Отрасли производственной сферы. Классификация отраслей промышленности. Стимулирование продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

  • коммерцию;
  • интеллектуальный комплекс.

В разное время и при различных обстоятельствах каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки. Экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

— наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, как, впрочем, и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого. Отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряхсено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

  • промышленность;
  • строительство;
  • сельское хозяйство, рыбный промысел, лесное хозяйство;
  • общественный и производственный транспорт;
  • услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика. Торговля — это передача товара от поставщика потребителю за деньги, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии в одном цехе из руды выплавляют чугун, в другом — из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное, сталеплавильное и прокатное производства представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции от одного производственного звена к другому в таком случае связана со сменой владельца, а потому относится к сфере коммерции. Вот почему марксисты считают, что «торговый капитал — обособившаяся часть промышленного капитала». Поэтому, по их мнению, торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. С этими выводами вряд ли можно согласиться.

В той же мере, как и торговлю, к сфере производства в таком случае можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Но такое смешение понятий, с точки зрения хозяйственной практики, неверно. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. Однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит денежный доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный вне производства доход имеет ценность, когда в нем отражены реальные ценности, т. е. продукты производства, и на поступившие деньги можно в полной мере закупить реальные нужные предметы.

Читайте также:
  1. A) Природные процессы, влияющие на загрязнение атмосферы.
  2. C. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
  3. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  4. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  5. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)

Особенности продвижения товаров и услуг

Продвижение - это совокупность различных маркетинговых мер, усилий, действий, посредством рекламы, PR, личных продаж, стимулирования сбыта и использование других маркетинговых коммуникаций, предпринимаемых производителями, продавцами товара или услуг, посредниками в целях повышения спроса, увеличения сбыта, расширения рыночного пространства для реализации продукции.

Продвижение товара или услуги является составной частью информационной кампании, которой предшествует изучение нужд, потребностей, мнений потребителей, определение особенностей формирования их предпочтений и благоприятного имиджа предприятия, а также реклама его продукции. Кампания по продвижению товара всегда должна преследовать конкретные цели, ориентироваться на конкретную аудиторию и в соответствии с этим использовать конкретные формы продвижения продукта.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Стимулирование сбыта, направленное на потребителей, нацелено на увеличение объема покупок потребителями. Основные преимущества методов такого стимулирования заключаются в их многообразии и гибкости. Рассмотрим основные методы стимулирования потребителей:

- Ценовые меры . Ценовые меры - временное снижение цены товара. Ценовые меры широко используются для стимулирования покупки нового товара «на пробу» или убеждения существующих потребителей покупать больше и чаще. Денежные скидки - это снижение обычной цены товара или услуги в абсолютном (например, «цена снижена на 500 долларов») или процентом выражении (например, «скидка 50 %»).Скидки за упаковку - это дополнительный товар за ту же цену; предоставляемый в двух видах: упаковки-премии и объединенные упаковки. Упаковки-премии содержат дополнительное бесплатное количество товара, когда стандартная упаковка покупается по обычной цене. Этот способ часто используется для представления новой, более крупной упаковки товара.

При определении величины ценовой скидки важно знать ценовую эластичность продаваемого товара, учесть дополнительные издержки потребителей, связанные с реализацией купона. Может оказаться, что ценовая скидка будет находиться в зоне безразличия потребителей к изменению цен.

Купоны - официальные сертификаты, предлагаемые производителями и розничными магазинами, которые гарантируют определенную экономию при покупке определенных товаров в определенном магазине.



Конкурсы, лотереи, игры . Мероприятия такого типа привлекают людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы. Возмещение - это предложение компании вернуть определенную сумму денег потребителю, который покупает товар. Большинство предложений о возмещении побуждают совершить покупку. Премия - это овеществленная награда, полученная за выполнение определенного действия, такого как приобретение товара или посещение места продажи. Премии обычно бесплатны, или же цена невысока. Реклама с помощью специальных товаров. Реклама с помощью специальных товаров похожа на премии, за исключением того, что потребителю ничего не нужно покупать, чтобы получить специальный товар..Программы продолжения -программа, которая требует от потребителя продолжения покупок товара или услуги, чтобы получить вознаграждение. Цель любого вида программы продолжения состоит в том, чтобы привязать потребителей к организации с помощью наград за их приверженность. Как правило, чем больше совершается покупок, тем больше вознаграждение. Большинство программ продолжения рассчитаны на долгосрочный период.Образцы - бесплатный экземпляр товара, предоставляемый потребителю для пробного использования. Это самая эффективная стратегия для выхода на рынок с новым или модифицированным товаром или для смены товара-лидера на рынке, но и самая дорогая. Для достижения успеха товар должен продемонстрировать свои лучшие качества даже неопытному пользователю. Образцы работают наиболее эффективно, когда вместе с ними распространяются купоны на товар. Большинству потребителей нравится получать образцы, потому что они в любом случае не теряют деньги.


Под индустриальным производством понимается выпуск про­дукции с применением машин и механизмов. Оно делится на тяжелую индустрию (производство средств производства) и лег­кую индустрию (производство предметов потребления).

Ведущей отраслью тяжелой индустрии становится маши­ностроение. Кроме машиностроения тяже­лую индустрию представляют электроэнергетика, металлургия, судо­строение и другие.

Технологический процесс индустриального производства можно представить в виде схемы: «Добыча сырья -> Разработка технологического процесса для конкретного производства -> Изготовление отдельных деталей -> Сборка -> Готовая продук­ция «Реализация».

Профессии индустриального производства: токари, фрезеровщики, сверловщики, шлифовщики, наладчики, слесари, техники-технологи, инженеры-конструкторы, контролеры и т. д.

Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства и связанных с ней технологически, экономически и организационно промышленных предприятий транспорта, связи, энерго- и водоснабжения – всего около 80 отраслей. Основная цель их совместной деятельности – обеспечение населения пищевыми продуктами и товарами, вырабатываемыми из с/х сырья. Сферы АПК: фондообразующие отрасли – с/х машиностроение, производство удобрений, кормов, сельское строительство и др.; сельское хозяйство – растениеводство, животноводство, ветеринарная служба, агрохимическая служба; переработка, хранение и реализация с/х продукции – заготовительная отрасль, пищевая и частично легкая промышленность, торговля, общественное питание.

Техпроцесс АПК: производство с/х продукции-> хранение -> переработка-> транспортировка и реализация с/х продукции. Основными отраслями с/хозяйства являются земледелие и животноводство. Профессии в сфере АПК: агроном, селекционер, тракторист, комбайнер, зверовод, пчеловод, зооинженер и т.д.

Легкая и пищевая промышленность – обеспечивает население тканями, обувью, одеждой и продуктами питания. Профессии: ткач, прядильщик, швея, закройщик, тестовод, кондитер, бисквитчик и т.д.

Торговля – обеспечивает обращение товара, их движение из сферы производства в сферу потребления. Предприятия торговли: магазины, универсамы, торговые комплексы, склад-магазин и т.п. Профессии: продавец продовольственных товаров, контролер – кассир, коммерческий агент и т.д.

Предприятия общественного питания производят и реализуют кулинарную продукцию, организуют питание. Типы предприятий общественного питания: ресторан, кафе, бар, столовая и т. д. Профессии: бармен, повар, технолог общественного питания и.т.д.

Экономика общества - совокупность сложившихся отношений в следующих сферах: производство, распределение, обмен и потребление разнообразных благ. Среди различных видов деятельности человека именно на экономику возложена особая миссия. Она непосредственно связана с основополагающим условием жизни человека - удовлетворением его потребностей.

Экономика подразделяется на четыре взаимоувязанных и взаимозависимых сферы: производство, распределение, обмен и потребление.

* Производство. Так называется процесс создания благ. Производство в свою очередь подразделяется на сферу создания материальных благ и на сферу нематериального производства.

К сфере материального производства следует отнести промышленность, строительство, лесное и сельское хозяйство и прочие алогичные виды деятельности.

К сфере нематериального производства, относят пассажирский транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение и так далее.

Каждая из производственных сфер подразделяется на отрасли, включающие в себя предприятия (организации), объединенные общностью результата производства, применяемой технологии, используемых основных средств и подготовкой кадров.

  • * Распределение. Произведённый товар распределяется между членами общества. Процесс распределения обеспечивается объёмом благ, созданных производителями и участием в процессе государственных учреждений. Например, органов соцзащиты населения или налоговых органов. Так должно обеспечиваться поддержание принципа социальной справедливости в обществе:
    • 1. материальные блага должны быть распределены с учетом вклада человека в жизнь общества;
    • 2. общество должно проявлять заботу о членах, которые не могут трудится по причинам болезни, старости и прочее.
  • * Обмен. По сути, обмен является процессом купли-продажи благ, поскольку происходит обмен денег на товар, а товара на деньги. В процессе участвует эквивалент, который способен сохранить паритет сторон в сделке. И, хотя каждая страна применяет в качестве такого эквивалента денежные знаки, мировым эквивалентом принято считать золото. От уровня золотого запаса страны зависит ценность её денежных знаков (обеспечение золотом). Таким образом, если обмен осуществляется с помощью денег - «купля-продажа»; существует прямой продуктообмен - бартер.
  • * Потребление. Блага, которые были изготовлены в ходе производства, в сфере потребления удовлетворяют потребности членов общества. При этом товары, поступающие в сферу потребления, могут быть опять использованы в сфере производства. Например, станки. Или товары могут из экономической сферы перейти в социальную или бытовую сферу. Например, товары народного потребления.
Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).