Какой штраф за отчеты в налоговую

Каждая компания обязана отчитываться о своей деятельности в государственные органы. В частности, в ИФНС фирмы представляют декларации и иные приравненные к ним отчеты в рамках положений НК РФ. Сдача декларации не в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Исходя из положений данной статьи, штраф можно минимизировать. Так, например, если компания не успела в срок подать декларацию, то можно свести штраф к минимальному значению 1000 рублей, отправив ревизорам декларацию с «нулевой» суммой к уплате, и позже подать «уточненку» с реальной суммой налога к уплате. Такой вариант возможен только в том случае, если отсутствие отчета не обнаружили сами ревизоры во время проверки, иначе санкции получится минимизировать лишь через суд.

Снизить или отменить штрафные санкции при несвоевременной подаче отчетности возможно и при наличии смягчающих обстоятельств, они поименованы в пункте 1 статьи 112 НК РФ, но применить эти обстоятельства можно единожды, так как пунктом 2 той же статьи установлено, что обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Но не все санкции можно минимизировать подобным образом. Так, штрафы, предусмотренные статьями 15.5 и 15.6 КоАП, заплатить придется в любом случае. Суммы в данной статье минимальны, от 300 до 1000 рублей.

Отчетность в рамках валютного контроля

Штрафные санкции призваны побудить компании своевременно представлять отчетность. По разным причинам фирмы не имеют возможности сдавать документы вовремя, за что и отвечают рублем перед государством. В данной ситуации можно сказать: «мелочь, а неприятно». Описанные выше санкции не страшны в рамках ведения бизнеса даже очень маленькой компании, но описанными суммами штрафы совсем не ограничиваются.

Так, рассмотрим ответственность компании за непредставление отчетности в рамках валютного контроля. С учетом того, что ИФНС имеет большой опыт в сборе штрафов, в последние годы в административное ведение налоговым органам передается все больше видов отчетности компаний. В том числе с 1 января 2017 года переданы в ИФНС для администрирования страховые взносы, а со 2 февраля 2016 года вступил в силу Указ Президента РФ № 41, в рамках которого органом валютного контроля назначена ФНС. Отчетность (ПС, СВО и СПД) компании представляют в уполномоченные банки как агентам валютного контроля. ИФНС в свою очередь проверяет сроки подачи документов.

Обратите внимание

Не стоит забывать, что ИФНС может возложить штрафные санкции и за несвоевременную подачу разъяснений и иной документации в рамках налогового контроля, камеральных и иных проверок. Минимальный штраф за непредставление в установленный срок фирмой документов и иных сведений – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В рамках валютного контроля все намного сложнее, впрочем, и сами штрафы намного выше, и уточненную отчетность не подашь. Так, за несоблюдение сроков (ч. 6, 6.1, 6.2. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ) не более чем на 10 дней предусмотрены предупреждение или штраф от 5000 до 15 000 рублей, для должностных лиц – от 500 до 1000 рублей. При просрочке до 30 дней размер санкций составит от 20 000 до 30 000 рублей, а для руководителей – от 2000 до 3000 рублей. Если со сдачей отчетности опоздать более чем на 30 дней, то штраф для юридического лица составит от 40 000 до 50 000 рублей, а для должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей. Штраф за повторное несоблюдение сроков в течение одного года (ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ): для организаций – от 120 000 до 150 000 рублей, для должностных лиц – от 12 000 до 15 000 рублей.

Иная документация

Не стоит забывать, что ИФНС может возложить штрафные санкции и за несвоевременную подачу разъяснений и иной документации в рамках налогового контроля, камеральных и иных проверок. Минимальный штраф за непредставление в установленный срок фирмой документов и иных сведений – 200 рублей за каждый непредставленный документ согласно статье 126 НК РФ. Максимальные санкции за непредставление или несвоевременное представление информации и документов – от 100 000 до 500 000 рублей. Обратите внимание, что санкции исполнительные органы применяют к каждому правонарушению, причем повторное аналогичное нарушение в течение одного года может привести к дисквалификации должностного лица на срок от одного года до двух лет, что следует из статьи 19.7.1 КоАП.

Уведомление инспекции

Высокие штрафы придется заплатить компании, если она не уведомит ФНС об открытии банковского счета. Да, при открытии счета на территории РФ и за ее пределами в российском банке оповещать налоговиков не нужно, с 2014 года эту обязанность сняли, но при открытии счета в иностранном банке компания обязана в течение месяца уведомить Службу. Если сообщение не направлено, грозит штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей, а для организации – от 800 000 до 1 000 000 рублей в соответствии с частью 2.1 статьи 15.25 КоАП.

План действий

Не секрет, что хорошее планирование работы помогает организованно успевать сдавать налоговые декларации. В общем доступе в СМИ, Интернете есть календари отчетности по каждому виду деятельности компаний и каждому виду налогообложения. Распечатав такой календарь или создав электронную «напоминалку», бухгалтер не пропустит сроки сдачи отчетности. Хотя слепо верить такому календарю довольно рискованно, неизвестно кто и в каком году его составлял. Лучше не полениться и проверить все «контрольные даты» в НК РФ. Сразу ответим на вопрос: а что если документация в бухгалтерию приходит с большими задержками и как ни планируй свою работу, не успеваешь все отразить в бухгалтерских и налоговых регистрах? В данном случае необходимо максимально перевести документооборот с контрагентами в электронный формат, подключить к процессу руководство компании и договорной отдел.

Штраф за непредставление налоговой отчетности (деклараций по налогам) установлен статьей 119 Налогового кодекса. Он составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть перечислена по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Закон устанавливает минимальный и максимальный размеры штрафа. Минимум – 1000 руб. Как правило, он взимается по тем декларациям, по которым суммы налога к уплате нет. Ведь отсутствие налога к уплате не основание, чтобы не сдавать отчет. Минимальный штраф взимается даже за непредставление нулевой отчетности (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376@, постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 418/10). Максимум – 30 процентов от суммы налога, причитающейся бюджету по декларации.

Пример

Организация несвоевременно представила квартальную декларацию по НДС. Просрочка составила 3 месяца.

Ситуация 1
Сумма НДС, подлежащая уплате по этой декларации, − 340 000 руб. Сумма штрафа составит:
340 000 руб. × 5% × 3 мес. = 51 000 руб.

Это больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 102 000 руб. (340 000 руб. × 30%). Соответственно, организация становится обязанной заплатить 51 000 руб.

Ситуация 2
Сумма НДС, подлежащая уплате по этой декларации, − 2500 руб. Сумма штрафа составит:
2500 руб. × 5% × 3 мес. = 375 руб.

В этой ситуации штраф меньше его минимального размера (1000 руб.). Поэтому с организации возьмут минимальный штраф за отчетность – 1000 руб.

По статье 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа может быть уменьшен не менее чем в 2 раза. Такие обстоятельства перечислены в статье 112 Налогового кодекса. К ним, в частности, относят:

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • влияние угрозы или принуждения;
  • материальную или служебную зависимость;
  • другие обстоятельства, признанные смягчающими судом или налоговой инспекцией.

Причем снижение штрафа касается и его минимального размера (1000 руб.). Ведь никаких исключений из данного правила в кодексе нет. Однако с этой позицией не согласны налоговики. По их мнению, минимальный штраф уменьшению в любом случае не подлежит (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376@). Штраф за несданную отчетность не может меньше минимума.

Есть обстоятельства, которые могут увеличить штраф. Так, если ранее организация привлекалась к ответственности за несдачу декларации в срок, то размер штрафа может быть увеличен в 2 раза (п. 2 ст. 112 Налогового кодекса).

Штраф за бухгалтерскую отчетность

По итогам года организация должна представлять в налоговую инспекцию и бухгалтерскую отчетность. Такая обязанность установлена статьей 23 Налогового кодекса. Исключения составляют только те организации, которые освобождены от ведения бухгалтерского учета (например, некоторые категории иностранных представительств).

Штраф за бухгалтерскую отчетность, не представленную вовремя, установлен статьей 126 Налогового кодекса и составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Отметим, что бухгалтерская отчетность разных категорий организаций различается. В общем случае в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Субъекты малого предпринимательства вправе сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе. Согласно пункту 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), в состав отчетности малого предприятия можно включить лишь бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Аналогичное мнение высказал и Минфин России. Согласно письму этого ведомства от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80: «организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности».

Соответственно штраф за бухгалтерскую отчетность, не представленную вовремя, будет зависить от количества тех форм, которые организация сдавать обязана.

Пример

Организация относится к субъектам малого предпринимательства. В состав ее бухгалтерской отчетности входит баланс и отчет о финансовых результатах. Отчетность за прошедший финансовый год была представлена не вовремя. Штраф составит:
200 руб. × 2 формы = 400 руб.

За это нарушение могут оштрафовать и должностных лиц организации (например, генерального директора). Сумма штрафа установлена статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она составляет от 300 до 500 руб. Размер штрафа не зависит от количества не предоставленных форм.

Штрафы за отчетность в ПФР и ФСС России

Штраф за отчетность, не представленую в социальные фонды (ПФР и ФСС России), схож по размерам с санкциями за несдачу налоговых деклараций. Они установлены статьей 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В общем случае штраф за отчетность в фонды составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние 3 месяца отчетного периода. То есть его сумму рассчитывают исходя из взносов за последний квартал (а не весь отчетный период). Штраф взимают за каждый месяц просрочки в сдаче расчета. Закон устанавливает максимальные и минимальные суммы штрафа. Максимум – 30 процентов от вышеуказанной суммы взносов. Минимум – 1000 руб. Как и в случае с налоговой отчетностью, минимальный штраф будет взыскан даже при условии, что не сдан «нулевой» расчет по взносам.

Дополнительно с должностных лиц организации может быть взыскан штраф по статье 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Его размер составляет от 300 до 500 руб. Однако при начислении штрафа за отчетность в соцфонды есть и своя специфика.

Штраф за РСВ-1

С 2014 года в форму РСВ-1 включены сведения индивидуального персонифицированного учета (раздел 6). За их непредоставление взыскивается отдельный штраф. Он установлен статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Его сумма – 5 процентов от взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд за последние 3 месяца отчетного периода. Максимальным или минимальным размером штраф не ограничивается.

Таким образом за непредоставление формы РСВ-1 могут быть взысканы два штрафа:

  • в отношении взносов на страхование по Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;
  • в отношении сведений персонифицированного учета по Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Пример

Организация не своевременно предоставила расчет РСВ-1. Просрочка составила 3 месяца.

Ситуация 1
Сумма взносов, подлежащая уплате по расчету за последние 3 месяца, - 156 000 руб. Сумма штрафа составит:
156 000 руб. х 5% х 3 мес. = 23 400 руб.

Это больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 46 800 руб. (156 000 руб. х 30%). Соответственно организация становится обязанной заплатить – 23 400 руб.

Дополнительно с нее может быть взыскан штраф за непредоставление данных персонифицированного учета. Сумма штрафа:
156 000 руб. х 5% = 7800 руб.

Общая сумма штрафа:
23 400 + 7800 = 31 200 руб.

Ситуация 2
Сумма взносов, подлежащая уплате по расчету за последние 3 месяца, - 6250 руб. Сумма штрафа составит:
6250 руб. х 5% х 3 мес. = 937,5 руб.

В этой ситуации штраф меньше его минимального размера (1000 руб.). Поэтому с организации возьмут минимальный штраф – 1000 руб.

Дополнительно может быть начислен штраф за непредоставление данных персонифицированного учета. Сумма штрафа:
6250 руб. х 5% = 312,5 руб.

Общая сумма штрафа:
1000 + 312,5 = 1312,5 руб.

Внимание!

По мнению Минтруда России взыскание сразу двух штрафов по разным основаниям - не обосновано. Как подчеркнули в министерстве в законодательстве действует принцип однократности привлечения к ответственности. Поэтому штрафовать организацию за одно и то же нарушение (не предоставление формы РСВ-1) недопустимо. Должен взыскиваться только один штраф, предусмотренный Законом № 212-ФЗ. Это правило действует с отчетности за I квартал 2014 года (то есть момента объединения расчета по взносам и данных персонифицированного учета). Ответственность по Закону № 27-ФЗ наступает только при сдаче неполных или недостоверных персонифицированных сведений (письмо Минтруда России от 4 апреля 2014 г. № 17-3/В-138). Однако, до настоящего времени, судебная практика по этому вопросу не сложилась. Поэтому сказать как поведут себя территориальные отделения Пенсионного фонда сказать сложно. Вполне вероятно, что они займут такую же позицию, что и работники Фонда социального страхования, взыскивающие два штрафа за несдачу одной формы - 4-ФСС. подробности далее.

Штраф за 4-ФСС

Форма-4 ФСС, которая представляется в Фонд социального страхования, состоит из 2 разделов:

  • раздел I, в котором рассчитываются взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (в связи с материнством);
  • раздел II, в котором рассчитываются взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Причем ответственность за непредставление этих разделов (пусть и одной формы – расчета 4-ФСС) установлена разными законами. Первого − Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, второго − Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Как подчеркивают чиновники, ответственность наступает по каждому виду соцстрахования отдельно. Соответственно, штраф за отчетность, не представленную в соцстрах, будет рассчитываться как на основании норм Закона № 212-ФЗ (в отношении взносов по болезни), так и норм Закона № 125-ФЗ (в отношении взносов по травме). Об этом говорится в письмах Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 507-19, ФСС России от 22 марта 2010 г. № 02-03-10/08-2328, от 23 августа 2011 г. № 14-03-11/08-9440.

С ответственностью за несдачу I раздела 4-ФСС все достаточно понятно. Штраф начисляется по общим правилам (5% от взносов за последний квартал, не более 30% и не менее 1000 руб.).

Штраф за несдачу II раздела 4-ФСС определяется по иным правилам. Если расчет представлен с задержкой, не превышающей 180 календарных дней, штраф составит 5 процентов от суммы взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный размер штрафа – 30 процентов от этой суммы, минимальный – 100 руб.

Если просрочка в подаче расчета превысила 180 календарных дней, штраф составит 30 процентов от суммы страховых взносов. Дополнительно он увеличивается на 10 процентов от суммы взносов за каждый месяц просрочки начиная со 181-го дня. В этой ситуации максимальный размер штрафа законом не ограничен. Минимальный составляет 1000 руб. В расчет принимается сумма взносов, не уплаченная за последний квартал. Так считает ФСС России (письмо ФСС России от 15 июля 2010 г. № 02-03-10/05-5910). В этом же документе чиновники указали, что при расчете штрафа сумма взносов может быть уменьшена на выплаченные страховые возмещения по травме.

Пример

Организация несвоевременно представила расчет 4-ФСС. Сумма взносов, подлежащая уплате по расчету:
− 123 000 руб. – взносы на страхование по болезни;
− 5600 руб. – взносы на страхование по травме.

Ситуация 1
Просрочка составила 4 месяца (не превысила 180 дней). Сумма штрафа в отношении взносов на страхование по болезни составит:
123 000 руб. × 5% × 4 мес. = 24 600 руб.

Это больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 36 900 руб. (123 000 руб. × 30%). Соответственно, организация становится обязанной заплатить 24 600 руб.


5600 руб. × 5% × 4 мес. = 1120 руб.

Это больше минимального размера штрафа (100 руб.). Соответственно, организация становится обязанной заплатить 1120 руб.

Общая сумма штрафа составит:
24 600 + 1120 = 25 720 руб.

Ситуация 2
Просрочка составила 7 месяцев (превысила 180 дней). Сумма штрафа в отношении взносов на страхование по болезни составит:
123 000 руб. × 5% × 7 мес. = 43 050 руб.

Это больше максимальной суммы, которая составляет 36 900 руб. (123 000 руб. × 30%). Соответственно, организация становится обязанной заплатить штраф по максимальной сумме – 36 900 руб.

Сумма штрафа в отношении взносов на страхование по травме составит:
5600 руб. × 30% + 5600 руб. × 10% × 1 мес. = 2240 руб.

Общая сумма штрафа составит:
36 900 + 2240 = 39 140 руб.

Штраф статистики

За непредоставление статистической отчетности наступает административная ответственность по статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф взыскивают с должностных лиц организации. Сумма штрафа от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, организацию могут обязать возместить ущерб, возникший в результате необходимости исправлять данные сводной статистической отчетности. Об этом сказано в статье 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.

Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.

В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР. Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.

Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.

В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.

Бухгалтерская отчетность

Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы

В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:

· ежеквартально - в течение 30 дней по окончании квартала;

· по окончании года - в течение 90 дней по окончании года.

Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года.

Состав бухгалтерской отчетности

· бухгалтерский баланс (ежеквартально);

· отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);

· приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);

· аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);

· пояснительная записка (ежегодно).

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ранее - 50 руб.).

Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации штраф от 300 руб. до 500 руб . (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам , если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:

· не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;

· не заплатила вовремя налоги.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

· для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) - штраф от 300 руб. до 500 руб .;

· для юридического лица - штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Налоговая отчетность

Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно: взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

· штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);

· штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).

Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.

Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.

Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ

Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Административная ответственность за непредставление декларации

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за непредставление деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:

· штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

· либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

· либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:

· наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

· либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности , если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Ответственность за непредставление сведений 2-НДФЛ в налоговые органы

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.

В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.(ранее - 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.

Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

  • если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
  • если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.
Как показывает практика:

· налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;

· очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.

В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб. (до 2 сентября 2010 года - 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу. А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года - 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.

Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС

С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установлена статьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования":

· непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);

· в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).

За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .

Ответственность за непредставление отчетности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":

· при задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (абз.6 п. 1 ст. 19);

· непредставление отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (абз.7 п. 1 ст. 19).

Административная ответственность за нарушение сроков представления отчетов во внебюджетные фонд

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных штрафных санкций не освобождает от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 данной статьи нарушение установленных законодательством о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Сведения персонифицированного учета в ПФР

Согласно статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (организациям и физическим лицам) применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 № 27-ФЗ).

Напомним, что с 2010 года сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР существенно изменились. За текущий год организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам , обязаны подать сведения в ПФР 2 раза: за 1 полугодие 2010 года - до 1 августа 2010 года; за 2 полугодие 2010 года - до 1 февраля 2011 года.

А вот с 2011 года предусмотрено уже четыре отчетных периода, а именно: сведения персонифицированного учета в ПФР должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за 1 квартал - до 1 мая, за 2 квартал - до 1 августа, за 3 квартал - до 1 ноября, за 4 квартал - до 1 февраля следующего года.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплаты физическим лицам , по прежнему обязаны подавать сведения на себя один раз в год не позднее 1 марта следующего года.

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом (руководителем организации, главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем и т.п.), ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей .

Также, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков предсталения отчетности.

Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности.

Однако ни в самом Законе, ни в каких-либо документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу несданной отчетности могут быть оспорены, в том числе в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации.