Политическая карта мира в средние века. Средневековая арабская картография

XIV-XV века - довольно странное время. Горизонты расширились, а старая картина мира никуда не делась. Почти двести лет совершенно традиционные "карты" Средневековья существовали бок о бок "портоланами " мореплавателей, на которых уже очень точно изображена береговая линия с портами. Очертания материков становились узнаваемыми. Новые карты тщательно оберегались от непосвященных - коммерческая тайна!

Преднамеренные искажения содержимого карты

Идея о том, что карты может дать точную «научную» картину мира, в которой представлена ​​фактическая информация без предварительных суждений, хорошо обоснована в нашей культурной мифологии. На протяжении всей истории можно обнаружить преднамеренные искажения содержания карт для политических целей; картограф никогда не был художником, ремесленником или независимым специалистом. За создателем карт скрывается набор силовых отношений, который создает свои собственные спецификации. Требуется физическим лицом, государственной бюрократией, или на рынке, эти правила иногда могут быть восстановлены из содержания карт и режима картографического представления.

Даже во времена Колумба образованный европеец обыкновенно представлял себе Землю "по Птолемею":

Отпечатано в 1493 г. (Hartmann Schedel, Liber Chronicarum)

Еще "традиционные" карты

Pietro Vesconte, 1321




Andreas Walsperger, 1448


Giovanni Leardo, 1442


Адаптация отдельных проекций манипулируя весы, чрезмерное увеличение или перемещение знаков или топографии, используя цвета с сильной эмоциональной силой, создатели пропаганды карты были сторонниками геополитического видения так. Его карты были частью арсенала психологической войны, которая была валютой задолго до ее использования нацистской геополитикой.




Если разделение глобально реалистично, немецкие меньшинства в европейских странах всегда были намного менее очевидны, чем предполагалось с помощью чрезмерных символов. Картографическая цензура подразумевает намеренное искажение, целью которого является обмануть потенциальных пользователей, обычно тех, которые считаются противниками территориального статус-кво. Его не следует путать с удалениями или дополнениями, связанными с технической ошибкой, некомпетентностью или императивами размера или функции.

Аноним, начало XV века; на этом фрагменте - Север Азии и Россия. Карта ориентирована на юг.




Хроники из Сен-Дени, 1364-1372


Opicinus de Canistris (1335-1338)
Опять Европа флиртует с Африкой... Какой-то навязчивый мотив у этого картографа


Картографическая цензура удаляет с карт элементы, которые, в общем, должны быть найдены. Конечно, это труднее заметить, чем патентное искажение. Эти порицания по-прежнему широко распространены по соображениям национальной безопасности, политической конкуренции или коммерческой необходимости.

Цензурное изображение обозначает пределы авторитетного дискурса и умышленных упущений, препятствующих представлению определенных элементов; следовательно, отсутствие, происхождение болезней теми, кто намеренно забыт. В самой широкой форме он влечет за собой запрет на публикацию изъятий. Эта практика теперь распространяется на другие аспекты, включение которых будет неловко для правительства.

Китай на карте Фра Мауро (1459)




Генуэзская карта, 1457


Аноним (1475-1500 гг) Нил и Евфрат по-прежнему вытекают из Рая... И это современник Васко да Гамы!




Например, районы удаления нуклеарных отходов опущены с карт Геологической службы Соединенных Штатов. Умышленная ковка карт связана с политическими соображениями, в дополнение к чисто военным соображениям. На картах границы были объектом географических искажений, которые исходят из попыток утвердить исторические притязания на национальной территории, то есть заранее использовать карты для разработки и легитимации будущих территориальных амбиций. Например, оспариваемые границы, которые появляются на официальных картах, атласах или более эфемерных изображениях, таких как почтовые марки, были включены или подавлены в соответствии с политическим предпочтением момента.

Однако:



Средиземноморье на знаменитом Каталанском портолане (1375 г!) Да, "дремучий XIV век"...



А это Индийский океан на той же карте . Эти края еще оставались для европейцев terra incognita...

К середине XV века появляются "гибриды" портолана с "традиционной" картой. Здесь отразились португальские открытия на черном континенте... Картограф попытался согласовать последние географические открытия с представлением о том, что все на Земле должно быть симметрично. В его фантазии "Южная Земля" стала зеркальным отражением Евразии, а Гвинейский залив - Средиземным морем далекого Юга. При этом настоящее Средиземноморье показано очень точно.

Эта практика не ограничивается отслеживанием политических границ. Существует много информации, которая показывает, что географии языка, расы и религии были представлены в соответствии с доминирующими убеждениями. Существует множество случаев, когда имена коренных мест групп меньшинств заменяются на топографических картах стандартными именами группы, в которой есть власть.

«Бессознательные» искажения содержания карты

Тонкий процесс, при котором ценности общества, производящего карты, влияют на его содержание, также интересен для тех, кто изучает картографическую иконографию. Вся социальная история карт должна быть связана с этими скрытыми правилами набора картографических изображений и их последствиями. Здесь будут представлены три аспекта этих скрытых структур: геометрия карт, молчание в содержании карт, тенденции к иерархии в картографическом представлении.

Трудно сказать что-то определенное про арабские средневековые карты, потому что, несмотря на проведенные исследования, оригиналов удалось отыскать, смехотворно мало. Потерялись карты, выполненные аль-Хуваризми (планисфера, изображенная на заказ халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хавкалом, аль-Макдизи и неизвестным автором («Пределы Вселенной»). Даже знаменитая карта аль-Идрис — не что иное, как копия, датированная XV веком.

Например, универсальная черта первых карт мира заключается в том, как они регулярно сосредотачиваются на «пупках мира», как это воспринимают разные общества. Этот синдром омфало, который заставляет людей полагать, что они обозначены Богом как центр Вселенной, появляется на картах, отдаленных во времени и пространстве, таких как древняя Месопотамия, сосредоточенная на Вавилоне, такова китайская вселенная в Китае, греческие карты в Дельфах, исламские карты в Мекке и те из христианского мира, где Иерусалим выступает как «истинный» центр мира.

История арабской картографии, как и всех других картографов, тесно связана с развитием географии и ее многочисленных разветвлений. Еще в античные времена арабам тоже требовались точные ориентиры, чтобы по ним согласовывать свою жизнь и работы. Установление исламской религии только оживило поиски в этом направлении. Чтобы выдерживать время молитв, поста и ритуальных паломничества, надо было уметь ориентироваться в космическом изменении времени и уметь определить местоположение Мекки.

Трудно оценить влияние этой геометрии, которая усиливает определенные места, на общественное сознание пространства, и было бы ошибочным предположить, что эти способы представления будут вызывать идентичные мировоззрения. Возможно, этноцентрическое видение того же порядка вдохновило некоторые из официальных картографических прогнозов Европы в эпоху Возрождения. Точно так же в этом случае карта структурирует географию, которую она представляет, согласно набору убеждений о том, что такое мир, правда.

Принимая пример хорошо известный как проекции Меркатора, сомнительно, что сам Меркатор, который задумал карты с браузерами, которые были осведомлены о влиянии его на карте мирового гегемона зрения европейцев. Тем не менее, простой факт, что Европа находится в центре мира в этой проекции, а также о том, что поверхность суши настолько деформирована, что две трети поверхности земного шара по всей видимости, находятся в высоких широтах может способствовать только чувству превосходства европейцы. Тот факт, что «белые колониальные государства» появляются относительно больше на карте, чем те, которые были в то время только «колония» проживает людьми цвета, представленных «очень мало», приглашает нас посмотреть на карте геополитического пророчества.

НАСЛЕДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Но только с тех пор, как перевелись на арабский язык произведения древних авторов, в частности греческих, скажем, произведения Клавдия Птолемея, арабская картография выходит на первое место среди естественных наук. Арабские халифы щедро оплачивали такие переводы: они осознавали вес античных знаний. Чтобы знания эти стали органической составляющей мусульманской культуры, халифы поощряли переводы на арабском языке научных сокровищ античности. Так, халиф аль-Мамун переводческий труд оплачивал золотом…

«Безмолвия» карт являются центральным понятием во всех аргументах относительно влияния их скрытых политических сообщений. Здесь говорится, что, как и некоторые примеры написания или речи, карты оказывают социальное влияние, как для их упущений, так и для элементов, которые они представляют и ценят.

Политические подтексты этих молчаний настолько сильны, что их трудно объяснить, используя лишь исторические или технические факторы. Во многих планах древних городов, картограф, возможно, хорошо бессознательно пренебрегают переулки и коридоры бедных в пользу главных улиц, общественных зданий и жилых домов купцов в вашем сознательном продвижении гражданской гордости или празднования успеха в бизнесе. Этот тип идеологической фильтрации является универсальным процессом. Карта, подобная Вирджинии, составленная Фри и Джефферсоном, подразумевает, что европейцы всегда жили там.

Арабы берегли как зеницу ока это наследие и в течение всего Средневековья продолжали обогащать достояния античности своими собственными наблюдениями и достижениями индийской науки. Поэтому в период между VII и XII веками полюс географических знаний сместился. Из Европы он перешел к большим научным центрам в Багдаде, Корди и Дамаске. И мы с уверенностью можем сказать, что хотя и не было прямого обмена между арабской и европейской картографиями, возрождение математики и астрономии в течение XIII века в Риме, Оксфорде и Париже является лишь продолжением приобретенного арабами в области картографии. Именно арабы сохранили достояние Античности и сделали тот великий расцвет науки и искусств, который Запад пережил в епоху Возрождения.

Когда в них появляются «коренные народы», это скорее указывает на будущую колониальную экспансию, чем признание их этнической целостности. Таким образом, по всей Европе европейские карты обеспечивали одностороннюю картину этнических столкновений и поддерживали божественное право Европы на захват территорий. Построение большей массы географических знаний, европейский атлас, таким образом, выступает за евроцентричное, империалистическое видение, введением систематического перекоса в стороне внутреннего пространства Европы, что усилило восприятие превосходства европейцев в мировой системе.

Арабы не ошибались, думая, что именно в произведениях Птолемея научные знания греков и римлян достигают наивысшего взлета. Хотя нельзя сказать, что они слепо следовали учению великого греческого звездочета, математика и географа. Арабские путешественники отрицали многие его положения. Со своей стороны, арабские астрономы продолжили вычисления долготы в градусах и достигли очень точных результатов. Следовательно, они не просто сохранили научные положения Птолемея, но и развили их. Требуя углубить известные знания, они, конечно, начинали с того рубежа, до которого дошли их предшественники.

Представление иерархий

Глупости карт, которые часто были частью культурных стереотипов, пришли, чтобы выразить пророчества о географии власти.


Роль карт как формы социального провозглашения подкреплялась системами классификации и режимами представления - так называемыми «обычными» или картографическими сигналами, которые были приняты для описания различных аспектов ландшафта. Долгое время одним из правил картографа было обозначение небольших городов и деревень абстрактными значками или символами пропорционально их значению.

Поиски арабских астрономов достигли кульминации в X веке, благодаря трудам аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани опроверг много гипотез, выдвинутых Птолемеем. В отличие от этого последнего, который считал, что Африка соединяется с Азией у полуострова Малайзия, аль-Баттани был убежден, что Индийский океан — открытое море. Трактаты аль-Бируни о Востоке и аль-Идриса о Западе обогатили знания арабов о мире.

Таким образом, визуальная иерархия ранних современных карт часто является копией юридических, феодальных и церковных стратификаций. На самом деле концепция иерархического общества не была известна современным картографам. Как и другие картографы, которые предшествовали ему, он представил набор знаков для представления поселения, предназначенный для ранжирования развертываний людей, появившихся на картах. На этих картах города занимали пространство намного больше, чем их размер на земле, даже учитывая графические соглашения.

Символы замков, которые представляют собой феодальное значение и военную мощь, иногда больше, чем символы деревень, хотя они занимают меньше места в земле. Гербы, символы территориального владения, служат для нахождения места лорда, в то время как бюргеры скрещивателей, которые зависят от него в феодальном порядке, обозначаются низшими знаками, независимо от населения или поверхности. Этот вид представления особенно часто встречается на картах немецкой территории, принадлежащих к Священной Римской германской империи.

Целый ряд факторов способствовал значительному развитию географической и картографической наук у арабов. Ислам, став религией арабов, поощрял приумножение знаний во всем мире. Завоеваны были гигантские территории: очень нужно было оценить их ресурсы, чтобы ввести целесообразную налоговую систему. Кроме того, три из этих земель (Месопотамия, Персия и Египет) были колыбелью цивилизации. Нельзя было править ими, не зная их.

Карты также уделяют значительное внимание географии духовной власти. Главным образом было сообщение о вездесущности Церкви. На территориях «неверных», в которых доминируют турок, на землях, принадлежащих к папству, в регионах, где обычно доминируют протестанты или отдельные секты, такие как гуситы, карты распространяют временное владение Церквей. Карты также передали вторичное сообщение: они не только усилили восприятие власти Церкви как института внутри общества в целом, но и зафиксировали пространственные иерархии и противоречивые доминирования внутри самой Церкви.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И КАРТОГРАФЫ

Огромные пространства арабской империи требовали создания почтовой службы и дорожной сети. Почта и дороги, в свою очередь, способствовали торговому обмену, который облегчали общий язык и религия. Все больше книг описывали «пути и королевства». В конце концов, и паломничества весьма способствовали тому, что арабы все больше привлекались к путешествиям и географии. Паломник говорил тем же языком, что и другие мусульмане, которые жили в других местностях и принадлежали к разным общественным кругам. Длительные паломничества часто превращались в бесценные познавательные, исследовательские и торговые путешествия. Возвращаясь, путешественники-паломники купцы рассказывали об увиденном в отчетах, которые имели ценные географические сведения. Среди них было немало картографов, таких, как Ибн Хавкал, аль-Масуди и аль-Идрис.

В этом первом пункте обратите внимание, например, на легенду о карте Исландии Ислама Боацио с преувеличенным изобразительным символом «города епископа»; на региональных картах Англии во время Реформации символы церковных вышек и шпилей больше, чем требуется концепция вертикального масштаба. Что касается иерархии, то индивидуализированные символы для архиепископии и епископства в виде одиночных или двойных крестов, пособий, митр и других церковных одеяний свидетельствуют о социальной организации религии.

Там также избирательное усиление картографических сигналов было тесно связано с верностью религиям, являясь выражением в современной Европе религиозных войн. Но если знаки карт иногда отражали изменения в религиозной ситуации, они также одобряли статус-кво, узаконивая установленные иерархии предыдущих карт.


Много арабских географов исповедовало учение Птолемея. Оно было отправной точкой астрономической географии и картографии.

Мухаммед Ибн Муса аль-Хуваризми заложил основы арабской географической науки. В его книге «О конфигурации Земли» (Китаб Сурат аль-Ард), написанной в первой половине IX века, переводится и исправляется учение Птолемея. Считают, что эта его работа связана со знаменитой планисферой, которую он наметил вместе с другими учеными по заказу халифа аль-Мамуна. К сожалению, большинство карт аль-Хуваризми потерялась. До нас дошли только четыре. Это древнейшие из известных нам арабских карт. В X веке выдающимся арабским картографом был Абул Хасан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и молодость провел в путешествиях, посетил Индию, Цейлон, Китайское море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. На склоне лет он отправился в Египет, где и умер в аль-Фустате. Аль-Масуди, вероятно, перечитал большинство известных тогда книг по географии. Он вспоминает много произведений, не дошедших до нас. Основная его работа «Золотые степи» (Муруджу адхдхахаб) заключает его опыт.

Перу Масуди принадлежат и многие другие произведения. Известна его планисфера мира — одна из самых точных тогдашних карт. Он верил в сферичность Земли. К известному в то время миру он добавил еще два континента, один в южном море, а второй, чтобы уравновесить его, с другой стороны известного мира.

Новый тип карт, подобный скорее к картографии, появляется с картой мира Ибн Хавкала. Он представляет экономическую таблицу, насыщенную сведениями из жизни народов. Ибн Хавкал берет за основу «атлас» аль-Истахри, дополняя его. Побережье он изображает в виде округлых и прямых линий; острова и внутренние моря, такие как Каспийское и Аральское, — кругами. Это упрощенное изображение.

ЗОЛОЛОТА ЭПОХА

В X веке (IV в. Хиджры) арабская картография, только начав развиваться еще сто лет назад, переживает действительно золотую эпоху с серией карт («Атлас мусульманского мира»), тесно связанных с многочисленными произведениями о «путях и королевствах». Методологию описания мусульманского мира, введенную выходцем из Балха (аль-Балхи), подхватил и развил персидский ученый из Ирана (аль-Истахри), на чьи работы в свою очередь опирался географ и великий путешественник, рожденный в Багдаде (Ибн Хавкал). Он просмотрел их, исправил и значительно развил.

Эти карты не имеют ничего общего с моделями Птолемея. Исламский атлас содержит в устойчивом раз и навсегда порядке 21 карту, первая из которых — сферическая карта мира. Затем идут шесть карт, изображающих Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Румейское море (Средиземное море). Последние четырнадцать карт посвященные центральной и восточной частям мусульманского мира. Изображать исключительно мусульманский мир — льстило амбициям аль-Истахри, а также Ибн Хавкалу, который написал: «… И я подробно нарисовал исламские страны, провинцию за провинцией, край за краем, уезд за уездом…»


Вся их картографическая деятельность касалась преимущественно востока арабского мира, но и западной его части не было забыто. Последний период в арабской картографии, совпадает с творчеством аль-Идрисв (XII в.), привязанный как раз к мусульманскому западу.

После обучения в Кордове аль-Идрис поселяется на Сицилии, где норманнский король Роджер II заказывает ему гигантскую планисферу с подробным толкованием. Аль-Идрис описывал земной шар в целом: по словам географа, там были представлены «территории Земли с их странами и городами, реки, земли и моря, дороги, расстояния и все, что можно увидеть». Сама карта потерялась, но толкование аль-Идриса дошло до нас в произведении под названием «Развлекательная книга для тех, кто желает путешествовать по миру» (Китаб Нузхат аль мусхтак фи хтирак алафак), более известном, как «Книга Роджера» (Китаб Руджар).

Эта работа позволила западным географам распространить круг знаний, она также помогла португальским мореплавателям исследовать в XV веке неведомые края. Землю аль-Идрис представлял «круглой, как мячик», он считал, что «вода поступает естественным путем и удерживается на ней» и «Земля и вода зависли в космосе, как желток в яйце». К этим комментариям аль-Идрис добавил атлас известного ему мира, и некоторые карты, которые были уже цветными.

Труд аль-Идриса, апогей арабской картографии, был также и предвестником ее упадка. Понятие широты и долготы в нем отсутствуют. Мы, правда, находим в атласе аль-Идриса традиционные для Птолемея «климатические зоны», но они изображены полосами одинаковой ширины, вопреки астрономическим данным. Детали отражены хуже, чем на картах аль-Хуваризми. Есть также определенные ошибки в расчетах расстояний и дуг. Но будем снисходительны к картографу: смерть короля Роджера и беспорядки после нее помешали ему внести в свой атлас необходимые изменения. Аль-Идрис был на перекрестке двух миров, христианского и мусульманского. Неудивительно, что его называли «арабским Страбоном». Его атлас, который считается самым значительным образцом арабской картографии, имел также огромный успех на Западе на протяжении всего Средневековья.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные работы, вклад арабов в развитие картографии остается очень скромным, на удивление всех, кто изучает эту дисциплину. Что же тому причина? Арабам были известны вся Европа (за исключением крайнего севера), центральная часть Азии, Северная Африка — до 10 градуса северной широты — и восточные африканские побережья. Их географические знания не ограничивались самыми исламскими странами. Они значительно превышали знания греков, которым только примерно были известны земли за Каспием и уж точно они ничего не знали о восточном побережье Азии к северу от Индокитая. А арабам был так же хорошо известен путь по суше к источникам Янцзы, как и восточное побережье Азии до Кореи. Конечно, знакомство их с Японией под вопросом, Японский архипелаг появляется уже на картах XI века, но сомнительно, чтобы арабы добирались до него морским путем. Их представления о Японии, возможно, основывается на сведениях, собранных в Центральной Азии, хорошо им известной. Что касается Африки, то именно арабы первые подробно ее описали; именно на эти сведения ссылались все вплоть до XIX века, когда ее начали исследовать европейцы.

Эти необычные путешествия, невозможные для их европейских современников, должны были стать источником бесценной информации для картографов. Но не стали. Арабская картография, которая сумела составить такой точный «Исламский атлас», не смогла создать что-то похожее, хотя бы в форме отдельных карт, для других районов мира, хотя прекрасно их знала. Она не использовала последних достижений географической науки; вместо вводить что-то новое, новейшие карты только повторяли карты предыдущие. Правда, в те времена и европейская картография не отличалась особой оригинальностью и тоже не особо «дружила» с тогдашней географией.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще история картографии столь обширная, что пожалуй можно было бы даже сделать специальную кафедру картографии в рамках исторических или географических факультетов. Пожалуй, разные передовые вузы, такие как Тюменский государственный университет , могли бы позаимствовать эту идею.