Вопрос: Человек одержимый своей идеей. Но НЕ: Петр первый Наполеон Гитлер. Ромен Роллан: Жан Кристоф – человек, одержимый идеей…

Кого называют одержимыми людьми? Если мы обратимся к толковому словарю, то получим информацию примерно следующего содержания: это личность, увлеченная своей идеей, мыслью или выполняемой деятельностью. Люди, одержимые чем-либо, часто не замечают происходящих вокруг событий. Все, что не затрагивает их внутреннего мира, бессознательно отделяется или даже отвергается без раздумий. Они целиком и полностью сосредоточены на собственных чувствах и ежечасно готовы совершать новые удивительные открытия. Что отличает этих личностей? Какие качества характера приводят к достижению успеха, помогают не сдаваться, а следовать своей мечте? Попробуем разобраться!

Умение управлять собой

Одержимые люди - это не те, которые обезумели от какой-то мысли и не могут сосредоточиться на происходящем вокруг. Прежде всего, их отличает чрезмерная погруженность в процесс созидания. Так, музыкант может часами трудиться над симфонией, а поэт долгие минуты не сходить с места в ожидании подходящей рифмы. При этом внешние события реальности остаются незамеченными. Людей искусства часто называют одержимыми. Такими они кажутся окружающим - отрешенный от мира взгляд, задумчивое выражение лица, погруженность в вечность. Ошибкой было бы полагать, что творческий человек не способен собрать волю в кулак и действовать целенаправленно. На самом деле увлеченность какой-либо идеей проявляется в умении управлять собственным внутренним состоянием. Эмоции находятся под контролем, потому что мозг полностью сосредоточен на достижении поставленной цели.

Способность управлять собой заключается, прежде всего, в правильной организации пространства для деятельности. Человек, добившийся успеха, с радостью делится с окружающими своими секретами: он по нескольку часов в день полностью сконцентрирован на решении насущной задачи, понимая, что этот необходимый шаг приближает его к общей цели. Люди, одержимые своей мечтой, не боятся решительных действий. Их отличают смелость и энтузиазм. Совершая ошибки, они продолжают идти вперед, зачастую полностью отдавая себе в отчет в том, что с ними происходит. Увлеченный собственной мыслью человек умеет наполняться новыми позитивными мыслями, сосредоточиться на главном и не думать о чем-то второстепенном.

Победа над неудачами

Ошибки случаются у всех. Великие умы человечества утверждали, что нельзя пройти по дороге, чтобы ни разу не споткнуться и не упасть. Только так мы постигаем мудрую науку жизни, учимся делать соответствующие выводы. Умение после свершившейся неудачи встать и найти в себе силы идти дальше олицетворяет собой величайшую силу. Большинство людей слишком легко сдаются, когда сталкиваются даже с незначительными трудностями. Основная масса теряется при любых неоправданных ожиданиях, пасует перед незначительными сложностями и бесконечно сетует на судьбу.

Одержимые люди нередко выглядят безумцами в глазах общества, однако они, как никто другой, остаются верны своему предназначению. Художник или музыкант никогда не отступится от своего призвания, будут терпеть голод и неблагоприятные условия, однако не сломится, не откажется в порыве отчаяния от своего дара. Умение победить неудачи - весьма ценное приобретение. Если вы обладаете таким качеством, то в мире не найдется значимого препятствия, которое могло бы помешать прийти к собственным величайшим открытиям.

Верность своему таланту

Определенные способности имеются у каждого человека. У кого-то с детства получается хорошо рисовать или придумывать захватывающие сюжеты. Другой прекрасно играет на музыкальных инструментах, а третий великолепно танцует. Но не всякий действительно стремится развиваться в выбранном направлении, прилагает значительные усилия для собственного становления. Между тем успех зависит именно от этого фактора - насколько упорно и самозабвенно мы трудимся. Большинство живет просто по инерции, никак не пытаясь развивать свои таланты и растить новые возможности. Такой подход к делу не может не огорчать.

Люди, одержимые своей профессией, как правило, остаются верными ей надолго, всю жизнь. Со стороны может показаться, что их вообще больше ничего не интересует, но на самом деле это не так. Такой человек хочет состояться как личность, максимально развить свою индивидуальность. В большинстве случаев ему удается достичь цели, но только он один знает, какой ценой достается победа, как многим приходится жертвовать во имя будущего успеха.

Самосовершенствование

Одержимые люди не стремятся жить скучной и однообразной жизнью. Для них нет ничего грустнее, что проводить будни однообразно и уныло, не встречать рассвет и не засиживаться за творческой работой допоздна. Подобное времяпрепровождение напоминает каторгу, от которой нет избавления, потому ее хочется максимально избежать. Они стремятся найти для себя новые горизонты, обозначить дополнительные перспективы, отыскать возможности. Без такой внутренней мотивации им становится сложно жить. Их постоянно куда-то влечет и манит - звуки, цвета, запахи кажутся удивительно притягательными! Чем более интеллектуальной является личность, тем сильнее она стремится к саморазвитию. Люди, одержимые своей идеей, как правило, не стоят на одном месте, а во что бы то ни стало хотят развиваться дальше. Совершенствуя свои способности, они на самом деле продвигаются в направлении желаемого успеха.

Самосовершенствование - это серьезная работа над собой, которая заставляет личность все время сомневаться в имеющихся достижениях, анализировать свой жизненный путь в целом и каждый отдельный шаг в частности. Большинство из нас при возникновении неприятностей начинают искать утешения у окружающих. же часто мало кто понимает, поэтому те остаются в одиночестве в самые грустные моменты. Тот, кто сосредоточен на собственной мечте, не отступает перед трудностями, не стремится убежать от сомнений и страха. Когда у человека есть цель, которая ведет его вперед, вся жизнь начинает представляться в ином свете - более светлых и позитивных красках.

Способность испытывать вдохновение

Обладая умением контролировать выполняемую деятельность, люди, одержимые своей целью, действительно испытывают радость от того, чем занимаются. Во все времена такой подход к работе считался величайшей редкостью. За дело они принимаются с чувством любопытства, гордости и сильного интереса. Их день начинается с осознанного намерения что-то сделать, а не просто с хаотичных действий, доведенных до автоматизма. Ни с чем не сравнимое удовольствие возникает в моменты творческого озарения. Они могут часами восторгаться сделанным открытием, точно дети, удивляться всему происходящему на свете. На самом деле, вне зависимости от физического возраста, художники, поэты, музыканты, актеры, ученые всегда остаются молодыми. Юность - это состояние души, а не количество прожитых лет. Каждая победа становится для них величайшим даром, откровением, которому нет названия.

Способность испытывать вдохновение - это прерогатива творческой личности, одержимой воплощением мечты в жизнь. Какими бы серьезными ни были преграды, ничто не сможет негативно повлиять на ее становление. Пожалуй, самым ценным в жизни такого человека является свобода, возможность самому управлять своим временем. Вот почему творческий человек в большей степени испытывает на себе одиночество, чем остальные. Для одаренной личности нет ничего грустнее, чем необходимость подстраиваться под обстоятельства, мнения посторонних людей, ничего не смыслящих в искусстве и науке.

Сила воли

Мало кто из людей может похвастаться тем, что действительно полностью управляет своим временем и держит под контролем дела. Большинство не готовы жить в ожидании чудесных перемен, перестают надеяться на лучшее в результате неблагоприятных событий прошлого. Мы бесконечно жалуемся, ищем виноватых, не замечаем собственных достоинств. Принятие на себя ответственности означает, что человек должен отказаться от всяческих обвинений в адрес кого бы то ни было, смело действовать собственными силами. Сила воли - это то, что отличает одержимых идеей людей. Они обладают уникальной способностью отказывать себе даже в самом необходимом. За счет этого происходит высвобождение времени, которое уверенно употребляется на саморазвитие, обучение, творчество, позволяющее приходить к новым, потрясающим открытиям.

Сила воли помогает не останавливаться на достигнутом результате, а продолжать действовать с прежней настойчивостью. Даже в те моменты, когда опускаются руки, а потихоньку тает, именно данная составляющая способствует тому, чтобы суметь воспрянуть духом. Великие умы человечества отличались тем, что видели перед собой конкретную цель и постепенно двигались к ее достижению. Все талантливые актеры, писатели, художники, музыканты за работой забывали о неприятностях, черпали неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил.

Примеры

Что значит - одержимый человек? Это тот, кто, не жалея себя, идет в направлении задуманного. Часто сильные личности не имеют представления, как достичь всего того, чего они желают, но в итоге события складываются именно так, как необходимо. Развитием цивилизации всегда руководили неординарные натуры, для которых не существовало никаких преград и ограничений. Стремясь выйти за рамки, они вели за собой толпы людей, развивались самостоятельно, часто без какой-либо поддержки со стороны. В истории человечества есть известные люди, одержимые своей идеей. Примеры людей показывают, насколько значимы для них были конкретные принципы и убеждения. Благодаря такой своей верности творчеству и деятельности они достигли оглушительной популярности, стали известными и знаменитыми. Сегодня их имена знает вся страна, а некоторые из них завоевали даже мировую славу. Примеры одержимых людей, которые стали известными благодаря своему дару, будут представлены ниже.

Людвиг ван Бетховен

Его незабываемая музыка и по сей день пронизывает сердца истинных ценителей бессмертной классики! Такие шедевры, как «Симфония №5», «Лунная соната», «К Элизе», известны по всему миру. Бетховен знаменит своими яркими произведениями, неистовым отношением к процессу творчества. В довольно молодом возрасте он стал постепенно терять слух.

Такая беда не остановила композитора - он стал с еще большим вдохновением сочинять глубокую музыку. Утратив слух полностью, он создал наиболее успешные и знаменитые произведения, которые сегодня знает вся планета. Этот человек, испытывая колоссальную внутреннюю боль, продолжил бороться за право заниматься творчеством и доказал самому себе, насколько несокрушимой может быть внутренняя сила зрелой, сильной, самодостаточной личности.

Д. И. Менделеев

Д. И. Менделеев - величайший ученый, который сделал множество открытий. Его заслуги трудно переоценить, как невозможно и приуменьшить. Создание периодической системы элементов принесло ученому большую известность. Долгие годы он подходил к этому открытию.

С особой одержимостью относился к работе, не забывая о ней даже ночью. Именно по этой причине во сне он смог прийти к результату своего многолетнего труда. Д. И. Менделеев внес значительный вклад в химическую науку.

М. В. Ломоносов

Это величайший гений своей эпохи, один из самых выдающихся ученых в мировом масштабе. Ему принадлежат открытия, сделанные в разных областях знаний - математике, физике, географии, медицине, физиологии. По многу часов подряд он занимался изучением основополагающих материалов, бесконечно читал научные и другие книги, подчас жертвуя сном и необходимостью принимать пищу. На такой подвиг способны только люди, одержимые своей идеей. Ломоносов был одним из них.

Леонардо да Винчи

Его шедевры известны по всему миру. «Мона Лиза», «Крещение Христа», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Иоанн Креститель» - и по сей день мы восторгаемся этими гениальными работами, потрясающими наше воображение. Трудно, пожалуй, сказать, что этот человек не умел делать.

Кроме создания живописных картин, Леонардо да Винчи преуспел в том, что занимался предсказаниями, изобрел пулемет, акваланг. Его очень одолевала идея полета. Сам художник весьма сокрушался над тем, что не умеет летать, и выдумывал различные способы воспарения в воздух.

Марина Цветаева

Это знаменитая русская поэтесса, чьи стихи потрясают воображение истинных ценителей подлинной поэзии. Творчество этой личности отличается берущим за душу слогом. Создается впечатление, что Цветаева существовала на грани надежды и отчаяния, как человек, одержимый манией. Ее жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. Судьба на долю поэтессы выпала нелегкая, по этой причине ей долгие годы приходилось бороться, чтобы воспитывать детей, поддерживать супруга. Творческое наследие Марины Цветаевой - это результат ее отношения к жизни.

Она не всегда была принята обществом и оценена по достоинству, много страдала от несправедливого отношения. Примеры одержимых людей показывают ту степень уязвимости и чувствительности, с которой они подходили к миру.

Елена Ксенофонтова

На сегодняшний день эта актриса притягивает к себе тысячи восхищенных взглядов. Елена Ксенофонтова заслуживает всяческого уважения. В ее жизни происходили события, которые многих сломили бы, заставили потерять веру в себя и свои силы. Однако актриса не сломалась, не утратила высокую работоспособность. Эффективность ее работы подтверждается многочисленными ролями в области киноискусства. Прежде чем стать актрисой, Елене Ксенофонтовой прошлось пройти череду тяжелых испытаний: пережить постановление неутешительного диагноза, долго готовиться к рождению детей.

Елена Ксенофонтова притягивает к себе восхищенные взгляды телезрителей еще и потому, что умеет побеждать. Человек, одержимый своей работой настолько, насколько сама актриса отдает себя профессии, всецело сосредоточен на собственных целях. Она не желает сдаваться и любит во всем быть первой, единственной в своем роде.

Таким образом, одержимые люди представляют собой творческих личностей, наделенных какими-либо талантами. Зачастую их способности трудно измерить словами, наградами или достижениями. Мы просто смотрим на их деятельность и восхищаемся всем тем, что предстает перед нашим взором. Эти величайшие творцы как прошлого, так и современности стремятся жить с полной самоотдачей, отдавая миру свои чувства, эмоции, впечатления, заключенные в продуктах созидания.

Случается так, что всего лишь одна мысль может поглотить наш ум полностью, радикально изменить весь наш жизненный уклад и заставить нас строить всю свою жизнь, исходя из ее ценности, которая в какой-то момент становится для нас абсолютной. Когда такое случается, говорят, что человеком овладела сверхценная идея. Но почему это происходит? Что заставляет нас отложить все остальное на задворки нашей системы ценностей и оставить только что-то одно? И так ли это плохо для человека, ведь одержимость какой-то одной идеей концентрирует наши чувства, усилия в одном направлении, а значит позволяет реализовать наше стремление к цели более эффективно? Так ли это?

Что ж, давайте разберемся, что же это такое —Сверхценная Идея.

Сверхценная идея как психическое расстройство.

Понятие «сверхценная идея» впервые появилось в 1892 году в Германии, когда известный психиатр Карл Вернике, занимаясь изучением различных навязчивых состояний у своих пациентов, столкнулся с необходимостью отделить одни состояния от других. Причина была в том, что пациенты, одержимые различными идеями, проявляли эту одержимость по-разному.

Так, один из пациентов Вернике был свято убежден в том, что его супруга постоянно изменяет. При этом его уверенность строилась на убеждениях, которые не поддавались нормальной логике и с точки зрения обычного человека были совершенно нелепы. Например, увидев свет в окне дома напротив, он убеждал себя в том, что это сигнал жене от любовника о встрече. Ее стремление купить себе новое платье неизменно встречало с его стороны сопротивление, поскольку он был совершенно уверен, что на самом деле это делается для любовника, а когда жена приходила усталая с работы, он уверял себя, что усталость вызвана вовсе не работой, а плотскими утехами.

Другая часть пациентов фиксировались на навязчивых идеях по-другому, сохраняя ясное сознание, способность к адекватной оценке ситуации и нормальному логическому мышлению. Идеи таких людей не казались взявшимися из ниоткуда. Наоборот, мысль или идея, долгое время находившаяся на краю их сознания и имеющая вполне нормальное логическое обоснование, в определенный момент становилась чем-то исключительным, невероятным по важности решающим фактором.

Подобную идею всегда сопровождал мощный эмоциональный отклик, и это сочетание часто приводило к тому, что она начинала занимать доминирующую позицию в сознании, а будучи превосходно логически обоснованной и эмоционально значимой, она побуждала человека к очень активной деятельности по ее реализации. Другим важным признаком было гипертрофированное и даже болезненное преувеличение значения реальных фактов, которые стояли в основе первоначального убеждения.

Но самой важной особенностью состояния, которое было определено Вернике как сверхценная идея, был тот факт, что в какой-то момент она начинала занимать в сознании пациента абсолютно доминирующее положение, подчиняя себе его волю, его стремления, а иногда и всю его жизнь, смысл которой в значительной степени был предопределен этим болезненным умственным предпочтением.

Как появляется сверхценная идея.

Вы очень цените свою работу и страшно боитесь увольнения. В какой-то момент к вам приходит понимание (катарсис), что это увольнение непременно должно быть подстроено другими сотрудниками, завидующими вашим успехам. С этих пор ваша жизнь радикально меняется. Отныне вы придаете значение событиям, на которые раньше не обращали внимания: случайный косой взгляд коллеги, разговор ваших друзей во время перекура в стороне от вас, ухмылка начальника, звонок с неизвестного номера телефона — все это становится звеньями одно цепи, направленной на лишение вас должности. При этом основания для ваших подозрений всегда реалистичные, любое из описанных событий чисто гипотетически может быть частью заговора по отношению к вам, ведь известно, что в жизни такое случается. Если все происходит примерно так, то с большой степенью вероятности вами овладела сверхценная идея.

Отличие сверхценной идеи от других одержимостей.

Карл Вернике

На основании наблюдений за своими пациентами Карл Вернике впервые ввел определение сверхценной идеи, выделив ее как отдельное психическое отклонение. Критериями, отдаляющими ее от другого типа одержимости — сверхценного бреда, было то, насколько идея больного и ее предпосылки понятны окружающим, а также, имеется ли возможность у окружающих убедить человека в ложности его идей или нет. Другими словами, если в основе одержимости лежали реальные факты и пациент оперировал привычной большинству людей логикой, то он страдал сверхценной идеей, а не бредом, в основе которого всегда лежали фантастические предположения. Как нетрудно понять, в основе диагноза, отделяющего одно от другого лежали оценочные суждения окружающих, и именно они определяли границы нормы.

Основные идеи Вернике и сегодня лежат в основе диагностики состояний одержимости и, несмотря на то, что далеко не все психиатры их поддерживают, других четких определений, отличающих сверхценный бред от идеи, не существует.

Как отличить сверхценную идею от других одержимостей — таких, как сверхценный бред и навязчивая идея? На сегодняшний день психиатры говорят о четырех основных признаках, по которым это можно сделать.

Первый критерий — абсолютное доминирование идеи в сознании. Неважно, что происходит в мире: революции, землетрясения… Самым важным для вас будет теоретическая измена вашего партнера.

Второй критерий — сверхценная идея имеет для вас огромную эмоциональную значимость. Какую бы форму она ни принимала, она неизменно вызывает у вас сильную и устойчивую эмоциональную реакцию.

Третий критерий — идеи, которые по вашему мнению лежат в основе одержимости, реально присутствуют в вашей жизни или вашем предыдущем опыте, а реальность означает тот факт, что эти предпосылки реальны с точки зрения окружающих. Так, домовой, постоянно мешающий вам заснуть, таковым признаком никак не является и говорит окружающим о том, что ваша одержимость — бред.

Четвертый признак — критичность вашего мышления. Это значит, что если посторонний человек, использовав некие аргументы, способен убедить вас в ложности вашей идеи, то вы страдаете не бредом, а именно сверхценной идеей.

Здесь следует сделать уточнение — последние два критерия являются как раз признаками, отличающими сверхценный бред от просто идеи, хотя с последним согласны не все психиатры.

Признаки состояний одержимости.

Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.

Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности.

Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.

Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.

Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.

Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.

Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.

Сверхценная идея как признак психического расстройства.

В наше время в психиатрии сверхценные идеи рассматривают как признаки целого ряда расстройств психики, при этом для каждого конкретного расстройства характерен свой набор более или менее типичных идей.

В качестве примера можно привестиобсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний и навязчивых действий), когда с помощью компульсивно-ритуальных действий пациент стремится предотвратить какое-либо весьма маловероятное событие (нужно 10 раз помыть руки, чтобы не подхватить заразу).

Дисморфофобия — одержимость незначительными дефектами своего тела (пациент не может перестать думать и беспокоится о небольшой родинке на шее, полагая, что все окружающие обращают внимание только на это).

Ипохондрическое расстройство, заключающееся в непрерывном тревожном поиске у себя симптомов опасных заболеваний (которые всегда находятся).

Фантомная беременность — навязчивое состояние, возникающее у женщин чаще всего на фоне сильного желания забеременеть.

Социофобия — больной исходит из уверенности, что все вокруг обращают внимание только на него и это внимание непременно осуждающее.

Характеры склонные к сверхценным идеям.

Психиатры считают, что есть несколько вполне определенных складов характера (акцентуаций), которые наиболее подвержены навязчивым идеям.

К ним относятся шизоидный и параноидный склады характера. Шизоидным личностям вообще свойственно увлекаться новыми и необычными идеями, и это увлечение порой доходит до психической паталогии. Что же касается параноидального склада, то эти люди, как правило, чрезмерно озабочены различными событиями, которые теоретически могут иметь для них неблагоприятные последствия, на этой почве и развиваются состояния, связанные с навязчивыми фобиями. Конечно, это вовсе не значит, что люди такого типа непременно станут одержимы навязчивыми идеями, данные типы характеров лишь больше других склонны к этому типу психических расстройств.

Нужно ли лечить людей одержимых сверхценной идеей?

Хороший вопрос — нужно ли обязательно лечить человека со сверхценными идеями? И почему мы вообще стараемся лечить психические расстройства, если в большинстве случаев их носители не представляют общественной опасности?

Поводом для того, чтобы лечить человека от психического заболевания, может быть либо его желание, либо очень редкие случаи, когда такие больные представляют реальную опасность для самих себя или для общества. Конечно, подобные симптомы почти всегда представляют определенные неудобства для ближайшего окружения человека, однако это не повод и никогда не должно быть поводом для принятии решения о лечении, если в его основе не лежит желание самого больного.

Приносят ли одержимости вред или пользу?

Когда мы говорим об одержимости идеей, как о болезни, то порой забываем, что под этим флагом люди способны сделать и немало хорошего. Так, если мы обратимся к истории науки, то редкие большие открытия обошлись без элементов одержимости. То же самое можно сказать и про многие гениальные произведения искусства и литературы, географические открытия, изобретения, духовные озарения.

Однако история знает и немало случаев, когда во имя таких идей творились преступления, сегодня можно вспомнить про радикальные религиозные направления, политические партии крайнего толка, массовые проявления истерии, которые почти всегда основаны на таких идеях (вспомним гитлеровскую Германию, сталинскую Россию или движение хунвэйбинов в Китае).

Конечно, как и почти любая другая вещь в этом мире, сверхценная идея не может рассматриваться в какой то одной однозначной плоскости, однако вопрос о том приносит ли она вред или благо очевидно стоит рассматривать с двух точек зрения — с точки зрения самого человека (страдает ли он от своей одержимости или для него это подарок судьбы) и с точки зрения общества (полезно это или вредно для окружающих).

Сверхценные идеи – это довольно характерное явление для человеческого общества, и они определенно играют важную роль в культуре и истории. Что касается взгляда на это явление, как на болезненные проявления психики, то следует всегда помнить о двух вещах:

— понятие психологической нормы всегда было и будет социально субъективно, точно так же и критерии психологических отклонений всегда будут отличаться довольно размытыми границами. Это значит, что определить, в какой момент заканчивается «норма» и начинается заболевание, всегда будет непросто. И реальность сегодня такова, что зачастую критерии оценки психологических отклонений определяют не только врачи психиатры, но и господствующие в данном обществе социальные стереотипы.

— границы самого заболевания должны определяться врачами психиатрами, а решение о лечении заболевания должен принимать только сам пациент – конечно, при условии, что он не представляет опасности для себя или окружающих.

На сегодняшний день не существует определенного метода лечения навязчивых состояний, и методы воздействия на пациентов выбираются, исходя из типа и степени расстройства. Это может быть психотерапия, а в особенно ярко выраженных случаях применяются антидепрессанты и антипсихотики.

Древнегреческий математик, физик, изобретатель и инженер-самоучка из Сиракуз сделал массу открытий в геометрии и гидростатике. За отсутствием во времена Архимеда желтой прессы и журнала «Популярная механика» про него не писали статьи, а слагали легенды, с переменным успехом причисляя то к богам, то к сумасшедшим. Его современников можно понять. Мужчина, который с помощью солнечных зайчиков воспламеняет вражеские корабли, открывает закон объема, лежа в ванной, и голым бегает по улице с криком «Эврика!», наводит на мысли о состоянии психического здоровья. В то время как другие сходили с ума по женщинам в тогах, войнушкам и Олимпийским играм, Архимед фанател от математики, забывая про еду и сон из-за уравнений. Одной из одержимостей грека было число пи (если назовешь первые двадцать цифр после 3,14, можешь считать себя гением и перестать здороваться с глупцами). Он был настолько увлечен расчетами формулы на песке, что не заметил, как римские солдаты взяли его родной город Сиракузы. Когда легионер подошел к нему и наступил на чертеж, Архимед закричал: «Не трогай моих кругов!» В ответ на это враг заколол его мечом.



Достаточно вспомнить тот факт, что Ньютону на голову упало яблоко, чтобы начать сомневаться в адекватности гения и понять тех людей, которые при жизни считали его одержимым. Человека было опасно звать в гости: он тут же начинал разбирать вокруг себя мебель, сверлить дырки в стене, чтобы понаблюдать за лучами солнца, и рассматривал под лупой хозяйский обед и передник жены. Неудивительно, что друзей у него было немного. В 1665 году в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и Ньютон решил укрыться от нее в родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрел стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов» (видимо, вполне заурядное хобби). Вооружившись ломом и стеклянной призмой, он проделал дыру в ставне темной комнаты и первым в истории получил изображение в виде полоски семи чередующихся цветов - радугу. Опустим историю о том, что позднее он хотел наложить на свет музыку, и просто поаплодируем одержимости.



Человек, чье имя стало синонимом рок-музыки. И этот титул звучит покруче президентского. В 2009 году журнал Time назвал Хендрикса величайшим гитаристом всех времен: на музыкальном олимпе у него не меньше заслуг, чем у Моцарта. В 15 лет, после смерти матери, Джими купил себе первую акустическую гитару и перестроил ее под левую руку, так как был левшой. Он не знал нотной грамоты и подбирал мелодии на слух, но именно в этого развязного самоучку вселился «бес струн», и его больше нельзя было остановить. Гитара и женщины (именно такая последовательность) - единственное, что волновало Джими. И если вторыми он время от времени наслаждался без разбора, первой доставалась самая дикая страсть: он играл на гитаре зубами и локтями, забрасывал ее за спину и даже не раз поджигал во время выступления. Несмотря на вакханалию, которую одержимый рокер творил на сцене, именно его называют первым музыкантом в истории, «открывшим феномен электрогитары как самостоятельного инструмента». Мастерски исполнять рок-баллады он умел даже на расстроенных моделях, постоянно экспериментируя со звуком.



Основоположник современной космонавтики, гений аэродинамики и ракетостроения и один из самых продвинутых и крутых ученых своего времени был абсолютно глухим. В десять лет, будучи обычным сельским пацаном, Костя переболел скарлатиной и почти полностью потерял слух. Когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая. Как писал сам Циолковский, в этот момент он почувствовал «проблески серьезного умственного сознания», начал самостоятельно учиться и растить в себе гения. Переехав в Москву, он еле сводил концы с концами: «Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал трубки, ртуть, серную кислоту и химические реактивы для опытов». (Ты еще жалуешься на кризис, мизерную зарплату и старый «бумер»?) Даже жену Циолковский выбирал из практических соображений: «Чуть старше шестнадцати лет, и лишь бы не мешала работать». О свадьбе вспоминал радужно: «В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Напился только венчавший поп». Единственное, от чего фанател ученый, так это от космоса. Он грезил полетами на звездолетах к далеким планетам, расселением человечества в Солнечной системе и превращением людей в разумные «животно-растения». Одним словом, Рэй Брэдбери и Джордж Лукас отдыхают!



Пока ты собираешься с духом, чтобы вкрутить лампочку, вспоминаешь «Отче наш», когда на горизонте шарашат молнии, и с видом доки поднимаешь рычажок на пробках типа «автомат» - ученые вроде Николы Теслы вставляют пальцы в розетку. Живи Тесла в наше время, эксцентричные выходки миллионера, живущего на Манхэттене, не сходили бы с первых полос передовиц. «Мистер Мозг», как называли его друзья, слыл настоящим фриком: больше всего на свете он боялся микробов (поэтому всегда ходил в белоснежных перчатках), был одержим личной гигиеной, ненавидел жемчуг (мог попросить выйти из комнаты женщину, которая имела неосторожность надеть подобное ожерелье) и спал только два часа в сутки (все остальное время занимали опыты с молниями и током).



Еще один гений-самоучка с обостренным чувством прекрасного и травмированной психикой. Художник родился через год после того, как на свет появился и почти сразу умер его брат, которого изначально и назвали Винсентом. «Добрые родители» каждую неделю водили Винсента второго на кладбище - к надгробной плите с его собственным именем! Исследователи жизни Ван Гога считают этот факт одной из главных причин проявления в будущем безумия. Всего за семь одержимых живописью лет он создал около тысячи рисунков и почти столько же картин, обожал рисовать ночью при свете свечи, сходил с ума по желтому цвету и соломенной шляпе, был большим оригиналом по части подарков (отрезал мочку уха в качестве презента любимой проститутке) и в порыве безумия пару раз съедал самое дорогое - все свои краски.



Любите ли вы животных так, как любил их Дарвин? Ученый, помешанный на поисках механизма эволюции, не обделил трепетным вниманием ни одну тварь дрожащую и с одинаковым обожанием относился к повадкам «мимимими котиков» и червяков. За последними Дарвин следил особенно тщательно, пытаясь выяснить, какие чувства «дождевые» сохранили в процессе эволюции. Он играл на рояле, чтобы выяснить, есть ли у них слух; брызгал духами, чтобы проверить обоняние; демонстративно жевал табак, чтобы уловить искорки червивого сознания. Ничего! Червяки оставались глухи, немы, слепы и непреклонны. Единственное, что обнаружил ученый, - признаки социальности: «подопечные» частенько ложились рядом друг с другом.



Одно имя Эдгара По наводит на нас благоговейный трепет, а перед глазами тут же пролетают ворон, маятник, толпа голов и все ужасы школьной программы по литературе… Кажется, что на этом месте ты должен проснуться в холодном поту, как вдруг понимаешь, что давно не спишь. А-а-а-а! Основоположник жанра детектива и прародитель научной фантастики - самая мрачная душа в мировой литературе. Трагические события и неудачи рифмуются в его биографии, как строчки из «Мореллы», «Лигейи» и «Падения дома Ашеров»: богатство и нищета, любовь и смерть, семейный особняк и ночлежки, баснословные заработки и кончина в канаве. Даже в самые счастливые моменты По никогда не писал «светлой» прозы и был насквозь пропитан человеческими страданиями, конфликтами, бреднями и муками. Он обожал ставить психологические опыты над собой и другими и истязать душу. Кажется, что, открывая любое его произведение, мы до сих пор чувствуем себя частью этого эксперимента длиной в жизнь.



Сложнее сказать, кем этот гений не был и что он не изобрел. Пулемет? Он! Акваланг? Тоже он! Автомобиль? Точно не он! Нет, он! А еще танк и золотое сечение. Всю свою жизнь да Винчи сокрушался, что у него нет крыльев, и был буквально одержим идеей полета, причем настолько, что не мог уснуть по нескольку суток, пока ему на ум ни приходило новое воздушное изобретение. Например, средневековый вертолет изо льна, пропитанного крахмалом, который приводили в движение четыре человека и пружина. Или крыло летучей мыши, оказавшееся прототипом дельтаплана; воздушный корабль - прообраз дирижабля. Или как тебе такое пророчество во славу парашютистов: «Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела»?



За этой модной нынче бородой и соболиными бровями скрывается самая культовая фигура 1990-х. Величайший математик-бессребреник - единственный российский академик, который входит в десятку ныне живущих мировых гениев. Исследование гипотезы Пуанкаре, над которой бились все ученые мира, он провел на свои скромные средства, а впоследствии наотрез отказался от многомиллионных грантов за разгадку формулы вечности. Позднее ученый абсолютно искренне и самоуверенно признавался (и это одно из самых крутых высказываний, которые мы когда-либо слышали): «Я знаю, как управлять Вселенной… Зачем же мне бежать за миллионом?»



«Великая битва за динозавров». Название на заметку Спилбергу в качестве сиквела очередного «Парка юрского периода» или братьям Запашным для новой программы. В реальности за блокбастерским именем скрывается война двух великих палеонтологов: Эдварда Копа (из Академии естественных наук в Филадельфии) и Отниела Чарлза Марша (из Йельского университета). Кто бы мог подумать, что дотошные любители старины, профессора и интеллектуалы устроят настоящую «костяную войну», полную интриг и заговоров, покруче, чем в фильмах Финчера. Одержимые динозаврами палеонтологи с 1877-го по 1892-й конкурировали друг с другом в поиске ископаемых, прибегая для этого к взяточничеству, кражам и даже уничтожению ценных костей, лишь бы те не достались конкуренту. В попытке достичь палеонтологического превосходства некогда состоятельные «охотники» обанкротились в пух и прах, но нездоровый азарт и одержимость принесли свои плоды: Коп и Марш открыли не менее 142 новых видов динозавров.



Одержимый художник, писатель и ученый, который в укромной каморке возомнил себя богом на земле (звучит грозный смех), - образ, на который не раз покушались в кино и литературе. Главное действующее лицо фантастического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» затесалось в эту нескромную компанию реальных гениев неслучайно. Вряд ли в истории можно вспомнить более сумасшедшего и талантливого естествоиспытателя, который решил излечить мир от его главной «болезни» - смерти. Для тех, кто в танке: Франкенштейн - не имя монстра, собранного, как лоскутное одеяло, из фрагментов тел, а фамилия его творца. Старая экранизация ленты про одержимого социопата с амбициями уже порядком набила оскомину, но тут подоспел новый триллер - «Виктор Франкенштейн». Одним театром ужасов создатели не ограничились. (Спойлер! Монстр в картине далеко не один.) Под покровом ночи в черном-черном городе поднимают куда более фундаментальные вопросы: кто мы вообще такие? Откуда мы пришли? Куда идем, когда умираем? Можно ли предотвратить или обратить вспять смерть? К слову, отличная возможность сходить в кино (с 26 ноября) вместе с лучшим другом. Главным «сообщником» Франкенштейна становится его друг и помощник Игорь, который не только поддерживает ученого, но и, когда нужно, вставляет ему мозги на место.

К сожалению, может иметь не только приятные, но и неприятные последствия. Но если знать, как вовремя и правильно расставить акценты, можно достичь позитивного результата. Как это сделать, как заставить одержимости идеей работать на вас? Об этом наш следующий материал.

Головой командующие

На самом деле идея-фикс – медицинский термин , которым обозначают психическое расстройство, связанное с одержимостью идеей. Человек полностью отдается на осуществление своей мечты, забывая обо всем вокруг. Иногда это приводит к удивительным открытиям в смежных областях. Так, одержимость идеей найти средство от глухоты, помогло Беллу изобрести телефон. С другой стороны, идея-фикс может привести к плачевным последствиям. Ужасам Второй мировой войны мы благодарны Гитлеру, у которого была одержимость идеей мирового господства по расовому признаку.

Отрицание реальности

Идея-фикс способна исказить реальность. Известны случаи, когда люди настолько пытались выдать желаемое за действительное, что физически ощущали признаки реализации своей идеи. Например, известны случаи ощущения женщинами беременности, когда ее фактически не было.

Сегодня идея-фикс легко внедряется через средства массовой информации, которые умело управляют эмоциями читателей и зрителей. Информация обычно подается через авторитетных лиц или простых, но крайне искренних людей. Стоит вспомнить одно только отчаянное желание женщин похудеть, которых некоторым навсегда подорвало здоровье, а отдельных даже лишило жизни. У мужчин тоже есть типичная разрушительная идея-фикс, которая приводит к плачевным результатам. Например, желание иметь безумно огромные мышцы толкает их на бездумный прием стероидов. В результате они непоправимо разрушают свое тело.

Сторона успеха

Однако идея-фикс может давать и позитивные последствия. Яркой иллюстрацией является пример английского поэта Уильяма Батлера Йетса, который за свою поэзию был удостоен Нобелевской премии. Вдохновением поэта более пятидесяти лет была английская революционерка Мод Гонн. Он неоднократно признавался ей в любви и звал замуж, но постоянно получал отказ. И даже решение жениться на ее дочери тоже не было воспринято. Эта идея-фикс фактически разрушила личную жизнь поэта, но дала ему прожить яркую творческую жизнь.

Англичанина, астронома Уильяма Гершеля-старшего сестра кормила с рук, потому что он не желал отвлекаться от своих исследований на такую банальность, как прием пищи. Зато исследования явили миру такие открытия, как двойные звезды, планета Уран, инфракрасные лучи.

Успешные люди рекомендуют не отказываться от идеи-фикс, так как именно она приведет вас к успеху. Если вы постоянно думаете о то, что вас увлекает, вы наполняетесь творческой энергией. Далее вы эту энергию направляете на реализацию своей идеи, что дает плодотворные результаты. Это снова наполняет вас радостью достижения цели, снова наполняя энергией. Правда, в некоторых случаях люди настолько одержимы, что забывают даже о своем здоровье.

Очень важно соблюсти этот баланс, когда одержимость идеей (идея-фикс) из созидательной плоскости переходит в деструктивную, и вовремя удержаться на плаву.

«Одновременно рушились противоречия, среди которых, не желая в этом сознаться, уже давно бился Кристоф. Ибо, несмотря на то, что он был подлинным художником, он все же часто примешивал к искусству задачи, ему чуждые; он приписывал ему некую социальную миссию. И не замечал, что в нём самом было два человека: художник, который творит, не заботясь ни о каких моральных выводах, и человек действия, рассуждающий и стремящийся сделать свое искусство высокоморальным и общественным. Подчас они ставили друг друга в весьма затруднительное положение. Теперь, когда любая творческая мысль со своим органически присущим ей законом представлялась ему высшей реальностью, он был вырван из рабства практического разума. Разумеется, он, как и прежде, презирал вялую безнравственность своего времени; разумеется, он продолжал думать, что нездоровое, развращённое искусство есть низшая ступень искусства, ибо оно представляет собою болезнь, гриб, растущий на гнилом стволе, но если искусство ради забавы есть проституируемое искусство, то Кристоф всё же не противопоставлял ему пошлого утилитаризма искусства ради морали, этого бескрылого Пегаса , впряжённого в плуг. Высшее искусство, единственно заслуживающее этого имени, стоит над законами и требованиями дня: оно - словно комета, брошенная в беспредельность. Полезна ли эта сила, или кажется нам бесполезной и даже опасной с практической точки зрения, но она - сила, она - пламень, она - молния, брызнувшая с неба; и тем самым она священна, тем самым она благодатна. Блага её случайно могут принести пользу, но истинная ее божественная благодать принадлежит, как и вера, к явлениям сверхъестественным. Она подобна солнцу, от которого произошла. Солнце ни нравственно, ни безнравственно. Оно - начало всего сущего. Оно побеждает тьму вселенной. Таково и искусство.

Отдавшись во власть искусства, Кристоф с изумлением заметил, как возникают в нем неведомые силы, о которых он раньше не подозревал: нечто совсем иное, чем его страсти, его печали, сознательная его душа, - новая незнакомая душа, равнодушная ко всему, что он любил и чем болел, ко всей его жизни, душа радостная, взбалмошная, дикая, непостижимая... Она взнуздала его, ударами шпор раздирала ему бока. И в редкие минуты, когда ему удавалось вздохнуть свободно, он спрашивал себя, перечитывая только что написанное: «Как могло это, вот это, возникнуть во мне?»

Он был одержим умственной лихорадкой, знакомой каждому гению, чужой волей, не зависимой от его воли, «той неизъяснимой загадкой мира и жизни», которую Гёте называл «чертовщиной», и хотя был всегда вооружен против неё, однако нередко ей подчинялся.

И Кристоф всё писал и писал. Целыми днями, неделями. Бывают периоды, когда оплодотворённый дух может питаться исключительно собою и продолжает творить почти беспредельно. Достаточно легкого прикосновения цветочной пыльцы, занесённой ветром, чтобы взошли и расцвели внутренние всходы, мириады всходов. Кристофу не хватало времени думать, не хватало времени жить. На развалинах жизни царила творческая душа».

Ромен Роллан, Жан-Кристоф / Собрание сочинений в 14-ти томах, Том 6, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с. 186-188.