Почему экономическая география представляет собой комплекс наук. Что изучает экономическая география как наука: особенности и ее роль

Впервые услышала про экономическую географию, когда училась в 9 классе. Тогда в начале учебного года нам раздали учебники по этой дисциплине. Мне стало интересно, в чем же отличие экономической географии от обычной? На следующий день у нас состоялся первый урок по этой дисциплине, где учительница нам рассказала об этой науке.

Что такое экономическая география, и какие ее основные цели

Экономическая география изучает население и его хозяйственную деятельность. У нее две основных цели – научная и практическая.

Как наука экономическая география изучает размещение производства, территориальное разделение труда, дает нам знания о региональном факторе развития экономики, выявляет особенности развития экономики в регионах.

Практическая цель и значимость науки заключается в выявлении путей развития регионов и методов совершенствования территориальной организации хозяйства, что является необходимым для развития экономики.


Основными задачами экономической географии являются:

  • обеспечение достойного уровня благосостояния в стране;
  • решение экологических и демографических проблем;
  • совершенствование взаимодействия общества и природы.

Роль географического разделения труда в экономической географии

Географическое разделение труда помогает формировать в странах экономические районы, которые составляют основу территориальной структуры народного хозяйства страны. Каждый экономический район имеет свое историческое развитие территории, географическое положение, а также свою специализацию хозяйства.


Также экономическая география имеет множество отраслей. Все ее отрасли дают нам детальную информацию об экономических районах, их деятельности и особенностях развития. География населения исследует населения территорий; политическая география - изучает особенности политического и государственного строя стран. Отраслевая география рассматривает территориальную организацию производства и потребления промышленной продукции; региональная география изучает климат, ландшафт, уникальные места регионов.

История экономической географии в России начинается с первой половины XVIII в. В 1727 г. русский географ И.К. Кириллов выполнил экономико-географическое описание России («Цветущее состояние Всероссийского государства») и в 1734 г. составил первый атлас.

Главную роль в развитии экономической географии России того периода сыграл М.В. Ломоносов. Он создал русскую школу географов и возглавил департамент Академии наук, заложил научные основы экономической географии. Учениками М.В. Ломоносова были С. П. Крашенинников, который составил подробное «Описание земли Камчатки» (17^6), где было исследовано хозяйство коренного населения и дана оценка природных ресурсов края, и П.И. Рынков, проанализировавший экономическое и историческое состояние Поволжского региона, особенно Оренбургской губернии, а также Урала и Прикаспия.

В 60--80-х гг. XVIII в. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу и Сибири (И. И. Лепихин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.). В результате появилось 4-томное сочинение И.И. Лепихина «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». В нем впервые были опиисаны проявления нефтеносности в Поволжье и высказывалось предположение о наличии полезных ископаемых на севере России.

В XIX в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями И.Ф. Крузенштерном, В.М. Головиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они дали большой материал для экономико-географических исследований. Экспедиция Г.И. Невельского позволила изучить огромные просторы Дальнего Востока. Русские путешественники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Мушкетов исследовали территорию Средней и Центральной Азии.

Большой вклад в развитие экономической географии внесли почвовед В.В. Докучаев, А.И. Воинов и климатолог Н.А. Северцов.

В период 1899-1914 гг. вышло 19-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».

Научные изыскания в области размещения производительных сил и улучшения региональной структуры страны были продолжены в советский период. Большой вклад в этом направлении был сделан Г.М. Кржижановским, И.Г. Александровым, Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, Г.Н. Черданцевым, П.М. Алампиевым, В.В. Кистановым, А.Н. Лаврищевым, С.И. Дедовских и др. Широкую известность получили научные и практические исследования крупных научных учреждений -- Совета по изучению производительных сил (СОПС), АН СССР, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, Центрального экономического научно-исследовательского института (ЦЭНИИ) Госплана РСФСР и др., а также ряда вузов (МГУ, ЛГУ, МИНХ им. Г.В. Плеханова, ВЗФЭИ и др.).

Советские экономисты принимали активное участие в разработке планов ГОЭЛ РО и всех пятилеток, схем размещения производительных сил, проектов районной планировки, в выявлении объективных закономерностей, принципов и факторов экономического районирования, комплексного развития регионов и их специализации, межрайонного разделения труда, межрайонных связей, вопросов освоения новых территорий, создания второй угольно-металлургической базы страны (Урало-Кузнецкого комбината), каскада гидроузлов на Днепре, Волге, Ангаре, Енисее и других реках, новых нефтегазовых регионов (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, полуостров Мангышлак, Республика Коми и др.), в формировании территориально-производственных комплексов.

Среди зарубежных ученых, занимавшихся исследованием экономико-географических проблем, выделяются немецкие ученые В. Гумбольдт, который изучал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки, Урала и Сибири, став одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах, и Ф. Рихтгофен, исследовавший природу США и Китая, рассматривавший географию как систему наук, состоящую из физической географии, био- и антропогеографии. Ф. Рихтгофен выдвинул зоновую теорию происхождения леса. Французский ученый Э. Рекло создал труд «Земля и люди», в котором попытался дать картину развития человечества и описание стран, а Видаль де ла Бляш стал основателем французской научной школы «география человека», опубликовав книгу «Принципы географии человека». Американский ученый У. Девис создал американскую школу геоморфологии, развил учение о географических циклах развития рельефа суши как о смене стадий «юности», «зрелости», «старости».

Многие представители зарубежной науки отрицают определяющее влияние способа производства, общественного строя на размещение производительных сил. Большинство ученых разделяют идеи географического детерминизма, в которых решающая роль отводится географической среде. С этих позиций они объясняют, например, экономическую отсталость стран Африки, Азии и Латинской Америки, где, по их мнению, жаркий климат ослабляет энергию и инициативу людей, определяют отсутствие необходимых полезных ископаемых. Однако подобные идеи опровергли исторические события. Развал колониальной системы вызвал невиданный подъем производительных сил в некоторых бывших зависимых странах, вставших на путь самостоятельного социально-экономического развития, хотя географическая среда в этих регионах не претерпела существенных изменений. Тем не менее, природная среда играет значительную роль в территориальной организации хозяйства.

Основателями теории географического детерминизма являются Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Л. Мечников и их продолжатели - американские ученые Д. Хетингтон, Г. Бильбо, Ф. Фогт.

Теорию размещения сельского хозяйства и ренты «изолированного государства» создал немецкий ученый И. Тюннен. Он также обосновал один из вариантов теории производительности. Теориюразмещения промышленности (промышленного штандорта) разработал другой немецкий ученый - А. Вебер. В основу своей теории А. Вебер положил изолированную в хозяйственном отношении территорию, обладающую топливными, сырьевыми, трудовыми и другими ресурсами, развитым железнодорожным транспортом. Рациональным местом размещения промышленного предприятия на этой территории он считал пункт, где оно будет работать с наименьшими издержками производства на единицу продукции.

Немецкий ученый А. Леш за определяющий фактор размещения производительных сил принимал извлечение максимальной прибыли. Он подверг критике теорию наименьших издержек А. Вебера. А. Леш уделял большое внимание рынкам сбыта продукции. Теория экономического районирования Леша базируется на рыночных пространствах, которые выражают взаимосвязь и противоречия «экономических сил» (тенденций к концентрации и тенденции к рассеиванию). В конечном счете автор пришел к выводу о невозможности создать науку о размещении производительных сил.

Перечисленные теории до сих пор имеют признание в зарубежных странах. Не следует и нам отрицать их положительную роль. Они правильно выделяют основополагающие факторы размещения (затраты на сырье, основной капитал, рабочую силу, транспорт). На современном этапе экономического развития теории размещения на Западе все больше увязываются с практикой, региональное программирование становится органической частью национального регулирования экономики. При этом широко используются системный подход, комплексное решение краткосрочных и долгосрочных проблем, на первое место, как правило, выдвигаются социальные и экономические вопросы.

Особое место среди ученых-экономистов занимает В. Леонтьев (США). В 30-х гг. XX в. он опубликовал работу, в которой разработал метод экономико-математического анализа «затраты -- выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса. До 1946 г. на его работу практически не обращали внимания. После Второй мировой войны его метод стал применяться во всех развитых странах в практике прогнозирования и программирования хозяйств. Попытка применить этот метод в бывшем СССР не дала положительных результатов - помешала жесткая централизация всей экономической системы.

На Западе существует ряд теорий выхода из экономического кризиса. Согласно одной из них (Д. Кейнс, Л. Эрхард и пр.) стабилизация и экономический рост могут быть достигнуты на пути рас-ширения производства и потребления товаров, снижения цен. Другие концепции (Ф. Хайек, М. Фридман и др.) основываются на утверждении, что этот выход возможен только при сокращении кредитов, производства и потребления, увеличении налогов, при нерегулируемых ценах (теория монетарного развития экономики).

Неизбежность развития экономики в сторону рыночных отношений определили классики экономической мысли. Адам Смит отмечал, что каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не предполагает содействовать общественной пользе. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду. При этом он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

М. Фридман в работе «Капитализм и свобода» пытается показать, что ничем не стесненные рыночные цены направляют капитал, а следовательно, людские и материальные ресурсы на самые выгодные и нужные для общества цели. Однако опыт применения теории М. Фридмана в России правительством Е. Гайдара оказался плачевным: он вызвал абсолютное обнищание одних и ничем не обоснованное обогащение других. Сложилась критическая ситуация. Реальные доходы населения снизились в 1994 г. на 12%, в 1995 г. - на 20%, покупательная способность населения (обеспеченная заработной платой или пенсией) снизилась в 1994 г. на 31 %, в 1995 - на 15%. Разрыв между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных россиян в 1995 г. достигал, по официальным данным, 15-кратного размера, а с учетом укрываемых от налогообложения доходов - 20-25-кратного размера. Вне всякого сомнения, корыстные интересы и неоправданные амбиции должны быть ограничены государством, а инициатива и заинтересованность предпринимателей направлены на цивилизованный созидательный путь.

Главная сила современной экономики, на наш взгляд, - это государственное регулирование развития производства. Речь идет не о возврате к жесткой централизованной системе, а о выработке механизма согласования свободы рынка и управляющего воздействия государства. Иначе говоря, об умелом применении принципа разумной достаточности в решении экономических задач национальной экономики. Государство наравне со всеми другими собственниками должно обеспечить научно-техническое развитие производственного комплекса, действуя в интересах всего общества.

Существует признанный в мире уровень нормального увеличения производства, равный 2-3% в год. Он служит точкой равновесия. Главная задача государства - не позволить национальной экономике отклониться от этой точки, так как это дестабилизирует ее и в конечном счете приведет к расстройству. Следует отметить, что экономика США, которую пытаются копировать российские монетаристы, в настоящее время является смешанной. Основатель монетаризма М. Фридман, увидев последствия применения своей теории на практике в России, отметил, что для такой социалистической страны, как Россия, если она серьезно хочет выбраться из «канавы, расположенной на обочине мировой дороги», модель США просто опасна. экономическая география региональный детерминизм

Известно, что доля государственного сектора в экономике развитых стран в настоящее время равна 30-35% и роль государства как макрорегулятора устойчиво растет, Регулирование экономики государством осуществляется через законы, систему налогов, тарифов и др. Государство является главным политическим звеном в переходный период, вбирая все его противоречия. Оно должно корректировать стихийный процесс воспроизводства общественного богатства. В переходной экономике в погоне за первоначальным накоплением капитала действуют тенденции к воспроизводству любыми способами. Государство в этот период должно включить систему экономической безопасности. Это означает прямой запрет на строительство экологически опасных промышленных предприятий, объектов, губительно эксплуатирующих полезные ископаемые, запрет на разработку и внедрение новых технологий, ориентированных на использование природы и человека ради хищнического накопления. Это означает создание мощного заслона посягательствам на финансово-кредитную и денежную системы, расхищению под видом приватизации общенародной собственности, коррупции и др.

На современном этапе экономического развития в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Россия и др., получила популярность «региональная наука». О возникновении и характере развития экономических районов в экономической и географической литературе долгое время ведутся научные дискуссии. Западные теории районирования приписывают решающую роль в районообразовании природным условиям или рыночным отношениям.

На наш взгляд, научный подход к изучению экономического района требует прежде всего, чтобы все вопросы рассматривались на базе определенных социально-экономических условий. Только и неразрывной связи с развитием способа производства и общественного разделения труда между различными территориями возможно научное понимание сущности и закономерности развития экономических районов. Район - понятие, обозначающее территорию, выделяющуюся своими специфическими особенностями. Если понятие физико-географического района общепринято, то в отношении экономического района этого сказать нельзя. Более того, большинство ученых США и стран Западной Европы, занимающихся региональными исследованиями, вообще не признают объективного существования экономических районов,

Французский ученый Э, Жийар замечает по этому поводу, что, хотя Франция была страной, одной из первых применивших региональные исследования, определения понятия района здесь до сих пор не сделано. При этом Э. Жийар констатирует, что открыли район не географы, а экономисты, и ссылается на А. Леша и У. Изарда.

Руководитель отдела «региональной науки» Пенсильванского университета США У, Изард признает, что немало времени экономисты, географы, ученые-социологи и политики, специалисты по планировке городов и районов и другие ученые, занятые разработкой общественных проблем, посвятили вопросу о том, что такое район. Пока не удалось выделить самого главного в этом понятии.

Один из главных теоретиков американской экономической географии Р. Хартсхорн утверждает, что реальных районов нет в природе, существуют только умственные конструкции районов. А. Леш (Германия), один из пионеров «пространственной экономики», в работе «Географическое размещение хозяйства» указывает, что экономические районы или экономические ландшафты - это система различных рынков. Крупный американский географ К. Клоран отмечает, что под районом следует понимать территорию, характеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах). Такой же точки зрения придерживаются Р. Смит (США) и Ф. Перу (Франция),

Из определений понятия экономического района, выдвинутых советскими учеными, следует выделить в первую очередь определения П.М. Алампиева и Л.Я. Зимана. «Экономический район, - пишет П.М. Алампиев, - не просто местность, обозначенная на карте. Это географически целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда». Л.Я. Зиман определяет экономический район следующим образом: «Экономический район - это исторически сложившаяся общность территории и экономической жизни, проявляющаяся во внутрирайонных и межрайонных экономическихсвязях и имеющая в основе определенную структуру производительных сил и производственных отношений».

Приведенные определения экономического района наряду с общим имеют и существенные различия. У П.М. Алампиева на первый план выдвигается географическая целостность экономического района как территориальной части народного хозяйства страны, затем - производственная специализация, а далее - внутренние и внешние связи на основе общественного территориального разделения труда. При этом ничего не говорится о природных ресурсах и населении. Этого же определения придерживается А.Е. Пробст с той лишь разницей, что район объединяется общими экономическими задачами. Но неясно, о каких задачах здесь идет речь. О задачах экономических районов говорят обычно только в отношении планового хозяйства социалистических стран, хотя в некоторых капиталистических странах, например во Франции, делается попытка научной разработки основ региональной политики.

В определении экономического района Л.Я. Зимана прежде всего говорится об исторически сложившейся общности территории и экономической жизни, которая проявляется во внутрирайонных и межрайонных экономических связях, а затем - о структуре производительных сил и производственных отношениях. Что же касается специализации производства, то ее Л.Я. Зиман в определении района не упоминает.

Было бы неправильно требовать, чтобы определение включало все стороны, все элементы экономического района как экономической категории. Такое определение было бы чрезмерно громоздким и поэтому утратило бы свою ценность. Прежде всего необходимо указать, что экономический район - это неотъемлемая часть народного хозяйства страны, он охватывает определенную территорию и характеризуется рядом важнейших черт: производственной специализацией и определенной экономической сплоченностью, уровнем и структурой производства и экономико-географическим положением. Экономический район немыслим без природных ресурсов и тем более без главной производительной силы - населения с его трудовыми навыками. Эти важнейшие районообразующие основы должны быть обязательно включены в определение экономического района.

Наиболее правомерным представляется следующее определение. Экономический район - это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и структурой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.

Зрелая рыночная система должна привести к рационализации размещения производства, так как оно происходит на основе конкуренции, борьбы различных частных фирм за наиболее прибыльные районы деятельности своих предприятий.

Разработка долгосрочных прогнозов развития экономических районов, республик, территориальных комплексов, промышленных узлов и т. д., изучение проблем целесообразного размещения производительных сил по территории России, анализ межрайонных связей - все это должно давать возрастающий экономический эффект.

Важное значение имеет систематическое исследование территориальных и межотраслевых пропорций. Задача науки - определить оптимальные территориальные соотношения между крупнейшими экономико-географическими зонами, экономическими районами, областями и краями, а также внутри всех этих подразделений народного хозяйства страны, выявить их взаимосвязи. Изучение проблем экономической эффективности размещения производства в западных и восточных зонах России - одна из первоочередных современных проблем.

Определим экономическую географию как науку о взаимосвязанном размещении и распределении природных условий и ресурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии природы на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу.

Более узкое прикладное определение экономической географии может быть сформулировано следующим образом: Экономическая география - это наука, изучающая поведение экономических субъектов в конкретном географическом пространстве. Данное определение позволяет провести границу между экономической географией и региональной экономикой, которая изучает поведение экономических субъектов в конкретном экономическом пространстве, а также между экономической географией и пространственной экономикой, которая изучает экономические процессы в абстрактном экономическом пространстве.

Поскольку хозяйственная деятельность распространяется не на весь объем геопространства, а сосредоточена в достаточно узкой (по сравнению с размерами Земли) полосе земной поверхности, объектом изучения экономической географии является антропосфера (экосфера) как часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность. Объем антропосферы составляет произведение площади поверхности Земли (510 млн.км2) на высоту 20 км (от глубоководных впадин Мирового океана - 11 км ниже уровня океана, до высочайших горных вершин - 9 км выше уровня океана), т.е. 10,2 млрд.км2.

Предмет изучения определяется господствующей в данный момент времени исследовательской парадигмой. В советский период он определялся как «изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства», «изучение территориальных социально-экономических систем», «изучение территориальной организации жизни общества», а в настоящее время может быть определен как изучение трансформации антропосферы и поиск решения геоэкономических проблем на основе системного и информационного подходов. При этом под геоэкономическими проблемами понимаются негативные социальные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаимодействием общества и природы. Достаточно широкая формулировка объекта и предмета изучения приводит к колоссальному разнообразию исследовательских проектов в рамках экономической географии, которые требуют некоторой организующей основы, задаваемой элементарным объектом изучения и внутренней структурой науки.

Определение экономической географии, объект и предмет изучения википедия
Поиск по сайту:

География это способ познания окружающего мира. ЭГ – изучает размещение пр-ва, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных и эк-ких систем. Она исследует закономерности размещения производительных сил, определяет принципы размещения пр-ва, выделяет факторы, влияющие на размещение различных отраслей хоз-го комплекса. ЭГ изучает процессы взаимодействия природы и общества, природные условия и ресурсы страны и регионов, население, системы расселения и трудовые ресурсы. Она разрабатывает прогнозы социально-эк-кого развития страны, ее территориальных систем и новых территориально-производственных комплексов (ТПК). Объектом исследования ЭГ является эк-кое районирование (внутрирайонные, межрайонные и межгосударственные связи). Особенностью ЭГ является комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем.

ЭГ входит в систему эк-ких наук, т.к. она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения пр-ва и совершенствования территориальной организации хоз-ва.

Предмет экономической географии

В то же время, изучая, взаимодействие природы и общества география занимает, место на стыке эк-ких и естественных наук. Она учит методам научного подхода к освоению и рациональному использованию природных богатств. Естественный ход развития экономической географии, следующий : Описание ® объяснение ® прогноз ® управление ® создание нового объекта.

На любом участке территории переплетаются природные, социальные, эк-кие и политические процессы. Поэтому первое, что должна выполнить география – это выявить специфику взаимодействия всех этих процессов, обобщить и создать образ территории, а затем объяснить происходящие на ней процессы. Гораздо сложнее задача географического прогноза : какое будущее (или какие варианты будущего) возможны для этой территории? Например: как будет развиваться данная территория, ее население и стоит ли здесь создавать дома отдыха, строить ГЭС и т.д. Еще более сложными являются задачи управления и создания новых объектов. Можно ли, например, заселить опустевшие сельские территории, или построить новый город. Или же эти дорогостоящие попытки, в конце концов, провалятся. Методологической основой ЭГ является системный подход. Специфические методы выработала и применяет сама география. В ЭГ при использовании любого метода учитываются два аспекта :

1) пространственный — любой объект закреплен на территории, которая определяет его свойства, условия, пути развития.

2) временной — с течением времени любой объект изменяется, как и территория на которой он закреплен. При изучении объекта учитываются оба аспекта.

Составные части географической науки:

3.Разнообразие и классификация природных ресурсов и природных условий. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала отдельных территорий.

Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 70 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Гуманитарные науки / Экономическая география / 1.1. Предмет экономической географии

В современный период не существует единства взглядов на предмет, объект исследования, а также применяемых методов. В России термин экономическая география впервые применил великий русский ученый М.В. Ломоносов. Экономической географией называют: 1) науку, изучающую закономерности географического размещения производства, условия и особенности его развития на любых территориях; 2) комплекс научных дисциплин, составляющих обществоведческий блок географии в целом. Предметом экономической географии является территориальное разделение труда, размещение производства, условия и особенности развития регионов, а также процессы формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем.

В обществоведческом блоке географии принято выделять: экономическую, социальную географии; физическую географию; география материального производства; географию непроизводственной сферы и пр. Физическая география представляет собой основу, на которой строятся другие географические науки (экономическая, социальная, материального производства и др.).

1.1. Предмет экономической географии

При интегрировании физической и экономической географии объектом исследования является взаимодействие общества и природной среды. Экономическая и социальная география занимается анализом и прогнозированием территориальных взаимодействий в системе «природа - население – хозяйство». Предметом изучения выступают объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации производительных сил (пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием территориального разделения труда на различных уровнях - от локального и регионального до глобального, мирового масштаба).

В зависимости от степени территориального охвата в экономической географии различают как общую, предметом исследования которой служат вопросы глобального масштаба, так и региональную, изучающую отдельные природные территории (регионы).

Поэтому предметом исследования экономической и социальной географии также являются территориальные общественные системы (государства, целые регионы, материки и т.д.), их формирование, развитие и управление ими.

В центре внимания экономической и социальной географии находятся территориальные системы производственных сил, к которым относятся процессы их формирования, функционирования и управления. Это, например, системы расселения (социальная география), энергетические и транспортные системы, города и городские агломерации, промышленные узлы, агропромышленные комплексы и, наконец, такие интегральные образования высшего ранга, как территориально-производственные комплексы (ТПК) и экономические (экономико-географические) районы.

Научные дисциплины, образующие экономическую и социальную географию, принято делить на отраслевые и региональные. К отраслевым принадлежат многочисленные как собственно географические дисциплины, так и дисциплины, возникшие на грани с другими науками: экономикой, социологией, политологией и др. Среди них можно выделить три основных блока: 1) география населения, или социальная география; 2) география материального производства; 3) география непроизводственной сферы. Каждый из этих блоков имеет свои специфические черты и разную внутреннюю структуру.

Лидирующее положение традиционно занимает география промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства. В структуре социальной географии с возрастанием роли социальных факторов, развиваются такие области научных знаний, как геоурбанистика, география населения и трудовых ресурсов, география миграции трудовых ресурсов и др. География непроизводственной сферы подразделяется на географию обслуживания, образования и культуры.

Экономическая география - это общественная наука, изучающая территориальную организацию хозяйства, ее закономерности и особенности в разных странах и регионах.

Основная научная цель - изучение факторов и закономерностей территориальной организации хозяйства, что дает возможность прогнозировать будущие изменения в географии хозяйства и выявлять возможности его более рационального территориального устройства, способствующего экономическому развитию страны. Таким образом, экономическая география дает знания о территориальном (региональном) факторе развития экономики.

Главная практическая цель науки состоит в обосновании путей совершенствования территориальной организации хозяйства, в оптимизации его размещения и развития регионов для повышения общей эффективности народного хозяйства. В этом состоит практическая значимость науки.

На стыке экономической географии и экономики сформировалось особое направление науки - регионалистика, главная задача которой состоит в изучении экономических районов (регионов) как основных территориальных подразделений народного хозяйства.

Определение экономической географии, объект и предмет изучения

На основе ее знаний разрабатывается региональная политика, т.е. система мер по регулированию регионального развития для достижения общехозяйственного эффекта.

Основным (предельно обобщенным) объектом изучения экономической географии выступает хозяйство, которое понимается широко и включает в себя виды и отрасли хозяйственной деятельности, а также население и его расселение, природную среду и ее ресурсы, в той мере, в какой они взаимосвязаны с хозяйством. Таким образом, важной особенностью экономической географии является анализ связей хозяйственных объектов с природной и социальной средой их развития. Это позволяет выявить роль этой среды в размещении хозяйства и оценить влияние хозяйства на жизнь людей и состояние окружающей среды. Такой комплексный подход к изучению народного хозяйства, позволяет выявлять и главные причины (или факторы) его географического разнообразия - природные, демографические, социальные, историко-культурные и др.

Таким образом, экономическая география, использующая широкий комплексный подход к исследованию, дает целостное, широкое представление о странах и районах, о мире в целом. Это позволяет ее рассматривать ее и как общеобразовательную науку, повышающую культурный уровень человека, расширяющую его кругозор.

Экономическая география - определение и цели науки википедия
Поиск по сайту.

Экономическая география - это наука широкая, включающая географическое изучение природы, населения, хозяйства. В некоторых развитых странах в силу традиций прошлого параллельно существуют: география человека, экономическая география, политическая география, историческая география. Целостность анализа и прогноза социально-экономических территориальных систем при такой классификации утрачивается, т.к. прежде всего, разрывается изучение населения и хозяйства.

Суть единства экономической географии в широком её понимании, по мнению Ю.Г. Саушкина, состоит в том, что она включает в своё рассмотрение все производительные силы, многие социальные и политические процессы, в том числе и исторические явления в их экономико-географической интерпретации. Такое единство экономической географии связано с решающей ролью экономических условий в жизни общества, в его истории, в его взаимодействии с географической средой. Таким образом, термин " экономическая география" имеет глубокое принципиальное значение. Не может быть ни одной отрасли экономической географии, в которой бы определяющим не был экономический процесс, будь то география населения или политическая география. Конечно, степень влияния экономического процесса на отдельные стороны, изучаемые экономической географией, различна: в географии науки и культуры это влияние меньше, чем в географии промышленности, но всё равно оно тоже достаточно сильно.

Любая наука представляет собой особую систему знаний об определенных группах явлений материального мира. Значит, география имеет свои собственные, отличные от других наук, объект, предмет и содержание науки, а также методы исследования.

Объектом экономической географии (ЭГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества.

Конкретные объекты ЭГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Изучение размещения пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, изучающие как законы природы, так и законы функционирования хозяйства и общества. Предметом исследования ЭГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

"Содержание" науки - это совокупность объекта, предмета, методов и целей исследования, а также выявление закономерностей и взаимозависимостей между ними. Объект, предмет и содержание науки исторически меняется; расширяется или сужается предметная область исследования объекта, рассматриваются новые его стороны, углубляется изучение специфических объектов. Например, повышение роли человеческого фактора вызвало к жизни появление и развитие новых научных дисциплин ЭГ таких, как география сферы услуг, география культуры, география религий и т.д. Это объясняется тем, что взаимные влияния природы и производства нестабильны, а всё время меняются в ходе истории природы и истории общества. Современные колебания уровня Каспийского моря отражаются на рыболовстве, судоходстве, жизни приморских населенных пунктов.

Успехи науки и техники открывают новые перспективы более глубокого освоения географической среды, целенаправленного её изменения. Вырисовываются заманчивые возможности поворота морских течений, растапливания айсбергов, осушения болот путём подземных атомных взрывов и т.д. Однако любая проблема преобразования природы не может не учитывать три главных вопроса: сколько будут стоить работы по преобразованию природы, что реально они дадут народному хозяйству, в какие сроки окупятся расходы. Также необходимо учесть и вредные последствия "преобразования", которые могут сказаться прямо или косвенно сразу же или через годы и десятилетия. Поэтому географы должны работать над проблемами экономически эффективного освоения географической среды.

Таким образом, главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГ как одной из фундаментальных наук.

Итак, экономическая география - это наука, изучающая социально-территориальные системы, которые формируются в процессе развития общества. Это наука, которая: совместно с физической географией изучает взаимодействие природы и общества, географическую среду, в которой развивается производство; устанавливает конкретные пространственные взаимозависимости между географической средой и производством и их закономерности; исследует расселение людей, их трудовые навыки, производственный опыт, географию и типы поселений; выявляет реально существующие территориальные системы производительных сил и закономерности развития и размещения их комплексов; производит научно обоснованное экономическое районирование; производит районирование отраслей, выделяя районы, узлы, зоны; изучает территориальное разделение труда между странами и районами, устанавливая закономерности его развития; производит типологию территориальных единиц разного масштаба; характеризует разные территориальные единицы с экономико-географической точки зрения; делает практические выводы о рациональности территориальной организации производительных сил, о перспективах освоения и взаимодействия географической среды и производства.

И обособляется от физической географии .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым в 1751, возглавлявшим Географический департамент Российской империи. До середины 1960-х преобладал чисто производственный подход, в 1970-80-е в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

    А. Вебер под экономической географией понимает теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

    Объект и предмет изучения

    Татищев - фактически первый в России географ. «История Российская» - включает представления Варениуса о географии. Глава в «Истории..» - О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования - универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и её частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По «качествам» - математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени - древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию - «Лексикон Российской империи». Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам - первое ЭГ исследование: «Общее географическое описание всея Сибири» (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

    Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин «экономическая география» (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого - составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон. картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов - предполагалось сделать 1200 карт. Для этого - составление лексикона российских продуктов (местность производства, объём производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования - Сибирь, Камчатка. Труды: «О слоях земных» (природно-исторический), «О размножении и сохранении росс.народа» (демографический и социологический труд), «Экономический лексикон» (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ - хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров производства.

    Шарль Луи Монтескье (1685-1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: «О духе законов», «Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата», «О з-нах в их отношении к св-вам климата». Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменяющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: «камеральная статистика» (Германия, сер.18 в.) - давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных государствах и их административных единицах; коммерческая география - сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

    И. Кант (1724-1804). Внимание роли природы в развитии общества. Противопоставил пр-во - времени, природу - человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.

    Конец 18 в. - в России начинают формироваться экономические районы. 1776 г. - Чеботарев выпускает в свет 1-й учебник по географии нашей страны «Географическое методическое описание Росс.империи». он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.

    I половина XIX в.

    А. Гумбольдт (1769-1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неорганической природы (органический мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: «Космос».

    К. Риттер. Своё внимание сосредоточил на зонах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов «Землеведения», «История о сравнительном землеведении». Последователь Канта. Считал, что предмет географии - конкретные территории с их природой, населением, хозяйством - итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменяется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля - воспитательный дом для человека.

    К. И. Арсеньев - развитие районного направления. Выделил в России 10 «пространств» по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. «Статистические очерки России» (1848) - выделение районов («пространств»), а внутри них ещё подрайонов («поясов») с физико-географическими и эконом-географическими характеристиками каждого из районов - зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

    Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общества - соединение общественного характера производства с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

    Ведущие западные школы экономической и социальной географии во второй половине 19 в. - первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны «смутой» и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего «брожения», в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма , объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма , то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

    Э. Реклю (1830-1905). «Всеобщая география» (19 томов) - самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). «Земля» - описание жизни на земле; задача географа - познать физиологию земного шара. «Человек и Земля» (6 томов) - понять как труд воздействует на географическую среду.

    Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как хорологическая, французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Блаш, Э. Реклю, Ж. Брюн) и антропогеография (Ф. Ратцель, К. Риттер) - исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

    С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844-1904 гг.). Концепция Ратцеля стала, во многом, теоретической базой для нацизма, потому как в ней обосновывалось расширение границ Германии. Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие «жизненное пространство». Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе «Политическая география» - то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму.

    После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартленда- (Восточная Европа+ СССР+Сев. Китай(Маньчжурия)+Монголия), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии - в работах одного из последователей Ратцеля - географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

    Антропогеография частично дала о себе знать и в предреволюционной России в работах А. А. Крубера (1871-1941), Л. Д. Синицкого (1864-1933), В. П. Семенова-Тянь-Шанского, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличие от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Синицкий, кроме того, был отличным педагогом и написал немало учебников для средней и высшей школы. Работы Ратцеля: «Антропогеография», «Политическая география», «Земля и жизнь», «Народоведение». Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863-1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

    Хорологичекая школа в 1-й половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859-1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук: « Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…» Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

    Основные положения Гетнера: - география - наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) - география - идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов - районов. Б. значение - природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

    Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э. Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Блашем (1945-1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача - охватить физиономию страны. Фр. география - это география индивида. География - это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей - преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящён ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей - с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) - пэи - природные историко - культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное - противоречия и контрасты экономической жизни.

    «Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

    1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центра различных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем менее интенсивное хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» - оправдывает отсталость окраин, «-» - в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

    2. Вебер. Главное - принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром. продукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача - выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

    3. Кристаллер - теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

    Основные школы экономической географии

    • Теория штандорта
    • Школа пространственного анализа
    • Отраслево-статистическая школа
    • Теории регионального роста
    • Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра экономической и социальной географии, кафедра региональной политики и политической географии)
    • Институт географии СО РАН (Иркутск)
    • Тихоокеанский институт географии ДВО РАН