Порядок исчисления ндс в бюджет

НДС, начисленный к уплате в бюджет, состоит:

Из суммы налога, рассчитанной по всем налогооблагаемым операциям;

Из суммы восстановленного НДС, ранее принятого к вычету.

Разницу между начисленной суммой налога и величиной налоговых вычетов нужно перечислить в бюджет. Если по итогам квартала сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, отрицательная разница подлежит зачету или возврату фирме.

После того как фирма представит в налоговую инспекцию декларацию по НДС, инспекторы проведут камеральную проверку.

Срок уплаты и сдачи декларации по НДС – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

14. Счет-фактура

Счет-фактураявляется документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров, имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ.

Составлять счета-фактуры должны все налогоплательщики НДС, в том числе лица, которые не платят налог.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе или в электронной форме.

Если операция, которую совершает налогоплательщик, не облагается НДС или он освобожден от обязанностей налогоплательщика, то налог в счете-фактуре выделять не нужно. При этом на счете-фактуре надо сделать отметку "Без налога (НДС)".

Если налог все-таки будет выделен, то его необходимо уплатить в бюджет.

Счет-фактуру налогоплательщик должен составлять в случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

1) он является налогоплательщиком НДС, в том числе имеет право не платить налог;

2) операция, которую он осуществляет, признается объектом налогообложения по НДС.

Помимо обязанности составить счет-фактуру налогоплательщик обязан также вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

Счета-фактуры не составляются:

1) банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, которые не облагаются НДС;

2) организациями и предпринимателями, которые заняты розничной торговлей, общественным питанием, выполнением работ для населения за наличный расчет;

3) организациями и предпринимателями, которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД, поскольку они не являются налогоплательщиками НДС;

4) организациями и предпринимателями, которые реализуют ценные бумаги (за исключением брокеров и посредников).

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров, имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены или уменьшения количества отгруженных товаров, переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров, имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, имущественных прав, наименование товаров, имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных НК РФ, не может

В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых товаров и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество поставляемых по счету-фактуре товаров, исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

6.1) наименование валюты;

7) цена за единицу измерения по договору без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен, включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров, имущественных прав за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписьюруководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

По операциям, по которым налогоплательщик получает от контрагента предоплату, счет-фактуру составляется не один раз. В этом случае необходимо оформлять счет-фактуру сначала при получении сумм оплаты от покупателя (на сумму предоплаты), а затем - при отгрузке (на стоимость товара).

В случае если договорами на поставку товаров предусмотрены ежедневные многократные отгрузки товаров в адрес одного покупателя, то выставлять счета-фактуры можно один раз в день не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров.

Счет-фактура должен быть выставлен покупателю не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара, со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав.

При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав продавец обязан предъявить покупателю НДС к уплате, а также выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня поступления аванса

При получении аванса продавец должен:

Выставить счет-фактуру в двух экземплярах на сумму предоплаты;

Первый экземпляр счета-фактуры передать покупателю;

Второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж и хранить в журнале учета выставленных счетов-фактур.

«Авансовый» счет-фактуру выставлять не нужно при:

1) получении аванса в счет будущей поставки товаров, длительность производственного цикла изготовления которых свыше 6 месяцев;

2) получении аванса по операции, которая облагается НДС по ставке 0%.

3) получении аванса по операции, не облагаемой НДС. Напомним, что необлагаемыми операциями признаются в том числе и те, которые освобождены от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;

4) использовании права на освобождение от обязанностей налогоплательщика.

Новая редакция Ст. 173 НК РФ

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Статье 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. То есть по окончании либо месяца, либо квартала, в зависимости от того, как часто налогоплательщик отчитывается по НДС. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса).

Если в результате окажется, что сумма налоговых вычетов превышает сумму к начислению, разница подлежит возврату налогоплательщику по правилам, указанным в ст. 176 НК РФ. Правда, из этого правила есть исключение. Ни о каком возмещении речи быть не может, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, то налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 мая 2006 г. по делу N А56-5005/2005.

НДС, выделенный в счете-фактуре упрощенцем

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет "о лицах, не являющихся налогоплательщиками". По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность - это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признают: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период - месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет - по окончании месяца или квартала, - "упрощенец" не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, "упрощенец" продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

"Упрощенцам", которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на "упрощенке" обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Другой комментарий к Ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации

Сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов. Следовательно, "входной" НДС подлежит возмещению налогоплательщику в том случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного им налога.

  • 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
  • 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
  • 3.3. Налоговая база
  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
  • 3.6. Налогообложение экспортных операций
  • Глава 4. Акцизы
  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет

    Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по ито­гам налогового периода, необходимо:

      исчислить величину налоговых вычетов.

    НДС, подлежащий уплате в бюджет =

    (НДС, начисленный к уплате в бюджет за налогооблагаемый период) минус (Налоговые вычеты)

    Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Во всех расчет­ных документах, а также в первичных учетных документах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. Под расчетными документами понимаются поручения, требова­ния, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, при­ходные кассовые ордера. В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отмет­ка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате рас­четные документы, в которых не выделена сумма НДС.

    Суммы налога, предъявленные поставщиками налогоплательщику за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топли­во, комплектующие и другие изделия, работы услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не отно­сятся, а подлежат вычету из общей суммы НДС, исчисленной по операци­ям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев использова­ния их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, предъявленного поставщика­ми. Налоговый вычет - один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необхо­димо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов. Основанием для налоговых вы­четов являются выставленные продавцами счета-фактуры. Также при ис­числении НДС налоговому вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если эти товары (рабо­ты, услуги) приобретены для осуществления производственной деятель­ности или для перепродажи. Однако при ввозе товаров на территорию РФ

    для применения налогового вычета необходимо документальное подтвер­ждение фактической уплаты НДС. Такое же требование предъявляется к налоговому агенту, удержавшему суммы НДС при расчетах.

    С 1 января 2001 г. суммы НДС по вводимым в эксплуатацию закон­ченным капитальным строительством объектам, предъявленные налого­плательщику подрядными организациями, а также суммы налога, исчис­ленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычету. Осуществление налоговых вычетов при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления с 1 января 2009 г. производится на момент оп­ределения налоговой базы.

    При осуществлении командировочных расходов у налогоплатель­щика подлежат вычету суммы налога, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, в том числе расходам на пользование в поездах постельными принадлежностями, расходам на наем жилого помещения.

    Если указанные расходы в соответствии с гл.25 НК РФ для целей налогообложения прибыли нормируются, то вычеты НДС осуществляют­ся в пределах этих норм.

    Если в первичных учетных документах и расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (ра­бот, услуг), не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится. По товарам (работам, услугам), использованным при изго­товлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС к вычету не предъявляется, а учитывается в их стоимости. Однако если приобретенные товары (работы, услуги) были частично использованы в производстве товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в про­изводстве и реализации необлагаемых НДС товаров (работ, услуг), то суммы налога, предъявленные поставщиком, подлежат налоговому вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они исполь­зуются для производства и (или) реализация товаров (работ, услуг). Ука­занная пропорция рассчитывается по доле стоимости отгруженных това­ров (работ, услуг), подлежащих налогообложению и освобожденных от налогов, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за нало­говый период.

    В том случае, когда доля товаров (работ, услуг), используемых в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5 % в общей стоимости приобретаемых, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), вся сумма НДС, предъявленная поставщиками, подлежит вычету.

    Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по ито­гам налогового периода. Налоговым периодом является квартал.

    В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогооб­ложения, и суммой налоговых вычетов.

    В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и не­материальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих плате­жей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения пред­приятия на основании представленных предприятием расчетов.

    Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предпри­ятий, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ и не со­стоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предпри­ятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностран­ных контрагентов в налоговой инспекции, при перечислении средств та­кому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, то есть выполняют функции налогового агента. После уп­латы НДС за иностранного контрагента предприятие - источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работа, услу­гам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства продукции, ос­вобожденной от налога, то НДС, уплаченный за иностранное предпри­ятие, относится на издержки производства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупке материальных ресурсов производственного на­значения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого ино­странное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщи­ка и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

    Как уже было сказано ранее, основанием для налогового вычета сумм НДС, предъявленных поставщиком покупателю, являются счета-фактуры. Это дополнительный инструмент контроля правильности осу­ществления расчетов по НДС. Счета-фактуры должны оформляться неза­висимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Соответствен­но должны оформляться и журналы учета, полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета. Не составляются счета-фактуры при реализации ценных бумаг (за исключе­нием брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми

    организациями, негосударственными пенсионными фондами по операци­ям, не подлежащим налогообложению. Реквизиты счета-фактуры уста­новлены НК РФ и обязательны для заполнения, так как вычет сумм налога производится только в том случае, если счет-фактура заполнен в соответ­ствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры выписываются пла­тельщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в двух экземпля­рах или выставляются в электронном виде. При регистрации в журнале учета выдаваемых покупателям счетов-фактур им присваивается порядко­вый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. Счета-фактуры подпи­сываются руководителем и главным бухгалтером или иными лицами, уполномоченными на это приказом руководителя. Возможно применение электронно-цифровой подписи. Порядок выдачи и учета счетов фактур можно представить в виде рис 3.5.1.

    При реализации населению за наличный расчет товаров (работ, ус­луг) с использованием контрольно-кассовых аппаратов требования Нало­гового кодекса (ст. 168, 169) считаются выполненными, если чек, выдан­ный покупателю, содержит следующие реквизиты: наименование продав­ца; номер контрольно-кассового аппарата; цену товара с НДС.

    Книга продаж

    Отгрузка

    Выписка и пере­дача (не позднее 5 дней)

    Для учета и хра-

    Рис. 3.5.1. Порядок выдачи и учета счетов-фактур

    Для исчисления НДС важно знать момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), которым является наиболее ранняя из следующих дат:

      день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных

      день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то­варов, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.

    Уплата НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполне­ния работ, оказания услуг, в том числе и для собственных нужд) за истек­ший налоговый период (квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за ним.

    Налогоплательщики и налоговые агенты в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период, предоставляют налоговым органам по месту своего учета расчеты по установленной форме налоговой декла­рации.

    Рассмотрим порядок расчета НДС на условном примере. Данные для расчета:

      в налоговом периоде отгружена продукция на сумму 24 тыс. руб., в том числе НДС - 3,661 тыс. руб.;

      сумма, полученная от покупателя в порядке предварительной оп­латы - 5 тыс. руб.;

      сумма НДС, уплаченная с авансов и предоплат в предыдущем на­логовом периоде, - 0,732 тыс. руб. (сумма аванса, полученного в преды­дущем налоговом периоде составила 4,8 тыс. руб.), продукция отгружена в данном налоговом периоде.

    В течение налогового периода предприятие приобрело:

      материальных ресурсов для производственных нужд на сумму 12 тыс. руб., в том числе НДС - 1,830 тыс. руб., из них оплачено 6 тыс. руб., в том числе НДС - 0,915 тыс. руб.;

      оборудования на сумму 9,6 тыс. руб., в том числе НДС - 1,464 тыс. руб. Оборудование оплачено и поставлено на учет.

    Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в налоговом периоде, со­ставит: 3,661 + 5x18/118 - (1,830+1,464+0,732) = 0, 397 тыс. руб.