Социальная структура общества. Сословная структура общества

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже 19 – 20 вв .

Сословная и классовая структура российского общества. Начиная с середины XVI в. основу структуры российского общества составляли сословия. Они сложились как наследственные профессиональные группы населения и различались законодательно оформленными правами (привилегиями) и обязанностями. Несмотря на наследственный характер, сословия в России никогда не были абсолютно замкнутыми корпорациями. Всегда существовали возможности для перехода из одного сословия в другое.

К началу ХХ в. в России основными сословиями были дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. Со времен буржуазно-либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. шло постепенное уравнивание сословий в юридических правах, в силу чего сословная структура общества все более утрачивала свое социальное значение. Шел постепенный процесс ее размывания. В начале ХХ в. этот процесс распространился на самое многочисленное сословие – крестьянство.

К началу века в правах крестьянства мало что изменилось. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Бывшие крепостные получали личную свободу и большинство общегражданских прав, но оставались неполноправным сословием.

Только в 1905 г. были наконец отменены телесные наказания и сословные суды для крестьян. В 1906 г. крестьяне получили право свободно избирать род занятий и место жительства вне зависимости от согласия общинного схода.

Другим фактором размывания сословной структуры общества стало все более глубокое экономическое расслоение внутри каждого из сословий. Теперь место человека в обществе все более определялось не его сословной принадлежностью, а имущественным положением и способом его достижения (занятием предпринимательством, государственной службой, работой по найму, ведением собственного хозяйства), т.е. экономическими (классовыми), а не юридическими (сословными) признаками. Среди представителей любого из сословий можно было встретить представителей основных классов, характерных для буржуазного общества, – буржуазии и пролетариата. Окончательно сословия в России были отменены после падения самодержавия в 1917 г.

Классовая же структура российского общества в начале ХХ в. носила переходный характер – в ней одновременно существовали основные классы, характерные для капитализма (буржуазия и пролетариат) и для феодализма (помещики и крестьяне (см. крестьянство)).

Буржуазия быстро укрепляла свою экономическую базу за счет роста основных и оборотных капиталов предприятий в промышленной, торговой и финансовой сферах. В ходе проведения Столыпинской аграрной реформы (1906–1917) в состав этого класса вошло большое число кулаков (сельской буржуазии). Экономическая сила буржуазии не подкреплялась политическим влиянием.

В состав высшего государственного аппарата ее представителей включали редко, а выборные представительные органы (Государственная Дума, городские думы и земства) не имели широких полномочий и были подконтрольны исполнительной власти. Поэтому российская буржуазия в значительной мере была оппозиционно настроена по отношению к правительству.

Пролетариат в начале ХХ в. растет численно (15% от численности населения страны к 1914 г.). Но квалифицированные (обычно – потомственные) рабочие составляли лишь незначительную часть пролетариата. Труд таких рабочих сравнительно хорошо оплачивался. В подавляющем большинстве пролетариями были недавние выходцы из деревни, не имеющие квалификации и чуждые городской культуре. Вместе с неквалифицированными рабочими значительную часть пролетариата составляли также сельские батраки. Небольшой процент в этом классе составляла и городская прислуга.

Для неквалифицированных слоев пролетариата были характерны тяжелые условия труда и крайне низкое материальное обеспечение. Их зарплата была ниже прожиточного минимума. Семьи неквалифицированных рабочих жили в нищете. Общим для всех слоев пролетариата было выдвижение требований улучшения охраны труда и социального обеспечения в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Но правительство не уделяло внимания разработке рабочего законодательства, зато жестко боролось с проявлениями рабочего протеста. Поэтому рабочее движение в России носило политический, антиправительственный характер.

В начале ХХ в. реальной политической властью в России обладали помещики: среди членов Государственного совета помещики составляли 56%, среди министров – 58,8%, среди губернаторов – 70,9%. Однако экономическую базу они постепенно теряли. Большинство помещиков не смогли перестроить свое хозяйство на буржуазный лад и начали продавать или закладывать за долги принадлежавшие им имения. К 1915 г. заложенными оказались 60% имений.

Крестьянство в начале ХХ в., как и раньше, составляло подавляющую часть населения. Но оно оставалось самой малообразованной и политически слабо организованной частью общества. Для обеспечения всеобщего начального образования в России требовалось 300 тыс. школ. На деле же к 1908 г. существовало лишь 100 тыс. школ, а к 1914 г. – 150 тыс. школ, расположенных преимущественно в крупных населенных пунктах. Крестьянские дети часто не имели возможности посещать школьные занятия.

Значительная часть крестьян находилась в трудном материальном положении и периодически испытывала голод (чего уже давно не было в развитых странах). Предпринятые правительством меры (Столыпинская аграрная реформа) не изменили этого положения. Поэтому в среде крестьянства росли антиправительственные настроения. Но борьба крестьян за лучшие условия жизни сводилась в основном к поджогам и потравам помещичьих и кулацких хозяйств и не носила организованного характера.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Сословие социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами .И соответственно расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

Социальная стратификация

Термин «стратификация » происходит от латинского stratum — слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию . У различных авторов понятие «страта» нередко подменяется иными ключевыми словами: «класс», «сословие». Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основа стратификационной структуры (социальной структуры общества) — естественное и социальное неравенство людей . Однако способы организации неравенства различны. Каковы те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества?

К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества — обладание собственностью . Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически к двум уровням : класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс , лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию , некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.

Вот почему М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование . Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования, а также по некоторым другим. Можно, видимо, утверждать, что эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать воспроизводство социальных связей, а также направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Каковы механизмы , поддерживающие иерархическую структуру общества? Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначальнобылонайдено простое решение: рожденный в семье раба должен остаться рабом, в семье дворянина — представителем высшего класса. Вся система социальных статусов (право, армия, суд и церковь) следили за соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой : либо силой оружия, обладание которым было исключительным правом высших слоев; либо силой религии , имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей; либо силой соответствующих законов, норм, обычаев , на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию (структуру).

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхними и нижними слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода .

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее был также склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти не беспределен. По его мнению, существует точка насыщения, дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы сдерживания пагубной тенденции: либо проводятся реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации (структурой общества). Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации прежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношениях к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию , самореализации, самоутверждению, а общество — единственного энергетического источника развития .

Плодотворной представляется идея, высказанная еще Г. Зиммелем о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя , или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость , несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата , сколько нейтральной позицией большинства , в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая 55-60%. На социальной лестнице он размещается между элитой (верхами) и рабочими либо социальными низами. Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В развитых странах в XX в. происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 2000 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Трудовое общество уходит в прошлое, ему на смену идет общество досуга.

Средний класс играет в обществе особую роль , образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость . В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярковыраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

  • совокупность социальных групп , занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами ;
  • экономически независимая часть общества , уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;
  • наиболее квалифицированные, социально активные граждане , способствующие прогрессивному развитию общества;
  • основные носители общественных интересов , национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения .

Социальная мобильность

Мобильность (фр. mobile) — подвижность. Нас интересует социальная (общественная) мобильность процесс изменения субъектом общественной жизни своего социального статуса , продвижение его по карьерной лестнице.

Термин «социальная мобильность» введен в социологию
П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая (индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т. д. или теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.);
  • горизонтальная -перемещение индивида или группы в пределax одного социального слоя;

Межпоколенная мобильность предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.

Внутрипоколенная социальная мобильность предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой (специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность). Иногда этот процесс сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.

Изучая структуру социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются и мужчины;

  • групповая — целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер;
  • индивидуальная -отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении.

В современном развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой , а индивидуальный характер. Поднимаются определенные личности , способные преодолеть притяжение своей социокультурной среды. Это не просто, хотя и рабочий может в принципе подняться до министра. (Особо показателен опыт СССР: М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, В. В. Путин).

Вряд ли есть такое общество, страты которого не пропускали бы в себя отдельные единицы. В современном обществе передвижение по вертикали возможно. Однако этот переход всегда сложен ! Если бы мобильность была свободной, то в обществе не было бы социальных страт, считал П. А. Сорокин. Оно напоминало бы здание без потолка и стен.

Вместе с тем все общества стратифицированы. В них есть определенное «сито» просеивающее индивидов и позволяющее некоторым подняться вверх, оставляя других в нижних слоях. Роль сита выполняют социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, проверяющие каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается.

Так, система образования обеспечивает не только первичную социализацию личности, но и выполняет роль своеобразного лифта , который позволяет наиболее способным подняться вверх .

Политические партии формируют политическую элиту, институт собственности укрепляет класс собственников, институт брака позволяет подняться даже при отсутствии интеллектуальных способностей. Однако мало подняться. Надо закрепиться в страте т. е. принять ее образ жизни и вписаться в ее социокультурную среду, принять нормы , принципы .

Этот процесс труден , болезнен, так как требует большого психического напряжения и часто чреват нервными срывами . Человек может навсегда остаться изгоем там, куда стремится или попал волею судьбы.

Если социальные институты — «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда вырвавшийся из низов будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он останется за дверью, ведущей в саму страту, что чревато нервно-психическими срывами.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз . Утратив право, обеспеченное капиталом, жить в верхних слоях , человек не способен открыть дверь в другую страту с другой социокультурой и отсюда — конфликт .

Маргинальность

Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологии маргинальностью.

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.

Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентаций. Кроме того, сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляющие отбор своих и отторжение чужих. Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой среде. Тогда он как бы застревает между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой социальной среды он чужой — «мещанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим новым положением; для него новая среда — чужая. Нередко он становится объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргинальность — понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например, беженцы.

Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. Естественная маргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. Вынужденная массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

Социальная структура (стратификация) современного российского общества

Структура российского общества XXI в. существенно изменилась. Вместо советской трехчленки (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция) появилось несколько реальных многочисленных слоев населения, новых страт, прежде всего в результате экономических реформ 1990-х гг. В ходе их проведения «просели» отрасли ВПК и быстро выросли финансовая сфера, частный сектор. Решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Сформировались социальные субъекты, соответствующие по своим профессиональным и личностным качествам требованиям рыночной экономики. По мнению Т. И. Заславской, структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс) . При этом структура работающего населения на начало января 1997 г. в процентном соотношении выглядела следующим образом: доля элит составляла не более 1%; верхний слой — 5-6%; средний — 66%; нижний — 10%. Процентное соотношение представителей социального дна не определялось, так как данную категорию граждан, по мнению Т. Заславской, вряд ли следует включать в работающее население.

Среди российских граждан велико желание быть не хуже других, даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому на вопрос: «К какому социальному классу вы себя относите?», 55% ответили — к среднему. Тогда как реально она составляет всего 25-30%.

Особенностью социальной структуры совершенного российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25-30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно-технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России в силу различных причин эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализоваться как средний класс.

По данным Института комплексных социальных исследований, в 2008 г. 46,9% россиян отнесли себя к тем слоям, которые в результате реформ проиграли и не сумели приспособиться к новым условиям. Этих людей условно можно отнести к маргиналам. Треть опрошенных остались при своих и лишь 6,8% считали себя победителями.

Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет примерно 30-40, т. е. наиболее состоятельные в 30-40 раз богаче бедных. Для сравнения в СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах 5-7. Бедная Россия в 2008 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.

Н. Е. Тихонова выделяет в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт.

1. Бедных, состоящих из:
  • люмпенизированных низших слоев , включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие» ) и 2-ю структуру (собственно бедные) ;
  • пограничной 3 -й социальной структуре , балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся» , которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.
2. Медианный класс
  • включающий 4-ю социальную структуру (условно названную «малообеспеченные» и являющуюся медианной по сткрутуре российского общества в целом практически по всем показателям).
3. Средние слои, включая:
  • нижний средний класс — 5-6-я страты;
  • собственно средний класс — 7-8-я страты.
4. Богатых, состоящих из:
  • пограничной 9 -й страты (условно названной «верхний средний класс» );
  • высших слоев , в том числе 10-й страты (собственно богатые) и 11-й страты (элита и субэлита) .

Как видим, модель стратификации (структуры) российского общества по уровню жизни уже сформировалась и приняла устойчивые формы .

В рамках этой модели две нижние страты (1-я и 2-я) объединяют около 20% россиян. Это люди, находящиеся по их реальному уровню жизни за чертой бедности, а по показателям индекса уровня жизни их характеризуют минусовые значения, однозначно свидетельствующие о депривации. Не случайно 61% группы, оценившей свои возможности удовлетворения трех базовых потребностей (в питании, одежде и жилье) как плохие, относились именно к этим стратам, а еще четверть — к 3-й страте , которая объединяет россиян, балансирующих на грани бедности, и то сползающих за эту грань, то чуть поднимающихся над ней. Таковых сегодня 14%. К сожалению, в России сформировался новый для нее класс бедных, катящихся в андеркласс (люмпенов и маргиналов), но самое плохое, что молодежь из этого класса не имеет никаких шансов выбиться за пределы низшего класса.

Четвертая социальная структура соответствует уровню малообеспеченности . Именно этот уровень жизни является и медианным (серединным), и модальным (т. е. наиболее типичным) в сегодняшней России , что чувствуют и сами ее представители. Среди них доминирует оценка своего социального статуса как удовлетворительного (2006 г. — 73%), а остальные практически поровну разделились на тех, кто оценивает его как хороший и как плохой. Уровень жизни этого наиболее массового слоя российского общества, объединяющего четверть всех россиян , задает и тот стандарт потребления , который воспринимается россиянами как минимально приемлемый прожиточный минимум, заставляющий жить впритык. В процессе сползания основной массы россиян от малообеспеченности к бедности в ближайшие 5-10 лет медианный класс разделится на более благополучную часть, которая вольется в нижний средний класс, и менее благополучную (пенсионеров, малоквалифицированных работников), которая пополнит низший класс.

Социальные структуры же с 5-й по 8-ю — это средние слои , благосостояние которых имеет значимые различия между собой, но которые в любом случае могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне (35% российского общества ).

9-10-я страты объединяют тех, кто с точки зрения подавляющего большинства россиян может считаться богатым . Их отличительной чертой выступает ощущение себя хозяевами собственной жизни. Таковых 5-7%.

Численно эти классы общества представлены в нем следующим образом (табл. 1):

К вышепредставленной европейской структуре, опускаясь в российскую действительность, необходимо добавить некоторые социальные слои: инженерно-технических работников, гуманитарную интеллигенцию, военнослужащих, заключенных, беженцев и др.

Структура среднего класса российского общества (2006 г.)

Определяя основные слои современного российского общества, к средним слоям мы отнесли нижний средний класс , охватывающий 5-ю и 6-ю страты и собственно средний класс — 7-8-ю страты (12% от общества). Именно его стандарт жизни воспринимается большинством населения России как некий средний стандарт нормальной жизни. При этом наметилась тенденция сползания 5-й страты нижнего среднего класса к медианному классу (4-я социальная структура) и движение трети представителей 6-й страты вверх к 7-й страте. Разрыв между 6-й и 7-й социальными структурами будет сокращаться, и 6-я социальная структура войдет в 7-ю. За счет чего средний класс составит примерно 15% населения.

Социологические исследования 2006 г. показали, что всеми тремя объектами собственности (квартира, машина, дача) владеют 10% представителей 5-й страты, 23% — 6-й и 30% — 7-й страты. Нет ни одного критерия у 4% 5-й страты и 1% — у 6-й. Подобная картина наблюдается и по другим сторонам жизни (повышение по службе, образование, доход, открытие собственного дела и др.). Еще более убедительны различия по уровню жизни представителей нижнего среднего класса (5-я и 6-я страты) и собственно среднего (7-я и 8-я страты). Последние были более активны, предприимчивы, состоятельны, добились в жизни большего: приобрели дорогостоящие товары, пользовались платными образовательными, медицинскими услугами, с оптимизмом смотрят на будущее своих детей.

В борьбе за повышение доходов средние классы все больше сосредоточиваются в госсекторе (58% их представителей), учитывая, что работа в госсекторе обеспечивает гораздо большую степень социальной защищенности, при этом давая возможность получения сравнительно высоких для России доходов. Это позволяет утверждать, что представители средних классов занимают сегодня наиболее привлекательные производственные позиции . Среди них нарастает доля работников госуправления, и падает доля работников сельского хозяйства.

К этому стоит добавить, что представители средних классов лучше «добывали» дополнительный доход, работая по совместительству или переквалифицируясь при необходимости. Они более активно улучшали свое материальное положение, используя банковский кредит и другие финансовые операции, экономическую рациональность, позволяющую им планировать свои ресурсы и получать максимальные дивиденды от собственной активности. Находясь как бы на стыке принципиально различных классов бедных и богатых, средние классы выполняют важную интегрирующую функцию в структуре обществе.

Таким образом, около трети россиян находятся либо за чертой бедности , либо на этой черте с риском при малейшем ухудшении макроэкономической ситуации или каких-то семейных проблемах окончательного сползания в бедность. Около четверти пребывают в состоянии малообеспеченности. Примерно треть населения может, хотя и с некоторой долей условности, считаться российским аналогом среднего класса . И, наконец, верхние 5-7% составляют те, кого сами россияне считают богатыми.

Причем уровень материальной обеспеченности представителей различных страт чаще всего соответствует другим показателям их социального статуса: объему власти, уровню образования и квалификации, особенностям производственных позиций, престижу, мировоззрению, стилю жизни, кругу общения.

Суммируем результаты, полученные при рассмотрении средних классов в структуре российского общества . Во-первых, с точки зрения их экономического положения оба средних класса отличаются от нижестоящих классов тем, что они имеют определенный экономический ресурс (в виде собственности или различного рода сбережений и инвестиций), а также достаточно средств для появления в массовом масштабе стилевых различий потребления. Более того, начиная с этих классов перестает фиксироваться тенденция деградации их имущественного и личностного потенциала, характеризующая ситуацию остальных классов. В отличие от бедных и медианного класса им удалось использовать те новые возможности , которые предоставил переход к рыночной экономике. Причем особенности используемых ими стратегий улучшения своего материального положения, а также особенности их экономического сознания и поведения в целом качественно отличаются от ситуации в двух низших классах и дают основания предполагать, что различия эти будут достаточно быстро нарастать.

Однако при этом нижний средний и средний классы заметно различаются как объемом имеющихся у них экономических ресурсов , так и возможностями стилевых трат. Более того, различается у них и динамика их благосостояния. Особенно наглядно эти различия проявляются в ситуации в нижнем среднем классе, где при близости по многим параметрам нынешней ситуации в составляющих его 5-й и 6-й стратах, между ними фиксируются расхождения в тенденциях изменения их положения. Это позволяет предполагать не столько сближение между собой нижнего среднего и среднего классов в будущем, сколько дальнейшее углубление различий между различными слоями нижнего среднего класса, в результате чего, видимо, 6-я социальная структура в значительной части войдет в состав собственно среднего класса, который расширится при благоприятном развитии событий примерно до 15% населения. Остальные примкнут к нижнему среднему классу, который также расширится, вобрав в себя часть представителей 6-й страты, 5-ю страту и часть медианного класса.

Вообще же надо сказать, что при работе с данными, характеризующими жизнь различных слоев в структуре российского общества, выделенных по шкале «бедность — богатство», нельзя не поражаться той энергии, с которой люди сопротивляются крайне неблагоприятным для них обстоятельствам, той без преувеличения титанической борьбе за жизнь и право на будущее, которую год за годом ведут десятки миллионов наших сограждан . Ведут в тяжелейших условиях, подчас — уже из последних сил, но все же сопротивляясь угрозе оказаться в омуте все глубже засасывающей бедности и деградации. И не случайно страх ухудшения материального положения оказывается основным страхом не только низших, но и средних классов — дело здесь не в невозможности в этом случае купить лишнюю вещь или сходить лишний раз в кино. Проблема гораздо глубже. Видимо, даже относительно благополучные пока граждане нашей страны чувствуют, хотя, может быть, и не всегда осознают , что за какой-то очень близкой для подавляющего большинства из них чертой начинается то сначала плавное, а потом все ускоряющееся скольжение в пропасть бедности и нищеты, вырваться из которой почти невозможно.

С учетом анализа и других материалов вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. К 2000 г. в России в основном сформировалась качественно новая , предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны, и полудеклассированных наемных работников — с другой , при весьма тонком и неустойчивом среднем классе , который точнее было бы назвать средним социальным слоем.

2. Глубочайший , не имеющий аналога в современных индустриальных странах характер приняла стратификация общества по имущественному благосостоянию . В основном разрушена и превращена в разрозненные фрагменты частного милосердия и ведомственного вспомоществования государственная система социальной защиты россиян, что создало все предпосылки для люмпенизации массы населения страны.

3. Поляризация не ограничивается социально-массовыми и имущественными срезами общества, а по ряду направлений прошла через систему отношений: власти — масса, властные структуры Центра — властные структуры регионов, город — деревня, этнос — этносы» и т. д. Расслоение проходит также внутри класса буржуазии (национальная буржуазия — компрадорская буржуазия), наемных работников (в связи с той или иной формой собственности) и, более того, раскалывает общество на правопослушную часть и быстро разрастающийся криминалитет; на относительно благополучных , имеющих жилье и работу, и на интенсивно умножающихся социально обездоленных . В силу этого антагонизация российского общества приняла характер и чревата либо его взрывной, либо ползуче-тихой дезорганизацией.

В процессе развития социологии сложилось множество подходов к классификации обществ. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют

    тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

    демократические (население может влиять на государственные структуры)

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, основой которой является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются пять типов обществ:

    первобытнообщинное общество , которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

    рабовладельческое общество , специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

    феодальное общество , основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

    буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

    коммунистическое общество , которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества .

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Индустриальное общество - в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества . Основой преобразования индустриального общества в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

Другая типология делит все общества на простые и сложные . Критерием выступает степень социального расслоения.

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Существует множество подходов к классификации типов общества. При этом среди них не существует единственного общепризнанного.

Сословия - это сформировавшиеся в обществе группы, наделенные правами и обязанностями, прописанными в законе и переходящими по наследству. Сословная структура общества подразумевает, что человек зависит от своей принадлежности к тому или иному классу. Эта зависимость предусматривает определенный круг обязанностей, общения, нормы поведения и даже одежду. При этом переход в вертикальном направлении невозможен: человек рождается и умирает в одном и том же звании, принадлежащем его предкам. Это же звание передается и будущим поколениям.

Общее понятие

Сословная структура общества в России начала формироваться в XVI веке. Процесс происходил параллельно концентрации земель вокруг Москвы.

Следует также обратить внимание на то, какому типу социума присуща сословная структура общества. Тип последнего при этом относится к традиционным, то есть таким, который основан на традиционных ценностях. Именно в таком обществе формируются стойкие группы людей или сословия.

Сословная структура общества включала в себя привилегированные сословия и зависимые. К первым из них следует отнести служилых и духовенство. Все же остальные являлись зависимыми.

Рассмотрим подробнее, какие сословия существовали в прежние времена, и чем они отличались друг от друга.

Служилые люди

Под служилыми понимались все, кто служил государству. Они делились на две группы:

  1. Служилые «по отечеству» - у них служба передавалась по наследству.
  2. Служилые «по прибору» - в эту категорию могли попасть все свободные люди.

Сословие служилых «по отечеству» имело множество градаций внутри. Оно разделялось на:

  • Думные чины. Это бояре, окольничие и думные дворяне.
  • Чины московские. Это спальники, сотники, стряпчие, жильцы, московские дворяне.
  • Чины служилые выборные дворяне, а также боярские дети.

Думные чины составляли Боярскую думу. Чины московские именовались «ближними людьми», их названия указывали на обязанности их обладателей. Спальники раздевают царя, стольники обслуживают царские пиры, стряпчие держат скипетр, жильцы отправляются с посылками. Московские дворяне получили поместья еще при Иване Грозном, они обязаны были исполнять царские поручения.

Чины служилые городовые - это провинциальное дворянство. Выборные дворяне несли трудную военную службу. также были заняты государственной службой.

В категорию служилых «по прибору» мог попасть любой свободный человек. К ним относились стрельцы. Особое подразделение составляли пушкари и затинщики. Рейтары, драгуны, пограничные казаки также относились к этому сословию. Служилым «по прибору» предоставлялось земельное владение, правда, в коллективном порядке.

Духовенство

Сословие духовенства делилось на черное (монашество) и белое (его представители могли иметь семью). Все сословие насчитывало примерно миллион человек.

В Русская церковь стала автокефальной, то есть независимой от других. Первым патриархом ее был Иов. Выбор его принадлежал церковному собору, но на деле кандидатура определялась царем.

В XVII веке в Русской православной церкви было 12 архиереев. Епископов выбирали с помощью жребия. У них были свои дворы, слуги, стрельцы. Епископы платили ренту, размер которой определялся богатством прихода. Самой обеспеченной на то время считалась Новгородская епархия.

В описываемый временной период на Руси существовало около 500 монастырей. Некоторые из них были известны благодаря чудотворным иконам и подвижникам. К ним относятся Троице-Сергиев, Чудов, Сергиев, Новодевичий. Нередко они выполняли политическую роль, превращаясь в центры противостояния иностранным захватчикам. Благодаря крупным земельным владениям, многие монастыри стали хозяйственно-экономическими центрами.

Если рассматривать сословную структуру общества 17 века, то среди белого духовенства выделялись следующие группы:

  1. Дьяконы. Они были священниками низшего ранга.
  2. Священники - служители церквей более высокого ранга.
  3. Протопопы. Они являлись настоятелями храмов. В наше время им соответствуют протоиереи.

Итак, мы рассмотрели привилегированные группы людей в сословной структуре общества. Традиционное обществотого времени включало в себя и зависимое население.

Посадские люди

Говоря о сословной структуре российского общества, следует назвать группу посадских людей. Эта категория разделялась так:

  • чины посадские московские - гости, сотни, черные слободы;
  • люди посадские городовые - лучшие, середние и молодшие люди.

Первая группа являлась купеческой верхушкой. В эту группу входили различные торговцы, которым царь пожаловал звание «гостя». У этих людей были различные привилегии, они могли свободно выезжать за пределы Московского государства, приобретать вотчины. Но кроме привилегий, имелись и обязанности. Гости должны были быть целовальниками, оценщиками, закупали материалы для государственных нужд.

Посадские люди платили «государеву подать» и многие другие налоги, называемые тяглом. А само население именовалось тягловым. Оно делилось на черные сотни и белые слободы. К первым относились простые посадские люди, занятые ремеслом, торговлей, промыслами.

А селились в городах, занятия их были такими же, как и у черных сотен, но они были феодально-зависимыми от своего владельца, которому платили подать. Посадские люди устраивали серьезные волнения из-за своего тяжелого положения, поэтому в 1649 году белые слободы были ликвидированы.

По имуществу посадские люди подразделялись на лучших, середних и молодших.

Люди уездные тяглые

  • на черносошных, обладавших личной свободой, хозяйство основывавших на государственной земле, которую могли передавать по наследству, живших общинами и плативших огромные подати;
  • владельческих или феодально-зависимых.

Среди историков существуют две теории насчет закрепощения крестьян. Первая, указная, говорит о том, что закрепощение началось после указа Федора Иоанновича. Безуказная теория утверждает, что подобного указа не было, а процесс закрепощения крестьян происходил постепенно по причине долговой кабалы. Сторонники той и другой теории спорят до сих пор, единого мнения по этому вопросу так и не появилось.

Холопы

  • на докладных холопов - обычно они служили ключниками, то есть управляющими феодальных хозяйств;
  • боевых - несли военную службу;
  • кабальных, которые из свободных людей переходили в услужение;
  • задворных - они жили «за двором» помещика, работали на его земле, получали от него продукты;
  • деловых людей - они вели самостоятельное хозяйство.

Постепенно холопство и крестьяне сливались, превращаясь в одну сословную группу.

Гулящие люди

Это самая разнообразная по составу категория людей в сословной структуре общества. Их еще называли вольными. Эта группа выходила за сословные рамки, и в нее могли попасть люди из любого слоя. У гулящих людей не было своих наделов. Некоторые из них шли к тяглым людям на работу. Таких работников называли соседями, подсоседниками, захребетниками. Другие не имели ни конкретных занятий, ни места жительства. Государство боролось с этой категорией населения, поскольку вольные люди принимали участие в бунтах.

Итак, мы рассмотрели сословную социальную структуру общества в России в XVII веке и охарактеризовали все существующие в это время сословия.

Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.

Служилые «по отечеству» (происхождению):

· думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки);

· чины московские (жившие в столице бояре и дворяне, занимали административные и военные командные должности, – стольники, стряпчие);

· чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские);

· основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).

Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью.

В единое сословие всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы.

Православное духовенство, делившееся на два чина – черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа.

Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т.д.). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).

Гости и члены гостиной и суконной сотен – привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д.

Тяглые люди – основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих – живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Помимо государственных налогов, частновладельческие и монастырские крестьяне несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги.