Экономически развитые страны в начале 20 века. Экономическое развитие мира второй половины XX века

на современном этапе

Интернационализация экономики

Три мировых центра капитализма

Глобальные проблемы современности

20.1. Интернационализация экономики

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации экономики, на основе процесса интеграции.

Транснациональные и многонациональные компании. Уже в начале нашего столетия существовали международные предприятия, которые вместе с применением электронно-вычислительной техники и современных средств связи во второй половине XX в. стали превращаться в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций (ТНК и МНК) и стали в настоящее время главной движущей силой мирохозяйственных связей. Вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объединенную общими организационными, экономическими и технологическими отношениями. За счет оптимального размещения производства в разных странах, с учетом их сравнительных преимуществ (наличие источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т. д.) ТНК достигают более высокой экономической эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов и рабочей силы посредством формирования прямых производственно-технических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В настоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между собственно ТНК. Так, получили достаточно широкое распространение так называемые стратегические соглашения, на основе которых объединяются финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в условиях НТР второй половины XX в. наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации («ноу-хау», патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Процессы интеграции в Западной Европе. Еще одной формой интернационализации получившей особенное развитие в последние десятилетия, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах.

Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом.

За исторически короткий срок ЕЭС превратилось в один из главных экономических центров мирового хозяйства. Сегодня на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕЭС также превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.

Столь динамичное развитие государств общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии в условиях НТР. Поэтому страны Общего рынка объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 80-90 гг. осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и другие.

В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С 1 января 1993 г. функционирует Единый внутренний рынок (ЕВР) Европейского Союза на основе отмены оставшихся до этого момента ограничений и барьеров для передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан; введения единых стандартов на многие виды продукции. А с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым к концу 90-х гг. Европейский союз должен превратиться в валютный, экономический и политический Союз с едиными: внешней политикой, гражданством и валютой. Маастрихтский договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в 40-летней истории европейской интеграции, открывающим ее новый этап.

Успехи ЕЭС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых, европейскими, демократическими и уважать права человека, во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕЭС и, в-третьих, осуществлять единую внешнюю политику Сообщества, в том числе в вопросах безопасности.

Интеграция стран ЕЭС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) должно по замыслу подписавших его сторон способствовать постепенной адаптации участников ЕАСТ к условиям будущего сотрудничества в рамках ЕЭС.

Европейский Союз и страны Восточной Европы. С начала 90-х гг. Сообщество изменило политику в отношении бывших социалистических стран Восточной Европы. Соглашения, заключенные с Польшей, Венгрией и Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией (1992 г.), предусматривают: создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов и с несколькими ограничениями – граждан, расширение сотрудничества в политической и культурной областях, включение интеграционного законодательства ЕС в национальное право восточноевропейских стран. Реализация соглашений рассчитана на период до 2001-2003 гг. в зависимости от особенностей той или иной страны. Участие в ЕЭП должно оказать помощь названным странам в проведении глубоких рыночных преобразований, преодолении существующего разрыва в уровне хозяйственного развития со странами Западной Европы.

Процессы интеграции стран Северной Америки. В 80-е гг. тенденции к интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже в следующем, 1990 г., президент Дж . Буш (род. 1924) в ответ на углубление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря на очевидные выгоды, которые получают на основе перечисленных статей США и Канада, по мнению подавляющего большинства аналитиков, наибольшую пользу из альянса все же извлекает Мексика. Действительно, в последние годы в этой стране происходят достаточно глубокие преобразования: ускоренная приватизация оказавшегося неэффективным государственного сектора, реформирование налоговой и финансовой систем, либерализация режима для иностранных инвестиций и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста в Мексике составили 4% (одни из самых высоких в Латинской Америке), бюджет был сведен с активным сальдо, а приток иностранных капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или в два раза превысил аналогичный показатель 1990 г. Правда, первоначально Мексика несколько утратила былой авторитет среди Южной и Центральной Америки, которые обвинили ее в ущемлении их интересов, на основе приоритетного использования Мексикой выгод от сотрудничества с двумя наиболее развитыми странами континента. Любопытно, что Мексике удалось растопить лед возникшего недоверия путем подписания соглашений о свободной торговле с Чили (1991), Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по существу инициатором интеграции латиноамериканских стран и одновременно своеобразным мостом для вхождения их в возможный альянс с США и Канадой.

Интеграционные процессы в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Аналогичные интеграционные процессы наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия – всего 11 государств. Цели этого альянса – те же: создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества.

Таким образом интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами могут служить организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д.

Интеграция в других регионах. Возник ряд межгосударственных банков и организации взаимопомощи, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.

К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции. Несмотря на оформление экономического союза стран СНГ, реинтегральный процесс в настоящее время является скорее декларацией стран, подписавших Соглашение, находится на стадии подписанного протокола о намерениях, нежели обретает плоть. Однако это объясняется в большей мере внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, нежели экономическими соображениями. Именно это дает известный оптимизм в оценке перспектив евроа-зиатского интеграционного процесса, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

Начнем с производства. Как вы уже знаете, бурное развитие промышленности в последние десятилетия XIX в. сопровождалось появлением новых, технически более совершенных и производительных машин, транспортных средств и т. д. Это вело к укрупнению производства.

Концентрация производства и капитала. Старые и новые лидеры

В новых отраслях промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и др.) за относительно короткий срок был пройден путь от первых опытов в полукустарных мастерских до создания мощных предприятий.

Приведём пример. В 1893 г. Г. Форд испытал свой первый изготовленный в мастерской автомобиль, который, по его признанию, «напоминал крестьянскую тележку». В 1903 г. уже было основано «Общество автомобилей Форда», в 1906 г. построено первое трёхэтажное заводское здание. К началу Первой мировой войны предприятия Форда превратились в своего рода империю с филиалами в Англии, Австралии и других странах. Здесь производилось 248 тыс. автомобилей в год.

О росте автомобильного производства Г. Форда рассказывают данные таблицы.

Укрупнение предприятий, концентрация промышленного производства происходили не только вследствие развития технологий. Дело было ещё и в том, что в условиях бурного промышленного роста усиливалась конкуренция. Чтобы укрепить свои позиции в той или иной отрасли, предприятия объединялись в картели, синдикаты, тресты. Степень взаимодействия участников в этих объединениях различалась. В картелях, например, предприятия договаривались об объёме производства, рынках сбыта, ценах на однородную продукцию, но сохраняли финансовую и производственную самостоятельность. А в трестах они полностью переходили под единое управление, становились пайщиками одной компании. Цель названных объединений состояла в том, чтобы занять монопольное (единовластное, господствующее) положение в своей отрасли. Отсюда их общее название - монополии.

Признанной «страной трестов» стали Соединённые Штаты Америки. В 1900 г. монопольные объединения, численно составлявшие 8% всех предприятий этой страны, выпустили 59,9% промышленной продукции, а к 1913 г. увеличили этот показатель до 80%. Крупнейшие из монополий часто распространяли свою власть сразу в нескольких отраслях, чтобы контролировать и производство, и доставку той или иной продукции. Так, нефтяной трест семейства Рокфеллеров «Стандард ойл» к началу XX в. контролировал 90% всей продукции нефти в США. Помимо нефтяных месторождений, он владел 70 тыс. км нефтепроводов, океанскими пароходами. Позже в трест вошли предприятия газовой и электротехнической промышленности, заводы по производству цветных металлов и др.

Сходные явления имели место в других странах. В Германии две крупные компании - «Сименс-Гальске» и Всеобщая компания электричества (АЭГ) - производили около 2/3 продукции электротехнической промышленности, в судостроении также господствовали две компании - «Северогерманский Ллойд» и «Гамбург - Америка». В автомобильной промышленности Франции тон задавали две мощные фирмы - «Рено» и «Пежо». Наряду с концентрацией производства происходила концентрация капитала. В 1909 г. девять берлинских банков контролировали 83% всего финансового капитала страны, в это же время в Великобритании 12 банков управляли 70% всего банковского капитала.

Борьба между промышленными и финансовыми монополиями шла не только за внутренние, но и за внешние рынки. Первые места по капиталовложениям за пределами своих стран в начале века занимали Великобритания и Франция. Британская буржуазия предпочитала вкладывать средства в колонии, где можно было получить большие прибыли за счёт дешёвого сырья и нещадной эксплуатации рабочей силы. Французские капиталы чаще вывозились за границу в виде займов под высокие проценты. Францию не без оснований называли «ростовщиком Европы». К началу Первой мировой войны в числе должников французских банков были Россия, Великобритания, Испания и другие государства.

В начале XX в. стала особенно заметна неравномерность темпов развития в группе ведущих стран мира. США и Германия, позже вставшие на путь индустриализации, догоняли по многим экономическим показателям традиционных лидеров - Великобританию и Францию. США выдвинулись на первое место в мире по выплавке стали, добыче угля и нефти, производству электричества и выплавке меди. Германия обогнала Великобританию по производству стали и чугуна.

Борьба за «место под солнцем»

Растущая экономическая мощь и интересы монополий подталкивали новых лидеров к вступлению в борьбу за источники сырья и рынки сбыта, за сферы прибыльного вложения капиталов. США, опоздав к колониальному разделу мира, стали настойчиво искать и расширять зоны своего экономического и политического влияния в разных регионах, в первую очередь в Латинской Америке.

В конце XIX в. особое внимание североамериканского капитала привлекла Куба, находившаяся под властью Испании. Монополии США почти полностью контролировали на Кубе производство сахара, табачную промышленность, владели рудниками и железными дорогами. В апреле 1898 г. США потребовали от Испании предоставить Кубе независимость. Испания ответила отказом. Началась испано-американская война. Явное превосходство американского флота привело к скорому её завершению. Уже в декабре 1898 г. был подписан мирный договор, по которому Испания отказалась от прав на Кубу, Пуэрто-Рико и другие острова в Вест-Индии, а также от владений в Тихом океане - острова Гуам и Филиппинских островов (до этого США захватили ещё и Гавайские острова).

Освободившаяся от колониальной зависимости Куба фактически оказалась под контролем США. На Филиппинах, население которых в течение нескольких лет боролось за независимость, американские войска проводили беспощадные акции «усмирения». На Гавайских островах, в бухте Пёрл-Харбор, была развёрнута крупная военная база США. Объектом интересов США стал также Китай, где предлагалось проводить политику «открытых дверей» (т. е. свободной деятельности всех иностранных компаний). В начале XX в. США предприняли новые шаги по расширению своего влияния в мире. Они способствовали провозглашению независимости Панамы (до этого одной из провинций Колумбии). Сразу вслед за этим был подписан договор, предоставлявший США исключительные права на зону Панамского перешейка, где предусматривалось построить канал, связывающий Атлантический и Тихий океаны.

Планы расширения «жизненного пространства», зарубежной экспансии активно разрабатывались с конца XIX в. в Германии. Известный политик Б. фон Бюлов (в 1900-1909 гг. - канцлер Германии), выступая в рейхстаге в 1897 г., заявил: «Времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому - море, оставляя себе одно лишь небо... - эти времена миновали... Мы требуем и для себя места под солнцем». Планы не расходились с делом. В 1897 г. германский военно-морской десант высадился в китайской провинции Шаньдун, а в следующем году был подписан договор, превращавший эту провинцию в германскую сферу влияния.

В 1899 г. Германия приобрела у Испании, потерпевшей поражение в войне против США, Каролинские и Марианские острова (кроме о. Гуам). Началось экономическое проникновение Германии в Османскую империю и другие страны Ближнего Востока (особое значение имели концессии на строительство железных дорог). Не была оставлена без внимания и Африка, где первые колониальные захваты Германия осуществила ещё в 1880-е годы. В первые десятилетия XX в. германская дипломатия боролась за возможность участвовать в колониальной эксплуатации Марокко, против установления в этой стране французского господства, но, несмотря на два спровоцированных ею марокканских кризиса, вынуждена была отступить.

Социальные движения

Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки в конце XIX - начале XX в., рост городов, увеличение доли рабочих и служащих в общей численности населения сопровождались расширением и активизацией социальных движений. Цели этих движений заключались в отстаивании насущных интересов различных слоёв и групп общества.

Всё более массовым и организованным становилось рабочее движение. В 90-е годы XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США произошло объединение разрозненных ранее профсоюзных организаций в общенациональные федерации. Это способствовало заметному росту численности профсоюзов. Так, в США число членов Американской федерации труда (АФТ) с 1886 по 1900 г. выросло со 138 тыс. до 868 тыс. человек, а в 1914 г. достигло уже 2 млн, что составляло около 10% всех американских рабочих.

Традиционные задачи профсоюзного движения состояли в борьбе за улучшение условий труда и материального благосостояния рабочих. В начале XX в. для рабочих большинства стран актуальными являлись требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня.

О том, что было за что бороться, свидетельствуют цифры. Например, в США в 1914 г. средняя продолжительность рабочей недели составляла 54 часа. За год произошло около 2 млн несчастных случаев на производстве, каждые 16 минут у станка погибал рабочий. Хотя номинальная зарплата выросла за год более чем на 30 %, цены за это время поднялись на 32 %, а налоги на душу населения увеличились в 3,5 раза. В других странах положение было не лучше. Так, в Германии в конце XIX в. достижением считалось то, что правительство ввело для рабочих обязательный воскресный отдых, рабочий день для женщин был ограничен до 11 часов в день, на фабричных предприятиях запрещался труд детей младше 13 лет.

Характерной чертой рабочего движения в этот период стало распространение анархо-синдикалистских идей («синдикат» - французское название профсоюза). Их последователи отвергали все формы политического господства (в том числе государство) и политической борьбы. Основной организацией рабочего класса, по их представлениям, должен быть профсоюз, главной формой борьбы рабочих - «прямые действия», т. е. стачки, бойкот, саботаж и высшее проявление борьбы - всеобщая экономическая забастовка.

Цифры и факты

Забастовочное движение в странах Европы в 1900-1913 гг.

Франция. Число участников забастовок: 1902 г. - свыше 200 тыс., 1904 г. - около 300 тыс., 1906 г. - 438 тыс. человек.

Великобритания. Число участников забастовок: 1905 г. - 93 тыс., 1906 г. - 217 тыс. человек. В 1912 г. проведена стачка горняков, требовавших, чтобы официально был установлен минимум, ниже которого зарплата не может опускаться. В разгар стачки бросили работу 1 млн горняков и ещё 1 млн рабочих на смежных предприятиях. Правительство вынуждено было принять компромиссный закон «о порайонном минимуме» заработной платы.

Италия. На 1904 -1907 гг. пришёлся общий подъём стачечной борьбы. В 1906 г. был создан объединённый профсоюзный центр - Всеобщая конфедерация труда. В 1907 г. бастовало 576 тыс. человек.

В ходе стачечного движения рабочие не ограничивались требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. В их выступлениях всё чаще звучали и политические лозунги. Это было связано с влиянием социалистических партий, представлявших политические интересы людей труда.

В социалистическом движении многих стран в конце XIX - начале XX в. происходило объединение разрозненных прежде партий и организаций. Во Франции, например, пришлось преодолевать сильную раздробленность движения, в котором последователи Ж. Геда, Ж. Жореса и некоторых других лидеров представляли особые течения. В 1905 г. была создана объединённая социалистическая партия. В Великобритании в 1900 г. возник Комитет рабочего представительства, учредителями которого стали тред-юнионы (профсоюзы) и отдельные социалистические партии. В 1906 г. на основе комитета оформилась лейбористская партия.

Объединение социалистических партий способствовало усилению их позиций. Представители социалистов всё чаще проходили в парламенты своих стран. Более того, у них появилась возможность участвовать в работе правительственных органов. Одним из первых случаев такого рода стало вхождение в 1899 г. социалиста А. Мильерана в состав французского правительства в качестве министра торговли и промышленности. «Казус Мильерана» получил широкую огласку, а вопрос, вступать или не вступать в буржуазное правительство, вызвал бурные споры (в том числе на конгрессе II Интернационала в Париже в 1900 г.) и даже раскол среди французских социалистов.

В отношении к этому событию отразились принципиальные разногласия по вопросам стратегии и тактики борьбы, выбора реформистского или революционного пути достижения поставленных целей, существовавшие в социалистическом движении. Одни его представители, например Э. Бернштейн, видели возможность постепенного «перерастания капитализма в социализм» путём реформ и расширения социальных завоеваний трудящихся. Другие - А. Бебель, К. Либкнехт, Р. Люксембург - выступали за социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата и отвергали любое «соглашательство с буржуазией». Третьи - К. Каутский, Р. Гильфердинг и другие - занимали промежуточную, центристскую, позицию. Споры между сторонниками названных течений не затихали вплоть до начала Первой мировой войны. События же первых десятилетий XX в. всё больше переводили существовавшие разногласия из области теоретических дискуссий в область политической практики и конкретных действий, от которых зависели судьбы тысяч людей.

Наряду с промышленными рабочими борьбу за свои интересы вели и другие группы трудящихся. В США с конца XIX в. усилилось движение фермеров. Объединяясь в «фермерские альянсы» (союзы), они организовывали хранение и сбыт своей продукции, выступали против монопольных цен на перевозки, устанавливавшихся железнодорожными корпорациями, против земельных спекулянтов. В Италии в конце XIX - начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков на юге страны - в Сицилии и других областях.

Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, нападали на муниципалитеты (местные органы власти), помещичьи усадьбы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. образована Национальная федерация трудящихся крестьян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками. В 1904 г. были расстреляны демонстрации батраков на островах Сардиния и Сицилия, что вызвало забастовку протеста итальянских рабочих.

Франция в 1907 г. была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положении, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги.

Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноделов, провели несколько крупных демонстраций. Во время подавления волнений один из присланных правительством полков отказался стрелять в крестьян. Лишь крупные воинские силы смогли навести порядок.

В этот период во Франции участились выступления государственных служащих: учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низкого жалованья. В ответ на это правительство приняло закон, запрещавший государственным служащим организовывать профсоюзы и проводить забастовки.

В конце XIX - начале XX в. активизировалось феминистское движение. Его участницы выступали против разного рода ограничений в отношении женщин. Так, перед Первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространявшееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австралии, Новой Зеландии. Во Франции, например, в конце XIX - начале XX в. избирательных прав не имели три группы населения - женщины, военные и жители колоний.

На производстве женщины за равный с мужчинами труд получали в 1,5-2 раза меньшую плату. Женщины не были равноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете, юристом.

Из записей Анны Мартин, участницы движения за женские права в Англии (1910):

«Я встаю в 4.45 утра, немного убираюсь и кормлю мужа завтраком. Он должен выйти из дома до 6 часов. Затем я поднимаю и умываю детей, даю каждому ломтик хлеба с маслом и остатки чая и оставляю овсяную крупу и сахар для Гарри, чтобы он позже приготовил для остальных (Гарри 10 лет). Затем я убираю постели и отвожу младшего ребёнка к миссис Т. Моя работа начинается в 7 часов. В 8.30 нам приносят кружку чая, и я ем принесённый с собой хлеб с маслом. В обеденный перерыв я раньше ходила домой, но теперь мои ноги так плохи, что я покупаю в лавке чашку кофе за полпенни и съедаю остаток того, что принесла из дома. В 4.30 вечера я выпиваю чашку чая. Около 7 часов вечера я бываю дома. Развожу огонь, кормлю мужа обедом и готовлю постели. Потом я что-нибудь чиню или штопаю и в 11 часов вечера обычно ложусь спать».

Нетерпимость существовавшего положения осознавалась особенно остро по мере того, как женщины всё больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Женщины-работницы стали активнее участвовать наряду с мужчинами в борьбе за улучшение своего материального положения. Представительницы среднего класса в течение нескольких десятилетий вели борьбу за предоставление женщинам избирательных прав. Активистки этого движения - так называемые суфражистки - устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса, били стёкла в их домах и т. д. Будучи арестованными за свои действия, они объявляли в тюрьме голодовки. Достичь поставленных целей феминисткам удалось уже после Первой мировой войны.

Реформизм в начале XX века

Рост выступлений рабочих и других групп трудящихся в большинстве стран Европы и Северной Америки, события российской революции 1905- 1907 гг. подталкивали власть имущих к некоторым уступкам, преобразованиям в социальных и политических отношениях. Во многих европейских государствах первое десятилетие XX в. стало временем реформ, которые проводились пришедшими к власти либеральными силами.

Один из ярких примеров социального реформизма - деятельность либеральных правительств в Великобритании (1906-1916). Идеологом этого курса был популярный общественный деятель и незаурядный политик Д. Ллойд Джордж.

Дэвид Ллойд Джордж (1863-1945) родился в семье бедного учителя в Уэльсе, рано лишился родителей. Не имея возможности платить за образование, самостоятельно изучил юридическое дело и начал работать в адвокатской конторе. Получив определённую популярность, добился избрания в парламент, стал известным деятелем Либеральной партии. В декабре 1905 г. вошёл в состав либерального правительства. В 1916-1922 гг. являлся премьер-министром Великобритании.

Д. Ллойд Джордж (слева) и У. Черчилль. 1908 г.

Левое крыло Либеральной партии, к которому он принадлежал, пыталось выступить в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят новый закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтёров. Вводились пенсии для отдельных групп рабочих по достижении 70-летия. Сами рабочие называли их «пенсиями для покойников», поскольку дожить до этих лет тяжело работавшим людям было трудно. Позже появился закон о социальном страховании рабочих по болезни, инвалидности и безработице. В 1909 г. Д. Ллойд Джордж в качестве министра финансов предложил новый бюджет (распределение доходов и расходов) страны, который сам назвал «народным». В нём выделялось около 10 млн фунтов на социальные расходы, планировалось увеличение налогов с зажиточных слоёв населения. Однако в этом же бюджете почти в четыре раза больше средств, чем на социальные нужды, отводилось на усиление военно-морского флота. «Сын народа», как представлял себя Ллойд Джордж, служил империи и ставил на первое место её интересы.

В Италии в первое десятилетие XX в. проводился курс «прогрессивного либерализма», идеологом которого стал Джованни Джолитти (1842-1928). Он считал, что революционный натиск «народных классов» может быть предотвращён, если принять прогрессивные социальные законы. Либеральные правительства восстановили отменённые ранее политические свободы, право создания профсоюзов, усилили ограничения на использование детского и женского труда в промышленности, ввели обязательное 6-летнее школьное обучение. Совершенствовалось трудовое законодательство. В то же время либералы провели законы, отменявшие право железнодорожников, государственных служащих на забастовку.

Попытки урегулирования экономических и социальных противоречий предпринимались в этот период и в США. Президент Теодор Рузвельт (занимал этот пост в 1901-1909 гг.) провозгласил кампанию против злоупотреблений монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств страны, против бесконтрольного использования земель и водных ресурсов. Специальными постановлениями вводился контроль за качеством пищевых продуктов и медикаментов, чтобы предотвратить злоупотребления компаний-производителей.

Преобразования, проводившиеся в названных странах, касались разных социальных проблем. Общим было то, что они стали возможны благодаря многолетней, настойчивой борьбе многих людей. Реформы нередко оказывались половинчатыми, реальные результаты не всегда соответствовали обещаниям. Но всё же они расширяли права трудящихся и демократические права в целом.

Национальные отношения и национальные вопросы

Важной проблемой для многих европейских стран в начале XX в. были отношения между населявшими их народами. Это касалось прежде всего многонациональных империй, сложившихся в течение столетий и основывавшихся на подчинении господствовавшей нацией других, как иногда говорили, «малых» народов. Но малых народов не бывает, каждый из них значителен тем, что неповторим и хочет жить на своей земле в соответствии со своим историческим опытом, ценностями и устремлениями.

XIX век стал столетием пробуждения национального сознания народов, входивших в империи. Это касалось как господствовавших, так и подчинённых наций. Во многих европейских странах эти процессы получили название «национальное возрождение». Они нашли яркое выражение в развитии национальных языков, литературы и истории, художественной культуры. Подъём духовной жизни сопровождался заметным продвижением в социально-экономическом развитии. В европейских революциях 1848-1849 гг. национальный вопрос прозвучал отчётливо и сильно, здесь были свои герои и свои жертвы.

Идеи гражданских прав и свобод, социальной справедливости, которые распространялись и отстаивались в XIX в. различными социальными движениями, не могли не отразиться и на национальных отношениях. Национальный вопрос стал всё чаще обсуждаться в парламентах и политических партиях. Однако стремление обосновать и защитить права народа нередко строилось на идее его национальной исключительности, превосходства над другими. Такая позиция вела к крайнему национализму. История XX в. показала, что он может проявляться как у «великих», так и у «малых» народов. Усиление националистических настроений в начале XX в. стало порождать острые и затяжные конфликты.


Рассмотрим несколько ситуаций, в которых отражалась сложность национальных отношений в Европе в тот период.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе являлась Австро-Венгрия.

В австрийской части государства в конце XIX - начале XX в. особенно обострился «чешский вопрос» . Чехия была одной из наиболее развитых в экономическом и социальном отношении частей империи. Естественное стремление чешской буржуазии обеспечить себе прочные позиции в экономической и политической жизни страны дополнялось широким общественным движением чехов за национальное равноправие. В отличие от Венгрии чешские земли в XIX в. не сумели добиться признания своей самостоятельности в рамках империи. В результате многие чешские буржуазные политики (так называемые «младочехи») перешли в оппозицию к венскому правительству. А поскольку в имперском парламенте - рейхсрате - австро-немецкие депутаты составляли меньшинство (43 % голосов), то оппозиционные силы имели возможность практически парализовать его работу.

В конце XIX - начале XX в. камнем преткновения в немецко-чешских отношениях стал вопрос о двуязычии. Бурную реакцию вызвала попытка австрийского правительства ввести в 1897 г. в чешских землях, где до этого официальным языком был немецкий (он использовался в государственных учреждениях, армии и т. д.), второй официальный язык - чешский. Националистически настроенные немецкие организации в Австрии и в самой Чехии (здесь особенно активными были немцы, проживавшие в пограничной с Германией Судетской области) выступили против этого решения. Во многих городах проводились демонстрации сторонников и противников двуязычия. В парламенте происходили стычки между депутатами, так что приходилось вмешиваться полиции. Премьер-министр К. Бадени, подписавший решение о введении двуязычия, был вызван на дуэль немецким националистом и ранен в руку. В результате этих событий правительство ушло в отставку, парламент был распущен. Но «чешский вопрос» остался.

Иной была ситуация в польских землях империи. Галиция, часть населения которой составляли поляки, имела собственный сейм, польский язык был признан здесь официальным. Аристократы и шляхта поддерживали центральную власть, занимали высокие посты в имперских органах управления. Польское население Галиции имело более благоприятные условия для национального развития, чем поляки, проживавшие в Германии и России. Вместе с тем украинское население Галиции оказалось под двойным гнётом - со стороны австрийских властей и польских помещиков.

В Венгрии, добившейся в 1867 г. статуса самостоятельной части «двуединого» государства, существовали свои национальные проблемы. С одной стороны, венгерский сейм (парламент) выступал за расширение независимости Венгрии, введение самостоятельной армии, учреждение венгерского национального банка, за таможенное отделение от Австрии и т. д. С другой стороны, сохранялось неравноправное, угнетённое положение невенгерского населения - словаков, румын, русинов, хорватов, словенцев и др. Оно особенно осложнялось в связи с провозглашением «единой венгерской политической нации».

В школьном образовании применялся тезис: «В Венгрии живут только венгры». Власти стремились сокращать число невенгерских национальных школ и культурно-просветительных учреждений. В 1907 г. венгерский язык был введён как язык обучения в большинстве «народных школ» (в средних школах это было сделано ещё раньше). В результате постепенно «мадьяризировались» школы словаков и закарпатских украинцев.

Национальное неравноправие, политика мадьяризации вызывали разное отношение у людей невенгерских национальностей. Одни предпочитали приспособиться к существовавшему положению, другие решались на борьбу против него. Особенно острая ситуация сложилась в Хорватии, население которой всё активнее выступало против подчинения Венгрии. В начале века Хорватия постоянно находилась на «чрезвычайном положении». В 1912 г. в ответ на подъём освободительного движения венгерское правительство распустило хорватский сейм и приостановило действие конституции на территории Хорватии.

Национальные противоречия, пронизавшие австро-венгерское государство сверху донизу, часто отодвигали на задний план другие проблемы. Даже социал-демократическая партия Австрии в конце XIX в. раскололась на шесть национальных партий: австрийскую, чешскую, польскую, украинскую, южнославянскую и итальянскую. В чешских землях нередки были случаи, когда на одном предприятии действовали две профсоюзные организации - чешская и немецкая. Национальные проблемы, с трудом улаживаемые в мирное время, могли оказаться серьёзной угрозой целостности империи при малейших потрясениях.

Ареной национального противостояния становились в этот период не только многонациональные империи. В Великобритании в начале XX в. с новой остротой дал о себе знать ирландский вопрос.

Камнем преткновения здесь служило требование о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Отношение к нему было разным, часто взаимоисключающим. За достижение самоуправления законодательным путём выступала Ирландская парламентская партия. Другую позицию занимала партия «Шин фейн» (в переводе - «Мы сами»), основанная в 1905 г. группой ирландских политических деятелей во главе с А. Гриффитом. Она призывала к ненасильственному сопротивлению угнетателям, включая отзыв ирландских парламентариев из палаты общин и созыв народной ассамблеи, к бойкоту английских товаров и т. д. За независимость Ирландии выступала Ирландская социалистическая партия. Наиболее решительные позиции занимало возродившееся в эти годы Ирландское республиканское братство, которое стремилось к освобождению Ирландии вооружённым путём.


Против предоставления Ирландии самоуправления выступали английские консерваторы и часть протестантского населения в самой Ирландии. Это были в основном крупные землевладельцы и предприниматели, потомки англо-шотландских завоевателей Ирландии. Они предлагали сохранить в составе британского королевства если не всю Ирландию, то её северо-восточную часть - Ольстер. Сторонников этой позиции называли юнионистами(от слова union - союз). В 1912 г. либеральное правительство попыталось провести через парламент закон о гомруле. Ирландские юнионисты заявили, что не подчинятся этому закону, и собрали хорошо вооружённый добровольческий корпус. Офицеры правительственных войск отказались выполнить приказ направиться в Ольстер для подавления мятежа юнионистов (1914). С другой стороны, силы, выступавшие за гомруль, также создали свои вооружённые отряды. Столкнувшись с угрозой гражданской войны в Ирландии, правительство отказалось от введения в действие закона о самоуправлении. Ирландский вопрос остался открытым.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Второй период новой истории (кон. XIX, начало XX в.). характеризуется глубокими социально-экономическими и политическими изменениями. Выросло население мира. Производство сконцентрировалось в основном в США и Европе, увеличивается более чем в 3 раза. Основным процессом развития капитализма является вступление капитализма в свою высшую стадию развития. В конце XIX века все более усиливался, а в начале XX стал господствовать монополистический капитализм и финансовая олигархия. Стали более глубокими кризисы перепроизводства, между крупными производителями (часто при участии банков) стали подписываться соглашения о взаимной конкуренции путем понижения цен – возникают объединения – картели, тресты. Банки приобретают новую роль – не только собирают капиталы, но и руководят их использованием. Рабочий класс превращается в один из двух основных классов капиталистического мира. С ростом богатства капитала стран увеличились контрасты. Растущий спрос на сырье, а также поиски новых рынков сбыта массовой продукции, погони за прибылью ускорили захват крупными державами чужих территорий. Особенно в Азии и Африке. Расширили свои колонии Англия, Франция, Голландия. На путь захвата стали Германия, США, Бельгия. Государства Азии, Африки, Латинской Америки не сумевшие дать им отпор, попадали под их контроль, превращаясь в зависимые страны. Особенно преуспела Англия. К началу XX в. ей принадлежит половина всех колониальных владений, второй по размерам колониальный вклад – Франция. К концу XIX в. закончился раздел мира между европейскими державами, начавшийся в XV в. и началась борьба за его передел, в котором приняли участие и США. Многие страны оказались в зависимости от европейских держав и США. Часть из них являлась фактически полуколониями. Им были навязаны неравноправные договора, большие займы, беспошлинный ввоз своих товаров и вывоз сырья, контроль над финансами, направляли множество советников и т.д. (Турция, Иран, Китай и др.). Методы грабежа колоний путем создания на их территориях предприятий, добычи сырья, использование дешевой рабочей силы. Главной чертой XX века является вступление капитализма в новую фазу. Высокая степень концентрации производства, основа установления господства экономических монополий. Господство финансового капитализма, финансовой олигархии. Финансово-промышленная олигархия начала делить между собой мировой рынок. В результате начались войны: Испано-Американская война (1918), Итало-Турецкая (1911-1912), Англо-бурская (1899-1902). Борьба за передел мира стала причиной формирования и столкновения 2х блоков держав, развязавших I мировую войну (1914-1918).

Увеличились расходы на вооруженные силы. Монополии и финансовая олигархия поставила себе на службу крупные буржуазные партии – как реакционные, так и либеральные. На защиту их интересов был поставлен весь государственный аппарат. Ограничение демократических свобод: лишение рабочих права на стачку и т.д. Важным идеологическим оружием стал шовинизм – ненависть к другим нациям, расизм – расам и т.д. Углубились и усилились мировые экономические кризисы перепроизводства, начавшийся в 1900 кризис длился около 3 лет, охватил все страны и отличался резким падением производства в тяжелой промышленности. Еще более разрушающим стал кризис 1907 г. В 1914 г. наметился новый кризис, который был прерван войной. Ответом на нажим капитализма стали акции рабочих. Большой размах и значение приобрели стачки. В 1900-1914 бастовало 22 миллиона человек. Усиление эксплуатации в колониях идеологи капитализма прикрывали якобы гуманной культурной миссией распространения цивилизации.

В социально-экономическом плане главным содержанием рассматриваемого периода стало распространение капиталистических отношений и рыночной экономики из Европы и Северной Америки на все новые страны и регионы. Мировая капиталистическая система начала складываться как бы своеобразными волнами. В политическую и научную лексику вошли понятия «центр» и «периферия», которые были призваны обозначить различие между экономически развитыми и отсталыми в своем развитии странами и регионами. Центр составляло небольшое число стран-лидеров: Великобритания, США, Франция, Германия, скандинавские страны. Переход их на капиталистические рельсы начался раньше, чем в других странах; в ходе промышленной революции за сравнительно короткий по историческим меркам период они добились впечатляющих результатов. Периферией считались все остальные страны, которые встали на капиталистический путь сравнительно поздно. Для них характерен так называемый догоняющий тип развития. Круг этих стран, которые в той или иной форме и с теми или иными модификациями повторяют путь, пройденный странами центра, на протяжении XIX–XX вв. неизменно расширялся. Период конца XIX–начала ХХ в. отмечен бурным развитием производительных сил, появлением множества научно-технических открытий и изобретений, сыгравших решающую роль в развитии как гражданских, так и военных отраслей экономики. Более того, эти открытия в буквальном смысле произвели переворот в военном деле.

(12) Общие черты и особенности эк. и П. развития стран Западной Европы и США в конце 19- начале 20 века.

Внедрение капиталистического производства вызвало ряд изменений:

1. в общих процессах эк. развития, но с разной степенью у разных народов и стран;

2. мир остается аграрным (кроме Англии).

Это значит:

А) большинство населения проживает в сельской местности;

Б) основная масса потребителей продукции проживает в сельской местности;

В) капиталы идут в с/х;

Г) налоги государство получает с с/х.

Т.о. с/х – это источник богатства.

3. промышленная революция. Начавшись в легкой (текстильной) промышленности она стимулировала развитие всей промышленности.

4. развитие транспорта. Паровые двигатели используются в железнодорожном и водном транспортом.

5. промышленная революция происходила неравномерно (Англия – 100 лет; Европа 20-30 лет). Европейские страны (кроме Германии и США) отставали от Англии в темпах роста.Большинство европейских стран были аграрными поэтому покупательная активность невелика. Поэтому тормозилось развитие дорогостоящей промышленности (тяж. и наукоемких отраслей).

К концу 80-х гг. 19 в. индустриальными были всего 3 страны (Германия, США, Англия), а аграрно-индустриальными были Россия, Австрия, Фр. Изменяется статус государств: Англия теряет 1-е место по темпам эк. развития уступая США.

По темпам ежегодного приращивания производства 1 место США, 2 место Германия (сильно уступает США).

НТР происходит без паузы после пром. революции. В лабораториях ведущих мировых стран ученые открывают новые законы природы, свойства веществ, инженеры создают новые механизмы. С появление электричества происходит дальнейшее развитие всех отраслей промышленности, а также науки. Появляется радио, телефон, граммофон, телеграф, авиация, кино и т.п. Открываются патентные бюро (с 1624 по 1870- е гг. в Англии, Германии, США зарегистрировано 180 тыс. патентов).

Еще 1-й закономерностью развития стран было образование монополий – добровольных объединений независимых предпринимателей обладающие исключительным правом производства или торговли.

Монополии бывают 2 видов горизонтальная и вертикальная:

1. горизонтальная:

картель – объединение предпринимтелей которые договорились: по какой цене продавать, о рынках сбыта и поделили источники сырья.

Синдикат – участники отказываются от коммерческой самостоятельности, но сохраняют самостоятельность производственную. Для продажи произведенной продукции создается единая торговая организация или центр.

Трест – участники полностью отказываются от самостоятельности, образовывались в высоко развитых странах.

2. вертикальная: концерн – объединение производителей выпускающих разнородную продукцию, из которой в конце производственного процесса создается сложная, дорогая, высококачественная продукция (главным образом оружие). Концерн Армстронга производил боевые корабли. В нем объединились все 7 отраслей тяжелой промышленности. Смысл создания этих объединений: избежать влияния рынка на производство. Т.к продукция была дорогая и высококачественная, концерн жаждал уверенности в том, что все компоненты высококачественны, по умеренным ценам (продукция внутри концерна продавалась по внутренним ценам).

Этапы перехода капитализма свободной конкуренции в монополистический :

1. переход от независимого производства к концентрации производства: спрос = предложение = прибыль = обострение конкуренции = нерегулируемое производство = кризис перепроизводства = концентрация производства. Во многих странах процесс остановился на концентрации производства и перехода к монополии не произошло. Концентрация производства принесла прибыль, появились банки которые стали выдавать кредиты на развитие производства.

2. семейные фирмы превращаются в кампании (акционирование)

3. кампании объединяются в монополии

5 отличительных признаков империализма :

1. концентрация производства и капитала, дошедшая до такой степени, что создаются монополии.

2. слияние банковского и промышленного капитала и создание на базе этого финансового капитала и финансовой олигархии.

3. вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение.

4. образование м/д народных монополистических союзов и раздел мира м/д ними.

5. завершение территориального раздела мира крупными капиталистическими державами и начало борьбы за передел мира.

Неравномерность эк. Развития ведущих Западной Европы и США:

Англия: К началу 20 в. Стала мировым банкиром и по прежнему имела самый большой торговый и военный флот, что позволяло ей сохранять господство на морях.Но в кон. 19 в. начинает терять свое эк. Лидерство: падают темпы развития промышленности, сокращается общий объем производства.

Причина: с одной стороны показатели производства не изменились, а остановились на месте. С другой стороны это техническая отсталость, т.к. производственное оборудование, которое Англия 1-й ввела на своих фабриках в годы промышленного переворота к кон. 19 в. Уже устарело, а молодые соперники (Германия, США) использовали новейшие технические достижения. Серьезные трудности испытывало и с/х Англии, доходность его была низкой.Важнейшим источником получения прибыли для английской буржуазии стало банковское дело, особенно вывоз капитала за границу, т.е. создание на британские деньги предприятий в других странах мира.

Франция: в кон. 19 в. Фр. По выпуску основных видов продукции была оттеснена со 2-го на 4 место в мире, отстав по темпам своего эк. Развития от Германии и США.

Причина: последствия Фр.-Прусской войны, потеря Эльзаса и Лотарингии. В с/х преобладала мелкая З. Собственность. Несколько лучше было лишь в традиционных для Фр. Отраслях по производству предметов роскоши. В тоже вр. В заграничных капиталовложениях она заняла 2 место (после Англии). Но в отличие от Англии Фр. Вкладывала средства в основном отсталые европейские государства, а не в колонии и имела характер больше ростовщический.

Германия: после своего объединения стала быстро догонять развитые страны: к нач. 20 в. Она во многом опередила Англию, а накануне 1 М.В. заняла 1 место в Европе и 2 в мире по объему промышленного производства. Большие успехи Германии в горнодобывающей промышленности, производстве стали, ж/д строительстве, электротехнике свидетельствовали о завершении промышленного переворота. Важной особенностью эк. Был быстрый рост военной промышленности.

Причина: расширение внутреннего рынка, введение ед. валюты, получение контрибуций от Фр., захват Эльзаса и Лотарингии, богатых природными ресурсами, использование индустриального опыта других стран, высокий уровень эксплуатации собственных рабочих.

Концентрация производства и капитала, появление промышленных и банковских монополий по вр. совпали в Германии с завершением промышленного переворота, а потому протекали очень бурно. Милитаристский характер объединенной Германской империи обусловил усиленное развитие монополий в военной промышленности, где лидировала фирма Круппа.

Развитие с/х в силу сохранения полуфеодальной системы помещичьих (юнкерских) хозяйств и малоземелья наемных работников – батраков шло значительно медленнее.Сочетание передовой мощной индустрии с помещичьим с/х было отличительной чертой германского полуфеодального империализма.

США: после Гражданской войны в США началсь бурное развитие капитализма, происходил стремительный рост промышленности. Уничтожение рабства, проведение в жизнь закона о З. Наделах (гомстедах) создали условия для быстрого роста производительных сил. Продвижение границ к Западу, заселение новых территорий и приток эмигрантов вели к образованию платежеспособного внутреннего рынка. Выгодное стратегическое положение страны создавало условия для мирного, устойчивого развития. Правительство проводило П. Протекционизма, устанавливая высокие пошлины на ввозимые иностранные товары, что охраняло американскую промышленность от иностранной конкуренции. Быстрому эк. росту способствовало также то, что капитализм в США развивался на базе новейшей технике. В США происходила концентрация производства, банковского капитала.

Демократизация систем государственной власти ведущих стран Европы :

Англия: 1 реформа: 1832 г. «ликвидация гнилых местечек» - лишение избирательного права графств с населением менее 2 тыс. чел. 1я реформа имела далеко идущие последств. т.к. покончила со ср.век. сис-мой формиров-я Палаты общин. В компромисс с аристократией была вовлечена промышленная буржуазия. Вместе с тем это был лишь 1-й шаг (правом голоса пользовались менее 5% населения) на пути к демократизации системы государственной власти.

В 1867 г. либералы во главе с Вильямом Гландстоном предложили снизить имущественный ценз при выборах в палату общин. Но этот билль был провален (консерваторы и часть правых либералов против). Однако? настолько назрел, что им стал заниматься консервативный кабинет министров, ключевую позицию в котором (канцлер казначейства) занял Бенджамин Дизраэли. Проведенный им в жизнь закон был более радикальным по сравнению с проектом Гландстона. Ценз оседлости был снижен до 1 года, избирателями в городах стали налогоплательщики, вносившие за аренду жилища не менее 10 фунтов стерлингов в год, в селах – фермеры и арендаторы даже с небольшим доходом. Число избирателей выросло вдвое с 1 до 2 млн. человек. Однако они проиграли следующие выборы.

Третья реформа состоит из ряда законов, принятых лейбористской партией: о введении тайного голосования (1872г.),

О наказании за подкуп избирателей (1883 г.). Но особое место имели законы 1884 – 1885 гг. (Гландстон). Были значительно расширены избирательные права, их получили все квартиросъемщики, в том числе мелкие фермеры – арендаторы и с/х рабочие, которым лендлорды предоставляли для жилья небольшие домики – коттеджи. Численность электората выросла до 5 млн. человек. За тем было проведено перераспределение избирательных округов и если не устранено, то сильно уменьшено неравенство м/д ними.

Вступил в силу закон о Советах графств, ведающих местным самоуправлением. Однако при этом сохранялся «двойной вотум» - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Конституция 1871г. в Герм.: объединенная «сверху» германская империя являлась союзом 22 монархий. В основу ее Конституции (К) принятой рейхстагом в апреле 1871 г. была положена К. Северо-герм. союза. Она закрепляла гегемонию Пруссии в объединенной Германии. Императором (кайзером) мог быть только прусский король. Он назначал главу исполнительной власти – имперского канцлера, которому подчинялись имперские ведомства и управления. Император распоряжался вооруженными силами, решал? войны и мира, представлял страну в международных делах. Прусский банк преобразовывался в имперский банк.

Высш. предст. органами страны являлись Союзный совет (бундесрат) и Рейхстаг. Рейхстаг избир. на 3 (с 1888г. на 5 лет) года на основе «всеобщего избирательного права» (только мужчины, достигшие 25 лет, исключая военнослужащих). Решения Рейхстага подлежали утверждению императором и бундесратом. Бундесрат председателем которого был канцлер, не избирался, а состоял из представителей правительств всех немецких монархий и вольных городов (Гамбург, Бремен, Любек), причем Пруссия занимала 17 мест из 58. В Германии устанавливалась единая для всей страны система судопроизводства. К. способствовала становлению эк. и П. целостного государства.

К. 1875г. во Фр.: в 1871г. Тьер был избран главой гос-ва – президентом респ-ки. В первые годы он был занят ликвид-й последств. ПК и Фр.-Прусской войны. В стране росло влияние монархистов. Они отправляют Тьера в отставку и президентом республики становиться маршал Мак-Маган. Угроза восстановления империи заставила непримиримые антимонархические блоки пойти на компромисс. Плодом этого явились 3 К. закона, принятые в 1875 г. Вместе взятые они составили К. Третьей республики во Фр. В отличие от прежних К. Фр., являвшихся политико-идеологическими декларациями,

новая К. лишь определяла устройство высших органов власти и их компетенцию. Высшая власть государства принадлежала президенту, Палате депутатов и сенату. Президент избирался на 7 лет и считался главой исполнительной власти, назначал и отстранял от должности министров, председательствовал на их заседаниях, но был лишен принимать какие либо важные решения без их ведома и согласия. Министры, в руках которых находилась реальная исполнительная власть, образовывали правительство, несшее ответственность перед палатами.Национальное Собрание, состоящее из 2 палат, представляло законодательную власть.Палаты депутатов – избиралось на всеобщих выборах каждые 4 года.Сенат избирался специальными коллегиями выборщиков на 9 лет, с переизбранием трети состава каждые 3 года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Сенату принадлежало еще и высшая судебная власть.На совместных заседаниях 2 палат (конгресс) избирался президент республики и принимались поправки к К.Закрепив демокр. принципы гос. устр-ва в К. отсутств. и права человека и гражд., законы о печати, профессиональных ассоциациях, обществ. объед-х, которые были приняты позднее. Вскоре монархисты были вытеснены и республиканцы овладели всеми ветвями власти.

П. строй и гос. устройство США: по К. 1787 г. носителем законодательной власти является Конгресс состоящая из 2 палат каждая из которых формируется особым способом.

Палата представителей – избирается народом. Сенат – избирается представителями штатов. Президент – носитель исполнительной власти, избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которая в свою очередь избирается населением отдельных штатов. Так же К. вводилось независимая судебная система, во главе с верховным судом США (формируется совместно президентом и Сенатом). Все органы власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые 2 года переизбираются на треть. Президент избирается на 4 г., а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

В конце 19-нач. 20 в. Америка становиться страной классического корпоративного капитализма, где без всяких ограничений действовали гигантские тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции и диктующие частному предпринимательству удушающие условия существования. Поэтому важную роль в это время начинает играть государство США как регулятор эк. и соц. отношений (антитрестовое законодательство). В рамках этого процесса был принят целый ряд законов ограничивающих свободу действий монополий. Государство же все больше отходит от П. невмешательства.

Рабочий вопрос:

Англия: внимание к социализму усилилось на рубеже 70-80-х гг., когда Великая депрессия больно ударила по трудящимся и стало очевидно, что реформаторский потенциал Гладстона и Дизраэли был истощен. В 1884 г. возникла социал-демократическая федерация разделявшая идеи Маркса. Но СДФ страдала догматизмом в теории и секстантством тактики (лидер Гайндман). Они считали что общество уже готово к революции и ожидали лишь толчка к ее свершению. Кроме того они отрицали Парламентский путь переустройства общества и презрительно относились к реформаторской деятельности. Поэтому СДФ была оторвана от масс и оставалась узкой группой революционно настроенных интеллигентов. В том же году был основано Фабианское общество в честь Римского полководца Фабия (медлителя), который в войне против карфагенского вождя Ганибалла прибег к стратегии выжидания и истощения. Фабианцы объявили свою приверженность к социализму, но видели достижение его только в ходе эволюции (Б.Шоу, Г. Уэльс). Способствуя распространению идей реформистского социализма фабианцы завоевали немало мест в городских управлениях, развернув в них работу по улучшению участи обездоленных. Но это движение так же оставалось организацией интеллектуальной элиты насчитывая несколько сотен человек.

Август 1889 г. Великая стачка докеров, они требовали найма не менее чем на 4 часа, предприниматели удовлетворили требования. Главным итогом этой забастовки – встрепенула пролетариат, внесла веру в свои силы, дала толчок новому юнианизму, они стали колыбелью независимого рабочего представительства в Парламенте.

В 1893 г. родилась независимая рабочая партия во главе с Джеймсом Кейр Гарди. Они были за коллективную собственность на средства производства, 8 час. раб. день, запрет труда 14 летних, бесплатное образование, всеобщее избирательное право, ликвидация монархии и палаты лордов.

Франция: после разгрома ПК рабочее движение во Фр. медленно восстанавливала силы. 1789 г. – Съезд рабочих – большинство пошло за социалистами, сторонниками борьбы за власть. 1880 г.в Гавре создается рабочая партия которая ч/з 2 года раскололась на 2.

Разногласия носили теоретический характер:

Рабочая партия (Жюль Гед и Поль Лафарг) разработали революционную программу;

Федерация социалистических трудящихся (Поль Брус и Бенуа Малон) – стояли на реформистских позициях.

1881 г. образована партия амнистированных коммунаров – Центральный революционный комитет (Эдуар Вайяна). Строилась по типу тайных заговорщических обществ, но постепенно сближается с марксистами в теоретическом и П. плане.Параллельно с социалист. движ. и отчасти под его влиян. развив. профсоюзн. движ., разрешенное законом 1884г.

Германия: разв. раб. движ. в стране осложн. соперн-вом 2 П. партий – социал-демократической рабочей партией и всеобщего германского рабочего союза. Руководство СДРП добивалось преодоления раскола рабочего движения (Либкнехт и Бебель). В 1875 г. СДРП и ВРГС слились в единую партию, которая с 1890-х гг. стала называться социал-демократической партией Германии.

Правящие круги обеспокоенные успехом социалистического движения вскоре нашли повод для репрессий (было совершено 2 покушения на Вильгельма II ). В октябре 1878 г. Рейхстаг по предложению Бисмарка принял закон против общественно-опасных стремлений социал-демократии, который неоднократно продлевался и действовал до 1890 г. Социалистам удалось сочетая легальные и нелегальные методы работы выдержать это испытание. Одним из самых ярких выступлений немецкого пролетариата под руководством социал-демократов было Рурское восстание Горников в мае 1889 г. Популярность социалистов росла не смотря на усилия властей. В 1890 г. на выборах в Рейхстаг за социалистов проголосовало 1,5 млн. человек и они завоевали 35 мест.

США: важнейш. особ. амер. истории этого периода стало общенац. движ-е против крупных корпораций, которое охватило даже фермеров и рабочих. С 60-х. гг. по всей стране стали создаваться грейнджи – фермерские ассоциации на корпоративных началах, которые сами организовывали, сбыт, нанимали торговых агентов, строили склады и мельницы. Впрочем, их возможности были ограниченными т.к. ж/д «короли» спокойно отстаивали свои права в любых инстанциях.

В сер. 70-х гг. среди фермеров была популярна идея бумажных денег (гринбеки). Они хотели без расширения производства, за счет инфляции выручать с каждым годом все больше денег, чтобы гасить долги.

В 1875 г. была создана гринбекерская партия, которая вступила в П. борьбу выставив кандидата в президенты США. 1880-е гг. стали временем нового подъема фермерск. движ. которое прив. к образов. массовой популист. партии. Важнейш. лозунги сводились к национализ. ж/д, изъятию излишков З., отмене золотого стандарта, введение прогрессивн. налога, прямые выбора сенаторов и президента, 8 час. раб. день. Кандидат от популистов Джон Уивер собрал 9% голосов.

К презид. выборам 1896г. популисты объед. с демокр. выставив единого кандидата Брайана, который проиграл с небольшим перевесом. Это положило конец популистскому движению. Становление индустр. общества сопровожд. подъемом рабочего движения.

Положение рабочих в США имело ряд особенностей: многонац. состав, дискримин. по полу, гражд-ву и цвету кожи, высокая текучесть кадров, фактич. отсутств. фабричного законод-ва. Движение за 8 час. раб. день велось по средством грандиозных демонстраций и стачек. 1 мая 1886г. в них приняли участие более 350 тыс. человек. В результате на многих предприятиях был введен 8-9 час. раб. день. Однако митинги продолжались 1 из которых законч. столкн. с полицией и жертвами с обеих сторон. После этого работодатели восстановили прежний рабочий день, а 1 мая был объявлен 2 Интернационалом днем междунар. солидарности.

В период эк. депрессии крупнейшими выступл. стали: пятимесячная стачка на заводах Карнеги 1892г., 1894г. мощная забастовка на Пульмановском вагоностроительном заводе парализовавшее движение поездов. В том же году многотысячная, но мирная колонна безработных устроила поход на Вашингтон. Противост. наемному рабству стало смыслом деят-ти 1 национ. организ. рабочих «Орден рыцарей труда» его членами могли быть все трудящиеся, включая женщин и цветных, но 80- гг. он распался, потому что появились новые тред-юнионы помогавшие более эффективно бороться за свои права.

Наиболее устойчивым, достаточно массовым и влиятельным тред-юнионом Америки стала амер. федерация труда (Семюэль Гомперс), предпочитали диалог с предпринимателями, считая его, хотя и медленным, но наиболее конструктивным путем достижения эк. требований рабочих. В 1805г. в противор. АФТ созд. левый профсоюз «индустриальные рабочие мира» (Юджин Дебс), которому была присуща наступат. тактика и непризнание какой либо общности интересов капиталистов и рабочих, организ. ряд успешн. стачек, что помогло поднять з/п текстильщика С-В штатов.

Особенности развития стран в начале ХХ века

В ХIХ в. экономически развитые государства завершили переход от традиционного к индустриальному обществу. В этих странах сложилась мощная индустриальная технология, рыночные отношения, фермерское сельское хозяйство, классовый тип общества, демократические отношения, правовые политические режимы.

Модернизация не обошла и Россию. Следует отметить особенности российской модернизации, характерные для любого периода. Это прежде всего догоняющая модернизация. Отсюда – феномен многоукладности во всех сферах жизни. Основное внимание уделяется экономическому росту, на последнем месте стоит социальное развитие. Российская модернизация всегда носит прерывистый характер, отличается повышенной ролью государства на всем ее протяжении.

Не избежал этих особенностей и вариант модернизация начала ХХ в. Каковы ее главные особенности?

1. В экономической сфере необходимо отметить, в отличие от Запада, высокиетемпы развития промышленности . По объему промыш­ленного производства Россия в начале столетия занимала пятое место в мире. Приоритет, в отличие от Запада, по-прежнему был за тяжелой промышленностью. Так, к 1914 г. удельный вес продукции тяже­лой промышленности в общем объеме промышленного производства составлял 40%. Страна на 56% удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании. Высокая концентрация капитала и производства. Это можно подтвердить данными, приведенными в табл. 1, 2.

2. Высокий уровень концентрации производства в главных отраслях крупной индустрии стал основой зарождения в России монополистических тенденций. Монополии всех видов утверждались во многих отраслях промышленности. Появляются монополии высшего типа – тресты и концерны. К 1914 г. только крупных синдикатов и монополий насчитывалось 150-200. Монополистические связи стали одной из основ всей хозяйственной жизни империи.