Примером смешанного налога в рф является


НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12
НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.
По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.
Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.
Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.
По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.
Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.
Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

Каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений. Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительно равенство между налоговыми функциями.

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения.

Принципы налогообложения - это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Разработанные в XYII- XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом экономических реалий принципы налогообложения в настоящее время могут быть классифицированы по определенным направлениям. Так принципы налогообложения подразделяются на: экономические, организационные и юридические.

К экономическим принципам можно отнести принципы:

1.эффективность налогообложения с точки зрения производительных сил, воспроизводственных процессов и социальной направленности;

2.прогнозированность налогообложения;

3.нейтральность, предполагающая, что налог не должен препятствовать формированию рыночных отношений, а должен способствовать созданию конкурентной среды как основы этих отношений.

К организационным принципам относятся:

1.универсальность налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков;

2. удобство уплаты налогов;

3. стабильность;

4. гармонизация. Этот принцип основан на необходимости построения такой налоговой системы, которая учитывала бы международные нормы и правила, что имеет существенное значение в условиях глобализации экономики.

К правовым (юридическим) принципам относятся:

1. отрицания обратной силы закона, ухудшающего положения граждан;

2. законность;

3.приоритетность налогового законодательства, заключающийся в том, что акты, регулирующие отношения, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

Однако для эффективного функционирования налоговой системы не всегда достаточно знания сущности, функций и принципов налогообложения. Современные налоговые теории в ходе поиска оптимальных границ действия налогов строят исследования на анализе конкретной налоговой системы, выявление ее позитивных и негативных последствий и корректировке ее составляющих. И хотя практически невозможно определить эти границы, но реально возможно проследить взаимосвязь между развитием экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов, и выявить на этой основе закономерности налогообложения.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: по субъекту уплаты, по объекту обложения, по принадлежности к звеньям бюджетной системы, по назначению, по источникам, по способу взимания, по срокам уплаты и по уровню управления.

По субъекту

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

Налоги с организаций, то есть налог на прибыль, налог на имущество организаций;

Налоги с физических лиц, то есть налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

Смешанные налоги, то есть земельный налог, транспортный налог. Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По объекту обложения

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, то есть на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Такими налогами являются подоходный налог и налог на имущество. В свою очередь прямые налоги подразделяются на:

- реальные , которые взимаются с действительно полученной налогоплательщиком прибыли или дохода (налог на прибыль предприятий);

- личные , которые уплачиваются с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги - это налоги, которые взимаются в результате расходования материальных благ. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д. Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды, это:

- универсальные , которыми облагаются все товары, работы и услуги. Классическим примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж;

- индивидуальные, то есть акцизы;

- фискальные монопольные - это косвенные налоги на товары, производство и реализацию, которых монополизировало государство. Этот вид налога возник из исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером таких налогов может служить винная монополия в России.

- таможенные пошлины - это налоги, которые взимаются за перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.

По принадлежности к звеньям бюджетной системы

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

- закрепленные налоги - это налоги, которые непосредственно поступают в определенный бюджет. Например, налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты;

- регулирующие налоги - это налоги, которые перераспределяются ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и т.д.

По назначению

По назначению использования налоги делятся на:

- общие налоги , которые обезличиваются и поступают в единую казну

государства. Преимущество таких налогов состоит в том, что они обеспечивают

гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов.

- специальные налоги , которые имеют строго целевое назначение.

- чрезвычайные налоги . Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или

иной страны.

По источникам

По источнику налоги делятся на:

Налоги, которые относятся на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);

Налоги, которые включаются в продажную цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы);

Налоги, которые относятся на финансовые результаты, на дебет счета (налог на имущество организаций);

Налоги на прибыль и за счет прибыли.

По способу взимания

Налоги могут взиматься следующими способами:

- кадастровым (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога

дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп

и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельца транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

- на основе декларации . Декларация - это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является, то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером такого налога может служить налог на прибыль.

- по источнику . Это налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится для получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Это налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо, то есть из заработной платы физического лица, до выплаты ему зарплаты, вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

По уровню управления

По уровню управления, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

2.1. Федеральные налоги - это налоги, которые устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, к федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, одним из самых важных и в то же время наиболее сложным видом налога для исчисления.

Данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на расходы.

Впервые налог на добавленную стоимость был введен во Франции и уже в 80-е годы XX в. получил широкое распространение в других странах. По сути экономического воздействия это налог является универсальным акцизом, которым в принципе облагаются вся система частного и общественного потребления.

Согласно статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками этого налога признаются:

Организации (юридические лица) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие производительную и иную коммерческую деятельность;

Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются следующие операции.

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т. е. становится прямым налогом.

2. По субъекту-налогоплательщику

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги , которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги

Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1ст. 18 Закона об основах налоговой системы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами: таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др.; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

4. По порядку введения налога

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные .
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе
Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах
налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.
Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

6. По целевой направленности введения налога

В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые . Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные , которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т.е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.
Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота).