Джин Кэллахан - Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. Джин Кэллахан Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы


Economics for Real People

An Introduction to the Austrian School

Фонд ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

БИБЛИОТЕКА ГВЛ

серия ЭКОНОМИКА

Джин КЭЛЛАХАН

ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

ОСНОВЫ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

УДК 330.831.2 ББК 65,02(Авс) К98

Библиотека ГВЛ

Серия «Экономика»

Библиотека ГВЛ - совместный проект издательства «Социум» и Фонда «Либеральная хартия»

Перевод с английского под ред. Д. Волкова и А. Куряева

Кэллахан Дж.

К98 Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы / Джин Кэллахан; пер. с англ. под ред. Д. Волкова и А. Куряева - Челябинск: Социум, 2006. 240 с. (Серия: «Библиотека ГИЛ: Экономика»)

ISBN 5-901901-55-Х

УДК 330.831.2 ББК 65.02 (Авс)

ISBN 5-901901-55-Х

© ООО «Социум», перевод, оформление. 2006

Библиотека ГВЛ

Серия: «Экономика»

Джин Кэллахан ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Основы австрийской экономической школы

Корректор: Беляева М. В.

Верстка: Фонченко С.В.

Художественное оформление: Пушкарный А.В.

Подписано в печать 30.09.2005. Формат 70×90 1 / 32 , Бумага офсетная. Гарнитура «AcademyC». Усл. печ. л, 17,55. Уч.-изд. л, 14,6. Тираж 2000 экз.

Джин Кэллахан получил философское образование в Университете Коннектикута. Занимался разработкой компьютерных программ для анализа фондовых рынков. Редактор-консультант нового журнала по общественным наукам Episteme. Его статьи публиковались в журналах Reason, Ideas on Liberty, The Free Market, The Libertarian Enterprise, National Review Online и др. Книга «Экономика для обычных людей» считается лучшим на сегодняшний день введением в экономическую теорию австрийской школы для неэкономистов. Автор с помощью ярких запоминающихся метафор и на понятных примерах из реальной жизни объясняет основные концепции экономической теории: ценность, деньги, капитал, процент, экономический цикл, последствия государственного вмешательства в экономику и т.п. Австрийская экономическая школа изучает не функционирование абсолютно рационального эгоистического автомата, пресловутого «экономического человека», а исследует действия и выбор реальных человеческих существ, являясь поэтому экономической теорией, объясняющей поведение реальных людей.

Основной вред... состоит в отдалении экономической теории от анализа реальности. Многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. По их мнению, экономическая наука на самом деле не ставит целью объяснить процесс формирования рыночных цен, а пытается описывать неопределенное взаимодействие различных факторов, играющих свою роль в ценообразовании. В сущности, она изучает не живых людей, а так называемого «экономического человека», фантома, имеющего мало общего с реальными людьми.

Людвиг фон Мизес «Конечные основания экономической науки»

ВВЕДЕНИЕ. Здравствуй, племя младое, незнакомое

Возможно, вы где-то слышали об австрийской экономической школе и хотите узнать о ней подробнее. Или вас приводят в уныние экономические теории, проповедуемые в учебниках и газетах, и вы ищете более реалистический взгляд на экономическую жизнь. Поведение человека, постулируемое доминирующей (или неоклассической, как ее часто называют) школой экономической науки, мало напоминает действия людей, которые мы видим вокруг себя каждый день. Те, о ком идет речь в учебниках, смахивают на роботов, жестко подчиняющихся системе уравнений, которая «максимизирует их полезность», выраженную набором параметров. При этом говорится, что уравнения «приводят» к соответствию спроса и предложения при равновесной цене, т.е. цене, обеспечивающей равенство величины спроса величине предложения. Какое место в такой системе уравнений занимают люди? Связать все эти математические построения с миром, в котором мы живем, весьма затруднительно. Каким образом понимание человека как устройства для решения уравнения полезности соотносится с исламской революцией, матерью Терезой, Джимми Хендриксом или с вашим собственным решением пойти в отпуск, который вы «на самом деле не можете себе позволить», но в котором действительно нуждаетесь?

Однако вы полагаете, что экономическая наука должна иметь отношение к реальной жизни. Ведь вопросы, которыми она занимается - рабочие места, деньги, налоги, цены и производство - это наше повседневное существование? Почему же изучаемый ею объект выглядит столь странно?

Поздней весной 1185 года возглавляемый князем Игорем полк, в который сведены дружины Северской Руси, уходит в набег на половцев.

Игорь-князь во злат стремень вступает.

В чистое он поле выезжает.

Но в степи русских ждет гибель… Кто виноват в разгроме крупного и отлично подготовленного войска? Ошибка полководца или чье-то предательство?

Киевский князь поручает своему лучшему мечнику, седому ветерану Хотену, собрать из отборных воинов разведывательный отряд и отправится с ним в глубокий рейд, чтобы выяснить причины поражения. К каким разоблачениям может привести поход разведгруппы в самое сердце вражеской земли, по следам полка Игорева?

Станислав Казимирович Росовецкий
По следам полка Игорева

Пролог, или о том, как в небе над Киевом ангел Господний Евпсихий повстречался с музой

Весна лета от сотворения мира 6694-го, от Рождества же Христова 1185-го выдалась тёплой, и к концу апреля, по-народному цветня, от снегов на Русской земле осталось одно воспоминание, вылезла везде молодая трава, расцвели яблони, а люди и животные впали в весеннее буйство. Вот и ангел Господен Евпсихий, подлетая на рассвете предпоследнего апрельского вторника к жалкому киевскому двору князя без волости Всеволода Ростиславовича, а во святом крещении Евпсихия, то и дело шарахался от крыш, если под ними особо необузданные киевляне и киевлянки, из тех, которым ночи мало, предавались однообразным, утомительным, однако безусловно весьма для них увлекательным парным телесным упражнениям. Радостно взмахнул крыльями Евпсихий, когда аура над светлицей князя Всеволода оказалась свободной от плотских эманации, однако не успел он воздать по сему случаю благодарственную хвалу Господеви. Ибо виртуальный сигнал "Враг рядом!" во всю мочь прозвучал в ушах ангела, а в тонкие, сердечком вырезанные ноздри ударил слева густой смрад богомерзкого язычества. Резко, едва не вывихнув длинную шею, повернул Евпсихий голову и успел разглядеть светящуюся в плотном утреннем воздухе эфирную дорожку, а над нею блеснуло в мгновенном движении нечто продолговатое, изящных форм, соразмерностью своей вызывающих в душе сладкие, однако смутные чувствования. Потребовалось несколько мгновений, чтобы припомнить мгновенно промелькнувшие детали видения и осознать, что же именно вознеслось с ним рядом.

И тут ангел едва не свалился на посеревшую, из мелких дощечек выложенную гонтовую крышу. Муза, то была муза! Кому же ещё могла принадлежать эта чистейшая белая туника, этот девственный затылочек под высоко подобранными в узел поднятыми волосами, эта тонкая белая нога в золотой сандалии, как бы гребущая по небу? Что он сказал, "девственный"? Да ведь про муз говорят, что от Зевса рожали и от Аполлона будто… Однако, мало ли успевают насплетничать о девушке, если она бессмертна?.. Тот же Зевс, он ведь, вроде, им отец… Вот только какая из муз? Как будто арфу к животику прижимала… Тогда которая из двух – Эрато или Полигимния? И стоило только этой дилемме возникнуть в голове ангела, как в ушах его сладостным шепотком прошелестело: "Полигимния". Впрочем, едва ли имя имеет значение…

Ведь ангелу в первую очередь необходимо было разобраться в собственных чувствах, в только что испытанном им самим, для чего пришлось спланировать и присесть, сложив крылья, на конёк, неприятно влажный от росы.

Как ярко вспыхнула в нём враждебность к языческому божеству! И сколь быстро погасла, когда он распознал Полигимнию… Ну, это можно ещё понять: ведь есть же разница между изысканной, хрупкой музой и зырянским божком Еном, обмазанным жиром и кровью, – или это идола Енова зыряне обмазывают жертвенными жиром и кровью? А что так быстро испарилась вражда, так это всё общение с людьми виновато, не иначе: уж очень они, ангелы, очеловечились, общаясь без конца с суетливым родом людским. И подумал тут ангел, что хоть и пониже у него чин, чем у близ Господа служащих Ему серафимов, херувимов и престолов, не хотел бы он оказаться на их месте. Нет, это, конечно же, великая честь, представлять собою часть седалища Господня, однако Евпсихий не стал бы меняться долею ни с кем из пресвятых престолов, если бы (чего представить невозможно!) вдруг представилась бы такая возможность. И окажись он на месте шестикрылого серафима, скучновато ему теперь показалось бы без конца парить у седалища Господня, неустанно и неумолчно, как токующий глупый тетерев, распевая: "Свят, свят, свят Иегова воинств, вся земля полна славы Его!" И с херувимом, охранником Господним, тоже шестикрылым, однако исполненным очей, не поменялся бы Евпсихий службою: у того, конечно, воинская, почётная должность, да только кто осмелится напасть на самого Господа?

Служить господним "вестником" (ибо греческое слово "ангелос" именно вестника и означает), конечно же, тоже почётно, однако не в пример веселее: сколько новых стран и народов ещё успеет увидеть Господний вестник, пока не снесёт всё сущее на Земле неумолимый Страшный Суд! И даже вот таким, застрявшим на одном поручении на без малого тысячу двести лет, нравилось быть ангелу Евпсихию, хоть и казалось ему несправедливым, что столь надолго отринут он от лица Господня и, песчинка в сонмище ангелов, едва ли не забыт Им. А утешение находил Евпсихий в том, во-первых, что Господь всеведущий и никогда ничего не забывает, помнит, следовательно, и о его скромной особе. А во-вторых, как и всякий служивый, придерживался ангел неславной, но жизненной заповеди: "От начальства держись подальше: заставит работать". А работы ему и без того хватало, ведь люди, наречённые при рождении Евпсихиями, оказались, ведь как на грех, в большинстве своём к жизни не приспособленными, слабосильными и пугливыми, в общем же, робкими неудачниками. Вот и этот князь так называемый, мирским варварским именем именуемый Всеволодом Ростиславовичем, не многим лучше тёзок своих, почти сплошь пьяниц-ремесленников, подкаблучников-поселян да бродяжек подзаборных.

Книга считается лучшим на сегодняшний день введением в экономическую теорию австрийской школы для неэкономистов. В написанной живым современным языком книге, автор с помощью ярких запоминающихся метафор и на понятных примерах из реальной жизни объясняет основные концепции экономической теории: ценность, деньги, капитал, процент, экономический цикл, последствия государственного вмешательства в экономику и т.д. Австрийская экономическая школа изучает не функционирование абсолютно рационального эгоистического автомата, пресловутого "экономического человека", а исследует действия и выбор реальных человеческих существ, являясь поэтому экономической теорией, объясняющей поведение реальных людей.

Возможно, вы где-то слышали об австрийской экономической школе и хотите узнать о ней подробнее. Или вас приводят в уныние экономические теории, проповедуемые в учебниках и газетах, и вы ищете более реалистический взгляд на экономическую жизнь. Поведение человека, постулируемое доминирующей (или неоклассической, как ее часто называют) школой экономической науки, мало напоминает действия людей, которые мы видим вокруг себя каждый день. Те, о ком идет речь в учебниках, смахивают на роботов, жестко подчиняющихся системе уравнений, которая «максимизирует их полезность», выраженную набором параметров. При этом говорится, что уравнения «приводят» к соответствию спроса и предложения при равновесной цене, т.е. цене, обеспечивающей равенство величины спроса величине предложения. Какое место в такой системе уравнений занимают люди? Связать все эти математические построения с миром, в котором мы живем, весьма затруднительно. Каким образом понимание человека как устройства для решения уравнения полезности соотносится с исламской революцией, матерью Терезой, Джимми Хендриксом или с вашим собственным решением пойти в отпуск, который вы «на самом деле не можете себе позволить», но в котором действительно нуждаетесь?

Однако вы полагаете, что экономическая наука должна иметь отношение к реальной жизни. Ведь вопросы, которыми она занимается - рабочие места, деньги, налоги, цены и производство - это наше повседневное существование? Почему же изучаемый ею объект выглядит столь странно?

Австрийская экономическая школа предлагает подход, альтернативный доминирующему течению (мейнстриму). Она ставит экономическую науку на здоровую, человеческую основу. Она избегает ловушек, в которых увязла большая часть современной экономической науки: предположения об эгоизме как основной человеческой мотивации, узкого определения рационального поведения и злоупотребления нереалистичными моделями. В этой книге делается попытка представить вашему вниманию важнейшие идеи этой школы.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!
Зачем читать эту книгу?
ЧАСТЬ I. НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 1. А ЧТО ЭТО ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ?
О природе экономической науки
ГЛАВА 2. ОДИН, ОДИН, СОВСЕМ ОДИН
Экономическое положение изолированного индивида
ГЛАВА 3. НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА
О факторе времени в человеческой деятельности
ЧАСТЬ II. РЫНОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
ГЛАВА 4. ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ
О прямом обмене и общественном порядке
ГЛАВА 5. ДЕНЬГИ ЕСТЬ, ТАК ВСЕМ ТЫ НУЖЕН
О косвенном обмене и экономическом расчете
ГЛАВА 6. ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!
Об использовании идеальных конструкций в экономической науке
ГЛАВА 7. МЯСНИК, БУЛОЧНИК, СВЕЧНИК
Об экономических ролях и теории распределения
ГЛАВА 8. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН, МИСТЕР ФИКС?
О роли капитала в экономике
ГЛАВА 9. ПАДЕНЬЕМ СМЕНЯЕТСЯ ВЗЛЕТ
О последствиях колебания денежной массы
ЧАСТЬ III. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАБОТУ РЫНКА
ГЛАВА 10. МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ
О проблемах социалистического сообщества
ГЛАВА 11. ТРЕТИЙ ПУТЬ
О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
ГЛАВА 12. ХЛЕБА НЕТ, А ПОЛНО ГУТАЛИНА
Об ограничении нижней границы цен, потолках цен и других способах регулирования рыночных цен
ГЛАВА 13. А КОМУ СЕЙЧАС ЛЕГКО?
О причинах экономического цикла
ГЛАВА 14. ОПАСЕН НА ЛЮБОЙ СКОРОСТИ
Об улучшении рынка путем регулирования
ГЛАВА 15. КТО-ТО ТЕРЯЕТ, КТО-ТО НАХОДИТ
О внешних эффектах, положительных и отрицательных
ГЛАВА 16. ЧУЖАЯ КОЛЕЯ
О теории зависимости от предшествующего пути
ГЛАВА 17. ПИРАМИДЫ В ДОЛИНЕ НИЛА
О попытках государства стимулировать промышленность
ЧАСТЬ IV ПРАВИЛЬНО ПОНИМАЕМАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ГЛАВА 18. КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
Политическая экономия австрийской школы
ПРИЛОЖЕНИЕ A. Краткая история австрийской школы
ПРИЛОЖЕНИЕ B. Праксиологическая экономика и математическая экономика

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономика для обычных людей, Основы австрийской экономической школы, Кэллахан Д., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Economics for Real People

An Introduction to the Austrian School

Фонд ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

БИБЛИОТЕКА ГВЛ

серия ЭКОНОМИКА

Джин КЭЛЛАХАН

ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

ОСНОВЫ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

УДК 330.831.2 ББК 65,02(Авс) К98

Библиотека ГВЛ

Серия «Экономика»

Библиотека ГВЛ - совместный проект издательства «Социум» и Фонда «Либеральная хартия»

Перевод с английского под ред. Д. Волкова и А. Куряева

Кэллахан Дж.

К98 Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы / Джин Кэллахан; пер. с англ. под ред. Д. Волкова и А. Куряева - Челябинск: Социум, 2006. 240 с. (Серия: «Библиотека ГИЛ: Экономика»)

ISBN 5-901901-55-Х

УДК 330.831.2 ББК 65.02 (Авс)

ISBN 5-901901-55-Х

© ООО «Социум», перевод, оформление. 2006

Библиотека ГВЛ

Серия: «Экономика»

Джин Кэллахан ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Основы австрийской экономической школы

Корректор: Беляева М. В.

Верстка: Фонченко С.В.

Художественное оформление: Пушкарный А.В.

Подписано в печать 30.09.2005. Формат 70×901/32, Бумага офсетная. Гарнитура «AcademyC». Усл. печ. л, 17,55. Уч.-изд. л, 14,6. Тираж 2000 экз.


Джин Кэллахан получил философское образование в Университете Коннектикута. Занимался разработкой компьютерных программ для анализа фондовых рынков. Редактор-консультант нового журнала по общественным наукам Episteme. Его статьи публиковались в журналах Reason, Ideas on Liberty, The Free Market, The Libertarian Enterprise, National Review Online и др. Книга «Экономика для обычных людей» считается лучшим на сегодняшний день введением в экономическую теорию австрийской школы для неэкономистов. Автор с помощью ярких запоминающихся метафор и на понятных примерах из реальной жизни объясняет основные концепции экономической теории: ценность, деньги, капитал, процент, экономический цикл, последствия государственного вмешательства в экономику и т.п. Австрийская экономическая школа изучает не функционирование абсолютно рационального эгоистического автомата, пресловутого «экономического человека», а исследует действия и выбор реальных человеческих существ, являясь поэтому экономической теорией, объясняющей поведение реальных людей.

Основной вред... состоит в отдалении экономической теории от анализа реальности. Многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. По их мнению, экономическая наука на самом деле не ставит целью объяснить процесс формирования рыночных цен, а пытается описывать неопределенное взаимодействие различных факторов, играющих свою роль в ценообразовании. В сущности, она изучает не живых людей, а так называемого «экономического человека», фантома, имеющего мало общего с реальными людьми.

Людвиг фон Мизес «Конечные основания экономической науки»

ВВЕДЕНИЕ. Здравствуй, племя младое, незнакомое


Возможно, вы где-то слышали об австрийской экономической школе и хотите узнать о ней подробнее. Или вас приводят в уныние экономические теории, проповедуемые в учебниках и газетах, и вы ищете более реалистический взгляд на экономическую жизнь. Поведение человека, постулируемое доминирующей (или неоклассической, как ее часто называют) школой экономической науки, мало напоминает действия людей, которые мы видим вокруг себя каждый день. Те, о ком идет речь в учебниках, смахивают на роботов, жестко подчиняющихся системе уравнений, которая «максимизирует их полезность», выраженную набором параметров. При этом говорится, что уравнения «приводят» к соответствию спроса и предложения при равновесной цене, т.е. цене, обеспечивающей равенство величины спроса величине предложения. Какое место в такой системе уравнений занимают люди? Связать все эти математические построения с миром, в котором мы живем, весьма затруднительно. Каким образом понимание человека как устройства для решения уравнения полезности соотносится с исламской революцией, матерью Терезой, Джимми Хендриксом или с вашим собственным решением пойти в отпуск, который вы «на самом деле не можете себе позволить», но в котором действительно нуждаетесь?

Однако вы полагаете, что экономическая наука должна иметь отношение к реальной жизни. Ведь вопросы, которыми она занимается - рабочие места, деньги, налоги, цены и производство - это наше повседневное существование? Почему же изучаемый ею объект выглядит столь странно?

Австрийская экономическая школа предлагает подход, альтернативный доминирующему течению (мейнстриму). Она ставит экономическую науку на здоровую, человеческую основу. Она избегает ловушек, в которых увязла большая часть современной экономической науки: предположения об эгоизме как основной человеческой мотивации, узкого определения рационального поведения и злоупотребления нереалистичными моделями. В этой книге делается попытка представить вашему вниманию важнейшие идеи этой школы.

Своим названием австрийская школа обязана тому, что большинство ее ранних представителей родом, как вы, вероятно, уже догадались, из Австрии. В результате нацистской оккупации этой страны представители австрийской школы были рассеяны но всему миру. Сегодня видных экономистов австрийской школы можно найти во многих странах. Я буду использовать термин «австрийцы», имея в виду представителей австрийской школы, вне зависимости от того, жили они когда-либо в Австрии или нет.

Я не собираюсь подробно рассказывать об истории школы, хотя в приложении есть краткий исторический обзор. Я также не ставил своей целью убедить профессиональных экономистов других школ «обратиться» в австрийскую веру. Мне хочется предложить вашему вниманию то, что обычно называется «путеводителем для интеллектуального дилетанта». Я старался быть точным, но не вдавался в подробности эзотерических споров профессиональных экономистов, иначе книга вышла бы слегка шизофреничной.

Австрийская школа не монолитна, и среди ее представителей существует множество теоретических разногласий. Если копнуть глубже, то, вообще говоря, нет даже общепринятого критерия, позволяющего определить, кто же действительно является австрийцем. Есть «полуавстрийцы», «спутники австрийцев» и даже те, кто сам себя называет австрийцем, но кому другие авторы отказывают в праве так именоваться. Я попытался дать полное представление о взглядах школы, однако, безусловно, это представление окрашено моим личным пониманием предмета.

Характер книги не позволяет исследовать экономическую теорию австрийской школы так же глубоко, как это сделано в систематических трактатах «Человек, экономика и государство» Мюррея Ротбарда или «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса. Если благодаря этой книге вы заинтересуетесь предметом, она полностью выполнит свою задачу; в таком случае советую вам приобрести один из двух упомянутых шедевров в этой области. (В конце книги имеется библиография, рекомендующая книги для дальнейшего чтения.)

У моей книги свои преимущества. Прежде всего, тома Ротбарда и Мизеса огромны: вряд ли кто-то захочет взять такую книгу на пляж. Во-вторых, большинство людей не стремится стать профессиональными экономистами. У вас, вероятно, не так много времени и сил, которые вы хотели бы посвятить этому вопросу, по крайней мере, до тех пор, пока не поймете, что вам даст более глубокое изучение предмета. Наконец, ни в одной из упомянутых великих работ нет ни слова про хит сезона - телешоу «Последний герой» (Для тех, кто не смотрит телевизор, или для тех, кто будет читать книгу через двадцать лет после ее публикации, напоминаю: «Последний герой» - это реалити-шоу на необитаемом острове, куда телевизионщики привезли нескольких участников и предложили им ряд испытаний «на выживание». Процедура голосования устраняла соперников до тех пор, пока не остался единственный победитель. Им оказался парень по имени Рич. Нам в этой книге не важны конкретные детали шоу, поскольку Рич нам нужен просто как пример изолированного индивидуума и экономических проблем, с которыми он сталкивается. (Использование фигуры Робинзона Крузо стало общим местом, так что мне пришлось придумывать что-нибудь другое.)); кроме того, ни в той, ни в другой даже не упоминается актриса Хелена Бонэм-Картер. Я гарантирую, что моя книга свободна от обоих указанных недостатков.

Что касается «Последнего героя» (видите, вам даже не пришлось долго ждать, пока я исправлю первый недочет!), представьте себе, что реалити-шоу заканчивается немного иначе. В оригинальной версии победителем стал парень по имени Рич, продержавшийся дольше всех. В нашей альтернативной вселенной Рич тоже выходит победителем, но, упаковывая свою аппаратуру, члены съемочной группы решают, что сыты по горло его фиглярством. Вместо того чтобы доставить его домой, они незаметно покидают остров, пока Рич в последний раз загорает нагишом.

Economics for Real People

An Introduction to the Austrian School

Фонд ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

БИБЛИОТЕКА ГВЛ

серия ЭКОНОМИКА

Джин КЭЛЛАХАН

ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

ОСНОВЫ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

УДК 330.831.2 ББК 65,02(Авс) К98

Библиотека ГВЛ

Серия «Экономика»

Библиотека ГВЛ - совместный проект издательства «Социум» и Фонда «Либеральная хартия»

Перевод с английского под ред. Д. Волкова и А. Куряева

Кэллахан Дж.

К98 Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы / Джин Кэллахан; пер. с англ. под ред. Д. Волкова и А. Куряева - Челябинск: Социум, 2006. 240 с. (Серия: «Библиотека ГИЛ: Экономика»)

ISBN 5-901901-55-Х

УДК 330.831.2 ББК 65.02 (Авс)

ISBN 5-901901-55-Х

© ООО «Социум», перевод, оформление. 2006

Библиотека ГВЛ

Серия: «Экономика»

Джин Кэллахан ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Основы австрийской экономической школы

Корректор: Беляева М. В.

Верстка: Фонченко С.В.

Художественное оформление: Пушкарный А.В.

Подписано в печать 30.09.2005. Формат 70×90 1 / 32 , Бумага офсетная. Гарнитура «AcademyC». Усл. печ. л, 17,55. Уч.-изд. л, 14,6. Тираж 2000 экз.

Джин Кэллахан получил философское образование в Университете Коннектикута. Занимался разработкой компьютерных программ для анализа фондовых рынков. Редактор-консультант нового журнала по общественным наукам Episteme. Его статьи публиковались в журналах Reason, Ideas on Liberty, The Free Market, The Libertarian Enterprise, National Review Online и др. Книга «Экономика для обычных людей» считается лучшим на сегодняшний день введением в экономическую теорию австрийской школы для неэкономистов. Автор с помощью ярких запоминающихся метафор и на понятных примерах из реальной жизни объясняет основные концепции экономической теории: ценность, деньги, капитал, процент, экономический цикл, последствия государственного вмешательства в экономику и т.п. Австрийская экономическая школа изучает не функционирование абсолютно рационального эгоистического автомата, пресловутого «экономического человека», а исследует действия и выбор реальных человеческих существ, являясь поэтому экономической теорией, объясняющей поведение реальных людей.

Основной вред... состоит в отдалении экономической теории от анализа реальности. Многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. По их мнению, экономическая наука на самом деле не ставит целью объяснить процесс формирования рыночных цен, а пытается описывать неопределенное взаимодействие различных факторов, играющих свою роль в ценообразовании. В сущности, она изучает не живых людей, а так называемого «экономического человека», фантома, имеющего мало общего с реальными людьми.

Людвиг фон Мизес «Конечные основания экономической науки»

ВВЕДЕНИЕ. Здравствуй, племя младое, незнакомое

Возможно, вы где-то слышали об австрийской экономической школе и хотите узнать о ней подробнее. Или вас приводят в уныние экономические теории, проповедуемые в учебниках и газетах, и вы ищете более реалистический взгляд на экономическую жизнь. Поведение человека, постулируемое доминирующей (или неоклассической, как ее часто называют) школой экономической науки, мало напоминает действия людей, которые мы видим вокруг себя каждый день. Те, о ком идет речь в учебниках, смахивают на роботов, жестко подчиняющихся системе уравнений, которая «максимизирует их полезность», выраженную набором параметров. При этом говорится, что уравнения «приводят» к соответствию спроса и предложения при равновесной цене, т.е. цене, обеспечивающей равенство величины спроса величине предложения. Какое место в такой системе уравнений занимают люди? Связать все эти математические построения с миром, в котором мы живем, весьма затруднительно. Каким образом понимание человека как устройства для решения уравнения полезности соотносится с исламской революцией, матерью Терезой, Джимми Хендриксом или с вашим собственным решением пойти в отпуск, который вы «на самом деле не можете себе позволить», но в котором действительно нуждаетесь?

Однако вы полагаете, что экономическая наука должна иметь отношение к реальной жизни. Ведь вопросы, которыми она занимается - рабочие места, деньги, налоги, цены и производство - это наше повседневное существование? Почему же изучаемый ею объект выглядит столь странно?

Австрийская экономическая школа предлагает подход, альтернативный доминирующему течению (мейнстриму). Она ставит экономическую науку на здоровую, человеческую основу. Она избегает ловушек, в которых увязла большая часть современной экономической науки: предположения об эгоизме как основной человеческой мотивации, узкого определения рационального поведения и злоупотребления нереалистичными моделями. В этой книге делается попытка представить вашему вниманию важнейшие идеи этой школы.

Своим названием австрийская школа обязана тому, что большинство ее ранних представителей родом, как вы, вероятно, уже догадались, из Австрии. В результате нацистской оккупации этой страны представители австрийской школы были рассеяны но всему миру. Сегодня видных экономистов австрийской школы можно найти во многих странах. Я буду использовать термин «австрийцы», имея в виду представителей австрийской школы, вне зависимости от того, жили они когда-либо в Австрии или нет.

Я не собираюсь подробно рассказывать об истории школы, хотя в приложении есть краткий исторический обзор. Я также не ставил своей целью убедить профессиональных экономистов других школ «обратиться» в австрийскую веру. Мне хочется предложить вашему вниманию то, что обычно называется «путеводителем для интеллектуального дилетанта». Я старался быть точным, но не вдавался в подробности эзотерических споров профессиональных экономистов, иначе книга вышла бы слегка шизофреничной.

Австрийская школа не монолитна, и среди ее представителей существует множество теоретических разногласий. Если копнуть глубже, то, вообще говоря, нет даже общепринятого критерия, позволяющего определить, кто же действительно является австрийцем. Есть «полуавстрийцы», «спутники австрийцев» и даже те, кто сам себя называет австрийцем, но кому другие авторы отказывают в праве так именоваться. Я попытался дать полное представление о взглядах школы, однако, безусловно, это представление окрашено моим личным пониманием предмета.

Характер книги не позволяет исследовать экономическую теорию австрийской школы так же глубоко, как это сделано в систематических трактатах «Человек, экономика и государство» Мюррея Ротбарда или «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса. Если благодаря этой книге вы заинтересуетесь предметом, она полностью выполнит свою задачу; в таком случае советую вам приобрести один из двух упомянутых шедевров в этой области. (В конце книги имеется библиография, рекомендующая книги для дальнейшего чтения.)

У моей книги свои преимущества. Прежде всего, тома Ротбарда и Мизеса огромны: вряд ли кто-то захочет взять такую книгу на пляж. Во-вторых, большинство людей не стремится стать профессиональными экономистами. У вас, вероятно, не так много времени и сил, которые вы хотели бы посвятить этому вопросу, по крайней мере, до тех пор, пока не поймете, что вам даст более глубокое изучение предмета. Наконец, ни в одной из упомянутых великих работ нет ни слова про хит сезона - телешоу «Последний герой» (Для тех, кто не смотрит телевизор, или для тех, кто будет читать книгу через двадцать лет после ее публикации, напоминаю: «Последний герой» - это реалити-шоу на необитаемом острове, куда телевизионщики привезли нескольких участников и предложили им ряд испытаний «на выживание». Процедура голосования устраняла соперников до тех пор, пока не остался единственный победитель. Им оказался парень по имени Рич. Нам в этой книге не важны конкретные детали шоу, поскольку Рич нам нужен просто как пример изолированного индивидуума и экономических проблем, с которыми он сталкивается. (Использование фигуры Робинзона Крузо стало общим местом, так что мне пришлось придумывать что-нибудь другое.)); кроме того, ни в той, ни в другой даже не упоминается актриса Хелена Бонэм-Картер. Я гарантирую, что моя книга свободна от обоих указанных недостатков.