В чем заключается умение задавать вопросы. Выяснение потребностей. Техника задавания вопросов. Правила постановки вопросов

Важнейшим элементом общения является умение правильно задавать вопросы. Ведь именно так интервьюер получает необходимую ему информацию и переключает мысли человека в нужное русло. То есть именно на этом человеке лежит ответственность по управлению беседой и именно он путем правильно поставленной фразы может избежать недомолвок и конфликтов и составить верное представление о собеседнике.

Начните с себя

Если интервьюер знает, как нужно правильно задать вопрос, то в беседе они помогут ему в следующем:

  • показать, что ему интересна личность партнера и собеседника;
  • в обеспечении «взаимопроникновенности ». То есть общающиеся между собой люди смогут сделать выводы о системе ценностей друг друга;
  • в получении информации, проявлении собственной позиции и отношения к сказанному;
  • ведении диалога и удержании нити повествования в собственных руках;
  • перевести общение на другую сферу;
  • подвести к логическому финалу монолог собеседника и начать диалог с ним.

Если вы не знаете, как правильно задавать вопросы, купите книгу, в которой об этом бы рассказывалось. В любом подобном издании вам будет предложено научиться сначала формулировать собственные мысли и спрашивать о чем-либо у самого себя, а уже потом у собеседника. Ведь от уместности, качества, точности и последовательности фраз будет зависеть эффективность большей части предпринимаемых вами действий.


Прежде чем начать расспрашивать собеседника о том, что вас интересует, необходимо дать ему понять, что этот диалог вам интересен и вы желаете его углубления. Спрашивая, мы подсознательно хотим установить с человеком хорошие отношения, но это возможно только при условии, что беседа не будет напоминать допрос.

Как можно научиться задавать правильные вопросы? Недопустимо являться на беседу неподготовленным. У вас должен иметься набросок фраз, которые стоит начать задавать, когда диалог перейдет в деловое русло или коснется интересующей вас темы. Так вы сможете обеспечить себе психологическое преимущество.

Умение задавать закрытые вопросы

Во время беседы интервьюер может задавать как закрытые, так и открытые вопросы. Первые рассчитаны на то, чтобы получить однозначный ответ «да » или «нет ».

Если вы хотите получить четкий и ясный ответ от собеседника, вы поинтересуетесь у него: «Вы делали то-то и то-то? », «Планируете ли попробовать? », «Вы получили удовлетворение от собственных действий ?» и т.п. Однако, если вы не хотите, чтобы ваш собеседник пришел к окончательному решению раньше времени, не спрашиваете его о чем-либо в такой форме.


Другое дело, если вы хотите получить однозначный ответ «да ». Специалисты советуют начинать любую беседу именно с таких фраз и желательно получить, как минимум, три однозначных ответа «да », чтобы потом с человеком было проще и удобнее общаться, ведь зона взаимопонимания станет существенно шире.

Спросите его так: «Согласитесь, ведь реку нельзя повернуть вспять? » или «Для вас имеют значение гарантии и качество? ». Добейтесь согласия по мелочам и тогда его проще будет получить в чем-то важном и большом.

Умение задавать открытые вопросы

Как нужно правильно задавать открытые вопросы? В этом случае интервьюер не ждет однозначного ответа на заданную фразу, он хочет выяснить отношение человека к обсуждаемому предмету.

Узнать все о фактах и событиях, относящихся к данной ситуации можно, спросив: «Кто имеет к этому отношение ?», «Какие попытки были предприняты ?» и т.д.


Узнать, как относится собеседник к обсуждаемой ситуации можно так: «Ваше мнение по этому поводу ?», «Какое впечатление на вас произвели ?» и др.

Не навязывайте собеседнику свою точку зрения и никогда не говорите: «Давайте сделаем так », «Я думаю, надо вот что » и т.п. Лучше предложить так: «Не хотели бы рассмотреть такой вариант решения проблемы ?», «А может быть, стоило бы ?». Интересуйтесь, на чем зиждется утверждение вашего оппонента: «Чем обусловлено такое решение ?», «На что вы опираетесь ?» и т.п. Если имеются какие-либо сомнения, лучше уточнить, чем остаться неудовлетворенным от беседы.

Особенности, характерные для открытых вопросов:

  • вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
  • интервьюируемый сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
  • заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
  • интервьюируемый воспринимается как главный источник информации, предложений и идей.

Другие виды задаваемых фраз


Но интервьюер должен быть всегда начеку и при необходимости задать наводящий, уточняющий или любой другой вопрос.

Как правильно задать уточняющий вопрос мужчине или женщине? Если есть какие-либо сомнения и требуется уточнить нюансы, интервьюер может спросить: «Сколько именно человек было? », «Во сколько по времени это произошло? » и т.п. В результате собеседник удостоверится, что вы все поняли правильно, поэтому зачастую он сам ждет, что вы спросите его об этом.

Наводящий вопрос наводит на определенную мысль, подталкивает человека к тому, что он должен сказать.


Если тема разговора ушла в сторону или интервьюер ищет способ подтвердить правильность суждения своего собеседника, он может задать наводящую фразу, но при этом учитывать, что она всегда звучит навязчиво и вынуждает собеседника согласиться с его мнением, а ведь это не всегда целесообразно.

Когда я смотрю или прослушиваю чье-либо интервью, больший интерес у меня вызывает не тот человек, у которого берут интервью, а тот, кто ведет беседу и задает вопросы . Мне кажется, что от того, какие задаются вопросы и зависит, насколько будет интересным это интервью.

Раньше я считала, что в работе интервьюера для меня много недостижимого, но со временем и с опытом стало понятно, в чем заключается искусство вести беседу и проводить интервью.

Любите ли вы задавать вопросы?

Мы все очень привычно относимся к тому, что маленькие дети хотят все знать и поэтому задают очень много разных вопросов. Сначала мы этому умиляемся, потом стараемся искренно отвечать на них, затем наступает легкое раздражение, иногда сдерживаемое, иногда нет. Наконец с радостью понимаем, что этот период почемучек как-то незаметно для нас закончился, и с легкой грустью иногда о нем вспоминаем.

Возможно и по этой причине тоже, многие люди считают, что если они будут задавать вопросы, то о них будут думать, что они ничего не знают. Раньше любознательность и любопытство не были в уважении и почете. Конечно, я вижу, что отношение людей к разным вещам сейчас меняется, и во многом в лучшую сторону. Но практика показывает, что взрослые люди не любят спрашивать, боясь показаться несведущими в чем-то. Хотя этот миф может развеять Интернет — неиссякаемый источник ответов на любые вопросы.

Возможно, что люди не задают вопросов по одной простой причине: они их не умеют задавать, и не знают как правильно это делать. Здесь мне многие могут возразить: ну что в этом сложного, этому и учить не нужно. Но я отлично помню тот тренинг, на котором нас учили правильно задавать вопросы, и после которого я поняла, что раньше я не умела задавать вопросы. Поэтому частенько получала в качестве ответов совсем не то, что я хотела.

«Каков вопрос — таков и ответ» — это самое ценное правило, которое надо проговаривать как мантру, когда ты хочешь что-либо спросить. А для того, чтобы знать как правильно спросить, нужно знать некоторые особенности и правила, которые присущи технике задавания вопросов.

Вообще, умение правильно задавать вопросы — качество, которое может пригодиться не только в деловой сфере. От того, насколько хорошо вы будете владеть приемами, зависит вся ваша коммуникация в целом. Мы наблюдали такой интересный момент, когда этот навык играл заметную роль во взаимоотношениях внутри семьи и в кругу друзей.

Прежде всего, давайте разберемся, какими бывают вопросы. Так как применение разных видов вопросов может приводить к разным результатам.

Вопросы делятся на несколько групп:

1. Открытые и закрытые. С этими видами вопросов все просто: на открытый вопрос можно получить неодносложный ответ, а на закрытый — односложный, да или нет. «Расскажите, пожалуйста, о том, как ваша компания добилась таких результатов всего за один год?» — это открытый вопрос, и он подразумевает, что собеседник будет рассказывать о предмете вопроса не одним предложением. Здесь важно не задать слишком открытый вопрос, иначе слушать придется очень долго.

«Вас устраивает обслуживание в нашей фирме?» — такой вопрос считается закрытым, на него обычно отвечают «да» или «нет». При всей их видимой неэффективности, закрытые вопросы могут помочь завершить сделку, ведь нам нужно получить от клиента три «да», не правда?

2. Альтернативные вопросы. Такие вопросы предоставляют собеседнику выбор без особого выбора. «Ты предпочитаешь провести встречу в первой половине дня или во второй?», или » «Дорогой, ты будешь красную икру или черную?». Мы как бы не даем времени подумать собеседнику, о том, что есть другие возможности, и ему надо выбирать только из этих двух вариантов. А мы получаем именно тот ответ, который нам нужен.

3. Вопрос на вопрос. Бывают ситуации, в которых самым лучшим выходом будет ответить на неудобный вопрос вопросом. Например, «Сколько раз вы были замужем?» — «А почему вас это интересует?».

4. Перефразирование. Часто помогает в тех случаях, когда требуется удержать внимание, или когда обдумывание ответа занимает больше нескольких секунд, рекомендуется перефразировать тот же вопрос по другому, а в это время продолжать думать о том, как ответить лучше. К примеру, клиент: «Скажите, сколько у вас стоит самая дешевая дверь?». Ясно, что односложно ответишь, клиента потеряешь. Поэтому можно спросить: » Правильно ли я вас понимаю, что вы подбираете дверь, исходя из соотношения «цена-качество»… Варианты могут быть любые, здесь важно удержать внимание клиента и понять, что именно ему нужно.

5. Наводящие вопросы. Такие вопросы могут при должном умении с вашей стороны, задать иное направление беседе. «Я слышал, что в этом году вы открыли филиальную сеть в нескольких городах. Расскажите, как вам это удалось?»

6. Уточняющие вопросы. Отличный пример — спросить у другого человека, что он имеет ввиду, когда говорит об этом. Анекдот в тему:

Где это вас так, девушка?
- Что вы имеете ввиду?
- Ну, в челюстно-лицевую просто так не привозят!
- Вы с ума сошли? Я медсестра!

Если вы понимаете, что вопрос вам не до конца ясен, и на него можно ответить по-разному, переспросите у собеседника «Что он имеет ввиду?». Такой прием отлично работает и деловых переговорах и обычной жизни. Посмотрите , и вы сможете убедиться, насколько важен этот вопрос в работе с клиентами.

7. Риторические вопросы. Предполагают, опять же, правильно настроить ход беседы и в нужный момент добить внутреннего согласия и расположения клиента. Такие вопросы могут быть связаны с политикой, с новостями, погодой, ситуацией, отдыхом. Вы задаете вопрос в никуда, вроде бы ни к кому определенно не обращаясь, но в то же время выявляя тех, кто думает так же. Ответ на него, как бы всем очевиден, и по сути, этот вопрос не требует ответа. Есть цитата в тему: «Не каждый вопрос предполагает ответ».

8. Внушающие вопросы. С помощью таких вопросов мы намеренно влияем на собеседника и управляем ходом разговора. «Вы же намерены… Вы же согласны… Вас же устраивает…»

9. Извлекающие вопросы. Вопросы, с помощью которых можно выяснить какую-либо проблему, сложность, задачу, и сфокусировать именно на них.

10. Проблемные вопросы могут обозначить проблему, которая нуждается в проработке, и выяснить, насколько это важно для собеседника.

Итак, я перечислила далеко не все, но самые основные виды вопросов, с помощью которых можно научиться вести беседу, диалог, переговоры наиболее эффективно. Не секрет, что именно искусство владения техникой задавания вопросов, в первую очередь актуально и переговоров. Так как именно от умения продавца завершать сделки зависит прибыль компании, а следовательно и денежное вознаграждение продавца.

Но всегда следует знать и помнить, что для того, чтобы задавать вопросы, необходимо хорошо изучить и знать предмет, о котором будет идти речь. Конечно, в первую очередь это относится к деловой сфере деятельности. «Чем больше мы владеем информацией, тем больше мы владеем миром» — известная цитата, которая на 100% оправдывает все наши усилия по проведению встреч и переговоров.

Вопросы задавать непросто. Этому нужно учиться и для этого нужны тренировки. Переделать свою речь, добавить в нее «чужеродные» слова, возможно лишь только под управлением наставника, либо тренера. В чем я неоднократно убеждалась на примере своих менеджеров. Лишь только после многих тренировок, когда эти фразы станут вашими, приятно наблюдать, что твои подопечные наконец-то овладели техникой и теперь умеют правильно задавать вопросы. Что является залогом успеха в переговорах. Кто задает вопросы, тот и ведущий. Вы же не хотите упускать свою инициативу во время проведения переговоров? Тогда учитесь правильно задавать вопросы.

Веселое видео о вопросах, советую посмотреть. Понятно, что герой не знает о правилах и о том, как надо задавать вопросы. Но зато он их записал, что тоже немаловажно — советую обратить внимание.

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).

Задание 1

Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.

Задание 2

Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5-6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.

Задание 3

Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3-4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.

Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого - вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.

Исследователи выделяют 5 типов вопросов.

1. Фактические вопросы (или вопросы на знание)

Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.

Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:

  • кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.)
  • когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться…)
  • где (как далеко это находится от…, как туда добраться…)
  • как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать…)

Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».

Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 - чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.

2. Конвергентные вопросы

Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем…», «Каковы причины…», «Почему…» (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).

Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».

Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?

3. Дивергентные вопросы

Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если...». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.

Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».

Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии…», «Когда это может произойти, если…», «Где это могло бы происходить… » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.

4. Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)

Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.

Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса «Гамлет» отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.

Вопросы на оценку и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.

5. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)

На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.

Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на , консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним , не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример - шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» - спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» - во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только . Если ваша цель - заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его , и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

Дональд Питерсон (Donald Peterson), генеральный директор Ford (1985–1989)

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».


eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин - .

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит , имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?

От того, насколько вы владеете искусством правильно задавать вопросы, зависит ваше общение с собеседником. Поэтому не стоит думать, что без этого умения вполне можно обойтись – неправильно заданный вопрос может смертельно обидеть человека.

Если вы сами уже задавали такие неудобные вопросы, то вы должны быть прекрасно осведомлены о последствиях. Но их, как и почти всего в этом мире, можно успешно избежать.

Узнаём из статьи, какие вопросы можно задать человеку при общении, а какие нельзя.

Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Платон

Коммуникативное общение заключает в себе умение правильно ставить вопросы

Вопросы являют собой способ, при помощи которого можно получить нужные сведения, а также направить беседу в нужное русло.

Вопросы дают возможность нам узнать то, что нас больше всего интересует. Грамотно поставленный вопрос, кроме того, что предоставит вам требуемую информацию, позволит избежать конфликтных ситуаций и оплошностей.

Неважно кто вы: менеджер, тренер по баскетболу, психолог, вам обязательно пригодится умение корректно ставить вопрос.

Правильные вопросы позволяют:

  • Выявить интерес к оппоненту;
  • Продемонстрировать свою систему ценностей, которая будет понятна собеседнику, и узнать о его ценностях;
  • Получить необходимую информацию, показать, что вы можете уделить достаточное время для разговора;
  • Взять инициативу в свои руки и управлять ходом беседы;
  • Менять тему разговора;

Как правильно ставить вопросы


Для правильной постановки вопроса, следует сперва грамотно построить внутренний диалог, сформулировать свои мысли. Качество и актуальность наших вопросов в большинстве случаев воздействуют на действия, которые мы совершаем.

Выявлено два варианта вопросов:

  1. 7 традиционных вопросов: Что? Где? Как? Кто? Почему? Какими средствами?

    Эти вопросы дают возможность провести анализ ситуации в целом;

  2. 6 вопросов, затрагивающих чувства, факты, желания, время, средства, препятствия.
Задавая вопрос собеседнику, мы руководствуемся целью установить с ним позитивные отношения. Однако вы сможете достичь этого, если это не будет выглядеть как допрос.

Как начать разговор?

Прежде чем начать беседу, задайте собеседнику несколько вопросов, после чего можете переходить к собственно разговору. Таким образом, вы добьётесь психологического преимущества.

Ниже перечислены виды вопросов, которые вы можете задавать в диалоге:

Как расположить к себе оппонента?

Как известно, краткость – сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, лаконичным и ясным. Сложный и пространный вопрос может сбить с толку вашего собеседника, таким образом, вы не получите конкретного ответа.

Для того чтобы собеседник не чувствовал, что он на допросе, используйте мягкие интонации. Задавая вопрос, делайте это так, чтобы он был в непринуждённой форме.

"Чтобы ответ был положительным, вопрос должен быть соблазнительным."
Стас Янковский

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вы можете получить то, что вы хотите от других, намеренно используя наводящие вопросы, побуждающие людей отвечать вам утвердительно.

Существует такое понятие, как положительно задаваемые вопросы, которые основываются на двух принципах:

ДА лучше, чем НЕТ

Несогласие является в целом некомфортным опытом при общении. Это можно даже считать невежливым поведением. Когда вы не согласны, вы как бы опротестовываете аргумент собеседника, и спорите, чтобы не прийти к провалу в общении.

По сравнению с риском и дискомфортом разногласий (НЕТ), согласие (ДА), как правило, предпочтительнее. Когда вы задаете вопросы, как правило, следует "подвести" собеседника к положительному выводу и ответа на ваши вопросы.

Создавайте, говоря

Когда вы говорите что-то, то для того, чтобы понять, что вы говорите, другой человек должен полностью вникать и понимать то, о чем вы говорите.

Например, если вы говорите "не вставайте" при задании вопроса человеку из аудитории, то человек должен думать о вставании с места, вместо того, чтобы сразу вам отвечать, в то время как если бы вы сказали "останьтесь сидеть", то все, что нужно сделать человеку, это остаться в положении сидя (которое, в данном случае, также улучшает их текущее состояние) и сразу отвечать на ваш вопрос.

Следовательно, задавая позитивные вопросы, вы должны говорить только то, что вы хотите, чтобы другой человек обдумывал, и избегать того, что вы не хотите, чтобы этот человек тратил время на обдумывание.

Вопросы, которые направляют

Используя приведенные выше вопросы, другой человек может вступить в какое-либо действие или получить другую реакцию.

Создание позитивного действия

Для того, чтобы заставить кого-то ответить положиьельно на вопрос, спросите его, указывая какое-либо действие, и формулируйте сам вопрос таким образом, что говоря «ДА», собеседник приходит к полному согласию и уступчивости с его стороны:
  • Будете ли вы делать эту работу?
  • Мне было интересно с вами, не хотели бы вы пройтись со мной?
  • Можете ли вы помочь мне поднять это наверх?
  • Возьмете ли вы эту вещь за меньшую сумму?

Убеждающее действие

Для того, чтобы заставить человека что-то сделать нужное вам, чего он не хотел бы делать, ваш вопрос должен побуждать его сделать это, для этого попробуйте использовать в вопросах принцип "от обратного", примеры ниже:
  • Вы не очень возражаете, если вы сделаете эту работу?
  • Я знаю, что вы, возможно, не хотите идти со мной, но не будете ли вы так добры?
  • Ты намерен там только смотреть футбол?
  • Будете ли вы менять цену, которую ранее озвучили?

Предотвращающее действие

Для того, чтобы заставить кого-то не делать что-то, используйте положительные моменты отрицательной задачи:
  • Вы бы предпочли что-то сделать еще?
  • С кем вы еще хотите идти?
  • Ты хочешь смотреть футбол?
  • Вы хотите, чтобы я согласился с вашей ценой?

Заключение

Умение грамотно задавать вопросы тесно связано с умением слушать.

Люди расположены к тем, кто внимательно слушает их. Однако, показывая свою заинтересованность, не упустите нужную вам информацию.