Анализ законодательства рф о налогах и сборах. Законодательство РФ о налогах и сборах - Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

Тема 1. Основы законодательства РФ о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах - совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги...". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания - прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными» 1 .

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти» 2 .

Законодательная ветвь власти действует в рамках системы разграничения компетенции государственных органов. Эта система перестанет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе путем широкого делегирования полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и установление обязанности законодательного органа самостоятельно реализовать это право.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил эту точку зрения и указал в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия».

Утверждение налогов законом является не только средством ограничения полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги. Только закон в силу его стабильности, определенности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если бы существенные элементы налога или сбора могли устанавливаться исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергался бы угрозе, поскольку эти обязательства могли быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке. Только законодательная форма введения денежной повинности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты налога с решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Вопрос о налоговом законодательстве - это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

Общие принципы построения налоговой системы РФ.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик обязан:

· уплачивать законно установленные налоги;

· встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

· представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

· представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    Состав законодательства РФ о налогах и сборах

    Федеральное законодательство о налогах и сборах как источник налогового права

    Налоговый кодекс Российской Федерации

    Иные федеральные законы о налогах, и сборах

5. Региональное законодательство» налогах и сборах как источник налогового права.

6. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами

местного самоуправления как источник налогового, права.

1. Российское законодательство о налогах и сборах включает в себя:

Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);

региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах принятых законодательными (представительными) органами субъектов Р|Ф);

Местные акты о налогах и сборах, принятые представительными орга­нами местного самоуправления.

2. Федеральное законодательство о налогах и сборах (в НК РФ оно имену­ется "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах")состоит из:

    принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

3. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ была введена в действие с 1 января 1999 года часть первая НК РФ.

Часть вторая НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 1 января 2001 года.

Первоначально в составе части второй НК РФ были введены лишь че­тыре главы, которыми были установлены налог на добавленную сто­имость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до принятия Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ он именовался "единый социальный налог (взнос)").

В дальнейшем законодатель неоднократно дополнял часть вторую НК РФ новыми главами, каждая из которых посвящена правовым, основам взимания конкретного налога или сбора, а также вносил изменения и дополнения в уже принятые главы части второй НК РФ. В части первой ЙКРФ устанавливается система налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложе­ ния и сборов в РФ, в т. ч.:

    виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок ис­полнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 1 НК РФ

Статья 1 НК РФ. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (действующая редакция)

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1 НК РФ

Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах - представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Региональный уровень - это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования - местный - образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

Все три уровня в совокупности составляют понятие "законодательство о налогах и сборах".

Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для "запуска" (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ - Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" 1991 г. - не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор - очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны. Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами - федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами - законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.