Жилой комплекс habitat 67 монреаль канада

Чтобы в 25 лет получить проект такого масштаба, кроме огромного таланта должна вмешаться и судьба. Если бы не три обстоятельства, на месте Хабитат-67 могли построить другое здание.

Во-первых, как раз в начале 60-х в Канаде начали организовывать учебные поездки для талантливых студентов архитектурных вузов. Сафди попал в самую первую группу и всё лето перед защитой диплома путешествовал по Канаде и США, изучая жилищное строительство в пригородах. Эта тема настолько заинтересовала архитектора, что послужила основой для его дипломной работы «A Case for City Living» («Вариант для жизни в городе»).

Во-вторых, дипломным руководителем Сафди стал Сэнди ван Гинкель, к тому моменту уже очень уважаемый мастер канадской архитектуры. Сафди сам выбил место в его бюро, где и работал, и развивал проект, посвященный пригородному строительству. Это был очень важный опыт, ведь в то время, как весь мир бесконечно повторял стеклянные кубы Мис ван дэр Роэ, ван Гинкель проповедовал совершенно новое представление об урбанизме. «Он был прекрасным преподавателем, повлиявшим на целое поколение», — скажет Сафди позднее в одном из интервью.

После окончания вуза Сафди попал в бюро Луиса Кана и уже собирался уезжать в Индию на реализацию одного из проектов, но тут в его судьбе случился третий, решающий поворот. Ван Гинкель предложил встретиться и сказал: «Я хочу, чтобы ты составил генеральный план Всемирный выставки и возглавил команду по ее строительству». Это было за 5 лет до Экспо в Монреале. Моше Сафди к тому моменту едва исполнилось 25.

Он не только откликнулся на предложение, но и поставил условие: ему позволят воплотить проект, разработанный для его дипломной работы. У ван Гинкеля не нашлось возражений, и на монреальском полуострове Сите-дю-Авр начали строить здание, больше похожее на гору пикселей или детских кубиков. Так появился Хабитат-67.








Habitat-67

Хабитат-67 состоит из трех корпусов с тремя лифтовыми шахтами. Этажи соединены не только по вертикали, но и по горизонтали за счет развитой системы наружных переходов. Это важная особенность жилой застройки 60-х: общественное пространство внутри дома выступает как продолжение улицы, где происходит более тесное общение с соседями.

Согласно первоначальному плану, здание состояло из 1000 квартир-модулей. Однако из-за ограниченного бюджета их число пришлось сократить до 354. Все модули были заранее изготовлены на фабрике, в процессе строительства оставалось только соединить их между собой. Сафди разработал 15 видов модулей и на этапе планировки много экспериментировал с их последовательностью.

«В тот момент мы скупили все конструкторы Lego в Монреале, чтобы спроектировать много-много конфигураций».

Сафди считал, что в жизнь многоквартирных домах станет гораздо комфортнее, если привнести в нее элементы загородной архитектуры. Отсюда — смещенное расположение ячеек. Это позволяет превратить крышу соседей снизу в террасу, где можно разбить сад и обустроить пространство для отдыха.

Дальнейшая судьба

Предполагалось, что фабричное изготовление модулей позволит сократить расходы, но этого не произошло из-за малых объемов производства. В итоге от массового строительства подобных домов отказались именно из-за дороговизны.

Тем не менее у Сафди нашлось много подражателей, а Хабитат-67 считается одной из важнейших построек брутализма — несмотря на то, что архитектор с этим в корне не согласен.

«Это здание — реакция на брутализм. Но я считаю его антибруталистской постройкой».






Прогуливаясь по старому порту в Монреале, где-то вдали на другом берегу реки мы увидели размытые очертания какого-то странного сооружения. Как оказалось - это был жилой многоквартирный дом .

Свежий воздух, неприкосновенность частной жизни, маленький садик за окном, солнечный свет… На мой взгляд, именно об этом мечтает каждый городской житель, утомлённый бесконечной суетой и шумом. Эту мечту для городских жителей воплотил в жизнь архитектор Сафди Моше , который и спроектировал такой необычный многоквартирный дом.

Пешком до него добраться сложно, мы шли примерно час через действующий порт. Конечно, тот, кто проживает в этом элитном доме, так сказать, «в булочную на такси ездят» и для них такая удалённость является скорей огромным плюсом, чем проблемой.

Рассматривать этот дом лучше всего со стороны старого порта Монреаля и в непосредственной близости.

Строительство дома было приурочено к открытию крупнейшей всемирной выставки Экспо в 1967 году. Темой как раз было современное жильё. Название дома переводится как «среда обитания», а 67 означает год его постройки.

Это здание, на первый взгляд, кажется каким-то бесформенным и беспорядочно выстроенным сооружением; будто кто-то играл в кубики, причём с закрытыми глазами).

Куб является основным элементом строения. Он был выбран не случайно, ведь нет ничего проще, неприхотливее и элементарнее, чем множество коробок, которые поставлены друг на друга. Также куб считается символом стабильности, надежности и мудрости.

Дом состоит из 346 непохожих друг на друга и хаотично размещённых кубиков. Архитектору удалось спроектировать дом таким образом, чтобы каждая отдельная квартира была уникальной. Он создал большой жилой комплекс из отдельных, независимых участков, где есть свои дворики и палисадники, и в то же время у него получилось оптимизировать пространство таким образом, чтобы на относительно небольшой площади смогло уместиться как можно больше жителей. Таким образом, жилой комплекс вместил в себя целых 146 квартир , но кажется, будто все они обособленны и жители живут в отдельных частных домах.

Вообще, по замыслу архитектора, дом должен был наглядно показать возможность существования стильного, недорогого и вместительного модульного жилья. Но когда этот необычный дом стали не только узнавать, но и признали шедевром архитектуры в направлении «брутализм» , это неизбежно отразилось на цене квартир в комплексе. Стоимость квадратного метра в Хабитат 67 просто заоблачная. Квартиры, которые изначально строились как доступное жилье для обычных людей, теперь стоят даже дороже, чем в элитных новостройках.

Особенно впечатлил гигантский футуристический интерьер площадок, пешеходных проходов, лифт-столбов и террас. Здесь есть собственный парк, теннисный корт и даже отдельная велодорожка, ведущая на набережную.

Такого необычного дома мы никогда не видели. Увиденное можно описать как любо, дорого, практично! Задумка у архитектора была, безусловно, отличная. Вот ещё бы раскрасить этот дом в более жизнерадостные цвета, а то он смотрится немного мрачновато. Хотя даже и в мрачной цветовой гамме, мимо него точно не пройдёшь!


Хабитат 67 расположен в в , здесь его название пишется “Habitat 67” и читается по правилам французского языка «Абита», с ударением на последний слог. Этот кондоминиум был построен в 1967 году к мировой выставке в уникальном для того времени стиле «брутализм».

Что представляет собой Хабитат 67?

Эффектная конструкция выглядит как нагромождение кубов друг на друга в виде неровной, но устойчивой пирамиды из необработанного бетона. Всего жилой комплекс состоит из 354 кубов, возвышающихся друг над другом, при этом крыша одного является частным садом другого. Этот проект был отмечен специалистами не только за эффектное архитектурное решение, но и за сочетание жизни в квартире и в частном доме. В условиях мегаполиса собственный сад около апартаментов был оценен по достоинству посетителями выставки и будущими жильцами.


Экспо-67

Всемирная выставка 1967 года, для которой был построен Хабитат 67, стала самой популярной за все время проведения, ее посетили около 50 млн человек. Торжественное открытие состоялось 28 апреля 1967, а закрытие – 29 октября. Самой выставкой и комплексом Хабитат за время ее работы интересовались знаменитые гости, такие как:

  • Шарль де Голль;
  • Королева Елизавета II;
  • Президент США Линдон Джонсон;
  • Роберт и Жаклин Кеннеди;
  • Грейс Келли;
  • Марлен Дитрих;
  • Бинг Кросби.

Выставка была посвящена столетию объединения канадских провинций, и до сих пор радует гостей Монреаля своими экспонатами.

Хабитат 67 одна из самых известных работ израильского архитектора Моше Сафди. Он родился в 1938 г., переехал в Монреаль в 15 лет и закончил местный архитектурный институт. В 1967 г. его дипломная работа была выбрана комиссией для участия в Экспо-67. Благодаря этому мир и увидел Хабитат. После первого успеха Моше Сафди спроектировал еще 28 крупных проектов в США, Канаде и . Сейчас мастер живет в Соединенных Штатах, преподавал в Гарварде, владеет крупным архитектурным бюро, работающим в , и Массачусетсе.

Стиль брутализм

В столь оригинальном стиле построен не только Хабитат 67. Изначально брутализм появился в Великобритании в 50-х гг., там он быстро стал популярным и распространился на все континенты. Здания в этом стиле во Франции строил популярный Корбюзье, а в Канаде его стал «продвигать» Моше Сафди. Однако уже в 70-х гг. популярность стиля стала постепенно сходить на нет, оставив до сегодняшних дней лишь несколько ярких по всему миру.


Как добраться до Хабитат 67 в Монреале?

Расположена в самом сердце Монреаля, в его старом порту на реке Сен-Лоран. Дом построен на мысу, рядом с , напротив острова Нотр-Дам. Добраться сюда можно из любой точки города общественным или автомобилем. Ближайшая остановка находится рядом с мостом Виктории и называется des Moulins Ouest / Pierre-Dupuy. От нее до кондоминиума идти пешком около 10 мин.


Хабитат - это жилой комплекс в канадском городе Монреаль, оставшийся в наследство от Экспо 1967 года. Эта выставка сыграла большую роль в истории города: хлынул поток иммигрантов, которые занялись малым бизнесом и подтолкнули к развитию загибающуюся экономику региона. Выходит что Хабитат это символ возрождения, который актуально смотрелся в 1967, и выглядит актуальным до сих пор.


Моше Сафди (Moshe Safdie), архитектор проекта, настоящий баловень судьбы. Хабитат был его дипломной работой в университете McGill; ее заметили и представили правительству. Правительство выделило деньги на строительство комплекса, который стал одним из самых посещаемых на всей выставке. Так в свои 24 Моше Сафди стал легендой.

Моше за проектированием Хабитата (фото c http://architecturalmodels.tumblr.com/)

Хабитат одновременно и сбывшаяся и несбывшаяся мечта. С одной стороны карьера выпускника Моше взлетела до небес, с другой - он все-таки хотел совсем другую судьбу для Хабитата. Он строил доступное жилье для горожан, а вместо этого получились одни из самых дорогих квартир в городе. В этом месяце мне попалось объявление о продаже в Хабитате мебелерованного пентхауса с двумя спальнями, гостиной, кухней и кабинетом за 2 миллиона канадских долларов. Это около 65 миллионов рублей. Разумеется, в проекте Моше не было квартир такого метража, но сразу после Экспо некоторые смекалистые горожане купили по две-три квартиры рядом и устроили большую перепланировку.

Велодорожка вдоль Хабитата

Из окон Хабитата хороший вид на центр города

Доступность жилья Моше предполагал достичь за счет необычной для того времени системы строительства. На заводе изготавливался стальной каркас, его заливали бетоном, привозили на место и уже потом собирали как конструктор Лего. Все заготовки были одинаковые по размеру и форме, поэтому, как и предполагалось, строительство Хабитата продвигалось быстро и с гораздо меньшими затратами, чем обычно.



фото с http://www.space1999.net/

Посетители Экспо 67 были в восторге. На небольшом пространстве Моше удалось создать 158 квартир по 1-4 небольшие комнаты в зависимости от потребности семьи. К каждой квартире прилагался сад на частной террасе, площадью от 23-х до 90 квадратов. Так Моше реализовал свою идею об экологичности современной урбанистической архитектуры, которой он придерживается всю свою карьеру.


Говорят, что вдохновением для Хабитата послужили Adobe Home, постройки из песка, глины и воды, использующиеся по большей части в Африке и Южной Америке.


фото с travel.nationalgeographic.com/

Сейчас Моше далеко за 70, он по прежнему владеет небольшой квартиркой в Хабитате, хотя и живет в США. Начиная с 1967-го и до сегодняшнего дня Моше и его бюро строят по 2-3 впечатляющих здания каждый год. Большинство из них находится в Канаде, Америке и в Израиле, на его Родине откуда он вместе с родителями иммигрировал в 15 лет. Помимо Хабитата я видела своими глазами только Марина Бей Сандс в Сингапуре, но с удовольствием провела час на его сайте за раглядыванием захватывающих проектов.



фото с http://luoya0204.upr.cn/

В своем интервью Моше сказал: “Мы живем в сложном, угнетающем мире с гигантскими городами и огромным населением. Я вношу свою лепту чтобы сделать его более легким, открытым и спокойным. Я стараюсь сделать здания более гуманными. Страны и конкретные места всегда имеют историю и культуру и мне хочется чтобы мои постройки укоренялись и выглядели как будто всегда были здесь. Это не стилизация или адаптация. Это попытка смешать прошлое и будущее ”. Мне кажется, у него получилось.

Будучи недавно в Монреале, не мог не обратить внимание на странное апокалиптическо-модернисткое сооружение которое выступало странным силуэтом на острове за рекой. Что то от заброшенного города на острове из последнего ДжеймсБонда.

Выяснилось, что это супер модернисткий, но вполне жилой комплекс квартир, под названием «Habitat 67». Построен он был к всемирной выставке которая проходила в 67м году в Монреале под темой «Человек и его мир». Покуда туристы покорной толпой бродят по старому городу, я не откладывая на потом, поехал посмотреть это чудо поближе. Впечатление вблизи коренным образом отличается от режущего глаз муравейника каким он видится издалека.


Вот что мне удалось выяснить. Habitat 77 был дипломным проектом молодого Израильско-Канадского архитектора Моше Сафди. Он был выбран представлять канаду на всемирной выставке 67 года, и имел ошеломляющий успех. Сафди пытался обьединить и адаптировать урбанистическое жилье с преимуществами загородной жизни. Сделать городское жилье интерсным, и при этом доступным. Если с интерсностью у него все получилось — Habitat 67 до сих пор является самым модернистическим проектом городского жилья, то с доступностью вышла неудачка — этот упопающий в зелени комплекс, с рекой по обе стороны, и потрясающими видами, является самым желанным жильем в городе, и идет от $500К за небольшую двух-спальную квартирку.

Инженерные детали весьма впечатляющи: Комплекс состоит из 354 идентичных кубов (скорее прямоугольников), которые были изготовлены на стороне, доставлены на место, и собраны в 12 этажей. Изначально они образовывали 146 квартир, 15 различных моделей, площадью от 600 до 3000 футов2 (60-300 м2). Каждая квартира обязательно имеет вид из окон на 3 стороны, и собсвенную терассу от 200 до 1000 футов2(20-100 м2). При проектировании проекта, и его итераций использовался детский конструктор Lego. Мне кажется что без Lego — этот проект был бы просто невозможен.

Высокие окна от пола до потолка — стандарт

Комплекс обслуживает 6 лифтов, хотя найти их вот так сразу — у непосвященного не получится

От лифтов к квартирам ведут висячие дорожки

Вообще, зайдя во двор здания, несмотря на всю его необычность, возникает ощущение комфорта, спокойствия и умиротворенности. Река с двух сторон способствует полной звукоизоляции комплекса от звуков большого города. При том что до даунтауна — 10 минут на машине/автобусе.

Я прекрасно понимаю тех кто хочет здесь жить. Это самое потрясающее место в Монреале, и один из самых крутых архитерктурных проектов в мире, по моему мнению.

Вид от основния на Монреаль. В 67м это был незапятнанный вид на гору, которая нынче скрыта небоскребами