Какой груз можно страховать по генеральному полису. Форма договора страхования. Смотреть что такое "Генеральный полис" в других словарях

Для удобства и упрощения работы, связанной со страхованием грузов, в случае, если грузоперевозки имеют регулярный, постоянный характер, наиболее удобным и адекватным (как для страховщика, так и для страхователя) является режим работы по генеральному полису страхования грузов. Но работа по такому полису имеет свои тонкости, чему и посвящена данная статья.

В соответствии со статьей 942 ГК РФ генеральный полис, как и договор страхования, как и любой другой договор, не может быть бессрочным. Однако, поскольку норма статьи 941 ГК РФ, где закреплено, что «систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса», является диспозитивной, то стороны вправе отходить от ее требований, а следовательно, и от требований статьи 942 ГК РФ, где в подпункте 4 пункта 1 указано, что срок действия договора является одним из существенных условий, по которому стороны должны договориться при заключении договора страхования. Таким образом, в практике страхования действие генеральных полисов часто не ограничивается определенным сроком.

Страхователем по генеральному полису может выступать любое юридическое или физическое лицо (грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, перевозчик и т.д., и т.п.).

В этом случае генеральный полис заключается в пользу выгодоприобретателя. Кроме того, наименование выгодоприобретателя может не указываться в генеральном полисе (страхование «за счет кого следует» в соответствии со ст. 930 ГК РФ). Наличие такой нормы позволяет избежать сбора лишних документов, подтверждающих право того или иного юридического или физического лица называться выгодоприобретателем при совершении перевозок в рамках генерального полиса. Подтверждение наличия у соответствующего лица права быть выгодоприобретателем по той или иной перевозке, как правило, необходимо только тогда, когда происходит страховое событие.

Выгодоприобретателем может выступать юридическое или физическое лицо, имеющее основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза (ст. 930 ГК РФ). В практике страхования принято, что выгодоприобретателем по такому генеральному полису может являться либо продавец, либо покупатель груза (в зависимости от условий договора поставки, купли-продажи).

При страховании грузов по генеральному полису следует соблюдать важное правило. В соответствии со статьей 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему возмещение, должно перейти право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за вред, то есть в данном случае к перевозчику.

В соответствии со статьей 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен либо грузоотправителем, либо грузополучателем, но грузоотправителем (грузополучателем) часто бывают лица, не являющиеся ни продавцом, ни покупателем товара. Таким образом, при перевозке материальная часть права требования к перевозчику в связи с утратой или повреждением груза имеется у одного лица, а процессуальная - у другого. Однако суброгация (ст. 965 ГК РФ) предусматривает переход права требования от страхователя (выгодоприобретателя) полностью. Выгодоприобретателем при страховании грузов по генеральному полису является лицо, обладающее материальной частью права требования. Следовательно, страховщик при заключении генерального полиса на страхование груза должен предвидеть ситуацию, что у страхователя и выгодоприобретателя может не быть процессуальных прав требования. Поэтому в практике страхования страхователем или выгодоприобретателем, как правило, выступают либо грузоотправитель, либо грузополучатель, хотя в соответствующих транспортных уставах и кодексах указано, каким образом и с оформлением какого документа это право на предъявление претензий и исков может быть передано.

Если выгодоприобретатель назван в генеральном полисе, интерес, который страхуется по соответствующему договору страхования, должен существовать у него в момент заключения договора страхования. Если генеральный полис заключен «за счет кого следует», интерес у лица, предъявившего полис, должен существовать в момент наступления страхового случая, так как в момент заключения договора неизвестно лицо, у которого есть наличие интереса.

Генеральный полис на предъявителя очень удобен для того, чтобы страховать интересы тех лиц, у которых при заключении договора они отсутствовали, но появились во время перевозки, а также для того, чтобы сохранить страховое покрытие и после перехода права собственности к покупателю.

Существенным условием генерального полиса являются сведения о страхуемых грузах. Однако при заключении генерального полиса точное описание имущества, как правило, неизвестно. В этом случае в графе «Объект страхования» (или «Наименование груза») должен быть отражен примерный перечень грузов, подлежащих перевозке. Необходимо отметить, что упомянутый перечень может быть подробным, детальным (при наличии полной информации), а также, еще раз отметим, - возможен вариант указания укрупненных групп перевозимых товаров (при большом количестве наименований единиц товаров либо при отсутствии полной информации о возможных грузах).

Так как по генеральному полису невозможно определить абсолютные значения страховой премии, то в нем, как правило, определяются ставки страховой премии. Они могут быть установлены несколькими способами, например:

  • определяется ставка по каждому наименованию товара, подлежащего транспортировке, или по каждой укрупненной группе перевозимых грузов;
  • определяется единая ставка страховой премии по генеральному полису.
Франшиза, как правило, устанавливается по каждому наименованию или по каждой укрупненной группе перевозимых грузов по одному транспортному средству на один страховой случай. Чаще всего применяется безусловная франшиза. Необходимо отметить, что при перевозках грузов, требующих соблюдения определенных температурных режимов, рекомендуется (кроме безусловной франшизы) применять и временную франшизу, так как, даже после поломки, рефрижератор должен сохранить температурный режим (в зависимости от типа установки, погодных условий и вида продукции), который не должен привести к порче груза.

В генеральном полисе должны быть указаны соответствующие виды транспорта, которые будут использованы в процессе перевозок соответствующих грузов.

Помимо срока действия, генеральный полис должен содержать еще одно существенное условие - информацию о сроке, в течение которого партиям имущества будет предоставляться страховая защита, или период ответственности страховщика.

Период ответственности страховщика формулируется в генеральном полисе в соответствии с лицензированными Правилами страхования и договоренностью со страхователем. Например, «ответственность по генеральному полису начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в договоре страхования, но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки или после начала грузоперевозки воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом».

В соответствии со статьей 957 ГК РФ и правилами страхования большинства российских страховых компаний договор страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Но расчеты по генеральному полису, как правило, происходят после окончания перевозки. Поэтому в генеральном полисе страхования грузов определяется момент начала страхования (например, момент подписания договора или начало первой отправки груза).

Условия страхования
Большинство отечественных страховщиков предоставляют страховую защиту на условиях:
  • «С ответственностью за все риски»;
  • «С ответственностью за частную аварию»;
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».
Эти условия основаны на оговорках Института лондонских страховщиков и являются наиболее широко распространенными в страховой практике всего мира.

Необходимо отметить, что формулировки соответствующих условий страхования могут немного отличаться у различных страховщиков, но в основном риски, включаемые в покрытие, - одинаковы. Также подчеркнем, что страхование на условиях «С ответственностью за все риски» предоставляет, соответственно, наиболее полную страховую защиту перевозимых грузов.

Страховая сумма В страховую сумму могут быть включены:

  • действительная стоимость груза;
  • сумма фрахта;
  • ожидаемая прибыль (в соответствии с общепринятой практикой, основанной на положениях ГК РФ и Правил ИНКОТЕРМС, составляет не более 10% от общей стоимости груза и фрахта);
  • комиссии;
  • иные расходы, связанные с перевозкой груза (в том числе и таможенные расходы).
Существенным условием генерального полиса страхования грузов является лимит ответственности страховщика. Данный лимит может быть двух видов:
  • максимальный лимит ответственности страховщика по одному страховому случаю (одному транспортному средству). В процессе переговоров со страхователем определяется максимально возможная стоимость груза, перевозимого за один раз одним транспортным средством, которая и ложится в основу данного показателя;
  • максимальный агрегатный лимит ответственности страховщика по генеральному полису (может не применяться). Смысл данного показателя в том, что стороны оговаривают сумму максимально возможных выплат, которые может произвести страховщик страхователю в течение действия генерального полиса.
Обязанностью страхователя по генеральному полису является сообщение им в обусловленные сроки сведений о страхуемом имуществе, включая его наименование и стоимость. Даже когда возможность убытков миновала, он обязан предоставлять эти сведения, поскольку они являются основанием для начисления страховой премии, которую оплачивает страхователь. Генеральным полисом предусматривается порядок предоставления таких сведений. Они сообщаются либо путем передачи заявлений на страхование каждой партии имущества, либо посредством сводных ведомостей и пр.
Порядок заявления грузов на страхование
Наиболее удобный для страхователя вариант - когда последний сообщает страховщику информацию о соответствующей перевозке в виде короткого, упрощенного извещения, разработанного страховщиком, которое может быть передано любыми видами электронной связи (с обязательством предоставить впоследствии оригиналы таких извещений).

По желанию страхователя (или выгодоприобретателя) на разовую перевозку в рамках генерального полиса могут выдаваться страховые сертификаты (полисы).

Генеральный полис является договором, а страховые сертификаты (полисы), выдаваемые на конкретную партию перевозимых грузов, не являются договорами, а лишь подтверждают существование договора. Но если страховой сертификат (полис) выдан с условиями, отличными от условий генерального полиса, он является дополнительным соглашением, положения которого имеют приоритет над положениями генерального полиса.

Существует практика, когда выдача разовых сертификатов (полисов) по согласованию со страховщиком производится самим страхователем (например, экспедитором). Однако такой полис всегда должен быть подписан страховщиком. Страхователь отвечает за правильность внесенных в полис данных об имуществе. Такой способ выдачи страховых сертификатов (полисов) возможен только в рамках генерального полиса.

Оплата страховой премии
Как правило, наиболее удобным вариантом для сторон является следующий: в конце месяца (это наиболее адекватный отчетный период) страховщик или страхователь (как удобно сторонам) составляет отчет (бордеро) о перевозках, совершенных за прошедший период, на основании которого, после акцепта сторон, страховщик выставляет страхователю счет, который страхователь оплачивает в указанные страховщиком сроки.

При возникновении страхового события страхователь (выгодоприобретатель) должен действовать в соответствии с инструкцией (или набором требований), которая, как правило, содержится в генеральном полисе, в которой описаны все необходимые действия, а также документы, запрашиваемые страховщиком. Страховщик возмещает страхователю ущерб (в случае признания события страховым случаем) в сроки, оговоренные в генеральном полисе, после получения всех необходимых документов.

Необходимо также упомянуть, что наличие выгодоприобретателя не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по генеральному полису. Кроме того, страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей по генеральному полису.

В заключение, в качестве некоего итога, кратко сформулируем основные положительные стороны работы в режиме генерального полиса:
1. Сокращение документооборота.
2. Более выгодные для страхователя (нежели при разовых перевозках) ставки страховых премий.
3. Удобные графики платежей страховых премий.
4. Оперативность работы сторон.

Л.В. Белокобыльская, заместитель генерального директора ООО «ИФД КапиталЪ ЕСП»
А.А. Туманов, начальник управления страхования имущества ООО «ИФД КапиталЪ ЕСП»

56. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИС

Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса.

Генеральный полис – это разновидность договора страхования имущества, он должен отвечать всем правилам этого вида страхования.

Отличительная особенность генерального полиса состоит в том, что условия договора страхования (о страхуемом грузе, страховой сумме, страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного груза или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью которых соответствующие условия определяются для каждой партии грузов на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении этой партии груза. Поэтому в отношении каждой партии груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен – сообщать немедленно по получении груза. Перечень таких сведений является существенным условием генерального полиса, и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий грузов, соответствующих приведенному в нем описанию. Однако неисполнение этой обязанности страхователем может вызвать у страховщика убытки. Поэтому страхователь не освобождается от обязанности сообщать сведения, даже если к моменту получения их угроза убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала.

Страховщик же в свою очередь по требованию страхователя обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. При этом генеральный полис является договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию груза, договорами не являются, а служат подтверждением существования генерального договора страхования грузов.

Обычно в генеральном полисе оговариваются: 1) груз или виды груза; 2) маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies); 3) лимит страховой суммы по одному транспортному средству; 4) примерный график поставок; 5) планируемый грузооборот страхователя в течение года.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел. упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет стабильные заказы, установившиеся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный объем перевозок. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после работы страховщика и страхователя в течение какого-то времени по единоличным полисам.

Из книги Право руля! – 3 автора Травин Виктор Николаевич

КУПИЛ ПОЛИС? ПЕРЕКРЕСТИСЬ! Купленные страховщиками за один процент от прибыли сотрудники ГИБДД, по мнению страховых компаний, не слишком рьяно отрабатывают свой гонорар - чересчур вяло проверяют у водителей наличие обязательной страховки их гражданской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Страховое дело: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Медицинский страховой полис Для въезда и получения визы в Италию медицинский страховой полис обязателен. Учитывая, что российский гражданин выезжает за рубеж и медицинская, а также медико-транспортная помощь для него будет платной, медицинский страховой полис просто

Из книги автора

Медицинский страховой полис Для въезда и получения визы в Италию медицинский страховой полис обязателен. Учитывая, что российский гражданин выезжает за рубеж и медицинская, а также медико-транспортная помощь для него будет платной, медицинский страховой полис просто

Из книги автора

Из книги автора

24. СТРАХОВОЙ ПОЛИС Страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат) – это письменный документ установленного образца, выдаваемый страховой компанией страхователю в удостоверение заключенного договора страхования и содержащий его основные условия.

Из книги автора

Генеральный аудитор ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АУДИТОР (англ. auditor-general) - в ряде стран - бывших английских колониях (Индия, Непал, Кения, Маврикий, Барбадос, Замбия и др.) - высшее должностное лицо, возглавляющее службу финансово-бюджетного контроля в государстве. Г.а. назначается

Из книги автора

Генеральный прокурор РФ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ - высшее должностное лицо, глава единой централизованной системы органов и учреждений прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности СФ по представлению Президента РФ. Он руководит системой

Из книги автора

Генеральный секретарь ООН ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН - согласно Уставу ООН главное административное должностное лицо ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

Мы продолжаем разговор, начатый в прошлом номере журнала, о страховании поставщиком грузов, доставляемых покупателям. Сегодня в центре внимания взаимоотношения сторон (производственной и страховой компании) по генеральному договору (полису) - правовые и учетные нюансы.

Сущность договора страхования и генерального соглашения о страховании грузов

Чтобы не повторять содержание гражданско-правовых норм гл. 48 "Страхование" ГК РФ, приведем сокращенное, но вполне соответствующее закону (ст. 929 ГК РФ) и отражающее сущность правоотношений определение договора страхования : это соглашение между клиентом и страховой компанией, в силу которого последняя обязуется за обусловленную договором страхования плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение. Данное определение целиком и полностью подходит для разового соглашения о страховании конкретной партии груза. Напомним, что такое соглашение должно содержать все существенные условия договора имущественного страхования (ст. 942 ГК РФ): сведения о застрахованном грузе, его действительной стоимости (страховой сумме), характере события, признаваемого страховым случаем, и сроке действия договора страхования <1>. Кстати, в правилах страхования грузов отдельных страховых компаний термин "срок действия договора" расшифровывается как период времени, в течение которого положения договора страхования являются обязательными для его сторон.

<1> Как выглядит страховой полис на единичную отгрузку товара, см. N 9, 2009, на с. 36.

Что касается генерального договора (генерального полиса), это соглашение оформляется, когда возникает необходимость систематического страхования разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях (ст. 941 ГК РФ). Коротко сущность генерального договора страхования грузов можно сформулировать так: это соглашение между клиентом и страховой компанией, регламентирующее условия систематического страхования разных партий грузов на сходных условиях в течение определенного срока.

От сущности к существенным условиям генерального договора

Заметим, что в большинстве случаев на момент подписания генерального соглашения о страховании грузов стороны лишены возможности конкретизировать некоторые существенные условия договора страхования - информацию о застрахованном грузе и его действительной стоимости (страховой сумме). В первой части статьи (в N 9), изучая положения об объекте страхования, мы выяснили, что в договоре груз необязательно должен быть индивидуализирован, достаточно определить родовые признаки, объединяющие совокупность страхуемого имущества (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75). Но при заключении генерального договора и это требование не всегда выполнимо. Безусловно, производитель, выпускающий определенную продукцию и страхующий ее, в состоянии сформулировать родовые признаки тех товаров, которые он отгружает покупателям. А вот, например, транспортная компания, которая также вправе выступать в качестве страхователя по генеральному договору страхования грузов, не может знать наперед, каков будет перевозимый ею груз (сегодня - продукты питания, завтра - бытовая техника, послезавтра - стекло и т.д.). Это осложняет определение и второго существенного условия договора - страховой суммы.

Приведем выдержки из стандартного генерального договора страхования грузов в части согласования таких условий, как объект страхования и страховая сумма.

1 сентября 2009 г. г. Москва

ОАО "Гарант", именуемое в дальнейшем страховщик, в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании устава, с одной стороны, и ОАО "Парное молоко", именуемое в дальнейшем страхователь, в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Предмет договора

Настоящий договор регламентирует условия страхования в отношении отдельных партий грузов, заявленных страхователем и принятых страховщиком на страхование в течение срока действия настоящего договора.

В соответствии с условиями настоящего договора страховая защита в отношении застрахованных грузов действует в период их перевозки автомобильным транспортом в пределах территории страхования.

Действие настоящего договора распространяется на каждую перевозку отдельной партии грузов, принятой страховщиком на страхование, о которой было заявлено страховщику в извещении о перевозке грузов.

Партия груза может быть принята на страхование при условии отправки страхователем извещения о перевозке грузов не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала перевозки. При неполучении страховщиком извещения о перевозке грузов в установленные настоящим договором сроки перевозка считается незастрахованной.

Обязательным условием принятия партии груза на страхование является полная и своевременная оплата страхователем страховой премии по данной партии груза в соответствии с условиями настоящего договора. Принятие груза на страхование подтверждается выдачей страхователю страхового полиса установленной формы.

Страховая стоимость. Страховая сумма

Страховая стоимость каждой партии застрахованных грузов определяется в соответствии с данными страхователя и указывается страхователем в извещении о перевозке грузов.

Страховая сумма по каждой партии застрахованных грузов устанавливается равной страховой стоимости груза, но не более 1 000 000 (одного миллиона) руб. по одной отгрузке на одном перевозочном средстве.

Общая страховая сумма по настоящему договору определяется как сумма страховых сумм по отдельным перевозкам, принятым страховщиком на страхование в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно приведенным положениям Генерального договора страхования груза существенные условия об объекте страхования и страховой сумме в нем не определены, а лишь согласованы способы их определения в будущем.

Получается, что два из четырех существенных условий договора невозможно согласовать на момент его подписания. Значит, и сам договор может быть признан незаключенным (ст. 432 ГК РФ)? Не будем торопиться с выводами, посмотрим, что говорят на этот счет правоведы.

Следует констатировать, что единого мнения по данному вопросу не выработано. Приведем два подхода к квалификации генерального договора страхования груза.

Генеральный договор - это отдельный вид договора

Первый подход, который нам хотелось бы озвучить в рамках данной статьи, базируется на утверждении, что особенностью генерального договора является именно невозможность согласования такого существенного условия имущественного страхования, как "определенное имущество". Поскольку даже при страховании вещей, определяемых родовыми признаками, недостаточно указания на определенный род, необходимо обозначить еще и некоторое количество вещей с той степенью конкретизации, при которой их можно отграничить от остальных. На основании этого высказывается предположение, что генеральный договор следует характеризовать как договор страхования, не до конца оформленный со стороны страхователя, что превращает его в самостоятельный вид договора, не поименованный в ГК РФ. Отчасти такой подход к квалификации генерального договора страхования грузов просматривается в Решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 06.05.2005 N А56-17907/2004. Судьи разрешали спор о том, возникла ли у страховой компании обязанность по выплате страхового возмещения вследствие наступления страхового случая по договору страхования груза. Генеральный договор был подписан сторонами в апреле. В нем стандартно предусматривалось, что страхователь по каждой перевозке, подлежащей страхованию, направляет страховщику соответствующее заявление. Страховщик, в свою очередь, составляет на конкретную партию товара страховой сертификат, где уже конкретизированы и объект страхования, и страховая сумма. Утрата груза при его транспортировке произошла 4 мая (вследствие пожара), а страховой сертификат был датирован 5 мая.

Примечание. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ).

Проанализировав положения генерального договора, судьи отметили, что в нем не определены объект страхования и размер страховой суммы. Данные существенные условия были согласованы сторонами лишь на момент выдачи страхового сертификата (заявка на страхование конкретной партии груза рассматривалась как оферта, а выдача страхового сертификата - как акцепт этой оферты). Таким образом, в качестве даты заключения договора имущественного страхования утраченной партии груза было названо 5 мая. Это автоматически лишило страховой защиты груз, который был утрачен в процессе перевозки 4 мая, поскольку согласно ст. 957 ГК РФ страхование, обусловленное договором, распространяется на страховые случаи, происшедшие только после вступления договора в силу (если, конечно, в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования).

Забегая вперед, отметим, что перечисленные доводы имели место при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, кассационный суд продемонстрировал совершенно иную позицию по данному вопросу. Ее смело можно положить в основу второго подхода к классификации генерального договора страхования грузов.

Генеральный договор - это договор страхования, в котором особым образом сформулированы существенные условия

Приверженцы данной позиции считают, что в некоторых случаях, например, при страховании товаров в обороте или грузов, подлежащих транспортировке, объект в договоре имущественного страхования может быть описан в форме способа, с помощью которого производится его индивидуальное определение в дальнейшем. Непременный критерий для описания объекта страхования - возможность установить (при наступлении страхового случая), действительно ли вред причинен тому интересу, в отношении которого осуществлялось страхование. Именно такой подход к квалификации генерального договора страхования груза был выработан при рассмотрении описанной выше ситуации судьями кассационной инстанции (Постановление ФАС СЗО от 05.04.2006 N А56-17907/04). Арбитры указали, что существенные условия договора об объекте страхования и страховой сумме в спорном генеральном договоре можно считать согласованными, пусть они и сформулированы таким образом, что позволяют конкретизировать данные величины лишь в будущем, когда поступит заявка на страхование и будет оформлен страховой сертификат. Относительно несовпадения дат выдачи сертификата и утраты груза судьи отметили следующее. Согласно генеральному договору после получения заявки клиента (не позднее одного рабочего) страховая компания должна была принять решение о страховании груза и по факсу направить клиенту сертификат. Заявка была направлена страховщику 30 апреля, а сертификат выписан 5 мая, так как 1 и 2 мая - праздничные дни, 3 и 4 мая - выходные. Судьи сочли данное обстоятельство свидетельством того, что страховщик принял на себя обязательства по страхованию указанной партии груза, хотя сертификат выдал уже после его уничтожения. Поскольку утрата груза произошла в период действия генерального договора, страховая компания обязана была выплатить страховое возмещение по данному страховому случаю.

Что еще можно добавить в пользу данного подхода? Вспомним более привычные положения о договоре купли-продажи. Рамочный договор купли-продажи продукции вовсе не обязательно конкретизируется в части таких существенных условий, как наименование и количество товара (см. статью М.О. Денисовой "Продукция в рознице, а право собственности у производителя", N 6, 2009, с. 13). В нем (чтобы договор был признан заключенным) достаточно описать порядок их определения в будущем, например, посредством согласования данных условий в приложениях, спецификациях на основании заказов покупателей с последующим оформлением товарно-транспортных накладных. И только когда в договоре купли-продажи нет ссылки даже на способ определения его существенных условий, он может быть признан незаключенным, а поставки, осуществленные в рамках такого договора, квалифицируются в качестве самостоятельных сделок купли-продажи. Согласитесь, сходство со страхованием по генеральному полису налицо. Есть рамочный договор страхования, и есть конкретные партии страхуемых грузов. Если в генеральном договоре грамотно описаны способы определения объекта страхования и страховой суммы, то каждая поставка считается застрахованной в рамках генерального договора. Если же генеральный договор не содержит указания на способы согласования его существенных условий, страхование каждой партии груза следует рассматривать как отдельный договор страхования, подтвержденный страховым полисом. Автору близок именно такой подход к квалификации генерального соглашения страхования грузов.

От сущности генерального договора к учету страховой премии

Мы не напрасно уделили достаточно много внимания определению правового статуса генерального договора страхования, поскольку от того, как мы квалифицируем сам договор, зависит учет страховой премии (взносов). Ее учет зависит и еще от двух факторов:

  • способа ее внесения, предусмотренного договором;
  • срока действия договора.

Пример 1 . ОАО "Парное молоко" заключило в декабре 2009 г. с ОАО "Гарант" генеральный договор страхования грузов. Первые две партии застрахованной продукции были отгружены в январе 2010 г. с периодом страховой защиты:

  • по первой отгрузке - с 11.01.2010 по 15.01.2010 включительно;
  • по второй - с 25.01.2010 по 05.02.2010 включительно.

Третья отгрузка состоялась уже в феврале 2010 г. - период страховой защиты с 08.02.2010 по 15.02.2010 включительно.

Страховые премии по указанным трем отгрузкам составили соответственно 4000, 5000 и 2500 руб. Уплачены в сроки, установленные договором.

Генеральный договор заключен на следующих условиях (в части уплаты страховой премии и срока действия договора).

Генеральный договор страхования грузов

1 декабря 2009 г. г. Москва

ОАО "Гарант", именуемое в дальнейшем страховщик, в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании устава, с одной стороны, и ОАО "Парное молоко", именуемое в дальнейшем страхователь, в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Страховая премия

Страховая премия исчисляется по ставке 0,5 процента от страховой суммы по каждой отдельной партии груза, если иное не установлено в страховом полисе по конкретной партии застрахованных грузов.

Оплата страховой премии производится по каждой перевозке застрахованных грузов по наличному или безналичному расчету. Страхователь оплачивает страховую премию не позднее 2 (двух) рабочих дней после выставления ему счета на оплату страховой премии по данной перевозке.

В случае неуплаты страховой премии в полном объеме в установленный срок договор страхования в отношении партии груза, по которой не была оплачена страховая премия, считается не вступившим в силу.

Срок действия договора

Начало действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается с момента начала транспортировки грузов из пункта отправления.

Действие страховой защиты в отношении каждой партии груза продолжается в течение всей перевозки, а также перегрузок/перевалок груза в пути следования.

При неуплате страхователем очередного страхового взноса по каждой перевозке период действия страховой защиты приостанавливается на время задержки платежа. События, произошедшие в период задержки платежа, страховыми случаями не признаются, и выплата страхового возмещения по ним не производится.

Окончание действия страхования (страховой защиты) в отношении каждой партии застрахованных грузов устанавливается в момент прибытия транспортного средства с грузами в пункт назначения.

Итак, генеральный договор страхования заключен сроком на год. Он вступит в силу 02.12.2009, то есть в IV квартале 2009 г. При этом реально страхование грузов и затраты, связанные со страхованием, возникают в I квартале 2010 г. Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18), при наличии следующих условий (п. 16):

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Вместе с тем на основании п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <2> затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

<2> Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Примечание. Отчетными периодами для целей бухгалтерского учета являются месяц, квартал и год (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Таким образом, в бухгалтерском учете ОАО "Парное молоко" затраты на страхование будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В январе 2010 года
Уплачена страховая премия по первой партии
груза
76 51 4000

текущего месяца
44 76 4000
Уплачена страховая премия по второй партии
груза
76 51 5000
Сумма страховой премии отнесена на расходы
будущих периодов
97 76 5000

второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 7 дн.) <*>
44 97 2917
В феврале 2010 года
Отнесена на затраты текущего месяца
соответствующая часть страховой премии по
второй партии груза
(5000 руб. / 12 дн. x 5 дн.) <*>
44 97 2083
Уплачена страховая премия по третьей партии
груза
76 51 2500
Сумма страховой премии отнесена на затраты
текущего месяца
44 76 2500
<*> Период страховой защиты по второй партии продукции составляет 12 дней, из них семь приходится на январь 2010 г., а пять - на февраль 2010 г., то есть на разные отчетные периоды. В связи с этим возникла необходимость равномерно распределить расходы на страхование второй партии товара при помощи счета 97 "Расходы будущих периодов".

В налоговом учете дело с признанием затрат на страхование обстоит сложнее. Итак, расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ) в порядке, закрепленном в п. 6 ст. 272 НК РФ. Применение данного пункта вызывает множество вопросов. Всего он состоит из трех предложений. В первом сказано, что расходы по страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде , в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Однако второе и третье предложения устанавливают частные случаи признания "страховых" расходов. Так, если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом , то по договорам, заключенным на срок , расходы признаются пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если же по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода , расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Примечание. Согласно ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Таким образом, нам необходимо понять, какое из трех названных положений следует применять в данном конкретном случае. Рассмотрим каждое из них.

Первое предложение, содержащее указание на возможность учета расходов на страхование в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фактически была выплачена страховая премия, большинство экспертов считает мертвой нормой, так сказать, пережитком прошлого. Дело в том, что до внесения Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ поправок в п. 6 ст. 272 НК РФ данное положение повсеместно использовалось в целях признания затрат по договорам страхования с условием о рассрочке уплаты страховой премии, поскольку в случае ее уплаты разовым платежом уже действовало условие о равномерном признании расходов на страхование. Теперь НК РФ предусматривает равномерность признания страховой премии и в случае ее внесения в рассрочку, поэтому сложилось мнение, что первое предложение п. 6 ст. 272 НК РФ в сущности бесполезно и его можно использовать разве что для признания затрат на страхование по договорам, заключенным на срок менее одного отчетного периода. Однако у автора на этот счет иное мнение, поскольку для ситуации, описанной в примере, ни одно из двух других положений п. 6 ст. 272 НК РФ не подходит. И то, и другое положение относится к договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода. С этим никаких проблем. Действительно, генеральный договор страхования грузов заключен сроком на один год, следовательно, на несколько отчетных периодов. А вот со способом уплаты страховой премии проблема. По условиям генерального соглашения оплата страховой премии производится по каждой перевозке застрахованных грузов единоразово. При этом в рамках данного соглашения совершается несколько таких платежей. Как расценить данный факт - как уплату страховой премии разовым платежом или в рассрочку? Думается, что ни тот, ни другой вариант не подходит. Поэтому налогоплательщик вправе признать расходы на страхование конкретной партии груза в том отчетном (налоговом) периоде , в котором фактически перечислена (выдана из кассы) страховая премия.

Пример 2 . Дополним условия примера 1. Предположим, что в соответствии с генеральным договором страхования грузов ОАО "Парное молоко" обязано уплатить, кроме страховой премии за каждую партию отгружаемого товара, первоначальную страховую премию в размере 10 000 руб. Срок уплаты первоначальной премии - 11.01.2010.

В бухгалтерском учете ОАО "Парное молоко" затраты на внесение первоначальной страховой премии по договору будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В декабре 2009 года
Отражена задолженность по внесению
первоначальной страховой премии по
генеральному договору
97 76 10 000

страховой премии
(10 000 руб. / 365 дн. x 30 дн.) <*>
44 97 822
в январе 2009 года
Уплачена первоначальная премия по
генеральному договору
76 51 10 000
Отнесена на затраты текущего года
соответствующая часть первоначальной
страховой премии (приходящейся на январь)
(10 000 руб. / 365 дн. x 31 дн.)
44 97 850
С февраля по декабрь 2010 года
Отнесена на затраты текущего года
соответствующая часть первоначальной
страховой премии
(10 000 руб. / 365 дн. x 304 дн.)
44 97 8 328
<*> В отношении расхода по первоначальной страховой премии условия п. п. 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" выполняются уже в декабре, однако с учетом требований п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ОАО "Парное молоко" распределит их в течение всего срока действия договора.

Для целей налогообложения в данном случае следует руководствоваться вторым предложением п. 6 ст. 272 НК РФ - страховые взносы по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, уплачиваемые разовым платежом, признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. То есть в порядке, аналогичном бухгалтерскому учету Обращаем внимание, что расходы на первоначальную страховую премию следует включать в расчет налоговой базы уже в декабре, независимо от времени ее фактической уплаты (в январе). Об этом сказано в Письме Минфина России от 23.04.2009 N 03-03-06/1/275. Если бы по условиям договора была предусмотрена рассрочка по уплате первоначальной страховой премии, то ОАО "Парное молоко" использовало бы в целях налогового учета третье предложение п. 6 ст. 272 НК РФ - признавало бы каждый платеж равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взноса (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Л.В.Майорова

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Страховщик с одной стороны и страхователь с другой заключили настоящий договор. Предметом генерального полиса является определение общих принципов, условий и порядка заключения договоров страхования грузов между страховщиком и страхователем.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИС
страхования грузов
г. __________________ «____»_________________ ____ г.


(наименование организации)
именуем___ в дальнейшем «Страховщик», в лице ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________,


с одной стороны, и __________________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуем___ в дальнейшем «Страхователь», в лице _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующ___ на основании __________________________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
с другой стороны, заключили Генеральный Полис о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА

1.1. Предметом Генерального Полиса является определение общих принципов, условий и порядка заключения Договоров страхования грузов между Страховщиком и Страхователем.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Страхователь обязуется передавать, а Страховщик принимать на страхование грузы, подлежащие страхованию в интересах Страхователя или его партнеров. Страхователь или Страховщик вправе отказаться от участия в страховании каких-либо грузоперевозок, за исключением тех, условия страхования которых определены каким-либо Приложением к Генеральному Полису.
2.2. В рамках Генерального Полиса по всем грузам, перевозимым Страхователем, Договоры страхования заключаются на условиях, изложенных в Правилах транспортного страхования грузов Страховщика, именуемых в дальнейшем «Правила страхования» (Приложение № 1 к Генеральному Полису).

3. ОБЪЕМ СТРАХОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

3.1. В отношении однородных грузоперевозок объем страховой ответственности устанавливается Приложением № 2 к Генеральному Полису. Заявляя на страхование груз, Страхователь обязан сообщить, на каких именно условиях груз должен быть застрахован. Страхование груза на условиях иных, нежели указанные в Приложении № 2, оговаривается Сторонами дополнительно.

4. СРОК СТРАХОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

4.1. В отношении срока страхования применяются положения действующих Правил страхования и (или) условий, согласованных Сторонами.
4.2. Если иное не предусмотрено индивидуальным страховым полисом, срок страхования по каждой грузоперевозке:
а) начинается с момента взятия груза для его перевозки со склада грузоотправителя в пункте отправления, указанном в заявлении о страховании грузов;
б) продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки и перевалки, а также хранение на временных складах в пунктах перегрузок и перевалок сроком не более 30 (тридцати) суток;
в) заканчивается в момент доставки груза на склад грузополучателя или иной конечный склад в пункте назначения, указанном в заявлении о страховании грузов, но не позднее 3 (трех) дней с момента прибытия перевозочного средства в пункт назначения.
4.3. Дополнительное страхование груза на складе в пункте назначения производится по Полису добровольного страхования товаров на складе с уплатой дополнительной премии, установленной Страховщиком.

5. ЗАЯВЛЕНИЕ О СТРАХОВАНИИ ГРУЗОВ

5.1. Страхователь обязан в отношении каждой партии грузов, подпадающей под действие Генерального Полиса, до начала грузоперевозки сообщать Страховщику все необходимые сведения по форме, приведенной в Приложении № 2. В случае отсутствия у Страхователя каких-либо сведений по предстоящей грузоперевозке окончательные данные о ней должны быть представлены Страховщику немедленно по их получении Страхователем.
5.2. По просьбе Страхователя Страховщик обязан выдавать индивидуальные страховые полисы на отдельные партии груза, подпадающие под действие Генерального Полиса. В случае несоответствия условий индивидуального страхового полиса Генеральному Полису предпочтение отдается индивидуальному страховому полису. Если права по индивидуальному страховому полису передаются, Страхователь обязан согласовать это со Страховщиком.
5.3. Если какая-либо грузоперевозка не была заявлена на страхование, то в случае предъявления Страхователем претензии на возмещение ущерба, вызванного повреждением или утратой (гибелью, уничтожением, пропажей) этого груза в результате страхового случая, Страховщик оставляет за собой право отказаться от удовлетворения претензии, предъявленной Страхователем.
5.4. Заявление о страховании грузов должно быть предъявлено Страховщику не позднее чем за 1 (один) день до предполагаемого начала грузоперевозки. Страховщик обязан дать Страхователю подтверждение на страхование груза и выставить счет на оплату страховой премии не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем получения Страховщиком заявления на страхование груза.
5.5. Страхователь обязан уплатить страховую премию не позднее дня предполагаемого начала срока страхования, указанного в заявлении о страховании грузов. Днем уплаты страховой премии считается дата принятия банком, в котором находится расчетный счет Страхователя, к исполнению платежного поручения Страхователя на оплату страховой премии.
Возможна оплата страховой премии авансом в конце каждого месяца.

6. СТРАХОВАЯ СУММА И СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

6.1. Страховой суммой по одному отправлению груза считается сумма, заявленная Страхователем. Страховая сумма слагается из инвойсной стоимости груза и оправданных расходов, связанных с доставкой, причем все расходы по приобретению товаров и обслуживанию грузоперевозки должны быть подтверждены документально. В зависимости от условий договоров поставки в страховую сумму может быть включена упущенная выгода в размере до 10% (десяти процентов) от стоимости груза.
6.2. Страховая премия исчисляется по ставкам, согласованным между Страхователем и Страховщиком в Приложениях к Генеральному Полису.

7. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ ПО ЗАСТРАХОВАННЫМ ГРУЗАМ

7.1. Претензии Страхователя к Страховщику на возмещение ущерба, вызванного повреждением или утратой застрахованных грузов, оформляются и заявляются в соответствии с порядком, изложенным в п. 7 Правил страхования. Уведомления об убытке и оригиналы претензионных документов направляются Страховщику.
7.2. Страховщик — с согласия Страхователя — назначает аварийных комиссаров, а также рассматривает претензии и принимает решения об их урегулировании.
7.3. Страховщик осуществляет оплату претензий по частным авариям, расходов и взносов по общим авариям, обеспечивает внесение депозитов и выдачу общеаварийных и банковских гарантий, а также выполняет прочие финансовые обязательства, налагаемые на Страховщика условиями индивидуального страхового полиса и Правилами страхования.
8. ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА И СПОРЫ

8.1. Изменения условий Генерального Полиса и Приложений к нему производятся на основании Протоколов, подписанных Сторонами.
8.2. Споры между Сторонами, которые могут возникнуть из условий Генерального Полиса в связи с его исполнением, разрешаются путем переговоров, а в случае неурегулирования подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА

9.1. Генеральный Полис заключен на неопределенный срок, вступает в силу с даты его подписания Сторонами и продолжает действовать до тех пор, пока одна из Сторон письменно не заявит о намерении прекратить действие Генерального Полиса не менее чем за 2 (два) месяца до предполагаемой даты его прекращения.
9.2. Все Приложения к Генеральному Полису являются его неотъемлемыми частями.
9.3. Генеральный полис составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

10. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Страховщик _____________________________________________
Страхователь ____________________________________________

11. ПОДПИСИ СТОРОН:
Страховщик ____________________________________________
Страхователь ___________________________________________

Для упрощения взаимоотношения сторон по договору страхования, когда страхователю приходится страховать несколько партий однородного товара, поступающего от разных поставщиков или в течение какого-либо периода времени на сходных условиях, по соглашению со страховщиком возможно заключение договора имущественного страхования по генеральному полису. По своей правовой природе договор страхования по генеральному полису является организационным договором.

Страхование по генеральному полису не является обязательным условием и заключается такой договор по согласию сторон. Обычно рекомендуется иметь генеральный полис при наличии следующих условий:

    объектом страхования является имущество;

    имущество разделено на партии;

    имеются схожие условия страхования имущества;

    действие договора ограниченно согласованным сроком.

Рекомендательный характер, перечисленных выше условий, заключается в том, что они жестко не определены в правилах страхования. На практике, страхователь и страховщик, не всегда ограничивают действие договора определенным сроком и страхуют разнородные партии имущества. Несмотря на организационный характер договора, в генеральный полис должны быть включены все существенные условия договора страхования.

Для каждого вида неоднородных партий имущества применяются свои условия страхования. Поскольку стоимость имущества и его количество заранее может быть неизвестно, то в тексте договора указывается приблизительная страховая сумма и страховая премия, которая корректируется в процессе исполнения договора на основании разработанных тарифов. Если трудно установить срок действия договора, то делают ссылку на обстоятельства, с наступлением которых действие генерального полиса прекращается. В обязательном порядке в условия генерального полиса включаются условия взаимных расчетов и перечень необходимых сведений по каждой застрахованной партии товара.

Страхователь обязан предоставить страховщику все необходимые сведения о каждой партии товара в установленный договором срок, а если он не установлен, то немедленно после получения очередной партии товара. Эта обязанность не снимается со страхователя, даже если риск наступления убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновал. В состав таких сведений обычно входят данные о наименовании и стоимости товара, а также условия и сроки страхования этой партии.

Предоставление таких сведений страховщику необходимо для точного расчета страховой премии. Обычно такие сведения передаются с определенной периодичностью. Если страхователь умышленно не передал сведения о полученной партии товара, то страховщик вправе отказать ему в страховом возмещении в соответствии с нормами страхового законодательства, но такое условие в обязательном порядке должно быть включено в договор.

Исходя из конкретных условий экономического оборота, страхователю, по его требованию, может быть выдан страховой полис на каждую партию товара, несмотря на то, что она может быть застрахована по генеральному полису. Ответственность за правильность сведений указанных страховщиком в разовом страховом полисе несет страхователь, так как именно он предоставляет сведения. С согласия страховщика, такой полис может быть оформлен самим страхователем, но в любом случае он подписывается страховщиком.

Если сведения, содержащиеся в разовом страховом полисе, отличаются от сведений в генеральном полисе, то при возникновении конфликтных ситуаций предпочтение отдается сведениям, содержащимся в разовом полисе.

Если в отношениях возникающих при страховании по генеральному полису будет выявлено лицо, виновное в наступлении убытков, то страхователь обязан обеспечить страховщику право суброгации.