Отрасли промышленной специализации японии. Промышленность японии и ее развитие

Словно бессмертный феникс, после поражения во Второй мировой войне страна Восходящего солнца возродилась из пепла. В основном это касается экономики и промышленности Японии. После поражения 1945 года перед правительством страны стояло две задачи: устранить гиперинфляцию или бросить все ресурсы на восстановление промышленности. Естественно был выбран второй вариант, и уже через 10 лет промышленное производство страны восстановилось на 80%. Этот скачок в развитии стали называть «японским экономическим чудом».

Сегодня промышленность Японии считается одной из передовых на мировом рынке. Несмотря на высокий уровень зависимости от импортируемых ресурсов, страна Восходящего солнца может похвастаться множеством достижений в разных промышленных сегментах.

Краткий обзор

Современная промышленность Японии во многом зависит от импорта недостающих ресурсов. Повинуясь необходимости, страна сократила энергоемкое и металлоемкое производство, сосредоточив основное внимание на развитии наукоемкой отрасли. Несмотря на это в Японии хорошо развита металлургия, машино-, судо- и автомобилестроение, энергетика, химическая, пищевая и легкая промышленность.

Обсуждая кратко промышленность Японии, стоит остановить внимание и на хозяйственной промышленности. Одним из важнейших его сегментов выступает сельское хозяйство, которое производит 2% НВП и на 70% удовлетворяет продовольственные нужды жителей. Главная роль в нем отведена растениеводству, в основном выращиванию риса. Также интенсивно развивается животноводство (свиноводство, птицы, КРС). Благодаря удачному расположению японских островов в стране активно ведется рыбный промысел. Для этого дела страна обзавелась одним из крупнейших рыболовецких флотов, его численность превышает 400 тысяч судов.

Хотя на развитие хозяйства и промышленности Японии влияют частые землетрясения и цунами, это не является причиной, чтобы перестать быть лучшими. До 50-х годов прошлого века в центре промышленного потенциала была тяжелая промышленность. Сегодня активно развиваются все ее сегменты, а доля японской промышленности в мировом производстве составляет 14 %.

Металлургия

Мало кому известно, но Япония издавна промышляет черными и цветными металлами. Пожалуй, это одна из важнейших отраслей международного сообщения. В 70-х годах прошлого века металлургическая промышленность Японии достигла своего апогея - по выплавке стали страна обогнала США. Это стало возможным благодаря капитальному строительству металлургических заводов. Всего за 10 лет в стране выросло 20 новых предприятий.

Начиная с 80-х годов, в металлургии наметился спад производства из-за энергетического кризиса, количество производимой продукции не вернулось к прежним показателям, но оставалось стабильным. Сегодня Япония снабжает 15% мирового спроса на сталь. Технологическое оснащение предприятий намного выше подобных заводов передовых стран. Из 14-ти самых крупных металлургических предприятий мира 8 принадлежат Япония, что само по себе является высоким показателем.

Энергетика

Немаловажного значения в промышленности Японии занимает энергетика. Развитие этой отрасли можно разделить на 5 этапов:

  1. 1950-е годы. Основными поставщиками электричества являются ГЭС. По всей стране насчитывалось 600 станций. Но к концу десятилетия их продуктивность начала снижаться, сильно сказалось постоянное использование речных створов. Передовыми производителями энергетики становятся ТЭС
  2. 1960-е годы . Япония начала импортировать дешевую нефть, что сделало возможным строительство ТЭС по всей территории страны. Ведь раньше они строились в непосредственной близости к угольным бассейнам. К середине 70-х годов ТЭС обеспечивали 80% электроэнергии.
  3. 1970-е годы . Энергетическую отрасль промышленности Японии настиг кризис. Нефть резко возросла в цене, из-за чего были пересмотрены энергетические концепции. Нефть была заменена импортным углем, широко использовался природный газ. Построена первая геотермальная электростанция. Но основную ставку правительство поставило на быстрое развитие атомной энергетики.
  4. 1980-е годы . Развитие электроэнергетической мощности. Энергия поступает не только с ТЭС, ГЭС и АЭС, но и от альтернативных источников.
  5. 1990-е годы . Последний, перспективный, этап развития энергетики. В это время правительством было принято решение по максимуму использовать всю мощность и возможности АЭС. При этом параллельно развивать альтернативные источники энергии.

Сейчас потребление энергии Японией составляет 5% от мирового производства. В стране функционирует 39 атомных энергетических блоков. Источники нетрадиционной энергии, на которые было возложено столько надежд в 80-х-90-х годах теперь поставляют только 1% от общего энергопотребления.

Автомобили

Эта специализация промышленности Японии считается одной из самых развитых в мире. Из-за энергетического кризиса 70-х годов вырос спрос на японские автомобили, которые потребляли меньше топлива. Учёные разрабатывали машины небольших габаритов с энергетическим потреблением бензина для внутреннего рынка, но вскоре они стали востребованными на мировом рынке. К концу 80-х годов страна выпустила 10 миллионов автомобилей и к началу 90-х стала лидером среди стран, что производят автомобили. Почетное 1 место Япония удерживала на протяжении 15-ти лет. Потом вырос курс иены, и производство немного сократилось, но даже сегодня японские автомобильные заводы функционирую в разных уголках мира.

Сейчас страна находится на втором месте по выпуску автомобилей. Самыми большими концернами являются: «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Мазда» и «Мицубиси».

Машиностроение

Что касается других отраслей машиностроения, то вначале 1990-х годов они сделали уклон в наукоемкое изготовление, которое не требовало большого количества сырьевых ресурсов. Как пример такого направления можно назвать роботостроение. В конце 1980-х годов ученые предприняли первые попытки в создании робота-гуманоида. С каждым годом они совершенствуют свои наработки. В результате у них получился современный робот-андроид АСИМО, который обладает зачатками первого в мире искусственного интеллекта.

Немало усилий было приложено для усовершенствования изготовления металлорежущих станков, которые с 1982 года являются лидерами на мировом рынке. Первые позиции занимает Япония и в выпуске бытовой электроники. Стоит отметить, что в начале 60-х годов здесь практически не производили продукции подобного рода, но уже в 1993 году доля микроэлектроники и бытовой техники на рынке составила 46%.

Не отошли на второй план и традиционные специализации промышленности Японии. Так, судостроение все еще остается сегментом международной специализации. Поставка судов на всемирный рынок составляет более 28%.

Авиастроение

Только в 1960-х годах этому сегменту начали уделять достаточное внимание в Японии. Развитие промышленности в области авиации и ракетостроения, несмотря на небольшой выпуск продукции, специалисты считают главным базисом экономики в ближайшем будущем.

В конце 60-х годом специалисты в области авиастроения начали разрабатывать собственную модель летательного аппарата. 1973 год ознаменовался созданием первого, отечественного, ультразвукового самолета Т-2. Эта модель стала прототипом для конструирования истребителя Ф-1.

За многими показателями этот сегмент уступает авиаракетному производству стран Европы и США. Однако он является основной составляющей военного потенциала страны. Половина заводов авиаракетной промышленности заняты в изготовлении продукции предназначенной для военных целей.

Электроника

Важно уделить внимание такой отрасли обрабатывающей промышленности Японии как электроника. Правительство выражает огромную поддержку заводам по выпуску электронных изделий. Так как, производство любых приборов основывается на экспериментально-научной работе, то это требует огромных материальных затрат. Тем не менее, они окупаются.

На международном рынке высоко ценится такая продукция как приборы для аэрофотосъемки, микроскопы, микросхемы, видеокамеры, фотоаппараты, навигаторы, медицинское оборудование. Она отличается высоким качеством и в большинстве своем оснащена человеко-понятным управлением (ЧПУ).

Химическая промышленность

Одна из главных промышленностей Японии. Некоторые ее производства (косметические средства, лакокрасочные, технические масла и лекарственные препараты) существуют уже давно. Новый виток развития в химическое производство получило, когда начали активно перерабатывать отходы лесного хозяйства и металлургии.

В 1960-х годах началось производство нефтехимии. Это дало возможность создавать синтетические продукты. Их можно было использовать как новый вид сырья с низкими ценами. Япония считается одним из крупнейших производителей соды, серной кислоты, аммония сульфата, синтетических смол, пластмассы и каучука, искусственного волокна.

Не обделена вниманием экспертов и область биохимических исследований: лекарственные препараты, средства по защите аграрных растений, витамины и кислоты, составляют добротную часть экспортной продукции.

Легкая промышленность

Сферы легкой и пищевой промышленности стали первыми, кого зацепила индустриализация ХХ века. Техническая реконструкция больших предприятий заметно отразилась на текстильном производстве, которое ежегодно опережает Европу и США объемам товарооборота. Для работы используется отечественные химические волокна, а также импортные хлопок и шерсть.

Важное место занимает изготовление керамики. В современных реалиях это не только дань культурным традициям, но и достаточно выгодное дело, ведь на территории Японии обнаружено 170 каолиновых месторождений. В стране также стремительно и результативно развивается деревообработка. По состоянию на 2015 год в Японии функционирует более 30 000 лесопильных и фанерных заводов.

Сельское и лесное хозяйство

Важную позицию в экономике занимает сельское хозяйство, что обеспечивает основную часть продовольственных запросов. В целом оно держится на мелких землевладельцах, основная часть которых женщины или пенсионеры.

55% всех посевных площадей отведен под рис, который составляет основу ежедневного рациона. Садоводство развивается согласно установившемся традициям: в субтропических регионах выращивают цитрусовые, чай и тутовник; на севере и возвышенных районах - яблоки.

Производство товаров животного происхождения все еще отстает от спроса, хотя с 1960-х годов количество этой продукции увеличилось более чем на 70%.

Площадь лесов на территории страны в 5 раз выше, чем территория земель отведенных для сельскохозяйственных нужд. Поэтому много крестьян заняты не только в сельском, но и лесном хозяйстве, которое удовлетворяет 50% рыночного спроса.

Рыболовство

Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония - это, прежде всего, рыболовное государство. Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.

Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.

И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.

В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС.

Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка сырья производится в основном из .

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и Сикоку (руды бедные, их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и , как и алюминий.

Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).

Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере автомобилестроения.

После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. В середине 30-х годов 20 века в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В результате автомобильная промышленность страны все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в году войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен. После поражения Японии во 2 мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны оккупационных войск. И хотя в 1949 году они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х годов расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.

К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 года был запрещен, но автомашины ввозились американцами. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х годах в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные. С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать «локомотивом промышленного развития». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.

26 июня 1950 года началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий США начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Японцы назвали это событие «благодатный дождь после засухи». Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям «Тойота», «Нисан», «Исудзу» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла «Программа восстановления американских автомобилей». Она действовала с 1945 года, когда после демобилизации армии США в начали свозиться автомобили со всего военных действий.

Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться.

Первые попытки внедрится на автомобильные рынки окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов. На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности изделий, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию.

70-е годы стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. « шок» 1973 года вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 году Япония обошла по экспорту автомобилей и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю.

В 1980 году Япония впервые преодолела 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х годов, начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США.

Япония активно сотрудничает в глобальной «Программе развития автомобильной промышленности», в которой участвуют 7 держав с развитой (США, Япония, ). На эти страны приходится 75% объема мирового производства автомобилей, 65% продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения.

Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач.

Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, . Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствие с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производстве на емком американском рынке. Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в , рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный.

Заглядывая в будущее большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

По размерам производств многих видов химических товаров Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты в городах , Хиросима, Ямагути.

Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.

В числе старинных национальных производств видное место занимает керамическое производство. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики.

Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной и отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т.д. крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.

После окончания Второй мировой войны экономика Японии разви-валась по эволюционному пути, где преимущественное развитие полу-чили металлургия , тяжёлое и транспортное машиностроение , нефтехи-мия , однако с середины 1970-х годов в промышленности Японии стал преобладать революционный путь развития, и в настоящее время Япония является мировым лидером практически по всем наукоёмким от-раслям хозяйства: микроэлектронике , роботостроении , биотехнологии , фармацевтике и т.д.

Характерной чертой территориальной структуры хозяйства Японии является мощнейшая концентрация промышленного (3/4) и сельскохо-зяйственного производства (2/5) и непроизводственной сферы (особенно финансов — 3/4, науки и образования — почти 1/2) в Тихоокеанском промышленном поясе, протянувшемся от Токио до Нагасаки.

В то же время начиная с 1980-х годов для японской экономики наме-тился процесс деконцентрации производства, ослабление тяготения к морскому побережью и освоение внутренних регионов, выразившийся в создании по всей стране около 30 технополисов — городов науки и но-вейших наукоёмких производств.

Особенностью Японии является также огромная зависимость эконо-мики от импорта сырья и экспорта готовой продукции.

Рисунок 92. Зависимость Японии от импорта некоторых видов сырья

По производству электроэнергии (более 1 трлн. кВт-ч) Япония зани-мает 3 место в мире, уступая только США и Китаю. Основу современной энергетики Японии составляют тепловые электростанции, производящие почти 60% всей электроэнергии и использующие преимущественно им-портное сырьё (нефть, газ и уголь). Высокого уровня развития достигла ядерная энергетика, на долю которой приходится свыше 30% производи-мой электроэнергии. В Японии построены самые мощные в мире ТЭС — Касима и АЭС — Фукусима.

Чёрная металлургия Японии полностью базируется на импортном сырье, и поэтому практически вся отрасль концентрируется в крупных портовых городах — Токио, Тибе, Иокогаме, Кавасаки, Нагое, Осаке, Кобе, Фукуяме, Вакаяме, Китакюсю. Япония — крупнейший в мире им-портёр железной руды (около 120 млн. т). Основными поставщиками же-лезной руды в Японию являются Австралия, Индия и Бразилия. По про-изводству стали (около 120 млн. т) Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю, но в отличие от китайской японская сталь отлича-ется высочайшим качеством.

Для цветной металлургии Японии характерны заключительные ста-дии производства. По производству рафинированной меди, никеля, цинка Япония занимает 3 место в мире, по производству вторичного алюминия — 2 место. Крупнейшими центрами металлургии алюминия являются Тояма и Ниигата, меди — Хитати и Сакаи, свинца и цинка — Акита и Тояма.

Машиностроение — ведущая отрасль японской промышленности, характеризующаяся сложной структурой, в которой особенно выделяют-ся наиболее наукоёмкие и трудоёмкие отрасли: электроника, электротех-ническая промышленность и транспортное машиностроение.

По производству легковых автомобилей (более 9,5 млн. штук, или 1/5 часть мирового производства) Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире. Примерно половина производимых автомоби-лей Японии предназначена на экспорт.

Главными центрами автомобильной промышленности Японии явля-ются Токио, Тоёда, Нагоя, Кобе, Осака, Кавасаки.

Уже многие десятилетия Япония постоянно занимает. 1 место в мире по производству судов . В отдельные годы Япония выпускает до 40% их мирового тоннажа. Основными центрами судостроения Японии являются Иокогама, Йокосука, Кобе, Нагасаки и Куре.

Высочайшего уровня развития получило железнодорожное машино-строение (Кобе), особенно производство скоростных поездов, а вот авиа-ционная промышленность в Японии развита довольно слабо. Материал с сайта

Япония является неоспоримым лидером и в производстве электрон-ной и бытовой электротехнической продукции. В конце 1990-х годов на долю японских компаний с учётом их зарубежных филиалов приходи-лось 90% мирового производства видеомагнитофонов, более 60% — промышленных роботов, около 60% — цветных телевизоров, 50% — станков с числовым программным управлением. Основными центрами электронной и электротехнической промышленности Японии являются Токио, Иокогама, Нагоя, Киото, Осака и Хитати.

Япония занимает одно из ведущих мест по уровню развития хими-ческой промышленности . В Японии развиты практически все виды хи-мической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии. Предприятия химической промышленности, используя импортное сы-рьё, тяготеют к Тихоокеанскому промышленному поясу, где выделяются такие крупнейшие центры, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Йоккаити и др.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология.

Страна занимает первое место в мире по производству судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 г. она произвела 1012 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е гг. Второй этап охватил 60-е гг. и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

На первом этапе в 1950 г. доля ГЭС в общей выработке электроэнергии достигла 85%, в 1960 г. она снизилась, но все же составляла еще 50%. В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. В 50-е гг. ГЭС обеспечивали базовую нагрузку энергосистем. Однако в дальнейшем доля их в общей выработке начала снижаться. Сказались как использование речных створов, наиболее удобных для сооружения ГЭС, так и конкуренция со стороны тепловых электростанций.

Второй этап, охватывающий 60-е гг. и первую половину 70-х гг., можно назвать теплоэнергетическим. Конечно, ТЭС строились и до этого. Но они ориентировались главным образом на отечественные угольные ресурсы и, прежде всего, на главный угольный бассейн, расположенный на севере острова Кюсю, где сложился целый куст ТЭС. Отсюда уголь привозился и на ТЭС, питавшие энергией крупные города мегаполиса Токайдо. В 60-е гг., когда Япония стала в больших количествах импортировать дешевую нефть, оказалось более выгодным перевести большинство ТЭС с угольного на нефтяное топливо. В связи с этим произошел сдвиг тепловой электроэнергетики к морю, куда доставлялась сырая нефть, и где были построены крупные нефтеперерабатывающие заводы. И ныне крупнейшие ТЭС Японии (мощностью в 3–4 млн квт. и более) располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагои и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). А доля ТЭС в общей выработке электроэнергии уже к середине 70-х гг. возросла до 80% (в том числе на жидком топливе – 70%, на импортном сжиженном природном газе – 7 и на угле – 3%).

Начало третьему этапу развития энергетики Японии было положено мировым энергетическим кризисом середины 70-х гг. Резкое подорожание нефти и уменьшение ее импорта привело к пересмотру энергетических концепций Японии, которые коснулись и электроэнергетики. Снова стала расти выработка на угольных ТЭС, но ориентирующихся уже не на отечественный, а на более дешевый импортный энергетический уголь, главным образом австралийский. Шире стал использоваться для этой цели сжиженный природный газ, поступающий из Малайзии, Индонезии, Брунея, ОАЭ, Аляски. И все же главная ставка была сделана на быстрое развитие атомной энергетики. Поэтому третий этап можно назвать атомно-энергетическим. На первый взгляд, это может показаться странным. Хорошо известно, что Япония оказалась первой страной, пережившей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и испытывающей с тех пор своеобразную «атомную аллергию». Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. И если такая ставка была сделана, то только потому, что другой альтернативы для развития энергетики страны практически не существовало. К тому же высочайший научно-технический уровень японской экономики, как считалось, позволит обеспечить экономичность и безопасность атомной энергетики. Строительство атомно-энергетических реакторов в Японии было начато в

70-х гг. по лицензиям американских и французских фирм. Уже в середине

80-х гг. в стране действовали 30 реакторов, а доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила 18%. Были разработаны новые технологии, благодаря которым атомная энергия оказалась дешевле электроэнергии, вырабатываемой на обычных конденсационных ТЭС. К середине 80-х гг. было закончено сооружение таких АЭС, как Фукусима, мощностью в 8,8 млн кВт, Хитати и др. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье. Это объясняется тем, что небольшие реки острова Хонсю, которые к тому же используются для орошения и водоснабжения, не могут обеспечить АЭС циркуляционной водой для охлаждения реакторов, а использование обычных градирен затруднительно из-за очень высокой влажности воздуха. Многие прибрежные АЭС располагаются на специально намытых площадках, хотя это так же, как и необходимость проведения антисейсмических мероприятий, переноса рыбацких поселков и дорог сильно удорожает строительство.

В качестве четвертого этапа можно выделить период с середины 80-х до середины 90-х гг. Для него характерен дальнейший рост электроэнергетических мощностей и некоторая стабилизация структуры ее выработки. Ныне ТЭС вырабатывают около 59,3% всей электроэнергии и обеспечивают базовую нагрузку в энергосистемах. Такую же функцию выполняют и АЭС. В 2000 г. в стране действовали 52 реактора общей мощностью 44,068 млн кВт (третье место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 31,1%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9,3%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии.

Наконец, пятый этап можно назвать перспективным. После публикации в 1990 г. очередной «Белой книги» японского министерства внешней торговли и промышленности можно со всей уверенностью утверждать, что ближайшие двадцать лет также пройдут под знаком форсированного развития атомной энергетики. В ближайшие двадцать лет предполагается ввести в действие еще 40 атомных реакторов, и в том числе в 2000–2001гг. увеличились мощности действующих АЭС до 72 млн кВт, а их доля в общей выработке электроэнергии – до 43%. По прогнозам, к 2010 г. на АЭС будет вырабатываться уже 71% электроэнергии.

Проблема безопасности АЭС остро стоит во всех странах. В Японии она успешно решается. Во-первых, на всех АЭС каждый год проводятся проверки технического состояния станций. Кроме того, каждый день проводится полный качественный контроль всех агрегатов как самим персоналом, так и определенными охранными компьютерными системами. Почти при всех АЭС существуют тренировочные центры, где обучается весь персонал, проигрываются критические ситуации.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды. В литературе часто встречается упоминание о принятой еще в 1974 г. государственной программе «Солнечный свет», предусматривающей более широкое использование солнечной энергии и других альтернативных энергоресурсов. В 1978 г. была принята программа под названием «Лунный свет», которая ставила своей главной целью внедрение энергосберегающих технологий. Эти программы не отменены. Однако нужно учитывать, что они появились в самый разгар энергетического кризиса и были вполне естественной реакцией на него. Первоначально программой «Солнечный свет» намечалось довести долю нетрадиционных источников энергии в

2000 г. до 20%. Затем она была снижена до 5–7%, но, по нынешним данным, не достигнет и 1%.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии она была и остается одной из важных отраслей международной специализации. Особенно быстро выплавка стали росла до середины 70-х гг., достигнув максимума в 1973 г. Япония, обогнав США, вышла по размерам выплавки стали на второе место после КНР. Это, прежде всего, результат крупного капитального строительства. В 60–70-е гг. в стране были построены двадцать новых крупных заводов черной металлургии. Однако с началом мирового энергетического кризиса середины 70-х гг. размеры выплавки стали уменьшаются. В начале 80-х гг. наступил еще больший спад, связанный с замедлением общих темпов экономического развития, а также с уменьшением выпуска металлоемкой продукции – морских судов, многих видов машин и оборудования, сокращением объемов капитального строительства. Во второй половине 80-х гг. выплавка стали оставалась на относительно стабильном уровне.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в 1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. Из 14 крупнейших металлургических предприятий экономически развитых стран Запада с годовой мощностью более 7 млн т стали на Японию приходится 8 металлургических заводов, тогда как на США и Западную Европу – по 3 металлургических предприятия. К тому же в Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла, выпускающие большой ассортимент металлургической продукции. Самый большой металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн т стали в год).

Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Эти центры и районы располагаются на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива. Именно поэтому в последние десятилетия быстро развивалась черная металлургия в крупных портовых городах, таких, как Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии Японии и других развитых стран является установление более тесных производственно организационных связей металлургических предприятий с их потребителями, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

Крупнейшими производителями стали в отрасли являются транснациональные корпорации Ниппон Стил и НКК (NKK).

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно Япония импортирует более 64 млн т коксующегося угля, в том числе около половины этого количества из Австралии, а остальное сырье из Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн т. Около половины этого количества ввозится из Австралии, а остальное – из Бразилии и Индии и в меньшей мере – из Чили, Перу, Южной Африки. Государственные учреждения и десятки частных фирм Японии продолжают разработку технологии добычи железомарганцевых конкреций со дна Тихого океана. Япония и Франция оказались двумя первыми странами, подавшими в международные организации заявки на участки морского дна в этом океане. Обе они готовятся начать экспериментальную, а затем и промышленную добычу таких конкреций.

Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках. Наиболее яркий пример такого рода – крупнейший комбинат на внутреннем Японском море Фукуяма, сооруженный на намывной территории площадью в 900 га. Он спланирован таким образом, что весь технологический процесс «умещается» между причалами, получающими сырье и топливо, и причалами, отправляющими готовую продукцию.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в 1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в 1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в 1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с 1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение 1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В 1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в 1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До 1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В 1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, за границу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

Экономика Японии: наиболее полный и подробный анализ

Японская экономика входит в пятерку крупнейших экономик мира. А по уровню благосостояния она значительно обгоняет Китай, занимая положение между ведущими европейскими странами. Однако ее доля в мировом ВВП неуклонно снижается. Финансовая система испытывает серьезные трудности. А возможностей для роста практически нет. В данной статье будет рассказано о состоянии японской экономики, об истории формирования ее современной структуры и о тех проблемах, которые препятствуют дальнейшему развитию.

Структура экономики. История ее формирования

Экономика Японии получила мощный толчок для роста во второй половине XX века. После окончания войны государство фактически оказалось под протекторатом США. Америка уже несколько десятилетий диктует Стране восходящего солнца свою политическую волю. Но взамен этого ей были предоставлены западные технологии – особенно в автомобилестроении и микроэлектронике. Япония смогла очень умело распорядиться этим ресурсом. И за 20 лет превратилась в одного из крупнейших экспортеров высокотехнологической продукции.

В первые годы после войны страна занимается активным импортом технологий и знаний. Идет выстраивание эффективной системы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), перенимается иностранный опыт. Можно сказать, что американцы учили японцев создавать первых роботов и различную технику для гражданских целей. Однако через некоторое время Япония уже сама начинает экспортировать как робототехнику, так и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты, холодильники и другую аппаратуру. Причем вся продукция – отличного качества. Страна постепенно завоевывает все больше рынков сбыта.

Добиться таких результатов удалось за счет дешевой рабочей силы. А также благодаря выстраиванию особой модели бизнеса, которая впоследствии сыграет с экономикой злую шутку.

В Японии сформировалась особая форма государственного капитализма с наличием олигопольных игроков. Правительство активно поддерживало крупные компании, которые занимались экспортом продукции. Именно экспортная ориентированность стала главной идеей национальной экономики.

Олигопольная структура рынка была характерна для Японии еще в 19 веке. Она осталась таковой и после оккупации США в середине 20 в. Но ключевую роль стали занимать не семейные кланы, а крупные финансово-промышленные конгломераты, сформированные на основе партнерских отношений.

Такая модель поначалу давала очень хорошие результаты и способствовала развитию. Государство активно поддерживало большие корпорации, ориентированные на экспорт. Стимулировало их, предоставляло различные дотации и защиту.

В 60-70-80-ые годы Япония становится одним из крупнейших производителей микроэлектроники, бытовой техники, аппаратуры, автомобилей, а также морских судов. Товары из островного государства отличаются качеством и не очень дороги.

В 70-80-ые, как и в США, и в странах Западной Европы, в Японии начинается переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Активно развивается сектор услуг. Быстрыми темпами разрастается финансовый сегмент. Рынок ипотеки переживает настоящий бум. На фондовой бирже котировки также постоянно стремятся вверх. Пик роста приходится на 85-90-ые годы. Японию называют страной экономического чуда.

Однако стремительный рост приводит к надуванию больших пузырей. Эти пузыри формируются как в реальной экономике, так и в финансовой сфере. Особой проблемой становится ипотечный сегмент. Начинается кризис перепроизводства. В то же время с ростом благосостояния рабочая сила дорожает. Это повышает себестоимость производимых товаров. Ситуация сильно обостряется из-за олигопольной структуры экономики.

Усиление больших корпораций, поддерживаемых государством, способствует ослаблению конкуренции. Мелким компаниям становится пробиться крайне тяжело. Зато крупным конгломератам предоставляются особые привилегии, а на их ошибки закрывают глаза. Это снижает эффективность производства. Появляются так называемые зомби-компании – которые существуют только за счет господдержки и не способны выживать на свободном рынке. Игнорирование проблем наблюдается и в финансовом сегменте. Крупные пакеты акций запрещено продавать. Рост котировок на бирже происходит во многом за счет того, что корпорации перепродают ценные бумаги друг другу.

Пузыри в японской экономике лопаются в 90-ые годы. Все проблемы, которые ранее скрывались – выходят на поверхность. Крупные компании оказываются неэффективными. Перенасыщенный рынок недвижимости начинает падать. Происходит обвал фондовых индексов на бирже. Далее кризис сменяется стагнацией, которая затягивается на 10 лет. Эксперты говорят о потерянном десятилетии.

В 2000-ые годы ситуация слегка выправляется. Но грянувший в 2008 г. глобальный кризис окончательно добивает экономику Японии. Наблюдается падение ВВП на 10-15% (сравнимо с ростом в 60-80-ые годы).

Вторым ударом становится разрушительное цунами в 2011 году, которое прерывает восстановительный рост 2010-го.

На данный момент японская экономика по-прежнему остается одной из самых развитых. Промышленный сектор занимает 23%. Финансовые услуги – 18%. На здравоохранение, образование и социальную систему приходится 30%. Торговля, связь, ресторанный и гостиничный бизнес – 20%. Сельское хозяйство – 1,5%. Страна в полной мере является постиндустриальной. Накопив жир в благоприятные годы стремительного роста, государство постепенно расходует те ресурсы, которые у него остались. В Японии крайне развита инфраструктура (дороги одни из самых лучших). Уровень жизни достаточно высокий.

Промышленность до сих пор выпускает качественную бытовую технику, автомобили, морские суда различного назначения. Микроэлектроника и цифровая аппаратура – отличного качества. Хорошая научная база помогает вести исследования и новые разработки. Большое внимание уделяется роботостроению (создаются автономные прямоходящие роботы). Однако в целом дальнейшее развитие находится под вопросом. Страна восходящего солнца теряет свою долю в мировом ВВП. Ее продукция оказывается менее конкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Точки роста практически отсутствуют. При этом имеется ряд серьезных долгосрочных проблем. Первая – огромный государственный долг, который превышает ВВП страны в 2,5 раза (250%). Правда, этот долг почти весь внутренний.

В отличие от США, у которых треть долга принадлежит иностранцам, в Японии 95% займов распределено между самими гражданами. Значительная часть находится в руках крупных компаний. Это дает правительству пространство для маневров. Однако величина долга все равно представляет угрозу и давит на бюджет. Вторая проблема Японии – в сфере демографии. Количество стариков из-за продолжительности жизни слишком большое по сравнению с трудоспособным населением. Все это делает дальнейшее развитие страны довольно сложным. Правительство пытается решить проблему высокой себестоимости продукции за счет обесценивания валюты. Но пока результаты очень скромные. Зато госдолг продолжает расти.

Импорт и экспорт

Территория Японии бедна полезными ископаемыми. Поэтому основной статьей импорта является сырье. Особенно это касается энергоресурсов. Практически весь объем потребляемых углеводородов ввозится из других стран. При этом половина нефти поставляется с Ближнего Востока. А газ – из Малайзии, Австралии, Индонезии. Также ввозится уголь – из Австралии, Индонезии и Китая. Топливо составляет около 40% всего импорта страны. Причем его закупка осуществляется по довольно высоким ценам. Другой важной статьей импорта являются металлы и металлопрокатные изделия. Все это делает государство зависимым от поставок сырьевых товаров. Особым фактором риска здесь можно назвать ввоз нефти из нестабильного ближневосточного региона. Чтобы решить данную проблему, Япония долгое время строила атомные станции, доведя их долю в энергобалансе страны до 10%. Но авария на Фукусиме в 2011 г. затормозила этот процесс.

Второй по объему (после сырья) категорией импорта является компьютерная техника, простые микросхемы и различное оборудование.

Также ввоз продуктов питания превышает объем продаж за рубеж.

Главная статья экспорта Страны восходящего солнца – машины и различные комплектующие к ним. Причем японские автомобили славятся своим качеством и долговечностью. Данная отрасль до 90-ых годов была крайне конкурентоспособной, что приводило к торговым конфликтам с Америкой. И поскольку страна политически зависит от Америки, то разрешение конфликтов часто происходило не в пользу Японии.

Большую долю экспорта занимает и различное высокотехнологичное оборудование (помимо машин), бытовая техника, оргтехника, сложные микросхемы и компьютеры.

Металлургическая промышленность и химическая промышленность также поставляют много продукции на внешние рынки – в том числе металлопрокат и готовые нефтепродукты.

Японию можно назвать экономикой высоких переделов. То есть страна закупает сырье и производит из него много продукции с высокой добавленной стоимостью.

Основные торговые партнеры Японии: Китай (19% японского экспорта и 22% импорта), США (18% экспорта и 9% импорта), Южная Корея (8% экспорта и 5% импорта), Австралия (2% экспорта и 6% импорта), Саудовская Аравия (1% экспорта и 6% импорта), а также страны Евросоюза (особенно Германия) и Ближнего Востока.

Сильные и слабые стороны

Сильные стороны:

  • высокий уровень технологического развития;
  • экспорт качественной высокотехнологической продукции по всему миру;
  • высокий уровень благосостояния, большой запас прочности;
  • государственный долг в руках резидентов.

Слабые стороны:

  • высокая оплата труда и дефляция иены лишают продукцию конкурентного преимущества;
  • перенасыщенность внутреннего рынка потребления и кредитования, нет точек роста;
  • высокая зависимость от импорта сырья, зависимость импорта нефти от нестабильного региона Ближнего Востока;
  • огромный государственный долг по отношению к ВВП;
  • стареющее население.

Состояние на текущий момент

Экономика Японии сейчас находится в своеобразном тупике. Как уже было отмечено, она обладает большим запасом прочности и имеет высокий уровень развития. Однако рост ВВП практически отсутствует. Доля японской экономики в мире сокращается. Производимая продукция испытывает все большую конкуренцию со стороны Европы, США и особенно Китая. Товары оказываются дорогими из-за высоких зарплат работников.

Чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции, правительство обесценивает национальную валюту. В систему вливается огромное количество денег. Курс иены искусственно снижается. Однако это не приносит ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. В Японии очень сильны дефляционные процессы (инфляция отсутствует). В периоды кризиса – они усиливаются. При этом в стране наблюдается перепроизводство и товарное насыщение. Поэтому граждане предпочитают сохранять перманентно дорожающие денежные знаки. Это негативно отражается на потребительской активности.

Для решения проблем дороговизны товаров и отсутствия потребительского спроса – проводятся постоянные девальвации, а ключевая ставка держится на нуле. С каждым новым раундом количественного смягчения (стимулирующие программы) эти девальвации все более сильные. Но эффект от них временный. При этом государственный долг растет высокими темпами. Можно сказать, что ситуация с годами только усугубляется. Еще в 90-ые Япония имела положительный торговый баланс (экспорт был больше импорта).

С 2011-го импорт превышает экспорт. Это значит, что японские товары пользуются все меньшим спросом. В 2015 г. дисбаланс начал медленно выправляться. Но в начале 2016-го ситуация снова ухудшилась. График ВВП страны характеризуется сильными скачками из положительной области в отрицательную. Рост на 4-5% в одном квартале сменяется падением на 6-7% в следующем квартале. Это показатель того, что экономику пытаются разогнать искусственно (ВВП можно кратковременно увеличить, но если произведенная продукция не будет пользоваться спросом, то в следующий период будет равнозначное падение). В целом на длительном промежутке времени роста нет, либо он незначительный.

Япония первой столкнулась с теми проблемами, с которыми сталкивается сейчас весь развитый мир (США и Евросоюз). И западные страны идут по тому же пути, что и японский ЦБ – обесценивают национальные валюты, насыщают экономику деньгами. Поэтому преимущества от сверхмягкой монетарной политики у Страны восходящего солнца нивелируются. В то же время дефляционные процессы в Японии сильнее, а закредитованность выше. И это продолжается уже долгие годы.

Потерянное десятилетие сменяется потерянным двадцатилетием и тридцатилетием. В итоге можно сказать, что положение в японской экономике более плачевное. Ситуация осложняется проблемой стареющего населения. Если в мире не произойдет глобальных изменений или не случится технического прорыва, то наиболее вероятным выглядит сценарий дальнейшего ухудшения в долгосрочной перспективе.

Однако говорить о полноценной деградации сложно. Высокий уровень развития, достигнутый в периоды роста 60-80-ых годов, будет еще много лет поддерживать увядающую экономику Японии. А научно-технический потенциал дает возможность для новых открытий и прорывов.

Оцените нас