Со статьей 90 налогового кодекса российской федерации. Теория всего

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля (действующая редакция)

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 90 НК РФ

Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств. Анализ части 1 статьи 69 ГПК РФ, части 3 статьи 56 АПК РФ, части 2 статьи 25.6 КоАП РФ и части 1 статьи 79 УПК РФ позволяет отметить, что в приведенных дефинициях о показаниях говорится либо как о сведениях об обстоятельствах дела, либо как о сообщении об этих обстоятельствах.

Применительно к налоговому контролю "обстоятельства дела" необходимо понимать широко, а именно как деятельность должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль в формах: налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В процессуальной науке и правоприменительной практике институт свидетельских показаний имеет особую значимость, однако в нормах НК РФ по-прежнему находит лишь поверхностное отражение. Это подтверждается, в частности, отсутствием в статье 90 НК РФ указания на процедуру вызова свидетеля. Вместе с тем в письме ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо ФНС России N АС-4-2/12837) указано, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Однако до сих пор не разрешен вопрос о том, кто из должностных лиц уполномочен на подписание такой повестки. В письме ФНС России N АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);

О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

О месте проведения допроса.

В соответствии с комментируемой статьей свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Первоочередным является определение понятия "информация". В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также отмечаем необходимость разграничения между собой понятий "свидетель" и "показания свидетеля" ("свидетельские показания").

Свидетель с доказательственной точки зрения является источником сведений о фактах, то есть источником доказательств. В то же время свидетель выступает в качестве личности, обладающей определенным правовым статусом, что позволяет признавать такового в качестве лица, участвующего в силу прямого указания НК РФ в мероприятиях налогового контроля. В свою очередь, показания свидетеля - это устное сообщение юридически незаинтересованным лицом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля, о которых оно осведомлено. В отличие от процессуальных кодексов НК РФ не устанавливает обязанность свидетеля указать источник своей осведомленности, что в полной мере соответствует легальному определению понятия "информация" из ФЗ N 149. Допрос свидетелей является единственным законным способом получения свидетельских показаний. НК РФ четко указывает на необходимость занесения показаний свидетеля в протокол, форма которого приведена в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.

В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил две группы лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.

К первой группе относятся лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Такой подход является общеправовым и нашел свое отражение в судебной практике еще до принятия и введения в действие первой части НК РФ. Так, в приговоре Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 1997 года по уголовному делу Л.Д. Шмидт отмечается: "...Судебная коллегия отмечает, что показания малолетнего (пятилетнего. - Прим. автора) сына не могут быть использованы для обоснования виновности его матери по смыслу части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Даже если бы М.А. Пасько разъяснялось его право не свидетельствовать против Л.Д. Шмидт, чего в данном случае сделано не было, его малолетство лишило его возможности воспользоваться своим конституционным правом хранить молчание и даже осознать такое право. Таким образом, Судебная коллегия считает использование против близкого родственника показаний малолетнего свидетеля недопустимым с правовой точки зрения, что служит дополнительным аргументом для признания показаний М.А. Пасько не имеющими юридической силы".90 Налогового кодекса Российской Федерации, суды признали их надлежащими доказательствами по делу...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-392/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Оценив конкретные фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о том, что оснований не доверять свидетельским показаниям лиц, допрошенных с соблюдением положений статей 90 и 99 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется. Нарушений судами норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора, коллегией судей не усматривается...

  • +Еще...

    На протяжении последних нескольких лет налоговые органы активно используют свидетельские показания для предъявления претензий налого плательщикам. Руководители многих организаций уже сталкивались с вызовами на допрос в инспекцию. Многим это только предстоит. Основные правила допроса свидетелей весьма коротко изложены в статье 90 НК РФ. В связи с лаконичностью положений закона возникает много вопросов о порядке его применения. Например, когда руководитель организации может быть вызван на допрос в налоговый орган?

    Основанием для вызова на допрос руководителя чаще всего является проведение в отношении возглавляемой им организации камеральной или выездной налоговой проверки. Помимо этого вызов на допрос может быть направлен и тогда, когда проводится налоговая проверка контр агента организации. НК РФ не ограничивает число допросов одного и того же лица в рамках одной налоговой проверки, таким образом, вопрос о количестве вызовов остается на усмотрении налогового органа.

    Вызов на допрос может быть направлен лицу и после окончания налоговой проверки. Законные основания для такого вызова имеются, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки счел их недостаточными для вывода о том, совершил ли налогоплательщик правонарушение. В связи с чем для получения дополнительных доказательств на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вынесено решение о проведении добавочных мероприятий налогового контроля. Во всех остальных случаях, когда в отношении организации или ее контрагента мероприятий налогового контроля не проводится, основания для вызова свидетеля у налогового органа отсутствуют.

    Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах. Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г. по делу N А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. N КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.

    НК РФ не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний. При этом неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ. За игнорирование повестки положен штраф в размере 1000 рублей. В отсутствие доказательств вручения повестки лицо не может быть привлечено к ответственности за неявку или уклонение от явки на допрос, поскольку невозможно подтвердить, что оно было осведомлено о вызове.

    Проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел. Такая возможность установлена пунктами 2, 4, 8, 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки. Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. N 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. N 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.

    Вопрос, мучающий многих: вправе ли руководитель организации отказаться от дачи свидетельских показаний? Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются. В данной ситуации необходимо помнить о наличии нормы прямого действия, содержащейся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо. В то же время на основании ст. 199 НК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации. Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.

    Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на Конституцию является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ. Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса. Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.

    Частью 1 ст. 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Руководствуясь данной нормой прямого действия, руководитель вправе прийти на допрос с адвокатом или иным лицом, приглашенным для оказания юридической помощи. Поскольку юридическая помощь будет оказываться не организации, а ее руководителю как физическому лицу, для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность в нотариальной форме. Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.

    Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают. Ответы "не знаю" и "не помню" допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг ваших обязанностей или вы затрудняетесь вспомнить по происшествии длительного периода времени. После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.

    Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации: кого могут вызвать

    Согласно ст. 90 Налогового кодекса РФ, а именно первой части, соответствующие органы имеют право вызывать в качестве свидетеля любого гражданина . В юрисдикцию попадают и иностранцы, и подданные других государств, если им известны обстоятельства, играющие роль для инспекции. Это означает, что органы вправе вас опросить в подавляющем большинстве случаев. Но паниковать сразу не следует, поскольку не всегда контроль ФНС показывает, что нарушения действительно есть.

    В качестве свидетелей вызываются лица, незаинтересованные в исходе разбирательства.

    Статья 90 Налогового кодекса РФ: причины вызова

    Получили повестку с уведомлением, что вы должны явиться свидетелем? Речь пойдет о налоговом правонарушении. Его суть с большой вероятностью касается следующих вопросов:

    Обязаны ли вы явиться для дачи показаний? Согласно законодательству, не приходить нельзя. Зато вы имеете право не давать пояснений, если речь касается вас, близких родственников, мужа или жены.

    Не уверены в причинах вызова и опасаетесь, что дача показаний чревата неприятными последствиями? Вы имеете право настоять на присутствии юриста.

    Кого нельзя вызывать в налоговую по статье 90 НК РФ

    Хотя соответствующие органы вызывают все категории граждан, некоторые лица не могут выступать в качестве свидетелей. Вторая часть статьи уточняет, кто относится к их числу:

    1. От необходимости давать показания освобождаются лица, которые в силу возраста (дети) или особенностей здоровья не способны адекватно воспринимать и оценивать информацию , касающуюся налоговой деятельности. Подобный подход применяется во всей законодательной практике. Например, если свидетель страдает от ментальных расстройств, он не в состоянии осознать свое право сохранять молчание, не говоря о том, чтобы им воспользоваться.
    2. Если сведения о налоговой деятельности являются частью профессиональной тайны , вы можете отказаться от дачи показаний. В первую очередь этим правом пользуются адвокаты и аудиторы, сотрудничавшие с организацией или ИП.

    На практике играют роль и особенности конкретных ситуаций: границы становятся особенно размытыми, если свидетель - лицо с физическими или ментальными особенностями. По этой причине каждый случай рассматривается индивидуально.

    Права свидетеля при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса РФ

    Кодекс предусматривает не только обязанности, но и права вызываемого гражданина:

    1. Вы можете не явиться, если вас пригласили в устной беседе .
    2. Вы вправе обратиться к юристу или налоговому консультанту, разобрать с ним ситуацию и подготовиться к прохождению допроса. Метод поможет тем, кто в курсе причин вызова и заинтересован в том, чтобы правильно преподнести информацию фискальной службе.
    3. Закон не обязывает давать показания, если они пойдут во вред вам или близким родственникам . Сотрудник, проводящий допрос, должен сказать об этом праве в начале беседы. Но пользоваться возможностью следует осторожно, иначе вы дадите дознавателю подсказки, в каком направлении вести расследование. Полностью отказываться свидетельствовать также не стоит, иначе вас обвинят в преднамеренном сокрытии информации.
    4. После допроса и составления протокола вы имеете право ознакомиться с текстом . Читайте вдумчиво, убедившись, что ответы зафиксированы правильно, обращайте внимание на формулировки. По необходимости попросите внести изменения, объяснив, что именно хотели сказать.
    5. При даче показаний вы имеете право пользоваться письменными заметками .

    Существует мнение, что свидетелю должны выдавать на руки копию протокола, но оно не соответствует действительности. Этот документ предоставляется, если вы являетесь подозреваемым или обвиняемым. Выступаете свидетелем? Вам обязаны лишь дать бумагу для прочтения до того, как вы поставите подпись.

    Как проходит допрос в налоговой инспекции по статье 90

    Когда вы являетесь на дачу показаний, сотрудники соответствующей службы должны соблюдать принятый порядок действий. При их нарушении предоставленная информация не сможет помочь дальнейшему разбирательству.

    Где проходит допрос по статье 90 Налогового кодекса Российской Федерации

    В большинстве случаев процедура проводится в налоговой инспекции. Когда свидетель не может явиться из-за состояния здоровья, она проходит на дому: инспектор сам приезжает на место проживания гражданина.

    Предполагается, что на вызов вы не явитесь, и сотрудник налоговой задаст вопросы у вас дома? Важную роль в процессе играет неприкосновенность жилища. Вне зависимости от причин вызова, дознаватель не имеет права заходить в квартиру без вашего согласия. Если же вы не возражаете против дачи показаний у себя дома, то этот нюанс фиксируют в протоколе. Документ подпишете вы и 2 сотрудника налоговых органов.

    Кто проводит допрос по статье 90 НК Российской Федерации

    Задача взятия свидетельских показаний возлагается на сотрудника налоговой инспекции . Иногда при процессе присутствует и полицейский; в некоторых случаях он может сам провести допрос.

    Бывает, свидетель живет в одном городе, а налоговая инспекция, которая вызывает его для дачи показаний, находится в другом. В подобных случаях возможны исключения: вы не поедете в отдаленный населенный пункт, а дадите разъяснения в отделении по месту жительства.

    Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ

    Давать показания могут все, кто располагает информацией, имеющей отношение к делу. Исключением станут категории лиц, перечисленные выше. В остальном все равны: вызывать разрешается любого сотрудника организации, от охранника до директора. Инспекторы даже больше полагаются на информацию, полученную от рядовых рабочих: те не заинтересованы в исходе дела и не посвящены в финансовые схемы, которые организует администрация предприятия.

    Например, налоговая служба проверяет деятельность строительной фирмы. У той есть свои рабочие, но по бумагам для выполнения некоторых этапов привлекались субподрядчики. В подобных случаях есть смысл опрашивать не директора, а рядовых сотрудников. Ведь строители знают, были ли на объекте работники в другой фирменной одежде или просто незнакомый им персонал. Они не заинтересованы обманывать проверяющих; если же руководители проинструктируют рабочих, то заметить это будет легко.

    Обязательно ли являться по вызову, если вы ничего не знаете о сути дела? Согласно законодательству, неинформированность не является поводом игнорировать повестку.

    Как проходит допрос в налоговой службе, если вас вызвали по статье 90 Кодекса

    Процедура допроса свидетеля по статье 90 Налогового кодекса осуществляется следующим образом:

    1. Вы приходите к назначенному времени и предъявляете паспорт. По закону вы не обязаны это делать, но на практике сотрудник попросит подтвердить вашу личность. Если вы не собираетесь сразу идти на конфронтацию, предъявите документ.
    2. Когда дознаватель проверит паспортные данные, он приступит к заполнению протокола. В документе указываются ваши ФИО, дата рождения, сведения о месте работы и т. д. Бумага будет содержать информацию о причине, по которой вас побеспокоили, и сведения о присутствующих при процедуре лицах. Если сотрудники соответствующих служб делают аудио- или видеозапись, они должны вас предупредить и поставить пометку в протоколе.
    3. До начала процедуры вам объяснят права и предупредят об ответственности .
    4. После подготовки начинается опрос свидетеля . Вам зададут вопросы в устной форме и зафиксируют ответы.
    5. В заключение вы прочитаете протокол и поставите подпись.

    Сколько времени длится беседа, если вас вызвали по статье 90? Независимо от причин, по которым начали расследование, продолжительность допроса не регламентируется кодексом. На практике процедура в сложных случаях занимает 2-3 дня, но это не означает, что в ней не будет перерывов.

    Вызывают в налоговую по статье 90? Причиной наверняка стала налоговая проверка другого лица.

    Согласно законодательству, беседа с инспектором не должна занимать более 8 ч. в сутки. Предусмотрены и перерывы каждые 4 ч. , после чего вы отдохнете и перекусите. Что касается времени суток, то ночные допросы разрешаются лишь в исключительных случаях. Инспектор не имеет права задерживать вас физически, принуждать к ответам или заставлять прийти угрозами.

    Что учесть при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса: важные нюансы

    Налоговая вызывает в качестве свидетеля? Приходить неподготовленным не рекомендуется, поэтому узнайте, как работать с протоколом. Дело в том, что просто прочитать его недостаточно. Я приведу два случая, произошедшие лично со мной:

    1. При составлении протокола инспектор намеренно искажал ответы и использовал двусмысленные формулировки. Когда я ознакомился с документом, то указал на неточности и потребовал исправить. Но сотрудник налоговой только притворился, будто внес коррективы, и дал на подпись тот же текст. Я перечитал документ и настойчивее попросил сделать исправления.
    2. Во втором случае инспектор не набирал текст на компьютере, а составлял протокол «от руки». Когда он дал его на подпись, я обнаружил, что на бумаге осталось много свободного места, а значка Z, которым обычно перечеркивают строки, не стояло. Если бы я не проявил бдительность, инспектор мог бы добавить к показаниям любые детали. Но я сам перечеркнул лишние строки буквой Z и после этого расписался.

    Если вы сомневаетесь, что учтете все этапы, приглашайте на допрос юриста : вы имеете на это право независимо от причин вызова. В ходе процедуры он будет разъяснять последствия ответа на любые вопросы, поэтому инспекторы нередко протестуют против его присутствия. Но утверждения, будто вы можете позвать только адвоката, не соответствуют действительности. Чтобы доказать правоту, ссылайтесь на письма ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@.

    Уклонение от явки при вызове по статье 90 Налогового кодекса и ответственность за показания

    За неявку предусмотрена ответственность, которая оговаривается в статье 128 соответствующего кодекса. Законодательство предусматривает следующие штрафы:

    • 1 000 руб. , если вы не пришли после вызова повесткой;
    • 3 000 руб. при даче ложных показаний или неправомерном отказе предоставлять информацию.

    Стоит ли приходить после вызова, если вы подозреваете, что дело коснется ваших интересов, или предпочтительнее заплатить штраф, решать вам.


    Узнать причину вызова заранее не удастся

    Отдельно следует рассмотреть вопрос с неправомерным отказом в даче показаний. Причины должны быть обоснованными с точки зрения законодательства, но грань остается спорной. Примером послужит случай, произошедший с акционером крупной организации, которого пригласили в налоговую. Он пришел к назначенному времени, но отказался отвечать на вопросы, считая, что они затрагивают его личные отношения. В результате он получил штраф в 3 000 руб., но не оплатил его, а подал в суд.

    В ходе разбирательства было решено, что инспекция действовала правильно. Нежелание отвечать на любые вопросы расценили как попытку скрыть информацию. Согласно этой точке зрения, акционеру следовало рассказать ту часть сведений, которая не имеет отношения к его личным обстоятельствам. Но отказ отвечать на определенные вопросы дал бы инспекторам подсказки, на что обратить пристальное внимание. В подобных случаях приходится взвешивать риски и принимать решение в зависимости от нюансов. Если вы представляете, в чем заключаются причины вызова, и заинтересованы в определенном исходе дела, заранее проконсультируйтесь у юриста.

    В некоторых случаях право не давать ответы на вопросы приходится отстаивать в рамках судебного разбирательства.

    Когда можно не являться после вызова по статье 90 Налогового кодекса

    Поскольку способ вызова в соответствующие органы не оговаривается в кодексе, инспекторы приглашают граждан на беседу в ходе телефонных звонков. В подобных случаях вы вольны не прийти без объяснения причины. Ведь, согласно законодательству, вы должны получить письменную повестку. Если ее нет, то нет и уклонения, и штраф за неявку вам не грозит.

    Вопрос читателя: идти в налоговую или игнорировать повестку

    Здравствуйте! Получила по почте повестку: приглашают к инспектору камеральных проверок. Я была зарегистрирована в качестве ИП, но прекратила деятельность 3 года назад. Что будет, если не пойти?

    Точно назвать причины вызова не удастся, поскольку их не указывают в повестке. Но беспокоиться не следует: свидетелей приглашают, чтобы дать информацию о других лицах. Игнорировать повестку нецелесообразно, поскольку разовым штрафом в 1 000 руб. вы не отделаетесь. Согласно законам, вас могут привлекать к ответственности неоднократно: придется платить по 1 000, пока вы не явитесь. Правда, на практике оказывается, что налоговая не присылает даже первый штраф. Но я все же рекомендую встретиться с инспектором и показать, что вам скрывать нечего.

    Когда протокол допроса по статье 90 Налогового кодекса считается недействительным

    В некоторых случаях протокол допроса считается недействительным:

    1. Если в документе стоят не все подписи , которые должны быть согласно соответствующему кодексу.
    2. Признания протокола недействительным можно ждать, если в нем отсутствует дата .
    3. Если инспектор в процессе не информировал вас о причинах вызова и не рассказал о правах , вся процедура будет незаконной.
    4. Давление на свидетеля станет поводом для признания протокола недействительным. На практике доказать этот факт сложно: пользователи на форумах утверждают, что разговор на повышенных тонах стал едва ли не нормой. Избежать подобных ситуаций поможет присутствие юриста.
    5. Наличие исправлений в тексте считается грубым нарушением. Исключением становятся случаи, когда они заверены подписью должностного лица, а в бумаге есть приписка «Исправленному верить» или «Зачеркнутое не читать».

    Согласно кодексу недействительными считаются и протоколы, составленные после окончания проверки фискальными службами. Если же документ датирован числом, предшествующим началу разбирательства, показания будут иметь юридическую силу.

    Часто задаваемые вопросы: когда вас вызывают по статье 90 Налогового кодекса

    Перечень вопросов, которые задают инспекторы, зависит от причин вызова в соответствующую службу. Опрос может касаться следующих тем:

    • при каких обстоятельствах вы начали сотрудничество с контрагентом;
    • как его выбрали;
    • какие товары или услуги были поставлены;
    • какие документы оформлялись, кто ставил свои подписи;
    • кто сопровождал поставки.

    Если вы не располагаете точной информацией, то можете сказать, что не помните; в остальных случаях отвечайте кратко и по существу. Учитывайте, что вы не сдаете экзамен и не ставите перед собой цели впечатлить инспектора. Ваша задача - дать минимум информации, одновременно не вводя в заблуждение.

    Остались вопросы по поводу вызова по статье 90 НК РФ? Ответы на них вы узнаете из видео:

    Вызывают по статье 90 Налогового кодекса: что знать

    Если вам предстоит встреча с инспектором фискальных служб, учтите следующее:

    1. Представитель налоговой не имеет права являться к вам на работу или домой, если вас не предупредили повесткой. Смело отказывайтесь отвечать на вопросы: неприятных последствий не будет.
    2. Пришли в отделение налоговой к назначенному времени? Встреча с инспектором начнется с просьбы поставить подпись и подтвердить, что вас ознакомили с ответственностью за дачу ложных показаний. На практике проверяющие не утруждают себя выполнением надлежащих процедур. Вы имеете право написать «Не ознакомлен» и поставить подпись. На форуме для сотрудников налоговой инспектор жаловался, что не заметил разницы, и документ попал на судебное разбирательство, где был признан недействительным.
    3. Не отвечайте на вопросы подробно, надеясь расположить инспектора. Вариант «Не помню, надо уточнить» вполне приемлем.

    Во время допроса в налоговой не стоит идти на конфронтацию, но и заискивать не следует . На откровенное противостояние решаются лишь крупные корпорации с профессиональными консультантами: доказать, что они компетентнее инспектора, для них становится вопросом чести и престижа. Если же дело касается небольшой фирмы или ИП, а вы заинтересованы в исходе, желательно помнить свои права и разбираться в целях налоговой. Разумное сотрудничество в рамках закона пойдет на пользу всем сторонам.

    Опыт рядового сотрудника: что делать, если вызывают по 90 статье кодекса

    Здравствуйте! Мне пришла повестка с уведомлением: необходимо явиться в фискальную службу. Причина вызова - проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, где я работал по найму с 2015 по 2017 гг. Сам я инженер, поэтому денежные вопросы и схемы меня не касались. Но сотрудничеством с организацией я недоволен: она трудоустраивала меня по разным договорам и выдавала часть зарплаты в конверте. Поэтому защищать интересы фирмы я не собираюсь, но боюсь навредить себе. По какой причине меня могут вызывать?

    Фискальные службы проводят проверку касательно организации: предметом с большой вероятностью стало занижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Не следует врать насчет размера зарплаты, но твердо стойте на своем - вы не знали, что она неофициальная. На мой взгляд, для физического лица неприятных последствий не будет. Но остается вероятность, что инспектор захочет взыскать дополнительные налоги с полученной вами фактической прибыли. Также возможны претензии от бывшего работодателя, в том числе звонки с просьбой изменить показания.

    Заключение

    Вызов по статье 90 Налогового кодекса связан с тем, что вас хотят опросить в качестве свидетеля. Если вы представляете, почему вас приглашают на беседу, и намереваетесь обойти скользкие места, заранее проконсультируйтесь с юристом. Вы имеете право и взять его на допрос, хотя это не означает, что компетентный человек будет подсказывать ответы. Но предотвратить давление со стороны фискальных органов все же удастся, и вы спокойно будете дозировать информацию.

    Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

    Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан – об этом далее в статье.

    Вызвать могут любого гражданина

    Статья 90 Налогового кодекса устанавливает право налоговых органов вызывать для дачи показаний любое физическое лицо (как гражданина РФ, так и иностранца, а также лицо без гражданства). Зачем вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Согласно части первой указанной статьи это делается, если гражданин располагает данными, которые имеют значение для налогового контроля. На практике это означает, что специалисты ИФНС осуществляют налоговую проверку, и установлено, что приглашаемый для дачи показаний гражданин может располагать необходимыми для ее проведения сведениями.

    Таким образом, причина получения повестки из налоговой чаще всего кроется в налоговом правонарушении. Однако это далеко не всегда так, не каждая проверка завершается привлечением к административной или иной ответственности.

    Кого налоговая не может вызвать в качестве свидетеля?

    Если статья 90 часть 1 НК РФ посвящена определению общих оснований для вызова гражданина в качестве свидетеля, то во второй части указывается, кто не может быть допрошен налоговыми органами.

    В этой части статьи 90 два пункта:

    • лица, которые в силу своего физического или психологического состояния, а также малолетнего возраста не способны правильно осознавать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Таким образом, к этой категории граждан можно отнести не только детей до 14 лет и недееспособных граждан, но и, например, глухих людей, инвалидов по зрению;
    • граждане, которым сведения, необходимые в целях реализации мер налогового контроля, стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности и они относятся, согласно законодательства РФ, к профессиональной тайне. Прежде всего это адвокаты и аудиторы.

    Однако все зависит от конкретной ситуации, при некоторых обстоятельствах лица с ограниченными возможностями могут дать необходимые показания (например, глухонемой грузчик может опознать лиц, сопровождающих грузы, экспедиторов и т.п.). Адвоката и аудитора при даче показаний относительно подозрительной сделки по купли-продажи квартиры для личных нужд профессиональная тайна также не связывает.

    Как показывает судебная практика, отказаться от дачи показаний также может сотрудник организации-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки. Это право подтверждено Пленумом ВАС в Постановлении №57 от 30.07.2013г.

    Права свидетеля

    Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что гражданин может отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законодательством. Подразумевается статья 51 Конституции, которая устанавливает право гражданина не свидетельствовать против себя или близких лиц.

    Игнорировать официальный вызов налоговой не стоит. За неявку грозит штраф согласно ст. 128 НК РФ – 1000 рублей. За неправомерный отказ от предоставления информации и за заведомое введение специалистов ИФНС в заблуждение предусмотрен более строгий штраф в размере 3 000 рублей.

    Перед получением показаний налоговики предупреждают свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля - п.5 статья 90 Налогового кодекса РФ.

    Для чего вызывают в качестве свидетеля, должно быть отражено в письменном уведомлении, которое получит гражданин (допускаются и иные способы оповещения о вызове в ИФНС).

    Как проходит допрос?

    Допрос должен быть должным образом оформлен в соответствии с НК РФ, статья 90 устанавливает обязанность специалиста ИФНС занести все показания в протокол, его форма установлена Приказом ФНС от 08.05.2015г. Свидетель имеет право проверить точность фиксации своих показаний, в случае внесения недостоверных сведений — указать на это. Все вопросы, задаваемые в ходе опроса, должны быть внесены в протокол, также как и факт присутствие других лиц, фиксация показаний при помощи каких-либо технических средств. Свидетель вправе получить копию протокола.

    Допрос не обязательно должен быть проведен в налоговой инспекции. Согласно ч. 4 ст. 90 НК РФ если свидетель не может в силу физического состояния (возраста, вследствие болезни или инвалидности) прибыть к инспектору, допрос разрешается проводить по месту проживания гражданина. Здесь важно соблюсти конституционное право на неприкосновенность жилища и получить согласие всех проживающих совместно с гражданином и его самого на производство данного действия.


    Ответы на популярные вопросы

    Для чего вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Могут ли меня вызвать на допрос в Санкт-Петербурге, если я проживаю в Москве?

    Список дел, по которым может быть вызван свидетель, достаточно обширный. Это и проверка адреса регистрации юридического лица, порядка взаимодействия с контрагентами, реальности совершаемых сделок и т.д. Согласно рекомендаций по порядку допроса свидетеля (изложены в Письме ФНС РФ от 17.07.2013г.), налоговые органы вызывают свидетеля по месту своего нахождения. Если свидетель проживает в регионе, куда не распространяется юрисдикция налогового органа, согласно п. 5.2 Рекомендаций направляется соответствующее поручение в ИФНС по месту нахождения свидетеля.

    Меня вызывают в налоговую инспекцию в качестве свидетеля, что делать, как подготовиться?

    Прежде всего, необходимо узнать, по какой причине вызывают свидетеля. Списки вопросов, которые могут быть заданы в той или иной ситуации, можно найти на специализированных форумах. Их можно поделить на несколько групп: общие, касающиеся выяснения должности, порядка ее замещения и т.д.; касающиеся предмета проверки; уточняющие и специализированные.

    В качестве самых популярных вопросов можно выделить следующие:

    • каким образом был выбран контрагент и когда;
    • каким образом осуществлялось взаимодействие, откуда получена информация о контрагенте;
    • кем подписывался договор и другие бланки, кто его готовил, какие реквизиты контрагента известны;
    • какие товары поставлял конкретный поставщик, какие услуги были оказаны по договору;
    • каким образом поставлялись товары, где они хранились, как транспортировались, кто их сопровождал.

    Ответы лучше давать краткие и по существу вопроса, если точно информацию не удается воспроизвести, следует указать на этот факт.

    Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

    Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

    Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

    Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

    Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

    Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

    Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

    1 комментарий

    Система и наблюдатель

    Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

    Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

    Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

    Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

    Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

    Гипотеза №1. Всевидящее око

    Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

    Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

    Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

    Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

    Течение времени

    Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

    Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.