Налоги и цены. Обществознание


Как следует из предыдущей главы, введение нового или повышение действующего налога отражается на производителях двояко. В зависимости от ситуации и собственных возможностей они либо корректируют структуру и объемы производства и реализации товара (а может быть, и меняют вид деятельности), либо пытаются полностью или частично переложить налоговое бремя на покупателей путем повышения цен. В результате происходит замещение продукции или деятельности другими их видами, что позволяет уменьшить налоговые платежи.
Покупатели приобретают меньше товаров, ищут возможности заменить их другими, более дешевыми, что позволяет им при высокой эластичности спроса частично переложить налоговое бремя на продавцов. В свою очередь производители (или продавцы) при высокой эластичности предложения сокращают выпуск товара, заменяют его другим и тем самым перекладывают налоговое бремя на потребителей.
Описанная ситуация возникает достаточно часто, приводя к искажающему воздействию налога на производителей и потребителей. При этом введение или повышение налога, как правило, преследует цель увеличения налоговых поступлений в бюджет, но, с другой стороны, приводит к изменению структуры потребления реализуемых товаров и их производства, вынуждая производителей отказываться от выпуска подорожавшей, но нужной обществу продукции и осваивать выпуск другой, аналогичной продукции со сниженными эксплуатационными свойствами. Это значит, что теряется полезность продукции, снижаются ее качественные характеристики, в чем и проявляется искажающее действие роста налогов.
Различные варианты распределения налогов между производимыми (продавцами) и потребителями (покупателями) рассмотрены в работах Дж. Стиглица и Л.И. Якобсона.
Гораздо проще оценить влияние изменения налогообложения в условиях действия единого налога, но данный случай может иметь ограниченное применение, например в сфере малого предпринимательства. В большинстве случаев оценка влияния изменения элемента одного налога связана с тем, что оно влечет за собой изменения в условиях исчисления и распределения налоговой нагрузки по многим другим налогам, входящим в налоговую систему.
Приведем один из примеров оценки чистых потерь от введения і іалога (рис. 19.1), когда для производителя цена снижается с Ц0 до Цп, а для потребителя цена увеличивается с Ц0 до Цс. Тогда чистые потери потребителя будут представлены площадью треугольника ЛБЕ, а производителя - БСЕ. Если наклон кривой спроса меняется и она занимает положение Ср чистые потери потребителя будут оцениваться площадью треугольника АБД.
Количество товаров Tj - Т2 характеризует эффект замещения потребителями налогооблагаемых товаров. При этом в точке равновесия А с ценой Цс потребители находятся в худшей ситуации, чем при цене равновесия Ц0. Общие чистые потери представлены суммой площадей двух треугольников и зависят от эластичности спроса и предложения.
Бюджет получает налог НТ2, соответствующий площади прямоугольника ЦпЦсАС, за счет которого государство предоставляет общественные блага, тем самым возвращая потребителям налоговые затраты. Обезличенные потери налогоплательщиков - потребителей общественных благ составят АБД и СБЕ, которые будут больше за счет расходов на администрирование и доли тех общественных благ, которые не отвечают запросам потребителей.
Таким образом, создается избыточное налоговое бремя для производителя и потребителя, которое, по оценкам экономистов, растет значительно быстрее размера налога или его ставки.

Рис. 19.1. Чистые потери от вводимого налога и их распределение между потребителем и производителем:
Ц - цена: Т - товар: Н - налог; С - спрос; П - предложение

Еще по теме НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ:

  1. 17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
  2. ГЛАВА 19. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА

Ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36% . Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля , ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги и цены

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Переложение налогов — перенесение всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе . Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия , причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения : прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях , когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в и экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

Изучаемые вопросы.

Виды налогов: аккордный и количественный. Последствия применения потоварного налога на потребителя и производителя. Последствия применения НДС на потребителя и производителя.Последствия применения адвалорного акциза на потребителя и производителя.

В результате введения налогов и субсидий появляются стимулы для увеличения (уменьшения) производства и /или потребления.

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие.

Аккордный (паушальный ) - налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=соnst). Пример - плата за лицензию.

Количественный - налог , сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

Потоварный - налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = tQ . Пример - специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения , например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили в России).

Стоимостной - налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога.

Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = t ∙[РQ]. Однако данное выражение может быть записано в другом виде: Тх=[ t Р]∙ Q . В этом_случае налоговую ставку (t) можно интерпретировать как долю цены реализации, которая должна быть уплачена государству виде налога с каждой проданной единицы товара.

Внутри данной группы налога также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Рd) или производителя (Р s ) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго - НДС и налог с продаж.

Рассмотрим более подробно последствия применения потоварного налога, НДС и адвалорного акциза. Прежде всего, остановимся на общих положениях, касающихся всех видов рассматриваемых налогов.

Во-первых, все они приводят к тому, что после налогообложения цена, уплачиваемая за товар потребителем, оказывается выше цены, которую получает производитель . Действительно, если налог платит производитель, то после расчета с покупателем он должен часть цены товара перечислить в виде налога государству, то есть продавец получит меньше, чем заплатил потребитель.

Если же налог оплачивает покупатель, то после расчета с продавцом, он обязан еще некоторую сумму перечислить в виде налога, в итоге заплатив больше, чем получил производитель. Различия же трех видов налогов касаются только того, на сколько отличаются указанные величины.

Последствия применения потоварного налога

Пусть первоначально рынок товара находится в равновесии. Если первоначальная кривая спроса имела вид: , а кривая предложения: , то в таком случае равновесие до применения налога соответствовало решению следующей системы уравнений:

На графике равновесие установится в точке пересечения кривых спроса и предложения -. Равновесный объем составит ед. товара, а равновесная цена -.

Пусть правительство установило налог (per unit tax) в виде фиксированной суммы t (ден. ед.), отчисляемой с каждой единицы товара. Введение потоварного налога приводит к одинаковому результату независимо от того, кто непосредственно платит налог в государственный бюджет - потребители или производители товара.

Если потоварный налог уплачивают производители , то издержки производства каждой единицы продукции возрастут на величину потоварного налога. Предложение товара уменьшится, кривая предложения сдвинется из положения в положение (рис.1). Расстояние по вертикали между кривыми предложения и равно потоварному налогу t при любом объеме выпуска. Потребители покупают товар по цене =(цена потребителя), из которой производители уплачивают налог t за каждую единицу проданного товара. Фактическая цена, которую получают производители (фирмы) за каждую единицу товара, равна Рs = Рd – t. По цене Рs производители поставят на рынок товар в объеме единиц .


После применения налога (независимо от того, на продавца или потребителя он был наложен) возникает другая система уравнений:

(2)

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем , получим:

(3)

Приравняв уравнения системы, получим: a-b или ;

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога , а вычитая из налог t, получим «цену производителя»- Ps.

Упражнение 1.

Предложение авторучек в селе Замараево задается функцией, а спрос на них (количество, штук, P - цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждую проданную авторучку .

Определите:

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

·

·

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =70; Q1=150.

2. .

3.

4.

=3(Р-10)-60=3Р-90.

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

360-3Р = 3 P -= 6 P . = 75 (д. е.). Q 2 = 135(шт.). = Pd - это «цена потребителя», производитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q 2 t = 1350 д. е.

Tc = =(75-70)∙135=5∙135=675.

T Р ==675.

.

P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

Рассмотрим вариант, соответствующий введению потоварного налога на потребителей. В этом случае потребители снизят свой спрос на товар, и кривая спроса сдвинется вниз вдоль оси Р на величину налога t. Иными словами, потребители будут готовы приобрести такое же, как и прежде, количество товара только по цене на t ден. ед. ниже первоначальной.

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем получим

a-b()=.Определим цену, которую получит производитель после уплаты налога на производителя: .

«Цена потребителя» .

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2) или «цену производителя» в уравнение 2 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога.

Упражнение 2.

Функции спроса и предложения на рынке товара Х описываются уравнениями , . Государство вводит фиксированный сбор, взимаемый с покупателя в 5 ден. ед.

Определите:

· объем продаж и цену товара Х до и после введения налога;

·

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1.

. =7; Q1=23.

2. Излишки потребителей до введения налога составляли: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога составляли: PS1=

4.

=30-(Рs+5 )= 25 -Ps .

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

, = Ps = 6 (ден. ед.). Q 2 = 19 ед. Новая равновесная цена = P s - это «цена производителя», потребитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q 2 t = 19∙5=95 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей (площадь прямоугольника ) составит Tc = =(11-7)∙19=4∙19=76 ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей (площадь прямоугольника ) составит

T Р =95-76=19 ден. ед.

9. Излишки потребителей после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителей после введения налога: P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

В результате введения потоварного налога:

· сократится равновесный объем товара, реализуемого на рынке,

· повысится рыночная цена товара, Рd > Р1;

· потребители получат меньше товара и по более высокой цене;

· производители смогут реализовать меньший объем товара и по более низкой цене.

Общая сумма налога Т, поступающего в бюджет, равна Т=t∙. Хотя налог непосредственно платят продавцы, фактически он распределяется между покупателями и продавцами: потребители платят налог =, производители – налог . Распределение общей суммы налога Т между покупателями и продавцами зависит от эластичности спроса и предложения.

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена - будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs=, где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(4)

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя .

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Предложение товара В задается функцией, а спрос на него – функцией (Q - количество, штук, P - цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

Определите:

·

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . = 5 ; Q1= 3 .

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. 8- Pd =. Pd = = Pd - это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(5,23-5)∙2,77=0.232,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей T Р =1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: P S2=.

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

(5)


Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. P S = = Ps - это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙ Q 2 )=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей T Р =119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога:

Последствия применения адвалорного акциза

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.

В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(6)

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (РисТак как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя - Pd), а система уравнений (6) примет вид:

(7)

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» - Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd. Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя . В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

(8)

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.


Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

· налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно;

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd =25- P и Qs = 5 P -5 (P - цена, тыс. рублей; Q - количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

Определите:

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

25-P=5P-5. . .

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

11. Чистые потери общества от введения налога:

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.


12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . P s=4,8.

Новая равновесная цена = P S - это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей T Р =22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

18. Чистые потери общества от введения налога:

ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Предмет: Обществознание .

Тема: Налоги Фрагмент 2011 г. 11 класс

Вопросы для этой темы автоматически выбраны

программой Экзам L репетитор и задачник версия 12.2.1

. Правительство, снижая налоги

1. устраняет дефицит бюджета

+2. способствует подъему производства

3. ослабляет инфляцию

4. уменьшает внутренний долг

. Отметьте приведенном ниже списке прямые налоги

+1. налог на прибыль

2. таможенная пошлина

3. акциз

+4. налог на имущество

+5. подоходный налог

. Увеличение налогов на производителя

1. снижает расходы потребителя

2. увеличивает прибыль производителя

+3. снижает рост производства

4. увеличивает производительность труда

. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами.

-1. прямой налог

-2. косвенный налог

+1. подоходный налог

+2. налог с продаж

+2. акцизный сбор

+1. налог на наследство

+1. налог на имущество

+2. налог на добавленную стоимость

. Косвенным налогом является

1. подоходный налог

+2. таможенная пошлина

3. налог на имущество

4. налог на прибыль

. Среди терминов понятия «факторы формирования предложения», укажите относящийся к другому понятию. Цены на ресурсы, налоги, доходы потребителя, цены на комплектующие, число продавцов, технологии производства.

Ответ:доходы потребителя

. Для благосостояния государства, по мысли А. Смита, нужны:

а. ограничение личной инициативы

+б . мир

+в. легкие налоги

г. вмешательство государства в экономику

+д. терпимость в управлении

. Государство должно участвовать в экономике, как считал А. Смит, для того, чтобы:

а. обеспечить права собственности и экономической свободы

б . создать конкурентную среду через налоги и законы

в. обеспечить развитие жизненно важных, но невыгодных для частных лиц области экономики (транспорт, образование, медицина и т. п.)

+г . обеспечить все перечисленное выше

. Политическая партия

+1. участвует в борьбе за власть

2. является частью социальной структуры общества

3. определяет рыночные цены

4. взимает налоги с населения

. Предложение на рынке товаров и услуг в каждый конкретный момент времени формируют

1. продавцы

+2. покупатели

3. налоговая инспекция

4. банки

. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

+1. сдерживает экономический рост

2. увеличивает размеры кредитования фирм

3. усиливает социальное расслоение

4. ведет к снижению налогов

. Государство в условиях командно-административной экономики

+1. законодательно закрепляет господство одной формы собственности

2. разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3. вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4. предоставляет экономическую самостоятельность производителям

. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд. $». Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1. в 90-е годы XX в . в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли налоговые доходы

2. в стране Ф. во второй половине XXв . наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности

3. бюджет страны Ф. в 50-е гг. XXв . в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества

+4. в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны Ф.

К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, НДС, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей.

Налоги на производителей

Светуньков С.Г.

К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна - НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера прибыли и ухудшению состояния на предприятии. Почему же этот налог следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?

Очевидно, что любой налог на производителя приводит к изменению положения поверхности предложения в пространстве цена-объем-доход.

Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции - амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:

Р = Рo + P1. (1)

Такая постановка позволяет рассмотреть наиболее полно существующие налоги на производителей в трехмерном пространстве.

Налоги на имущество, на землю, на пользование природными ресурсами и многие другие способствуют увеличению размера первого слагаемого суммы.

Значительно большее количество налогов способствует увеличению второй составляющей цены - отчисления в многочисленные фонды социальной направленности (соцстрах, обязательное медицинское страхование и т.п.), налог на прибыль и акциз, НДС. В эту же группу налогов следует отнести и множество мелких налогов, исчисляемых от различных элементов себестоимости. В России это налог на содержание милиции, жилкомхоза и т.п.)

Для того, чтобы осуществить правильный анализ налогов на потребителей, необходимо вернуться к кривой предложения.

Хочу повторить, что поверхность предложения в пространстве объем-цена-доход проецируется на плоскость цена-объем именно на эту кривую, так как предложение в данном случае рассматривается как независящее от доходов потребителя. Случай активного маркетинга не рассматривается.

На рисунке 1 изображена эта кривая и тот ее вариант, когда налог берется от условно-постоянных затрат себестоимости.

При этом кривая сдвигается параллельно самой себе вправо на величину начисленных налогов Н1. Каковы будут последствия действия этого налога?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена - объем - доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости. С учетом того, что разбираемый случай является простейшим, такие построения будут сейчас излишними - по сравнению с построениями первых параграфов данной работы изменится лишь то, что поверхность предложения сдвинется вдоль оси цен параллельно самой себе.

Рисунок 1. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно постоянных затрат

При этом для товара повседневного спроса произойдет параллельный перенос равновесной кривой. Ее проекции будут смещены на плоскости объем-доход вправо вдоль оси доходов, на плоскости объем-цена - вдоль оси цены, а на плоскости цена-доход - по направляющей, проходящей под углом к этим двум осям.

Таким образом, налогообложение условно-постоянных затрат товаров повседневного спроса приводит к повышению их цен и изменению структуры потребления данного товара. При этом следует отметить, что части лиц с низкими доходами товар становится недоступным - их доходы не позволяют приобрести хотя бы единицу товара. Значит, реальный уровень благосостояния у этой группы лиц уменьшается и очень заметно. Часть лиц с высоким уровнем дохода увеличивает объемы потребления данного товара и платит за него несколько большую цену, чем ранее. Уровень благосостояния у этой группы также уменьшается, но практически незаметно для нее.

Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. Линия максимальных объемов поверхности спроса с увеличением цены имеет тенденцию к снижению величины объемов и стремится при этом к нулевым объемам. Поэтому параллельный сдвиг поверхности предложения вдоль оси цен приводит не только к смещению равновесной кривой вдоль оси доходов, но и к изменению ее конфигурации - уменьшаются и величины равновесных объемов.

Рисунок 2. Влияние налога на условно-постоянную часть цены продукции для товара, не являющегося необходимым

На рисунке 2 показана проекция равновесной кривой без налогообложения (сплошной линией) и при введении такого налога (пунктирной линией). Из графика данного рисунка со всей очевидностью следует, что данный вид налогообложения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, приводит как к уменьшению объемов производства и приобретения, так и к увеличению цен. Размеры этого увеличения или уменьшения вовсе не являются пропорциональными величинам налоговых ставок - поверхность спроса и поверхность предложения не линейны. Поэтому их сдвиг приводит к непропорциональному изменению месторасположения равновесной кривой.

Для отдельных производств этот тип налогообложения может оказаться губительным, особенно в том случае, когда объем спроса резко падает с увеличением роста цен, а производство не имеет мощных основных фондов.

Как повлияет на рыночное равновесие другой тип налогообложения - установление налогов, пропорциональных объему выпускаемой продукции? Вначале вновь надо построить кривую предложения на плоскости цена-объем и рассмотреть, как изменится вид и месторасположения кривой, а значит, и поверхности предложения в этом случае.

Рисунок 3. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно-постоянных затрат

На рисунке 3 изображена эта кривая, а также ее вариант в случае, когда налог берется в зависимости от части цены -условно-переменных затрат. При этом кривая, очевидно, начинается из той же точки Рo, что и ранее, но с увеличением объемов становится все более и более пологой, так как с увеличением объемов предложения увеличивается и сумма налога в цене.

Как скажется на рыночном равновесии такое действие налога?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена-объем-доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости пространства.

С учетом того, что разбираемый случай является более сложным, чем предыдущий, и не каждый читатель в состоянии представить себе ситуацию в уме, следует сделать эти построения графически. Читатель, который может это сделать самостоятельно, пропустит следующие ниже построения.

Для того чтобы получить искомое изображение на графике, воспользуюсь уже имеющимся опытом построения ряда параграфов первой части книги и теми результатами, которые в этой части были уже получены.

Алгоритм построений изображен на графике рисунка 4. Для облегчения восприятия моих действий, поверхность спроса выделена более жирными линиями, чем две поверхности предложения (одна из которых изображена пунктирной линией).

Рисунок 4. Влияние налога на условно-переменную часть цены товара первой необходимости и равновесная кривая

На рисунке 4 изображена поверхность спроса для товара первой необходимости, а также две поверхности предложения - без налога и с налогом на условно-переменную составляющую цены. Легко убедиться в том, что кривая рыночного равновесия изменила свое положение в пространстве цена-объем-доход - она стала более пологой относительно оси объемов и вытянутой вдоль плоскости цена-доход. Проекции этих двух кривых на ортогональные плоскости пространства объем-доход и цена-доход изображены соответственно на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из графика рисунка 5 видно, что равновесная кривая при налогообложении условно-переменной части цены в значительной степени изменила свой характер. Равновесные объемы потребления товара при этом в зависимости от дохода несколько уменьшились для группы лиц с невысокими доходами. Они же значительно увеличились для лиц с высокими доходами (пунктирная линия рисунка 5).

По сути, максимум проекции равновесной кривой на плоскость объем-цена стал значительно более пологим, чем до подобного вида налогообложения. Это означает, что максимальные объемы потребления этого товара значительно увеличиваются, что, естественно, влечет за собой и рост общего объема производства товаров первой необходимости, со всеми вытекающими из этого последствиями, рассмотренными мною в предыдущем параграфе.

Немаловажную информацию несет в себе и другая проекция равновесной кривой, а именно, проекция на плоскость цена-доход (рисунок 6). На рисунке вновь пунктирной линией изображена проекция равновесной кривой после обложения налогом, пропорциональным объему производимой продукции.

Рисунок 6. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из рисунка следует, что общий уровень цен данного товара значительно повысился. Если перемножить объемы товара (рисунок 5) на цены товара (рисунок 6), то полученное произведение будет характеризовать общий уровень расходов потребителей на этот товар. Легко убедиться в том, что он значительно возрос. Кроме того, уровень доходов, при котором интересы покупателя "переключаются" на другой товар C"tr также сместился C"tr > Ctr. Это значит, что изменяется и структура потребления - товары наукоемкие приобретаются в меньших размерах, чем товары материалоемкие.

Более сложной будет ситуация в случае, когда налоги на условно-переменную часть цены начисляются и берутся для товара, который не является предметом первой необходимости. В отличие от только что рассмотренного случая объемы на поверхности линии максимальных объемов для такого товара уменьшаются с увеличением цены и стремятся к нулю. Это означает, что с увеличением цены товара при таком налогообложении общие равновесные объемы приобретения уменьшаются (пунктирная кривая рисунка 7). Так как при малых объемах производства налог еще мал, то минимальная и максимальная величины доходов, при которых начинаются и заканчиваются приобретения, практически совпадают на равновесных кривых как в случае такого налогообложения, так и при его отсутствии.

В то же время максимум объема приобретения несколько сместился вправо вдоль оси доходов, а сама величина этого максимума уменьшилась.

Рисунок 7. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции для товара, не являющегося предметом первой необходимости

Это означает, что общие объемы приобретения данного товара уменьшаются. Как же обстоит дело с равновесными ценами? Ответ на этот вопрос можно найти на рисунке 8, на котором изображена проекция двух равновесных кривых на плоскость цена-доход.

Из рисунка легко увидеть, что равновесные цены увеличились. Причем, вновь, как и в предыдущем случае, минимальные и максимальные значения доходов не изменились. Увеличилась величина ценового максимума, который также сместился вправо вдоль оси доходов.

Анализируя два рисунка - 7 и 8 - можно выдвинуть любопытную гипотезу. Уменьшение объемов приобретения как бы компенсируется увеличением цен на товар. Или: если перемножить объемы приобретения на цены приобретения товара, не являющегося предметом первой необходимости, до введения данного налога и после их введения, а затем суммировать, полученные суммы будут незначительно отличаться друг от друга.

Это может означать следующее. Потребители на данный товар тратят одну и ту же сумму денежных средств при различных ставках налога на условно-переменную часть цены. Эта гипотеза, конечно же, нуждается в тщательной проверке, но теоретические модели, построенные только что, позволяют эту гипотезу выдвигать.

Рисунок 8. Проекции равновесных кривых на плоскость цена-доход для товара, не являющегося необходимым

На этом рассмотрение влияния того или иного способа налогообложения на производителей можно закончить. Конечно, в развитие предложений и посылок данного параграфа можно было бы рассмотреть указанные выше способы более подробно.

Я думаю, что можно было бы получить интересные результаты, если рассматривать не только принцип налогообложения, но и различные типы ставок этих налогов - пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.п. Это, однако, задача, которую можно будет решить в ближайшем будущем.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/