Подглазурная роспись фарфора. Китайский фарфор и надглазурная роспись

Художественная роспись фарфора реализовывается при помощи нескольких методов, которые были разработаны еще нашими предками, но с течением времени они стали более совершенными и доступными. Наиболее популярными являются:

  • внутриглазурная – роспись по технологии высокотемпературного обжига;
  • подглазурная роспись;
  • надглазурная роспись – обжиг осуществляется при «низких» температурах.

Остановимся детальнее на их особенностях и характерных чертах.

Подглазурная роспись

Суть технологии: красящие пигменты наносятся на неокрашенную фарфоровую поверхность. Затем заготовку обрабатывают прозрачной глазурью. Основная сложность подглазурной росписи заключается в необходимости чёткой фиксации красочных веществ под слоем прозрачной консистенции. Очень важно тщательно придерживаться всех технологических предписаний во время обжига, в противном случае существует опасность разрушения глазурного слоя, а затем и красок. В связи с указанными ограничениями палитра цветов для росписи весьма скудная. Ключевые цветные компоненты – оксид хрома или кобальта.

Надглазурная роспись

Надглазурная роспись предполагает нанесение красящих веществ на уже глазурную поверхность фарфорового изделия. Таким образом изображение получают, как при высокотемпературном, так и низкотемпературном обжиге. Для каждого из вариантов применяют собственный тип красок с различными жидкими компонентами. Они способствуют понижению температуры, при высоких значениях которой наблюдается эффект растворения краски, изображения в итоге получается размытым. Внесение дополнительных пигментов позволяет провести декоративный обжиг изделия из фарфора, сохранив палитру красок и четкость линий изображения.


Для росписи применяют специальные высокотемпературные краски (они предполагают термическое воздействие в пределах от 1100 до 1350 °). При столь высоких температурах пигменты краски сливаются со структурой прозрачной глазури, образуя единую структуру. Подобное покрытие прекрасно противостоит агрессивным средам, которые образуются от кислых напитков, продуктов и даже алкоголя. Данный метод росписи фарфора предполагает применение огромного количества красящих веществ. Обжиг продолжается в течение 2-3 часов, что в разы сокращает нагрузку на структуру изделия.

В последнее время мастера все чаще предпочитают низкотемпературный обжиг и применяют для этих целей специальную краску, позволяющую получить изящный рисунок при воздействии температур от 700 до 900 °. Отличительная черта данного метода – невообразимое богатство палитры. Наиболее существенным недостатком является то, что краска вплавляется в структуру глазури не очень качественно и с течением времени повышается риск разрушения целостности изображения на фарфоровом изделии. Учитывая это обстоятельство, производители не рекомендуют мыть посуду в современных посудомоечных машинах.

Тяжелые металлы в росписи фарфоровых изделий

Столовая фарфоровая посуда предполагает определенные ограничения, касающиеся использования в качестве декора основы в составе которых присутствуют тяжелые металлы (свинец, цинк, медь и кадмий). Преобладающее большинство красок производится без каких-либо опасных или вредных для здоровья человека веществ, но это ограничение повлияло на краски, которые стали менее яркими и насыщенными. Именно поэтому посуда, созданная в 18-19 веках, выглядит на порядок ярче в сравнении с современными изделиями.

В современной росписи фарфора особое место занимают красящие пигменты, в основе которых присутствуют благородные металлы. Золото великолепно себя показало при низкотемпературном обжиге, собственно, как и платина.

История фарфора насчитывает почти полтора тысячелетия. Посуда из него считается атрибутом роскоши, это - нестареющая классика, обладающая огромной ценностью. Вместе с тем, на протяжении своего существования фарфор постоянно менялся. Это касалось не только видов изделий из него и их формы, но и способов декорирования. Всего выделяют три основных техники декора фарфоровой посуды: подглазурную и надглазурную роспись, а также рельефный декор. Каждая из этих техник представляет собой немалый интерес.

Подглазурная роспись посуды из фарфора

Данная техника сегодня применяется сравнительно нечасто. Это связано с ограниченным диапазоном используемых красок. В наибольшей степени она характерна для антикварного китайского фарфора.

Техника подглазурной росписи посуды из фарфора предполагает нанесение красок на готовое, но неглазурованное изделие. Обжиг выполняется только после того, как рисунок будет полностью нанесен. Изделие обжигают при температуре в 1350°С. Краски наносятся с помощью пера или кисти. Для современного фарфора нередко используются пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши. Очень важно, чтобы консистенция красителя была достаточно плотной так, чтобы он не растекался по поверхности фарфора.

Качество результата во многом зависит от характеристик выбранных красок. Так, одним из главных требований является термостойкость. В процессе обжига краска не должна сплавляться с глазурью или растворяться в ней. Не менее важна химическая устойчивость. Чтобы обеспечить ее, в красители добавляют каолин либо окись алюминия. При обжиге краска должна сплавляться с самим фарфором, и для этого в ее состав включают плавень.

Чаще всего для подглазурной росписи используют следующие варианты красителей.

  • Содержащие окиси железа, марганца, цинка, хрома. Добавление этих окисей дает черный или коричневый цвет рисунка.
  • Красители с содержанием глинозема, солей кобальта и окиси цинка. Готовый рисунок, выполненный таким красителем, будет иметь синий цвет.
  • Красители на основе шпинели. Шпинель представляет собой минерал, содержащий оксиды алюминия и магния. Красители могут иметь разные цвета. Применение шпинели обеспечивает краскам термическую стойкость, стабильность формы и цвета. Такие красители не вплавляются в глазурь при обжиге и не смешиваются с ней.

Техника подглазурной росписи имеет ряд характерных особенностей.

  • После обжига подглазурные краски становятся более яркими, их цвет может изменяться. Поэтому чаще всего перед росписью изделия выполняется пробное нанесение красителя и обжиг. Это нужно, чтобы оценить реакцию краски на обжиг под глазурью с конкретным составом.
  • Состав глазури влияет на результат росписи. Так, специалисты компании "Салон Богемия" не рекомендуют использовать для одного и того же изделия красители с оловом или хромом и глазури с цинком.

Готовая подглазурная роспись имеет мягкие, плавные линии. Благодаря этому ее используют для изображения сложных, «фактурных» элементов - листвы, оперения, меха и т.п.


Надглазурная роспись считается более простой в сравнении с подглазурной. Соответственно, и цена расписанного таким образом фарфора является более доступной. Краски при такой технике наносятся на уже глазурованное изделие. После этого посуду из фарфора подвергают повторному обжигу в муфельной печи. Это позволяет закрепить изображение.

Сегодня в надглазурной росписи выделают две основных методики.

  • Стандартная надглазурная роспись. Краситель наносят на уже закрепленную эмаль, после чего выполняется обжиг при температуре 700-900°С. Сравнительно низкая температура обжига позволяет снизить требования к характеристикам красок. С другой стороны, сама роспись становится менее долговечной. Она может иметь ощутимый тактильно рельеф за счет того, что краски вплавляются в глазурь, не растворяясь в ней.
  • «Внутриглазурная» роспись. Краски в этом случае также наносятся на закрепленную глазурь. После этого изделие обжигается при температуре 1200-1350°С. В результате обжига происходит «вплавление» краски в глазурь. При этом рисунок не расплывается, остается четким. Техника позволяет создавать долговечное, устойчивое к механическим воздействиям изображение.

Для надглазурной росписи чешского фарфора используются краски самых разных цветов. Их состав также разнообразен. Главное требование - термическая и химическая стойкость, а также нормальная реакция на взаимодействие с глазурью. Часто для надглазурной росписи применяются красители с добавлением благородных металлов (серебра, золота, платины). При подготовке краски к работе обязательно используется скипидарное масло. С его помощью краска доводится до нужной консистенции.

Надглазурная роспись сервизов из фарфора позволяет создавать разные рисунки с использованием как плавных и мягких линий, так и резких штрихов и мазков.

Рельефный декор сервизов из фарфора

Строго говоря, рельефный декор не является росписью. Тем не менее, он представляет собой немалый интерес. Это - классическая техника украшения посуды из фарфора, применявшаяся в Европе. В частности, чешский фарфор с рельефным декором создавали знаменитые пражские мануфактуры, знамениты также и венские мануфактуры.

Рельефный декор предполагает изготовление отдельных небольших элементов для украшения фарфора. Это могут быть лепестки цветов, листочки, завитки, фрагменты узоров. Эти элементы закрепляются непосредственно на фарфоре, для чего используется граверный метод или перфорация. Также для закрепления используются клеевые составы.

Рельефные элементы изготавливаются из фарфора и окрашиваются в классических техниках. Они делают внешний вид фарфора более оригинальным и выразительным. Вместе с тем, посуда с рельефным декором считается более хрупкой - она требует специального ухода, а также максимально бережного хранения.

Компания «Салон Богемия» предлагает своим клиентам возможность купить настоящий , декорированный с помощью традиционных техник росписи. У нас вас ждет широкий выбор классических сервизов, а также отдельных предметов посуды.

Мне подкинули идейку написать о своем опыте росписи посуды. Опишу, как я начинала, и какие материалы необходимы для росписи.

С чего лучше начать
Если вы пока не уверены, хотите ли вы увлечься росписью фарфора всерьез, не спешите покупать краски и кисти. Поищите, может, в вашем городе проводят подобные мастер-классы по росписи фарфора.
В Лондоне, например, есть даже специальное кафе, куда приходят рисовать. Насколько я знаю, место называется Pottery Cafe и там используются материалы для серьезного надглазурного обжига при 850℃.
В Москве также можно найти студию, где расписывают фарфор. Помимо студий, увлекающиеся художники вполне могут проводить мастер-классы - групповые или индивидуальные.

Я именно так и начинала, причем, мое увлечение нашло меня само:-). В бывшем анти-кафе Телеграф (г.Донецк), куда я ходила играть в Мафию, одна художница проводила мастер-классы. Я случайно попала к ней на занятие - с этого все и началось. Позже, когда поняла, что нашла "свою" нишу, купила набор красок.

Краски
Если вы хотите использовать в быту расписанную посуду, вам понадобятся специальные краски. Я сейчас не говорю о более серьезных техниках подглазурной и надглазурной росписи. Самая простая вариация - это использование красок из хобби-линии, для которых достаточно обжига в обычной духовке 1.5 часа при температуре 160℃.
В моем случае, это немецкие акриловые краски Hobby line для росписи фарфора под обжиг. Вот такие:
http://photos1.blogger.com/blogger/2037/1750/1600/1.0.jpg
Кстати, такой маркер я тоже использую.
Приобрести такие краски можно в художественных лавках в России и Украине, либо заказать по интернету.

Если вы только начинаете, советую купить только основные цвета: Ivory (белый), коричневый, черный, желтый, красный, синий. Оттенки и другие цвета можно получать путем смешивания. Другие цвета всегда можно докупить. Хотя, когда оказываешься перед прилавком, глаза разбегаются и хочется купить все.
Расход красок небольшой, если не оставлять открытыми надолго, то прослужат долго.

Теперь немного о минусах
Посуду после обжига можно использовать, однако, нужно знать и некоторые ограничения:
- Краски хобби-линии не должны соприкасаться с пищей - так советует производитель, чтобы частички краски не попали в пищу.
Если, например, тарелка расписана в центре, она будет являться исключительно декоративным элементом. Если же роспись идет по ободу, то ее, в принципе, можно использовать для еды, но аккуратно: не резать ножом по краю, не царапать, чтобы не повредить покрытие, не использовать красящую пищу (напр. свеклу) - она может окрасить края.
- Будьте аккуратны с жесткими щетками при мытье посуды. В целом, расписная посуда моется как и обычная, и при аккуратном использовании служит долго. Производитель также пишет, что можно использовать в посудомоечной машине. Не проверяла.
- Если расписываете чашку, старайтесь не наносить краску на места, которые будут соприкасаться с жидкостью, руками или губами. Например, внутренние и внешние края чашки, ручка. Краска там может вытереться быстрее, а на внутреннем крае еще и окраситься.

Кисти
Немного моего опыта по поводу кистей. Для росписи фарфора акрилом мне больше всего нравятся кисти из колонка (kolinsky). Есть несколько кистей синтетических - они хороши для линий и контуров. Кисти из белки слишком мягкие, но иногда могут пригодиться для равномерного закрашивания краской объекта.
Оптимальный размер кисти 1.5. Для тонких объектов и линий использую 0.5 и 1. Если нужно закрасить большую площадь, можно брать 2 и больше.

Напоследок немного о технике росписи
- Я обычно расписываю глазированный фарфор и керамику. Белую посуду можно приобрести недорого в любом супермаркете. Кстати, на цветной посуде можно изобразить интересные идеи.
- Перед использованием протрите посуду спиртом (или банально - водкой) - это обезжирит ее, чтобы краска наносилась ровно.
- Краски по фарфору требуют разведения водой всего 5%. Это значит, что кисть должна быть просто слегка влажной от воды. При избытке воды, при обжиге краски могут менять цвет. Особенно неприятно, если белое лицо вдруг превратится в темнокожее.
- Краски наносятся на поверхность послойно. Прежде, чем наносить следующий слой, дайте высохнуть предыдущему. В это время можно временно переключиться на рисования другого объекта.
- Акриловые краски по фарфору быстро сохнут. Старайтесь закрасить поверхность быстро, чтобы не появились разводы.
- Если вы что-то не так нарисовали, всегда можно стереть чем-то острым.
- Даже если рисунок был на чашке несколько месяцев, а вы хотите его стереть, просто дайте посуде полежать в воде, а потом слегка потрите щеткой.

Восемьсот лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и крайне прочная посуда, декорированная вручную изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам. Было приложено много усилий, чтобы разгадать его секрет, но дальше изготовления фаянса дело не шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к которому китайские мастера предъявляли очень высокие требования. Они говорили, что посуда из фарфора должна быть "как зеркало блестящая, как бумага тонкая, как гонг звонкая, гладкая к сияющая, как озеро в солнечный день". Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не отвечала всем требованиям, а значит, и не могла соперничать с фарфором, секрет производства которого китайские мастера ревниво охраняли.

Европейцы не раз пытались попасть в мастерские, где делали фарфор. В конце XVII века в одну из таких мастерских, по поручению ордена иезуитов, удалось проникнуть французскому монаху д"Антреколю. Проворному монаху удалось достать образцы минералов, из которых изготовлялся фарфор. Вместе с подробными, но путаными описаниями он отправил их в Париж. Присланные образцы долго изучали видные европейские ученые, среди которых был знаменитый Реомюр. Китайский секрет так и не удалось разгадать, но вскоре немецкий алхимик Иоганн Бетгер изобрел европейский фарфор, который ни в чем не уступал китайскому. Существует легенда, пытающаяся объяснить, как было сделано открытие. Однажды в парикмахерской после стрижки мастер припудрил Бетгера не совсем обычной пудрой - белым порошком местного происхождения. Алхимика заинтересовал этот порошок, и он взял его для опытов. Опыт увенчался успехом, и спустя некоторое время в мастерской Бетгера был получен первый европейский фарфор, известный под названием саксонского.

В России в 1746 году ученый Д. И. Виноградов самостоятельно разработал технологию изготовления фарфора, и его стали производить на императорском заводе под Питером.

В первой половине XIX века под Москвой, в районе Гжели, было организовано множество мелких предприятий. Гжельский фарфор отличался яркостью, выразительностью и многообразием росписи. Теперь в нашей стране десятки заводов выпускают самые разнообразные фарфоровые изделия, многие из которых декорируются росписью.

Вообще фарфор принято условно делить на 3 вида: хозяйственный, декоративный и художественный. К первому относятся чайные и столовые сервизы, а также чашки, тарелки, блюдца, солонки, подставки для ножей. Декоративный фарфор - изделия, служащие предметами убранства: вазы, настенные блюда, подсвечники, цветочные горшки. А художественный - скульптура малых форм.

Фарфоровые изделия декорируют подглазурными или надглазурными красками. Подглазурную краску наносят на фарфоровое изделие после прокаливания его в муфеле. После росписи изделие покрывают глазурью и снова обжигают в муфельной печи.

Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Хотя она и менее прочна, чем подглазурная, но имеет более богатую цветовую палитру, так как обжиг для закрепления происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись обычно стирают тряпочкой, смоченной скипидаром. Уже обожженную роспись исправляют повторной росписью с повторным закрепительным обжигом. Да и сам процесс надглазурной росписи значительно проще, чем подглазурной.


Фарфоровые изделия для росписи можно купить в посудном магазине. В продаже иногда можно встретить так называемую несортовую посуду без какой-либо росписи на ней - чашки, подносы, блюдца, тарелки. Любительскую роспись чаще всего делают на блюдцах и тарелках. Дно тарелки принято называть зеркалом, а края - бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

По прозрачности и чистоте красок надглазурная роспись напоминает акварельную живопись. Поэтому эскиз росписи тарелки обычно делается акварельными красками.

Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов на самом деле определяют цвета красок, а флюс служит для закрепления. Под действием высокой температуры при обжиге флюсы оплавляются и приваривают окислы металлов к глазури.

Непосредственно перед самой росписью сухой красочный порошек смешивают на отдельных небольших стеклянных пластинках со скипидарным маслом. На стеклянную палитру выкладывается небольшое количество краски, добавляется немного скипидарного масла и перемешивается с краской шпателем до получения вязкой кашицы. Некоторые краски могут вступать в реакцию с металлом и загрязнятся, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу.

Краски на фарфор обычно наносятся без предварительного вспомогательного рисунка.

Если нужно сделать одинаковую роспись на нескольких предметах, то используется трафарет.

Основной инструмент при выполнении надглазурнои росписи - кисть. Наиболее подходящие кисти - из беличьего волоса несколько номеров. Кроме того, в надглазурной живописи иногда применяют гравировальный резачок и иглу. Резачком делают просветы в росписи, проскабливая краску до белой фарфоровой основы. Гравировальная игла тоже применяется для выполнения просветов, только более тонких. Этими же инструментами удаляют случайно попавшие на роспись пыль и соринки.

Свежие неудавшиеся участки, пока надглазурная роспись еще не обожжена, обычно стирают обычной тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшую живопись удаляют одеколоном.

После окончания росписи надглазурные краски нужно подвергнуть закрепительному обжигу в муфельной печи.

Закрепительный обжиг надглазурных красок нужно производить при температуре, не превышающей 850 градусов. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть. От пережога краски могут перегореть и обесцветиться, а от недожога становятся матовыми.