Освобождение от обязанностей налогоплательщика действует для. Освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате ндс

С.Б. Константинова ,
главный бухгалтер
Эколого-просветительского Центра «Заповедники»

Глава 21 НК РФ « Налог на добавленную стоимость» определила одним из объектов налогообложения безвозмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказанных услуг, что привело к необходимости уплаты НДС для многих некоммерческих организаций . Под льготируемые операции подпадают лишь немногие виды деятельности, осуществляемые некоммерческими организациями . Однако существует много организаций , которые имеют незначительный объем операций. Для них Налоговым кодексом (далее - НК РФ) предусмотрено освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Данное освобождение предусмотрено статьей 145 НК РФ.

Основными регламентирующими документами являются:

  1. Глава 21 « Налог на добавленную стоимость» НК РФ
  2. Методические рекомендации по применению главы 21 « Налог на добавленную стоимость», утвержденные Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447
  3. Приказ МНС РФ от 4 июля 2002 года № БГ-3-03/342
Согласно вышеуказанным документам любая организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этой организации без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

В настоящее время существует всего три ограничения на получение освобождения от уплаты НДС:

  1. За три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации (без учета налога и налога с продаж) превысила в совокупности один миллион рублей.
  2. В течение трех предшествующих последовательных месяца организация реализовывала подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье.
  3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 статьи 145 не применяется в отношении ввоза товаров на территорию Российской Федерации, т.е. импортных операций.
До 1 июля 2002 г. процедура получения освобождения носила разрешительный порядок, т.е. организация подавала в налоговую инспекцию по месту регистрации документы, а налоговый орган в течение 10 дней обязан был рассмотреть полученные документы и вынести свой вердикт. В настоящее время предусмотрен уведомительный характер получения освобождения. Фактически это означает, что если организация хочет освободиться от уплаты НДС и она отвечает всем условиям, необходимым для получения освобождения, она не обязана получать разрешение налогового органа на получение освобождения от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

Для получения освобождения организация должна подать заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 145 НК РФ. Данными документами являются:

1) выписка из бухгалтерского баланса о подтверждении объема выручки;

2) книга продаж за три предшествующих последовательных месяца;

3) копия журналов полученных и выданных счетов-фактур.

Потребовать какие-либо другие документы налоговые органы не вправе.

В настоящее время не существует каких-либо официальных разъяснений касательно формы и содержания выписки из бухгалтерского баланса. Однако в некоторых периодических изданиях со ссылкой на МНС России говорится, что выписка из бухгалтерского баланса - это не бухгалтерский баланс (форма № 1), а Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Именно этот документ и подтверждает объем выручки организации.

Что касается копий журналов счетов-фактур, то в налоговую инспекцию необходимо представить не просто опись счетов-фактур, но и ксерокопии самих счетов-фактур.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Пример.

Выручка без учета НДС и налога с продаж Благотворительного фонда «Помощь инвалидам» за три предшествующих календарных месяца составила 520 тыс. рублей, в том числе в июне - 230 тыс. руб., в июле - 210 тыс. руб., в августе - 80 тыс. руб. Организация должна подать заявление и документы, необходимые для получения освобождения до 20 сентября с тем, чтобы НДС за сентябрь не уплачивать.

В том случае, если 20 число попадает на выходной, то последний день подачи документов переносится на понедельник.

Организация имеет право послать уведомление по почте заказным письмом. Однако она должна это сделать за шесть дней до даты, предусмотренной НК РФ (т.е. 14 числа того месяца, в котором организация перестала подсчитывать НДС).

Форма уведомления об использовании права налогоплательщика на освобождение от исчисления и уплаты НДС утверждена приказом МНС России от 04.07.02 № БГ-3-03/3442. Пример заполнения данного уведомления приведен ниже.

УВЕДОМЛЕНИЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА,
СВЯЗАННЫХ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГА
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляю об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, БФ «Помощь инвалидам» (наименование, Ф.И.О. налогоплательщика - заявителя) на двенадцать последовательных календарных месяцев, начиная с 1 сентября 2002 г. (число, месяц, год)

  1. За предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 520 тыс. рублей, в том числе в июне - 230 тыс. руб., в июле - 210 тыс. руб., в августе - 80 тыс. руб. (указывается помесячно)
  2. Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на __ листах: 2.1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) (в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера), на 1 листах.

    2.2. Выписка из книги продаж на 3 листах.

    2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) на ____ листах.

    2.4. Копии журналов полученных и выставленных счетов - фактур на _20_ листах.

  3. Деятельность по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение 3-х предшествующих последовательных календарных месяцев отсутствует. Руководитель организации,
    индивидуальный предприниматель:

    __________________Куликов В.О.
    (подпись Ф.И.О.)

    Главный бухгалтер

    ___________________Ларина Т.А.
    (подпись, Ф.И.О.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Линия отрыва

Отметки налогового органа о получении уведомления и документов:

Получено документов ______________
(число листов)

« ____ » __________ 200 __ г. ______________________________________________________
(дата) (подпись, Ф.И.О. должностного лица налогового органа)

Следует отметить, что в данном документе предусмотрена отрывная часть об отметке налогового органа о получении уведомления и документов. Этот корешок является для организации разрешительным документом для получения освобождения. Однако бывают случаи, когда налоговые органы принимают любые документы от организаций только в почтовый ящик, установленный в налоговой инспекции. В этом случае необходимо в налоговой инспекции узнать телефон общего отдела, регистрирующего поступившую корреспонденцию, и, позвонив туда, выяснить входящий номер ваших документов.

Особое внимание хотелось бы уделить расчету выручки от реализации, отражаемой в уведомлении.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения статьи 145 НК РФ следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации, как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и не облагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Арбитражная практика подтверждает, что при определении выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, необходимо учитывать все виды доходов налогоплательщика - как облагаемые НДС, так и освобожденные от его уплаты (Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 14 мая 2002 г. дело № А44-2858/01-С9-к).

В то же время в целях настоящей статьи в сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности.

В налоговую базу не включаются авансы и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ).

В том случае если организация применяет учетную политику по оплате при определении налоговой базы по НДС, то при расчете выручки принимается только оплаченная выручка, так как в пункте 50 Методических указаний говорится о выручке «фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами».

Спорным моментом также является, за какие три месяца считать выручку. Налоговые органы придерживаются мнения, что выручку необходимо считать за каждые последовательные три месяца, т.е. выручка за один и тот же месяц будет учитываться дважды. В этом случае предполагается, что налогоплательщик должен определять право на освобождение ежемесячно. Однако налогоплательщики иногда рассуждают по-другому. Они рассчитывают выручку за каждые три последовательных месяца в квартале. В настоящее время арбитражная практика поддерживает данную точку зрения налогоплательщиков. Поскольку арбитражные суды исходят из того, что порядок расчета выручки четко не прописан. И поэтому такие дела решаются в пользу налогоплательщика.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Исключением является утрата права на освобождение в соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ. Основаниями для утраты права на освобождение являются:

1) превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца одного миллиона рублей в течение периода, в котором организация использует право на освобождение;

2) в течение периода, в котором организация использует право на освобождение, она осуществляла реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

В случае если в организации имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, то она утрачивает право на освобождение до окончания периода освобождения. Т.е. если организация имела право на освобождения с 1 сентября 2002 г. и сумма выручки за три предшествующих месяца в марте 2003 г. превысила 1 млн. руб., то организация утрачивает право освобождения от уплаты НДС с 1 марта по 31 августа 2003 г. Начиная с сентября 2003 г. организация имеет право подать новое уведомление об освобождении от уплаты НДС при соблюдении необходимых условий.

В случае если организация не подала соответствующие документы в налоговую инспекцию, данные документы содержали недостоверные данные либо организация не соблюла условия, при котором она теряет право на освобождение, налоговые органы имеют право требовать восстановление и уплату НДС с взысканием с организации штрафных санкций и пени.

По истечении 12 месяцев, в течение которых организация имела права на освобождение от уплаты НДС, в случае если организация намерена оставить за собой это право, она уведомляет налоговые органы о продлении освобождения. Для этого организация предоставляет в налоговую инспекцию следующие документы:

1) документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

2) уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Следует подчеркнуть, что с момента получения освобождения по уплате НДС все счета-фактуры должны выставляться без НДС. В противном случае сумма НДС подлежит уплате в бюджет. Соответственно ваши партнеры не смогут учесть сумму НДС к вычету. Этот момент следует учесть при принятии решении об освобождении от уплаты НДС.

Если организация использует освобождение, то суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) к вычету принять нельзя. Их нужно включить в себестоимость приобретенных товаров (работ, услуг).

Суммы НДС, принятые к вычету до использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренного ст. 145 НК РФ, по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но которые не были использованы, подлежат восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании данного права.

У организаций может случиться ситуация, когда она приобрела товары, используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но которые не были использованы до того, как начала использовать право на освобождение.

В такой ситуации сумму «входного» НДС по приобретенным товарам, принятую к вычету, следует восстановить и включить в стоимость приобретенных товаров. Сделать это нужно в последний месяц, предшествующий освобождению.

Пример.

Благотворительный фонд «Помощь инвалидам» оказывает платные юридические услуги для инвалидов. Для этой деятельности в августе 2002 г. организация приобрела канцелярские товары на сумму 6000 рублей, в том числе НДС - 1000 рублей. Сумма НДС была принята к вычету в августе. В августе юридические услуги оказаны не были. С сентября 2002 г. подала уведомление в налоговую инспекцию об освобождении от НДС. Следовательно, 30 августа 2002 года сумма НДС, уплаченная поставщику (20 000 руб.), должна быть восстановлена и включена в себестоимость приобретенных товаров.

Бухгалтерский учет данной операции следующий.

В августе при покупке товаров делается проводка:

Дебет 60 Кредит 51 - 6000 руб. - перечислены деньги поставщику в оплату товаров;

Дебет 10 Кредит 60 - 5000 руб. (6000-1000) - оприходованы канцелярские товары (по покупной стоимости без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 - 1000 руб. - учтен НДС, уплаченный поставщику товаров;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 1000 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 1 000 руб. - восстановлена сумма НДС, принятая к вычету до начала действия освобождения;

Дебет 10 Кредит 19 - 1000 руб. - восстановленная сумма НДС включена в себестоимость приобретенных товаров.

В данной ситуации можно сделать только одну проводку:

Дебет 10 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 1 000 руб. - восстановленная сумма НДС включена в себестоимость приобретенных товаров.

Следует обратить внимание, что согласно НК РФ восстановить нужно и сумму НДС, которая была принята к вычету по основным средствам и нематериальным активам.

Согласно положениям пункта 8 статьи 145 НК РФ восстановлению подлежит НДС по неиспользованным основным средствам. Имеется в виду ситуация, когда для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, использована часть стоимости основного средства. В данном случае, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо восстановить сумму НДС, принятую ранее к вычету, в части неиспользованной (недоамортизированной) стоимости основного средства. На сумму налога увеличивают стоимость такого имущества. Сделать это нужно также в последний месяц, предшествующий освобождению.

Пример.

На балансе организации числится компьютер стоимостью 22 800 руб. Компьютер был приобретен за 24 000 руб. (в том числе НДС - 20%) и введен в эксплуатацию с 1 июня 2002 года. 1 июня 2002 года НДС в размере 4000 руб. был принят к вычету. Срок полезного использования компьютера составляет 5 лет (60 мес.). С 1 сентября 2002 года организация стала использовать право на освобождение от уплаты НДС.

К 1 сентября 2002 года компьютер уже эксплуатировался в течение 3 месяцев, что составляет 5% от общего срока эксплуатации. В течение этого срока компьютер использовался для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Таким образом, в августе 2002 года восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов подлежит 95% суммы НДС, принятой к вычету 1 июня 2002 года, а именно: 3800 руб. (4000 руб. ґ 95%).

В настоящее время ситуация такова, что если восстановить сумму налога, то принять к вычету ее уже невозможно. Даже в том случае, если организация утратит право на освобождение. Дело в том, что Кодекс этого не предусматривает.

Что касается бухгалтерского учета данного примера, то следует отметить, что пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, не предусмотрено изменение первоначальной стоимости основного средства на сумму восстановленного НДС. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, сумма НДС может быть отнесена на расходы будущих периодов, а в течение срока амортизации данного основного средства признана в качестве прочих расходов. Однако официальные разъяснения по этому вопросу на настоящий момент отсутствуют.

Некоммерческие организации, имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, также имеют право на получение освобождения. В этом случае уведомление подается по месту регистрации головного подразделения. Освобождение от обязанностей налогоплательщика может быть предоставлено организации в целом, с учетом суммарной (совокупной) выручки от реализации, полученной как головной организацией, так и всеми ее обособленными подразделениями. В то же время если освобождение получено, то организация вправе воспользоваться данной льготой по месту нахождения как головной организации, так и любого из своих филиалов, представительств или обособленных подразделений.

В конце следует подчеркнуть, что данное освобождение касается только уплаты НДС и не распространяется ни на какие другие налоги.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

НК РФ Статья 145 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.


2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.


3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.


Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.


Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.


Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.


4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.


По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:


документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;


уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.


5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.


Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.


В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.


6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:


выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);


выписка из книги продаж;


выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);



Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.


Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).


7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.


8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.


Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ , от 22.07.2005 N 119-ФЗ , от 28.09.2010 N 243-ФЗ , от 27.11.2017 N 335-ФЗ )

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

    (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

    Может ли налогоплательщик включить в выручку средства, полученные от использования векселя в качестве платежа?

    Налоговые органы на этот вопрос ответа не дают. При этом в ФАС Центрального округа от 16.05.2008 по делу № А35-6108/06-С18, подчеркивается, что операции по использованию векселя в качестве средства платежа или долгового обязательства не являются реализацией с точки зрения налогообложения по НДС. По этой причине суммы, полученные по такому векселю, не могут учитываться при подсчете выручки для возможности воспользоваться правом освобождения от уплаты НДС.

    Такой же позиции придерживаются судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.01.2006 № Ф09-6250/05-С2 по делу № А50-22621/05.

    Может ли налогоплательщик, реализующий подакцизные товары, получить освобождение от уплаты НДС?

    На основании пункта 2 статьи 145 НК РФ организации и ИП, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, не имеют права на освобождение от обязанностей по уплате НДС. Однако, исходя из Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 313-О, нельзя отказать налогоплательщику, реализующему одновременно и подакцизные и неподакцизные товары, в освобождении от уплаты по НДС в отношении операций, совершаемых по неподакцизным товарам. При этом, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Письму МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/ , чтобы воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, налогоплательщик должен вести раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров, а при расчете выручки для получения льготы он имеет право учитывать только доходы, полученные от операций по реализации неподакцизных товаров.

    Может ли налогоплательщик рассчитывать на освобождение от НДС при наличии у него недоимки?

    Пунктами 3 и 6 статьи 145 НК РФ предусмотрен перечень документов, подтверждающих право предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате НДС. К ним относятся:

    • уведомление, утвержденное Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342;
    • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
    • выписка из книги продаж;
    • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).
    Учитывая, что в этом списке отсутствует требование о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, налогоплательщики, имеющие недоимки, тоже могут рассчитывать на преференцию, предусмотренную статьей 145 НК РФ.

    Доступно ли освобождение от уплаты НДС для налогоплательщика, который не имеет выручки от реализации товаров?

    Единого мнения по этому вопросу налоговики не имеют. Так, Минфин в Письме от 28.03.2007 № 03-07-14/11 поясняет, что если налогоплательщики не осуществляли операций по реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг, воспользоваться правом на освобождение, предусмотренным статьей 145 НК РФ, они не могут. В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 № 19-11/077487 содержится противоположная позиция: отсутствие выручки в предшествующие три месяца - не повод отказывать налогоплательщику в освобождении от уплаты НДС. Именно эта позиция близка судам и содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2007 по делу № А52-1084/2007, Постановлении ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2 по делу № А60-34201/06, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 по делу № А56-35928/2005.

    Каковы условия перехода на освобождение от уплаты НДС для вновь созданных организаций?

    Главным требованием к налогоплательщикам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, является предельный размер выручки за предшествующие три месяца (2 миллиона рублей на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ). Учитывая это условие, УФНС России по Московской области в письме от 05.06.2002 № 08-03-2 уточняет, что вновь созданная организация не имеет права пользоваться предусмотренной льготой. Такое право у нее появляется только после трех последовательных календарных месяцев работы. Показательной судебной практики на этот счет не сложилось.

    Каким требованиям должны соответствовать налогоплательщики, претендующие на освобождение от уплаты НДС, сразу после отказа от УСН или ЕНВД?

    Налоговый кодекс не уточняет порядок перехода на освобождение от НДС в случае отказа от упрощенной системы налогообложения или системы с применением единого налога на вмененный доход. В такой ситуации суды придерживаются мнения, что налогоплательщики, перешедшие на общий режим налогообложения, имеют право на льготу по статье 145 НК РФ в том случае, если в течение предшествовавших трех месяцев заработали не более 2 миллионов рублей (пункт 1 статьи 145 НК РФ), а также представили документы, подтверждающие их право на такую преференцию (пункты 3 и 6 статьи 145 НК РФ) (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2007 № Ф04-7264/2007(39334-А67-14) по делу № А67-2288/2007, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2009 по делу № А44-923/2009).

    Допустимо ли подавать уведомление о переходе на освобождение от уплаты НДС по истечению предусмотренного НК РФ срока?

    Положениями статьи 145 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок использования налогоплательщиками освобождения от обязанностей по уплате НДС. Применять льготу, заявив о ней позже установленного срока, таким образом, недопустимо, сказано в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23-404/2013, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2012 по делу № А28-8169/2011, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2011 по делу № А29-5506/2010 и др. Вместе с тем, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13 по делу № А52-1669/2012 и Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, а также других судебных решениях, подчеркивается, что налогоплательщик имеет право задним числом оформить свое право на освобождение от уплаты НДС. Более того, арбитры напомнили, что налогоплательщик информирует налоговые органы о своем намерении воспользоваться льготой по уплате НДС, но подать уведомление он может как в начале периода, так и в конце, тем более что за нарушение положений пункта 3 статьи 145 НК РФ не предусмотрено санкций.

    Как правильно восстановить НДС при получении освобождения от обязанностей плательщика этого налога?

    На основании пункта 8 статьи 145 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на освобождение от уплаты НДС, обязаны восстановить ранее принятый к вычету НДС по:

    • приобретенным, но не использованным до получения льготы материально-производственным запасам;
    • не полностью самортизированным основным средствам (Письмо Минфина от 10.05.2011 № 03-07-11/118).
    При этом НДС восстанавливается в последнем квартале перед началом применения освобождения, если налогоплательщик начал пользоваться льготой с первого месяца квартала, или же в квартале, начиная с которого действует освобождение, если переход на него осуществлен со второго/третьего месяца квартала. Например, если ИП будет применять освобождение от уплаты налога с апреля, то восстановить НДС необходимо в декларации за первый квартал. Восстановленные суммы указываются в декларации за второй квартал, если предприниматель применяет освобождение с мая или июня. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ сумма восстанавливаемого НДС по материально-производственным запасам равна сумме налога, предъявленной по ним к вычету. При этом сумму восстанавливаемого налога по основным средствам необходимо рассчитывать, исходя из их остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета (Письмо Минфина от 12.04.2007 № 03-07-11/106). Восстановление НДС необходимо зарегистрировать в книге продаж в соответствующем квартале. Если имеется счет-фактура поставщика основного средства или объекта материально-производственных запасов, следует зарегистрировать его на сумму восстанавливаемого налога. Если же восстановление НДС осуществляется для однородных объектов, можно использовать любые счета-фактуры на общую стоимость не использованных до освобождения запасов. В случае, когда счета-фактуры отсутствуют, в книге продаж можно зарегистрировать бухгалтерскую справку-расчет с порядком определения суммы восстанавливаемого налога. После регистрации в книге продаж необходимо в бухучете на последнее число квартала, в котором восстанавливается НДС, сделать проводку:
    Проводка
    Операция
    Д 91 - К 68
    Восстановлен НДС. При сдаче декларации по НДС за квартал, в котором восстанавливается налог, в строке 080 раздела 3 документа указывается сумма восстановленного налога. Она же включается в состав прочих расходов для дальнейшего расчета налога на прибыль (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Принимается ли к вычету НДС, уплаченный с аванса, полученного до перехода на освобождение от НДС, если отгрузка произошла в период применения льготы, предусмотренной статьей 145 НК РФ. На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик может уменьшить сумму налога на вычеты. Такое право у него имеется и в отношении сумм НДС, уплаченных с аванса, но только с даты отгрузки соответствующего товара/услуги/работы (пункт 8 статьи 171 НК РФ, пункт 6 статьи 172 НК РФ). При этом непонятно, можно ли уменьшить сумму налога на вычеты в том случае, если аванс получен до применения права на освобождение от уплаты НДС, а отгрузка произошла в после перехода на льготу. Подобную ситуацию чиновники официально не комментировали, но судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.10.2004 № А56-9655/04 подчеркнули, что в данном случае применение права на вычет незаконно, поскольку аванс был получен до начала действия льготы по статье 145 НК РФ.

    Должен ли налогоплательщик при переходе на льготный режим налогообложения до истечения срока применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость восстанавливать НДС и уплачивать его в бюджет?

    Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ налогоплательщик, получивший освобождение от НДС должен пользоваться им не менее 12 календарных месяцев. При этом основаниями для утраты этой льготы, исходя из пункта 5 статьи 145 НК РФ, являются:

    • превышение максимальной суммы выручки;
    • реализация подакцизных товаров и/или минерального сырья.
    Переход с основной на льготную систему налогообложения не признается поводом для утраты права на освобождение в трактовке указанного пункта. Значит, и восстанавливать НДС в таком случае не надо, уточняет Минфин в Письме от 27.03.2003 № 04-03-11/33 и МНС России в Письме от 24.03.2003 № ВГ-6-03/ Кроме того, пользователи льготных систем налогообложения не считаются плательщиками НДС, что также освобождает их от необходимости восстанавливать суммы налога.

    Должен ли налогоплательщик восстанавливать НДС по основным средствам, частично использованным до получения освобождения от уплаты налога в облагаемых НДС операциях и не до конца самортизированным?

    На основании пункта 8 статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен восстановить суммы НДС, принятые к вычету до использования права на освобождение от уплаты от налога, если речь идет о товарах/работах/услугах, приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС, но не использованных в них. Однако как быть с основными средствами, которые к моменту перехода на освобождение от НДС не полностью самортизированы, из положений Налогового кодекса не ясно. По официальной версии, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Письме Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-11/106, налогоплательщики обязаны восстанавливать сумму НДС с учетом остаточной стоимости объекта, то есть восстанавливать придется только налог от доли недоамортизированной стоимости основного средства. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2011 по делу № А43-14553/2010. Однако существует несколько судебных решений, в которых оспорена обязанность по восстановлению сумму НДС по не полностью самортизированным основным средствам. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.06.2010 № Ф03-3642/2010 по делу № А73-16714/2009 указал, что применение освобождения от уплаты налога не является основанием для восстановления ранее принятого к вычету НДС по основным средствам, использовавшимся в налогооблагаемой деятельности. Арбитры ФАС Северо-Западного округа, вынося Постановление от 18.05.2005 № А52/7134/2004/2, в то же время подчеркивали, что ранее использованные в операциях, облагаемых НДС, основные средства не указаны в пункте 8 статьи 145 НК РФ, значит, восстанавливать НДС по этим объектам не надо. Такой же подход использовался судьями ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.02.2005 № А44-4326/04-С9.

    Может ли налогоплательщик после отказа от освобождения от уплаты НДС принять к вычету суммы налога, уплаченные по основным средствам, приобретенным в период применения льготы, но использованным в операциях, облагаемых НДС?

    Абзацем 2 пункта 8 статьи 145 НК РФ предусмотрена возможность принятия к вычету налога, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретенным в период действия освобождения от уплаты НДС и использованным в операциях, облагаемых НДС, после утраты указанного права. Однако в этом абзаце по сравнению с абзацем 1 пункта 8 статьи 145 НК РФ нет прямого указания на то, что данная норма распространяется и на основные средства, из-за чего непонятно, имеется ли у налогоплательщика вышеназванное право на вычет. ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.01.2008 № Ф09-11173/07-С2 по делу № А50-8682/07 подтвердил, что налогоплательщик может воспользоваться вычетом. Однако с таким мнением не согласился Минфин. В Письме от 06.09.2011 № 03-07-11/240 финансовое ведомство отметило, что после утраты права на освобождение нельзя принять к вычету суммы, уплаченные по основным средствам, если оно в период освобождения было учтено по стоимости. Кроме того, чиновники напомнили, что статьями 171 НК РФ и 172 НК РФ не прописан порядок принятия к вычету НДС, относящегося к остаточной стоимости основных средств, ранее принятых на учет по стоимости с учетом НДС. Поэтому рассчитывать на норму, предусмотренную абзацем 2 пункта 8 статьи 145 НК РФ, налогоплательщик не может.

    Как определить сумму НДС, подлежащую восстановлению при утрате права на освобождение от налога?

    Одним из оснований утраты освобождения от НДС считается превышение предельного значения выручки в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца (пункт 1 статьи 145 НК РФ). В таком случае налогоплательщик, исходя из норм пункта 5 статьи 145 НК РФ, обязан восстановить суммы НДС и уплатить его в бюджет. Однако в НК РФ не указано, с какой именно суммы необходимо считать НДС - с цены контракта или сверх цены. Минфин России в Письме от 06.05.2010 № 03-07-14/32 заявил, что сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет при утрате права на освобождение, должна исчисляться сверх цены договора. Суды, правда, с такой позицией не согласны. В Постановлении ФАС Уральского округа от 04.06.2008 № Ф09-3975/08-С2 по делу № А76-24488/07 и Постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2007 № Ф09-4287/07-С2 по делу № А50-20503/06 подчеркивается, что НДС - это косвенный налог, объектом обложения которого является добавленная стоимость. Поэтому налог нужно определять с применением расчетной ставки НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ.

    Нужно ли платить НДФЛ с процентов, полученных от депозита в иностранном банке?

    Исходя из норм пункта 4 статьи 145 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение на протяжении 12 календарных месяцев, по истечении этого срока не позднее 20-го числа последующего месяца уведомляют налоговые органы о продлении использования права на освобождение еще на 12 календарных месяцев или об отказе от этой льготы. Однако в НК РФ не указано, в какой именно форме должно подаваться уведомление. По официальной версии, обнародованной в Письме МНС России от 30.09.2002 № ВГ-6-03/ , уведомление о продлении права на освобождение от уплаты НДС следует подавать по той же форме, которой налогоплательщик пользовался ранее (утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342). Если организация или ИП льготой пользоваться в дальнейшем не собираются, информация об этом в налоговые органы представляется в произвольной форме.

    Обязательно ли налогоплательщику подтверждать право на применение освобождения от уплаты НДС по истечению 12 календарных месяцев, если до истечения этого срока он перешел с основной системы налогообложения на льготную?

    На основании пункта 4 статьи 145 НК РФ ИП и организации по истечении 12 месяцев применения права на освобождение от уплаты НДС обязаны представить документы о правомерности использования льготы. Если это сделано не будет, то сумма ранее неуплаченного налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, а на нее будет дополнительно начислена пеня (абзац 3 пункта 5 статьи 145 НК РФ). Подобные формулировки не дают четкого ответа, должен ли предприниматель подтверждать право на применение освобождения, если он перешел на льготную систему налогообложения до того, как истек срок пользования преференцией. Финансовое ведомство этот момент тоже не комментирует, а судебная практика - неоднозначна. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.10.2009 № 13243/08 по делу № А03-13737/07-31 указал, что при переходе на льготную систему налогообложения предприниматель перестает быть плательщиком НДС, поэтому он не должен представлять документы, подтверждающие его права на пользование льготой в рамках статьи 145 НК РФ. В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.04.2007 № Ф04-1465/2007(32495-А03-14) по делу № А03-6793/2006-33 придерживается абсолютно иной позиции. Арбитры отмечают, что переход на льготную систему налогообложения - не причина для игнорирования норм пункта 4 статьи 145 НК РФ, а значит, предприниматель по-прежнему должен подтвердить правомерность применения освобождения от уплаты НДС.

    Можно ли отказаться от освобождения по НДС до истечения 12 месяцев?

    Порядок отказа от применения освобождения прописан в пункте 4 статьи 145 НК РФ. Согласно данной норме налогоплательщик обязан пользоваться предоставленной льготой не менее 12 календарных месяцев, за исключением случаев, когда он утратил право на нее. По истечении указанного срока он подает в налоговые органы документы, подтверждающие его право на применение льготы в течение прошлых 12 месяцев, а также в произвольной форме уведомляет о намерении вновь соблюдать обязанности плательщика НДС. Наличие такого временного ограничения по применению освобождения от НДС как 12 календарных месяцев без возможности «предварительного» отказа от льготы Конституционный суд признал правомерным. В Определении от 05.02.2004 № 43-О арбитры подчеркивают, что законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования, и это не противоречит Конституции РФ. К аналогичным выводам пришел и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.06.2009 по делу № А43-32604/2006-16-881.

    Может ли быть освобождена от НДС по статье 145 НК РФ только что созданная фирма?

    Статья 145 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты налога. Основным условием перехода фирмы на такое освобождение является сумма её дохода. Важно, чтобы за три предшествующих освобождению месяца сумма дохода (выручки) организации не была более 2 млн. рублей. Чтобы реализовать своё право и освободиться от уплаты НДС, плательщик должен предоставить в налоговый орган, помимо уведомления, также выписки из книг продаж и учёта и прочие документы. Вновь созданная фирма еще не имеет книг учёта и бухгалтерских справок, и никак не может проанализировать свой совокупный доход за три месяца. Официальную позицию по рассматриваемому вопросу высказало Управление министерства по налогам г. Москвы. УМНС указало, что вновь созданные фирмы не вправе сразу же воспользоваться освобождением от НДС. Но такие организации вправе подать все необходимые документы по истечению трех месяцев с начала своей работы.

    Применяется ли освобождение от НДС сразу после перехода с ЕНВД на ОСН?

    Обратимся к ст 145 с комментариями 2016 года. Согласно этой статье можно освободиться от обложения НДС. Для этого нужно подтвердить, что трехмесячный доход не превышает 2 млн. рублей, и подать в инспекцию перечисленные в кодексе документы. П 6 ст 145 НК РФ включает список документов, которые нужно подать для освобождения от НДС при применении общего налогового режима. Освободиться от НДС можно только находясь на ОСН (общая система налогообложения). Также выделены в отдельных абзацах те документы, которые помогут подтвердить право на освобождение от налога фирмам, перешедшим на ОСН со спец. режимов - УСН и ЕСХН. Однако про ЕНВД статья упоминаний не содержит. Поэтому справедлив вопрос - может ли фирма сразу же после перехода с вмененной системы на общую освободиться от уплаты НДС, или необходимо ждать три месяца и только потом подавать документы? Фирмы, ранее применявшие упрощенный и сельскохозяйственный режимы, такую привилегию имеют. Как же обстоит дело с организациями, применявшими ранее “вмененку”? Предприниматели на ЕНВД имеют право не вести книги учёта доходов и расходов, тогда как эти книги заявлены в списке документов, подтверждающих право на освобождение от НДС. Официальной позиции, разъясняющей этот вопрос, нет, однако есть судебный прецедент. Налоговая инспекция из-за отсутствия у предпринимателя всех перечисленных в п 6 ст 145 НК РФ документов, отказала ему в праве перейти на освобождение от НДС. Суд счёл доводы инспекции необоснованными, указав, что уплата ЕНВД фирмой перед освобождением от НДС не ограничивает права ИП на такое освобождение. И, так как предприниматель подтвердил, что доходы его за 3 месяца не превысили 2 млн. рублей, он вправе быть освобожденным от уплаты НДС. Итак, анализируя ст 145 НК РФ 2016 с комментариями, мы получаем следующую информацию. Фирма может применить освобождение от НДС сразу после перехода на общий налоговый режим с ЕНВД, если документально подтвердит, что её суммарный доход за последние три месяца на ЕНВД был не больше 2 млн. рублей. При этом она не предоставляет выписку из книги доходов и расходов, так как на своём специальном налоговом режиме имела право её не вести.

    Каковы последствия предоставления документов, подтверждающих освобождение от НДС, с нарушением срока?

    Этот вопрос актуален, потому что никакой ответственности за нарушение сроков подачи этих документов на 2016 год Налоговый кодекс не содержит, хотя сроки и предусмотрены. В п 3 ст 145 НК РФ сказано, что документы должны быть переданы в Налоговую службу до 20-го числа того месяца, в котором начинает использоваться право на освобождение от НДС. Если документы не будут предоставлены вовсе, то налог будет восстановлен и его придётся уплатить с учётом соответствующих пеней и санкций. Получается, что за непредставление документов ответственность установлена, а за просрочку их подачи никаких последствий не предусматривается. Поэтому, если буквально толковать правовые нормы, то нарушение сроков направления документов, подтверждающих освобождение от НДС, в налоговый орган не влечёт отказа налогоплательщику в этом праве. ВАС РФ решением пленума постановил, что сообщение налоговому органу о своем праве на освобождение от налога носит уведомительный характер. Организация или ИП просто информирует налоговую службу о своем праве на льготу. Такое уведомление даже самим законом допускается уже после начала использования льготы (20 числа месяца). Поэтому налогоплательщикам не может быть отказано в применении освобождения только из-за нарушения срока подачи документов. Арбитражная судебная практика подтверждает эту позицию. Так, если руководствоваться нормами ст 145 НК РФ с комментариями, никаких последствий нарушения срока подачи указанных документов для налогоплательщика не наступает. Налоговый орган в любом случае обязан их принять и рассмотреть, а после определить наличие права на освобождение от налога на основании этих бумаг.