Меркантилизм как система экономической политики. Экономическая политика меркантилизма

Меркантилизм - это экономическое учение и экономическая политика периода раннего феодализма. В период позднего меркантилизма в его рамках созревают предпосылки для перехода к капитализму:

  1. преобладание денежной ренты;
  2. втягивание крестьянских хозяйств в рыночные отношения;
  3. возникновение мануфактур с наймом рабочей силы;
  4. ликвидация раздробленности в западноевропейских странах;
  5. создания мирового рынка (XV-XVI вв);
  6. создание крупных предприятий для поставки больших партий товаров на экспорт;
  7. быстрый рост торгового капитала и его господство над промышленностью;

Большую роль в разложении меркантилизма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала:
отделение произв. от средств производства
политика колониальных захватов
преимущественной сферой деятельности капитала в это время была сфера обращения

1. Основные теоретические положения и идеи меркантилизма

богатство общества - это деньги, сокровища;
производство - предпосылка созданию богатства, средство обеспечения притока денег в страну;
источник богатства и прибыли - обращение, т.е. сфера, где товары превращаются в деньги, причем товары должны продаваться дороже, чем покупаться;
не всякое обращение - это источник богатства. Внешняя торговля является таковым, так как она увеличивает количество денег в стране, внутреннее обращение лишь переносит деньги из рук в руки;
активное обращение во внешней торговле;
В развитии меркантилизма различают 2 этапа - ранний и поздний (развитый) на 1 этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удержать деньги в стране. На втором этапе проводилась политика торгового баланса. Проблему увеличения запаса золота и серебра в стране решали, добиваясь активного сальдо по торговому балансу. На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства. Мануфактурам представлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов.)
Меркантилистская политика проводилась во всех западноевропейских странах. Однако в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии.
Представители раннего меркантилизма в Англии был автор работы “Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников ” (1581). Автором этого произведения считается Уилиям Стаффорд (1554-1612). Этот труд написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел в запрещении вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.
Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Ман (1571 - 1641). Т.Манн предложил политику протекционизма, или политику защиты национального рынка.
Во Франции меркантилистская политика во II пол. 17в. связывается с министром короля Людовика XIV Ж. Б.Кольбером (1619-1693) . В частности, он считал низкие цены на хлеб необходимым условием развития промышленности и торговли. В этот момент феодальные формы эксплуатации во Франции не были ликвидированы. Крестьяне разорились тяжелыми налогами. Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства. Но главная отрасль французского хозяйства - сельское - находилось состоянии глубокого упадка. Добивался увеличения государственных доходов в первую очередь за счет активного торгового баланса: путем создания мануфактур, поощрения промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства.
Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах теоретика меркантилизма А.Монкретьена . Он впервые ввел термин “политическая экономия” . В 1615г. он опубликовал книгу под названием “Трактат политической экономии”. Ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.
Меркантилизм - это первая теоретическая разработка капиталистического способа производства. Меркантилизм относится к эпохе, когда капитализм делал свои первые шаги и не определял развитие всего хозяйства той или иной страны. Преимущественной сферой деятельности капитала было товарное обращение. В производстве господствовали еще феодальные отношения. Это преобладание торгового капитала наложила свой отпечаток на теоретическое воззрение меркантилистов.
Подлинным источником богатства и прибыли они считали внешнюю торговлю. И это обяснимо. Внешняя торговля особенно с колониями, была основным источником приумножения золота и серебра. А поскольку материал для экспорта поставляется ремеслами, меркантилисты приходили к выводу, что процветание ремесла является условием торговли, следовательно, условием богатства страны, а не его причиной.
Заслугой меркантилистов является постановка ими проблемы производственного и непроизводственного труда. Но они ошибочно считали, что производственным является только труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт.
В своих исследованиях меркантилисты много внимания уделяли деньгам. Они были убеждены во всемогуществе денег. Подчеркивали власть денег. Но они не могли объяснить, почему деньги, как всеобщая форма богатства, противостоят всем другим товарам. Они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги - это товар особый, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги, как особый товар, выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Но они являются деньгами не от бога, а становятся ими лишь в определенных исторических условиях.
Теория денег, разработанная меркантилистами получила название в литературе как металлистическая теория денег, т.е. сущность денег объясняется их естественными свойствами. Внимание меркантилистов сосредотачивалось, прежде всего, на двух функциях денег - сокровищ и мировых денег. В этих функциях деньги выступают как всеобще воплощение общественного богатства. Они также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения, что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровища.

2. Русский меркантилизм

Русский меркантилизм представляет собой своеобразное явление в истории экономической мысли. Так называется “русская специфика” характерна и для меркантилизма. Меркантилистская политика впервые начала проводиться в России в царствование Алексея Михайловича. Особенно активно политика меркантилизма проводилась в эпоху царствования Петра I. Петр придал ей характер ”мануфактурной системы”. Он направлял значительную часть торгового капитала на развитие промышленности. Началось сравнительно большое для того времени строительство фабрик и заводов. Их субсидировало правительство, в них вкладывались большие капиталы купцы. Вновь образованные мануфактуры получали ряд привилегий, особенно в отношении рабочей силы.
Видным меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680). Его взгляды наиболее четко сформулированы в составленных им в 1665 указных “поместьях” земским старостам Пскова и Новоторговом Уставе 1667г. Торговлю Ордин-Нащокин рассматривал как один из важнейших источников дохода государства и способ улучшения народного благосостояния, поэтому предлагал покровительственные пошлины и поддерживал протест российского купечества против привилегий, которые правительство представляло “иностранным купцам” и “откупщикам”.
Основную цель проведенной им реформы в Пскове - оградить и укрепить экономические позиции города в борьбе с иностранным торговцем капиталом. Новоторговый устав ограничивал право иностранных купцов еще в большей степени, чем псковская реформа и предусматривал борьбу со злоупотреблениями таможенного чиновничества и местных властей. Упорядочивание системы налогообложения уже само по себе резко ограничивало возможности злоупотреблений со стороны таможенной администрации и воевод.
Особенное большое внимание придавал Ордин-Нащокин привлечению в страну благородных металлов и качеству зарубежных товаров. В Уставе предусматривалось, что 2/3 продаваемого товара можно обменивать по эквиваленту на другие товары (или, используя современный язык, оформлять бартер), и 1/3 отечественных товаров должна быть, оплачена благородными металлами. Золотые монеты, тайно провезенные в Москву, подлежали конфискации. Поскольку в те времена иностранцы стремились сбывать в России низкосортные товары, в случае выявления таких товаров полагалось всенародно, оповестить об этом и изгнать с позором с ярмарки таких купцов. Торговые сделки, заключавшиеся на ярмарках русскими купцами между собою и с иностранными торговцами, подлежали строгому учету.
В этой связи уместно напомнить рекомендацию русского ученого и общественного деятеля Василия Никитича Татищева (1680-1750), который советовал не допускать к вывозу за границу золота и серебра в слитках. Импорт же золота и серебра в слитках он предлагал освободить от пошлин, как и импорт недостающего сырья для развития промышленности, чтобы “фабрики российские могли размножаться”. Он предлагал установить высокие пошлины на товары и изделия, которые могли производиться в России.
Наряду со слитками золота за границу идут необработанные алмазы. Спад производства в легкой и пищевой промышленности приближается к 90%. Выдающимся экономистом своего времени был выходец из ремесленников, самоучка Иван Тихонович Посошков (1652-1726) . В 1724г. он завершил главный труд своей жизни “Книгу о скудности и богатстве”, которая увеличила его имя. Среди оригинальных идей Посошкова следует отметить разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Размышление Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформ управления, которая создаст возможность устранить скудность и умножить богатство в стране. Посошков был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Из его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, работать прилежно и производительно во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью излишествами в жизни людей.
Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендаций классических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатства считали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях труд считается источником увеличение богатства, и никто не имеет права не работать и даром есть хлеб. Причем каждый должен не просто работать, но и производить “прибыток”, т.е. прибыль. Посошков устанавливает четкую связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его понимание труда как источника богатства. Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшем экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то надо особо отметить, что эти понятия он не ограничивал и в более широком смысле, с позиции интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам.
Почти 300 лет назад делались попытки обратить внимание общества на вопросы экологи: Посошков выступал против хищнического потребления леса, рыбы и других подобных действий, наносящих вред природе. Он обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные - истреблению. Весьма актуальны для современной России и предложения Посошкова усовершенствовать налоговую систему с той целью, чтобы налоги не были обременительными ни для государства, ни для производителей, ни для народа.
Заслуга Посошкова состоит в том, что он правильно в пределах своей эпохи понял основные задачи России и боролся всеми доступными ему средствами за осуществление этих задач. Его экономическая программа была разработана самостоятельно, на основе глубокого понимания состояния России и преобразовательной деятельности Пера I. Несмотря на то, что многие правильные мысли Посошкова высказывались меркантилистами других стран еще до него, это ни в какой мере не умаляет, ни оригинальности взглядов Посошкова, ни его заслуг перед страной. Дело даже не в том, что Посошков не знал экономистов Запада, эта ограниченность составляет не достоинство его, а обусловленный всей обстановкой его жизни недостаток. Простая истина, что нужно развивать отечественную промышленность, вывозить не сырье, а готовый промышленный продукт, провозглашалось и доказывалось Посошковым не “вообще”, а конкретно, для своей страны. Оригинальность и заслуги Посошкова могут быть правильно оценены не столько сравнением взглядов Посошкова со взглядами Стаффорда, Монкретьена, Мена и др. меркантилистов Запада, сколько сравнением экономической программы Посошкова со взглядами, развивающимися в России до него и в его время.
Независимо от западноевропейских экономистов, исходя из своего понимания действительности, Посошков обосновал довольно стройную программу экономического развития России, учитывая специфику российской действительности, на основе и практики того времени экономических идей.
Посошков не заимствовал эти мысли из чужих стран, а самостоятельно обосновывал их, причем по многим вопросам делал это и полнее и глубже, чем предшествовавшие ему экономисты меркантилисты Запада.Это с полным правом можно сказать, например, о рассуждениях Посошкова по вопросу в соотношении богатства казны и народа. Самостоятельно обосновывая в значительтельной сфере те же мысли, которые в других странах защищались представители меркантилистского направления Посошков был чужд присущей большинству его современников на Западе односторонности концепции торгового баланса и по ряду вопросов первостепенной важности сумел подняться выше своих современников. Ему было чуждо, например, пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для большинства меркантилистов Запада.
Посошков является одним из первых русских экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов. Он является вместе с тем одним из наиболее выдающихся, ярких и оригинальных представителей мировой экономической смысли XVI-XVIII вв. известного под названием меркантилизма.

Выводы

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.
Для раннего меркантилизма характерно следующее:
. всестороннее ограничение импорта товаров;
. вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
. установление высоких цен на экспортируемые товары;
. система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).
Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.
Характерные черты позднего меркантилизма :
. снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
. доминирует идея "торгового баланса";
. протекционизм экономической политики государства;
. определяющей функцией денег признается функция средства обращения;
. система монометаллизма.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры.
Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.
Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал.
Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита, метал-листическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Экономической идеологией буржуазии был меркантилизм. Он непосредственно выражал интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления.

Маркс показал, что меркантилизм был первой школой буржуазной политической экономии. Он представлял собой попытку теоретического обоснования системы экономической политики, отстаиваемой купцами. Меркантилизм в целом характеризуется двумя основными чертами:

  • -- богатство отождествляется с деньгами, и то государство считается богаче, которое имеет больше денег;
  • -- накопление денежного богатства достигается с помощью королевской власти, которая проводит соответствующую экономическую политику.

Первая ступень развития меркантилизма известна под названием раннего меркантилизма. Его важнейшими представителями являются Стаффорд, Меляйнс (Англия), Де-Сан-тис (Италия) и др.

Ранний меркантилизм возникает до великих географических открытий и изживает себя примерно в середине XVI века.

В силу слабого развития отечественного производства внешняя торговля стоит на невысоком уровне. В этих условиях дворянское правительство, заботясь исключительно о накоплении казны, проводит фискальную экономическую политику и предоставляет льготы иностранным купцам.

Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем.

В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами и т. п.

Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, приводившей к понижению вексельного курса. Меркантилисты ошибочно считали, что в результате обесценения денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше товаров, и поэтому они будут заинтересованы свои деньги перечеканивать в туземные.

Ранний меркантилизм получил название монетарной системы, так как его представители еще смутно видели даже непосредственную связь между торговлей и денежным обращением.

Поздний меркантилизм, «более развитая меркантилистская система» (К. Маркс), важнейшими представителями которого являются Т. Мэн (Англия), А. Серра (Италия), Монкретьен (Франция) и др., возникает после великих географических открытий и достигает расцвета в середине XVII века. В связи с развитием отечественной промышленности повышается роль внешней торговли, особое значение приобретает посредническая торговля, политика фиска сменяется поощрением национальной промышленности и торговли. экономический меркантилизм политический протекционизм

Центральным пунктом позднего меркантилизма является «система торгового баланса». Считали, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс), хотя при этом уменьшалось количество материальных благ. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами. Во-первых, за счет вывоза изделий своей страны. При этом разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья. Запрещался ввоз предметов роскоши. Во-вторых, и это было главное, при помощи посреднической торговли, в связи с чем требовали вывоза денег за границу. При этом выдвигали принцип покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Поздний меркантилизм Маркс охарактеризовал мануфактурной, или коммерческой системой.

Для осуществления активного торгового баланса поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров, и тем самым создавала благоприятные условия для развития национального производства и торговли.

Исторический экскурс

Именно Петр Алексеевич Романов (1672–1725), вошедший в историю как Петр I Великий, первый российский император, придал политике меркантилизма характер мануфактурной системы. Однако, если говорить об Англии и Франции, которые тоже, как и Россия, к концу XVII в. стали государствами с сильной централизованной властью, то в них идеи меркантилизма реализовывались в интересах первоначального накопления капитализма. В России же данная политика проводилась в первую очередь в интересах укрепления феодального строя. Тем не менее Петра I с полным правом можно считать самодержцем-меркантилистом, поскольку во время его правления идеи меркантилизма были вполне успешно реализованы.

К концу XVII в. практически сформировался единый всероссийский рынок, однако господствовали на нем мелкие предприятия. Россия и в техническом, и в экономическом плане была далека от того уровня, который к тому времени был достигнут в Западной Европе. Нужны были значительные усилия и качественный прорыв, чтобы сократить это отставание. Его и попытался сделать Петр I.

Уже в конце XVII в. в России начались массовое строительство военных кораблей, создание регулярной армии, подготовка образованных кадров и строительство заводов. Значительная часть торгового капитала стала направляться на развитие промышленности. Началось сравнительно большое для того времени строительство фабрик и заводов. При этом их субсидировало правительство, и в то же время в них вкладывались большие капиталы купцов. Вновь образованные мануфактуры получали ряд привилегий, особенно в отношении рабочей силы.

В интересах обрабатывающей промышленности выдавались беспроцентные капиталы из казны; учреждались льготы и привилегии предпринимателям по беспошлинному ввозу сырых материалов из-за границы и ограничивался или вовсе запрещался вывоз необходимых для отечественного производства материалов; разрешалось продавать изделия для облегчения их сбыта без уплаты внутренних таможенных пошлин и беспошлинно ввозить из-за рубежа машины и инструменты; высокими таможенными пошлинами затруднялся ввоз в Россию изделий, производившихся в ней в достаточном количестве. Иногда случалось и такое, что нераспроданный товар фабрикантов выкупался из казны. Во внешней торговле купцы платили лишь за комиссию, риск оплачивался казной, а доход также принадлежал казне (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Меркантилизм и преобразования Петра I

Направления политики меркантилизма

Преобразования Петра I

1. Поощрение развития промышленности

  • Поощрение активного развития металлургической промышленности: наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии и на Урале.
  • Стимулирование разведки рудных месторождений, золота, серебра, меди, железа, свинца.
  • Поощрение полотняного производства и развития текстильных мануфактур.
  • Стимулирование создания новых отраслей промышленности: судостроения, шелкопрядения, стекольного и фаянсового дела, производства бумаги, цемента, шпалерного производства

2. Активный протекционизм

  • Освобождение русских экспортеров от импортных пошлин, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 26%.
  • Установление размера таможенной пошлины на ввозимые товары в прямой зависимости от степени удовлетворения потребности в этих товарах за счет отечественного производства.
  • Запрет вывоза денег, переход на взимание пошлин серебром (ефимками), предоставление льгот русским купцам

3. Поддержка экспансии торгового капитала

  • Учреждение Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов, которым следовало "пещись об умножении ярмарок и торгов", об организации бирж и т.д.
  • Поощрение переселения купцов в Петербург.
  • Поощрение создания консульств в других странах и заключения торговых договоров с иностранными государствами.
  • Принудительное создание различных купеческих компаний

4. Развитие мореплавания и флота, захват новых земель и колоний

  • Поддержка ускоренного развития судостроения – в Воронеже, Лодейном Поле и Петербурге.
  • Ведение Северной войны со Швецией за выход к Балтике (1700–1721), участие в Азовских (1695–1696), Прутском (1711) и Персидском походах (1722–1723)

5. Внедрение системы активного торгового баланса

  • Введение государственной монополии на заготовку и сбыт определенной продукции: внешняя торговля многими товарами (юфть, поташ, смола, пенька, икра и т.д.) оставалась монополией государства и отдавалась на откуп отдельным купцам.
  • Создание порта в Петербурге и поощрение его торговли: экспорт товаров через Петербург освобождался от пошлин

6. Резкое повышение налогообложения для финансирования проводимых мероприятий

  • Проведение налоговой реформы, установившей в стране подушное налогообложение.
  • Значительное увеличение количества прямых и косвенных налогов в годы Северной войны

Важно запомнить!

К концу правления Петра I в России наблюдался явный подъем как экономической, так и военной мощи. Это во многом осуществлялось за счет увеличения налогов, введения подушной подати, рекрутских наборов, массовой мобилизации на строительные работы, приписки крестьян к заводам и выписки из-за границы опытных мастеров. Кроме того, была использована так называемая монетная регалия, которая повлекла за собой рост цен; были изданы указы о новых регальных правах на угодья и на отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной собственности; была усилена монополизация выгодных предметов торговли на внутреннем и внешних рынках .

Вне всяких сомнений, Петром I была проделана колоссальная работа по всем направлениям проводимой им политики преобразований в России. Но он один ничего не смог бы сделать в таком глобальном объеме, если бы не имел множества сподвижников и единомышленников, которые также в полной мере почувствовали на себе всю трудность преобразований. Так, уже упоминавшийся ранее В. Н. Татищев помимо занятий ученой деятельностью был еще и неплохим практиком. В частности, в 1720 г. ему было дано поручение, заключавшееся в поиске и последующей разработке серебряных и медных руд в Сибирской губернии. Выполняя это поручение, Татищев основал в Уктуссе Горную канцелярию; перенес Уктусский завод на реку Исеть и там положил начало городу Екатеринбург; выбрал место для строительства медеплавильного завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало Перми; добился дозволения пропускать купцов па Ирбитскую ярмарку и через Верхотурье, а также заведения почты между Вяткой и Кунгуром. Кроме того, при заводах были открыты две начальные школы, две школы для обучения горному делу, было выхлопотано учреждение особого судьи для заводов, была составлена инструкция для оберегания лесов, была проторена новая, более короткая дорога от Уктусского завода к Уткинской пристани на реке Чусовой.

Уже после смерти Петра I, после ряда других различных назначений Татищев был снова назначен на Урал, "для размножения заводов". Ему же поручено было и составление Горного устава. И до тех пор, пока Татищев оставался при уральских заводах, он своей деятельностью приносил много пользы и заводам, и краю в целом. При нем число заводов на Урале возросло до 40, постоянно открывались новые рудники, а сам В. Татищев считал возможным устроить еще 36 заводов, которые открылись лишь через несколько десятилетий. К слову сказать, нравом вмешательства в управление частных заводов, к примеру демидовских, Татищев пользовался весьма широко и тем самым не раз вызывал против себя нарекания со стороны тех же Демидовых. Считается, что он не был сторонником частных заводов и действовал так из сознания того, что государству нужны металлы, и что, добывая их само, оно получает более выгоды, чем поручая это дело частным людям.

Важно запомнить!

Можно по-разному оценивать политику государственного меркантилизма Петра I, но ее итоги были более чем очевидны и наглядны. Даже самый поверхностный анализ мероприятий, проведенных Петром I, делает честь его незаурядному государственному уму. В результате проведенной политики Россия де-факто стала крупнейшей империей мира. Проводимая в то время экономическая политика стала мощнейшим стимулом развития всей российской промышленности. Данный процесс в некоторой степени может быть сравним только с промышленным подъемом первых пятилеток советской власти, причем в обоих случаях результаты были достигнуты близкими по своей сути методами – авторитарными.

К примеру, число мануфактур за время правления Петра I увеличилось почти в пять раз и к 1725 г. составило свыше 200 предприятий, в том числе из них крупными мануфактурами считалось около 90 предприятий. Выплавка чугуна в стране достигла 815 тыс. пудов в год, и по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь Англии и Швеции. Помимо этого, значительно увеличился объем российской внешней и внутренней торговли, большое развитие получил транспорт, денежно-кредитная и финансовая системы получили новый импульс развития за счет реорганизации налоговой системы страны и освоения новых месторождений драгоценных металлов.

При всем этом особо следует учесть, что населению России пришлось заплатить огромную цену за полученные в итоге экономические достижения. И здесь не стоит забывать тот факт, что в период правления Петра I Россия находилась в состоянии непрекращающихся войн и чрезвычайно сильных военных угроз, особенно со стороны Швеции. Естественно, в этом случае без ускоренного развития промышленности и создания мощной армии и флота существование российского государства стояло под вопросом. Да, существовало непосильное налоговое бремя, которым Петр I придавил большинство населения, но, с другой стороны, никто из его окружения не оказался способен предложить другие эффективные меры для пополнения государственного бюджета, которому были нужны значительные финансы.

Мнение специалиста

Считается, что при всех достоинствах заложенной и проведенной Петром I меркантилисткой политики огромным минусом является то, что на долгие времена оказалось деформированным сознание российского предпринимателя. Объясняется это тем, что, находясь под постоянной опекой государства, купцы и промышленники, полностью включенные в государственную экономику, основанную на крепостнических отношениях, не могли в полной мере осознать свой социальный статус и свое классовое своеобразие.

Так, в петровские времена заветной мечтой русского купца и промышленника было накопить средства и за любые деньги купить дворянский титул, приобщившись, таким образом, к высшему российскому сословию. Наиболее удачливые сумели реализовать свою мечту и через одно-два поколения превращались в потомственных дворян, полностью растворяясь в "благородном" сословии, и старались забыть о своем "низком" происхождении. Среди характерных примеров – известнейшие династии промышленников Строгановых и Демидовых, изначально вышедших из самых низов, а впоследствии ставших графами и баронами Российской империи.

Говоря о недостатках проводимых Петром I реформ, почти всегда отмечают и то, что все эти реформы, в том числе и экономические, задумывались и реализовывались прежде всего в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом и создавались определенные предпосылки для развития капитализма. Однако э го в большей степени являлось скорее побочным эффектом, чем основной целью деятельности. К слову, даже банковское дело в России организовывалось в первую очередь не столько для ускорения промышленно-торговых оборотов, хотя и для этого тоже, сколько для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной. Возможно, здесь бы очень пригодился практический опыт Джона Ло, но, как мы уже знаем, петровская Россия никогда не входила в круг его личных интересов.

После смерти Петра I меркантилизм в России на уровне государственной политики продержался недолго. Главной причиной того, что политика государственного меркантилизма лишь ненамного пережила своего основателя, считают созданную Петром I абсолютистскую систему управления государством и экономикой. Как известно, государствам с сильной централизованной властью требуются значительные финансовые ресурсы для содержания аппарата чиновников и армии. Расходы царского двора постоянно росли, да и ослабление центральной власти в эпоху дворцовых переворотов, которая последовала за кончиной первого российского императора, вовсе не способствовало укреплению государственного бюджета. Таким образом, через сравнительно короткое время доставшиеся и чрезвычайно тяжело давшиеся российскому народу достижения Петра I в сфере накопления национального богатства России очень быстро были сведены на нет.

  • Ведута E. Н. Указ. соч. С. 38.

» (от итал.mercante — торговец, купец) ввел в оборот в XVIII в. английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозначать систему экономических взглядов, которая, по-видимому, была достаточно широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII вв. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мана (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1621), шотландца Джона Ло (1671-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели завершенные очертания. Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет трактовать меркантилизм не только как теорию, но и как часть определенной культурно-политической традиции.

До эпохи Возрождения в европейской культуре было широко распространено представление о герое-завоевателе как воплощении всяческих добродетелей, идеале для подражания. Удачный набег на чужую, а порой и на свою собственную территорию, грабеж и разорение по морали того времени рассматривались как вполне приемлемый и законный способ обогащения. Эта традиция, вышедшая из античности, успешно функционировала и в средние века.

Эпоха Возрождения породила новые подходы ко многим социально-культур- ным процессам, в том числе к представлению о богатстве и источниках его происхождения. Изменились социальные идеалы; герой того времени — уже не воин- завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник (вспомним хотя бы профессиональный статус героев новелл Боккаччо). Теоретической концепцией, которая в дальнейшем и обосновала такой сдвиг в общественном сознании, стал меркантилизм.

Внешняя часть концепции меркантилизма состоит в том, что эта теоретическая школа рассматривала богатство в виде денежного металла с источником роста в сфере внешней торговли. Меркантилизм как специализированная часть общественного сознания той эпохи отражал новые стереотипы мышления, которые фиксировали деньги как главный, а порой и единственный компонент материального благополучия и богатства. Но в то же время концепция меркантилизма не была столь примитивной, она отражала суть не только денежных, но и хозяйственных, экономических отношений того времени.

Меркантилизм был значительным прорывом в культурной традиции феодально-раздробленной Европы и явился экономико-теоретическим обоснованием процесса создания и функционирования национатьных государств на принципах политического абсолютизма. В соответствии с этими процессами люди, проживающие на территории того или иного государства, стали рассматриваться как единый общественный организм (нация, народ). Народы конкурируют друг с другом, вступая в хозяйственные отношения. Наиболее распространенной формой экономических отношений между государствами того времени была внешняя торговля. Одна нация продавала другой нации те товары, которые были у нее в избытке, приобретая те товары, которых ей недоставало. Деньги того времени — это прежде всего благородные металлы, и именно в них осуществлялась оценка стоимости товаров и проводились расчеты по торговым операциям. Поэтому естественно, что положительный результат внешней торговли ассоциировался с превышением вывоза над ввозом и фиксировался понятием активного торгового баланса.

Кроме того, меркантилизм впервые определил управленческие функции государя, правителя. Если в античной традиции, которая продолжала сохраняться и в период раннего средневековья, государь рассматривался как властитель, завоеватель своих подданных, который имел все права на их имущество и даже на жизнь, то меркантилизм рассматривал правителя как верховного управляющего, отца нации, который был обязан проводить экономическую политику, ведущую к обогащению нации в целом. Экономической политикой государства, которая, по мнению меркантилистов, вела к росту национального богатства, был протекционизм, смысл которого состоял во всемерной поддержке отечественного купечества на внешних рынках и в ограничениях, проводимых по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке. Благодаря такой политике должны были возрастать конкурентоспособность нации и увеличиваться производство продукции, ориентированной на экспорт. Показателем же эффективности государственной политики, мудрости правительства становился активный торговый баланс и приток золота в страну.

Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возникло эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея «денежного баланса». В этот период шел процесс создания централизованных государств, ликвидации феодальной раздробленности в Европе. Частые войны требовали создания регулярных армий и вели к необходимости постоянного пополнения государственной казны. Поэтому экономическая политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Успешный сбор налогов мог быть обеспечен лишь за счет создания такой системы, при которой частным лицам было запрещено вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Иностранные купцы обязаны были всю полученную от реализации своих товаров выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительства прибегали к «порче» монет путем уменьшения их веса или снижения пробы при сохранении номинала, что вело к обесценению денег. Считалось, что в результате обесценения иностранцы смогут приобрести больше местных товаров на свои деньги и поэтому будут заинтересованы в перечеканке своих денег в обесценившиеся деньги другой страны.

В результате Великих географических открытий в Европу, прежде всего через Испанию, хлынуло дешевое серебро и золото. Казалось бы, достигнут экономический идеал. Но чем больше денежного металла поступало на европейские рынки, тем быстрее шел процесс их обесценения. Начался постоянный рост цен на товары, который постепенно усиливал экономические позиции производительных слоев общества (ремесленников, крестьян) и ослаблял позиции дворянского, военного сословия, получавшего жалованье в виде обесценивающихся денег.

Поздний меркантилизм во главу угла ставит идею торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках этого подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств.

В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между конкурирующими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в торговле. Другим следствием политики в духе меркантилизма было постепенное замедление, а затем и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки. Гак. последовательная меркантилистская политика во Франции в период Ришелье и Кольбера вела к ухудшению положения в области сельского хозяйства и ремесла, ориентированного на местные нужды, порождала постоянный рост налогового давления на большую часть французского общества. Для обеспечения все возрастающих государственных расходов рано или поздно правительство было вынуждено переходить к использованию бумажно-денеж- ного обращения, что приводило к быстрому обесценению бумажных денег и расстройству хозяйственной системы. Таким образом, уже в XVIII в. логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе. В то же время необходимо отметить, что многие понятия и принципы меркантилистской доктрины успешно пережили свое время и широко применяются в современной теории и практике.


Разложение феодального строя, развитие товарно-денежных отношений, зарождение капиталистического уклада затрагивали интересы всех слоев населения и придавали вопросам экономического развития в период позднего феодализма все возрастающее значение. Ликвидация монополии церкви в области идеологии, рост научных знаний создали благоприятные условия для изучения и обобщения явлений экономической жизни. Возникла обширная экономическая литература, ставившая своей главной целью определить характер и задачи экономической политики. Преимущественной сферой деятельности капитала была в что время сфера обращения. От итальянского слова mercante-купец происходит и термин меркантилизм. Под этим именем известна экономическая политика феодально-абсолютистского государства эпохи первоначального накопления капитала, которая отражала интересы торгового капитала и, прежде всего, крупных торговых монополий и содействовала развитию торговли и промышленности.
Меркантилизмом называется также экономическое учение, которое ставило своей целью обосновать меркантилистскую экономическую политику. Предметом изучения меркантилизма была сфера обращения, по своей классовой природе он выражал интересы торгового капитала.
Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая в связи с развитием товарно-денежных отношений потребность в деньгах.
В развернувшейся между европейскими странами острой борьбе за овладение источниками благородных металлов и привлечение их в страну сложилась целая система мер экономической политики, при помощи которых отдельные страны стремились увеличить свои запасы золота и серебра.
В развитии меркантилизма различают два этапа - ранний меркантилизм, который Маркс называл монетарной системой, и развитый меркантилизм, который Маркс характеризовал как меркантилизм в собственном смысле слова, или мануфактурную систему. В эпоху раннего меркантилизма проводилась политика денежного баланса. Эта политика ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране, покупать возможно меньше иностранных товаров. Увеличения массы золота и серебра стремились достигнуть путем непосредственного регулирования движения денег. Вывозить благородные металлы за границу запрещалось. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных за границей товаров привозить наличными деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от продажи своих товаров, тратить на приобретение товаров местного производства. Осуществление этих мер требовало мелочного контроля со стороны администрации и неизбежно задерживало развитие внешнеторговых оборотов.
Характеризуя это стремление любыми средствами удержать и в стране, Энгельс писал: «Нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок, с завистью и подозрительностью озираясь на своих соседей».
С ростом капиталистических форм хозяйства и расширением внешней торговли становилась очевидной нецелесообразность политики, ставящей своей целью удерживать деньги от обращения. Представители позднего меркантилизма понимали, что, используя деньги для развития внешней торговли, можно увеличить запасы золота и серебра в стране. На смену политике денежного баланса пришла политика торгового баланса.
В странах, проводивших политику торгового баланса, запрещение вывоза денег было отменено. От иностранцев не требовалось больше, чтобы они все вырученные ими деньги тратили на приобретение местных изделий. Но это отнюдь не означало отказа от задачи увеличения запасов золота и серебра в стране. Ее лишь решали по-иному: добиваясь активного сальдо по торговому балансу, превышения вывоза над ввозом.
На первый план в этот период выдвигалась система протекционизма, которая рассматривалась как лучшее средство обеспечить возможно большее развитие экспорта. С этой целью поощрялось развитие промышленности, производящей на экспорт, расширялось судоходство. Особенно большое значение придавалось расширению транзитной торговли.
Ремесло, как уже отмечалось, не было в состоянии постав-, лять необходимые для экспорта крупные массы товаров, поэтому в отраслях промышленности, связанных с внешней торговлей, капиталистические мануфактуры получили распространение раньше всего.
Развитие мануфактурного производства происходило при активной поддержке государства. Мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права. Большое распространение имели также субсидии, экспортные премии и освобождение от налогов. Принимались меры к привлечению из-за границы квалифицированных рабочих и специалистов. Издавались законы с целью понижения заработной платы. Запрещался вывоз орудий производства и сырья, а ввоз сырья поощрялся. Для охраны промышленности от иностранной конкуренции широко практиковались запрещения импорта и покровительственные таможенные пошлины.
Между европейскими государствами, проводившими меркантилистскую политику, шла упорная борьба за рынки сбыта и источники сырья, велись многочисленные торговые войны. Колониальные державы запрещали иностранцам торговлю в своих колониальных владениях. Разнообразным ограничениям подвергались иностранные суда. Важнейшую роль в захвате колоний и рынков играли крупные торговые компании, которые правительства наделяли разнообразными привилегиями.
Захваченные путем грабежа или приобретенные за бесценок торговыми монополиями колониальные товары (пряности, кофе, чай табак и др.) перепродавались затем в Европе с громадными барышами. Затраты возмещались сторицею.
Меркантилистская политика проводилась во всех странах Западной Европы, но в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии, где сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма.
В работах английских меркантилистов основные идеи меркантилизма изложены в наиболее полной и развернутой форме. Характерным представителем раннего меркантилизма в Англии был автор работы «Краткое рассмотрение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581). Вопрос о его личности является спорным. Долгое время считалось, что это произведение написано Стаффордом, потом автором называли Гельса, но в нашей литературе упрочилась первая версия. Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме Маркс считал английского меркантилиста Томаса Мена.
Во Франции меркантилистская политика проводилась с особенной настойчивостью во второй половине XVII в. министром Людовика XIV - Кольбером (по его имени эта политика получила название кольберизма). Стремясь к расширению французского экспорта, Кольбер насаждал мануфактуры, содействовал развитию судоходства, добивался новых рынков. Одновременно Кольбер запрещал вывоз зерна, считая низкие цены на хлеб необходимым условием развития промышленности и торговли. Феодальные формы эксплуатации во Франции не были ликвидированы, крестьяне разорялись тяжелыми налогами. Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства во Франции, но главная отрасль французского народного хозяйства - сельское хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка.
Особенности французского меркантилизма очень ярко отражены во взглядах наиболее видного теоретика меркантилизма во Франции - Монкретьена. Монкретьен первым ввел в экономическую литературу термин «политическая экономия».