1. Что такое капитализм?
2. Отчуждение труда
3. Накопление капитала
4. Конкурентная борьба
5. Классы
6. Классовая борьба
7. Классовая борьба и права человека
8. Мифы о классовой борьбе
8.1. Миф о «среднем классе»
8.2. Миф о «креативном классе» или «когнитариате»
8.3. Мифы о классовом мире
9. История
10. Капиталистическое государство
11. Социалистическое государство
12. Заключение
1. Что такое капитализм?
В основе капитализма лежат три базовых принципа:
Капитализм основан на простом процессе - деньги вкладываются в производство ещё большего количества денег. Когда деньги функционируют подобным образом, они выступают как капитал. Например: компания использует свою прибыль, чтобы нанять сотрудников или открыть новые производственные помещения, и, таким образом, получать еще большую прибыль. Этот процесс, называемый «накоплением капитала», является, одновременно, и движущей силой, и целью капиталистической экономики.
Наемный труд
Хотя некоторые люди и владеют средствами производства или капиталом, большинство из нас не являются собственниками предприятий, и поэтому, чтобы выжить, мы должны продавать свою рабочую силу в обмен на заработную плату.
Первая группа людей - это класс собственников — капиталистов, «буржуазия» в марксистской терминологии, а вторая - наемные работники (рабочий класс) или «пролетариат».
Чтобы система, основанная на таких принципах, хотя бы просто могла работать, нужны люди, которые не владели бы ничем, что позволяло бы им зарабатывать на жизнь самостоятельно. Они не являются собственниками средств производства, под которыми понимаются заводы и офисы, электростанции и нефтяные скважины, промышленное оборудование и сельскохозяйственные земли. Этот класс людей должен продавать свою способность к труду, чтобы приобретать товары и услуги, необходимые для выживания.
2. Отчуждение труда
В современном обществе, с узкой профессиональной специализацией, основанной на возмездном обмене, нам нелегко найти работу, которая одновременно приносила бы радость и позволяла прокормить семью. Но даже если удается устроиться на подходящую должность, собственник капитала обращает нашу потребность в труде против нас. Мы работаем не столько на себя, сколько на увеличение благосостояния владельца предприятия, в интересах которого платить нам как можно меньше и заставлять нас работать как можно больше.
3. Накопление капитала
4. Конкурентная борьба
Чаще всего капиталист - человек денег. Не видящий за деньгами людей. В абсолюте — этакий биржевой игрок, непонимающий природу происхождения товара и отвечающий на жалобу «Я три дня ничего не ел.», — «Ну что же ты, надо себя заставить!».
Поэтому собственники бессильны перед лицом «рыночных сил», они вынуждены служить капиталу (в любом случае они неплохо на этом нагревают руки!). Они не могут действовать в интересах большинства, поскольку любые уступки, которые они нам предоставят, помогут их конкурентам на национальном или международном уровне.
Так например, если производитель разработает новую технологию производства автомобилей, которая в два раза повысит производительность, он сможет сократить штат рабочих вдвое, увеличить прибыль и снизить цены на свои автомобили, чтобы ослабить конкурентов.
5. Классы
6. Классовая борьба
Но это всё борьба в рамках системы. Даже если рабочим, при сохранении капиталистического производства, удаётся добиться хороших условий труда и достойной его оплаты, они всё равно остаются наемниками. Они всё так же производят не то, что нужно им самим, а то, что приносит прибыль собственнику и все так же не вправе распоряжаться своим рабочим временем. Капиталисты, пойдя под давлением пролетариата на временные уступки, все равно будут вынуждены действовать по законами капитала и продолжать борьбу против трудящихся. Постепенно, они снова ухудшат положение своих работников.
Если понимать под «работой» только наёмный, отчужденный труд, то мы должны бороться не за «хорошую работу», а против такой «работы» вообще. Этим мы оспариваем саму природу капитализма, где прибыль является наиболее важным критерием делать что-либо или бездействовать, и указываем на возможность мира без классов и частной собственности на средства производства. Чтобы освободить себя, мы должны уничтожить не только класс капиталистов, но и собственный класс — класс пролетариата, должны выступать не только с экономическими требованиями, но и с требованиями революционного (то есть, качественного) изменения общества, перехода от общества классовой борьбы к обществу бесклассовому.
Сегодня, после распада Советского Союза, поддержание избыточно высокого уровня жизни трудового народа, по мнению крупных собственников, является ничем не оправданным излиществом, мешающим развитию капиталистической экономики.
Наступление на социальную сферу жизни также является проявлением классовой борьбы со стороны капиталистов. И, разумеется, рабочий класс должен противостоять и этому.
8. Мифы о классовой борьбе
8.1. Миф о «среднем классе»
Например, пилоту приписывают интересы лавочника и утверждают, что он, как и другие представители «его» класса, выбирает либеральные ценности и голосует определенным образом на выборах. По воле формирующих «идеологию среднего класса» политтехнологов и маркетологов, он «выбирает» стабильность и потребление, что и требуется капиталистам.
8.3. Мифы о классовом мире
9. История
Когда жажда наживы собственников приводит к организованному сопротивлению трудящихся, и репрессии в отношении пролетариата уже не оказывают должного воздействия, государство вмешивается в трудовые отношения, чтобы обеспечить нормальную работу бизнеса и избежать экономических потрясений. Только по этой причине и только для этого существуют законы, защищающие права трудового народа. Обычно строгость и соблюдение этих законов определяется балансом сил между хозяевами и рабочими на текущий момент времени. Например, во Франции, где пролетариат лучше организован и более активен, максимальная продолжительность рабочей недели составляет 35 часов. В Великобритании, где рабочие менее активны, максимум составляет 48 часов, а в США, где трудящиеся не выступают единым фронтом против капитала, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня вообще отсутствует.
Государство капиталистов никогда добровольно не пойдет на улучшение условий жизни и труда рабочего. Борьба за свои права, за права всех трудящихся – единственный путь к созданию государства, чьей приоритетной задачей будет обеспечение интересов человека труда, а не человека денег.
Социалистическое государство призвано защищать завоевания трудящихся, ведь в противоположность капитализму в социалистическом государстве правящим классом являются именно люди труда.
12. Заключение
Ради будущего наших детей, ради памяти наших предков, мы должны изменить этот мир.
Над документом работали:
Евгений Калинин
Артем «Сергеев»
Теги: , ,
Интересная статья? Расскажи друзьям:
Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.
Капитализм как форма цивилизации
Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.
На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.
Вернер Зомбарт
(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.
Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.
Основные положения учения. Зомбарта:
o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.
Ученый выделил:
Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);
Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);
Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).
o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.
Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.
o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.
Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.
В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.
o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.
Артур Шпітхоф
(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.
Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.
Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:
1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.
2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.
3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс
4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.
5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.
6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.
Социальное направление в политической экономии.
на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.
Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.
Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:
o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);
o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);
o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.
Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:
o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;
o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;
o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;
o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;
o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.
Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.
Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.
Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.
Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.
Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.
Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.
Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.
Капитализм как уклад жизни общества пришел на смену феодализму. Поскольку соответствующие любому укладу политические и юридические институты формируются главным образом на основе экономического базиса данного общества, то и при анализе капитализма главное внимание следует уделить рассмотрению его экономического строя, основными элементами которого в распространенном понимании являются частная собственность на средства производства и использование наемного труда.
Первые зачатки капиталистических производственных отношений встречались в отдельных городах в районе Средиземного моря уже в 14-15 вв., однако возникновение капиталистического производства в полном смысле этого слова относится к 16 в. Переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в разных странах имел свои особенности. В странах, вступивших на этот путь первыми, он, как правило, сопровождался буржуазными революциями, например в Англии, Голландии и Франции (см. Английская буржуазная революция 17 в., Нидерландская буржуазная революция 16 в.). С развитием и укреплением капитализма снижалась и острота перехода к капиталистическим производственным отношениям. Так, в России становление капитализма во 2-й половине 19 в. прошло в условиях сравнительно меньшей социальной напряженности, чем во многих других странах.
Переход к капитализму, как и ко всякому другому общественному строю, главным образом определялся наличием зрелых экономических предпосылок. Поэтому естественно, что в тех странах, где феодализм исчерпал свои экономические возможности, переход к капитализму происходил раньше, чем в тех странах, где феодализм еще сохранял свои позиции. Решающее экономическое значение для возникновения капитализма имел процесс так называемого первоначального накопления капитала, при котором мелкие производители, главным образом крестьяне, насильно лишались средств к существованию и становились юридически свободными, в то время как средства производства концентрировались в руках у буржуазии. Появилась свободная рабочая сила, находившая свое применение в городе, на вновь организованных фабриках. Так, в Англии помещики, заинтересованные в увеличении производства шерсти, цены на которую в то время были очень высоки, насильно сгоняли крестьян с их наделов и общинных угодий, расширяя тем самым пастбища для овец. Большое значение для обогащения буржуазии имели открытие золотых и серебряных приисков в Америке, использование рабского труда и ограбление колоний. Существенную роль в становлении капитализма сыграло также открытие новых стран и новых морских путей, например в Индию (см. Великие географические открытия, Работорговля, Колониализм). Все это способствовало бурному развитию рынка и превращению простого товарного производства в капиталистическое, т. е. в такое производство, при котором результаты труда каждого человека должны были получить общественное признание на рынке посредством денег.
В целом процесс первоначального накопления капитала имел прогрессивное значение, так как явился колоссальным шагом вперед по пути развития нового экономического строя.
Капитализм прошел три основные исторические стадии организации труда и повышения его производительности, и каждая из этих стадий позволяла решать все более трудные задачи, ранее недоступные человечеству. Первый этап организации труда - простая кооперация. Предприниматель создавал крупные мастерские, где под его контролем работали несколько ранее самостоятельных ремесленников. Кооперация существовала до тех пор, пока в ее недрах не зародилось разделение труда, что обусловило переход на следующую стадию - мануфактурную. При мануфактурном производстве каждый работник больше не занимался производством всего товара от начала до конца, а отвечал только за определенный этап. Так, один работник делал заготовки, другой придавал им нужную форму, третий закреплял детали и т. д. Разделение труда в мануфактуре имело огромное значение, так как резко повысило производительность общественного труда.
Несмотря на свои положительные черты, узкий базис мануфактуры, в основе которого лежало многовековое городское ремесло, вскоре оказался в противоречии с быстрым ростом потребностей внешнего и внутреннего рынка, что послужило одной из важнейших побудительных причин для перехода к крупному промышленному производству. Важную роль в этом процессе сыграл промышленный переворот (см. Наука и техника). В Англии он совершился во 2-й половине 18 в. - начале 19 в., в других странах - позднее. В это время были сделаны важнейшие научно-технические открытия, такие, как создание паровой машины и парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин и др. Кроме того, произошли существенные сдвиги в металлургии, где вместо древесного угля стал использоваться каменный, был сделан ряд важных открытий, позволивших расширить применение электричества и химических веществ. Использование машин позволило капиталистическому производству сделать огромный рывок вперед в повышении производительности труда и еще больше повысить ее, начав производить машины для производства самих машин. Таким образом, были созданы предпосылки для насыщения товарами огромного рынка, открытого капитализмом.
В своей истории капитализм прошел и несколько больших этапов, связанных с особенностями функционирования его хозяйственного механизма. Первый - этап свободной конкуренции - начался в период становления капитализма и продолжался до конца 19 в., а своего расцвета достиг между Великой французской революцией 1789-1799 гг. и Парижской Коммуной. Для этой эпохи характерно развитие капитализма вширь, когда осваивались новые земли, а значит, и новые рынки. Капитализм в это время основывался главным образом на конкурентных началах, а монополий еще не существовало. Однако к концу 19 в. - началу 20 в. господство свободной конкуренции стало заменяться господством монополий, и капитализм вступил в следующий этап, получивший название империализма. Ранние стадии развития империализма прошли под знаком войн, тяжелых экономических кризисов, социальной конфронтации и характеризовались доминированием монополистического капитала в экономической жизни капиталистических стран. Это был период приспособления капитализма к новым условиям своего существования, определявшимся невиданными ранее размерами концентрации и централизации капитала. В это время зародились многие крупные компании, широко известные и в наши дни, такие, как, например, «Форд», «Сименс», «Крупп». Достигнув высокой степени экономического могущества, капитализм смог решить такие важные задачи, как строительство железных и автомобильных дорог, создание трансокеанских кабелей связи, развитие авиации и др. Дальнейший рост капитализма привел к тому, что возникла необходимость в регулировании и корректировании деятельности монополий со стороны государства. Этот процесс начался в конце 19 в. - начале 20 в. и получил большое развитие после второй мировой войны. Государственное регулирование экономических процессов представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение стабильного и пропорционального развития капиталистического производства. Это достигается путем использования государством большого арсенала различных экономических и политических рычагов, находящихся в его распоряжении. Как правило, основным инструментом регулирования является кредитно-денежная политика, позволяющая контролировать движение денежной массы; большое значение имеет налоговая политика, с помощью которой государство может ограничивать или стимулировать производство в различных отраслях народного хозяйства, а также контролировать доходы, получаемые компаниями и населением. Кроме того, государство принимает участие (в виде государственного предпринимательства или дотаций) в тех отраслях производства, где требуются большие капиталовложения, а период окупаемости достаточна велик, как, например, на железных дорогах. Большое значение имеет субсидирование государством научных разработок, бесплатная подготовка научных кадров и др. Государственные законы определяют практически все параметры производства (антитрестовское законодательство, правительственный контроль за размерами заработной платы, рабочим временем, условиями труда, арендной платой и т. д.).
Бурное развитие капитализма в мире во 2-й половине 20 в. привело к возникновению нового явления в экономической жизни - интернационализации мирового капиталистического хозяйства. Усилились разнообразные, в том числе и экономические, связи между различными государствами, что вызывало к жизни новые формы сотрудничества между ними, такие, как, например, экономическая интеграция. Так, 12 стран Западной Европы объединились в «Общий рынок». Целью этого объединения является возможно большее устранение препятствий во взаимных торговых, промышленных/и других связях. Для этого в рамках «Общего рынка» созданы соответствующие институты: Европейский парламент, Совет Европы, Суд европейских сообществ и др. Дальнейшее развитие «Общего рынка» предусматривает создание «Единого европейского рынка» (к 31 декабря 1992 г.), который обеспечит полностью свободное передвижение между странами капиталов, рабочей силы и товаров. Помимо «Общего рынка» существуют и другие интеграционные процессы, например между США и Канадой.
Капиталистический способ производства обеспечил для многих ранее сравнительно отсталых в экономическом отношении стран существенный скачок вперед в развитии. Это так называемые новые индустриальные страны - Бразилия, Аргентина, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др. Разумно используя финансовую, технологическую и другие виды помощи, они смогли завоевать значительную часть мирового рынка товарами таких отраслей промышленности, как электротехническая, роботостроение, синтетических материалов и др. Более того, они создали существенную конкуренцию и в тех отраслях, где позиции развитых стран традиционно считались очень прочными, например в автомобилестроении, судостроении, металлургии.
Очень интересным с точки зрения социальной политики представляется опыт стран Северной Европы - Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии. При довольно высоком уровне жизни здесь действует широко разветвленная система институтов социального обеспечения, гарантирующая гражданам этих стран значительную поддержку государства в получении образования, медицинском обслуживании, в случае потери работы и т. д. Это дало основание говорить о «шведской модели социализма» при сохранении основ капиталистического способа производства. Часть ученых считает, что в опыте перечисленных стран получает подтверждение теория конвергенции (сращивания; двух мировых систем.
По мнению целого ряда исследователей, произошедшая в октябре 1917 г. революция в России (см. Великая Октябрьская социалистическая революция) оказала значительное влияние на развитие капитализма. В самом деле, трудно отрицать, что правящие круги капиталистических стран обратили в связи с этим серьезное внимание на такие сферы государственного регулирования, как социальная политика, налоговое законодательство, порядок разрешения трудовых споров и т. д. В то же время предприниматели по-новому увидели силу рабочего движения, осознали его мощь и приняли меры к тому, чтобы находить взаимоприемлемые пути решения конфликтов с занятыми на их предприятиях. Позднее под эти воззрения была подведена теоретическая база, например теория социального партнерства.
Исследованию проблем капитализма было посвящено немало работ; среди них труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Интересный взгляд на современное общество высказали англичанин Дж. М. Кейнс, американцы Дж. Гэлбрейт, Дж. Сакс, В. Леонтьев. Сегодня в развитии капитализма появляются новые процессы, говорящие о том, что он еще не исчерпал того прогрессивного значения, которое он имеет для человеческой цивилизации.
Капиталистическое общество - это общественно-экономическая формация, которая основана на эксплуатации человека, на эксплуатации подневольного труда и на частной собственности. Для данной формации характерно господство товарно-денежных отношений, наличие развитого общественного разделения труда, а также превращение рабочей силы в товар.
Черты капиталистического общества
Под капитализмом подразумевается экономическая система и общественный строй, основными чертами которого являются частная собственность за счет средств производства, полная свобода предпринимательской деятельности, а также эксплуатация рабочей силы.
Капиталистический строй в качестве общественного порядка сменил феодальный. Данная смена порядков привнесла в разные страны ряд специфических особенностей. Самое главное и решающее экономическое значение для возникновения капитализма имело так называемое . Чтобы было понятней, крестьяне (то есть мелкие производители) с применением насильственного метода были лишены всяких средств для существования и соответственно они становились юридически полностью свободны. А все средства производства были в руках буржуазии.
Капиталистическое общество как экономическая формация характеризуется несколькими главными признаками:
- Рыночно - ценовой механизм координации деятельности индивида.
- Частное распоряжение средств производства.
- Максимизация дохода и пользы.
Данная экономическая система на первое место выдвигает проблему эффективного распределения и эксплуатации ресурсов. А решается эта проблема, как правило, посредством сил и труда человека. На первом плане личная свобода, индивидуализм, рационализация и субъективизм.
С момента вступления в силу капиталистического строя положение индивидуума не определяется социальным статусом и религиозными нормами, как это было раньше. Теперь человек сам может утвердить себя в обществе в соответствии со своими возможностями и способностями. Человек становится мерой всех вещей.
Согласно утверждениям немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера, в становлении и развитии капиталистической формации большую, и что немаловажно значимую роль сыграла этика протестантов, которая характеризуется ответственностью человека перед собой, обществом и Всевышним, самоценностью труда и прибыли. Подобная этика была утверждена в ходе религиозной реформации и пришла на смену католической, которая в свою очередь проповедовала не труд, а потребление, выгоду и наслаждение. Она освящала неравенства сословий и право на грешность, так как любой грех мог быть прощен.
Постсоветское общество сопоставляло основы данной формации в первую очередь с несправедливостью, использованием человеческого труда. Принцип «борьба всех против всех» или «человек человеку волк» стал основным. Было даже страшно подумать, что подобное общество имеет право на существование.
как форма общества
Важно понимать, что капитализм - это не только экономическая система, это еще и формация, которая объединяет индивидов, и предъявляет к ним немыслимые моральные требования. Нормы, которые появились вместе с капитализмом, определяют жизнеспособность рыночно - экономического механизма. Капитализм подразумевает:
- Свободу как своего рода возможность действовать в соответствии с поставленными самостоятельно целями и ответственностью за сделанный выбор.
- Гражданское общество в качестве совокупности институтов, ассоциаций, союзов с целью исключения возможности захвата власти.
- Модульного человека, который способен всегда вступить в ту или иную структуру, ассоциацию, партию. В то же самое время этот человек должен быть всегда готов к активным и даже ожесточенным действиям против тех, кто попытается ограничить его свободу, право выбора.
- Демократию, как форму правления, которая предполагает политическую свободу.
- Частную собственность в качестве общественного института, который дает всем членам формации равные права на и использование ресурсов.
- Ограниченную роль правительства.
- Рыночную конкуренцию.
- Свободу предпринимательской деятельности.
- Рыночную систему, которая включает , земли и капитала.
Все вышеперечисленные черты капиталистического общества можно назвать капиталистической идеологией, то есть системой ценностей, взглядов, моральных устоев которыми жила общественность.
Структура капиталистического общества
Как уже упоминалось ранее, основа экономики - производство товаров и услуг, коммерция и другие вид экономической деятельности. Большое количество товаров и услуг производилось для продажи, но натуральное хозяйство не запрещалось. Что касается обменов, то они производились на свободных рынках, и не по принуждению, а на основе взаимовыгодных сделок.
Согласно определениям Карла Маркса, источник жизненных благ для большей части населения – человеческий труд, и не по принуждению, а при условиях найма. То есть, это продажа рабочей силы за последующее вознаграждение – заработную плату.
Капиталистическое общество возникло спонтанно, и в принципе, оно не воплощало никакого замысла, не имело глобальных, равных и обязательных для всех индивидов целей, не контролировало все стороны жизни. Оно предполагало автономность индивида.
О главном элементе классовой структуры капитализма
Структура капиталистического общества, по словам Карла Маркса, является не «чистой» структурой, а некой системой, в которой наряду с элементами «чистой капиталистической» существуют еще и элементы классовой структуры, которые выросли на некапиталистических производственных отношениях.
С одной стороны капитализм - это имение средств производства, которые создавались посредством чужого труда, и владение средствами, которое полностью исключает труд капиталистов. А с другой стороны – труд наемников, который полностью исключает собственность тружеников на данные средства производства. Подобное разграничение свойственно и для современного общества, но совершенно разительным и очевидным является тот факт, что капиталист – функция капитала, а наемный рабочий - функция рабочей силы. Такова суть двух коренных противоположных отношений к средствам производства. Первое отношение привело к появлению класса капиталистов, а второе - непосредственно к образованию пролетариата, или попросту, рабочего класса. Как раз это и является самой, что ни на есть существенной чертой классовой структуры, и именно поэтому она является системным элементом классовой структуры.
Классы капиталистического общества или, как их назвал Маркс «два враждебных лагеря» - пролетария и буржуазия. Капиталисты являются строителями капиталистической формации, руководителями, двигателями прогресса.
Капитализм и современность
Благодаря тому, что в наше время технический прогресс, общественное развитие, перешли на другой уровень, культурно-социальные различия заметно смягчились, улучшилось положение рабочих, увеличилось значение и численность среднего класса (квалифицированные рабочие, служащие, преуспевающие представители бизнеса, как среднего, так и малого).
Все вышеописанные процессы стали основой для радикальных перемен. И казалось, что классы капиталистического общества остались в прошлом. Но, из-за неолиберализма, меркантилизма и снижения уровня социальной защиты, современный капитализм возвращается на тот путь, с которого все начиналось. Весь концентрируется в руках и в имении нескольких процентов общества, которые получили его по наследству. А все остальное население не то, что не имеет постоянного стабильного дохода, его размер постоянно становиться все меньше.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.
Отличное определение
Неполное определение ↓
КАПИТАЛИЗМ
от лат. capitale- деньги, приносящие процент) - тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике.
Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…
Если для коммунистов капитализм - всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он - ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?
Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм - это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.
Производство товаров и извлечение прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все - вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» - как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.
Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма - ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) - производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии - отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики - прообразы современных банков.
У многочисленного купечества ввиду рискованности их промысла возникла необходимость в иных способах расчетов при ведении торговых операций, нежели наличными деньгами или путем натурального обмена (товар на товар). В те времена имели хождение самые разнообразные монеты, и без специального сословия людей, способных быстро сориентироваться в курсе обмена, торговые операции были бы просто невозможны.
Именно менялы и ростовщики, дававшие купцам средства в долг для закупки товара, и стали первыми банкирами. Они не только выдавали кредиты, но брали деньги на хранение, переводили через своих агентов средства клиентов в другие города и страны. Тогда и появились долговые письменные обязательства - векселя, и возникло некое подобие рынка ценных бумаг.
Все это имело для развития экономики колоссальное значение. Вопервых, создание финансовой структуры, основанной на безналичном расчете, значительно снижало риски купцов и делало их в меньшей мере зависимыми от произвола королей, феодалов, разбойников и пиратов. Это, естественно, способствовало расширению географии торговли. Во-вторых, сами деньги стали постепенно превращаться в товар, а финансы выделились в особый, самостоятельный вид экономической деятельности.
Многие купцы, менялы, ростовщики накопили значительные средства, которые, говоря современным языком, инвестировали в производство. Но существовавшая в те времена цеховая система с ее жесткой регламентацией к этому явно была не приспособлена. Она вступила в противоречие с интересами набирающего силу финансово-ростовщического капитала и фактически была обречена.
Предприимчивые коммерсанты скупали сырье у крестьян и раздавали на переработку ремесленникам. Так закладывались основы будущей мануфактуры, которая на первом этапе своего становления носила дисперсный характер: производители жили в разных городах и деревнях, и хозяину приходилось ездить и собирать произведенную продукцию. Такой способ кооперации еще не носил характера массового производства, свойственного капитализму, так как отсутствовало разделение труда. Но начало было положено: ремесленники постепенно стали превращаться в наемных рабочих, что потребовало отмены крепостного права и иных форм феодальной зависимости.
Значительно изменилось и само купечество. Экономические интересы класса потребовали и новых форм его самоорганизации. Гильдии, построенные по цеховому принципу, уступали место торговым компаниям. Первоначально они были немногочисленными и нередко состояли исключительно из родственников.
Но с началом эпохи великих географических открытий положение радикально изменилось, и роль торговых компаний резко возросла. Они стали главным двигателем мировой торговли и, в свою очередь, инициировали процесс открытия новых земель и финансировали экспедиции в Новый Свет, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию. Не случайно, что именно в Англии, где начиная с XVI в. действовали наиболее крупные и богатые компании - Ост-Индская, Гвинейская, Левантийская, Московская - бурно начал развиваться капитализм. Эти компании обеспечивали идеальные условия для экспорта английских товаров по всему миру, что давало мощный стимул для развития промышленного производства в стране.
Архаичная цеховая структура не в состоянии была обеспечить достаточный объем для экспортных поставок. Появляется мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Теперь каждый наемный работник уже не занимался производством изделия от начала до конца, а выполнял часть работы или вовсе только одну трудовую операцию. Это резко повысило производительность труда. Изделия отдельных ремесленников были более качественными, носили отпечаток индивидуального мастерства мастера. Но, естественно, более дорогими, ведь их изготовление требовало много времени. Мануфактурное же производство позволяло выпускать пусть менее качественные, но куда более дешевые товары и, что самое главное, в большом количестве для насыщения растущего спроса. Но и оно не в состоянии было обеспечить все более возрастающие потребности внешнего и внутреннего рынков, т. к. использовались те же примитивные технические средства времен цехов.
Подлинно революционные изменения начались с началом промышленного переворота в XVIII в. Ряд изобретений: создание парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин, а также использование в металлургии каменного угля вместо древесного, появление новых транспортных средств - паровой машины, парохода и т. д., позволили многократно повысить эффективность производства. Именно в это время и сформировались основы того экономического и социального уклада, который со значительными изменениями, в модифицированном виде существует и ныне, определяя развитие всей мировой экономики.
Промышленная революция, завершившая формирование капиталистического строя, привела к серьезным изменениям не только в экономике, но и в социально-классовой структуре общества. Окончательно оформилась буржуазия, четко осознающая свои интересы и отстаивающая их в борьбе с дворянством. Возник и класс наемных рабочих. Формирование его в стране классического капитализма - Англии - шло драматично.
Окончательному оформлению капитализма предшествовал период первоначального накопления капитала. Ведь для организации машинного производства необходимо, помимо значительных материальных средств (ими английские буржуа, разбогатевшие на торговле с колониями, располагали) и наличие свободных рук.
В XVI–XVII вв. в Англии помещики повсеместно сгоняли крестьянарендаторов с земли. На ней лендлордам выгоднее стало разводить овец, потому что резко вырос спрос на шерсть для текстильных мануфактур. Бездомные, безземельные, не обладающие ничем, кроме собственных рук, вчерашние крестьяне шли на мануфактуры и фабрики, превращаясь в пролетариев.
В эпоху раннего капитализма они, так же как античные рабы или крепостные крестьяне, подвергались беспощадной эксплуатации, и их жизненный уровень был столь же низким.
Буржуазное государство всеми силами отстаивало «свободу» даже самого последнего босяка, закрепило ее в законах; оно готово защищать права и свободы всех без исключения граждан любыми способами, даже воевать за них. Потому что только свободный человек может свободно продавать свою рабочую силу. Хозяин и рабочий одинаково равны и свободны. Но последний не может на рынке предложить иного товара, кроме своего труда. А поскольку рабочий не обладает средствами производства - техникой, оборудованием, то его труд сам по себе слишком дешев, чтобы прокормить его самого. Он сможет прожить, только предложив свою рабочую силу владельцу орудий труда. Естественно, что условия сделки ему диктует капиталист. Рабочий может их принять или не принять - он свободный человек. Такой же, как и хозяин, который вправе приобрести его услуги или отказаться от них.
Различие между пролетарием и рабом в том, что, как писал Ф. Энгельс, «раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспеченно, как бы жалко оно не было. Отдельный же пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания».
В современных условиях, конечно, уже нет основной дихотомии эпохи классического капитализма «буржуазия - пролетариат». Нынешний капитализм в его постиндустриальном, информационном варианте размыл границы, разделяющие классы и страты, изменил очертания социального пространства. Ныне рабочие в развитых странах являются совладельцами предприятий, на которых трудятся, и мало напоминают обездоленных пролетариев XIX в. По уровню доходов они входят в «средний класс» и не помышляют ни о какой классовой борьбе, чтобы уничтожить источник эксплуатации - частную собственность. Но ни сами по себе отношения собственности (в экономиках западных государств действует мощный государственный, «социалистический» сектор), ни степень развития демократических институтов не способны изменить капиталистического характера нынешнего мироустройства - общества тотального товарного производства.
Из-за глобализации и международного разделения труда развитые страны стали средоточением буржуазии и высококвалифицированных кадров, тогда как пролетариат переместился в Китай, Латинскую Америку, Африку, Индию. Благодаря еще одному институту капитализма - фондовому рынку, рабочие развитых стран сами стали владельцами акций предприятий, тогда как в странах третьего мира условия существования рабочих напоминает зарю капитализма.
Современный капитализм характеризуется ростом роли транснациональных корпораций (ТНК), глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, межгосударственным регулированием экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и т. д.
В России после 70 лет господства социалистических методов ведения экономики возврат к капитализму начался в эпоху перестройки и продолжился в 1990-е гг. «Построение справедливого капиталистического общества», т. е. возврат к способам хозяйствования столетней давности, сопровождался грабительской приватизацией, кровавым переделом собственности, полным беззаконием и произволом.
О перспективах капитализма идет много споров. Но в основном борются 2 подхода: или капитализм есть нечто естественное и вечное, или он уступит место совершенно иному типу общества и станет некой «предшествующей стадией», как когда-то и сам капитализм сменил феодализм, считавшийся «естественным», вечным и «основанным на божественных законах».
Отличное определение
Неполное определение ↓