Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность. (Н. Суслова). Что такое детско-родительский коучинг

Очень часто нам, родителям, приходится сопровождать ребенка в развитии каких-то способностей или качеств личности. Как лучше всего это сделать, используя коучинговый подход?

Почему мы говорим здесь о коучинговом подходе, а не о коучинге как для взрослых? Как известно, коучинг – это развитие потенциала человека, партнерство на равных, мотивация, действия и ответственность. Родители и дети – не равны, родители отвечают за детей и постепенно передают детям ответственность. Поэтому мы говорим о коучинговом подходе, который можно применять для развития способностей у детей с 6-7 лет.

Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение.

Особенно полезен этот алгоритм для развития способностей у детей в возрасте от 11 до 16 лет, потому что именно в этом возрасте наступает время максимального развития новых навыков, того что мы называем компетентностью. И мы можем сделать развитие важных компетенций осознанно. Итак, начнем?

1. Способность
Определите способности (качества личности), которые хотите развивать у ребенка! Ответьте на вопросы ниже.

Вопросы родителям:
Какие способности я хочу развить у ребенка, если посмотреть на ситуацию с точки зрения возможностей?
Чему важно научиться ребенку, чтобы справляться с задачами? К какому срок вы хотите этого достичь?
Какие качества личности я хочу развить у ребенка?
Насколько создана договоренность и единство со всеми взрослыми, общающимися с ребенком в семье, школе и т.д. об этом?

2. Согласие и доверие
Перед тем как начать действовать проясните, что об этом думает ребенок, создайте совместную договоренность с ребенком, также с другими взрослыми (учителя, тренер, родственники), принимающими в этом участие.

Вопросы родителям:
Насколько ребенок согласен с развитием именно этой способности?
Что мне поможет получить 100% договоренность с ребенком?
Насколько сильны между нами доверительные отношения? Что я могу сделать, чтобы их усилить?
Как я могу создать договоренности со взрослыми?

3. Ценность
Покажите ребенку для чего необходимо развивать эти способности, что при этом для него станет по-другому. Создайте через вопросы диалог, в котором ребенок сам ответит на этот вопрос: А зачем именно эти способности стоит развивать?

Вопросы родителям:
А зачем именно эти способности стоит развивать?
Почему важно именно эти качества характера усиливать?
Насколько ребенок это понимает и поддерживает? Что я могу сделать еще? А еще?
Как я могу усилить приверженность ребенка в развитии именно этих способностей ежедневно?

4. Картина будущего
Создайте с ребенком картину будущего! Спросите: « Представь себе, что ты уже такой, как ты тогда действуешь/ общаешься? Что становиться возможным для тебя тогда?» Важно помочь ребенку увидеть картинку будущего ярко и в деталях.
Попросите ребенка придумать название той способности, которую будите развивать, а также символ. Например, символом слушания может быть чебурашка-магнит на холодильнике, а символом танцев – кукла – балерина, которая вместе с ребенком ходит на занятия.

Вопросы родителям:
Какие самые эффективные вопросы помогут вам создать с ребенком его картину будущего?
Как еще вы можете его поддержать в этом?
Насколько вы готовы дать ребенку свободу творчества?

5. Поддерживающее окружение
Создайте поддерживающее окружение, которое может включать:
поддержку близких и родительское благословение: У тебя получится! Ты сможешь! Я верю в тебя! Я так люблю смотреть, когда ты …играешь на гитаре/рисуешь/поешь..
картины и фото
музыка
книги
одежда и аксессуары
творчество
время

Вопросы родителям:

Какое вы можете создать самое наилучшее поддерживающее окружение своему ребенку для развития способностей?
Что от вас потребуется?
С чего вы начнете?

6. Тренировка, приверженность и позитивная обратная связь
Начните тренировать нужные способности, показывая применение и пользу, а также давайте позитивную обратную связь через вопросы:
Что произошло?
Чему тебя это научило?
Что теперь будешь делать по – другому?
Никогда не спрашивайте: «Почему не получилось?» или «Почему не сделал?». Обращайте внимание на то, что УЖЕ получилось!

Вопросы родителям:
Как вы сможете вовлечь ребенка в деятельность для тренировки способностей? Какую совместную игру вы придумаете для этого?
Как вы поддержите ребенка, когда потребуется приверженность тренировке?
Как вы сможете поддержать ребенка в случае неудачи?
Что вам самим поможет вести позитивный диалог в этом случае?


7. Радостный праздник и А что дальше?

Создайте радостный праздник по завершению, поблагодарите друг друга и всех участников, наметьте следующие шаги.
Вопросы родителям:
Как вы отпразднуете успех и ваши достижения?
Какие слова благодарности скажите друг другу?
Как вы создадите договоренность о следующих шагах?

Мы приглашаем делиться своими успехами с нами и другими родителями!
Напишите нам, что у вас уже получилось и каким были ваши 7 шагов в развитии способностей вашего ребенка!



c 26 Мая 2018 по 27 Мая 2018, Город: Москва
Познакомьтесь с КОУЧИНГОМ как эффективным направлением развития и воспитания детей в семье и в различных образовательных учреждениях.

Наталья Суслова
профессиональный коуч, ведущий тренер МЭУк, мама, кандидат педагогических наук.

Занятие 1.
Теория: Принятие и доверие к себе и окружающим – основа уверенности и самостоятельности. Как «достучаться» до сознания ребенка. Принципы работы мозга. Практика: Учимся правильно слушать и задавать вопросы, чтобы выстроить диалог с ребенком

Занятие 2.
Теория: Что такое оценка? Ругать нельзя хвалить. Уровни восприятия себя. Правила обратной связи себе, ребенку, окружающим. Практика: Создаем с ребенком образ себя «всемогущего», чтобы с высоты его преодолевать страхи, препятствися, повысить уверенность и самооценку. Учимся давать обратную связь так, чтобы ребенок хотел меняться.

Занятие 3.
Теория: Умение ставить цель – основа успеха любого человека в жизни, учебе, работе. Как правильно ставить цели, чтобы сдать экзамены, добиться успеха, получить желаемое. Технология SMART-цели для выбора жизненного пути. Практика: Учим ребенка видеть будущее и себя в нем. Составлять план действий, который хочется скорее выполнять

Занятие 4.
Теория. Тайм-менеджмент для ребенка. Включенное и сквозное время. Что делать, если ребенок не чувствует времени и тратит его безответственно Практика. Учимся ассоциировать себя с моментом и вовремя смотреть на себя со стороны. Выстраиваем комфортные варианты режима дня

Занятие 5.
Теория. Цель и результат – чем они различаются? Как добавить энергии, чтобы у ребенка появилось желание достигать цель Практика. Инструмент GROW (РОСТ) для планирования цели, результата и быстрого поиска решения любой ситуации

Занятие 6.
Теория. Цели в жизни – откуда вообще они берутся? Что делать, если целей нет? Или, когда их много? Как их поставить и выбрать главное Практика: Помогаем ребенку поставить цели, выбрать главные, расставить приоритеты и составить план действий.

Занятие 7.
Теория: Страхи и привычки стоят на страже нашего спокойствия. Их главная цель – защитить нас. Как научить ребенка договариваться со своими «гремлинами», успокаивать их и двигаться вперед Практика: Вопросы, «растворяющие» страхи. Меняем привычки на конструктивные действия

Занятие 8.
Теория: На чем основана любовь к себе, уверенность и уважение. Почему они «теряются» и как их встроить в свою жизнь Практика: Помогаем ребенку создать ценностный образ себя и выбирать модели поведения в разных обстоятельствах – со сверстниками, на экзаменах, в семье и т.п.

Занятие 9.
Теория. Что такое «зона комфорта»? Надо ли из нее выходить? Если да, то когда, как, насколько далеко. Формула изменений Бекхарда Практика. Помогаем ребенку осознать ситуацию, насколько она требует изменений и каких. Как делать усилия, когда ничего делать не хочется

Занятие 10.
Теория. Как внутренние диалоги разрушают нашу решимость действовать. Наши мысли – главные враги наших действий. Как мыслить конструктивно и последовательно Практика. Учим ребенка правильно мечтать – не уносясь в фантастические дали, но и не зарубая собственные идеи на корню.

Занятие 11.
Теория. Ответ «не знаю» - не всегда говорит об отсутствии знаний. Как научить ребенка не бояться брать ответственность за свои действия Практика. Научить ребенка спрашивать совета, слушать его, но опираться на собственное мнение и воплощать его в жизнь.

Занятие 12.
Теория. Мы часто не видим всех возможностей, которые лежат перед нами. Но ресурсы есть всегда и у всех. Что считать ресурсами и как они помогают в сложных ситуациях Практика. Придаем ребенку смелости и силы, когда помогаем ему увидеть все имеющиеся у него ресурсы и возможности. А если ему чего-то не хватает, разбираемся, как это получить.

Занятие 13.
Теория. Разбираемся с ценностями. Принципы и убеждения. Что это? Как помогают и мешают отношениям с ребенком? Почему мы не понимаем друг друга. Практика. Определяем ценности, которые хотим передать ребенку и установить с ним глубокий контакт

Занятие 14.
Теория. Продолжаем разбираться с ценностями. Как понимание своих ценностей помогает ребенку с пользой проводить время, выбирать правильные занятия и двигаться к своей цели? Практика. 4 техники, которые помогут ребенку определить его ценности

Занятие 15.
Теория. Проблема выбора. Почему она возникает, что мешает нам сделать выбор, как выбраться из «жизненного тупика» Практика. Делаем выбор быстро, на «раз, два, три»

Занятие 16.
Теория. Для чего существуют возражения? Дети не хотят выполнять наши просьбы или хотят что-то нам этим сказать? Практика. Отрабатываем возражения ребенка

Воспитание в стиле коучинг – это одна из наиболее действенных практик. Многочисленные исследования и эксперименты доказывают эффективность методики, позволяя свести распространенные проблемы с детьми к минимуму. Как выглядит такое воспитание и что оно дает ребенку в итоге? Об этом следует рассказать во всех деталях.

Понятие воспитания известно каждому человеку, однако каким оно должно быть на самом деле? Большая часть современных родителей вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос быстро и без раздумий – и полученные таким образом ответы будут существенно отличаться, и в некоторых воспитательных нюансах их мнение будет диаметрально противоположным.

Для начала следует дать конкретное определение понятию воспитания. У кого-то это слово ассоциируется с букварем и тетрадью, у кого-то – с ремнем. На самом деле, воспитательный процесс подразумевает воздействие на сознание ребенка, производимое родителями в ходе взаимодействия с ним.

Как работает воспитание и что оно может ему дать (или не дать)? Об этих тонкостях следует рассказать отдельно.

Пассивное и активное воспитание

Необходимо отметить, что любое воздействие может быть как активным, так и пассивным, и воспитание не является исключением. Если вы рассказываете ребенку о том, что выбрасывать мусор на улице – это плохо, это – воспитание. Если вы сами бросаете при ребенке мусор мимо урны – это тоже воспитание.

Секрет заключается в том, что пассивное воспитание, как правило, значительно сильнее влияет на ребенка. В пассивном формате вы воспитываете детей в любое время, просто находясь с ними рядом, когда как активной воспитательной работе требуется уделять время и внимание.

В ваших интересах сделать так, чтобы то, что вы говорите ребенку, не расходилось с вашими делами. Дети берут пример с родителей, перенимая и их сильные, и их слабые стороны. Запрещая ребенку ругаться матом, мусорить на улицах и совершать другие не красящие его поступки, но продолжая совершать их самостоятельно, вы просто потратите время впустую. Поэтому иногда для воспитания родителям важнее стать лучше самим, а не пытаться сделать хорошего человека из своего ребенка.

Детализация целей

Воспитание, как и любой другой долгосрочный процесс, должен производиться вдумчиво и структурно. Детализация целей, которых родители хотят добиться в воспитании – это одна из первоначальных необходимостей, если они хотят добиться по-настоящему заметного результата.

Если понимание конечного результата – каким бы вы хотели видеть своего ребенка – слишком размыто, то некоторые воспитательные моменты будут противоречить другим, вызывая диссонанс в психике ребенка. Данный аспект очень тесно переплетается с понятием активного и пассивного воспитания, но его следует воспринимать отдельно, относя скорее к активной части процесса.

К примеру, если родители будут говорить ребенку, что школьные оценки – не главное, но при этом требовать от него высокой успеваемости по всем предметам, ребенок не будет понимать, чему конкретно ему верить.

Понятие хорошего человека

Очень распространенная ошибка родителей – попытки воспитать абстрактного хорошего человека. Разумеется, эта цель весьма благая – но она очень субъективна.

Понятие хорошего человека нуждается в детализации. Какие конкретно качества вы приписываете хорошему человеку? Кто-то может полагать, что хороший человек не ругается матом, не курит и не пьет, а кто-то поставит первыми пунктами добродетельность, честность и открытость. Некоторые родители будут ратовать за то, что хороший человек – это тот, кто способен добиваться поставленных целей, еще часть не преминет добавить в портрет хорошего человека определенные религиозные и политические взгляды.

Также стоит учитывать, что хороший человек – это бесполая абстракция. Хорошие мужчины и хорошие женщины даже в понимании одного конкретного опрошенного родителя будут обладать разными качествами. Будет ли ваш сын хорошим мужчиной, если воспитывать его, как хорошую женщину? В особенности этот момент должен взволновать матерей-одиночек, которые растят сыновей без доли мужского воспитания.

Хорошее воспитание должно преследовать конкретные цели. Вы сможете привить своему ребенку моральные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать хороший человек, только если будете понимать, какого результата хотите добиться.

Воспитание с учетом личностных ценностей ребенка

Нельзя не отметить и тот факт, что ребенок с некоторого возраста начинает развиваться и самостоятельно, без участия родителей. У него появляются свои интересы – еще с детского сада, в возрасте около трех лет, когда начинает просыпаться самостоятельность. Вас не должно удивлять то, что у вашего ребенка есть свои личные интересы, свои стремления и свои цели (какими бы глупыми и детскими они вам не казались).

Ни в коем случае не следует ломать ребенка, пытаясь внедрять в воспитание элементы, противоположные его интересам либо запрещающие их. Такие случаи очень часто бывают в семьях с жестким патриархатом (или матриархатом). Если внезапно окажется, что сыну излучающего маскулинную мужественность отца хочется заниматься балетом или музыкой – разумеется, родителю это очень не понравится. Точно так же ортодоксальная мать не оценит стремление дочери записаться на боевые искусства, а предложит более подходящие девочке варианты.

Не провоцируйте подобные конфликты просто из-за того, что интересы ребенка не совпадают с вашими. Возможно, он не добьется на выбранном пути успеха и бросит через полгода – но это будет его выбор и его решение, принятое самостоятельно. Возможно, вы похороните в своей семье гения, закрыв ему дорогу к тому, что ему действительно нравится, что могло бы стать всей его жизнью. В любом случае, подобный запрет создаст в отношениях между ребенком и родителями трещину – и чем старше ребенок, тем сильнее будет его обида и неприязнь.

Поддержание самостоятельности

Существует еще один момент, который, увы, понятен далеко не всем родителям. Очень часто он проявляется в семьях, в которых воспитывается только один ребенок, а также – в распространенных случаях матерей-одиночек, уделяющих ребенку все свое время, все свои силы и внимание.

Взрослая жизнь требует от человека самостоятельности, которая предполагает наличие умения принимать решения и воплощать их действием. По мнению многих людей, настоящая взрослая жизнь начинается с наступлением совершеннолетия (либо, для юнош, после службы в армии). Однако этот факт не должен означать, что вплоть до этого момента ребенок не должен предпринимать никаких активных действий.

Самостоятельность – это одно из тех качеств, которое необходимо поддерживать и поощрять. Если даже вы уверены, что у вашего ребенка ничего не получится – ему нужно дать возможность совершить ошибку. Об этом весьма интересно пишет Памела Друкерман в книге «Французские дети не плюются едой» — и, что самое печальное, существует немало родителей, которые в вопросах воспитания ведут себя едва ли не хуже описанных в этой книге американцев.

Ошибки – это лучшие учителя, так как только они дают наглядный результат неправильных действий. Ребенок никогда не поймет, почему нельзя бегать по скользким поверхностям, если постоянно ловить его, удерживать за руку или наказывать за естественные проявления. Ребенок не поймет вас, если вы будете рассказывать ему это словами – он все равно будет забываться и пытаться бежать по скользкому. Но стоит ему один раз поскользнуться и упасть – понимание нецелесообразности предшествовавших падению действий надежно укоренится в его сознании.

Следует понимать, что большинство детских ошибок – это всего лишь ссадины на коленках, двойки в дневниках и пригоревшая яичница в сковороде. Взрослые ошибки гораздо опаснее и страшнее. Если вы будете оберегать своего ребенка от падений, каждый день проверять его домашнюю работу, контролировать каждое его действие и не позволять делать то, чего он еще не умеет – он ничему не научится. Во взрослой жизни он точно так же будет ожидать указательных знаков и помощи – которых уже не будет. Подстилая солому своему ребенку в детстве, вы лишь сделаете его неподготовленным к жизни во взрослом социуме. Непривыкший к неудачам, не умеющий переживать их человек, неспособный поставить перед собой цели и добиться их – вы вряд ли хотите, чтобы ваш ребенок вырос таким. Именно по этой причине поддержание детской самостоятельности – это один из важнейших элементов воспитания, на котором акцентируется система коучинга.
Разумеется, это не значит, что нужно позволять ребенку засовывать руку в мясорубку или кастрюлю с кипятком. От действительно травмоопасных факторов его следует оберегать – однако доводить свою заботу до абсурда тоже не следует.

Что такое коучинг?

Что такое коучинг? В последнее время в русском языке появляется все больше новомодных терминов, заимствованных из английского языка. Звучат они красиво и непонятно – а значит, нуждаются в полноценном объяснении.

Коучинг – это система правильной постановки вопросов. Родитель в этом случае задает вопросы, а ребенок на них отвечает. Выглядит крайне просто – простым и является. Однако существуют некоторые нюансы.

Первое, что необходимо отметить. Сразу приходящий в голову пример с проверкой устных домашних заданий коучингом не является. Вопросы, задаваемые в рамках коучинга, должны обращаться не к уровню познаний ответчика, а к его личным чувствам, мотивам действий, настроениям и эмоциям.

Второе – коучинг невозможен без доверия. Если ребенок испытывает к родителю страх, неприязнь и недоверие (а такое случается в семьях, практикующих физические наказания в виде ремня) – он не будет даже пытаться отвечать честно. Он будет давать те ответы, которые родитель, по его мнению, хочет услышать.

Третье – данная система может применяться с любого возраста, когда ребенок уже умеет говорить. Вопросы, задаваемые ребенку, крайне просты, и он всегда сможет дать на них ответ. На основе ответов вы сможете выстроить психологический портрет своего ребенка, выявить проблемы и подумать над их решением.

Как коучинг помогает в воспитании детей?

Каким образом коучинг помогает в воспитании детей, будет интересно узнать каждому взрослому. Основные требования – это умение ребенка говорить и отсутствие причин врать.

Процедура выглядит следующим образом. Родитель, заметив нетипичное (или неприемлемое) поведение ребенка, спокойно задает ему вопросы из разряда «а зачем ты это сделал?», после чего выслушивает ответ и задает, по мере необходимости, наводящие вопросы.

Основной плюс такой системы заключается в том, что ребенок с раннего возраста начинает оценивать свои действия, думать над причинно-следственными связями и оценивать их последствия.

К примеру, ребенок из шалости разбил любимую вазу мамы, доставшуюся ей еще от бабушки. В большинстве случаев ребенок будет обруган или даже наказан. Родитель, выбравший методику коучинга, даже не повысит голос – а просто начнет задавать вопросы, на которые ребенок будет отвечать, думая над своим поведением.

Таким образом, нашкодивший ребенок поймет, что он поступил неверно, даже без необходимости повышения голоса, без манипуляций со страхом перед родительским криком и болью от ремня. В идеале ход мыслей будет выглядеть так: да, я разбил вазу, потому что мне было интересно. Нет, я не знал, что она может разбиться. Нет, я не хотел разбить эту вазу. Да, я понимаю, что мама расстроилась. Да, я понимаю, что нужно быть аккуратнее.

Появляется критическое мышление, склонность к анализу собственных поступков. Дети, воспитанные в условиях опекающей гиперзаботы, на это зачастую неспособны даже на момент приближения к совершеннолетию. Кроме того, ребенок понимает свои ошибки в ходе диалога с родителем, что делает любые наказания бессмысленными.

Со временем ребенок учится задавать себе вопросы самостоятельно, уже без родителя. При этом он начинает гораздо раньше думать о совершаемых действиях до того, как их совершить. Такой подход позволяет воспитать по-настоящему разумную личность в самом раннем возрасте.

Кроме того, между родителем и ребенком, воспитываемым по системе коучинга, возникает устойчивая обратная связь, благодаря чему родитель гораздо лучше понимает поступки ребенка с точки зрения его мотивов. Ведь вазу можно было разбить со злости, из какого-то иррационального страха, из желания привлечь к себе внимание – а не по распространенному мнению, что у ребенка руки растут не из нужного места. Благодаря коучингу, родитель лучше видит, что переживает его ребенок – и может дать более дельные советы и рекомендации.

Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте. Отсутствие наказаний позволяет не смешивать уважение к авторитету со страхом, благодаря чему такие дети очень часто становятся авторами смелых и дерзких решений.

Необходимое послесловие

Разумеется, коучинг сработает только при комплексном внедрении и вдумчивом подходе. От родителей потребуется наличие по-настоящему крепких нервов, чтобы не срываться на устоявшиеся способы наказаний.

Основным в данном вопросе должно оставаться именно воспитание, а не коучинг – ваше общение с ребенком ни в коем случае не должно сводиться к вопросам и ответам. Разговоры на отвлеченные темы, ваши рассказы о своем детстве и своей молодости тоже не будут лишними.

Коучинг – это, в первую очередь, пассивная поддержка. Задавая вопросы, вы не подсказываете ребенку ответы, так как ответы он знает сам. Это – максимально допустимая разумная помощь, которую родитель может дать своему ребенку без просьб о ней. Такая система воспитания развивает и детей, и их родителей – первые учатся мыслить и оценивать, вторые – не навязывать излишнюю помощь своим детям.

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.

В связи с этим возникло направление — Детско-родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

  • Как стать хорошим родителем?
  • Как справляться со своими негативными эмоциями?
  • Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
  • Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?
  • Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

» Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого(классического) коучинга?

  1. В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском — с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.
  2. В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском — родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным . А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка . Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

  • -что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
  • -каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
  • -что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
  • -как я могу помочь ему стать более собранным?
  1. В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции , а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.

Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

  • Сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку
  • Умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им
  • Выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»
  • Объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком.

Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

В этой статье хотелось бы рассказать о таком методе воспитания и работы с ребенком, как коучинг . Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности – на этом как раз и хотелось бы заострить внимание. Хорошо описаны общие принципы, как эффективно воспитывать детей, упоминается и коучинг, вот его мы здесь подробнее и рассмотрим.

Для тех, кто не знаком с методом коучинга , рассмотрим вкратце – что он собой представляет. А затем уже перейдем непосредственно к теме детского коучинга. Итак, коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику-клиенту. То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча.

Теперь перейдем к теме воспитания детей. Может быть кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно – это же нужно знать какие-то хитрые вопросы, которые нужно задать, их последовательность. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы со своим ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение родителей: «Спагетти надо есть вилкой». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше от родителей. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг: Родители кладут перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать. Родители могут задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т.д.» И тогда ребенок думая, исследуя, сам приходит к нужному для родителей решению. Когда он пришел к нему сам – это совсем по-другому влияет на него. Это не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка, но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить.

Еще несколько коуч-вопросов, которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

  • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
  • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь? .. А если вот так поступить?
  • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
  • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в воспитании детей, хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка, но зато намного полезнее.

На сайте «Сильная личность» еще много интересных и полезных статей о развитии и формировании личности человека.