Вид налога уплачиваемый с процесса потребления. Классификация налогов - налоговая система россии

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определен­ный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, на­значение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов

1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Про­изводитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Также фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется и в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвен­ных налогов завязаны прежде всего на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и реальные налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, ус­луг). Реальный налогоплательщик - покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2. Классификация налогов по объекту обложения - классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту - их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге - мощностью двигателя, налоге на имущество - стоимостью, в земельном налоге - несколькими характеристиками, на­пример назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо­зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре­дыдущей классификации) - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными - облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными - облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов {рентные) - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги , взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования . Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов,

которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный прибыль организаций, и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и акцизы, таможенные и земельный, налог с владельца транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).

В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)
  • целевые (специальные).

Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения разграничивают налог:

  • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
  • на имущество,
  • на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: по субъекту уплаты, по объекту обложения, по принадлежности к звеньям бюджетной системы, по назначению, по источникам, по способу взимания, по срокам уплаты и по уровню управления.

По субъекту

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

Налоги с организаций, то есть налог на прибыль, налог на имущество организаций;

Налоги с физических лиц, то есть налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

Смешанные налоги, то есть земельный налог, транспортный налог. Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По объекту обложения

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, то есть на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Такими налогами являются подоходный налог и налог на имущество. В свою очередь прямые налоги подразделяются на:

- реальные , которые взимаются с действительно полученной налогоплательщиком прибыли или дохода (налог на прибыль предприятий);

- личные , которые уплачиваются с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги - это налоги, которые взимаются в результате расходования материальных благ. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д. Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды, это:

- универсальные , которыми облагаются все товары, работы и услуги. Классическим примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж;

- индивидуальные, то есть акцизы;

- фискальные монопольные - это косвенные налоги на товары, производство и реализацию, которых монополизировало государство. Этот вид налога возник из исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером таких налогов может служить винная монополия в России.

- таможенные пошлины - это налоги, которые взимаются за перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.

По принадлежности к звеньям бюджетной системы

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

- закрепленные налоги - это налоги, которые непосредственно поступают в определенный бюджет. Например, налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты;

- регулирующие налоги - это налоги, которые перераспределяются ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и т.д.

По назначению

По назначению использования налоги делятся на:

- общие налоги , которые обезличиваются и поступают в единую казну

государства. Преимущество таких налогов состоит в том, что они обеспечивают

гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов.

- специальные налоги , которые имеют строго целевое назначение.

- чрезвычайные налоги . Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или

иной страны.

По источникам

По источнику налоги делятся на:

Налоги, которые относятся на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);

Налоги, которые включаются в продажную цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы);

Налоги, которые относятся на финансовые результаты, на дебет счета (налог на имущество организаций);

Налоги на прибыль и за счет прибыли.

По способу взимания

Налоги могут взиматься следующими способами:

- кадастровым (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога

дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп

и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельца транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

- на основе декларации . Декларация - это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является, то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером такого налога может служить налог на прибыль.

- по источнику . Это налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится для получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Это налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо, то есть из заработной платы физического лица, до выплаты ему зарплаты, вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

По уровню управления

По уровню управления, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги - это налоги, которые устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, к федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные, выше мы уже говорили о них. Исторически сложилось так, что указанное разделение осуществляется на протяжении почти трех столетий по критерию перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был введен в оборот в конце XVII в. Дж. Локком. На протяжении десятилетий перечень налогов, относимых к прямым или косвенным, менялся в соответствии с изменявшейся теорией налогообложения. Но суть данного разделения оставалась одна: прямые налоги - это те, бремя которых должен нести непосредственно налогоплательщик, а косвенные налоги могут быть переложены им на других лиц. В настоящее время принято считать, что прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между

налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги в отличие от прямых взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налогообложения является продавец товара, работы или услуги, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога-потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и достаточно сложными для плательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. При этом косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Вместе с тем государство использует и прямые налоги. Прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально- техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Поскольку косвенные налоги в большинстве своем заложены в цене, и если эта цена приемлема для рынка, то они автоматически перекладываются на покупателя, не оказывая тем самым существенного влияния на возможности хозяйствующего субъекта по расширенному воспроизводству. В подобной ситуации косвенный налог представляется в виде надбавки к цене, за которую производитель готов продать товар, работу и (или) услугу. В противоположность им прямые налоги, исчисленные с соответствующих баз, в более значительной мере сокращают возможности по расширенному воспроизводству, отвлекая большую часть дохода, которая соответствует равновесной цене.

Вместе с тем в практической деятельности в связи с колебаниями рыночной конъюнктуры указанные различия зачастую нивелируются. Вследствие этого деление налогов на прямые и косвенные носит характер определенной условности. Действительно, в современных условиях вполне реальна ситуация, когда налогоплательщик получает возможность переложить уплату налога, относимого к прямым, на другое лицо. В частности, такой возможностью обладает собственник движимого и недвижимого имущества при сдаче данного имущества в аренду. При создании благоприятной конъюнктуры на рынке на арендатора будут переложены собственником, соответственно, налог на имущество или налог на владельцев транспортных средств путем включения суммы данного налога (или его части) в ставку арендной платы. При отсутствии должной конкуренции производителем может быть переложен любой прямой налог (или часть его) на покупателя его продукции. Даже такой труднопереносимый налог, как НДФЛ, может быть переложен физическим лицом - индивидуальным предпринимателем на покупателя его товара, работы или услуги, если это ему позволит сложившаяся конъюнктура рынка.

С другой стороны, плательщику косвенного налога, например акциза, не всегда представляется возможность переложить его целиком на потребителя. В условиях, например, резкого падения спроса и вызванного этим снижением отпускных цен уплату части косвенного налога налогоплательщик может осуществить за счет сокращения собственной прибыли. Не всегда может быть осуществлено и переложение другого косвенного налога - таможенной пошлины. Это имеет место, например, в случае уплаты пошлины физическим лицом за товары, ввозимые в страну для личного потребления.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно констатировать важнейшее отличие прямых налогов от косвенных. Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики

налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах высокоразвитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.

Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Индивидуальные акцизы могут устанавливаться также и по группам товаров. Ярким примером индивидуального акциза являются действующие практически во всех странах мира акцизы на алкоголь и табак.

Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объемы реализации, продаж и т.д.). Ярким примером универсального акциза является НДС, который применяется в мировой налоговой системе с конца 1960 - начала 1970-х гг., а в Российской Федерации - с 1992 г. Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, к которым, как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия. В налоговой практике государственная фискальная монополия используется не всеми странами; отсутствует она и в российской налоговой системе.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит, но в отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины. В Российской Федерации таможенная пошлина выведена из налоговой системы и таким образом не является налогом. В связи с этим ставки и некоторые другие элементы таможенной пошлины устанавливаются не законом, а Правительством РФ.

Тема: Классификация налогов


Следует заметить, что классификация налогов имеет не только су­губо теоретическое, но и важное практическое значение. В приклад­ном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, клас­сификация крайне необходима для различных международных сопос­тавлений, ведь налоговые системы разных стран различаются доста­точно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретиче­ским выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.


Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами система­тизации и сопоставлений.

В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определен­ный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, на­значение налоговых платежей, какой-либо другой признак.


Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов


1. Классификация по способу взимания

,
разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.


Прямые налоги -
это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.


Косвенные налоги -
это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Про­изводитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.


Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го­сударства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную ус­тойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономическо­го спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Также фискальная роль косвенных налогов более значимо реализу­ется и в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, доста­точно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соот­ветствующих норм рыночного поведения, поступления от косвен­ных налогов завязаны прежде всего на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.


Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро­вано для конечного потребителя, так как номинальные и реальные налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплатель­щиком, у которого с государством возникают налоговые правоот­ношения, являются производители и продавцы товаров (работ, ус­луг). Реальный налогоплательщик - покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных нало­гов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, ак­цизы, таможенные пошлины.


Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на­логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты­вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря­мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле­ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со­отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об­разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос­венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то­го, данные налоги, приводя к повышению цен товаров, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.


Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в Рос­сии самого признанного косвенного налога - НДС - в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом - с оборота розничной торговли. Однако гармонизация налогообло­жения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвен­ных налогов, соотношение которых объективно определяется уров­нем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предпри­ятий, малой имущественной обеспеченностью.


2. Классификация налогов по объекту обложения

-
классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фак­тические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универ­сальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).


Налоги с имущества (имущественные) -
это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде­ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту - их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи­ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге - мощностью двигателя, налоге на имущество - стоимо­стью, в земельном налоге - несколькими характеристиками, на­пример назначением земель, кадастровой оценкой.


Налоги с дохода -
это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз­личают налоги с дохода фактические,
т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные,
взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо­зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе­ния. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало­гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис­темы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках {в НДФЛ - налогоплательщик тот, кто полу­чает доход, а в ЕСН - тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.


Налоги с потребления
(аналог группы косвенных налогов в пре­дыдущей классификации) - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными
налогами облагается потребление строго определенных групп това­ра, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными -
облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными
- облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно от­носилась соль, два последних века основу их составляли алкоголь­ные напитки и табачные изделия. В настоящее вр

Емя большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов {рентные)
- это налоги, взимае­мые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и полу­чением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.


3. Классификация налогов по субъекту обложения

,
где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических
и смешанные,
яв­ляется также достаточно распространенной.


Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси­фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста­точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя­зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди­ческих лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор­ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав­ляющих группу налогов с юридических лиц.


4. Классификация налогов по способу обложения

востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за­висимости от способа определения налогового оклада: «по деклара­ции», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляю­щем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объ­являемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.


Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выпла­те дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и пе­речисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и на­логе на прибыль организаций.


Способ «по кадастру» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда госу­дарственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведом­ление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).


5. Классификация по применяемой ставке

,
подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные
и твердые.


Налоги
с твердыми (специфическими) ставками -
это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли налогоплательщиков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес.


Налоги
с процентными (адвалорными) ставками
- это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле­нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на­логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.


В налогах с пропорциональными ставками
размер налоговых пла­тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого­вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого­вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уп­латы налогов. К таким налогам относятся, в частно­сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще­ство организаций и физических лиц.


В налогах с прогрессивными ставками
размер налоговых пла­тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги по­строены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве­личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив­ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе­ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю­щем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным).


В налогах с регрессивными ставками
размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб­ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от­ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при­были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы­ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов (см. рис. 3.5). Характерным приме­ром регрессивного налога является ЕСН.


6.
Классификация налогов по назначению

разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные {общие) налоги,
поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным ис­точников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В от­личие от общих целевые (специальные) налоги
имеют заранее оп­ределенное целевое назначение и строго закреплены за опреде­ленными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государствен­ных внебюджетных фондов. Характерным примером специально­го налога служит ЕСН, поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пен­сионного, обязательного медицинского страхования и социаль­ного страхования.


7. Классификация налогов по срокам уплаты

:
различают налогисрочные и периодические. Срочные
(их еще называют разовые) -
это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенногособытия или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на на­следование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические
(их еще называют регулярные
или текущие) -
это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц,квартал или год.


8. Классификация по источнику уплаты

имеет значимый практи­ческий интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков ипроверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различа­ют налоги, уплачиваемые из прибыли
(за счет налогооблагаемойприбыли), из выручки
(включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов
граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).


9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления


подразделяющая все налоги на федеральные, региональные
и мест­
ные.
Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус - на ней построена вся после­довательность изложения НК.


Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практи­ческих перспектив использования.


Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного го­сударства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России использу­ют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.