Сумма регресса по страховым взносам в. Отчетность по страховым взносам в ФНС. Срок уплаты страховых взносов

Чиновники изменили предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2017 году. Смотрите наглядную таблицу лимитов для начисления платежей в бюджет. А также узнайте, как регрессивная шкала по страховым взносам позволяет сэкономить при превышении базы.

База для начисления страховых взносов в 2017 году

Суммы, с которых организации и предприниматели должны платить страховые взносы – это база для начисления страховых взносов. В 2017 году она не изменилась по сравнению с предыдущим годом. В базу включайте выплаты работникам в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Не начисляйте страховые взносы, если выдаете работнику государственные пособия, компенсационные выплаты, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Не включайте в базу расходы на переобучение работников.

Некоторые виды выплат работникам, например, материальная помощь, лимитируются. Если сумма такой выплаты не превышает установленного лимита, ее не нужно включать в базу для начисления страховых взносов.

Предельный размер базы для начисления страховых взносов в 2017 году

В 2017 году Правительство утвердило новые лимиты для начисления страховых взносов. Предельная база для начисления пенсионных взносов с 1 января 2017 года составляет 876 000 рублей. В 2016 году эта сумма составляла 796 000 рублей. До превышения предельной суммы начисляйте страховые взносы по ставке 22%. После превышения предела тариф уменьшается до 10% (регресс по страховым взносам).

Максимальная база для расчета страховых взносов на случай нетрудоспособности и материнства в 2017 году равна 755 000 рублей. В 2016 году она составляла 718 000 рублей. При превышении базы в 2017 году платежи в бюджет не начисляйте.

Для взносов на медицинское страхование и травматизм регрессивной шкалы чиновники не устанавливали. Поэтому предельной базы по ним нет. Эти взносы платите, независимо от величины суммарного дохода работника.

Смотрите предельную базу для начисления страховых взносов в 2017 году в таблице.

Таблица. Предельная база и тарифы для начисления страховых взносов в 2017 году

Взносы

Предельная сумма и тарифы в 2017 году

Предельная сумма и тарифы в 2016 году

Пенсионные

Предельная база - 876 000 руб.

До 876 000 руб. - тариф 22%.

Свыше 876 000 руб. - тариф 10%

Предельная база - 796 000 руб.

До 796 000 руб. - тариф 22%.

Свыше 796 000 руб. - тариф 10%

Социальные

Предельная база - 755 000 руб.

До 755 000 руб. - тариф 2,9%.

Свыше 755 000 руб. доходы не облагаются

Предельная база - 718 000 руб.

До 718 000 руб. - тариф 2,9%.

Свыше 718 000 руб. доходы не облагались

Медицинские

Травматизм

Предельная база не установлена, облагается вся сумма дохода

Предельная база не была установлена, облагалась вся сумма дохода

В чем выгода лимита по страховым взносам в 2017 году

При превышении лимита по страховым взносам в 2017 году организация может сэкономить на платежах в бюджет. Для безопасной экономии соблюдайте 3 правила:

  • Ведите учет выплат по каждому работнику отдельно,
  • Считайте базу нарастающим итогом с начала года,
  • Учитывайте в базе только те доходы работника, которые облагаются страховыми взносами.

Расчет базы по страховым взносам в 2017 году с учетом предельной величины

Пример

Иванова М.П. получила такой доход с января по август 2017 года. Вот как будет выглядеть расчет базы.

В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены изменения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы. Осуществлять соответствующие полномочия налоговики начнут с 1 января 2017 г. С этой даты исчисление и уплату страховых взносов в ПФР, ФФОМС, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет регулировать Налоговый кодекс РФ, в котором появилась новая глава 34 «Страховые взносы». Рассказываем о грядущих изменениях.

Еще в начале года Президент РФ Указом от 15.01.2016 № 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Выполняя поручение президента, законодатели приняли два федеральных закона:

От 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) - ввел новую главу о страховых взносах в Налоговый кодекс РФ;

От 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“»(далее - Закон № 250-ФЗ) - отменяет основной закон о страховых взносах - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Новая глава НК РФ о страховых взносах

Итак, с 1 января 2017 г. вступит в силу глава 34 НК РФ «Страховые взносы», в которую перейдут ключевые положения Закона № 212-ФЗ. С этой же даты начнут действовать изменения, внесенные и в другие законы.

Прежде всего, речь идет о поправках в федеральные законы от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-43) и от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кроме того, приняты поправки и в другие законодательные акты, в том числе в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 250-ФЗ функция администрирования страховых взносов, как уже было сказано, передается в налоговые органы. Начиная со следующего года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок будут осуществлять налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть Налогового кодекса (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. 46, 78 НК РФ.

Обратите внимание!

Основным нормативным правовым актом, который регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Закон № 125-ФЗ.

Что не изменилось

Прежде всего, обратим внимание на то, что не претерпели существенных изменений основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов, в частности:

Порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);

Порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);

Перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);

Размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. 425-429 НК РФ);

Общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).

Грядущие изменения в связи с передачей администрирования страховых взносов обсуждаются давно. Главного из обещанных плательщикам преимуществ - возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган - не произошло. Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и в фонды. Коротко рассмотрим, какие виды отчетности по взносам ждут в следующем году, в какие сроки, изменятся ли тарифы и штрафы.

Отчетность в ИФНС

Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд соцстраха - формы РСВ-1 и 4-ФСС со следующего года будут отменены. Однако отчетности по страховым взносам в 2017 г. меньше не станет.

С 2017 г. вместо РСВ-1 и 4-ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС России (ст. 423 НК РФ). Форму нового отчета чиновники должны утвердить к 1 октября 2016 г. О начале разработке формы ФНС России сообщила на regulation.gov.ru.

Новую налоговую отчетность по страховым взносам - в тексте Налогового кодекса эта форма, как и раньше, называется расчетом - в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.

Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета - на бумаге или в электронном виде. Правда, как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек - только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Так, отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г., так как 30 апреля выпадает на воскресенье - выходной день.

Поскольку сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, которому в свою очередь необходимо будет информацию о страховых взносах, уплаченных за конкретных людей, «разложить» по их лицевым счетам, Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (ч. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).

Отчетность в ПФР

В ведении ПФР останутся вопросы назначения и выплаты пенсий. То есть контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а проверять достоверность сведений о страховом стаже - сотрудники ПФР.

У плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СВЗ-М. Срок сдачи СЗВ-М с 1 января изменится. Сдавать форму необходимо будет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, как сейчас (п. 2. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). То есть на сдачу сведений будет пять дополнительных дней.

Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 - отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (подп. 10 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР, как уже было сказано, будет представляться плательщиком в налоговый орган.

Отчетность в ФСС России

За Фондом соцстраха останутся вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Так же, как и раньше, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС России. Компании будут сдавать в Фонд отдельную форму отчета. Ее чиновники подготовят позднее.

Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.

Общий тариф страховых взносов установлен ст. 435 НК РФ и составляет:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%;

3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8%;

4) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Однако в 2017-2018 гг. законодатели решили сохранить пониженный общий размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование:

В пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;

Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.

Таким образом, в следующем году общая нагрузка по страховым взносам будет сохранена и составит 30%. Увеличение размера тарифа планируется в 2019 г. - с 30 до 34%.

Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и сейчас. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.

Для взносов в ФСС России и ПФР в Налоговом кодексе предусмот-рено наличие предельной облагаемой базы. При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления, предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину: для ФСС России она будет устанавливаться правительством в твердой сумме. Для ПФР правило определения предельной базы установлено ст. 421 НК РФ - средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента (как в Законе № 212-ФЗ). Предельные базы будут ежегодно пересматривать, в том числе на 2017 г.

Напомним, что в 2016 г. эти величины составляют:

Для взносов в ПФР - 796 000 руб. за год. В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх - по ставке 10%;

Для взносов в ФСС России - 718 000 руб. В пределах этой суммы взносы начисляют по ставке 2,9%, а сверх - не уплачивают.

При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.

Итак, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен вопреки обещаниям сторонников передачи администрирования в налоговые органы.

Уплата страховых взносов в 2017 г.

Еще одним из звучавших обещаний было упрощение уплаты страховых взносов. Однако п. 6 ст. 431 НК РФ закрепил действующее в этом году правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно:

В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Срок уплаты страховых взносов не изменится. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. К декабрю 2016 г. Минфин России должен утвердить новые КБК.

Штрафы по страховым взносам в 2017 г.

Штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые инспекторы будут в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 119 НК РФ. С этой целью и в наименование статьи, и в текст диспозиции были внесены дополнения, четко предусматривающие возможность ее применения за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Следовательно, за опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум - 30% этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб.

За непредставление других документов по взносам налоговики смогут оштрафовать на 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, теперь плательщикам грозит приостановление операций по счетам в связи с несдачей отчетности. Ведь у органов внебюджетных фондов не было такого права, а налоговики смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом. Сейчас в ст. 76 НК РФ говорится только о декларациях, но новая редакция этой статьи, которая вступит в силу с 2017 г., дополнена положениями о том, что она распространятся и на расчеты по страховым взносам.

Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Ответственность за нарушение установленного законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Поэтому общий размер штрафа за непредставление в ПФР СЗВ-М может вылиться в приличную сумму. За подобное нарушение компания из 20 человек может пострадать на 10 000 руб., а организация численностью 500 человек заплатит уже 250 000 руб. штрафа. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.

Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Кроме того, в Законе № 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Проверки по страховым взносам

Начиная с периода 2017 г. проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок. Соответственно, на выездной проверке налоговики проверят сразу и налоги, и взносы. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним не будут коррелировать с суммами НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. Специалисты ФСС России будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками - проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов в ФСС России.

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС России в порядке, действовавшем до названной даты (ст. 20, 24 Закона № 250-ФЗ).

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 г.

До 2017 г. органом, уполномоченным давать разъяснения по спорным вопросам, связанным со страховыми взносами, был Минтруд России. Начиная со следующего года письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Вероятно, спорные вопросы плательщикам необходимо задать именно финансовому ведомству. Поскольку неоднократно возникали ситуации, когда мнение Минфина России и Минтруда России по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно советовать до выхода новых разъяснений применять существующие разъяснения Минтруда России: в спорной ситуации применительно к периодам после начала 2017 г., они не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).

Переходные положения

Итак, Закон № 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 г., и именно с этой даты к налоговикам переходит контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Следовательно, все уточненные расчеты по взносам за 2016 г. и более ранние периоды компаниям надо будет представить, как и прежде, в ПФР и ФСС России по действующим формам РСВ-1 и 4-ФСС. А вот уточненки за период начиная с 2017 г. надо будет представлять в налоговую инспекцию.

Тот же принцип будет действовать и по отношению к переплате взносов. Переплату по состоянию на 1 января 2017 г. будут возвращать еще фонды, а недоимку по состоянию на ту дату будут взыскивать уже налоговики. Фонды передадут им сведения о задолженности. Недоимку, в том числе пени и штрафы, по состоянию на 1 января 2017 г., удержать которые невозможно, налоговики признают безнадежной и спишут в порядке ст. 59 НК РФ.

Надо применять новые предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2017 году. Таблица базы для начисления страховых взносов приведена в этой статье. Расскажем об особенностях расчета.

С 2017 года, несмотря на передачу взносов от фондов налоговикам, основные положения по расчету взносов не изменились. Базой для начисления по-прежнему являются выплаты работникам.

Список не облагаемых взносами выплат тоже не меняется. Организации по-прежнему не платят взносы с компенсаций, декретных и детских пособий, командировочных, выходных пособий в пределах трех средних заработков.

Расскажем подробнее, с каких сумм и по каким ставкам надо будет платить страховые взносы в новом году.

Предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2017 году: размеры

Новые лимиты утверждены постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255.

В этом году чиновники для индексации использовали те же показатели, что и раньше: среднюю зарплату из прогноза Минэкономразвития и коэффициент на 2017 год - 1,9 (п. 5 ст. 421 НК РФ в ред. с 1 января 2017 года). Но в итоге база выросла меньше, чем в 2016 году, - не на 12, а на 10 %. С доходов в пределах базы надо платить 22 % взносов, с доходов сверх лимита - 10 %.

Предельная величина базы ФСС 2017. В этом году предельную величину базы для начисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проиндексировали в 1,051 раза.

Предельная база ФСС выросла на 37 тыс. рублей и составляет в 2017 году 755 000 рублей. Базу индексируют на рост средней зарплаты (п. 4 ст. 421 НК РФ в ред. от 1 января 2017 года). В прошлом году лимит увеличился на 7,2, в этом - на 5,2 %. Ставка взносов осталась прежней - 2,9 %.

Предельная величина база по страховым взносам в ФОМС в 2017 году. Напомним, для взносов на медицинское страхование лимита нет. Как и прежде, их надо платить по общему тарифу 5,1 %.

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году: таблица

Общая ставка страховых взносов в 2017 году, а также в 2018 году, составляет 30%, с 2019 года - 34%.

Обязательные отчисления в фонды в 2017 году производятся по новому порядку в связи с отменой Закона № 212-ФЗ от 24.07.09 г. и введением в действие главы 34 НК. Какие изменения произошли в расчетах? Куда перечислять начисленные суммы взносов? И в каком порядке отчитываться, чтобы не перейти в категорию недобросовестных налогоплательщиков – все подробности и примеры ниже.

Дефицит бюджета РФ и снижение отчислений в резервный фонд вызвали необходимость проведения налоговой реформы социальных взносов. Законодательство, регулирующее правоотношения государства и налогоплательщиков в части обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, в этом году переработано кардинальным образом. Указ Президента под № 13 от 15.01.16 г. повлек за собой принятие 2 Законов: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ. Согласно разработке этих нормативных документов передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня стала реальностью. Отныне налогоплательщики обязаны исполнить обязанности по начислению и уплате взносов (ЕССС далее) по новым требованиям.

Что же ждет страхователей по отчислениям на соц нужды? Сразу необходимо отметить, что основные положения 2016 года сохранены. Так, остались на прежнем уровне ставки налога, объекты налогообложения, расчет базы, категории налогоплательщиков, отчетные периоды, сроки уплаты, льготируемые тарифы. Не изменился порядок определения взносов на травматизм, включая представляемую отчетность и реквизиты для уплаты.

Соц отчисления – нормативные положения 2017:

  1. Передача страховых взносов в ФНС – администрирование и контроль по уплате и отчетности ЕССС в части ОПС, ОМС и ФСС ВНиМ переданы в территориальные налоговые органы по месту учета/регистрации налогоплательщиков.
  2. Отчисления на травматизм – производятся в прежнем порядке, основной контролирующий орган – ФСС.
  3. Страхователи – категории перечислены в стат. 419 НК: работодатели, ИП, самозанятое население и пр.
  4. Необлагаемые суммы – полный перечень содержит стат. 422 НК: различные государственные пособия; выходные пособия; годовая матпомощь до 50000 руб. при рождении детей, до 4000 руб. на сотрудника; возмещаемые ипотечные проценты; командировочные 700/2500 руб. для внутрироссийских/зарубежных поездок и пр.
  5. Дополнительные и сниженные процентные ставки – в целом также сохранены на старом уровне, введены новые условия для начала и прекращения применения тарифов.
  6. Предельная база для расчета ЕССС – отчисления в пенсионный фонд с зарплаты производятся по общему тарифу до достижения максимального лимита, утвержденные суммы приведены ниже. Это же правило действует в отношении отчислений в соц страх. Медицинские налоги рассчитываются по единому тарифу.
  7. Натуральные доходы – размер определяется на уровне рыночных цен, а не договорных, как было ранее.
  8. Отчетность – взносы в пенсионный фонд в 2017 году сдаются по новому порядку: за ПФР остается функция по приему форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за ФСС – 4-фсс в части травматизма. Все остальные начисления отражаются в новом бланке единого расчета, который представляется вместо существовавшей ранее РСВ-1.
  9. Оплата ЕССС – отчисления в пенсионный фонд в 2017 году не производятся. Уплату сумм следует выполнять по реквизитам налоговых органов с указанием новых КБК. Это правило распространяется на расчеты с 1.01.17 г., даже если погашаются взносы за 2016 г.
  10. Проверки – камеральные и выездные мероприятия отчислений в соц фонды ВНиМ, отчислений в фонд обязательного медицинского страхования и проверку полноты уплаты страховых взносов в ПФР с 2017 г. будут проводить сотрудники ФНС.

Отчисления в фонды в 2017 году – таблица

Актуальные ставки собраны в таблице ниже. При этом тарифы указаны для общих категорий работодателей, включающих как предприятия, так и предпринимателей. Отдельно выделены ИП, работающие «на себя» наравне с самозанятыми физлицами. Также указаны пределы лимитов и основные компании, имеющие право на использование пониженных ставок.

Тарифы ЕССС, актуальные в 2017 г.:

Лимиты для работодателей в 2016-2017 гг.:

Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения по сниженным ставкам вправе производить следующие категории страхователей:

  1. Предприятия на УСН, а также ИП, основным видом работы которых является льготируемая деятельность при соблюдении лимита.
  2. Фармацевтические, аптечные компании, включая ИП.
  3. Предприниматели на ПСН.
  4. Упрощенцы-НКО, а также благотворительные фонды и компании, внедряющие объекты интеллектуальной деятельности.
  5. IT-структуры.
  6. Участники «Сколково».
  7. Участники некоторых СЭЗ (особых экономических зон).
  8. Резиденты особых территорий.

Полный список компаний, имеющих право рассчитывать отчисления в соц фонды по пониженным ставкам, содержится в стат. 427 НК. Кроме того, для предприятий, получивших класс по результатам СОТ (специальная оценка трудовых условий), законодательно установлены дополнительные тарифные ставки. Размер зависит от уровня опасности и варьируется в пределах от 0 % для оптимального класса, до 8 % для самого опасного.

Чтобы разобраться во всем законодательных изменениях, приведем подробный пример расчетов по отчислениям в соц фонды за 1 кв. 2017 г. Перед вычислением страхователю необходимо убедиться, к какой категории налогоплательщиков он относится и по каким ставкам рассчитывается ЕССС (общим, пониженным и дополнительным). При наличии исключаемых сумм требуется сделать корректировку налогооблагаемой базы, а все начисления по доходам суммировать и сравнить с предельной величиной. После этого начисляются взносы и делаются типовые проводки.

Пример расчета взносов за 1 кв. 2017 г.:

Предприятие ООО «Восход» начисляет 2 работникам зарплату в общем размере 70000 руб. в месяц, за 1 квартал сумма дохода составляет 210000 руб. Компания применяет общие тарифы, пониженные/дополнительные не используются. Исключаемых сумм в этом периоде нет. Отчисления в фонд социального страхования составляют:

  • В ОПС – 46200 руб. = 210000 х 22 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.2.
  • В ФСС – 6090 руб. = 210000 х 2,9 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.1.
  • В ОМС – 10710 руб. = 210000 х 5,1 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.3.

Уплату начислений за март необходимо выполнить до 15.04 в адрес ФНС. Взносы по присвоенному профклассу на травматизм перечисляются в органы ФСС.

Страховые взносы в ПФР и ФСС – отчетность

В юрисдикции сотрудников ПФР остается контроль за персонифицированными данными, включая суммы доходов физлиц и страхового стажа. Цель отчетности – последующее назначение пенсионных выплат гражданам. В связи с этим налогоплательщики обязаны представить в фонды 2 отчета:

  1. СЗВ-М – сдается в ПФР каждый месяц до 15-го числа.
  2. СЗВ-СТАЖ – сдается в ПФР каждый год до 1 марта. Дополнительно действуют формы СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР.
  3. 4-ФСС – сдается в ФСС каждый квартал до 20/25-го числа при представлении «на бумаге»/в электронном формате.

Обратите внимание! Перечисленная информация относится к периодам с 2017 года, более ранние временные промежутки попадают под действие старых форм отчетов.

Проверки по взносам ЕССС

Правильность исчисления и уплаты платежей по взносам с 2017 г. будет проверять ИФНС. При выявлении расхождений в пользу государства инспекторы могут сделать доначисления сумм. Выявления нестыковок будут производиться на основании данных о заработке, отображаемых налогоплательщиками в отчетности по НДФЛ.

При этом в проверке больничных пособий необходимо участие работников ФСС. Запрос в пенсионный фонд об отчислениях, образец здесь, могут сделать работодатели при расчете сумм пособий. Сведения необходимы в случаях, когда у сотрудника отсутствуют данные по его доходам. Также и физлица вправе подать заявление о начисленных пенсионных взносах путем личного посещения отделения ПФР или через портал государственных услуг.

Нередко у застрахованных лиц возникает вопрос: Проверяют ли банки отчисления в пенсионный фонд? Интерес может быть вызван при оформлении кредитов различного назначения, в том числе при указании в справке о зарплате неофициальных доходов. Волноваться не стоит, проверить отчисления в ПФР финансово-кредитное учреждение не может, поскольку законодательно такая процедура не предусмотрена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.