Завершение переустройства и перепланировки жилого помещения подтверждается. Завершение переустройства и перепланировки жилого помещения

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Комментарий к статье 28 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья содержит нормы, устанавливающие форму подтверждения завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и определяющие компетентный орган, в который указанная форма направляется.

2. В качестве формы, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, выступает акт приемочной комиссии. Состав приемочной комиссии, в которую, как правило, должны входить представители органа, осуществляющего согласование, представители управляющей организации либо товарищества собственников жилья (жилищного кооператива), представители разработчика проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, представители исполнителя работ по переустройству и (или) перепланировке, представители БТИ, определяются соответствующим нормативным актом органа местного самоуправления. Задачей приемочной комиссии является проверка соответствия выполненных по переустройству и (или) перепланировке мероприятий проекту и подписание акта, который удостоверяет факт выполнения переустройства и (или) перепланировки в соответствии с разрешением и проектом.

Акт приемочной комиссии должен быть утвержден должностным лицом (руководителем) органа, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

3. Акт приемочной комиссии является единственным документом, представляющим правовое основание для внесения в установленном порядке изменений в инвентаризационно-техническую документацию жилого помещения, подвергшегося переустройству и (или) перепланировке.

4. В ч. 2 коммент. ст. содержится норма, определяющая компетентный орган, в который подлежит направлению акт приемочной комиссии. Таким органом является орган или организация, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (РГ. 2007. 1 авг.). Согласно ст. 3 указанного Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

В настоящее время таким уполномоченным органом является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, находящееся в ведении Министерства экономического развития РФ (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2008. 13 мая).

Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3554), предусмотрены территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Указанные органы действуют в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 21 февраля 2006 г. N 47 (БНА. 2006. N 22).

5. Обязанность по направлению акта приемочной комиссии в орган, осуществляющий государственный учет объектов недвижимого имущества, возлагается на орган, осуществивший согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 № 175-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», других сантехнических и бытовых приборов.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь.

Данные перечни не являются исчерпывающими. При определении видов работ, исполнение которых может считаться переустройством (перепланировкой), следует исходить из того, что ими могут считаться любые изменения жилого помещения, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Однако технический паспорт также содержит данные, изменение которых не может считаться переустройством или перепланировкой, в частности: вид жилищного фонда, к которому относится помещение; точный адрес; этаж; оборудованность переговорно-замочным устройством, радиотрансляционной сетью, телефоном.

В ЖК РФ закреплен исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; представляется также проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

На переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, занимаемого нанимателем по договору социального найма, требуется письменное согласие всех членов семьи нанимателя.

Собственники жилых помещений вправе не испрашивать такого согласия третьих лиц, пользующихся жилым помещением.

Положительное решение органа, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки, является основанием для переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с проектом.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случаях:

Непредоставления полного пакета необходимых документов;

Предоставления документов в ненадлежащий орган;

Несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Завершение переустройства и (или) перепланировки подтверждается подписанием органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, акта приемочной комиссии.

23. Последствия самовольных переустройства и перепланировки

Статья 29. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ЖК РФ (т. е. документа, выданного органом, проводящим согласование), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в данный орган.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переоборудованным состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в срок и в порядке, установленные органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии, что жилое помещение не приведено в прежнее состояние, принимает решение:

В отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

В отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, не приведенного в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок. Если ситуация не изменяется, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов.

Процедурам переустройства и перепланировки посвящена отдельная часть кодифицированного акта, регулирующего жилищные отношения. Переустройство представляет собой установку или замену сетей инженерного назначения, а также сантехнических приборов, при этом требуется соответствующая запись в паспорте технического типа. При перепланировке предполагается изменение конфигурации помещения жилого типа.

Акт государственной приемочной комиссии как факт завершения переустройства или перепланировки

В соответствии с жилищным кодифицированным актом, завершение переустройства (перепланировки) жилого помещения должно подтверждаться специальным актом государственной приемочной комиссии. Только после этого возможен ввод в эксплуатацию такого помещения.

Начало процедуры, которая связана с проведением переустройства (перепланировки) объекта недвижимого имущества, обусловлено специальной документацией. Что касается завершения такой процедуры по вводу в эксплуатацию, то этот процесс также сопровождается документом - актом государственной пкомиссии.

Этапы согласования по вводу в эксплуатацию жилого помещения

ЖК РФ не регламентирует порядок формирования комиссии по вводу в эксплуатацию, поэтому можно сделать вывод, что регулирование таких правоотношений может осуществляться нормативными документами субъектов Федерации или же нормативными актами муниципалитетов.

После того, как был подписан акт переустройства (перепланировки) объекта недвижимого имущества, он направляется в орган муниципалитета. Именно этот орган и осуществляет согласование. После всех процедур объект помещения жилого типа ставится на кадастровый учет.

Орган муниципалитета направляет документ в инстанцию, которая осуществляет государственный кадастровый учет. Что касается сроков действий органов муниципалитета, а также сроков проведения такой процедуры, как кадастровый учет, они ЖК РФ не установлены, что дает больше возможностей органам местного управления.

Роль Росреестра в процедуре перепланировки и переустройства жилого помещения

Именно после того, как все официальные документы переданы в Росреестр, а объект недвижимого имущества был поставлен на кадастровый учет, факт проведения переустройства приобретает юридическую силу.

Именно поэтому без передачи официальных бумаг в этот орган все действия заявителя будут фактически бесполезными. После того, как Росреестр поставит объект помещения жилого характера на кадастровый учет, возможен будет ввод в эксплуатацию этого жилья.

Особенности формирования комиссии приемочного характера

Как было указано, формирование такого органа осуществляется представителями муниципалитетов и субъектов Федерации в индивидуальном порядке.

Тем не менее, при вводе в эксплуатацию объекта помещения жилого типа, орган должен руководствоваться не только местными нормативными актами, но и законами РФ, в частности жилищным кодифицированным актом.

Для осуществления приемки переустройства (перепланировки) помещения жилого характера физические лица и организации должны обращаться с заявлением на имя председателя данной комиссии. Орган рассматривает официальные документы, может выезжать на место нахождения объекта такого имущества.

В большинстве муниципальных образований установлено, что срок хранения документов приемной комиссии по вводу в эксплуатацию соответствующих объектов составляет десять лет.

Отказ в согласовании переустройства или перепланировки

Может ли акт государственной приемной комиссии включать в себя отказ в вводе в эксплуатацию объекта? Да, это возможно в следующих случаях:

1. не предоставлена нужная документация (заявление, технический паспорт, свидетельство, подтверждающее факт уплаты пошлины и так далее).
2. Документы были переданы в другую инстанцию.
3. В официальных бумагах имеются сведения, не соответствующие действительности.
4. Проект таких процедур не соответствует требованиям нормативных актов.

В этом случае акт государственной приемной комиссии должен содержать основания для отказа.

Самовольное проведение перепланировки и переустройства

В соответствии с жилищным кодифицированным актом, самовольные перепланировочные процедуры проводятся без законодательных оснований, также в процессе такой деятельности могут выявляться нарушения в проекте.

При такой деятельности никакого акта не составляется, приемная комиссия не участвует в согласовании подобных процедур, а также не осуществляется постановка на кадастровый учет. Согласно административному законодательству, за самовольную деятельность нарушители могут получить административный штраф.

При этом собственник жилого помещения должен в разумные сроки привести свое жилище в прежний вид. Если же этого не было сделано, данный вопрос будет решаться в судебном порядке. Вместе с тем судебная инстанция может принять решение о продаже с торгов публичного типа такого жилища с последующей выплатой собственнику определенной части денежных средств (вычитая расходы на исполнение решения суда). Если у вас имеется жилье по договору найма социального характера, возможно выселение вас из этого помещения. При этом законодатель обязуется предоставить вам другое жилище.

Таким образом, завершение перепланировочных процедур осуществляется в установленном законом порядке. Если все будет сделано правильно, ваше обновленное жилище будет поставлено на учет в Росреестре. Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества - это обязательная мера, установленная в отечественном законодательстве, которую лучше не обходить стороной, если вы не хотите иметь проблем с судебными органами. Не стоит пытаться провести процедуры перепланировочного характера самостоятельно: в противном случае вы можете получить штраф, а объект имущества недвижимого характера все равно придется приводить в первоначальный вид.