Дорожники часов не наблюдают. За организацию дорожного движения будут отвечать местные власти — Российская газета

Профессиональный праздник

Дел дорожных мастера

В нашем районе предприятие, занимающееся дорогами, ударно работает с 1938 года. Сначала это был дорожно-эксплуатационный участок №566. Нынешнее название – филиал «Ханкайский» ОАО «Примавтодор» – получено 11 лет назад. Как сообщила директор филиала Ирина Цыганок, в этом году проведены все запланированные работы в полном объёме и в срок. На данный момент подходит к завершению строительство 2,5 километра дороги с асфальтобетонным покрытием на участке автомобильной дороги «Сибирцево–Жариково–Комиссарово». Есть ещё в районе много участков дорог, которые требуют ремонта. Одним из таких является автомобильный мост через речку Кабанку по дороге в Комиссарово. Во время военных учений он был полностью разрушен танками. Сейчас проезд по нему есть, хотя безопасным его назвать сложно. Как сообщила Ирина Ивановна, от филиала вопрос его восстановления не зависит, все решения принимает департамент дорожного хозяйства края. Пока же можно сказать, что строительство совершенно нового моста в планах прописано на будущий год.

Как отмечает директор филиала Ирина Цыганок, коллектив филиала работает слаженно, здесь каждый на своём месте, и все – настоящие мастера своего дела. Есть в коллективе те, кто работает уже не один десяток лет. Это тракторист Олег Анатольевич Кранкин, битумоварильщик Пётр Иванович Терещенко, кладовщик Татьяна Александровна Толстых, дорожный рабочий Александр Борисович Калыга, главный механик Владимир Петрович Марченко, машинист погрузчика Пётр Васильевич Калашников и водитель Александр Казимирович Политыко.

Сама Ирина Ивановна Цыганок трудится на предприятии с 1987 года. Сначала 18 лет работала в должности дорожного мастера и вот уже девять лет стоит у штурвала филиала «Ханкайский». Застать её в кабинете можно крайне редко. Она всегда там, где идёт строительство нового участка автотрассы, ямочный ремонт дорожного покрытия или укрепление обочин песчано-гравийной смесью, уборка мусора и различных предметов с автодороги, установка дорожных знаков, очистка автобусных остановок или скашивание травы по обочинам дорог. Больше всего огорчает Ирину Ивановну мусор вдоль дорог и расстрелянные дорожные знаки: «Для людей же стараемся, но находятся хулиганы, иначе не назовешь».

Холод, дождь, палящее солнце, раскалённый асфальт, тучи пыли и бензиновые выхлопы – вот он, безрадостный антураж работы дорожников. Немногие женщины желали бы работать в этих условиях, большинство такая романтика сегодня не привлекает. Большинство – но не Тамару Матвееву, которая с 2007 года работает дорожным мастером. Мы встретились с Тамарой Николаевной на её рабочем месте – на строительстве очередного участка дороги. Хотя непосредственно за рулём погрузчика она не сидит и асфальт не укладывает, тем не менее постоянно находится рядом с рабочими, контролируя процесс от и до. Вся ответственность за выполнение нормативов лежит на ней. В ходе разговора задаю вопрос, который с самого начала вертелся у меня на языке: «Трудно ли мужчинами руководить?».

– Как ни странно, легче, чем женщинами, – получаю ответ. – Уважительно ко мне относятся. Да и работаю я в мужском коллективе уже более тридцати лет.

Тамара Матвеева закончила гидромелиоративный техникум и работала геодезистом в ООО «Гранит». Придя в «Примавтодор», увидела в дорожном строительстве свою романтику. Через некоторое время, правда, эта романтика сменилась прозой жизни. Старожилы предприятия вспоминают, что когда она только начала работать, рабочие устраивали ей проверки: выполнят задание и наблюдают за реакцией начальницы – разбирается ли она в тонкостях дорожных технологий. Теперь в её профессионализме никто не сомневается, а работа на подведомственном Ильинском участке поставлена так, что многочисленные проверяющие всегда дают хорошую оценку.

По словам директора филиала, она готова помочь в любое время дня и ночи: «Тамара Николаевна как никто другой понимает: надо значит надо, собирается и идёт. Сегодня она передаёт свой богатый опыт молодёжи. А поучиться у неё есть чему».

В момент нашего разговора мастер и её «богатыри» – рабочие, водители, машинисты погрузчиков и грейдеров – ожидали приезда консультанта из департамента дорожного хозяйства края. Без его заключения к следующему этапу не перейдёшь. Не прекращая работ, дорожники поглядывали в сторону въезда в Камень-Рыболов – ждали экспертной проверки основания «дорожной одежды».

Эффективность и качество дорожного строительства во многом зависит от надёжной работы асфальтобетонного завода. Мастер Роман Аверин ласково называет его «наш ветеран». Запуск состоялся в далёком 1984 году, и таких «долгожителей» практически уже не осталось. Основная технологическая задача этого производственного звена – приготовление асфальтобетонной смеси, которая применяется сегодня в строительстве и ремонте автодорог. Работа считается сезонной. Отработали теплый период, – а дальше рабочие включаются в процесс ремонта механизмов завода, постоянно поддерживают объект в рабочем состоянии.

В день моего знакомства с Романом он занимался своим обычным делом – руководил работой этого сложного в эксплуатации комплекса. Везде что-то шумело и грохотало. Всё оборудование завода включает в себя установки для просушивания и сортировки песка и щебня, для обезвоживания и нагрева битума, для дозирования всех компонентов смеси и их перемешивания. Качество отпускаемой заводом продукции зависит от многих факторов: от соблюдения технологического режима и прописанных ГОСТов, от качества используемого при производстве сырья и, конечно, от человеческого фактора. Можно сказать, завод-ветеран сегодня работает благодаря смекалке, а где-то и героизму рабочих, ведь оборудование время не щадит, оно ломается, выходит из строя, а запчастей практически нет.

Заводские лаборанты Татьяна Фадеева и Даниил Плохой проводят физико-механические испытания асфальтобетонной смеси и всех материалов для её приготовления. Несколько раз в день они берут пробы смесей. За один день этот небольшой завод выпускает более двухсот тонн асфальтобетонной смеси.

Кстати, тот строгий эксперт из департамента, которого с нетерпением ждали дорожники на участке, дал оценку работе ханкайского филиала.

ЦИФРЫ
На обслуживании филиала «Ханкайский» находятся 289 километров дорог территориального значения. Из них 102 – с асфальтобетонным покрытием и 187 – с гравийным, 72 моста и 239 водопропускных труб. – Это предприятие считается одним из лучших в системе «Примавтодора», – сказал Николай Горовой. – Филиал «Ханкайский» на протяжении порядка восьми лет подряд опережает другие филиалы, показывая хорошие и стабильные результаты как в строительстве, так и в ремонте и содержании автодорог.

Работают дорожники без оглядки на праздники и выходные: дорога простоя не терпит. Поэтому у рабочих и мастеров скользящий график, всё зависит от объекта и сроков работ. А вообще, все, с кем мне удалось пообщаться на объектах предприятия, уверены, что жизнь идёт не так уж и плохо. И пусть у многих не было красивой мечты, но зато есть хорошие семьи и работа. А значит, как личности они вполне состоялись, и свой профессиональный праздник будут встречать с высоко поднятой головой.

Статья в районную газету «Светлый путь»: «Изучаем правила дорожного движения»

воспитателя МБДОУ детский сад «Ромашка» Тукаевского муниципального района РТ

Гавсутдиновой Амины Гайфаттиновны.

Изучаем правила дорожного движения.

Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более опасными для детей. Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. А задача воспитателя- прививать детям навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения.

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?

Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть музыкальной, игровой. Ведь у детей уже от природы заложена игра, хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании нужный пласт знаний так необходимых им.

На днях в детском саду «Ромашка» прошел праздник посвященный правилам дорожного движения: «У нас в гостях светофор», в котором соревновались две команды: «Водители», состоящая из детей средней и старшей группы, воспитатель Гавсутдинова Амина Гайфаттиновна, и «Пешеходы» в которую вошли подготовительная группа, воспитатель Гараева Раиля Тагировна.

Детский праздник удался на славу. Было весело и интересно. Юные дошкольники состязались в остроумии, умении творчески представлять очень серьезную тему- безопасность на дороге. Насколько яркими были выступления ребят, что оценить их по достоинству, и выявить лучших было весьма непросто. А именно это предстояло сделать компетентному жюри, сосотявшему из педагогов Новотроицкой СОШ учителя физкультуры Авзаловой Эльмиры Ниловны и воспитателя младшей группы детского сада «Ромашка» Салиховой Венеры Басировны, а также инспектора ГИБДД Тукаевского муниципального района РТ старший лейтинант Гатауллин Р.М.

Дети рассказывали в стихах о правилах дорожного движения, им предстояло пройти несколько этапов – ответить на вопросы, соревноваться в играх, в заключении исполнили обучающую детскую песенку из мультика про машинки: «Светофор».

Но вот закончился последний конкурс, и жюри, посоветовавшись, решило присудить обеим командам первое место. Победила дружба! Поздравляя участников, инспектор ГИБДД Гатауллин Р.М. сказал, что проигравших в подобных соревнованиях быть не может. Он пожелал детям применять свои знания дорожного движения и подарил на память игры: «Домино», на каждого ребенка светоотражатели и для закрашивания загадки, для чтения художественную литературу, за что наших гостей благодарим.


ТАМ, ГДЕ ВАРИТСЯ
АСФАЛЬТ
Начать решила с асфальтобетонного завода, откуда вереницей в разные стороны отправляются машины, гружённые горячим асфальтом. И прибыть туда нужно было ранним утром.
...Для меня встать в пять утра, скажу откровенно, весьма трудно. Я - чистая сова. Но в этот день поднялась быстро. Женское любопытство прогнало сон: «Как всё пройдёт? Что увижу интересного?». В предвкушении необычной командировки села в служебную машину. Солнце вовсю палило, и, казалось, что за окном уже начался рабочий день. Однако часы показывали 5.50.
…Возле диспетчерской ДРСУ было многолюдно. Водители, механики, мастера. Все готовы к трудовому процессу.
- Прибыли? Оперативно. Сейчас определимся, с каким КамАЗом поедете. А пока можете пройти на завод, - поприветствовал меня главный инженер В.Н.Мухин.
На заводе я уже не первый раз. И всё-таки интерес к производству с каждой поездкой возрастает.
Моим своеобразным гидом по территории стал С.В.Мартысюк. С ним прошли в самое «сердце» АБЗ. Поднялись по лестнице в небольшое помещение (это стало стартовым испытанием, так как очень боюсь высоты!).
- Вот здесь в компьютерной программе и запускается завод. По нескольким рецептам готовится разный асфальт. Видите, на территории лежит щебень. Его привозим из разных мест. Есть первоуральский, асбестовский. Тут находятся четыре фракции, куда погрузчик подвозит щебень. Он идёт по элеватору, попадает в сушильный барабан. Нагревается до ста восьмидесяти градусов. Далее по горячему элеватору поднимается вверх, там снова всё делится по фракциям, смешивается с битумом. А затем в скипе - такая своеобразная тележка - доставляется в большой накопитель. Уже из него горячий готовый асфальт загружается в машины, - рассказывает Сергей Васильевич.
Я глубоко вдыхаю терпкий запах асфальта. Наблюдаю за происходящим, постоянно щёлкаю фотоаппаратом, стараясь запечатлеть самое главное, интересное.
- Вы поедете на федеральную трассу? В сторону Абатска мы ведём строительство шести километров дороги Тюмень-Омск. Там многое увидите своими глазами, - задаёт вопрос С.В.Мартысюк.
- К сожалению, не располагаю таким большим объёмом свободного рабочего времени. А так бы с удовольствием там побывала! Поэтому поеду на муниципальные объекты, в Сладково, - отвечаю я.
- Тогда минут через десять отправитесь, сейчас подойдёт машина, на которой Вы попутешествуете, - улыбается мой собеседник.

ЭХ, ПРОКАТИЛАСЬ
С ВЕТЕРКОМ!
…КамАЗы один за другим выстраивались в очередь за многотонной порцией асфальта. Оранжевая техника казалась ещё ярче под июньским жарким солнцем.
- С Михаилом Андреевичем Даниловым поедете. Вон его машина, - говорит С.В.Мартысюк и машет рукой водителю.
- Не против журналиста в качестве рабочей компании? - спрашиваю я.
- Да нет, - снисходительно пожимает плечами водитель-стажист.
Кое-как взбираюсь в кабину. Эх, с моим-то ростом тяжеловато! Усаживаюсь поудобнее. Микрофон, диктофон - наизготовку!
В кузов с шумом падает двенадцать тонн горячей асфальтовой массы. Самосвал вместе со мной отправляется в путь.
…Тяжеловоз довольно шуст-ро «бежит» по дороге. На спидометре 70 км/ч. «Минут за сорок доберёмся до райцентра», - размышляю про себя.
- Сколько лет за рулём? - начинаю я разговор с М.А.Даниловым.
- Общий трудовой стаж сорок четыре года. В Маслян-ском ДРСУ тружусь уже тридцать лет. Сначала был «ЗИЛ», а в 2006-ом сел за руль КамАЗа. Летом вожу щебень, асфальт. Зимой работаю на расчистке снега, щётку цепляю, - рассказывает Михаил Андреевич.
- Тяжелая у Вас работа? - интересуюсь.
- Иногда да. Особенно в жару трудно. Машина нагревается быстро. Мне уже до пенсии недалеко, так что скоро отдыхать буду, - смеётся мой собеседник.
…Я была права. Через сорок минут мы были уже в Сладкове. Сразу же отправились на объект - улица Гурьева. Там ремонтируются участок дороги и съезды к домам.

И В ЗНОЙ, И В СТУЖУ
На место оперативно прибыл мастер Н.Н.Мурашов. Я покинула КамАЗ и со стороны наблюдала, как из кузова сыплется чёрный асфальт. Тут же подъехал мини-погрузчик, захватил небольшую порцию и повёз к одному из домов. Бригада из шести человек, в оранжевой рабочей форме и с лопатами в руках, начала рассыпать горячую массу по утрамбованному щебню. Даже стоя на расстоянии, чувствовала высокую температуру. Да ещё всё происходило под палящим солнцем. Стрелка часов показывала 8.40, и небесное светило вовсю припекало. Однако дорожники, привыкшие к любым погодным условиям, ловко орудовали инструментом, перебрасываясь шутками. Казалось, они даже и не замечают знойных лучей. Работа есть работа.
- Подходит к концу ремонт этого участка улицы Гурьева. Сделали ещё в одном месте уширение, здесь будет остановочный комплекс. Также ведутся ремонтные работы на улице Степной. И заканчиваем делать тротуары по Ленина, - поясняет Н.Н.Мурашов.
- Заметила, что Вы надели перчатки…Собрались помогать? Думала, что мастер лишь руководит… - чуть растерянно говорю я.
- Мы можем выполнить любую работу, в том числе взять и лопату, - улыбается Николай Николаевич.
- Интересна работа дорожника? - снова спрашиваю.
- Конечно. С людьми ведь общаемся! Бывает, подойдут, хвалят, благодарят, что теперь их улица обновилась, пройти по ней приятно, - отвечает водитель погрузчика А.С.Филиппов.
…Снова загудела техника. Вновь замелькала оранжевая форма. И в зной, и в стужу дорожники на своём посту. Будь это сельская улица, или федеральная трасса, или дорога между деревнями. Трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Без нормированного рабочего времени. Не поглядывая на часы. Потому что так надо. Проверено.

Правила движения достойны уважения!

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Нашим детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

Мы все – взрослые и дети – то пешеходы, то пассажиры и водители. И для своей безопасности все должны соблюдать правила дорожного движения.

Важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача в первую очередь ДОУ и семьи.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка-дошкольника все, что делают мама и папа – правильно, так как в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.

А задача воспитателя, опираясь на эту их особенность, прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. Для этого должны выполняться, как минимум два условия: родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения и постоянно уделять время занятиям, связанным с обучение правилам безопасного поведения на дорогах и умением применять их на практике. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.

В ходе районного смотра-конкурса «Зеленый огонек» для родителей нашего детского сада были оформлены информационные стенды, размещены буклеты и памятки по профилактике безопасности дорожного движения. Начиная со средней группы, родители вместе с детьми участвовали в составлении безопасных маршрутов от дома до детского сада. Дети имели возможность «прочитать» его друзьям и стать тем самым полноправным пешеходом родного города. Мамы и папы побывали с детьми в роли писателей и поэтов, художников- оформителей, дизайнеров по составлению рекламных плакатов, посвященных правилам дорожного движения. Хочется отметить семьи Дениса Лунева, Полины Бирюковой, Даши и Лизы Мельниковых, Даши Борисовой. Дети и родители закрепляли правила дорожного движения и на совместном развлечении «В гостях у Светофора». Родители смогли окунуться в потрясающий мир – мир детства: играли, соревновались, отвечали на вопросы, отгадывали кроссворд. Все эти задания подводили маленьких пешеходов к умению наблюдать, замечать, видеть и предвидеть скрытую опасность. Родители побывали на конкурсе чтецов «Дорожная азбука» и приняли участие в конкурсе творческих работ «Мы на улицах города».

На сайте детского сада открыта страница «Зеленый огонек», где размещены консультации, электронные игры и презентации в помощь родителям по обучению детей правилам дорожного движения, авторами и разработчиками которых являются воспитатели МБДОУ №4: Сергеева Е.А., Осипова Т.П., Юровских А.А., Мартынова Г.И., Орлова А.В.

Лихо давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Берегите ребенка! Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге. Соблюдайте правила дорожного движения и учите этому своих детей!

Старший воспитатель МБДОУ №4 Пухарина О.Н.