Где находится министерство иностранных дел. Здание мид

Построек времен Сталина. У толп иностранцев и гостей столицы, гуляющих по Москве, оно вызывает скорее шок, смешанный со страхом. Хотя глядя на фото приходит ощущение гордости. Гиды рассказывают туристам страшную историю, о том, что это здание некогда являлось центром всей резидентуры и шпионажа в СССР. Иностранцы быстро фотографируются, и проходят от греха подальше на Арбат чтобы их случайно не облучили или, не дай Бог, завербовали.

Сталинскую высотку — здание М инистерства Иностранных Дел строили в период с 1948 по 1953 годы. Архитекторы проекта профессор архитектуры М. Минкус и В. Гельфрейх.

Центральная часть здания имеет высоту 172 метров и включает в себя 27 этажей. На высоте 114-ти метров закреплен герб из железобетона. Легенда гласит, что Сталину не понравился внешний вид нового здания, оно напомнило ему американские небоскребы. Тогда на уже построенное здание добавили шпиль, который первоначально отсутствовал в проекте. А вот символ Советского государства – пятиконечная звезда -, на этом здании отсутствует, в отличии от других сталинских высоток.

И многие ли видели это здание изнутри

Внешне здание обладает невозмутимыми, строгими архитектурными формами. А внутри в нем скрывается сложный и запутанный мир внутренних объемов, и пространств, сокрытых от посторонних глаз светлыми керамическими блоками облицовки, красным цокольным гранитом, и современными средствами защиты.

Центральный фасад здания украшает огромный герб СССР, в верхних частях боковых порталов вырезана характерная для многих сооружений советского периода дата окончания строительства, рядом с комплексом расположен второй новый корпус со стеклянной крышей — стекляшка. В комплексе зданий располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Стены входного вестибюля облицованы светлым мрамором, пол из полированного черного гранита, витражи и решетки из латуни и анодированного под латунь алюминия. Вестибюль сообщается с подземным гардеробом четырьмя эскалаторами.

Главный вестибюль украшен колоннами из искусственного мрамора, стены из светлого мрамора с резным мраморным фризом, полы мраморные, коврового рисунка; базы, капители, обрамление проема и витражи дверей — латунь. Стены зала Собраний на 500 мест из искусственного мрамора, мебель и отделка — карельская береза, портьеры и обивка кресел — красный бархат. Деревянные части интерьера изготовлены помимо карельской березы из полированного ореха и дуба.

В комплексе установлено 36 лифтов, в том числе 24 скоростных. Строение располагает сложной системой вентиляции и подземными хозяйственными коммуникациями, спаренными этажами, и залами приемов. В здании можно потеряться и запутаться, как в лабиринте. Объект тщательно охраняется современными техническими средствами защиты, ведется постоянное круглосуточное наблюдение.

Судя по количеству фото в Интернете, здание российского МИД действительно охраняется хорошо. Фото в основном только со внешней стороны, видео внутри нет вообще. Фото внутри зданий Пентагона или здания ООН больше. Ну и не удивительно — сегодня сообщили, что половина Вашингтона осталось без света, и даже Белый дом. Америка в шоке — а не надо экскурсии везде водить. Зданием нашего МИДа японцев пугают, и то издалека, так и свет там не отключается…

Величественное здание эпохи Советского Союза у многочисленных толп иностранцев и гостей столицы, прогуливающихся по Москве арбатской, вызывает по меньшей мере шок вперемешку со страхом. Однажды мне пришлось быть невольным свидетелем, когда группе и без того испуганных туристов гид рассказывал страшную историю, о том, что это здание некогда являлось центром всей резидентуры и шпионажа в СССР, чтобы иностранцы быстро фотографировались, и проходили от греха подальше на Арбат к мемориальной квартире Пушкина, дабы их случайно не облучили или, не дай Бог, завербовали. Вы видели когда-нибудь, как удивляются китайцы или японцы? Я этого насмотрелся.

Сталинская 172-метровая высотка на Смоленской-Сенной площади, дом 32/34, 27-ми этажное здание эпохи СССР...

За внешне невозмутимыми строгими архитектурными формами административного комплекса скрывается сложный и запутанный мир внутренних объемов, и пространств, сокрытых от посторонних глаз светлыми керамическими блоками облицовки, красным цокольным гранитом, и современными средствами защиты. Центральный фасад здания украшает огромный герб СССР, в верхних частях боковых порталов вырезана характерная для многих сооружений советского периода дата окончания строительства - в данном случае 1951 год, рядом с комплексом расположен второй новый корпус со стеклянной крышей - стекляшка. В комплексе зданий располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Стены входного вестибюля облицованы светлым мрамором, пол из полированного черного гранита, витражи и решетки из латуни и анодированного под латунь алюминия. Вестибюль сообщается с подземным гардеробом четырьмя эскалаторами. Главный вестибюль украшен колоннами из искусственного мрамора, стены из светлого мрамора с резным мраморным фризом, полы мраморные, коврового рисунка; базы, капители, обрамление проема и витражи дверей - латунь. Стены зала Собраний на 500 мест из искусственного мрамора, мебель и отделка - карельская береза, портьеры и обивка кресел - красный бархат. Деревянные части интерьера изготовлены помимо карельской березы из полированного ореха и дуба.

В комплексе установлено 36 лифтов, в том числе 24 скоростных. Строение располагает сложной системой вентиляции и подземными хозяйственными коммуникациями, спаренными этажами, и залами приемов. В здании можно потеряться и запутаться, как в лабиринте. Объект тщательно охраняется современными техническими средствами защиты, ведется постоянное круглосуточное наблюдение.

Итак, прогуляемся по зданию. Такого вы еще не видели, так что раскрывайте ваши рты...

1. Арбатская

2. Трехсводчатая станция Арбатская

3.

4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. 13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. 31.

32. Максим Новиковский и самая маленькая зеркальная ми-ми-ми

33.

А теперь забудьте все то, что вы увидели и другим передайте! И помните, не так страшна архитектура, как ее малюют архитекторы и фотографы.

Такие дела

Максим Новиковский
и его Canon/Samyang

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Сталинскую высотку - здание МИДа (Министерства Иностранных Дел) возводили в период с 1948 по 1953 годы. Архитекторами проекта стали профессора архитектуры М. Минкус и В. Гельфрейх.

Фасад сооружения выполнен из керамических блоков, а цоколь отделан красным гранитом.

Фото 1. Здание МИДа на Смоленской площади в Москве

Особенность сталинской высотки на Смоленской площади

Центральная часть 172-метрового здания включает в себя 27 этажей. На высоте 114-ти метров закреплен , выполненный из железобетона. Общая площадь этой конструкции впечатляет - 144 квадратных метра.

Впечатляют и общая площадь помещений (65.000 кв.м), и кубатура внутренних помещений (400.000 куб.м). В здании на Смоленской площади более 2.000(!) помещений различного назначения. К услугам служащих и гостей Министерства 28 лифтов, в т.ч. 18 скоростных.

Отличительной особенностью здания МИДа от других сталинских высоток является отсутствие символа Советского государства - пятиконечной звезды. Это связано, по всей вероятности, с хрупкостью строения шпиля.

Дом на Смоленской-Сенной площади стал первой из семи построенных сталинских высоток и вызвал, как говорят, неодобрение вождя.

Легенда о высотке МИД на Смоленской площади

Легенда гласит, что Сталин, проезжая мимо здания МИДа, возмутился его схожестью с американскими небоскребами. К уже построенному зданию решили добавить шпиль, который отсутствовал в первоначальном проекте.

Сделать каменную достройку было невозможно. Строение могло не выдержать дополнительных нагрузок и обрушиться.

Но, приказ есть приказ, и архитекторами было принято решение возводить бутафорский шпиль.

Для этих целей пришлось пробивать пять этажей, чтобы закрепить опоры будущей конструкции. Затем строители смонтировали каркас самого шпиля и обшили его обычной жестью. Материал неудачный и требующий ежегодной покраски из-за проступающей ржавчины.

После смерти вождя народов, архитектор В. Гельфрейх попытался демонтировать надстроенную часть высотки, заручившись поддержкой авторитетного архитектора Посохина.

Но Н.С. Хрущев, тогдашний руководитель Советского государства, был непреклонен. Он заявил о том, что шпиль должен остаться на месте и быть памятником великой глупости товарища Сталина.

Одну из них так и не построили – в районе Зарядья. Не воплотился в жизнь и самый масштабный проект: эпохальный Дворец Советов, ради которого снесли храм Христа Спасителя. Помешала смерть главного вдохновителя, и проект так и остался на бумаге.

Московские высотки

МГУ на тогда еще Ленинских горах, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади и здание МИД – Министерства иностранных дел. Высотка с представительскими функциями на Смоленской-Сенной – единственная из семи без пятиконечной звезды на шпиле. Да и сам шпиль по первоначальному плану предусмотрен не был. По легенде, дорисовать его распорядился лично Сталин, утверждая проект Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Но поскольку конструкция уже была полностью просчитана, элемент сделали «бутафорским», из облегченных материалов. И здание МИД так и осталось без звезды.

Заложены были все здания в один день – 800-летия Москвы в 1947 году. На праздничный митинг собрали трудящихся. Архитектурная общественность событие особым вниманием не удостоила. Еще не забылась участь Дворца Советов. Гигантскую стройку остановили в начале войны. Новый проект был столь масштабный, что профессионалы усомнились, что высотки достроят из-за разрухи послевоенного времени. Почему именно дорогостоящие высотные здания, когда вся страна еще не оправилась от тягот войны? Предположений много. От приверженности Сталина к готике до равнения в строительстве на Америку, которая начала строить небоскребы уже в конце ХIХ века. А Москва – столица сверхдержавы, победившей в войне, – все еще оставалась малоэтажной. Именно в те годы положено начало индустриальному строительству. Но рабочей силы не хватало. И к строительству привлекли заключенных. Работали на стройке в Котельниках.

«Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», – и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники» . (Журнал «Огонек», №37, 1947 г.)

Здание МИД

Самым высокотехнологичным для того времени было здание МИД. По количеству инженерных и технических решений, примененных впервые, с ним не может сравниться ни одна из высоток. Сама организация строительных работ была в новинку: дом строили сверху вниз. За 110 дней на всю высоту возвели металлический каркас, а уж затем его бетонировали, опять же начиная с верхнего этажа. Опускаясь по мере застывания бетона к фундаменту.

27 этажей общей высотой 172 метра строили пять лет. В здании площадью 65 тысяч квадратных метров около 2 тысяч помещений. Установлено небывалое по тем временам количество лифтов – 28, причем больше половины из них скоростные. Четыре эскалатора ведут из вестибюля в подземный гардероб. И, конечно, современный дворец в стиле «советского ар-деко» получил богатую отделку: мрамор, гранит, витражи, решетки из латуни, карельская береза и бархат.

По мере того как в историческом центре Москвы вырастала махина, архитекторам стало очевидно – взгляду не хватает простора. Так родилась идея новой площади. От подножия высотки до Москвы-реки. Расширения потребовала Смоленская улица, и специально «для поддержки» высотки в 70-х годах ХХ века построили две башни-гостиницы «Белград» и «Золотое кольцо». Так новое здание полностью изменило вид парадного въезда в московский центр, с Бородинского моста и Смоленской улицы. Впрочем, масштабность проекта – целый градостроительный ансамбль, сразу семь зданий в одном стиле, обеспечили Москве совсем другой вид. Это был первый шаг к мегаполису.