Самые дорогие: сколько будет потрачено на выборы главы государства. Сколько стоят выборы президента в россии и других странах

На избирательную кампанию 2018 года бюджет потратит рекордные 17,69 млрд руб., следует из постановления ЦИК. Согласно графику выборов, выдвижение независимых кандидатов возможно по 7 января

Фото: Александр Хитров / РИА Новости

​Расходы растут

В понедельник, 18 декабря, члены Центральной избирательной комиссии (ЦИК) утвердили государственные расходы на президентские выборы 2018 года. Согласно постановлению ЦИК о распределении средств федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов (есть у РБК), всего на кампанию планируется потратить 17,69 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. больше, чем планировалось год назад. Рост расходов связан в том числе с увеличением срока работы избирательных комиссий, пояснил РБК зампредседателя ЦИК Николай Булаев (ранее Госдума увеличила срок информационной работы участковых избирательных комиссий с 10 до 30 дней до дня выборов).

Эти выборы станут самыми дорогими в нынешнем столетии в абсолютном выражении. В 2012 году президентская кампания обошлась государству в 10,37 млрд руб., в 2008-м — в 4,93 млрд руб., а в 2004 году — в 2,56 млрд руб.

​В долларовом выражении более дорогостоящими были выборы 2012 года — $333 млн в сравнении с нынешними $303 млн по среднегодовому биржевому курсу.

Из выделенных на выборы средств большая часть достанется избиркомам — 17,46 млрд руб.; 1​23 млн руб. получат госорганы, которые занимаются учетом и регистрацией избирателей — УФМС, ЗАГСы, военкоматы и консульства. Собственно ЦИК получит 109 млн руб., следует из постановления. Эти средства пойдут на дополнительную оплату труда и начисления представителям ЦИК (93,2 млн руб.), командир​овки (8 млн руб.), связь (1,5 млн руб.), печатную продукцию (43,8 тыс. руб.) и дополнительные расходы (6,1 млн руб.).

Статьи расходов

Оплата работы сотрудников избирательных комиссий — всегда самая серьезная статья расходов на выборы, уточнили РБК два источника, близкие к ЦИК, и подтвердил Булаев. На эту статью уйдет около 70-80% от всей суммы, выделенной на выборы. По словам собеседников РБК, затем по объемам следуют траты на информационную работу (10-20%), транспорт (3-5%) и изготовление бюллетеней для голосования и специальных марок для голосования по местонахождению (1-2%).

Под информационной работой понимается изготовление плакатов, видеороликов, растяжек и приглашений с призывом приходить на выборы, рассказал РБК глава экспертной группы при ЦИК Андрей Бузин. Эту часть работы для ЦИК компания «ИМА-консалтинг»; доставкой контента будет заниматься холдинг «Михайлов и партнеры». Председатель ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что на информационно-разъяснительную работу на выборах потратят около 770 млн руб. (то есть 22% от общей суммы расходов).

В смету не включено видеонаблюдение. Его, по словам Бузина, оплатит федеральное правительство через своего подрядчика — «Ростелеком». Подразделение этой компании — «Ростелеком Контакт-центр» будет отвечать за работу информационно-справочного центра ЦИК.


Деньги в регионы

Большая часть средств будет отправлена через ЦИК в региональные избиркомы, оттуда — в территориальные и участковые избирательные комиссии. Большую часть этой суммы получат именно работники последних, поскольку их примерно в 35 раз больше, чем работников территориальных подразделений, пояснил Бузин. От количества сотрудников нижестоящих комиссий и зависят расходы на выборы в каждом регионе, добавил эксперт.

Согласно постановлению ЦИК, больше всего денег на подготовку и проведение выборов получит Москва — 575,2 млн руб. На втором месте — Московская область (492,4 млн руб.), затем следуют Башкирия (407,3 млн руб.), Красноярский край (382,6 млн руб.) и Свердловская область (375,4 млн руб). Санкт-Петербургу на выборы направят 309 млн руб.


«В Московской области в результате разукрупнения стало больше всего участков, — прокомментировал эти результаты РБК член экспертной группы при ЦИК Аркадий Любарев. — Раньше больше всего было в Башкортостане, но там участки мелкие и членов УИК меньше, чем в [Московской] области и в Москве». Большие расходы на выборы в Красноярском крае он объяснил большими расстояниями и расходами на логистику.

Относительно небольшие суммы заложены на президентские выборы в Ингушетии (22,2 млн руб.), в Еврейском (28,3 млн руб.) и Ненецком автономных округах (31,7 млн руб.).

Меньше всего средств на выборы получит город Байконур (Казахстан), который является центром одноименного космодрома, — 1,7 млн руб. «По давней традиции для голосования за рубежом создаются две ТИК, одна в Байконуре, другая — для всех остальных иностранцев. В Байконуре — поскольку там много российских граждан, компактно проживающих [и связанных с работой космодрома]», — пояснил РБК Аркадий Любарев.

План кампании

Избирательная кампания 2018 года 18 декабря, когда Совета Федерации «О назначении выборов президента Российской Федерации» было опубликовано в «Российской газете». В этот же день ЦИК утвердила план президентской кампании (есть у РБК).

Согласно документу, выдвижение независимых кандидатов открыто с 18 декабря по 7 января. Выдвижение участников выборов политическими партиями возможно с 18 декабря до 12 января. Регистрация кандидатов продолжается до 31 января.

Список избирательных участков главы местных администраций, районов и округов должны утвердить до 28 декабря, а списки избирателей по каждому из участков будут составлены не позднее 6 марта. Сами избиратели смогут изучить списки начиная с 7 марта.

Партии, которые выдвигают кандидатов на выборы, должны опубликовать предвыборную программу в государственных СМИ и в интернете не позднее 7 марта. Кандидаты могут вести агитацию с момента выдвижения и до 17 марта, когда будет объявлен день тишины. С 13 марта до 21:00 18 марта будет запрещена публикация прогнозов и результатов предвыборных соцопросов.

Само голосование пройдет с 8:00 до 20:00 18 марта по местному времени. Данные о результатах голосования на территории каждого из субъектов должны быть установлены не позднее 22 марта, а окончательные результаты должны быть определены до 29 марта. Официально они будут опубликованы не позднее чем через три дня после подписания протокола о результатах голосования, следует из документа.

​О намерении участвовать в президентских выборах уже заявили 23 человека, ранее Элла Памфилова. Среди них — основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, телеведущая Ксения Собчак, председатель ЛДПР Владимир Жириновский, бизнес-омбудсмен Борис Титов, сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский и другие. Действующий президент Владимир Путин о своем выдвижении 6 декабря, а через несколько дней на пресс-конференции , что пойдет на выборы как самовыдвиженец. К настоящему времени более десяти партий начали предвыборные мероприятия, журналистам 18 декабря Памфилова.​​

На избирательную кампанию 2018 года бюджет потратит рекордные 17,69 млрд руб., следует из постановления ЦИК. Согласно графику выборов, выдвижение независимых кандидатов возможно по 7 января

Фото: Александр Хитров / РИА Новости

​Расходы растут

В понедельник, 18 декабря, члены Центральной избирательной комиссии (ЦИК) утвердили государственные расходы на президентские выборы 2018 года. Согласно постановлению ЦИК о распределении средств федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов (есть у РБК), всего на кампанию планируется потратить 17,69 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. больше, чем планировалось год назад. Рост расходов связан в том числе с увеличением срока работы избирательных комиссий, пояснил РБК зампредседателя ЦИК Николай Булаев (ранее Госдума увеличила срок информационной работы участковых избирательных комиссий с 10 до 30 дней до дня выборов).

Эти выборы станут самыми дорогими в нынешнем столетии в абсолютном выражении. В 2012 году президентская кампания обошлась государству в 10,37 млрд руб., в 2008-м - в 4,93 млрд руб., а в 2004 году - в 2,56 млрд руб.

​В долларовом выражении более дорогостоящими были выборы 2012 года - $333 млн в сравнении с нынешними $303 млн по среднегодовому биржевому курсу.

Из выделенных на выборы средств большая часть достанется избиркомам - 17,46 млрд руб.; 1​23 млн руб. получат госорганы, которые занимаются учетом и регистрацией избирателей - УФМС, ЗАГСы, военкоматы и консульства. Собственно ЦИК получит 109 млн руб., следует из постановления. Эти средства пойдут на дополнительную оплату труда и начисления представителям ЦИК (93,2 млн руб.), командир​овки (8 млн руб.), связь (1,5 млн руб.), печатную продукцию (43,8 тыс. руб.) и дополнительные расходы (6,1 млн руб.).

Статьи расходов

Оплата работы сотрудников избирательных комиссий - всегда самая серьезная статья расходов на выборы, уточнили РБК два источника, близкие к ЦИК, и подтвердил Булаев. На эту статью уйдет около 70–80% от всей суммы, выделенной на выборы. По словам собеседников РБК, затем по объемам следуют траты на информационную работу (10–20%), транспорт (3–5%) и изготовление бюллетеней для голосования и специальных марок для голосования по местонахождению (1–2%).

Под информационной работой понимается изготовление плакатов, видеороликов, растяжек и приглашений с призывом приходить на выборы, рассказал РБК глава экспертной группы при ЦИК Андрей Бузин. Эту часть работы для ЦИК выполняет компания «ИМА-консалтинг»; доставкой контента будет заниматься холдинг «Михайлов и партнеры». Председатель ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что на информационно-разъяснительную работу на выборах потратят около 770 млн руб. (то есть 22% от общей суммы расходов).

В смету не включено видеонаблюдение. Его, по словам Бузина, оплатит федеральное правительство через своего подрядчика - «Ростелеком». Подразделение этой компании - «Ростелеком Контакт-центр» будет отвечать за работу информационно-справочного центра ЦИК.

Деньги в регионы

Большая часть средств будет отправлена через ЦИК в региональные избиркомы, оттуда - в территориальные и участковые избирательные комиссии. Большую часть этой суммы получат именно работники последних, поскольку их примерно в 35 раз больше, чем работников территориальных подразделений, пояснил Бузин. От количества сотрудников нижестоящих комиссий и зависят расходы на выборы в каждом регионе, добавил эксперт.

Согласно постановлению ЦИК, больше всего денег на подготовку и проведение выборов получит Москва - 575,2 млн руб. На втором месте - Московская область (492,4 млн руб.), затем следуют Башкирия (407,3 млн руб.), Красноярский край (382,6 млн руб.) и Свердловская область (375,4 млн руб). Санкт-Петербургу на выборы направят 309 млн руб.

«В Московской области в результате разукрупнения стало больше всего участков, - прокомментировал эти результаты РБК член экспертной группы при ЦИК Аркадий Любарев. - Раньше больше всего было в Башкортостане, но там участки мелкие и членов УИК меньше, чем в [Московской] области и в Москве». Большие расходы на выборы в Красноярском крае он объяснил большими расстояниями и расходами на логистику.

Относительно небольшие суммы заложены на президентские выборы в Ингушетии (22,2 млн руб.), в Еврейском (28,3 млн руб.) и Ненецком автономных округах (31,7 млн руб.).

Меньше всего средств на выборы получит город Байконур (Казахстан), который является центром одноименного космодрома, - 1,7 млн руб. «По давней традиции для голосования за рубежом создаются две ТИК, одна в Байконуре, другая - для всех остальных иностранцев. В Байконуре - поскольку там много российских граждан, компактно проживающих [и связанных с работой космодрома]», - пояснил РБК Аркадий Любарев.

План кампании

Избирательная кампания 2018 года ?from=main" >официально стартовала 18 декабря, когда постановление Совета Федерации «О назначении выборов президента Российской Федерации» было опубликовано в «Российской газете». В этот же день ЦИК утвердила план президентской кампании (есть у РБК).

Согласно документу, выдвижение независимых кандидатов открыто с 18 декабря по 7 января. Выдвижение участников выборов политическими партиями возможно с 18 декабря до 12 января. Регистрация кандидатов продолжается до 31 января.

Список избирательных участков главы местных администраций, районов и округов должны утвердить до 28 декабря, а списки избирателей по каждому из участков будут составлены не позднее 6 марта. Сами избиратели смогут изучить списки начиная с 7 марта.

Партии, которые выдвигают кандидатов на выборы, должны опубликовать предвыборную программу в государственных СМИ и в интернете не позднее 7 марта. Кандидаты могут вести агитацию с момента выдвижения и до 17 марта, когда будет объявлен день тишины. С 13 марта до 21:00 18 марта будет запрещена публикация прогнозов и результатов предвыборных соцопросов.

Само голосование пройдет с 8:00 до 20:00 18 марта по местному времени. Данные о результатах голосования на территории каждого из субъектов должны быть установлены не позднее 22 марта, а окончательные результаты должны быть определены до 29 марта. Официально они будут опубликованы не позднее чем через три дня после подписания протокола о результатах голосования, следует из документа.

​О намерении участвовать в президентских выборах уже заявили 23 человека, https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a36f3509a79476b2c2b2c3b " >говорила ранее Элла Памфилова. Среди них - основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, телеведущая Ксения Собчак, председатель ЛДПР Владимир Жириновский, бизнес-омбудсмен Борис Титов, сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский и другие. Действующий президент Владимир Путин о своем выдвижении объявил 6 декабря, а через несколько дней на пресс-конференции сообщил , что пойдет на выборы как самовыдвиженец. К настоящему времени более десяти партий начали предвыборные мероприятия, сообщила журналистам 18 декабря Памфилова.​​

В довоенных долларах страны антигитлеровской коалиции в 1939-45 годах израсходовали только на ведение боевых действий $695 млрд (из них 128 пришлось на долю СССР), а Германия и ее союзники, включая Японию - $422 млрд.

Отгремевшая в 1939–1945 годах война стала самой масштабной в истории человечества. В ней участвовало 61 государство, или 80% населения Земли. Под ружье тогда поставили 110 млн человек, 55 млн погибло, более 100 млн стали инвалидами.

Материальные и финансовые потери были столь же велики. Только в СССР было разрушено 32 тысячи предприятий, половина всех железнодорожных мостов страны и два миллиона километров линий телефонной и телеграфной связи. Япония потеряла 2/3 торгового флота, американские бомбардировщики уничтожили 40% общей площади 66 крупнейших городов страны (это не считая Хиросиму и Нагасаки).

Наименьшие материальные потери понесли США – ущерб их невоенной собственности составил лишь $1,3 млрд, или 0,4% общей стоимости материальных потерь всех сражавшихся стран. США были единственной страной, где Вторая мировая война вызвала резкий рост внешней торговли – экспорт с 1939 по 1944 год вырос в 4,5 раза, с $3 млрд до $14 млрд.

Именно США стали и рекордсменами по военным расходам. Если в 1940 году они потратили на армию и флот всего $6 млрд (в 1,5 раза меньше, чем СССР), то в 1944 году – уже более $81 млрд (или в 3 раза больше, чем СССР в том году). Объем промышленного производства в Штатах за годы войны удвоился.

Для главного европейского союзника нашей страны, Великобритании, эта война, наоборот, стала началом упадка. Даже в 1943 году, когда уже не было воздушной «битвы за Англию» и еще не было «второго фронта» в Европе, Британской империи приходилось тратить на войну 55% всего национального дохода. Оказавшись в числе победителей, Англия все же проиграла войну в экономическом плане. Была израсходована половина всех капиталовложений за рубежом, а госдолг вырос в 3 раза, до 21,4 млрд фунтов стерлингов. Показательно, что карточки на мясо в Англии отменили позже всех иных стран, только через 9 лет по окончании войны.

Почти 30% всего оружия и снаряжения англичанам в 1940–1945 годах пришлось купить или взять в долг у США. Расплачиваться за многое пришлось сразу, вплоть до уступок территории, – так, в 1940 году в обмен на 55 старых эсминцев Лондон отдал Вашингтону Ямайку, Багамы и другие стратегические острова в Карибском море. В общей сложности Англии по окончании Второй мировой войны пришлось расплачиваться за купленное тогда у США оружие более 60 лет. Последний платеж из Лондона в Вашингтон в размере $83,25 млн за поставки по ленд-лизу был осуществлен только 29 декабря 2006 года.

На пике Второй мировой войны страны-участницы большую часть своего национального дохода тратили на оружие и боевые действия. В 1944 году доля военных расходов в национальном доходе США достигала 44%, Японии – 50%, Англии и СССР – по 55%, а Германии – почти 68%.

За время войны большинство воюющих стран не избежали высокой инфляции. Если в Англии к 1945 году сумма наличных денег в обороте выросла всего в 2,5 раза, а в СССР – в 4 раза, то в гитлеровской Германии она увеличилась в 6 раз, в Италии – в 10 раз, а в Японии – в 11.

Показательно, что в Японии уже в 1943 году ликвидировали министерство торговли и промышленности, передав все его полномочия и функции созданному министерству вооружений. К тому времени военные расходы Токио достигли 73 млрд иен, увеличившись в 10 раз по сравнению с 1939 годом (который именно для Японии не был мирным, она к тому времени уже вела большую войну в Китае). К 1945 году империя самураев пришла полным банкротом.

Вскоре после 1945 года только что созданная ООН подсчитала, что совокупные материальные издержки на все войны, отгремевшие в первой половине XX века, составили около $4 трлн 700 млрд. И подавляющая часть этой гигантской суммы (85%, или $4 трлн) пришлась на Вторую мировую войну.

В довоенных долларах страны антигитлеровской коалиции в 1939–1945 годах израсходовали только на ведение боевых действий 695 млрд (из них $128 млрд пришлось на долю СССР), а Германия и ее союзники, включая Японию, – $422 млрд. Общая стоимость разрушенных гражданских ценностей (жилья, инфраструктуры и т. п.) во всех сражавшихся странах превысила 316 млрд довоенных долларов, или более $11 трлн в современных ценах.

В пылу допинговых скандалов из внимания выпал интересный вопрос о стоимости организации и проведения олимпийских игр. И в Рио и вообще.

На организацию игр в Рио, строительство олимпийских объектов и улучшение инфраструктуры Бразилия потратила около 10 миллиардов долларов. Таким образом, Олимпиада в Рио получается одной из самых бюджетных (для страны-организатора) среди летних олимпийских игр последнего времени.

Интересно, что сами бразильцы даже это считают слишком большой нагрузкой на бюджет. По этому поводу в стране неоднократно проводились митинги с требованием отказаться от Олимпиады. Даже вчера, в день открытия, состоялся очередной митинг, на который вышли бразильцы, недовольные большими затратами на "игрушку".

А теперь давайте вспомним стоимость Олимпиады в Сочи.

Россия потратила на подготовку к зимней (!) олимпиаде 2014 года 1.5 триллиона рублей!

По курсу на момент проведения Олимпиады это почти 50 миллиардов долларов.
То есть в 5 раз больше, чем потратила Бразилия!


Мне наверняка возразят, что большая часть суммы в Сочи была потрачена на инфраструктуру и развитие города.

Да, но в Бразилии тоже были затраты на инфраструктуру, цитирую:

"В эту цифру входят деньги, предназначенные для улучшения инфраструктуры города - в частности, удлинение метро и улучшение портовой зоны."

Примерно столько же, сколько было потрачено на Олимпиаду в Сочи, потратили китайцы на Олимпиаду в Пекине - около 44 миллиардов долларов. Однако из этой суммы только 2 миллиарда было потрачено на олимпийские объекты, все остальное на инфраструктуру. А Пекин все-таки побольше Сочи будет.

На одни только спортивные объекты в Сочи было потрачено около 10 миллиардов долларов, а это в 5 раз больше, чем в Пекине, хотя там проводилась летняя Олимпиада, в которой значительно больше видов спорта.

Стоимость Олимпиады в Лондоне составила около 30 миллиардов долларов - в полтора раза меньше, чем в Сочи.

Стоимость Олимпиады в Афинах составила около 11 миллиардов долларов, то есть почти столько же, сколько в Рио. Кстати, в Греции тоже были противники проведения игр из-за больших затрат. И они в конечном итоге оказались правы - Олимпиада в Афинах стала самой убыточной в истории, убытки оцениваются в несколько миллиардов долларов.

Стоимость Олимпиады в Сиднее была самой низкой среди последних летних олимпийских игр и составила всего 4 миллиарда долларов, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в Пекине и в Сочи.

Но и это еще не все.

Выше приведено сравнение зимней Олимпиады в Сочи с летними играми, которые обычно дороже зимних из-за большего количества видов спорта, большего количества спортсменов и зрителей, которых нужно принять, разместить и обеспечить им безопасность.

Давайте посмотрим на стоимость зимних игр.

Олимпиада в Ванкувере 2010 стоила 6 миллиардов долларов.

Бюджет зимней Олимпиады в Турине 2006 составил 3.5 миллиарда долларов, хотя это не полные затраты.

На игры 2002 в Солт-Лейк-Сити было потрачено из бюджета 1.5 миллиарда долларов, это тоже не полные затраты, но все равно показательно.

Таким образом, на Олимпиаду в Сочи Россия потратила больше, чем Рио, Сидней и Афины вместе взятые на летние (!) олимпийские игры!

Примерно столько же, сколько Лондон и Рио вдвоем!

Олимпиада в Сочи стоила в 7 раз больше, чем зимние игры в Ванкувере, примерно в 10 раз больше, чем игры в Турине, в 20 раз больше, чем в Солт-Лейк-Сити.

В три раза больше, чем игры в Ванкувере, Турине и Солт-Лейк-Сити суммарно!

За 45 миллиардов долларов, которые были потрачены на Олимпиаду в Сочи, можно было провести две летних Олимпиады с бюджетами Рио и Афин, две зимних с бюджетами Ванкувера и Турина и еще остались бы деньги на ЧМ по футболу.

Заодно можно вспомнить Олимпиаду-1980 в Москве.

На проведение московской Олимпиады было потрачено 2 миллиарда советских рублей.

Проще всего умножить советские рубли на 200 и это будет примерно соответствовать сегодняшним российским рублям. Проверяется просто: хлеб в СССР стоил 12-20 копеек, умножаем на 200 - получаем 24-40 рублей, похоже на правду. Докторская колбаса стоила 2.20 - умножаем на 200 и получаем 440, тоже похоже. Зарплата инженера была 200-250 рублей, умножаем на 200 и получаем 40-50 тысяч, для Москвы и Питера вполне похоже. Автомобиль Жигули стоил 6 тысяч рублей, умножаем на 200 и получаем 1.2 миллиона - примерно соответствует цене Лады X-ray, во всяком случае порядок цены тот же.

Таким образом, если умножить 2 миллиарда советских рублей, потраченных на Олимпиаду 1980 года в Москве, на 200 - получится 400 миллиардов российских рублей.

Примерно столько должна была стоить летняя (!) Олимпиада в Москве, если бы она проводилась в наше время, во всяком случае до обвала рубля.

Это значит, что московская Олимпиада стоила порядка 15 миллиардов долларов в пересчете на современные деньги.

Так и получается - нормальный бюджет летней Олимпиады составляет 10-15 миллиардов долларов. А зимней - 4-6 миллиардов, если судить по Ванкуверу и Турину.

Олимпиада в Сочи оказалась в 8 раз дороже, чем могла бы стоить зимняя и в 3-4 раза дороже, чем могла бы стоить летняя.

Так и выходит - на 1.5 триллиона, потраченных в Сочи можно было провести 2 летних, 2 зимних Олимпиады и еще ЧМ по футболу, на сдачу.

И если бы Российская Федерация умела рационально использовать средства, можно было бы смело откзаываться от поездки в Бразилию сразу после отстранения наших легкоатлетов и назначать у себя Игры доброй воли, причем несколько раз подряд.

Но Российская Федерация - это не Советский Союз.

Поэтому и рационально использовать средства не умеет. 80% бюджета обязательно надо распилить и рассовать по музыкальным инструментам, без этого никак. Да и на наши Игры доброй воли никто бы не приехал - кому они нужны, когда Кремль испортил отношения со всеми, с кем было возможно?

Кто приехал бы на наши игры?

Сборная ЛДНР по разнарядке из Кремля?
Сборная Абхазии и Южной Осетии?
Сборная Сирии (вот им сейчас делать больше нечего)?

Поэтому не нужно говорить, что надо было отказываться - этого никто не заметил бы и не оценил. Потому что РФ - это не СССР.

Впрочем, мы отвлеклись.

Возвращаясь к теме стоимости Олимпиады, можно подвести итог:

Бразилия сумела организовать летние игры, затратив на них около 10 миллиардов - вполне умеренные затраты, если сравнивать со сметами последних лет. Втрое дешевле, чем в Лондоне и примерно столько же, сколько потратили Афины в 2004-м и СССР в 1980-м году.

И при этом многие бразильцы считают, что это дорого. Даже митингуют.

А вот Россия потратила на зимние (!) игры в Сочи около 45 миллиардов долларов и вместе с летними (!) играми в Пекине заняла первую строчку самых дорогих игр в истории. Перерасход составляет примерно 8 раз, если сравнивать с другими зимними играми последних лет.

Но россияне при этом довольны.

Потому что провели самые лучшие в истории олимпийские игры, как сказал президент.

Конечно, самые лучшие. Потому что самые дорогие. Никто никогда не тратил на зимние игры даже четверть того, что потратила Россия. На летние - и то не каждый четверть от этого тратит.

В качестве итоговой сводки:

Летние игры:

Лондон 2012 - 30 миллиардов (примерно)
Пекин 2008 - 44 миллиарда
Афины 2004 - 11-12 миллиардов
Сидней 200 - 4 миллиарда

Зимние игры:

Сочи 2014 - 46 миллиардов
Ванкувер 2012 - 6 миллиардов
Турин 2006 - 3.5 миллиарда (бюджет)
Солт-Лейк 2002 - 1.5 миллиарда (бюджет)

Что можно сказать по этому поводу?

Россия - щедрая душа!

Участие в афганском конфликте обернулось для нашей страны десятками тысяч убитых и искалеченных солдат. Но есть еще экономическая сторона войны. Цифры её впечатляют.

«Непосильное бремя»

Сегодня в глазах большинства специалистов решение об участии СССР во внутреннем афганском конфликте было совершенно неоправданным шагом. В жертву идеологии на той страшной войне были принесены тысячи молодых жизней. Безвозвратные человеческие потери (убитые, умершие в результате ранений или болезней, пропавшие без вести) составили около 26 000 человек. Но Афганская война принесла потери и другого плана – экономические.

19 марта 1979 года Брежнев, подводя итоги трехдневного обсуждения афганской темы, отметил, что «нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну». Но, по мнению генсека, страна могла помочь афганским товарищам «всем, что необходимо», другими словами, выделять столько материальных и финансовых средств, сколько потребовало бы решение афганской проблемы. В итоге СССР втянулся в эту войну по полной программе.

Многие эксперты считают, что афганская война стала «непосильным бременем» для советской экономики, спровоцировав в стране глубочайший кризис. В зарубежных публикациях писалось, что «за сравнительно низкую цену удалось вынудить Советский Союз идти на огромные расходы финансов и материальных ресурсов».

Американский политолог Збигнев Бжезинский утверждал, что «затяжная война в Афганистане 1979–1989 гг. сильно подорвала потенциал СССР». А российский экономист Егор Гайдар считал, что эта война стала одним из решающих факторов «гибели империи».

Заметим, что экономическая помощь СССР Афганистану началась задолго до войны. К 1979 году Советский Союз безвозмездно построил в Афганистане 73 объекта и продолжал возведение еще 638. В дополнение к этому оказывалась помощь по линиям партии и спецслужб, которая с афганской стороны оплату не предусматривала.

С началом войны нагрузка на финансовые ресурсы Советского Союза заметно возросла и продолжала увеличиваться с каждым годом. Более того, появились непредвиденные потери в бюджете. Так, Соединенные Штаты, в качестве санкций введя эмбарго на поставки из СССР зерна, уже в 1980 году лишили нашу страну 2 млрд. долларов.

Спасительная нефть

Тем не менее, СССР на конец семидесятых обладал достаточно мощными экономическими резервами, чтобы выдерживать повышенную нагрузку на бюджет. Генерал-майор запаса, кандидат юридических наук Владимир Топорков пришел к выводу, что «афганский фактор не мог стать причиной дестабилизации советской экономики и последующего развала Советского Союза».

Рубеж 1970-80-х годов был отмечен аномально высокими по историческим меркам котировками нефти, которые достигали 35 долларов за баррель (с учетом инфляции, 93 доллара по ценам 2000-х годов ). Для примера, в 1970 году цена за баррель черного золота опускалась до 3 долларов. Таким образом, годовая выручка от экспорта советской нефти в государства ОЭСР (международная экономическая организация, объединяющая развитые страны ) на рубеже 1979-1980-х достигает внушительных показателей – свыше 25 млрд. долларов.

Егор Гайдар по этому поводу писал: «Поток валютных ресурсов от продажи нефти позволил остановить нарастание кризиса продовольственно го снабжения городов, увеличить закупки оборудования, потребительских товаров, обеспечил финансовую базу наращивания гонки вооружений, достижения ядерного паритета с США и позволил начать осуществление таких внешнеполитическ их авантюр, как война в Афганистане».

«Не было никаких шансов, что гонка вооружений могла истощить советские материальные и интеллектуальные резервы», – добавляет Владимир Топорков. Несмотря на то, что к концу афганской кампании траты на содержание советского контингента войск многократно возросли, генерал Борис Громов (на тот момент командующий 40-й армией ) отмечал, что «абсолютная величина расходов не составляла ни значительной части Валового Национального Продукта, ни национального бюджета, ни его дефицита тех лет».

Неудобная тема

В американской энциклопедии «Войны на Среднем Востоке» указано, что на поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось 800 миллионов долларов. При этом на содержание 40-й армии и ведение боевых действий из советского бюджета ежегодно выделялось от 3 до 8,2 млрд. долларов, – отмечается в издании.

По свидетельству Александра Майорова , занимавшего в 1980–1981 годах должность главного военного советника в Афганистане, «война обходилась Советскому Союзу в 1,5-2 млн. рублей в день».

Но были попытки и более детального изучения финансовых потерь страны в Афганистане. В первую очередь речь идет об отчете группы экономистов под руководством премьер-министра СССР Николая Рыжкова «О расходах на ведение Афганской войны в 1984-1987 гг.», который был составлен по приказу Михаила Горбачева.

Экономисты группы Рыжкова совместно со специалистами из различных министерств и ведомств кропотливо подсчитывали «во сколько нам обошелся Афганистан». В свои подсчеты экономисты включали в буквальном смысле все: обучение афганских студентов в советских вузах, стоимость командировок гражданских специалистов в Афганистан, количество гражданской и военной техники, переданной правительству этой страны. Были учтены даже все рейсы самолетов «Аэрофлота» в Республику Афганистан после победы Апрельской революции 1978 года. Специалисты также подсчитали траты на питание ограниченного контингента советских войск и расходы различных видов боеприпасов.

Однако Рыжков не успел довести масштабную работу до логического завершения. Политическая ситуация в СССР внезапно изменилась и материалы собранные комиссией по каким-то причинам оказались неопубликованным и. По мнению Бориса Громова, «вероятно, даже неполная статистика оказалась настолько ошеломляющей, что её не решились обнародовать. Очевидно, в настоящее время никто не в состоянии назвать точную цифру, которая смогла бы охарактеризовать расходы Советского Союза на содержание афганской революции».

Ошеломляющие цифры

В конце 1980-х годов достоверно был известен лишь размер гуманитарной помощи, поставленной нашим государством Афганистану. В отчете сообщалось, что в период с 1978 по 1990 год расходы на подготовку национальных профессиональных кадров Афганистана, на помощь в приобретении и использовании новых технологий, на льготное кредитование афганского правительства, а также на безвозмездную помощь составили 8 млрд. 48 млн. инвалютных рублей .

И все-таки более детальная статистика расходов СССР на Афганскую войну существует. Военный историк Александр Ляховский в своей книге « Трагедия и доблесть Афгана» приводит справку за подписью Рыжкова адресованную Горбачеву, в которой отражаются некоторые результаты упоминаемого отчета.

Согласно этой справке общие финансовые затраты СССР на войну в Афганистане неуклонно росли: в 1984 году они составили 1 млрд. 578 млн. руб., в 1985 – 2 млрд. 623 млн., в 1986 – 3 млрд. 650 млн., в 1987 – 5 млрд. 374 млн. Данные за 1987 год могут быть подтверждены справкой Госплана «О материальных расходах СССР в Афганистане», но там эта цифра меньше – 4 млрд. 116 млн. руб.

Львиная доля общих расходов приходилась на содержание и обеспечение советских войск. Так, в 1987 году на это было затрачено 3 млрд. 955 млн. рублей. Статистика трат на содержание афганской армии выглядит скромнее – 703,8 млн. руб. за тот же 1987 год. Общие среднесуточные затраты на войну за пиковый 1987 год в среднем оцениваются в 14,7 млн. рублей.

В целом за период с 1984 по 1987 год по отчетам группы Рыжкова было израсходовано более 30 млрд. рублей. Маршал Сергей Ахромеев, бывший начальник Генштаба, опираясь на свои источники, приводил полную статистику расходов СССР за 10 лет войны. По его мнению, итоговые цифры могли достигать 36,7 млрд. рублей.

Любопытно сравнить цифры расходов СССР на ведение Афганской войны с некоторыми затратами Соединенных Штатов на участие в этом же конфликте. Так, по мнению американских исследователей, суммарные траты США на поддержку афганской вооруженной оппозиции за годы войны могут достигать 3,7 млрд. долларов, а на вооружение Пакистана из бюджета США ушло не менее 12,2 млрд. долларов.

Ежегодные затраты на разрешение афганского конфликта в США соответствует примерно 0,2% ВВП за 1990 год, в то время как доля советских расходов на войну составила около 3% ВВП за тот же год.