Отче наш молитва как понять. Молитва «отче наш» - суть и смысл молитвы в моем понимании

МОЛИТВА «Отче наш» - суть и смысл молитвы в моем понимании

В этой статье я постараюсь донести СВОЕ понимание и смысл молитвы «Отче наш» от И. Христа. на нашем блоге. И начну с того, что подчеркну: Я НЕ ПРЕТЕНДУЮ на ИСТИНУ. Ибо истина внутри каждого из вас. И имя ей - ваше чувство ЛЮБВИ.

Любая молитва представляет из себя обыкновенный НАБОР СЛОВ на бумаге. Поэтому условный результат чтения молитвы зависит от нескольких параметров: КТО эту молитву читает, КАК читает и какую ЦЕЛЬ преследует. Дело в том, что РЕАЛЬНО работает в молитве не само произнесенное человеком слово,а вложенная в это слово ЭНЕРГИЯ. Один человек читает молитву ИЗ ЛЮБВИ. И каждое произнесенное им слово отзывается в сердце чувством ЛЮБВИ. Другой человек читает молитву ИЗ СТРАХА, в состояние униженного раболепия. И тем самым еще больше отдаляется от Бога и от любви.

Православные богословы: Пространный православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова) пишет «Молитва Господня — такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим». Он выделяет в ней: призывание, семь прошений и славословие.

Мое понимание: Молитва «Отче наш» является наследием, которое И. Христос передал своим апостолам. Это верно. Но вот только сам И. Христос не является Богом.

Отче наш, сущий на небесах!

Православные богословы: Призывание - «Отче наш, сущий на небесах!» Называть Бога Отцом даёт христианам вера в Иисуса Христа и благодать возрождения человека через принесённую им крестную жертву. Кирилл Иерусалимский пишет: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьими. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати. Указание «сущий на небесах» необходимо для того, чтобы, начиная молиться, «оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному». Также она указывает на местопребывание Бога.

Мое понимание: ОБРАЩЕНИЕ - «Отче наш» традиционно считается обращением к Богу. Но отсюда сразу возникает вопрос: «ЧТО именно читающий молитву человек подразумевает под словом Бог?». И. Христос четко и ясно сказал: «Бог есть ЛЮБОВЬ. И искать Бога нужно каждому в сердце своем, как любовь». А самим обращением «Отче наш» Христос подчеркивал свое родство с Богом и говорил «Я есть СЫН Божий». Точно так же, как и все остальные люди являются сынами и дочерьми Бога. И пред Богом ВСЕ РАВНЫ. Наравне с этим И. Христос говорил «Я есть СЫН человеческий». И этим Христос подчеркивал свое родство со всеми людьми. Говоря о том, что он является сыном своих земных родителей. И ничем не отличается от других людей. Говоря более простым языком, мы все являемся одновременно людьми и сынами Бога. Вера в Бога, а тем паче в И. Христа, как собственно и религиозное вероисповедание к праву называть Бога отцом, никакого отношения не имеет. Ибо ВСЕ ТАК ИЗНАЧАЛЬНО УСТРОЕНО и таковым является по сути своей. То есть создано «ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ». Отсюда мое понимание обращения «Отче наш» отчасти являет собой обращение к самому себе, как к создателю самого себя.

«Сущий на небесах» : Небеса, как таковые, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ местом пребывания Бога. Это суждение является ОШИБОЧНЫМ.
И. Христос сказал «И НЕ отделяй небо от земли, ибо оно есть продолжение земли, так и не отделяй себя от земли, ибо ты есть продолжение её, а она - продолжение тебя. Потому говорю: ты - всему начало и всему конец. Когда увидишь это - тогда увидишь Царствие Божие. Всё живое и что неживым представляется незримо связано друг с другом, и всё в отдельности являет собой части единого! Царствие Небесное ВСЕГДА ЗДЕСЬ, но вы не знаете КАК в него войти… И то небо о котором говорю, ВНУТРИ каждого и ВНЕ каждого, и Царствие Божие в этом небе и никаком другом. И далеко за ним идти не требуется, и не скажут: - вот, оно здесь, или: - вот, там. Ибо Царствие Божие ВНУТРИ КАЖДОГО ЕСТЬ!!! Есть некоторые, кто не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие».
Земля олицетворяет женское начало, чувственное и материальное. Мирской путь развития человека. Небо олицетворяет мужское начало, духовное. Духовный путь развития человека. И. Христос подчеркнул - ВСЕ ЕДИНО. А человек являет собой всему начало и окончание. И должно человеку развиваться ГАРМОНИЧНО по двум направлениям. Как материальному, так и духовному.

В моем понимании «НЕБО» в какой-то степени является олицетворением ЛИКА Бога. Вот смотрите: Бог ЕДИН и Небо едино. Бог един, но многолик. То есть постоянно проявляется во всем и никогда не повторяется в своих проявлениях. Небо тоже едино, но картинки самого неба постоянно меняются. И при этом также никогда не повторяются. Если несколько человек одновременно посмотрят на одно облако, плывущее по небу, то у каждого из них скорее всего возникнут свои ассоциации с увиденным. Кому-то очертание облако напомнит какого-то зверя, кому-то рыбу, кому-то птицу, а кому-то какой либо иной образ. День сменяется ночью. День олицетворяет собой СВЕТ, ночь ТЬМУ. В летнее время года день длиннее ночи, в зимнее время ночь длиннее дня. И при этом ВСЕ НАХОДИТСЯ В ГАРМОНИИ И ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ. А теперь попробуйте мысленно заменить слова «Свет - день» на слово «добро», а «Ночь - тьма» на слово «зло». И вы сможете ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ ВЕЩЕЙ.

Да святится имя Твое. Да придет Царствие Твое. Да будет воля твоя. Как на небе, так и на земле.

Православные богословы: прошения. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Прошения, из которых состоит молитва Господня, — прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет слова в молитве о плотских, временных нуждах человека».

«Да святится имя Твое» . Иоанн Златоуст пишет, что эти слова означают, что верующим следует в первую очередь просить «славы Отца Небесного». Православный катехизис указывает: «Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе» и может при этом «ещё святиться в людях, то есть вечная святость Его в них может являться». Максим Исповедник указывает: «святим мы имя небесного Отца своего по благодати, когда умерщвляем привязанную к материи похоть и очищаемся от тлетворных страстей».
«Да приидет Царствие Твое». Православный катехизис отмечает, что Царствие Божие «приходит сокровенно и внутренно. Не приидет Царствие Божие с соблюдением (приметным образом)».В качестве воздействия ощущения Царствия Божия на человека святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Ощутивший в себе Царство Божие соделывается чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их открылось Царство Божие».
. Этим верующий выражает, что он просит Бога, чтобы всё, что происходит в его жизни, случалось не по его собственному желанию, а как это угодно Богу.

Мое понимание: «да святится имя» . Бытует такое выражение «У Бога тысячи имен». То есть настолько много, что и не счесть. И на самом деле это соответствует истине. Дело в том, что КАЖДАЯ Душа (Высшее Я) в Боге на девятом уровне имеет СВОЕ собственное ИМЯ. Это имя можно ПРОЧИТАТЬ. Но сделать сие при жизни может только тот человек, который ДОСТИГ в своем Духовном Развитии соответствующего уровня. Представьте себе такую картину - на фоне БЕЗДНЫ череда красных огненных иероглифов, которые как живые движутся справа налево вдоль линии у вас перед глазами. Имя это не произносится, его не выговорить словами. Это имя можно прочитать только своим ЧУВСТВОМ. Само по себе зрелище просто потрясающее. И если единожды увидите, то никогда и ни с чем не перепутаете. Такой человек начинает ДЕЛОМ СЛАВИТЬ одно из многочисленных имен Бога в миру и при жизни. Неся это имя в самом себе, как СВОЕ СОБСТВЕННОЕ. Так же, как это делал в свое время И. Христос. Славить же Бога словами, как это у нас сейчас принято. Значит СОЗДАВАТЬ ВИДИМОСТЬ и тем самым тратить свое время впустую и без пользы.

И. Христос говорил: «Кого слушаешь и кому поклоняться ходишь ты в храм? И кто самые почитаемые люди в нём? Книжники? Фарисей? Первосвященники? Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры разбойники и хуже того. Ибо не хлеб и не золото твои крадут, но саму жизнь твою. Устами своими и языком чтут Бога, сердце же их далеко от него отстоит. И уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты. И затворяют те лицемеры Царство Небесное человекам, ибо сами в него не входят и хотящих войти не допускают. И любят, чтобы люди называли их: учитель! учитель! А ты не называй их учителями. Они слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. И веками скрывают они ключи от истинных знаний и подменяют их полуправдой, которую наряжают в одежды Истины, а оттого она опаснее и страшнее, чем ложь.»

«Да приидет Царствие Твое» . Царствие Бога - это чувство ЛЮБВИ в Душе. А пребывать в Царствие Бога, означает жить чувством любви. Человек, ощутивший в себе любовь Бога и впрямь может стать чуждым миру. По причине того, что начинает смотреть на вещи ИНАЧЕ. Враждебный Богу - это человек, живущий осуждением и ОТРЕЧЕНИЕМ ОТ своего чувства ЛЮБВИ в угоду своим человеческим ценностям. Таким как мораль и нравственность, которые люди ставят ВЫШЕ своего собственного чувства. Поэтому И. Христос говорил: «Суд без милости, не сотворит милости». Но прежде других, человек ненавидит самого себя. И тем самым отрекается от любви к самому себе. Живущий ненавистью к себе человек отдаляется от самого себя, а значит и от Бога. Человек, ощутивший в себе любовь Бога может помочь другим людям почувствовать тоже самое.

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» - ИМХО. Тут речь идет о «Свободе выбора». Изначально Бог дал ВСЕМ свободу выбора. Суть этой свободы чувство любви. Большинство людей живет страстями и отречением от чувства любви, то есть от Бога и от себя самого. И по этой причине СТРАДАЮТ. Но при всем при этом причину своих страданий ищут не в самих себе и в своем собственном выборе, а в других людях или в Боге. По их НАИВНОМУ разумению некто Бог должен вмешаться в земные дела людей и прекратить их страдания. А некоторые настолько наивны, что ожидают чудесного «спасения» СВЫШЕ. Считая при этом, что страдают незаслуженно. Таким людям желательно для начала понять несколько простых истин, которые звучат так: «Нечего на Бога (зеркало) пенять, коли у самого рожа кривая», «Спасение утопающего, дело рук самого тонущего», да и «Под лежачий камень вода не течет». А «вера в чудесное спасение свыше» является СУЕВЕРИЕМ и к истинной вере никакого отношения не имеет. Все это обыкновенный САМООБМАН, который в свою очередь также является «Свободным выбором» каждого человека.

Одним из самых сильных человеческих страхов является «Страх перед выбором». Живущий в страхе человек, перекладывает свой выбор на Бога и тем самым пытается уйти от ответственности. В итоге выбор за человека делает его собственный страх, то есть СТРЕСС. Который и лежит в основе человеческих страданий. Таким образом человек сам выбирает для себя страдания, а обвиняет при этом Бога. Отсюда следует простой вывод, который звучит так: «Выбор самого человека, является выбором Бога». И «попытка уйти от выбора, а она же попытка себя обмануть, также считается сделанным выбором». ВЫБОР ВСЕГДА ЕСТЬ И ЭТОТ ВЫБОР ВСЕГДА СВОБОДЕН. ВЫБОР, КОТОРЫЙ ОТЗОВЕТСЯ ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ, СЧИТАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫМ. И даже если вы однажды сделали неправильный выбор, то вы всегда можете ПЕРЕДУМАТЬ и ВЫБРАТЬ СНОВА.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Православные богословы: . В Православном катехизисе «хлеб насущный» - это «это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать или жить», но «хлеб насущный для души» - это «слово Божие и Тело и Кровь Христовы». У Максима Исповедника слово «днесь» (сей день) толкуется как нынешний век то есть земная жизнь человека.
Под долгами, в данном прошении, понимаются человеческие грехи. Необходимость прощать другим их «долги» Игнатий (Брянчанинов) объясняет тем, что «Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление».

Мое понимание: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» . И. Христос сказал «Не заботься о дне завтрашнем. Пусть день завтрашней сам позаботится о себе». А также: «Не хлебом единым жив человек, но и словом Божьим».

Человеку для развития необходимо два вида энергии. Первый - материальный, грубый «Хлеб насущный»... Еда, вода, жилье, одежа и так далее, связанный с развитием физического тела. Второй - духовный. Это более тонкая энергия, связанная с развитием Души. Страх перед БУДУЩИМ гонит современное человечество в пропасть... Многие жертвуют своим духовным развитием в угоду своему материальному. А потом сами же и страдают. И при этом не понимают, что «завтра» для них может уже и вовсе не наступить. Так вот,для того чтобы вывести людей из безумной гонки стяжательства, жадности и жажды наживы И. Христос и сказал - «НА СЕЙ ДЕНЬ»,то есть НА ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ,а не на весь век - как того желают ЖАДНЫЕ люди. В отношении пищи духовной Христос сказал так: «Просите у Бога Духа Святого и дастся вам». Ибо энергия чувства ЛЮБВИ является пищей Духовного Развития человека. Под «словом Божьим» подразумевается само УЧЕНИЕ И.Христа «О любви и прощении». А сама по себе плоть и кровь Христа к пище душевной не имеет никакого отношения.

«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». На самом деле тут речь идет о самом искусстве ПРОЩЕНИЯ. Умение прощать является важным аспектом самого процесса Духовного Развития. Людям не ведомо искусство прощения. Поэтому большинство людей прощает только на словах, а сердцем продолжают ненавидеть. Человек в молитве просит у Бога простить ему только те долги, которые сам человек смог простить другим людям. И тут все справедливо. НО! При этом следует помнить о том, что в своем прощении нуждаетесь прежде всего вы сами. И прощать нужно прежде всего самому себе, а не другим. И если человек смог простить самому себе, то и другому простит тоже самое. А если не смог, то прошения НЕТ. Есть только ФАРС, от которого нет пользы Душе, лишь только вред. Прощение самого себя освобождает Душу от груза, снимает камень с Души. И без чувства ЛЮБВИ прощение невозможно. Подробнее читайте в книгах автора Лууле Виилма «Прощаю себе»...

И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Православные богословы: «не введи нас в искушение» . В этом прошении верующие просят Бога как не допустить их искушения, а если им, по воле Бога, должно быть испытанными и очищенными посредством искушения, то чтобы Бог не предал их искушению совершенно и не допустил их падения.
«Избавь нас от лукавого». В этом прошении верующий просит Бога избавить его от всякого зла и особенно «от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы - диавола»

Мое понимание: «не введи нас в искушение» . Человек подвергается искушению не по воле Бога или дьявола, а по своей собственной. И только для того, чтобы понять УРОВЕНЬ своего Духовного Развития. Само по себе «ИСКУШЕНИЕ» является неким ТЕСТОМ на ИСКРЕННОСТЬ НАМЕРЕНИЙ. Для меня главным искушением является ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ЛЮБВИ, во имя человеческих ценностей и понятий. За которым, как правило, следует НЕПРОЩЕНИЕ и прежде всего самого себя - это первое. Второе - споткнутся и упасть может каждый. Но не каждый может подняться и продолжить свой путь. И если ты «упал», то ПРОСТИ СЕБЕ свое падение и ПОЛЮБИ СЕБЯ в своем ПАДЕННИИ. А если иначе, то ты просто не сможешь пройти. Третье - если ты упал и не можешь подняться, то ПОЛЮБИ СЕБЯ лежащего и беспомощного. И только тогда ты сможешь встать и идти дальше. ТОТ КТО БОИТСЯ УПАСТЬ, НЕ СПОСОБЕН ИДТИ.

И. Христос говорил: «Не бойся заблудиться, когда будешь искать свой путь, лишь самые сильные способны на это. И тех, кто ушёл из стада, Пастырь любит более других, ибо только им дано найти заветную дорогу.
Нет вины скота в том, что он в загоне находится, ибо загон тот хозяин для него выстроил. Человек же, на свой позор, сотворил то, на что не способно ни одно живое существо: воздвиг тюрьму себе руками своими и сам себя в неё поместил.»

«Избавь нас от лукавого» . В моем понимание «лукавый» отнюдь не злой дух и не дьявол. А это бесконечное число САМООБМАНОВ, в которых пребывает современное человечество. Самообман - это ЛОЖЬ САМОМУ СЕБЕ, ЛИЦЕМЕРИЕ и ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО. Поддаться «лукавому» означает выдавать желаемое за действительное и тем самым попасть в паутину своей собственно ЛЖИ о самом себе. Самая сильная ЛОЖЬ этого мира звучит так: «Я хороший и добрый человек, который всем и все прощает. И желает для всех только счастья и добра». Можете добавить к этому: порядочный, интеллигентный, воспитанный, образованный и так далее. Сути не меняет. И если вы самого себя считаете таковым, то ЗНАЙТЕ - ВЫ ПРЕБЫВАЕТЕ В СВОЕЙ ИЛЛЮЗИИ и ПРАВДА О САМОМ СЕБЕ ВАМ до сих пор НЕ ВЕДОМА.

И. Христос говорил: «Должно тебе прежде ПОЗНАТЬ СЕБЯ. Когда ты познаешь себя, тогда ты будешь ПОЗНАН и ПРИНЯТ Всевышним, и ты узнаешь, что ты - сын Отца живого. И через тебя, как и через все создания свои, Он себя являет. Когда ты познаешь себя, тогда себя истинного обретёшь и все тайны, что скрыты от тебя - откроются тебе. Если же ты не познаешь себя, тогда ты в бедности и ты - бедность. Не только верить, НО ПРОВЕРИТЬ ВСЕ НА СЕБЕ, обрести и ПОЗНАТЬ - вот к чему призываю. А в то что познал, верить уже нет необходимости. Кто имеет все, нуждаясь в самом себе, НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО!!!»

Так же следует помнить о том, что некто Бог с вас ничего не спросит. Вы спросите с себя сами и этот суд самый страшный. Имя ему САМОСУД. Поэтому в народе и говорят: «На бога надейся, а сам не плошай».

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Православные богословы: Славословие - «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» . Славословие в конце молитвы Господней содержится для того, чтобы верующий после всех прошений, содержащихся в ней, воздавал Богу должное почитание.

Мое понимание: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». В этом славословии на самом деле заключена основная СУТЬ всей молитвы. Иными словами это звучит так: «МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ» или «ВСЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ». Дело в том, что Бог не нуждается в служении, преклонении и почитании по причине того, что Бог САМОДОСТАТОЧЕН.

И. Христос говорил так: «Бог недалеко от каждого из вас. Но НЕ ДОЛЖНЫ Вы думать, что найдете ЕГО в описаниях или изваяниях, получивших свой образ от искусства и вымысла человеческого, ибо тогда поклоняется ТВАРИ вместо ТВОРЦА. Всевышний НЕ В РУКОТВОРНЫХ ХРАМАХ живет и НЕ ТРЕБУЕТ ОН СЛУЖЕНИЯ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ИБО НИ В ЧЕМ НУЖДЫ НЕ ИСПЫТЫВАЕТ. Небо престол его и земля подножие ног его. И не нужен человеку храм рукотворный, что бы говорить с Богом, ибо дом Всевышнего - вся земля и небо, и звёзды, и все человеки… ЕСЛИ НЕ УВИДИШЬ Бога ПРИ ЖИЗНИ своей, ТО НЕ УВИДИШЬ и ПОСЛЕ!!! Но НЕ САМОГО Бога пытайся увидеть, но Божественность! Божественность в которой Он себя проявляет во всём сущем, Божественность, которой наполнено всё мироздание».

C уважением, Владимир Ветер .

Во все времена, в разных культурах и религиозных верованиях молитва являлась главным способом общения с богами. Часто службы проходили в сопровождении музыкальных инструментов и молитвы исполнялись как песни. Православие переняло многие обычаи древности, в том числе и чтение молитв. Одной из самых главных считается молитва Отче наш, о которой рассказывает Евангелие от Луки. Иисус познакомил с её словами своих учеников, которые попросили научить их молиться.

Толкование молитвы "Отче наш"

Стоит познакомиться с текстом молитвы поближе. Его знает каждый верующий. Но, порой, он произносится быстро, скороговоркой, почти автоматически и человек не вникает в суть молитвы, тогда как в беседе с Богом необходимо душевное участие и слова, идущие от сердца. Начинается молитва Отче наш с просьбы к Богу обращаться к нему как к отцу. Но это не значит, что человек должен испытывать к Господу панибратские чувства. Скорее, эта просьба должна укрепить в любом верующем благоговейный трепет перед Ним. Далее молитва упоминает о трёх прошениях к Богу. "Да святится Имя Твоё" - говорит о том, что пред людьми Бог проявляется через своё имя, которое освещает наш мир, полный греха со времён Адама. В этой фразе звучит просьба о том, чтоб мир наш не отвернулся от Бога. "Да придёт Царствие Твоё" - звучит далее в молитве, и это значит, что Царствие Божие всегда с нами. Необязательно чтобы попасть в него надо умирать. Можно ощутить его даже на земле, во время церковной службы, при встречах со святыми людьми, во время чтения духовных книг. Чтобы войти в Царствие Божие необходимо почувствовать мир и покой в душе, ощутить благодать. Далее молитва Отче наш вещает о том, что Воля Бога должна совершаться одинаково как на небе, так и на земле. Человек всецело доверяет себя воле Бога. В жизни очень трудно прислушиваться к чужим мнениям, соглашаться в споре, принимать другую позицию во время дискуссий. Но сказать Богу, что будет всё по его воле, гораздо легче. Ведь это воля, которая приносит благо, даёт свободу. Затем в молитве следуют три личные просьбы к Богу. В первой просьбе «хлеб насущный на каждый день», речь идёт о самом насущном и необходимом, что нужно человеку для жизни: пища, кров, одежда. Во второй просьбе - "простить нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим". Бог понимает, что ввергает в тревогу и страх людей - боязнь остаться без жилья и еды, страх перед Богом в ожидании наказания за грехи. Но молитва даёт надежду: всё можно изменить к лучшему! Достаточно прощать тех, кто должен вам, либо нанес обиду. И тогда Бог отпустит прегрешения ваши. Потому что все люди у него в долгу. В последней просьбе звучит прошение не вводить в искушение. Это можно трактовать как боязнь встретить такие испытания, которые окажутся не по силам. Такое положение вещей может возникнуть отнюдь не по воле Бога, а по желанию самого человека, ослеплённого гордостью и самомнением. Молитва "Отче наш" просит Бога избавить нас от власти дьявола и его сетей. Заканчивается молитва словом «Аминь», что можно перевести, как «верно», «да будет так». Подобным образом заканчивается каждая молитва.

Истоки молитвы "Отче наш"

Если говорить об истоках молитвы Отче наш, можно обратиться к древним источникам. Ранее греческие источники принимались как приоритетные и верные. Но в них находились многие неточности и искажения, которые возникали во время перевода. Таким образом, молитва "Отче наш" на арамейском стала настоящим открытием, чтобы вникнуть в суть Её корни уходят в иудейскую традицию. По форме она чётко построена по тем требованиям, по которым строились молитвы во времена Иисуса. Молитва должна была содержать в себе семь просьб, и состоять из трёх частей. Вначале шло прославление Бога, затем личные просьбы и завершалась молитва благодарением. Молитву "Отче наш" можно назвать самым ценным даром Иисуса своим ученикам и всем людям.

Молитвы в Православии

В православной церкви славянские молитвы появились благодаря братьям просветителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, которые перевели Псалтирь с греческого языка и подарили славянам азбуку. Славянский язык, используемый в русском богослужении, соединяет в себе историческую культурную память народа и объединяет разные поколения верующих. Так и молитва "Отче наш" во время богослужений звучит на но от этого не становится менее близкой и понятной истинно верующим людям, для которых Православие - совесть и душа.

Миллионы христиан по всей земле практикуют ежедневно эту молитву. К сожалению, для многих это только заученные фразы, штамп, этакая форма. Глубинный смысл молитвы " " для многих так и остается за пределами сферы их сознания. А это большой минус, потому что осознанная в сердце могла бы принести гораздо больше чудесных вещей в их повседневной жизни. Да, конечно, данная молитва помогает, спасает в экстремальных ситуациях, но, осмысленная до конца, создает прочный канат, соединяющий человека с его Создателем.
Меня самого Бог неоднократно вытаскивал из различных критических ситуаций благодаря этой молитве, когда я был еще в поисках Его. Об этом можно прочитать в статьях "Сила молитвы "Отче наш", "Ангел-Хранитель" в рубрике " "на моем блоге.

Попробуем дать толкование молитвы "Отче наш" в свете Священного Писания. Рассмотрим стихи 9-13 Евангелия от Матфея:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(От Матфея 6:9-15)

Сам Господь Иисус Христос повелел ученикам молиться таким образом.

Молитва "Отче наш" и предельно проста, доступная даже ребенку, и одновременно непостижима для ума человеческого в силу ее невидимой протяженности в пространстве и времени. Она, как могучий ствол дерева, из которого прорастают бесчисленные веточки – производные молитвы: прошения, благодарения, молитвы за людей и т.п.

Молитву "Отче наш" условно можно разбить на несколько частей:
Толкование стихов 9, 10 касается имени Бога, Его царства и Его воли.
Стихи 11, 13 выражают просьбы людей к Богу и прославление Его имени. Давайте кратко рассмотрим каждый стих.

1. "Отче наш , сущий на небесах"

К кому Обращение в этой молитве ? Конечно же, ни к Ангелам, ни к святым мужам, ни к какому иному творению, но к Отцу Небесному, Тому, Кто сотворил духов, человека, небо и землю и что наполняет ее. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем…" (Деян. 17:28).
Сущий означает "Я есмь, Который есмь". Это одно из имен Божьих выражающих самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия. Только Ему одному мы можем поклоняться. Только Он достоин всей славы и величия. В духовном понимании, Он наш Отец потому, что через смерть Сына своего Иисуса Христа Он примирил нас с Собою и сделал Своими детьми (Кол. 1:20-22). Верою во Христа мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"

2. "Да святится имя Твое"...

Не человек творит святость, святость исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми. Через эту молитву "Да святится имя Твое" мы и сами освящаемся Богом, облекаясь в одежды Его праведности. Молясь так, мы тем самым выражаем желание, чтобы весь мир познал Его характерные черты: Его святость, бесконечную мудрость, всесильное могущество, человеколюбие, справедливость, милость и истину. Этим самым мы прославляем Его. Прославление Бога – это канал, по которому текут реки воды живой - Его сила, Его помазание, Его благодать к нам, людям. Люди привыкли прославлять людей и искать славы для себя от людей, но Того, кто сотворил их, зачастую забывают прославлять. Первостепенная задача каждого верующего - прославлять Бога, "...дабы во всем прославлялся Бог" (1 Пет. 4:11). Сам Господь Иисус молился Отцу: "Отче! прославь имя Твое!" (Ин. 12:28) . Ведь ради Славы имени Своего Бог и сотворил весь этот мир, чтобы все творение славило Его.

3. "да приидет Царствие Твое…"

Здесь речь идет, во первых, о царстве Божьем внутри нас, которое имеет место в каждом верующем человеке. Оно представляет собой невидимую сферу благодати и милости, которыми наполнены сердца всех живущих на земле верующих людей. Это царство "силой берется и применяющий усилие восхищает его". Другими словами, живя еще на земле, в физическом теле, верующий стремится во всем уподобиться Христу, чтобы мир Христов наполнял его все больше и больше. Это огромная работа в протяжение всей жизни, заключающаяся в последовательном и неуклонном возрастании духовного человека внутри его. Во вторых, фраза " да приидет Царствие Твое" подразумевает грядущее, мессианское царство славы, которое придет с Христом в Его второе пришествие, так называемое тысячелетнее царство. Это будет время, когда , болезни и все нечистое взяты от земли, когда люди будут жить очень долго, а представители звериного царства перестанут враждовать между собою, когда воцарится мир на земле, и в людях будет благоволение.

4. "да будет воля Твоя и на земле, как на небе"

На небе воля Божья неуклонно соблюдается. На земле же, где в настоящее время миром правит князь тьмы, он же князь, господствующий в воздухе, иными словами, сатана (дьявол), соблюдение воли Божьей отдано на откуп людей. Имея свободную волю, человек сам выбирает свой путь – жить по законам Бога, или по законам мира сего, погрязшего в трясине греха. В этой молитве выражена мольба к Богу всех верующих людей, чтобы законы Бога были почитаемы всеми, живущими на земле. Чтобы люди, противящиеся Богу, обратились, а царство Божье приблизилось.

5. "Хлеб наш насущный дай нам на сей день"

Хлеб насущный – это все необходимое для нашего существования: пища, одежда, дом, тепло, работа, образование и т.д. Также это нужды души и духа в правильном питании Словом Божьим для гармоничного развития. Господь учит нас не заботиться о многом, потому что не знаем, что будет завтра, а просить, только на сей день. Этим самым Он заботливо уберегает нас, Своих детей, от излишней суеты, обещая восполнить всякую нашу нужду, так как знает все наши потребности прежде всех наших молений и прошений. В Библии сказано:
"26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?"
(От Матфея 6:26,27)

6. "прости нам долги наши…"

Этим прошением к Богу мы признаем, что сами по себе являемся грешниками и согрешаем вольно или невольно. Бог приучает нас к постоянному покаянию после совершения того или иного греха.

7 "если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."
(1-е Иоанна 1:7-9)

Есть видимый грех, а есть невидимый, но Бог знает все. Нам невозможно укрыться от Его ока нигде, даже в собственной ванне. Видимый грех или явный – он сразу виден и Богу и людям. Например, пьянство, курение, блуд, чревоугодие, лень и т.д. Невидимый грех или тайный - это когда человек грешит тайком, скрывая от людей. Есть еще и духовные грехи, такие, как тщеславие, гордыня, самолюбование, самоправедность, зависть, жадность, ревность и т.п. И часто духовный грех бывает гораздо опаснее явного, так как такой грех трудней осознать человеку в самом себе. Но Бог духом Своим открывает сердцу человека и эти грехи, при условии, если человек готов изменяться. Мы не можем сами измениться своими силами, но Бог способен обновить нас полностью при нашем на то желании.

7. "как и мы прощаем должникам нашим"

Здесь говорится об отношениях с другими людьми. Нельзя надеяться на Божье прощение собственных грехов, если мы сами не выполняем обещанное: " мы прощаем должникам нашим" . Что значит должникам нашим, и кто этот должник? Должник – это твой ближний или дальний, который, возможно, обидел тебя или предал, или обокрал, или поступил с тобой несправедливо. Опасайся выпрашивать для себя прощения у Бога, если сам не простил конкретных людей. Такая молитва – мерзость в глазах Бога, потому что двулична и лицемерна. Не навлекай на себя зло такой молитвой.

8. "Не введи нас в искушение"

Здесь мы признаем перед Богом свою человеческую несостоятельность и полную зависимость от Него. Мы понимаем, что в любой момент можем упасть, будучи искушаемы собственными похотями. Мы просим Самого Создателя уберечь нас от падения и не допустить греха в нашей жизни.

12 "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести."
(1-е Коринфянам 10:12,13)

9. "Избавь нас от лукавого"

Здесь звучит просьба человека защитить его от зла мира сего. Ведь мы, ни один раз на дню, видим и слышим вокруг себя растлевающие образы господствующего в мире греха. Это наркоманы и алкоголики, околачивающиеся возле наших домов, порнография, бесстыдно и вызывающе глядящая на нас с витрин киосков, фильмы ужасов с экрана телевизора, отборный мат в подъезде. Все это незримо тянет свои щупальца к нам, проникая в душу и вызывая греховные побуждения. Пока мы в теле, это неизбежно.

18 "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь."
(2-е Тимофею 4:18)

10. "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки..."

Здесь мы возносим Богу хвалу поклонения, будучи, не в состоянии до конца осознать Его неизмеримое величие, Его силу и могущество, Его абсолютное владычество над всеми царствами земли. В такую минуту мы можем только, как дети, подняв взор от земли, обратить его на Царя царей, Господа господствующих, с восторгом, страхом и трепетом взирая на дела рук Его, понимая, что никогда, живя в этой телесной храмине, не в силах объять Необъятное, имя Которому - Бог.

Молитва Отче наш… Толкование этих, до предела сжатых строк, мне самому было бы не под силу, если бы не содействие и помощь Святого Духа, который вдохновлял меня. Я благодарю Бога Отца за Его водительство в написании этой статьи.

Дорогой друг, готово ли твое сердце искренне славить своего Создателя? Не отягчено ли оно грузом давно осевших обид, не отравлено ли ядом непрощения? Позволь Богу осветить Его любовью самые потаенные комнатки души твоей, чтобы ты, уже очищенный и прощенный, мог с радостью воскликнуть: " Авва Отче, Отец мой, я люблю Тебя!.."

Обязательно посмотри видеоролик!

Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука - это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Горний Иерусалим. Фрагмент иконы Страшный суд 1580-1590, Сольвычегодск

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тайная молитва

Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне...» (Мф. 6: 6).

Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом.

Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии - есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам - каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.

Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны - в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.

Наш Отец

Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «...и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.

Смиренно с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» - называем Бога Отцом.

Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.

В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» - общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.

Но, хотя мы и обращаемся к Богу, как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.

Три общих прошения

Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога - чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, - это не просто слова. Имя Бога - это то, через что Бог являет себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.

Потом мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие. Однажды я спросил студенток нашего училища, хотят ли они прямо сейчас оказаться в Царствии Божием? Они ответили мне: «Нет, владыка, мы еще пожить хотим!» Но тем не менее мы просим в молитве «Отче наш», чтобы пришло Царство Божие. Царство Божие - это ведь не обязательно смерть. Во время совершения литургии приходит Царство Божие. Или когда мы встречаемся со святыми людьми - тоже приходит к нам Царство Божие. Оно является в нашей душе, когда мы читаем духовные книги. Оно может внезапно озарить нашу душу, наше сердце смыслом. Так тоже бывает. И вне этого Царства нет жизни. Вне его - мрак. Вне Царства Божьего умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло. Не надо вкладывать в эти слова такой смысл, будто мы хотим завтра умереть и оказаться в Царствии Божием. Нет. Это у нас не получится, туда нельзя войти не готовым. Но это Царство должно прийти и принести мир и покой в нашу мятущуюся душу, ведь там, где мир, там и Царство Божие. Оно должно прийти к нам радостью, благодатью. Об этом мы просим.

Следующее наше прошение - чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» - очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба - все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля - это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.

Три личных прошения

Только после того, как мы просили о том, чтобы святилось Имя Божие, после того, как мы просили о пришествии Царствия Божьего и о том, чтобы была Воля Божия, - только после этого мы просим о наших житейских нуждах. Господь хотя и говорит о том, что знает нашу нужду, но все-таки, как мы видим, заповедует нам просить о насущном хлебе на каждый день. Есть разные толкования этих слов. «Хлеб насущный» может означать все потребное для жизни - крышу над головой, одежду, воду, все необходимое, чтобы прожить сегодняшний день. Причем обратите внимание - именно сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Мы просим не сверхнеобходимое, а необходимое. Эти слова должны нас устыдить и напомнить о том, что здесь на земле нельзя жить роскошно. Чем роскошнее ты живешь на земле, тем больше вероятность того, что ты будешь лишен небесной радости, как произошло с богатым человеком в притче о богаче и Лазаре. Помните? Он был ввержен в геенну огненную. На земле он жил роскошно, он имел не только необходимое, но и многое сверх этого. Эти слова молитвы должны напоминать нам, как нужно жить. Они должны не только помочь нам научиться просить чего-то у Бога, но и подсказать, как строить свою жизнь. Есть еще такое толкование, что «хлеб насущный» - это Причастие Святых Христовых Тайн. То есть мы просим Бога, чтобы нам был дан этот дар, без которого мы не можем жить. Господь отвечал дьяволу словами из Священного Писания - не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. То есть хлебом для нас являются и слова Священного Писания, которые питают наше сердце.

Следующее прошение тоже очень важно - мы просим у Бога простить нам грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. Я часто сталкиваюсь на исповеди с людьми, которые не могут кого-то простить. В житиях я встречал рассказ о том, как один святитель остановил службу и не разрешил человеку петь эти слова из «Отче наш», потому что тот не прощал своему должнику. А другому человеку, который тоже не хотел прощать своего ближнего, святой сказал, чтобы он не читал эти слова в «Отче наш» - пропускал бы их, если не может простить. Ведь как он может надеяться на прощение своих грехов, если не прощает другому? Нас эти слова должны устыдить, мы должны бояться не простить людям то, что они нам должны. Бояться не простить тем, кто взял в долг и не отдает, бояться не простить своим детям, которые, как нам кажется, нам должны - ведь мы их воспитывали, а они не заботятся теперь о нас. Но мы обязательно должны простить им это, если хотим получить прощение от Бога. А у нас у всех долг перед Богом неоплатный. Оплатить его никто из нас не может. Вы же помните причту о должнике, который был должен сто тысяч талантов. Когда ему был прощен его большой долг, он стал требовать со своего должника сто динариев - мизерную сумму - и не хотел ему простить. Тогда с него был взыскан весь тот огромный долг, который раньше был ему прощен. Так и наши огромные долги перед Богом, наши грехи, которые Бог нам простил, могут быть снова взысканы с нас, если мы не будем прощать все маленькие и кажущиеся большими долги других людей.

В конце мы просим у Бога, чтобы Он не ввел нас во искушение. Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Конечно, Бог нас никогда и не вводит в испытания, которые выше наших сил. В эти испытания нас вводит наша гордость. Когда мы так говорим, мы не просим Бога не делать того, что Он не сделает ни в коем случае, но мы напоминаем себе, что по нашей гордости можем взять на себя больше, чем способны понести, и тогда, потеряв смирение, рискуем войти в какое-то тяжелое и страшное искушение. Иногда Бог допускает искушение из педагогических целей, желая нас чему-то научить. Мы просим здесь, чтобы те скорби, которые должны быть в нашей жизни (а без скорбей нельзя приобрести страх Божий, нельзя научиться смирению), чтобы они все-таки были посильны нам и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола, избавил нас от его сетей, которые, как вы знаете, разбросаны по лицу земли. Когда преподобный Антоний увидел эти сети, он сказал Богу: «Кто же может спастись?!» И был ему ответ, что к смиренному человеку эти сети даже не прикасаются. Так что в этих словах для нас есть напоминание о том, что избавиться от лукавого, от его сетей можно только смирением. А смирение заключается в том, чтобы всегда молиться Богу, чтобы всегда просить Его помощи. В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». В современной практике этими словами молитву заканчивает священник, если мы читаем ее в храме.

К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва - это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва - это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» - это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Записала Екатерина СТЕПАНОВА

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее Своим ученикам в ответ на: «научи нас молиться» (Лук. 11:1).

Эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, читают ее перед едой, произносят ее в храмах, более того во время богослужения все прихожане поют ее вслух. Но, к большому сожалению, часто повторяя слова молитвы, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Мы составили 10 основных вопросов о молитве «Отче наш» и попытались ответить на них.

1. МЫ НАЗЫВАЕМ БОГА - ОТЦОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСЕХ НАС СОЗДАЛ?

Нет, по этой причине мы можем называть Его - Создатель, или - Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20-22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2. ПОЧЕМУ «ОТЧЕ НАШ», А НЕ «МОЙ»? ВЕДЬ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БОЛЕЕ ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ?

Самое главное и самое личное дело для христианина - любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: гОтче мой, Иже еси на Небесех“, но - Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3. ПОЧЕМУ «НА НЕБЕСАХ», ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ УЧИТ, ЧТО БОГ - ВЕЗДЕСУЩ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит гна Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»

4. ЗАЧЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ, ЕСЛИ БОГ И ТАК ВСЕГДА СВЯТ?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» - просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, - как бы так учит нас молиться Спаситель, - так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»

5. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ? МЫ ПРОСИМ У БОГА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ ВСЕМИРНЫМ ЦАРЕМ?

Царство Божие - слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть - будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это - духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».
«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

6. РАЗВЕ БОГ И БЕЗ ТАКОГО НАШЕГО ПРОШЕНИЯ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ВОЛЮ НА ЗЕМЛЕ?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит - исполняем волю Божию. Если же нет - то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда - через нас - в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. - И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

7. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ» И «ДНЕСЬ»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он - от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это - хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51-54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8. БОГ ОТПУСКАЕТ ГРЕХИ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО САМ ПРОСТИЛ СВОИХ ОБИДЧИКОВ? А ПОЧЕМУ БЫ ЕМУ НЕ ПРОСТИТЬ ВСЕХ ВООБЩЕ?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков - прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы - грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9. РАЗВЕ БОГ КОГО-НИБУДЬ ИСКУШАЕТ ИЛИ ВВОДИТ В ИСКУШЕНИЕ?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, - молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10. КТО ЭТО ТАКОЙ - ЛУКАВЫЙ? ИЛИ - ЛУКАВОЕ? КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТО СЛОВО В КОНТЕКСТЕ МОЛИТВЫ?

Слово лукавый - противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье - всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».