Филиппо брунеллески воспитательный дом во флоренции. Воспитательный дом брунеллески. Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции

Здание Воспитательного дома украшает одну из главных площадей Флоренции - Сантиссима Аннунциата, наряду с церковью и монастырем Деи Сервиди Мария.

В обращении членов гильдии к властям города было сказано: «Приют, называемый Санта-Мария дельи Инноченти; в него будут приниматься дети, которые вопреки законам естества были брошены отцом и матерью и которых в народе принято называть “подкидышами”»

Основание этого приюта для сирот и незаконнорожденных детей было связано с гражданской жизнью города, а не религиозной, как прежде, что отвечало новым гуманистическим веяниям эпохи. В конце XIII века Генеральный совет народа во Флоренции поручил крупнейшей гильдии шелкопрядильщиков и ювелиров заботу о сиротах. Несмотря на то что в городе уже были госпитали - Сан-Галло на северо-западной окраине и Санта-Мария делла Скала на юго-западной, - было принято решение о строительстве нового здания для приюта младенцев.


В начале XV века коммуна, используя капитал, завещанный для этой цели богатым купцом Франческо Датини да Прато, купила участок земли в городе, который был занят садами и огородами. Брунеллески, входившему в эту гильдию, было поручено разработать проект Воспитательного дома, который открылся уже в 1444 году. Наряду с ним для ведения строительного процесса были избраны Горо Дати, Франческо делла Луна; они не были архитекторами и лишь осуществляли общий надзор над строительным процессом и контроль над расходами. Нельзя сказать, что у всех троих сложились хорошие отношения.

Хронист Г. Дати в своей «Хронике» пишет, что в этом «новом Оспедале будут принимать любое дитя мужского и женского пола, всем давать кормилиц, всех содержать и, когда девочки вырастут, их выдадут замуж, а мальчиков обучат ремеслам, что явится делом, заслуживающим уважения»

Отличие Воспитательного дома от средневековых госпиталей состояло в том, что обычно в последних сочетались функции больницы, странноприимного дома и детского приюта. Новое же здание было предназначено только для детей и для их воспитания до 18-летнего возраста. По выходу из приюта они владели определенными профессиями и специальностями: девочки осваивали навыки домоводства, рукоделия и чаще всего выходили замуж, мальчики могли зарабатывать на жизнь ремеслами. В Воспитательном доме были не только ясли для грудных детей, школа, разного рода мастерские, но также и церковь с аптекой. В соответствии с замыслом Брунеллески здание выглядело как одноэтажное, однако не было таковым: первый этаж уходил под землю, то есть был подвальным. В том, как были распределены помещения на этих ярусах, несложно увидеть символичность. Помещения внизу предназначались для ремесленных мастерских, столовой и других бытовых помещений, в то время как наверху находились помещения для духовного времяпрепровождения, отдыха. Исследователи предполагают, что на такой замысел повлияли идеи Платона о воспитании идеальных граждан для совершенного государства.

Ни сам Брунеллески, ни его современники не придавали Воспитательному дому большого значения для творческой биографии мастера в отличие от нынешних ученых, которые видят в этом проекте начало собственного пути зодчего и проявление его независимого стиля. К сожалению, графические планы и архитектурный макет дома были утрачены. Вазари в «Жизнеописании» лишь кратко упоминает Воспитательный дом на фоне основного повествования о строительстве купола собора Санта-Мария дель Фьоре, которое велось в это же время. Однако сохранилась документация, связанная с формальной частью строительства.

Для открытия «мужского дворика» в 1445 году была организована специальная церемония с участием консулов гильдии торговцев шелком, епископа Фьезоле, папского легата и иерусалимского патриарха. Об участии Брунеллески в этом событии сведений не сохранилось

Работы на приобретенном участке начинаются в августе 1419 года, в 1420 году была выполнена закладка фундамента для главного портика - после того, как было получено разрешение на сооружение широкой лестницы перед ним, которая вышла за пределы купленного участка и заняла часть общественной земли. Еще через год начали привозить колонны, а там, где должна была быть устроена капелла приюта, установили первую колонну. Тогда же впервые упоминается имя Филиппо в связи с получением гонорара за рисунки пилястр и оформление дверных проемов. В течение следующих лет имя Брунеллески неоднократно встречается в документах, вплоть до 1427 года, когда была завершена главная галерея с портиком. Начиная с этого года и до полного окончания строительных работ руководство переходит к Франческо делла Луна. Известно, что в июне 1427 года состоялся торжественный деловой завтрак, на котором присутствовали «консулы и мастера и многие торговцы», представители гильдии. Было решено увеличить изначальный проект, так как здание показалось слишком маленьким для всех необходимых нужд. Брунеллески, видимо, отказался от дальнейшей работы, и ее возглавил делла Луна, который не только расширил проект, но и внес некоторые изменения в уже отстроенную его часть. Во время завтрака обсуждался и был утвержден «выполненный на пергаменте живописцем Герардоди Джованни рисунок постройки», который включал дополнительные помещения. В последующие годы здание неоднократно поновлялось и переделывалось, вплоть до наших дней оно используется по своему непосредственному назначению (только на первом этаже открыт небольшой музей, посвященный истории создания Воспитательного дома). В 1842 году после сильного землетрясения пришлось заменить все колонны в портике, выполненные по рисункам Леопольдо Паски. Фасад перестраивался в 1872 и в 1896 годах. Последняя серьезная реставрация внутренней отделки относится к 1960-1970-м годам. К 600-летнему юбилею архитектора был вновь открыт внутренний, так называемый женский дворик в правой части здания. Но несмотря на все переделки, в постройке неизменно сохраняется почерк Брунеллески.

Архитектурный ансамбль Воспитательного дома довольно необычный. Для него использованы очень скромные строительные материалы: белая штукатурка и местный камень благородного серого цвета, красиво оттеняющие друг друга. Впоследствии к этому тонкому колористическому сочетанию были добавлены медальоны с голубой глазурью. По своей типологии Воспитательный дом напоминает клуатры средневековых монастырей, которые в свою очередь опираются на планировку греко-римских атриумов или палестр. Композиция здания представляет собой квадрат, его фронтальная сторона оформлена колонным портиком с галереей. Центральная часть строения занята открытым двориком, который предназначался для отдыха мужской части персонала, из-за чего он был условно назван «мужским двориком». Он, в свою очередь, был окружен еще рядами крытых галерей с ордерными аркадами и крестовыми сводами. Второй этаж появился уже после того, как Брунеллески оставил этот проект. Также на поздних стадиях строительства Воспитательного дома была увеличена длина центрального фасада с портиком и галереей, а во внутреннем помещении был устроен еще один дворик, для женской части персонала.

Самое яркое впечатление от всей постройки оставляет фасадный портик. Он поднят на ступенчатый подиум и состоит из колоннады с изящными арочными перемычками (всего десять пролетов). За ними расположена лоджия, перекрытая системой анфиладных парусных сводов и три симметричных дверных проема по стене. По бокам фасад фланкируется пролетами, но без аркад, что придает всему строению твердую монументальность. Колонны, поддерживающие аркады, увенчиваются коринфскими капителями и опираются на простые аттические базы. Это решение очень напоминает римские прототипы, а также следует местным традициям тосканского проторенессанса. Оригинальной чертой, характерной уже для творческого гения именно эпохи Возрождения, можно назвать другие элементы декора. По сторонам от аркад поднимаются две каннелированные пилястры, украшенные капителями того же ордера, что и основная аркада. С ними ритмически сочетается оформление всего портика антаблементом, хотя, строго говоря, это не антаблемент, а лишь его нижняя часть - архитрав, который состоит из трех профилей, или уступов (так называемые фасции). Он опирается на архивольты арок. По сторонам архитрав ломается и опускается вниз, оформляя таким образом весь портик в своеобразную «перспективную» рамку. Подобный «рамочный эффект» не играл никакой конструктивной роли и имел лишь декоративное значение, такой же встречается в обработке верхнего яруса стен баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Как утверждают биографы Брунеллески, это решение принадлежало не Филиппо, а его помощнику делла Луна, и мастером такая ордерная вольность не была одобрена, но деталь осталась украшать здание. Также следует отметить особенное «графическое» оформление архитектурных деталей фасада: все членения и детали подчеркиваются рельефными профилями, что выявляет их структурную роль. Еще одной интересной деталью является небольшая специальная ниша в левом крыле лоджии, где люди могли анонимно оставить подкидыша.

Манетти об отклонениях от проекта Брунеллески пишет: «Все это - следствие заносчивой самоуверенности того, кто распорядился это сделать. Опыт показал, что в постройках Филиппо нельзя ничего изменить, не нарушив при этом их красоты, не испортив их, не уменьшив полезность и не увеличив расходы»

Уже после смерти Брунеллески лоджия получила дополнительный декор в виде 14 полихромных майоликовых медальонов из глазурованной глины (1463-1466 годы). Они были созданы в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа. Медальоны, хотя изначально и не планировались в декоре, органично в него вписались. Их поместили в тимпаны между арками. На каждом изображаются запеленатые по пояс младенцы. Они стали весьма популярными в кругу международной медицинской символики. Копия одного из них размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии, а с XIX века так называемый флорентийский младенец даже является символом педиатрии в отдельных странах.

Хотя и считается, что Воспитательный дом был испорчен поздними перестройками, несомненно, изначальный архитектурный проект Брунеллески оставил свой след и вызвал волну подражаний по всей Италии. В течение нескольких последующих столетий (до XVII века) были перестроены все остальные фасады зданий на площади в подражание портику Брунеллески (лоджия монастыря Серви-ди-Мария, портик церкви Сантисимма Аннунциата), образовав, таким образом, своего рода колонный дворик внутри города на месте его площади.

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Капелла Пацци


Местонахождение:
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Палаццо Питти


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы:

Церковь Санто-Спирито

(XIV-XVI века, Средние века, базилика, Италия, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция, храм)


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: 1436-1487 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Сакристия церкви Санто-Спирито
Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. Закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.

Создание: 1472-94

Архитектор: Альберти и др


Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа, в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел. Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров - большого и малого - подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения

Источники:

П.П. Гнедич
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва


И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Нил Стивенсон
“Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира”
Издательство “Дорлинг Киндерсли” Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.

П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Лисовский «Архитектура эпохи возраждения Италия » Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО«АЗБУКА-КЛАССИКА»2007Г

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески (1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Будущий зодчий родился во Флоренции.

Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, общественное здание, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны - мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери. Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот - он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.Следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типудворцов-особняков

Капелла Пацци

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, купольный, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция храм)
Местонахождение:
Флоренция (Италия), во внутреннем дворе базилики Санта-Кроче
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо, и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Брунеллески удалось создать церковное здание восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам.

В архитектурном отношении последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами. Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Палаццо Питти

(XIV-XVI века, Средние века, дворец, Италия, палаццо, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)
Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы: Филиппо Брунеллеско, Амманати и др.

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо.

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом.

Лекция 3,1

15 век. Раннее возрождение. 1 половина 15 века.

Время когда закладывается фундамент ренессансной культуры в архитектуре, скульптуре и в живописи.

Филиппе Брунеллески – архитектор 1377-1446гᴦ. готика

Донатто Донателло – скульптор 1386-1466гг готика

Томазо Мазаччо – живописец 1401-1428гᴦ. в 15 веке родился.

Подобны 3 китам на котором стоит искусство эпохи возрождения. Говорить первая половина 15 века.

Жили и работали в первую очередь во Флоренции.

Флоренция колыбель искусства эпохи возрождения. В средние века отменили крепостное право. Независимость. Семья Медичи семья ростовщиков (банкиров) Οʜᴎ привлекали людей творческих. Война с Миланом. (несостоявшаяся)

3 момента

На путь нового реалистического ренессансного искусства вступает рано или поздно вступают большинство мастеров. Даже старики.

Все открытия совершаются не интуитивно, а на научной основе. Прямая перспектива и так далее, тело человека, пропорции.

Старое средневековое постепенно уходит.

Здание Брунеллески занимает лишь 1 сторону площади, две другие постройки появились позже, но их архитектура нацелена на фасад воспитательного дома, так что в результате получился городской ансамбль.

Как узнать работу Брунеллески – есть медальоны Андрэа Делла Роббиа выполнена.в технике майолике. Эти медальоны говорят о назначении постройки. Первоначально не было их. Видимость что всœе делал Брунеллески, но на самом делœе только детский дом.

Постройка не рвется в высь, соразмерна с ростом, доминирует не вертикальное членение а горизонтальное. Постройка связанна с землей. В постройке 2 этажа. 1 этаж аркада а ля антик. 2 этаж – стена прорезана небольшими окнами прямоугольной форма. Не узкие стрельчатые. Над каждым окном треугольный сандрик (выступ) похожий на античный фронтон.

Сдержанное по цвету здание.

В отличие от готики, когда постройка словно отгородилась от мира постройка Брунеллески распахнута к городу.

Распахнутость как получилась: фишка Брунеллески лёгкие вспарушенный свод, колонны тонкие, а интерколумнии (расстояние между колоннами) широкие. Еще он любил свободную, чистую ничем не загроможденную поверхность стены. Он ограничился только консолью. Это фирменный прием Брунеллески.

Флорентийская церковь Сан Лоренцо. Постройка Старое Сакристия (старая Ризница). Это усыпальница Рода Медичи. Это первая Ренессансная центрическая купольная постройка. Сан Лоренцо – базилика. Левый угол там старое сакристии. Прорисованный вид.

  1. Использование ордера в интерьере не только снаружи, но и внутри. Не колонны и пилястры. Зачем нужен ордер? Подчеркивание появление плоти. Несущие элементы. Работающие. Появилась стена. Она теперь элемент несущий. Ордер пропорционирован в соответствии с человеческим ростом. Человеку в данном интерьере очень комфортно.
  2. Горизонталь держат пилястры, ничто не висит. Все логично. Не одна форма не зависла. Герб рода Медичи – пилюли на щите.
  3. Центральная зона сакристия занята надгробьем. Восприятие в движении. Как в готике.

АРХИТЕКТУРА ПЕВАЯ ПОЛОВИНА 15 ВЕКА, где то 30-40 годы. Еще старое присутствует.

Пилястры и антаблемент темные, а стена светлая. ЕЕ много и она как будто растворяется, и всœе это напоминает готическую каркасную систему. Купол как будто нервюры. Купол форма ренессансная. Но ребра и цвет ребер аналогия с готикой.

Готическая роза. Она зависла, но у Брунеллески не зависла. Но эффект нервюрности есть.

Церковь Санта Кроче. Рядом Капелла Паццы. Г. Флоренция. Купольное сооружение. Вход в капеллу напоминает римскую триумфальную арку. Зонтичные купола – фишка Брунеллески.

Купол у собора Санта Мария Дэль Фьёре. Собор был заложен в конце 13 века. Задуман как базилика с куполом огромных размеров. Баптистель –крещальны Сан Джовани святыня города. И они в данном куполе решили увековечить актогон (многоугольник на которм покоится купол) баптистели. За 100 с небольшим лет собор был возведен. Компаниллу начал возводить Джотто. В 15 веке осталось возвести только купол. Никто не знал как возвести купол. Барабан чересчур тонок. Брунеллески был приглашен в качестве эксперта и сказал что можно закончить и предложил как это сделать. Купол должен был быть легким и прочным одновременно. Предложил возвести купол из двух оболочек соединœенных между собой ребрами по вертикали и горизонтали. Под коричневой плиткой тоже идут ребра. И есть горизонтальные ребра. Внутри купол практически полый. Там как соты. Он легкий. Между 2 оболочками почти 10 метров. Чем выше тем тоньше пустоты.

Внутренная оболочка имеет стрельчатую форму а внешняя более пологая. Прикрывает стрелу внутренней. Внутри готический шатер – снаружи ренесансный купол. Внешняя оболочка прикрывает внутреннюю от протечек. Толщина оболочек разная. Внутренная боле толстая. Брунелœесски изобрел даже кладку. Пространсво собора гигантское. Внутренняя оболочка купола всœе равно шатер.
Размещено на реф.рф
Ракета уносящаяся ввысь. Купол внутри был расписан в 16 веке. Автор Джорджио Вазари (тот кто сказал что мы живем в эпоху риношименто)

Купол был закончен в 30 годы 15 века. Фанарика изначально не было. Он был возведен после смерти брунелœески в 60 годы. По рисункам мастера. Фонарик как замок конструкции. Он придумал и конструкции на которых работали рабочии. Поэтажно.

Настилы которые висели в воздухе. Были вглубь кладки.

Микелянджело во второй половинœе 16 века. Купол для сравнения

Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом." 2017, 2018.

В 1417 г., вернувшись совсем на родину, Брунеллески считался специалистом по архитектоническим вопросам и был сейчас же привлечен к возобновленным работам по возведению свода соборного купола. Очень скоро выяснилось, что из всех высказанных взглядов его взгляды на процесс перекрытия были самыми ясными. Чтение его объективного, краткого и вполне наглядного мнения и теперь еще доставляет наслаждение- Но мнение Брунеллески встретило упорное сопротивление, и если даже не верить легенде об этом споре, все же многое могло отравить существование Брунеллески.
В этой борьбе он пришел к мысли показать и развить свое искусство. В 1419 г. город поручил ему постройку Воспитательного дома - Оспедале деи Инноченти. Этот Воспитательный дом - первое архитектурное произведение Возрождения. Случайно первая постройка оказалась светским строением. Но характерно для всего стиля, что он, в противоположность древнехристианскому и средневековому, не был специфически церковным. Зато гуманная цель постройки истинно-христианская. Правда, в этом монументальном попечительстве для вне брачно-рожденных имеется привкус внецерковного, в высшей степени характерный для тех первых поколений Возрождения, для которых были почти безразличны происхождение и родословная, а имели значение способность и собственное достоинство личности. Итак, цель этой постройки была человеколюбивой, формы же должны были быть по возможности античными.

Фасад, нижний и верхний этажи имеют в ширину девять локтей Открытая лестница в девять ступеней ведет во всю (первоначальную) ширину здания к нижнему этажу, гостеприимно раскинувшемуся поперечной галлереей в девять арок. К вносимым по ступеням детям эта монументальная галлерея не имеет никакого отношения. Девять полукруглых арок покоятся на коренастых слегка утолщающихся кверху колоннах. От капителей к задней стене галлерей идут подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. Так возникают девять изолированно воспринимаемых отделений, каждое с собственным шаровым сводом, натянуты подобно вздувшемуся парусу над четырьмя высокими полукружиями этих квадратных помещений. Каждый из квадратов является самостоятельным целым в противоположность средневековому крестовому своду, шапки которого скорее связывают, нежели разделяют соседние помещения.
Через дверь в задней стене галлерей проходят коротким коридором во вторую галлерею, окружающую квадратный двор. Эта галлерея покрыта крестовыми сводами; пространство не кажется поэтому составленным из отдельных квадратных помещений, а, наоборот, оно кажется цельным коридором, разложенным на, отдельные квадратные помещения. Брунеллески пользовался обоими способами. Пространство двора окружено арками, подпираемыми колоннами. Двери в стенах ведут в симметрично расположенные комнаты и залы. Так же строго и симметрично к центральным осям зал расположены двери центральных осей крестовых сводов. Снаружи и внутри все «закономерно», не допущено никаких случайностей, во всем сказывается хорошо продуманный замысел.
Лестницы просты и не очень подчеркнуты; комнаты верхнего этажа расположены над нижними галлереями, так, что стена с окнами, выходящими на двор и площадь, находится над арками.

В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Строительство было начато по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески, он разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Модель приюта, выполненная Брунеллески долгое время хранилась в здании шелкового цеха, в соответствии с ней продолжалось строительство, позже она была утрачена.

В результате, не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Оспедале дельи Инноченти, или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей; он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские; предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески.

Вазари в "Жизнеописании" упоминает вскользь Воспитательный дом, среди проектов, разрабатывавшихся во время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре. В отличие от Вазари современные историки и искусствоведы дают проекту Воспитательному Дому Брунеллески высочайшую оценку. Он общепризнанно считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, показателен уже тот факт, что реформаторская деятельность Брунеллески в архитектуре началась именно со светского здания.

Брунеллески создавал некое идеальное детское учреждение, требовавшее идеального архитектурного воплощения, но не совпадающего с реальными потребностями. Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности - как понимали ее в ту пору. Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. В учреждении нового типа предполагался и штат воспитателей нового, гуманистического склада. Однако с самого начала не была учтена главная функция дома - служить приютом для младенцев. Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Великий зодчий создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри.

В плане здания , который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.

При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических и античных строений. Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади, между площадью и зданием протянулась лестница из нескольких ступеней, почти во всю ширину фасада. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами,- все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески напоминает образцы тосканского Проторенессанса.

Из-за тяжелых войн с Филиппо Мария Висконти постоянно не хватало денег, и в строительстве, естественно, имели место перебои, что объясняет нам судьбу многих построек Брунеллески, оставшихся незавершенными. Недостаток средств в определенной мере объясняет также скромность тех строительных материалов, которыми пользовался Брунеллески. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) - вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер. Брунеллески предпочитал простые и ясно обозримые формы, проникнутым демократическим духом, к тому же общая экономическая ситуация диктовала бережное отношение к использованию дорогих материалов.

В средние века здания утилитарного назначения не принято было украшать фасадами. Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым.

Двухэтажный фасад в виде аркады или лоджии с колоннами , которые находятся на ступенях, придающие монументальность и вместе с тем легкость зданию, протянулся вдоль одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается девятью аркадами на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Колонны несут возложенную на них тяжесть без всякого усилия, без всякого напряжения. Готические здания обычно развертывались в высоту, Брунеллески же развертывает фасад по горизонтали. Продуманный четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии.

"Пропорциональная зависимость между зданием и пространством площади выражена размером полуциркульных арок, соотношением между их шириной и высотой колонн, кажущимся перспективным уменьшением верхнего этажа с окнами" Дж.К. Аргон.

Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески.

В проекте Воспитательного дома ярко проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармони, он стал образцом для всей архитектуры Ренесанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо Итальянского Ренесанса. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Впоследствии, в 1463-1466 годах, лоджия была декорирована 14 полихромными майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики, о чем пишет в своей книге Э.Д.Грибанов. Копия медальона была размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии. С XIX в. «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии.