План маршалла основные цели и итоги. План маршала - первое противостояние западного и восточного блоков

Окончилась Вторая мировая война. Ее последствия для Европы были ужасны. Десятки миллионов людей погибли, была разрушена большая часть жилого фонда, сельскохозяйственное производство едва достигало 70% от довоенного уровня.

Общие экономические потери по самым скромным оценкам составляли 1 440 миллиардов довоенных франков. Без поддержки извне, страны, пострадавшие от войны, не могли решить возникших проблем. То, какой эта помощь должна быть, определил план Маршалла, названный в честь его инициатора, госсекретаря США и отставного военного Джорджа Маршалла.

Европа была разделена на две части, восточная находилась в сфере влияния СССР, и сталинское руководство не скрывало своего враждебного отношения к системе свободного рынка, как и намерений установить социалистический порядок во всех европейских странах.

На этом фоне активизировались силы, которые принято называть «левыми». Коммунистические партии, поддерживаемые Советским Союзом, начали завоевывать позиции, их популярность росла.

В этот момент США начали ощущать угрозу прихода коммунистов к власти на контролируемой ими территории Западной Европы.

План Маршалла стал самым успешным экономической помощи в

Армейский генерал, ставший госсекретарем при Трумене, Дж. Маршалл не имел Настоящими отцами плана был Дж. Кеннан и его группа, они и разработали основные детали его реализации. Им просто была поставлена задача - выработать меры по ограничению советского влияния в Западной Европе, где, в случае прихода коммунистов к власти, США могли потерять важнейшие а в перспективе столкнуться и с прямой военной угрозой.

В результате, выработанный экономистами документ получил название «план Маршалла». При его реализации шестнадцать стран Европы получили суммарную помощь на сумму 17 миллиардов долларов. Однако план Маршалла предусматривал не просто раздачу продуктов и проедание американских денег, помощь оказывалась при соблюдении очень жестких условий, таких, как снижение таможенных пошлин, отказ от национализации предприятий и поддержка рыночных экономических принципов, ее могли получать только демократические страны. 17% от получаемых средств должны были расходоваться на приобретение производственного оборудования.

Сам во время гарвардской речи 5 июня 1947 года выразил суть государственной политики США по-военному четко. Борьба с коммунизмом невозможна, если Европа будет слабой.

План Маршалла - это удавшаяся попытка восстановления экономики пострадавших от войны стран, причем уже к 1950 году все они превысили довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.

Часть помощи предоставлялась безвозмездно, но в основном это были кредиты по небольшим ставкам.

План Маршалла подвергался критике со стороны руководства СССР и восточноевропейских стран «народной демократии», однако достигнутые всего за четыре неполных года говорили сами за себя. Уровень влияния компартий стал стремительно снижаться, а Америка получила огромный рынок сбыта для своих товаров.

План Маршала является крупнейшим успешным геополитическим проектом США в послевоенной Европе.

Он имеет огромное экономическое значение в восстановлении экономик 16 западноевропейских государств, пострадавших во II Мировой войне. По своей же политической сути этот план является инструментом американской идеологической экспансии. В частности, его реализация искусственно (исходя из сугубо американской внешней политики) политически противопоставила западноевропейские буржуазные государства с восточноевропейскими социалистическими. Заметим, что это дистанцирование, послужившее началом холодной войны, было преднамеренно заложено в план американскими “ястребами”.

Разработка плана Маршала

Свое название он получил в честь министра иностранных дел США Джорджа Кетлетта Маршала, который презентовал 05.06.1947 г. знаменитую программу восстановления Европы в Гарвардском университете.

С интересом восприняли лидеры стран Западной Европы американскую инициативу. Ведь кризис экономик их государств собственными усилиями преодолеть не удавалось. Через месяц, 12 июля, в Париже произошла встреча представителей 16 государств с американской делегацией. Было достигнуто соглашение с американской стороной. Обсуждались размеры и сроки финансовой помощи.

Созданный после этой встречи “Комитет сотрудничества” установил необходимые размеры помощи в разрезе каждого из 16 государств-реципиентов, разработал сроки и целевое назначение.

План был приведен в исполнение сразу по принятии Конгрессом США в апреле 1947 г. специального закона “Об экономическом сотрудничестве”.

Впрочем, фактическим автором идеи плана считают не Джорджа Маршала, а Уилла Клейтона. Этот бизнесмен и дипломат первым понял, что поствоенные Соединенные Штаты имеют уникальную возможность получения новых глобальных рынков и, соответственно, долговременной перспективы развития. В ее осуществлении он полагался на экономический потенциал США, производивших в 1946-1947 гг. около 50% мировой промышленной продукции.

Цели проекта США, преобразующего Европу

Цели плана Маршала были стратегическими. Сообразно заявлению Джорджа Маршала, их было четыре:

Восстановление экономического потенциала Западной Европы;

Ликвидация барьеров торговли;

Реконструкция и модернизация промышленных мощностей;

Развитие Европейской инфраструктуры в целом.

Впрочем, не менее важными для США были политические цели, которые открыто в речи министра не объявлялись:

  • реализация доктрины Трумена (глобального противоборства коммунизму) на европейском рынке;
  • лишение западноевропейских стран внешнеполитического суверенитета, включив их экономические обязательства перед США “специальными политическими подпунктами” плана;
  • переформатирование Соединенными Штатами внутриполитического процесса в западных странах, характеризовавшееся обустройством в них демократий, аналогичных американской.

Сущность проекта - проамериканский прагматизм

Какая же в этот документ была заложена суть? План Маршала заключался в четком понимании и реализации США своих прагматичных интересов в Европе. Америка после II мировой войны оказалась неоспоримым экономическим лидером. Она стремилась начать крупномасштабную экономическую экспансию против распространения влияния СССР в мире.

Но в первую очередь программа препятствовала возникновению экономического кризиса перепроизводства в самих Соединенных Штатах путем значительного стимулирования американского экспорта в Западную Европу. Значительное промышленное поствоенное превосходство США над европейскими странами, не обеспеченное платежеспособными рынками, несло лидеру угрозу кризиса перепроизводства. Характерно, что финансовые инвестиции США в европейские страны (большую часть которых составляли кредиты) помогали оплачивать поставку американских товаров. К чести американцев, следует указать, что их импорт для Западной Европы был выборочным: создавались импортозамещающие мощности, формировалось экспортное производство.

Впрочем, эта действенная помощь специальными договорами ставила европейские страны в зависимость от США. Доллар был их взаимной валютой расчетов. Экономические связи каждой европейской страны корректировались из Вашингтона. Сущность плана Маршала, таким образом, сводилась к реализации американской внешней политики экономической экспансии.

Америка шла ва-банк. В случае провала этой программы под вопросом автоматически оказывалась доктрина Трумэна. Поэтому для ее реализации привлекли самый лучший и авторитетный менеджмент. При правительстве Соединенных Штатов была создана комиссия с чрезвычайными полномочиями, работу которой координировал компетентнейший и авторитетнейший бизнесмен-промышленник Поль Гофман. Текущие вопросы сотрудничества с западноевропейскими странами непосредственно курировали посольства США. Эта сфера координировалась выдающимся бизнесменом и дипломатом Авереллом Гарриманом.

Важный аспект эффективности проекта - денежная реформа

Эффективность последующей модернизации промышленности и роста ВВП обеспечила грамотно проведенная денежная реформа, превратившая инфлирующие валюты западных государств в мощный финансовый ресурс экономического роста.

Финансовой основой этому послужили синхронно проведенные денежные реформы демократических стран по уменьшению наличных средств в обороте. В Италии цены после войны возросли в 50 раз, во Франции - в 18, в Нидерландах - в 6 раз, в Бельгии - в 3 раза, в Британии - на 80%. Рейхсмарки Германии вообще потеряли свою покупательную способность.

Денежные реформы в рамках плана Маршала были двухэтапными. Вначале они предполагали обмен фиксированного количества старых купюр на новые. Таким образом, оптимизировалась денежная масса в обороте. В 1949 году послевоенная инфляция была окончательно побеждена путем девальвации всех валют относительно доллара США. При этом курс каждой западноевропейской валюты был жестко привязан к курсу доллара США по просчитанной заранее величине, оптимальной для дальнейшего экономического развития.

Почему президент Трумэн подписал план Маршала

Сам проект, как экономическая составляющая, был первой ступенькой стратегии атлантической интеграции и производился в рамках доктрины президента Трумэна. Как известно, приоритеты президента - ревизиониста в пересмотре системы международных отношений сводились к построению однополярного мира во главе с Америкой. Экономическая и политическая экспансия идеологически оправдывались коммунистической угрозой.

Принципы плана Маршала проистекали из ассиметричной политики "открытых дверей", декларируемой им. США односторонне либерализировали торговлю исключительно для демократических стран Западной Европы. Но, с другой стороны, жесткую, невиданную ранее в международных отношениях дискриминацию по отношению к социалистическим странам включал в себя план Маршала.

Холодная война, как считают многие исследователи, началась именно после подписаний в рамках Плана Маршала двусторонних договоров европейских государств с Соединенными Штатами, вследствие которых они, среди прочих обязательств, были обязаны противопоставлять экономическому развитию СССР политику железного занавеса.

Почему Америка спешно реализовывала план Маршала

Америка спешила его реализовать неспроста. Она активно боролась с Советским Союзом за влияние в мире. Без энергичных мер с ее стороны поствоенная политическая ситуация на европейском театре развивалась с тенденцией усугубления влияния СССР.

Макроэкономика послевоенной Западной Европы характеризовалась усиливающимся экономическим кризисом, обостряющимся социальной обстановкой. Согласно докладам советских консулов Молотову, западноевропейские государства оказались после войны неплатежеспособными. Каждый месяц за американский импорт, критически необходимый для них, европейские страны недоплачивали примерно $1 млрд. Назревали политические перемены.

В то же время в Восточной Европе под влиянием СССР формировалась система государств социалистической ориентации. Как тут не вспомнить слова Маркса о “призраке коммунизма”? Сразу после войны при помощи СССР там наметилось постепенное бескризисное развитие. Социальное устройство, характерное для соцстран, противоречило американским взглядам на “способ жизни” и “форму правления”.

Формирование западного блока государств

Не случайно план Маршала предусматривал обязательным условием предоставления американской финансовой помощи требование отсутствия коммунистов в правительствах государств-должников. Экономическая экспансия США сопровождалась идеологическим прикрытием. Советский Союз американские политтехнологи в своих концепциях представляли как “империю зла”, источник угрозы коммунизма. Таким образом, полностью подчинялся доктрине построения однополярного мира план Маршала. Цели и задачи, решаемые им, сводились к консолидации и укреплению так называемого демократического мира и обособления от него стран социалистической ориентации.

Американские политики реально опасались, что в условиях кризиса страны Западной Европы выберут социалистический путь. Поэтому дополнительные средства выделялись на укрепление европейского среднего класса, гаранта стабильности демократического общества.

Западный блок государств усилиями Соединенных Штатов идеологически активно противопоставлялся Советскому Союзу и противодействовал его влиянию на другие страны. В рамках доктрины Трумэна была создана трансатлантическая система международных финансовых институтов, изолирующих СССР и его сателлитов, и организационно способствующая экономическому доминированию западного мира: МВФ, МБРР, ГАТТ. Через запреты продажи технологий осуществлялась программа сдерживания СССР.

Все эти энергичные меры позволили Соединенным Штатам критически сузить международные рынки, доступные странам социалистического лагеря. Так началась холодная война, закончившаяся крахом СССР после нефтяного удара (санкционированного понижения цен на нефть) во второй половине 80-х гг.

Экономические последствия

План Маршала претворялся в жизнь исключительно грамотно и целенаправленно. Исторически сроки его реализации определяются четырехлетним временным промежутком с 04.04.1948 г. (дата принятия закона) по 31.12.1951 г.

Последствия плана Маршала для экономики стран Западной Европы оказались весьма позитивными. Они получили необходимый импульс для дальнейшего экономического развития. За 4 года реализации плана были инвестированы значительные средства в основные производственные фонды. До $4 млрд. - в закупку сельскохозяйственной техники. До $5 млрд. - в машины и оборудование для шахт. До $3 млрд. - в производственные мощности по добыче и выплавке железа и стали.

Валовый внутренний продукт Западноевропейских стран за время реализации "Программы восстановления Европы" (так официально назывался план Маршала) увеличился на 32,8% (с $119 млрд. - до $159 млрд.)

Промышленное производство возросло на 40% относительно довоенного уровня, объем продукции сельского хозяйства - на 11%. До 1953 года общеевропейский оборот торговли вырос на 40%.

Таким образом, план Маршала достиг своих целей. Экономика Западной Европы получила долговременные стимулы роста, повысилась производительность труда, развивалась торговля.

Даже после официального окончания плана помощи европейским странам США продолжали политику помощи иностранным государствам. Именно план Маршала заложил основы атмосферы сотрудничества, взаимной помощи и поддержки между Соединенными Штатами и странами Западной Европы. По экономическим меркам, он был весьма эффективен: ежегодная помощь в $5 млрд. стимулировала увеличение выпуска продукции на $20 млрд.

Заключение

Только ли в экономическом восстановлении поствоенной Западной Европы проявился план Маршала? Кратко его можно охарактеризовать как яркий пример проамериканской экономической дипломатии.

Последствия плана Маршала оказались глобальными: США получили огромный рынок Западной Европы, были заложены основы действенной трансатлантической интеграции, началась холодная война.

План Маршалла (Marshall Plan, официальное название European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») - программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем и вступил в действие в апреле 1949 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

История Плана Маршалла

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР).

George C. Marshall’s speech at Harvard in 1947:

Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждого из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.

План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х годов: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала американской валюты и отказ США от доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

Последствия Второй мировой

К концу Второй мировой войны бОльшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

Медленное восстановление Европы после Второй мировой

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты Плана Маршалла

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели.

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.

"ПЛАН МАРШАЛЛА"

Назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своём выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с "доктриной Трумэна" "П. М." явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны.

"П. М." был задуман американской дипломатией как продолжение "доктрины Трумэна".

"Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой "плана Маршалла" является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии.

"План Маршалла", как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии" (А. А. Жданов).

Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь.

Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений.

На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и развития" европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета.

Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.

После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М."

12-15. VII 1947 в Париже происходила конференция "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "П. М.", а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции.

Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США.

Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.

Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причём наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчёт которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии.

Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причём в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс ещё более сократил сумму ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал ещё более обременительными для европейских стран условия получения американской "помощи".

Обсуждение "П. М." в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта.

Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948.

Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман.

Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь".

Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие условия:

а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.

б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям.

г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии.

Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединённым Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран.

США делают откровенную ставку на первоочерёдное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой всё более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область.

"П. М." носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать "П. М." основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью "П. М." расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключён Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Всё это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причём экономической основой этих союзов должен стать всё тот же "П. М.", являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство.

Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д.

Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического сырья.

"П.М." используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике.

"П. М." находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств.

"П. М." неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по "П. М." "не дали настоящего подъёма промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъёма, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединёнными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединённых Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы".

С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа.

Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое ""ПЛАН МАРШАЛЛА"" в других словарях:

    - (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого… … Энциклопедический словарь

    - (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь

    ПЛАН МАРШАЛЛА - программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия

    «План Маршалла» - программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник

    ПЛАН МАРШАЛЛА - (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь