Нейробика - система упражнений для развития нейропластичности мозга - школа - g. Нейробика — простые и веселые упражнения для мозга, благодаря которым вам не грозит старческое слабоумие

Аэробика для мозга – так часто называют нейробику, так как «нейрон» + «аэробика» означает «упражнения для нейронов». Чтобы быть в тонусе и поддерживать высокую работоспособность, необходима зарядка – причем, как для мышц, так и для мозга. И если для мышц существует огромное количество упражнений, то для мозга специально разработана нейробика – эти именно то, что позволит мозгу быть в отличной форме. МирСоветов расскажет подробнее о том, что надо делать, чтобы натренировать свой мозг.

Откуда взялась нейробика?

Как известно, нервные клетки не восстанавливаются – эту теорию каждый из нас слышал в детстве. Но оказывается, новые нервные клетки могут появляться в организме взрослого человека. Это было доказано в ходе экспериментов, которые проводила группа ученых из Америки. Оказывается, у людей уменьшаются умственные способности не из-за отмирания клеток, а из-за истощения дендритов – это такие отростки нервных клеток, пропускающие через себя импульсы от нейронов к нейронам. Вот если дендриты не стимулировать, хотя бы время от времени, они могут атрофироваться и потеряют свои способности проводить нервные импульсы. Это процесс скорее физиологический – происходит то же самое, что и с мышцами, которые без физической нагрузки очень быстро потеряют функциональные способности.

Раньше считалось, что только детский организм способен стимулировать рост новых дендритов, но, оказалось, взрослые люди тоже могут вырастить дендриты – не страшась потерять старые клетки.

Благодаря экспериментам, ученые смогли доказать, что в мозгу взрослого человека нейронные сети могут меняться. Такое открытие и стало основой для разработки нейробики. Оказывается, благодаря таким упражнениям можно сохранить твердую память и здравый ум до самой глубокой старости.

В чем суть нейробики

Отличие нейробики от других упражнений в том, что задачи, которые предлагает эта методика, направлены на задействование всех пяти чувств, которые должны использоваться в непривычных комбинациях. Именно такие неожиданные решения способны дать толчок мозгу для обдумывания решений для новых, ранее несвязанных ассоциативных связей, которые ранее существовали между определенными видами информации.

Если заставить мозг человека комбинировать ощущения, тем более в необычных сочетаниях, то он обязательно начнет вырабатывать нейротропин. Именно то, что надо для роста новых нервных клеток и роста числа дендритов.

Именно в этом и заключается суть нейробики – нужно ежедневно заставлять себя думать и решать различные вопросы – лучше всего непривычные, далекие от ежедневной рутины и шаблонных действий. Необходимо менять привычки на новые действия, чтобы при этом еще и работали другие органы чувств. Желательно вообще пытаться все ежедневные обязанности решать необычным способом. Помните, что привычка способна иссушить мозг, а чтобы сохранить его в «живом» состоянии, необходимо поменять стиль жизни и обогатить ее совершенно новыми впечатлениями.

Кому нужна нейробика?

Ученые доказали, что нейробика полезна абсолютно в любом возрасте! Для детей такие упражнения помогут научиться концентрировать внимание и помогут мозгу усваивать новые знания. А людям старшего и преклонного возраста такие занятия помогут поддержать мозг в тонусе, что позволит избежать ухудшения памяти, которое приходит с возрастом.

Благодаря нейробике, можно развивать воображение и учиться мыслить абстрактно. Эти упражнения даже могут заметно уменьшить .

Уникальность нейробики в том, что заниматься ею можно в любое время, не зависимо от того, где вы конкретно находитесь. Восстанавливать нервные клетки, оказывается, не так уж и сложно – это можно делать по дороге в магазин, принимая душ или готовя обед у плиты.

Нейробика: разновидности упражнений

Самое главное правило нейробики: никакого однообразия, никакой рутины, никаких унылых привычек! Решайте вопросы и проблемы необычным для себя способом – заставьте свой мозг не просто выполнить команду, а предварительно подумать над этим. Вот некоторые варианты того, как разнообразить привычные каждодневные вещи – и полезно, и приятно.

Проводите досуг разнообразно!

Аэробика для мозга – так часто называют нейробику, так как «нейрон» + «аэробика» означает «упражнения для нейронов». Чтобы быть в тонусе и поддерживать высокую работоспособность, необходима зарядка – причем, как для мышц, так и для мозга. И если для мышц существует огромное количество упражнений, то для мозга специально разработана нейробика – эти именно то, что позволит мозгу быть в отличной форме. Мы расскажем подробнее о том, что надо делать, чтобы натренировать свой мозг.


Откуда взялась нейробика?

Как известно, нервные клетки не восстанавливаются – эту теорию каждый из нас слышал в детстве. Но оказывается, новые нервные клетки могут появляться в организме взрослого человека. Это было доказано в ходе экспериментов, которые проводила группа ученых из Америки. Оказывается, у людей уменьшаются умственные способности не из-за отмирания клеток, а из-за истощения дендритов – это такие отростки нервных клеток, пропускающие через себя импульсы от нейронов к нейронам. Вот если дендриты не стимулировать, хотя бы время от времени, они могут атрофироваться и потеряют свои способности проводить нервные импульсы. Это процесс скорее физиологический – происходит то же самое, что и с мышцами, которые без физической нагрузки очень быстро потеряют функциональные способности.

Раньше считалось, что только детский организм способен стимулировать рост новых дендритов, но, оказалось, взрослые люди тоже могут вырастить дендриты – не страшась потерять старые клетки.

Благодаря экспериментам, ученые смогли доказать, что в мозгу взрослого человека нейронные сети могут меняться. Такое открытие и стало основой для разработки нейробики. Оказывается, благодаря таким упражнениям можно сохранить твердую память и здравый ум до самой глубокой старости.


В чем суть нейробики

Отличие нейробики от других упражнений в том, что задачи, которые предлагает эта методика, направлены на задействование всех пяти чувств, которые должны использоваться в непривычных комбинациях. Именно такие неожиданные решения способны дать толчок мозгу для обдумывания решений для новых, ранее несвязанных ассоциативных связей, которые ранее существовали между определенными видами информации.

Если заставить мозг человека комбинировать ощущения, тем более в необычных сочетаниях, то он обязательно начнет вырабатывать нейротропин. Именно то, что надо для роста новых нервных клеток и роста числа дендритов.

Именно в этом и заключается суть нейробики – нужно ежедневно заставлять себя думать и решать различные вопросы – лучше всего непривычные, далекие от ежедневной рутины и шаблонных действий. Необходимо менять привычки на новые действия, чтобы при этом еще и работали другие органы чувств. Желательно вообще пытаться все ежедневные обязанности решать необычным способом. Помните, что привычка способна иссушить мозг, а чтобы сохранить его в «живом» состоянии, необходимо поменять стиль жизни и обогатить ее совершенно новыми впечатлениями.


Кому нужна нейробика?

Ученые доказали, что нейробика полезна абсолютно в любом возрасте! Для детей такие упражнения помогут научиться концентрировать внимание и помогут мозгу усваивать новые знания. А людям старшего и преклонного возраста такие занятия помогут поддержать мозг в тонусе, что позволит избежать ухудшения памяти, которое приходит с возрастом.

Благодаря нейробике, можно развивать воображение и учиться мыслить абстрактно. Эти упражнения даже могут заметно уменьшить депрессию.

Уникальность нейробики в том, что заниматься ею можно в любое время, не зависимо от того, где вы конкретно находитесь. Восстанавливать нервные клетки, оказывается, не так уж и сложно – это можно делать по дороге в магазин, принимая душ или готовя обед у плиты.


Нейробика: разновидности упражнений

Самое главное правило нейробики: никакого однообразия, никакой рутины, никаких унылых привычек! Решайте вопросы и проблемы необычным для себя способом – заставьте свой мозг не просто выполнить команду, а предварительно подумать над этим. Вот некоторые варианты того, как разнообразить привычные каждодневные вещи – и полезно, и приятно.

  1. Измените свой ежедневный маршрут от дома до работы (учебы, магазина, детского сада). Пусть даже новая дорога займет больше времени или вам придется поменять два автобуса, но это очень полезно для вашего мозга. Все дело в том, что привычка, как и дорога, которую ежедневно вы преодолеваете до поставленной цели, способна притупить восприятие реальности. К примеру, старайтесь менять свой маршрут – выбирайте разные улицы или хотя бы обходите магазины и другие объекты с разных сторон. Благодаря этим упражнениям вы сможете развить пространственную память.
  2. Если у вас «ведущая» правая рука, то время от времени делайте все манипуляции только левой рукой. Например, почистите зубы, причешитесь, возьмите ложку или ручку и выполните действия. То же самое необходимо проделывать, если вы левша, но только с правой рукой. Если вы будете ежедневно пытаться написать хоть пару строчек той рукой, которая в привычной жизни у вас не ведущая, то это позволит укрепить связь между полушариями, к тому же такие упражнения помогают развивать интеллект.
  3. Чтобы задействовать цепочки нейронов, можно с утра вместо привычного кофе понюхать что-то другое – не менее ароматное.
  4. Даже если вы выполняете привычные ежедневные рутинные дела, вы можете тренировать мозг – достаточно выполнить их с закрытыми глазами – на ощупь. Благодаря этому мозг активизирует те сенсорные участки, которые в головном мозге просто не задействуются в привычной жизни.
  5. Нейробика также советует развивать и тактильные ощущения. Если вы научитесь буквально по одному прикосновению различать, скажем, монеты разного достоинства, либо освоите шрифт Брайля (система для людей, потерявших зрение).
  6. Знакомьтесь и общайтесь с незнакомыми людьми, посещайте новые страны, города или хотя бы улицы. Старайтесь как можно больше узнать о тех местах, где вы бываете.
  7. Читайте как можно больше, но не только художественную литературу или любимые журналы. Начните читать о том, что вас раньше не интересовало.
  8. Отвечая на вопрос друзей, постарайтесь придумать как можно более нестандартный ответ.
  9. Если вы любите готовить, приготовьте что-то необычное и экзотическое – что вы раньше не могли себе позволить или просто никогда не пробовали.
  10. Попробуйте придумать свои собственные шутки – запоминайте анекдоты и рассказывайте их друзьям. Это поможет не только провести зарядку для ума, но и будет развивать креативность мышления.
  11. Смотрите телевизор без звука, при этом попытайтесь угадать, о чем идет речь в передаче (или фильме).
  12. Старайтесь время от времени делать перестановку в квартире или офисе. Примерно раз в семь-десять дней переставляйте вещи в доме или обновляйте фон рабочего стола в компьютере.
  13. Меняйте как можно чаще свой имидж или хотя бы цветовую гамму, которой отдаете предпочтение.

Проводите досуг разнообразно!

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов – это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы – зоны контакта между нейронами. Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами. Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс.
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов. При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере обучения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее», растет число синапсов и связей между нейронами.
Образуются новые нейронные микросети, в которые и «встраиваются» новые знания: убеждения, привычки, модели поведения. И тогда мы, наконец, чему-то научились. Эту способность мозга называют нейропластичностью. Именно число микросетей в мозгу, а не его объем или масса, имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект.

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки. Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, – отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты постоянно не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.
111-579x326Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств; выполнять обычные действия необычным способом, решать новые проекты, стараясь уходить от «автопилота» привычных схем. Привычка ослабляет способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, – одним словом – перемены.

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру.

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани, то есть той, из которой состоит эмбрион. Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей, которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг. Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга – преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении, которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры. Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети, "блок-схемы”, приспособленные для решения новых задач.

«Ваша задача - перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це­лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере. Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями – это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую – это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга – нейробику, позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека – причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача – каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики - стимуляция мозга. Заниматься нейробикой просто – нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств.

Например: проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего. Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики – постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра­бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем - и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи­мися ритуалами.


Зарядка очень проста в выполнении - делать ее можно практически в любое вре­мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум­ственной аэробики.

1 - НОВАЯ ОБСТАНОВКА. Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко - большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты – например, ходить на работу другой дорогой.

2 - НОВЫЕ ЗАПАХИ. Утром, сразу по­сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри­мер эфирные масла - это помогает «раз­будить» мозг.

3 - МНИМАЯ СЛЕПОТА. Упражнение на внимание и концентрацию - попробуй­те сориентироваться в комнате с закрыты­ми глазами (как вариант - примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 - ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино­гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша - правой.

5 - НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА. Почаще беритесь за работу, которую еще не при­ходилось выполнять - мозг быстро активи­зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз - хотя бы мысленно. Нейробика - очень хорошее упраж­нение – на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 - ЖУРНАЛЫ. Периодически поку­пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва­ших интересов - например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре­мени менять тему того, что читаете.

9 - НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР. Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 - НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша - ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы­га, заставьте себя все делать медленно.
Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?
Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти:
1) Чтение
2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок
3) Занятие спортом
4) Изучение иностранных языков
5) Пополнение словарного запаса
6) Выучивание текстов наизусть
7) Ведение дневника
Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.
Что такое нейробика
Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.
Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.
Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.


Упражнения на нейробику:
1) Меняем привычку и делаем все по-новому
- То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.
- Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.
- Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.
- Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.
- Посещай новые места в городе, смени окружение.
- Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.
- Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.
2) Меняй темп выполняемых тобой действий
То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.
3) Меняй ощущения
- Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.
- В своей квартире походи с закрытыми глазами.
- Попробуй определить достоинство монет на ощупь.
Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.
4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга
- Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.
- Пиши нестандартные стихи.
- Рисуй необычные рисунки.
- Придумывай новые образы.
- Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.
- Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.
- Придумывай свои анекдоты и шутки.
Игра на развитие правого полушария:
Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!
Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Память . При выполнении какой либо умственной работы включая вычисление и рассуждение, очень важна память. Существует различные виды памяти и всех их нужно тренировать. Прослушивание музыки с последующим запоминанием слов песен способствует повышению уровня ацетилхолина играющего особо важную роль для поддержания работы мозга. Также стимулировать мозг можно, если усложнить наши привычные занятия, например: одеваться или принимать душ в полной темноте, расчесывать волосы нерабочей рукой, эти задания задействуют разные участки головного мозга и включают между ними новые связи.

Внимание дает возможность человеку сконцентрироваться на выполняемом задании, невзирая на шум, гул, и другие раздражающие и отвлекающие факторы. Для того чтобы улучшить внимание - достаточно будет изменить местоположение своих привычных вещей, например иначе разместить предметы на рабочем столе. С годами людям становится все труднее концентрировать внимание, легче отвлечься от выполняемой работы и менее эффективно делать несколько заданий одновременно. Поэтому спад мозговой активности можно остановить, делая например утренею зарядку и одновременно проводить вычисления в уме, или во время пробежки слушать радио, то есть физически делать одно занятие, а умственно - другое.

Развитие речи оказывает большое влияние на способность понимать и запоминать новые слова. Познание грамматики и правильное потребление лексики – признаки гармоничного умственного развития. Дабы расширить свой словарный запас, нужна постоянная практика, которая заключается в запоминании новых и повторении уже известных слов. С данной целью можно, к примеру, начать читать заметки о бизнесе, когда ранее вы просматривали исключительно спортивную тематику.

Ориентация в пространстве . Для ориентации в пространстве необходимо умение анализировать визуальную (зрительную) информацию. Для совершенствования пространственной ориентации можно выполнять не сложные упражнения, например: выбрать пять предметов, находящихся в одной комнате и запомнить их четкое месторасположение. Через два часа попытаться вспомнить, что это за предметы и где они расположены. Такого рода задания не только улучшат память, но и обучат мозг концентрации в окружающей обстановке.

Логика и рассуждение – эти неразделимые понятия человек использует повседневно, сам того не замечая. Даже компьютерная игра вынуждает выработать определённую стратегию, для достижения необходимой цели, для этого нужно совершить определённые действия, задуманные разработчиками забавы. Будет полезным решать логические задачки.

Нейробика - упражнения для мозга

Нейробика - это уникальный комплекс простых упражнений, которые улучшают память и повышают способность мозга к работе в любом возрасте. Нейробика использует все чувства необычным образом. Такая зарядка стимулирует работу мозга, укрепляет, сохраняет и улучшает рост клеток.

Создатель нейробики профессор нейробиологии Дьюка Лоуренс Катц утверждал, что нейробикой можно заниматься в любом месте и в любое время, потому что она состоит из простых, увлекательных и оригинальных упражнений. Польза которых огромна, поскольку активируются редко и совсем ранее никогда не задействованные нервные узлы головного мозга, что влияет на повышение мозговой активности и способствует улучшению умственных способностей.

Изменить привычный порядок. Для улучшения активности мозга очень полезно менять привычный порядок вещей, например: иными путями, маршрутами добираться на работу, покупать продукты в других магазинах, не рабочей рукой держать столовый прибор, слушать музыку, по утрам вдыхать новые ароматы приобретая флакончики с эфирными маслами, подставить руки под дождевые капли, наблюдать за движениями облаков или вылепить что-то из пластилина.

Путешествия также очень полезны для стимулирования мозга, ведь во время путешествий вы набираетесь новых впечатлений и по новому, взираете на окружающий мир. Именно ведение кочевого образа жизни позволило людям древности совершить большой скачок в развитии орудий труда и навыков. Это закономерно повлияло на их питание: оно стало более разнообразным, а это в свою очередь тоже способствует умственной активности. Когнитивный психолог из Англии, обнаружил, что люди преклонного возраста, играющие в лотерею, надолго сохраняли зрительно-моторную координацию и хорошую память. Так что даже такая минимальная нагрузка на мозг позволит людям любого возраста улучшить внимание и концентрацию.

Изучение иностранного языка для мозга - все равно, что фитнес для тела. Чтение и просмотр телевидения на иностранном языкелучшая зарядка для мозга .

Решайте логические задачки, головоломки, выполняйте упражнения для тренировки памяти . Ведь играя, вы активизируете префронтальную кору головного мозга, которая отвечает за главные когнитивные функции, такие как память, воображение, самосознание. Хорошо тренируют мозг шашки, шахматы, решение любых кроссвордов, особенно японских, игра в бридж, пасьянсы, судоку, пазлы, ролевые игры.

Выполняйте задания вслепую или без помощи речи. Умывайтесь по утрам с закрытыми глазами, передвигайтесь по квартире с выключенным светом. Пообщайтесь за завтраком с домашними, не прибегая к речи. Попробуйте посмотреть телепередачи без звука, и попытайтесь угадать и воспроизвести вслух увиденный диалог.

Общайтесь с новыми и малознакомыми вам людьми. Если путешествуете, то впитайте в себя как можно больше информации, которую будете видеть и слышать. Старайтесь узреть как можно больше красивых мест и достопримечательностей. Выучите несколько слов на другом языке.

Интересуйтесь всем тем, чем раньше никогда не интересовались. Прочтите несколько специфических журналов. Например, о собаках и кошках. Будьте подобно ребенку в состоянии постоянного изучения чего то нового.

-Разнообразьте свои выходные сделайте их необычными. Если вы привыкли отдыхать в городе – езжайте на природу, не любите оперу – сходите в театр и т.п.

Смените гардероб. Если в вашем гардеробе засилье вещей серых и черных тонов? Приобретите яркую и стильную одежду, это положительно скажется на образе вашего мышления.

Попробуйте сочинять новые анекдоты и шутки. Это принудит ваш мозг дополнительно поработать.

Не упустите возможность занять себя новым видом спорта или хобби.

Зарядка для мозга увеличивает выработку нейтропина и восстанавливает нейроны.

Разминка для мозга

И напоследок небольшая разминка для мозга состоящая всего из четырех не сложных вопросов, ответив на которые вы приведете свой мозг в рабочее состояние.

Итак – первый вопрос.
Вы принимаете участие в соревнованиях по бегу и обогнали бегуна бегущего вторым. Какую позицию вы сейчас занимаете?

Если вы думаете что теперь вы первый, то это абсолютно не так. Вы обогнали второго бегуна, а следовательно заняли его позицию, так что теперь вы на второй позиции.

Второй вопрос. Будьте внимательнее!
Вы обогнали бегуна идущего последним, на какой позиции вы сейчас находитесь?

Если вы думаете: что на предпоследнем - вы опять заблуждаетесь.
Подумайте. Как это возможно обогнать бегуна, бегущего последним? Если
он идет последним, значит за ним никто не бежит! Ответ - это невозможно.

Третий вопрос.
Не используйте калькулятор и ничего не пишите, задание и так довольно простое. Но помните, что нужно ответить быстро.
Возьмем тысячу.
Прибавим 40. Прибавим еще тысячу. Прибавим еще 30.
Еще тысячу. Плюс 20.
Плюс тысячу. И плюс 10.
А ну-ка быстренько смотреть ответ, что получилось? Не пересчитывать.

5000? неверно. Правильный ответ 4100. Теперь попробуйте пересчитать.

Ну и наконец последний четвертый вопрос.
У отца Мэри есть 5 дочерей: 1. Чача 2. Чочо 3. Чече 4. Чичи.
Вопрос: Какое имя у пятой дочери? Отвечайте быстро.

Чучу? Неверно. Конечно же, ее имя Мэри. Прочтите вопрос еще раз.