждении» работодателей. «Статистическое предубеждение» работодателей в отношении женщин строится на стереотипе о том, что все представительницы данного пола имеют одинаковые свойства и характеристики. Принимая решения о найме, работодатель стремится минимизироваться свои усилия по оценке реальных деловых качеств кандидатов и пытается угадать их вероятную производительность на основе минимального количества исходных данных. При прочих равных условиях он делает выбор, ориентируясь на свои стереотипные представления о данном кандидате как представителе определенной демографической группы. В частности, «если изначально работодатель считает, что женщины - худшие работники, чем мужчины, то он будет отдавать предпочтение мужчинам, независимо от индивидуальных профессиональных и семейных характеристик конкретного кандидата» .

Таким образом, элементы дискриминации просматриваются в том, что оценка конкретного работника происходит на основе критериев и стереотипов, которые сформировались для определенной группы людей. Статистическая дискриминация приводит к воспроизводству стереотипов и предпочтению работников - мужчин работникам - женщинам, несмотря на то, что они обладают одинаковыми характеристиками производительности, либо к снижению их заработной платы.