Разговор с водителем: Как я победил Яндекс.Такси. Как обманывают современные таксисты

Зачастую, российский клиент бывает такой «неблагодарный», что просит его перевезти на соседнюю улицу, какие уж тут заработки для таксиста. То ли дело аэропорт или другие места, куда сложно добраться даже общественным транспортом. Но, как говорится, в русской поговорке - «голь на выдумку хитра». Некоторые «предприимчивые» водители решили облегчить себе жизнь и устанавливают на своих машинах «левые» GPS-системы, которые искажают их фактическое пребывание и подменяют координаты на более выгодные для таксистов.

Рынок сразу отреагировал на подобный спрос и сегодня в сети можно встретить массу объявлений о продаже «фейковых GPS» на смартфон или планшет. Эти устройства спокойно работают с такими приложениями, как «Максим», «Сити мобил», а также «Таксометр», используемого «Яндекс.Такси». Цена установки приложения - приблизительно 3500 руб.

Обмануть систему

Достаточно активно менять свои координаты с помощью «фейковых» навигационных систем водители такси начали примерно год назад. Тогда же данной проблемой озаботилась и одна из самых крупных компаний в сфере онлайновых пассажирских перевозок - Gett. Представители компании отмечают, что особенно активно подменяется местоположение таксистов именно в аэропортах. Проходимость там большая, клиентов много и лучше быть в начале «очереди», нежели в ее конце. Именно там формируются самые выгодные заказы. Водители, пытающиеся обмануть систему, стараются зафиксировать свое пребывание, как можно ближе, к потенциальному клиенту, который вызывает такси чуть ли не на взлётной полосе. По мнению онлайн-компаний, на пользователей такие «махинации» никак действуют, что уже отрадно.

«Яндекс.Такси» также сталкивается с подобной проблемой. Особенно часто используют «ложные» приложения московские водители, которые предпочитают получать заказы, находясь за пределами аэропорта на бесплатной стоянке. Никаких дополнительных затрат. При желании можно сидеть дома и пить чай или читать русскую классику. Заказ приходит, водитель его выполняет и возвращается к своему приятному времяпровождению.

Подменой своих координат с помощью «фейковых GPS» занимаются не только таксисты массового сегмента, но сервисы, где тарифы более высокие. Так, например, компания Wheely, предоставляющая своим клиентам автомобили не ниже бизнес-класса, также выявила использования «левых» приложений. И опять же в большей части это происходит в аэропортах. При этом, вылавливая выгодных клиентов в аэропорту, водители до получения непосредственного заказа могли свободно ездить по городу или также сидеть дома. По мнению специалистов, «фейковый GPS», на самом, деле выгоден только для аэропортов.

Борьба с недобросовестными водителями

Рынок онлайн-такси на конец прошлого года составлял приблизительно 441,0 млрд. руб. На конец 2014 года в России насчитывалось около 338,0 тыс. такси, сотрудничающих с онлайн-компаниями, специализирующихся в сфере пассажирских перевозок. 40,0 тыс. автомобилей были подключены к «Яндекс.Такси» и 36,0 тыс. - к Gett.

Многие эксперты полагают, что компании онлайн-такси в большей степени озабочены другими проблемами, а не подменой водителями своих координат (что тоже для них неприятно). Их волнуют незаконные операции, с помощью которых происходит неправомерное получение денежного вознаграждения за поездку.

Агрегаторы пытаются бороться с недобросовестными водителями. Так, по мнению специалистов Gett, они даже при желании не могут удлинить поездку и получить соответственно больше денег, так как ее закрытие происходит уже не с помощью GPS, а посредством другого механизма.

Компания Uber в России не стала комментировать проблему с искажениями водителями своих данных о месте пребывания, зато рассказала о неприятных случаях с их компанией в Китае. В этой стране их службой безопасности были раскрыты мошеннические схемы ряда водителей, которые действовали следующим образом. Они покупали взломанный смартфон, на котором несколько номеров и аккаунтов и с одного водитель делал заказ, а с другого его принимал. При этом они обслуживали, как правило, еще одного клиента. Но, со слов представителей агрегатов, работающих на территории России, они сталкиваются с такими и им подобными проблемами не так часто. Обычно, если водители пытаются мошенничать - их ловят. Далее, как, минимум, их отключают от приложения. При более серьезных нарушениях компания может обратиться в суд или следственные органы.

Московский таксист нашёл способ взломать приложение «Яндекс.Такси» и получать заказы первым. Свою историю он рассказал изданию «Мослента ».

По словам водителя, «Яндекс.Такси» и Gett являются в Москве самыми популярными сервисами такси, и, в отличие от Uber, позволяют получать хороший заработок благодаря высоким ценам для клиентов. При этом «Яндекс» сотрудничает только с профессиональными таксистами и только на уровне таксопарков и диспетчерских служб - не регистрируя физических лиц.

У водителей это вызывает определённые сложности, включая необходимость создавать диспетчерские службы, через которые можно зарегистрироваться в «Яндекс.Такси». При этом часть заработанных денег уходит этим службам, а часть - «Яндексу».

Однако таксиста смутило не это, а проблемы с рейтингом, напрямую влияющим на количество заказов. Этот показатель, зарабатываемый «огромным трудом», у него несколько раз резко падал с уровня около 4,9 (максимальный - 5,0) до 3,3-3,4.

Ни жалоб от клиентов, ни срывов заказов, ни плохих оценок вроде не было. Почему «вроде», потому что у водителя нет никакой возможности узнать о причинах падения рейтинга. «Яндекс» напрямую с водителями не общается! И только делает вид, что общается с таксопарками (ответа от «Яндекса» на запрос из таксопарка мне ни разу не удалось получить). При падении рейтинга тебе перестают поступать заказы.

водитель «Яндекс.Такси»

Когда водитель попытался обратиться напрямую в «Яндекс», чтобы выяснить, почему происходят резкие падения рейтинга, в компании ему заявили, что с «таксистами не общаются».

Моя настойчивость всё-таки возымела успех, и я достучался до какого-то менеджера, который знаете, что сделал? Позвонил генеральному директору моей компании, который просто-напросто выгнал меня оттуда! Что делать в такой ситуации? Правильно! Любым способом побороть этот «Яндекс».

водитель «Яндекс.Такси»

После этого водитель потратил три-четыре месяца на то, чтобы научиться декомпилировать и «заново собирать» Android-приложение «Яндекс.Таксометр» (водительский клиент «Яндекс.Такси»). Это позволило ему изменять то, как программа считает его рейтинг, а также получать приоритет при заказе машины.

Я стал единственным (надеюсь) в Москве таксистом с подобным приоритетом. Есть водители с приоритетом, присвоенным самим «Яндексом», но я, как вы поняли, решил не ждать милости от сервиса, а взять всё в свои руки. Многие даже обращались ко мне с просьбой продать программу.

водитель «Яндекс.Такси»

Скриншот приложения «Яндекс.Таксометр»

Мужчина утверждает, что среди водителей уже образовалась «каста» тех, кто взломал приложение, однако его сборка, по его словам, уникальна. Несмотря на все попытки «Яндекса» ликвидировать уязвимость, ему раз за разом удавалось находить «лазейки».

Добьюсь ли я снова полного контроля над «Я.Таксометром»? Не знаю. Но узнав суть работы после тщательного изучения приложения, я теперь могу, в принципе, и без всяких правок иметь пусть не все, но многие преимущества перед водителями.

Вот мой ответ «Яндексу», считающему ниже собственного достоинства общаться с водителями и регулярно устраивающему сущий ад в работе таксистам в виде почти ежедневных глюков программы и недоделок, хотя в тестовом режиме программа существовала более чем полгода.

Последние годы люди все чаще обращаются к услугам популярных сервисов такси Uber, Яндекс.Такси, Gett и многих других. Поездки для пассажиров стали удобнее и комфортнее, а сама стоимость такси заметно снизилась: требующие совершенно неадекватную цену за свои услуги перевозчики постепенно уходят в прошлое. В то же время развитие технологий в этой сфере открыло новые возможности для мошенничества.

Заказы от борта

Благодаря софту для водителей Яндекс.Таксометр перевозчики могут, кроме заказов от провайдера, принимать так называемые заказы от борта – когда пассажир ловит такси на улице. Не многие знают, что водитель в таком случае в праве сам устанавливать собственную тарификацию и стоимость поездки.

Недобросовестные таксисты иногда включают в приложении режим от борта даже в случае «полноценного» заказа, то есть когда пассажир зашел в программу, указал маршрут поездки от точки А в точку Б и нажал кнопку «вызвать такси». Когда клиент садится в автомобиль, мошенник незаметно включает режим заказа от борта.

После окончания поездки таксист может назвать сумму, чуть ли не на 50% превышающую указанную пассажиру в приложении. На возражения клиента такой водитель отвечает, что сумма поездки в приложении не точная, примерная. В ход идет дополнительная аргументация: были пробки, Яндекс якобы указывает маршрут по прямой, автомобиль же передвигается по дорогам, ну и так далее. На самом деле, все это, конечно же, обман.

Другой пассажир

Данный вид мошенничества действует при условии, что клиент намерен оплатить поездку с помощью банковской карты. Бывает, что человек не вышел вовремя, но заказ не отменил.

Таксист подъезжает, некоторое время ждет клиента, а потом едет из точки А в точку Б, которую указывал клиент. После этого заказ закрывается водителем, а сумму поездки списывается с карты несостоявшегося пассажира.

Тот в недоумении, пытается выяснить в чем дело, начинается разбирательство, водитель же заявляет, что был человек, сел в машину, и он его исправно довез куда надо. Доказать обман в таком случае практически невозможно.

Промокоды

Наверняка многие из нас пользовались промокодами при поездке на такси. Яндекс, Uber и другие сервисы часто пользуются ими для привлечения клиентов. Дисконт можно использовать только один раз. Даже если промокод на сумму 500 рублей, а поездка на 300, то разницу в 200 рублей пассажир использовать уже не может.

Зато это может сделать таксист. Водитель закрывает промокод на максимум и получает эти самые 200 рублей.

Доплата

У каждого сервиса есть минимальный тариф поездки. К примеру, у Gett это 50 рублей, у Яндекс-Такси – 100. В случае, если поездка обошлась клиенту дешевле, сервис доплачивает водителю разницу.

Этим пользуются недобросовестные таксисты. Покупается дополнительный смартфон, с одного телефона водитель делает заказ, а с другого принимает. Как правило, мошенническая схема используется по пути на реальные вызовы – к примеру, «подвозил пассажира».

«Фейковый GPS»

Сотрудничающие с сервисами таксисты порой пользуются программами, которые искажают реальное нахождение их машины на карте. Особенно популярен «искажатель» в аэропортах. К примеру, в Gett заказы распределяются в зависимости от близости водителя к клиенту. Иными словами, кто ближе, то и получает пассажира.

Чтобы получить лакомый заказ первыми ушлые таксисты используют «фейковые GPS», который показывает их местонахождения рядом с аэропортом, тогда как они сами могут быть в другом месте. Только получив заказ, водитель выдвигается. Естественно, что клиент потеряет много времени, ожидая машину.

Первая поездка

В Uber используется практика дарить клиенту первую поездку. Этой возможностью также пользуются мошенники. Водители договариваются заказать друг у друга фиктивную первую поездку. На самом деле она не выполняется, но таксист все равно получает за нее деньги от системы.

Отсутствие предложения

Еще одно мошенничество водителей в Uber – обман формирующего цену заказа алгоритма. Для этого все водители одновременно выходят из приложения, через которое берут заказы.

Система видит крайний недостаток машин, и при ограниченном предложении повышает цены на проезд. Водители же, дождавшись повышенной тарификации, заходят обратно в приложение и принимают заказы. Но уже по завышенной цене.

В августе этого года прогремел скандал: водители Uber сговорились единовременно выходить из приложения, чтобы задирать цены на перевозки.

Трюк работал эффектно: программа считала, что мало доступных машин, а значит – выше цены. Точно такой же маневр могут провернуть работники любого такси-сервиса. Особенно, если дело происходит в пятницу вечером – высокий спрос можно сделать еще выше.

Но этот случай – не единственный, когда таксисты накручивают лишние десятки (а то и сотни) рублей. Мы вспомнили еще несколько излюбленных таксистами маневров, которые могут оставить вас без денег.

1. Маршрут прокладывается очень длинный


Вы едете три километра, место назначения достигнуто, а программа предлагает расплатиться за… пять километров? Или шесть. Или семь.

Как правило, сейчас такие штуки редко происходят по вине водителей – сбоит система. Но раньше, когда не было фиксированной цены за поездку, водитель специально мог намотать лишние пару кругов, чтобы увеличить ценник.

Уточнение для тех, кто далек от мира шавермы и парадной: везти клиента из аэропорта на любой вокзал через Кронштадт – это очень, очень нагло.

Наверное, разницу в цене водитель объяснял так. Программа, мол, показывает очень примерную сумму поездки (враньё) или вообще считает «по прямой», а таксист-то мчит по дорогам (тоже враньё).

2. Якобы нет «дешевых» машин

Кто знаком с Gett Taxi, должно быть, сталкивался. Вы заказываете машину эконом-класса, а ее попросту нет. И дело не в том, что вы в центре Дубая, и кругом колесят «майбахи» с «вейронами». Просто водители не хотят вести вас «по дешевке», поэтому не спешат запихивать себя в «нищебродскую» категорию.

Само приложение такие вещи никак не регулирует – видимо, тоже польстившись на более весомый чек.

3. Слишком рано «подъехал»

Поскольку тариф во многих случаях фиксированный, водителям больше нет резона караулить вас у подъезда. Путем простого маневра законные 5-10 минут ожидания ужимаются до двух-трех. Таксист показывает, что прибыл, едва заехав во двор.

Не исключено, что ему колесить еще с 15 минут, но на карте он уже давно ждет нерадивого клиента.

Чтобы не попасться на такую удочку, соизмеряйте время приезда водителя и ваши сборы. И не забывайте о таксисте – некрасиво трепаться с друзьями в коридоре, когда извозчик томится уже второй десяток минут.

4. Добавляются лишние услуги

Бывало такое – вы заказывали такси, доезжали до места, платили чуть больше предполагаемой суммы («пробки, брат!»), а потом с удивлением узнавали, что с вас списали гораздо больше?

Ничего необычного. Просто водитель позвонил диспетчеру после вашего выхода из салона и «приплюсовал» вам дополнительные услуги, которых на самом деле не оказывал. Детские сиденья, полный багажник, перенос вещей – чего только не придумают.

Узнать о добавленных услугах в счет поездки получится только после обращения в службу поддержки. Но многие клиенты не хотят заморачиваться, чем и пользуются таксисты.

5. Заказ отменяется или не закрывается вовремя

Суть отмены заказа в следующем. Водитель подъезжает, вы садитесь, и вдруг заказ отменяется. Ушлый извозчик объясняет это багом в системе («уже третий за сегодня») или случайным нажатием не туда, но деваться некуда, надо ехать.

И вы мчитесь по тарифу, который зависит чуть ли не исключительно от жадности таксиста. Даже если в сервисе предусмотрена комиссия за отмену поездки, водитель остается «в плюсе».

У этого метода есть новомодная модификация на тарифах с фиксировнаной стоимостью. Водитель принимает заказ, вы садитесь в машину – и тут он сам предлагает отменить поездку, но поехать по указанной цене.

Причин полно, все обман : на самом деле он просто не хочет делиться деньгами со службой такси.

Закрытие заказа невовремя сейчас наказывается строго, но заметить это может только сам пассажир. Вы «прикатываете» к конечной точке, выходите из авто, идёте по делам, проходит десять-пятнадцать минут… Наконец, прилетает SMS: поздравляем, с вас снято на несколько сотен рублей больше предполагаемого.

Все потому, что водитель просто не отменял заказ еще минут десять, накручивая ценник поездки.

6. Fake GPS и Fake Driver

Fake GPS – распространенный вариант мошенничества, который редко влияет на ваш кошелек, зато отражается на времени ожидания.

Схема такая. Вы заказали машину, водитель принимает заказ и вот-вот должен заявиться – судя по расположению на карте. Однако таксиста все нет, а приезжает он несколько позже, чем предполагалось.

Штука в том, что ушлый водитель запустил одноименную программу. Она перенастраивает GPS-координаты . В итоге автомобиль, который на карте отмечен совсем рядом, может отобразиться где угодно. Такой уловкой пользуются «водилы» в местах большого спроса – тех же аэропортах.

Чтобы не платить адские деньги за парковку, таксист спокойно дежурит возле шлагбаума или вообще сидит дома. Хотя на карте он отмечен совсем рядом, и заказ получит первым.

Такси-сервисы этой проблемой занимаются: ставят «заглушки», пополняют черный список мошенников. Борьба идет с переменным успехом: в Google Play больше сотни приложений, позволяющих сбить GPS. А уж что творится на таксистских форумах…

Что касается другого фейка – с водителем – то тут вопрос не ожидания, а безопасности. Вызываете машину, приложение чирикает: приедет Виталий на белом «Солярисе».

Спустя десять минут приезжает явно не Виталий, явно не на «Солярисе» и явно не на белом. На все вопросы водитель ответит просто – сбой в программе!

На самом деле тот Виталий просто передал заказ другому водителю, которого нет в системе. Есть много причин второму таксисту работать «в черную»: нельзя зарегистрироваться, закрыли доступ, не хватает опыта или не подходит авто.

В итоге страдаете вы, поехав непонятно с кем – ведь про нелегального извозчика ничего не известно.

Вы сами-то сталкивались?

Разумеется, мы не хотим сказать, что всех таксистов надо забирать по 159 статье уголовного кодекса. Большинство тружеников частного извоза – приличные люди, которые просто вышли заработать. Но мошенники среди них встречаются.

Доводилось много читать о том, какие способы придумывают водители, чтобы обманывать пассажиров и Яндекс.Такси. Однако почти ничего не читал про то, как обманывают самих водителей в Яндекс.Такси. Так давайте же обсудим, поскольку повод есть. Понятное дело, что многие из обсуждаемых проблем возникли оттого, что Яндекс.Такси не доверяет водителям и борется с мошенничеством в водительской среде, но в итоге ситуация получила нездоровый перекос. Получается, что водитель не прав почти никогда? У вас есть реальная история о том, как обманывают водителей в Яндекс.Такси?

Неоплата наличными

Неоплата пассажиром поездок за наличные в Яндекс.Такси

Пассажиры Яндекс.Такси каждый день придумывают все более изощренные схемы, чтобы не оплачивать поездки наличными. Суть же вопроса в том, что если пассажир вышел из машины, не заплатив, почти наверняка денег за эту поездку водитель уже не увидит. У одного моего водителя однажды это произошло дважды за день — пассажиры не заплатили в разных поездках по 700 руб. Первый раз они сказали, что денег нет, оставили в залог будущей оплаты банковскую карту и якобы пошли за деньгами. Другой раз два пассажира вышли из машины, не заплатив, зашли в магазин, сняли с продавца 15.000 руб. за торговлю алкоголем после положенного времени и сбежали. Согласитесь, способы мошенничества пассажиров становятся все более изощренными.

Карты Сбербанка

Мошенничество через карту Сбербанка

Водитель выполняет заказ за наличные, после чего пассажир (чаще пассажирка) делает вид, что перевел деньги на его карту. На самом деле, пассажир просто присылает СМС с текстом, аналогичным тому, который содержится в банковском уведомлении о перечислении денег. В тексте сообщения указано, что на карту совершен перевод на сумму 6000 рублей. Далее пассажир, что перевел такую сумму по ошибке и просит водителя сделать перевод на его карту за вычетом суммы поездки. Водитель делает такой перевод, после чего пассажир уходит, а водитель обнаруживает, что с карты пропали деньги.

Видео

Видео — как обманывают водителей Яндекс.Такси

Списание комиссии

Списание комиссии Яндекс.Такси, когда пассажир не заплатил за поездку

Списание комиссии Яндекс.Такси в тех случаях, когда пассажир не заплатил за поездку, мало того, что является несправедливым, так еще стало репрессивной мерой по отношению к водителям. Часто получается, что водители вместо того, чтобы сообщить в Яндекс.Такси о мошенничестве со стороны пассажира, звонят в диспетчерскую и просят отменить заказ! Почему так происходит? Потому что водитель понимает, что денег за поездку, которую не оплатил пассажир, Яндекс.Такси в любом случае не вернет, а вот комиссию за эту поездку возьмет с водителя в любом случае. Получается полный бред, потому что вместо того, чтобы вытеснять из системы пассажиров-мошенников, списание комиссии с водителя приводит к наказанию самого водителя.

Изменение способа оплаты

Изменение способа оплаты поездки Яндекс.Такси в пути

Когда у пассажира недостаточно денег на карте для оплаты поездки, Яндекс.Такси может автоматически поменять способ на наличные. При этом водителю приходит оповещение в Яндекс.Таксометре, но так как водитель находится за рулем, он может не заметить это оповещение о смене способа оплата с карты на наличные. Таким образом, после завершения поездки пассажир просто выходит из машины, с водителя списывают комиссию, но деньги он не получает. Некоторые пассажиры могут использовать эту ошибку для систематической неоплаты заказов: они просто не кладут деньги на карту, способ оплаты автоматически меняется во время поездки, водитель этого не замечает, и пассажир в итоге не оплачивает поездку, а водитель не получает за нее деньги.

Заказ, которого нет

Списание комиссии за заказ Яндекс.Такси, который водитель не брал

Представим себе такую ситуацию: водитель приехал в точку назначения с пассажиром Яндекс.Такси, но пассажир под разными предлогами отказывается оплатить поездку наличными, поездку водитель еще не завершил по этой причине. Предположим, водитель с пассажиром препираются по этому поводу полчаса. А в это время водителю поступают следующие ближайшие заказы. Угадайте что? Водитель не сможет в течение этого получаса выехать на якобы принятый им заказ, и Яндекс.Такси спишет комиссию за эту несовершенную и непринятую поездку с водителя. Справедливость в действии!

Фиксированная стоимость

Фиксированная стоимость поездки в Яндекс.Такси

В Яндекс.Такси прекрасна во всех отношениях, и было бы все замечательно, если бы Яндекс.Навигатор умел точно рассчитать время в пути. В чем проблема? Что это не всегда так. Предположим, Яндекс.Навигатор заложил на поездку 1 час, а она длилась 1 час 40 мин. Угадайте, кто заплатит за ошибку в расчетах Яндекс.Такси? Правильно, водитель. Интересно, что на подобные ошибки Яндекс.Такси водители почти мне не жалуются, а вот водители Uber жалуются частенько, и Uber очень часто компенсирую водителю разницу между расчетной стоимостью поездки и фактической стоимостью.

Мошенничество пассажира

Пассажир Яндекс.Такси сказал, что оплатил поездку наличными

Очень часто приходят сообщения от Яндекс.Такси, что такой-то пассажир сообщил, что за поездку он заплатил наличными, а с него еще и с карты деньги списали. Причем обжаловать поездку пассажир может чуть ли даже ни две недели спустя после самой поездки. Очень крутой функционал, и хорошо будет, если водитель заметит это обратное списание денег за поездку, да еще и вспомнит две недели спустя, как же на самом деле пассажир заплатил за эту поездку. Видимо, в Яндекс.Такси полагают, что у водителя в голове компьютер.

Якобы не было поездки

Пассажир Яндекс.Такси сказал, что не совершал поездку по маршруту

При заказе машины в Яндекс.Такси пассажир указывает конечную точку поездки. Но что если пассажиру надо продолжить поездку после? В этом случае он просто говорит водителю, поехали дальше, стоимость поездки спишется автоматически. Предположим, первоначальная поездка стоила 1.000 руб., а полная поездка стоила 3.000 руб. Соответсвенно, поездка завершается, пассажир сообщает в Яндекс.Такси, что водитель не остановил поездку после ее завершения, и пассажиру на основании только его заявления возвращают 2.000 руб. С водителя списывают комиссию за полный заказ, при этом он получает оплату только за короткий первоначальный заказ.

Блокировка машины

Арендованная машина была заблокирована по вине предыдущего водителя Яндекс.Такси

Представим ситуацию: водитель берет машину в аренду, подключается в Яндекс.Такси и тут же узнает, что машина заблокирована, потому что предыдущий водитель, который на ней работал, серьезно нарушил сервисные стандарты Яндекс.Такси. В итоге так нарушил, что заблокировали и его самого, и его машину. Угадайте, что предложит Яндекс.Такси новому водителю, который ни в чем не виноват, никакие сервисные стандарты не нарушал и вообще прекрасный по жизни человек? Правильно, приехать на пункт стационарного контроля, чтобы разблокировать машину, которая была заблокирована не по его вине. Логично!

Разница в оплате

Разница между тем, что заплатил пассажир, и тем, что получил водитель Яндекс.Такси

Окей, я пока не слышал, что Яндекс.Такси злоупотребляет такими вещами, но вовсе этого не исключаю, потому что на этом поймали Uber в Америке, и был большой скандал. Обычная логика Яндекс.Такси: пассажир совершил поездку за 100 руб., Яндекс.Такси забирает свою комиссию 15 руб., водитель получает 85 руб. Внимание, начинается магия. А кто сказал, что комиссия Яндекс.Такси за поездку должна быть фиксирована в процентах от ее стоимости? Предположим, Яндекс.Такси знает, что пассажир готов совершить эту поездку за 400 руб., а водитель готов выполнить эту же поездку за 200 руб. В чем смысл Яндекс.Такси платить водителю больше? В этом случае, Яндекс.Такси может взять с пассажира 400 руб., а водителю заплатить 200 руб. Комиссия 50% с заказа, неплохо!

Что делать

Что делать в ситуации, когда обманывают водителей в Яндекс.Такси?

Проблема нового рынка электронного такси в России состоит, во-первых, в том, что все водители разобщены. Поодиночке отстаивать свои права у водителей не получится, а вся система электронного такси как раз построена на максимальном разобщении водителей. Вся монополия на информацию, а значит, и вся власть сконцентрирована в руках самого Яндекс.Такси. Во-вторых, в России почти не развита нормальная гражданская журналистика, то есть журналистика в интересах общества. Журналисты стараются не замечать событие, если корпорация сама не пришлет об этом пресс-релиз.

Единственный путь защитить свои интересы для водителей — это объедение в некую квази-общественную организацию, профсоюз водителей Яндекс.Такси. Подобный профсоюз мог бы представлять коллективные интересы водителей в переговорах с Яндекс.Такси и общаться с журналистами, чтобы формировать новостную повестку не только глазами пассажира и крупной компании, но и глазами водителей. Таким образом можно добиться большей объективности и справедливости по отношению к водителям Яндекс.Такси.