Работать ИП может где угодно на территории РФ. Россиянин за рубежом. Отслеживаем статус работника ежемесячно

Внезапно в вашей фирме появился Он. Красивый, умный, Профессионал с большой буквы, интеллигентный и добрый. Только вот принес он с собой новые проблемы для бухгалтерии. В чем же дело? Очень просто, ведь Он – иностранец и нерезидент «по совместительству».

Ставка НДФЛ для нерезидентов своя, и в зависимости от срока пребывания на территории РФ она может измениться, поэтому бухгалтеру следует держать это на контроле, а точнее «на календаре». Впрочем, обо всем по порядку.

Резидент или нерезидент

Ставка, по которой удерживается НДФЛ с доходов сотрудника, зависит от того, является ли он резидентом или нет:

— для резидентов РФ – основная ставка НДФЛ 13%

— для нерезидентов РФ – основная ставка 30% (п.3 ст.224 НК). Исключение – иностранные сотрудники – высококвалифицированные специалисты (ставка по НДФЛ с их доходов равна 13% — абз.4 п.3 ст.224 НК).

Разница существенная, не так ли? Кроме того, у резидентов есть право на налоговые вычеты, а у нерезидентов их нет.

Кого же относить к резидентам, а кого к нерезидентам? Несмотря на распространенное заблуждение, определяющим фактором здесь является явно не гражданство, а срок пребывания на территории РФ.

Резидент – гражданин РФ или другого государства, который находится на территории России 183 и более дня в течение 12 последовательных календарных месяцев. Если меньше, тогда сотрудник — нерезидент.

Период нахождения на территории РФ не прерывается, если выезды за границу являются кратковременными (до 6 месяцев) и их целью является лечение или обучение.

Какие 12 месяцев считать?

12 календарных месяцев могут как находиться в пределах одного календарного года, так и приходиться на разные календарные годы, главное, чтобы эти месяцы шли последовательно. Например, если на территории РФ вы находитесь не менее 183 дней с марта 2012 года по февраль 2013 года, то вы резидент. Т.е. период может начать течь с любого месяца года.

183 календарных дней для признания сотрудника резидентом не обязательно должны идти последовательно, непрерывно. Главное, чтобы за 12 месяцев набралось необходимое их число. Дни отъезда и приезда учитываются в количестве дней.

Как только 183-й день наступил, сотрудник становится резидентом и с его заработка можно начинать удерживать налог по ставке 13% (п.1 ст.224 НК).

Обратите внимание: в отличие от страховых взносов, для статуса резидента не важно, является сотрудник временно или постоянно проживающим или временно пребывающим. Срок заключенного трудового договора также не играет роли.

Нерезидент становится резидентом

Время пребывания сотрудника на территории РФ должно быть подтверждено документально (трудовой договор, табель учета рабочего времени). Использовать предполагаемое время пребывания нельзя. Поэтому пока не прошло 183 календарных дня фактического пребывания сотрудника в РФ в течение 12 календарных месяцев, признать сотрудника резидентом нельзя.

Если нерезидент стал резидентом в середине года, то излишне удержанный с начала года НДФЛ организация может вернуть работнику (письмо Минфина02.09.2011 № 03-04-05/6-628). Или же сотрудник самостоятельно по окончании года (если в течение всего года останется резидентом) обращается в налоговую инспекцию, где состоит на учете по месту пребывания или месту жительства, предоставляет декларацию 3-НДФЛ и документы, подтверждающие статус (письмо Минфина от 16.05.2011г. №03-04-06/6-108).

Пример

Гражданин Греции приехал в РФ в ноябре 2012 года. В апреле 2013 года он устроился на работу в ООО «Актив». На 30 апреля 2013 года он не был резидентом РФ. Поэтому бухгалтер должен удержать из его доходов НДФЛ по ставке 30%.

В мае 2013 года истекли 183 календарных дня его пребывания в РФ. При выплате зарплаты за май из доходов будет удержан налог по ставке 13%. НДФЛ за апрель не возвращается. Если по итогам 2013 года сотрудник останется резидентом, он подаст декларацию в налоговую инспекцию и вернет НДФЛ.

Во многих организациях трудятся не только граждане РФ, но и иностранцы (чаще всего, граждане ближнего зарубежья - Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии и др.). Хотя новый порядок определения статуса резидента РФ в целях исчисления НДФЛ действует уже более года, его применение на практике все равно вызывает у бухгалтеров вопросы, ответы на которые даны в нашей статье.

Порядок уплаты НДФЛ

Бухгалтеру по расчету зарплаты нужно помнить, что гл. 23 НК РФ установлен разный порядок уплаты с доходов резидентов РФ и с доходов нерезидентов РФ (о том, кто это такие, см. ниже). Эти различия приведены в таблице.

Резиденты РФ

Нерезиденты РФ

Объект обложения

Доходы от источников в РФ и (или) доходы от источников за ее пределами

Доходы от источников в РФ

Налоговая база

Определяется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем доходам

Определяется как сумма всех доходов, полученных за месяц (не нарастающим итогом)

Налоговые вычеты

Предоставляются

Ставка налога

Сумма налога

Исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем начисленным доходам

Исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода

КБК, на который перечисляется налог

182 1 01 02021 01 1000 110

182 1 01 02030 01 1000 110

Мы приводим обычные ставки налога. Налогообложение доходов по другим ставкам в этой статье мы не рассматриваем.

Также заметим, что на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с разными государствами, к доходам нерезидентов могут применяться пониженные ставки НДФЛ (по состоянию на 1 января 2008 г. действует 68 международных соглашений). Поэтому, прежде чем облагать доходы нерезидента по нормам НК РФ, загляните в соглашение с той страной, резидентом которой является ваш работник.

Резидент или нерезидент - вот в чем вопрос

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды выезда за рубеж для лечения или обучения не прерывают времени нахождения физического лица в РФ.

Что же касается нерезидентов, то они определяются методом "от противного" - это физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев.

На практике бухгалтеры при расчете НДФЛ нередко испытывают трудности при определении статуса своих работников - резиденты они или нет, особенно если в организации работают иностранные граждане и (или) россияне, работа которых связана с постоянными командировками, назовем их "группа риска". Что ж, давайте разбираться.

Как считать эти 12 месяцев?

Из понятия "резидент" следует, что в расчет надо принимать прошедший период из следующих подряд 12 месяцев. При этом совсем не обязательно, чтобы эти месяцы были строго календарными (с 1 по 30 или 31 число). Например, начало 12-месячного периода может приходиться на 12 февраля 2007 г., а конец - на 11 февраля 2008 г. соответственно. Таким образом, для определения статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12- месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом.

В какой момент считать эти 12 месяцев?

Из разъяснений Минфина можно сделать вывод, что организация должна определять статус работника (резидент или нерезидент) на каждую дату выплаты дохода. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно. Но Минфин предупреждает, что определять статус работника исходя из предполагаемого времени нахождения в РФ НК РФ не разрешает. Например, если трудовой договор с иностранцем заключен на неопределенный срок и работодатель заранее знает, что он будет трудиться более 183 дней в году, сразу считать его резидентом и облагать доходы по ставке 13% нельзя. Это возможно только в отношении граждан Белоруссии (подробнее см. ниже).

От какой даты считать 183 дня пребывания в РФ?

Точкой отсчета для определения срока нахождения на территории РФ является день, следующий за днем прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. То есть дата приезда в дни нахождения на территории РФ не включается, а дата отъезда включается].

Примечание. По этому же принципу определяется срок нахождения на территории РФ работника - резидента РФ, часто выезжающего за рубеж: дата отъезда в дни нахождения на территории РФ включается, а дата прибытия нет.

В отличие от 12-месячного периода, 183 дня, необходимые для приобретения статуса резидента, не должны идти последовательно. Этот срок может складываться из нескольких отрезков времени. Например, в первом месяце из 12-месячного периода работник находился на территории РФ 21 день (за рубежом - 10 дней), во втором - 28 дней, в третьем - 16 дней, в четвертом - 30 дней, в пятом - 31 день, в шестом - 23 дня, в седьмом - 20 дней, в восьмом - 15 дней. Получается, что в России он находится более 183 дней за последние 12 месяцев, а значит, является резидентом РФ.

Таким образом, для признания работника резидентом РФ и применения ставки НДФЛ 13% нужно, чтобы в течение 12-месячного периода, предшествующего дате выплаты дохода, он находился на территории РФ в общей сложности хотя бы 183 календарных дня.

Отслеживаем статус работника ежемесячно?

И теперь напрашивается самый насущный вопрос: действительно ли нужно в течение года ежемесячно отслеживать статус работника и при его смене сразу пересчитывать НДФЛ или этого можно избежать?

С одной стороны, контролирующие органы разъясняют, что если налоговый статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то нужно применять соответствующие ставки НДФЛ - 30% или 13% (корректировать суммы НДФЛ, подлежащие уплате). А значит, если работник из так называемой группы риска, то отслеживать его статус придется ежемесячно, чтобы не пропустить момент его изменения. А так как 12-месячный период, предшествующий дате выплаты дохода, плавающий и не привязан к налоговому периоду, то не исключено, что пересчет НДФЛ придется делать несколько раз в году. Безусловно, это только головная боль для бухгалтера.

С другой стороны, Минфин разъясняет, что если статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то пересчет сумм НДФЛ можно делать не сразу, а:

  • [или] после наступления даты, с которой налоговый статус работника в текущем году (налоговом периоде) уже измениться не может (например, если работник находился в РФ с 1 января 2008 г., то такой датой будет 1 июля (31 день в январе + 29 дней в феврале + 31 день в марте + 30 дней в апреле + 31 день в мае + 30 дней в июне + 1 день в июле = 183 дня);
  • [или] по итогам года (на 31 декабря);
  • [или] на дату увольнения работника.

Но в этом случае возможно недовольство со стороны работника, который, например, в феврале текущего года становится резидентом, а ему предлагают еще до июля (или до конца года) платить налог по ставке 30% вместо 13%. К тому же из норм Кодекса следует, что, как только работник приобрел статус резидента РФ, у налогового агента нет права удерживать налог по большей ставке.

Логика финансистов такова. Хотя порядок определения резидентства и изменился (12-месячный период теперь никак не увязывается с календарным годом, а является плавающим), налоговым периодом по НДФЛ по-прежнему остался календарный год. Поэтому и исчисление налога производится за календарный год. Соответственно, и пересчитывать сумму НДФЛ в связи со сменой статуса работника в сторону увеличения или уменьшения надо с начала того налогового периода (календарного года), в котором изменился статус работника. Например, если иностранец работает в организации с сентября 2007 г., а в апреле 2008 г. период нахождения его на территории РФ достиг 183 дней, то он становится резидентом РФ. Но пересчитывать налог за период с сентября по декабрь 2007 г. нет никаких оснований, так как в прошлом налоговом периоде (календарном году) иностранец еще не получил статус резидента РФ и поэтому его доходы правомерно облагались по ставке 30%. Тот факт, что изменился порядок определения резидентства, вовсе не означает, что надо пересчитывать налог с начала работы иностранца в организации, то есть с сентября 2007 г.

Поскольку контролирующие органы высказывают разные позиции, то в сложившейся ситуации, чтобы учесть и нормы законодательства, и интересы работника и работодателя, можно действовать следующим образом.

  1. По тем сотрудникам (гражданам РФ и иностранцам), работа которых связана с частыми командировками за границу, можно определять статус работников на 1 января текущего налогового периода, а налог пересчитывать по окончании года. Это связано с тем, что у таких сотрудников, например, на 1 июля текущего календарного года может быть статус резидента, а уже на 1 сентября этот статус будет утрачен, а в конце года опять приобретен. Ведь в расчет берутся 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, и в этом периоде считаем 183 дня.

    При этом в течение года доходы работника будут облагаться:

    • [или] по ставке 13%, если на 1 января он был резидентом;
    • [или] по ставке 30%, если на 1 января он был нерезидентом.

    Окончательный статус работника определяется на конец года (на 31 декабря). При таком подходе вы избавляетесь от ежемесячного пересчета НДФЛ.

  2. По тем иностранцам, которые только приехали в РФ (или не подтвердили, что жили здесь) и для которых ваша организация является первым местом работы в России (и эта работа не связана с командировками), статус определяется на дату выплаты первой зарплаты. При этом доходы такого работника облагаются по ставке 30%.

    Если этот иностранец принят на работу во второй половине года, то его статус можно не уточнять. По итогам года он останется нерезидентом РФ.

    Если этот иностранец принят на работу в первой половине года, то его статус уточняется через полгода после приема на работу. Если он все время находился на территории РФ, то налог пересчитывается по ставке 13% со дня приема на работу. По итогам года статус уточнять нет необходимости, он уже измениться не может.

  3. По тем иностранцам, работа которых не связана с командировками, но которые уже работали в России (или жили и подтвердили это), статус также определяется на дату выплаты первой зарплаты.

    Но при этом в вашей организации его доходы облагаются:

    • [или] по ставке 13%, если он находился на территории РФ 183 дня (и более) в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты (то есть был резидентом РФ);
    • [или] по ставке 30%, если он находился на территории РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты.

    При этом следить за изменением статуса такого работника надо ежемесячно. И как только статус изменится - пересчитать налог (или в сторону уменьшения, или в сторону увеличения).

Примечание. Бухгалтер может попросить работника, чтобы он сам следил за своим статусом, так как он заинтересованное лицо. Скорее на это согласится тот работник, который с начала года является нерезидентом и платит налог по ставке 30%. Ведь он заинтересован в том, чтобы налог по ставке 13% ему пересчитали сразу же, как только он станет резидентом. А кроме того, еще и вернули излишне удержанный налог.

Во всех вышеизложенных ситуациях нужно будет уточнить статус и на дату увольнения работника. Ведь после увольнения работодатель уже не может контролировать срок нахождения бывшего работника в РФ. При этом в п. 2.3 справки о доходах физлица (форма N ) надо указать статус работника на дату последней выплаты дохода. Если он является резидентом РФ - указывается цифра 1, а если нет - цифра 2.

Если на дату последней выплаты дохода статус работника меняется - был резидентом, а стал нерезидентом или наоборот, то в этом случае делается перерасчет налога. При этом излишне взысканный налог возвращается работнику (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"), а недоплаченный "добирается" с работника, а если это сделать невозможно - передается на взыскание в налоговый орган (подробнее см. раздел "Изменение статуса до и после увольнения").

Чем подтверждать дни пребывания в РФ?

Дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж иностранца устанавливаются по отметкам пограничного контроля в паспорте, а также по отметкам в миграционной карте.

Иностранец должен представить работодателю копию паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы и миграционную карту. При этом нотариальное заверение копии паспорта, а также нотариальное заверение ее перевода на русский язык не требуется.

У россиян отметки о въезде в РФ и выезде из РФ делаются в загранпаспорте.

Также документами, подтверждающими время нахождения на территории РФ, являются (например, при отсутствии отметок в паспорте у граждан Белоруссии):

  • квитанции о проживании в гостинице;
  • проездные билеты (авиа- и железнодорожные);
  • справка, составленная предыдущим работодателем на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • другие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами, например приказы о командировках (если работа сотрудника связана с частыми поездками за границу), командировочные удостоверения.

При этом вид на жительство сам по себе не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения на территории РФ. Этот документ лишь подтверждает право иностранного гражданина (или лица без гражданства) на постоянное проживание в РФ, а также право на свободный выезд из страны и въезд в нее.

Был нерезидентом - стал резидентом

Когда работник становится резидентом, он не только платит НДФЛ по ставке 13% с применением стандартных вычетов, но и получает право на возврат ему суммы налога, излишне удержанной в текущем календарном году. Для этого он должен представить в бухгалтерию организации (налоговому агенту):

  • документы, подтверждающие 183-дневный срок пребывания на территории РФ;
  • два заявления, составленных в произвольной форме:
  • [и] о предоставлении стандартных вычетов, если он на них имеет право (на себя, на ребенка);
  • [и] о возврате излишне удержанного налога.

Пересчет налога с 30% на 13% бухгалтер делает в разделе 3 налоговой карточки по форме N 1-НДФЛ, которая является формой налогового учета. Рассмотрим это на примере.

Пример. Пересчет НДФЛ при получении статуса резидента РФ

Организация 22 октября 2007 г. приняла на должность водителя гражданина Украины Д.А. Борисенко и заключила с ним трудовой договор на неопределенный срок. Деятельность водителя не связана с заграничными командировками. На момент приема на работу он находился на территории России 14 календарных дней, имеется миграционная карта со сроком пребывания с 7 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., который позднее был продлен в установленном законом порядке. Работник холост, детей не имеет. С января 2008 г. оклад работника составляет 20 000 руб. в месяц.

В 2007 г. работник являлся нерезидентом и НДФЛ с него удерживался по ставке 30%.

Так как у нас работник "невыездной", то с момента приема на работу отслеживаем его статус ежемесячно. 183-й день пребывания в РФ приходится на 7 апреля 2008 г. Это значит, что с апреля 2008 г. его доходы надо облагать по ставке 13%, а не 30% и пересчитать НДФЛ за январь - март 2008 г.

Заметим, что принцип заполнения раздела 3 карточки 1-НДФЛ различается в зависимости от статуса работника.

Так как практически во всех организациях учет автоматизирован (установлены бухгалтерские программы различных разработчиков), то карточка 1-НДФЛ формируется также автоматически. После того как организация введет в базу данные о вновь принятом сотруднике, установленном ему окладе, укажет статус этого сотрудника (в п. 2.9 раздела 2 карточки 1-НДФЛ указывается цифра 1, если работник - резидент, а цифра 2 - если нерезидент), организация будет ежемесячно начислять и выдавать работнику зарплату.

Если бухгалтеру нужно увидеть карточку 1-НДФЛ по конкретному работнику, то нужно в экранном меню через опции выйти на нее и выбрать команду "сформировать" или иную аналогичную команду.

Заметим, что если работник является нерезидентом, то программа считает НДФЛ по ставке 30% ежемесячно с полученных работником доходов, без предоставления стандартных вычетов.

Если статус работника меняется - стал резидентом, то мы указываем это в программе и опять выбираем команду "сформировать". После этого программа опять-таки автоматически сделает перерасчет налога по ставке 13% с предоставлением полагающегося стандартного вычета.

В нашем примере работнику предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб. (по заявлению работника) только за январь, так как уже с февраля его доход, исчисленный нарастающим итогом за январь - февраль 2008 г., превысит 20 000 руб.

При этом после пересчета по строке "Налог удержанный" будет помесячно нарастающим итогом указана сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был нерезидентом РФ. В нашем примере по строке "Налог удержанный" будет указано:

  • в январе - 6000 руб. (20 000 руб. x 30%);
  • в феврале - 12 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%);
  • в марте - 18 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%).

По строке "Налог исчисленный" будет указана сумма налога, исчисленного уже по ставке 13% нарастающим итогом с начала года.

А по строке "Долг по налогу за налоговым агентом" будет указана разница между исчисленным и удержанным налогом. Это сумма НДФЛ, которая излишне удержана из доходов работника и уплачена в бюджет. Теперь ее надо вернуть работнику.

Таким образом, как видно из примера, после пересчета НДФЛ по ставке 13% оказалось, что с работника за январь - март 2008 г. излишне удержан налог в сумме 10 252 руб.

В бухгалтерском учете на дату приобретения работником статуса резидента РФ (на 7 апреля 2008 г.) надо сделать следующие проводки:

  1. Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%", - 18 000 руб. (проводка красным) - сторнирован НДФЛ, начисленный по ставке 30%;
  2. Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - 7748 руб. - начислен НДФЛ по ставке 13%.

В результате получилось:

  • по НДФЛ 30% - переплата 18 000 руб.;
  • по НДФЛ 13% - недоимка 7748 руб.;
  • по счету 70 - должны работнику 10 252 руб.

Был резидентом - стал нерезидентом

Если в текущем календарном году работник становится нерезидентом, то ему необходимо пересчитать налог уже в сторону увеличения с 13% до 30% и, конечно, без предоставления стандартных налоговых вычетов.

Если работник становится нерезидентом, продолжая работать в организации, например, на 1 июля текущего года (183 дня с начала налогового периода), когда уже ясно, что он не пробыл на территории РФ 183 дня в текущем году, то необходимо удержать у него доначисленные суммы НДФЛ.

Понятно, что сумма налога, исчисленная по ставке 30% с начала года, будет значительно превышать сумму налога, исчисленную по ставке 13%. В этом случае ежемесячно из зарплаты работника надо удерживать не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но и сумму недоудержанного ранее налога. При этом общая сумма удерживаемого налога не должна превышать 50% суммы выплаты.

Пересчет налоговых обязательств работника в сторону увеличения в связи с утратой статуса резидента работодатель также делает в карточке 1-НДФЛ. В ней после пересчета будет указано:

  • по строке "Налоговая база (с начала года)" - помесячно сумма дохода работника без стандартных налоговых вычетов (не нарастающим итогом);
  • по строке "Налог исчисленный" - помесячно сумма налога, исчисленного по ставке 30% (не нарастающим итогом);
  • по строке "Налог удержанный" - помесячно сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был резидентом РФ, то есть по ставке 13% (не нарастающим итогом);
  • по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - помесячно разница между исчисленным (по ставке 30%) и удержанным (по ставке 13%) налогом. Она будет показываться до тех пор, пока работник не погасит свою задолженность перед бюджетом:
    • или путем внесения денег в кассу организации;
    • или путем удержания из зарплаты большей суммы налога (и за текущий месяц, и задолженность). При этом ежемесячно по мере удержания налога из доходов работника по строке "Налог удержанный" сумма будет увеличиваться, а по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - уменьшаться.

Изменение статуса до и после увольнения

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал нерезидентом, то удержать из доходов, причитающихся работнику при увольнении, всю сумму доначисленного налога бухгалтер, скорее всего, не сможет. В данном случае из причитающихся работнику выплат бухгалтер может удержать налог в сумме, не превышающей 50% от суммы выплаты, а остальную сумму придется доплачивать самому работнику. Ваша же обязанность как налогового агента в данной ситуации заключается в том, чтобы сообщить в налоговый орган о невозможности удержать НДФЛ с работника-нерезидента и сумме его задолженности, указав ее в пп. 5.8 и 5.10 справки о доходах физлица (форма 2-НДФЛ).

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал резидентом, то по заявлению работника организация обязана вернуть ему всю сумму излишне удержанного налога (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"). Когда по истечении года организация будет подавать в налоговую инспекцию справку о доходах этого работника по форме 2-НДФЛ, то в пунктах 5.3 "Сумма налога исчисленная" и 5.4 "Сумма налога удержанная" этой справки суммы будут одинаковые, так как организация с работником полностью рассчиталась.

Обращаем внимание на то, что контролировать статус работника после его увольнения организация уже не должна, поскольку она не производит никаких выплат и не является налоговым агентом. Так что все изменения статуса после увольнения работника никак не сказываются на обязанностях налогового агента.

Разбираемся с бюджетом

Итак, после перерасчета НДФЛ в связи с изменением статуса работника у него появляется или задолженность перед бюджетом (платили по 13%, а надо по 30%), или переплата (платили по 30%, а надо по 13%). И в этих ситуациях бухгалтер соответственно либо доудерживает налог с работника и перечисляет его в бюджет, либо возвращает налог работнику по его заявлению. Казалось бы, чего проще?

Но бухгалтеру придется еще разбираться с бюджетом, а точнее, с налоговыми органами. Дело в том, что в налоговых органах карточки расчетов с бюджетом по налогам ведутся по каждому КБК. А как мы говорили в начале статьи, НДФЛ, удержанный с нерезидентов, и НДФЛ, удержанный с резидентов, перечисляются на разные КБК. Поэтому после перерасчета налога возможны две ситуации.

И в результате, несмотря на то что НДФЛ по ставке 30% и по ставке 13% поступает в один и тот же бюджет, бухгалтеру все равно придется просить налоговую инспекцию сделать переброску с того КБК, по которому налог был уплачен изначально, на тот, по которому он должен быть уплачен после изменения статуса работника (например, с КБК резидентов на КБК нерезидентов).

Контролирующие органы считают, что надо делать зачет переплаты по НДФЛ с одного КБК на другой. При этом Минфин отмечал, что в данном случае налоговики не могут штрафовать организацию - налогового агента за то, что в результате перерасчета образовалась недоимка по КБК, на который перечисляется налог с резидентов, поскольку в данном случае организация исполнила свою обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет. В данном случае не должно быть и пеней, так как налоговый агент перечислял все правильно и своевременно и применял ту ставку налога, которая соответствовала статусу работника.

Как вернуть налог?

После того как работник написал заявление на имя руководителя организации о возврате излишне удержанного НДФЛ, бухгалтер должен этот налог вернуть. Сразу же возникает вопрос: за счет каких средств?

Так как налог уже в бюджете, то организация может вернуть работнику излишне удержанный налог за счет текущих платежей в бюджет по НДФЛ. Кстати, налоговые органы не имеют ничего против такого возврата. То есть возврат НДФЛ конкретному работнику фактически производится за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце не только с него, но и с других работников.

В бухучете делается проводка: Дт 70 - Кт 50 - возвращен НДФЛ работнику (в нашем примере на сумму 10 252 руб.). При этом сумма возвращенного налога отражается в карточке 1-НДФЛ по строке "Возвращена налоговым агентом излишне удержанная сумма налога" в месяце, в котором налог возвращен работнику (выдан из кассы, перечислен на зарплатную карточку).

Итак, если работник был нерезидентом, а затем стал резидентом, то организация может:

  • при наличии других работников, с которых НДФЛ платится по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 30% по всем работникам-нерезидентам на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом заявление о зачете в налоговый орган подавать не надо;
  • при отсутствии работников, с которых НДФЛ удерживается по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организации на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом сумму налога, перечисленного в бюджет по ставке 30%, надо зачесть в счет предстоящих платежей налога по ставке 13%.

Чтобы у налоговиков было меньше вопросов и они не прибегали к выездной проверке, к заявлению организации надо приложить копии:

  • заявления работника;
  • документов, удостоверяющих срок нахождения работника на территории РФ;
  • налоговой карточки по форме 1-НДФЛ, где пересчитан налог.

Однако в начале этого года Минфин России впервые высказался, что налоговый агент не имеет права возвращать излишне удержанный им налог путем проведения одностороннего зачета встречных однородных обязательств с бюджетом за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность Кодексом не предусмотрена.

Если руководствоваться этим разъяснением, то придется соблюдать следующую процедуру.

  1. Работник, с которого излишне удержан налог, пишет заявление в организацию о возврате налога.
  2. Организация возвращает налог за счет собственных средств. При этом сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организация должна уплатить в бюджет. Уменьшать ее на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%, она не может.
  3. Организация подает в налоговый орган заявление о возврате НДФЛ, возвращенного работнику (зачете в счет будущих платежей). К этому заявлению прилагаются заявление работника, документы, удостоверяющие срок нахождения работника на территории РФ, и др. (см. выше).
  4. Налоговый орган проверяет представленные организацией документы и в течение 10 дней со дня получения заявления от организации выносит:
    • [или] решение о зачете суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога в счет предстоящих платежей, если подавалось заявление о зачете НДФЛ;
    • [или] решение о возврате суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога, если подавалось заявление о возврате НДФЛ.

    Кроме того, в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган письменно сообщает организации о произведенном зачете или возврате. Это сообщение либо передается руководителю организации лично под расписку, либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением.

    После этого сумма излишне перечисленного в бюджет налога должна быть возвращена в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.

  5. Организация после получения из налогового органа сообщения о произведенном зачете делает в бухгалтерском учете запись о зачете НДФЛ: Дт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 18 000 руб.).
  6. После получения денег из бюджета бухгалтер организации делает проводку: Дт 51 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 10 252 руб.).

    Но при таком варианте получается, что излишне перечисленный в бюджет налог работник получает сразу, а вот организация ждет возврата своих денег как минимум полтора месяца, в отличие от случая возврата за счет текущих платежей по НДФЛ.

    Однако совсем непонятно, зачем гонять деньги туда-сюда: перечислять в бюджет, а потом возвращать их из бюджета. В такой ситуации у организации есть выбор:

    • платить в бюджет меньше, то есть сразу возвращать работнику налог из текущих платежей в бюджет по НДФЛ по всем работникам;
    • платить в бюджет больше, то есть возвращать работнику налог за счет собственных средств, а потом просить налоговую инспекцию вернуть эти деньги.

Хочется надеяться, что налоговые органы не примут на "вооружение" это Письмо Минфина, так как это осложнит жизнь не только организациям, но и самим работникам налоговых органов.

Выводы

Целью введения плавающего 12-месячного периода для определения резидентства было поставить в равные условия с российскими гражданами тех иностранцев, которые пробыли на территории РФ 183 дня и более в течение 12 предыдущих месяцев, - чтобы они платили НДФЛ по ставке 13%. А до этих поправок статус налогового резидента каждый год определялся заново. И в первой половине года иностранцы платили НДФЛ по ставке 30% и только в июле имели право на уплату налога по ставке 13% и пересчет налога с начала года.

Но, как и при любом положительном новшестве, есть и оборотная сторона. Это благо для работников обернулось усложнением работы для бухгалтера, так как теперь надо отслеживать статус работников из "группы риска" ежемесячно.

Шаронова Е.А., Мартынова И.Н.

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 8, 2008

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

ЕСЛИ ВЫ В КОМАНДИРОВКЕ БОЛЕЕ 183 ДНЕЙ В ГОДУ, ТО ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ 30 %. СТАТУС НЕРЕЗИДЕНТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЬ, Т.К. ОН ВЫСТУПАЕТ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОВ ПО УПЛАТЕ НДФЛ.

ЧТОБЫ ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ, ВЫ ВПРАВЕ ОФОРМИТЬ ИП И ВЫБРАТЬ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ . В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫ ПЛАТИТЕ НЕ НДФЛ, А УСН - 6 %.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДОГОВОР С РАБОТОДАТЕЛЕЙ НЕОБХОДИМО ОФОРМЛЯТЬ ОТ ИМЕНИ ИП КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ. А НА РАБОТЕ ОФОРМИТЬ ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ НА ЭТОТ ПЕРИОД.

Статья 346.11. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Статья 231. Порядок взыскания и возврата налога

1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Статья 207. Налогоплательщики

Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 207 НК РФ >>>

________________________________________

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Для расчета заработной платы и прочих выплат, работодателю необходимо иметь информацию относительно статуса резидентности сотрудника. В статье расскажем, как определить резидент или нерезидент, как установить статус сотрудника.

Статус резидента в целях налогообложения

Компании, имеющие в штате сотрудников, обязаны располагать информацией о статусе резидентности работников. Данная необходимость объясняется следующим: в зависимости от статуса работника (резидент или нерезидент) работодатель рассчитывает сумму НДФЛ к начислению и удержанию. В частности, для нерезидентов РФ предусмотрена повышенная ставка налога (30%), при этом резиденты уплачивают НДФЛ из расчета 13% от суммы дохода.

Согласно действующему законодательству, право на налоговый вычет предоставляется только резидентами РФ. Поэтому, назначая и рассчитывая сумму налоговой компенсации, работодатель должен иметь исчерпывающую информацию о статусе резидентности работника.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Как определить резидентность

Вопреки расхожему мнению, статус резидентности напрямую не зависит от наличия или отсутствия у лица гражданства РФ. То есть гражданин другой страны и лицо без гражданства (с двойным гражданством) может быть резидентом РФ, и наоборот, гражданин РФ может иметь статус нерезидента.

Критерии установления статуса резидента

Главный критерий, позволяющий установить статус резидентности, – период нахождения лица на территории РФ. Лицо считается резидентом, если в течение года он находился на таможенной территории РФ не менее 183 календарных дней.

Порядок определения отчетного периода (календарного года) зависит от конкретной ситуации. К примеру, если в марте 2017 сотрудник принят на работу, и по итогам месяца ему выплачивается зарплата, то в данном случае отчетным периодом для определения резидентности будет апрель 2016 – март 2017. Если в период 01.04.16 – 31.03.17 сотрудник находился на территории РФ 183 дня и более, то он считается резидентом, а значит, может претендовать на налоговый вычет и расчет НДФЛ по ставке 13%.

Расчет времени пребывания в РФ

Для подтверждения резидентности сотрудник должен находиться 183 дня на территории РФ, при этом период пребывания должен быть непрерывным. При пересечении гражданином таможенной границы, расчет количества дней прерывается. Дата отбытия из России и день возвращения считаются днями пребывания на территории РФ.

Пример 1. 01.09.17 в компанию «А» принят новый сотрудник, гражданин Молдавии. 01.10.17 сотруднику начислена зарплата за сентябрь. Для определения резидентности, бухгалтер определяет расчетный период – 01.09.16 – 30.09.17. В течение указанного периода сотрудник:

  • непрерывно находился на территории Молдавии – 01.09.16 – 31.03.17;
  • находился на территории РФ – с 01.04.17 по настоящее время (01.10.17);
  • во время пребывания в России посещал Молдавию – с 01.05.17 по 08.05.17 (8 дней).

Таким образом, в течение расчетного периода сотрудник пребывал на территории РФ в течение 183 дней (с 01.04.17 по 01.10.17). Однако, этот период нельзя считать непрерывным, так как сотрудник пересекал границу РФ и посещал Молдавию. В данном случае сотруднику следует рассчитывать налог по ставке 30%, так как он считается нерезидентом РФ.

Документы для установления статуса

Факт непрерывного пребывания на территории РФ, а также факты пересечения границы, которые необходимо установить для определения статуса резидентности, должны быть подтверждены документально. Действующим законодательством не закреплен список документов, согласно которых работодатель (или другие лица, организации) могут определить статус сотрудника (резидент/нерезидент).

В связи с этим можно использовать любые документы, на основании которых можно подтвердить факт нахождения гражданина на территории РФ, а также период его пребывания.

Практика показывает, что в подобных ситуациях работодатели чаще всего используют загранпаспорта. Определение периода пребывания осуществляется исходя из отметок российской погранслужбы. Механизм подтверждения резидентности следующий:

  1. Работодатель запрашивает у сотрудника загранпаспорт и проверяет все отметки о пересечении границы за расчетный период (календарный год, предшествующий моменту выплаты дохода).
  2. Если по итогам расчета сотрудник непрерывно пребывал на территории РФ 183 дня, то он признается резидентом, с правом на получение вычетов и начислением НДФЛ по ставке 13%. В случае если непрерывное пребывание загранпаспортом не подтверждено, то сотруднику начисляется зарплата исходя из НДФЛ 30%, без права на вычеты.

Кроме загранпаспорта, в целях установления резидентности работодатель может проверить:

  • служебный паспорт;
  • миграционную карту;
  • удостоверение личности моряка;
  • проездной документ беженца, пр.

Частные случаи определения

Выше описан общий механизм определения резидентности лица. При этом действующим законодательством предусмотрены частные случаи определения периода пребывания, подробнее о которых мы расскажем ниже.

Выезд за границу для лечения и обучения

В случае если у гражданина возникла необходимость выезда за границу для прохождения лечения, то период пребывания за рубежом в таком случае включается в расчет 183 дней, необходимых для приобретения статуса резидента. Иными словами, дни нахождения на лечении заграницей приравниваются к дням пребывания на территории РФ. Аналогичное правило действует для случаев, когда лицо покидает РФ для прохождения обучения.

В вышеописанных случаях следует учесть следующее:

  • период обучения/лечения должен быть краткосрочным (не более полугода);
  • причину нахождения за рубежом необходимо подтвердить документально (договор с медицинским учреждением/учебным заведением, платежные документы, т.п.).

В случае нарушения приведенных условий, период пребывания за рубежом в расчете 183 дней не учитываются.

Загранкомандировки новых сотрудников

В настоящее время многие компания направляют своих сотрудников в командировки за границу. Как в таком случае определить период пребывания сотрудника в РФ и установить статус резидентности? Если в течение расчетного периода сотрудник пребывал за границей в целях служебной командировки, то определение резидентности для него осуществляется в общем порядке. То есть отметки о пересечении границы в период командировки считаются основанием для прерывания периода нахождения на территории РФ.

Пример 2. Сотрудник компании «Б» в течение 2017 года трижды направлялся в командировку в г. Прага:

  • 12 дней – 10.04.17 – 21.04.17;
  • 10 дней – 05.06.17 – 14.06.17;
  • 5 дней – 20.11.17 – 24.11.17.

Кроме командировок, сотрудник границу не пересекал. Бухгалтер компании «Б» рассчитал период непрерывного пребывания сотрудника в РФ таким образом:

  • с 01.01.17 по 09.04.17 – 99 дней;
  • с 22.04.17 по 04.06.17 – 42 дня;
  • с 15.06.17 по 19.11.17 – 156 дней;
  • с 25.11.17 по 31.12.17 – 36 дней.

Расчет периода пребывания для особых категорий граждан

П. 3 ст. 207 НК РФ определены особые категории граждан, период нахождения которых на территории РФ не влияет на статус резидентности. Согласно документу, дипломатические работники и госслужащие, командированные на работу за пределы РФ, считаются резидентами не зависимо от того, сколько времени они находятся в РФ и сколько раз они пересекали границу. Данное правило также действует для военных, чья служба проходит за пределами РФ.