Уровень развития России в начале XX века. История возникновения монополий в россии

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - “Продамет", “Продуголь", “Продвагон", “Кровля", “Медь”, “Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г. г) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово", “Россуд-Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г. г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etc исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль, путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста России:

РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком" (услуги междугородной и международной электрической связи).

Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;

2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация", включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика", фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции" и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС", Газпром и МПС. Общая концепция реформ - отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС": развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа.1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний.2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Что такое монополия и ее предыстория

Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии , как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.

Определение 1

Монополизация представляла собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.

Лучшее время для монополий России

Итак, к концу 19 века рост числа частных производителей, что особенно касается мануфактурных предприятий и фабрик резко увеличился. Это было связано с реформами экономического плана, которые провел Александр II. Появилось большое количество акционерных обществ, их численность увеличилась почти вдвое. В основном это были предприятия железнодорожного транспорта, банки, промышленные предприятия и т.д.

Факторы монополизации российской промышленности

К 1900 году число акционерных обществ стало еще больше, этому способствовали различные факторы:

  • Резкий скачок в увеличении количества крупных предприятий, ориентированных на промышленное производство;
  • Увеличение компаний на рынке, которые занимались не промышленными сферами производства, но тем самым увеличивали концентрацию естественной монополии.

Замечание 1

Немалую роль на монополизацию в те времена оказал иностранный капитал. Именно он повлиял на конкуренцию, принес также совершенно новые виды и формы организации и управления промышленными предприятиями.

Начало 20 века и монополия

Переход страны к капитализму в начале 20 века сформировал характер монополизации в те времена. Монополию можно было охарактеризовать как абсолютную, особенно это касалось водного транспорта, железнодорожного транспорта, банки и т.д. Государство имело абсолютный контроль над промышленными отраслевыми предприятиями (нефтегазовыми, машиностроение, сахарная промышленность, транспорт и т.д.), что наложило свой специфический характер их деятельности.

Изменения в монополизации произошли в самом начале 20 века, в период кризиса в 1900-1903 годах, монополия еще более усилилась, стали появляться такие объединения как синдикаты и картели. Особенность таких организаций была в характере сбыта продукции: квота на сбыт, регламентирование ценообразования, распределение товара и т.д.

В эти времена еще в законодательстве не было запретов на организацию антимонопольных объединений, поэтому многие крупные предприятия создавали коалиции и сообщества, действуя негласно и даже в некоторых случаях при поддержке правительства.

В период с 1910 – 1914 года, монополистическая ситуация на рынке только усиливалась, рост числа синдикатов и картелей значительно увеличился. Особенно наблюдался скачек числа банковских образований, создавались банковские монополии.

В связи с возникшей ситуацией стали создаваться еще большие монополистические структуры, которые носили уже глобальный характер – трасты и концерны. Также в эти времена надо отметить нестабильность монополии во всех отраслях, так, в машиностроении, нефти и газодобыче монополия была сильная, то в легкой промышленности монополия была куда слабее.

Во времена 1914 – 1917 годов монополия на рынке стала еще сильнее, это связано с военными действиями и для выживания предприятий они объединялись в еще более крупные. Правда некоторые компании не выжили, зато, концерны военного промышленного назначения, наоборот, стали еще сильнее и мощнее.

Монополии существуют и в условиях современного рынка, единственное, то на сегодняшний день законодательство контролирует и регулирует монополистическую деятельность в значительной мере, даже созданы антимонопольные меры.


В последней трети XIX в. в ведущих странах Европы и Северной Америки начинается процесс монополизации производства.

Монополии – возникли с начала 1870–1880-х гг. в Европе и Северной Америке на базе концентрации и централизации производства и капитала в промышленной и банковских сферах.

К концу XIX – началу XX в. промышленные монополии контролировали значительную часть производства, сбыта товаров и услуг и диктовали потребителю монопольные цены. Монополии банковские извлекали высокие прибыли, господствуя в банковской сфере. С появлением в начале XX в. феномена государственно-монополистического капитализма, объединения промышленников и банковского капитала лоббировались во властных структурах, активно развивалось и государственное предпринимательство.

Образование монополий явилось проявлением в мировом масштабе новой формы организации промышленности – акционирования. Оно было невозможным без массового учредительства банков, акционерных обществ, страховых компаний и выпуска ценных бумаг. Образование в России, как и в других крупных странах, акционерных компаний в виде фирм и корпораций явилось начальным этапом в монополизации производства и капитала.

Если до 1861 г. действовало 78 акционерных компаний с капиталом в 72 млн. руб., то в начале 1870-х гг. функционировало уже 357 таких компаний с капиталом 1116 млн. руб. Из них 73 были акционерными банками; 53 – железнодорожными обществами; 15 – пароходными обществами; 14 – семейными торговыми домами. В первые 20 лет после 1861 г. 14% их капиталов было вложено в промышленность и 60% – в железнодорожное строительство.

Одновременно в 1864–1873 гг. было учреждено почти 40 акционерных банков. Многие из них в те годы занимались земельным кредитом.

Образование акционерных пароходных и железнодорожных обществ, акционерных банков содействовало развитию в стране рыночной экономики свободной конкуренции.

Как отмечает П. И. Лященко, не все эти образования и общества дожили до 1880–1890-х гг. В те годы в мире начинается новая учредительская "горячка": создание монополистических объединений четырех типов: картелей, синдикатов, трестов и концернов. Но в России, запоздало вступившей на путь либеральных преобразований в экономике, не был накоплен опыт перехода к образованию сразу в промышленности картелей и синдикатов. По свидетельству Т. М. Тимошиной, первое в России монополистическое объединение было создано в 1875 г. в страховом деле: "Конвенция общего тарифа". Оно начало диктовать свои условия на рынке страховых обществ.

Переход к созданию монополистических объединений в России не был связан с мировым экономическим кризисом 1870-х гг. В стране только еще складывалась рыночная экономика, она не была интегрирована в мировую. Не проявились отчетливо в национальной экономике и другие экономические кризисы, в том числе начала XX в.

Но общемировые процессы в создании монополий, мирохозяйственные связи способствовали появлению первых монополий и в России. В этом были заинтересованы слои предпринимателей (капиталистов). На основе имеющихся источников трудно разделить хронологически два взаимосвязанных процесса: формирование рыночной экономики свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Во многом это объясняется незрелостью рыночных отношений в стране в связи с запоздалым проведением Крестьянской реформы и промышленной революции. В результате два этапа рыночной экономики в России развивались почти одновременно. Пока в начале 1880-х гг. не завершилась промышленная революция, не могли и образоваться картели в европейском варианте, они приняли форму "союзов" и "обществ".

В 1882 г. пять заводов объединились и образовали "Союз рельсовых фабрикантов". Он контролировал большинство заказов на изготовление рельсов для железных дорог страны. Следующим шагом было объединение предприятий по изготовлению креплений к рельсам (1884 г.), по строительству железнодорожных мостов (1887 г.), по производству оборудования для железных дорог (1889 г.). Это подтверждает известную схему развития российской промышленности – индустриализация в стране началась в транспортном машиностроении, и предприятия этой отрасли более других были подготовлены к монополизации. "Союз рельсовых фабрикантов" образовался сроком на пять лет. Это было обычной практикой для первых объединений: договор между предприятиями заключался сроком на 3–5 лет, по прошествии этого периода объединения распадались. Их договоры предусматривали для предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, распределение заказов по видам согласно принятым Советом объединений квотам.

Похожие объединения тогда создавались и в отраслях легкой промышленности: свеклосахарной и текстильной; в добывающей отрасли – нефтяной. "Союзы" эти были российским вариантом картелей и в своих соглашениях регулировали: а) объемы производства; б) условия сбыта продукции; в) условия найма рабочих. В соответствии со сложившейся мировой практикой предприятия, которые объединялись в картели и синдикаты, сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Эту группу монополий еще называют объединениями со снабженческо-сбытовыми функциями.

Иностранный капитал в 1880-е гг. принимал участие в создании ряда картелей и синдикатов. Германский капитал участвовал в становлении картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886 г.). В нефтяной промышленности возник синдикат с участием капиталов братьев Нобель и компании Ротшильда.

Предпринимательство стало проявляться и в среде крупных землевладельцев на юге страны. В 1887 г. было создано монополистическое объединение в сахарной промышленности. В 1897 г. образовалось "Общество сахарозаводчиков", объединив 206 из 226 существовавших предприятий этой отрасли.

Следующий этап монополизации в стране проходил в условиях бурного экономического подъема 1893–1899 гг., особенно в отраслях тяжелой промышленности. Если с 1875 до конца 80-х гг. XIX в. создавались в основном союзы – картели как монополистические объединения, то в 90-е гг. организуются синдикаты.

Однако синдикаты по форме организации и направлениям деятельности по-прежнему напоминали союзы монополистов 70-х гг. XIX в. – занимались сбытом продукции по монопольным ценам. Синдицирование, в отличие от западноевропейских и североамериканских объединений, касалось не всей номенклатуры изделий, а только тех из них, которые обеспечивали наиболее высокую сверхприбыль. Они по сути оставались акционерными обществами по ведению сбытовых операций на комиссионных началах.

Крупнейший синдикат "Продамет" или "Общество для продажи изделий русских металлургических заводов" был основан в 1902 г. Синдикат занимался реализацией важнейших видов продукции металлургических предприятий. Контролируя одну пятую часть крупнейших заводов страны, они реализовали в 1910 г. около 80% продукции страны. К этому времени деятельность "Продамета" курировал крупнейший промышленник и банкир России Алексей Иванович Путилов (1866–1925 г.). Вначале синдикат объединил четырнадцать предприятий и продавал листовое и широкополосное железо, затем расширился ассортимент изделий проката, которые были пущены в оборот. Позже в объединение входило уже 30 заводов, и в руках "Продамета" оказалось 90% металлургического производства Юга страны.

Главным делом жизни А. И. Путилова был Русско-Азиатский банк, проводивший активную инвестиционную политику по отношению к тяжелой промышленности. А. И. Путилов использовал новую форму финансовой организации в виде холдингов. Под эгидой Русско-Азиатского банка он создал мощную финансово-промышленную группу, ядро которой составило "Общество Путиловских заводов". Накануне 1914 г. этот банк занял доминирующие позиции в машиностроении и металлообработке, добыче и переработке нефти, в табачной и масложировой промышленности. Всего Русско-Азиатский банк установил контроль над 160 компаниями, поэтому его по праву можно назвать не только крупнейшим в России, но одним из крупных в начале XX в. в мире.

Одновременно с "Продаметом" возник синдикат "Трубопродажа", он объединил все предприятия трубопрокатного производства. Проволочные и гвоздильные предприятия попали в 1904 г. под контроль синдиката "Гвоздь" и пришедшего к нему на смену в 1908 г. синдиката "Проволока".

Монополистическое объединение возникло и в цветной металлургии под названием "Медь" (1907 г.), но его деятельность контролировал германский капитал. Ряд немецких фирм получили от правительства России монопольное право на продажу меди, поэтому меднопрокатные заводы синдиката "Медь" не были самостоятельными в продаже изделий из меди.

75% добычи угля в Донбассе с 1904 г. контролировал синдикат "Продуголь" ("Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна"). Он сумел подчинить себе угольные синдикаты не только Урало-Сибирской зоны, но и Польши.

Синдикат "Продаруд" объединил в 1907 г. самые крупные предприятия Донбасса и Криворожского бассейна.

Монополизацию в транспортном машиностроении возглавили два синдиката: "Продвагон" (1904 г.) и "Союз паровозостроительных заводов" (1906 г.). "Продвагон" контролировал около 90% заказов на железнодорожные вагоны. Еще раньше, в 1901 г., появился крупный синдикат "Продпаровоз", который внес свой вклад в реализацию продукции паровозостроительных предприятий.

Монополизировались предприятия отраслей недавно возникших, но перспективных, типа цементной и резиновой. 90% производства цемента контролировало с 1904 г. "Русское товарищество торговли цементом", а все предприятия по изготовлению резиновых изделий объединил синдикат "Треугольник" (1907 г.).

Отставали в этом процессе фабрики в текстильной отрасли. Монополии и там создавались, но они не преобладали в отрасли, как, например, синдикат "Кноппа" в хлопчатобумажном производстве.

Активнее проходила монополизация на предприятиях пищевой промышленности. Здесь образовались: синдикат "Дрожжи", "Общество сахарозаводчиков".

Пароходное общество "Океан" организовало продажу соли. Накануне Первой мировой войны при участии Русско-Азиатского банка под руководством А. И. Путилова был основан "Табачный трест", который сосредоточил контроль над 80% капиталов отрасли.

Грузопотоки на морских и речных транспортных артериях монополизировали двадцать объединений. Наибольшую известность на Азовском и Черном морях приобрело Русское общество пароходства и торговли ("Ропит").

Менее изученным в отечественной литературе является вопрос об образовании в России монополий высшего типа – трестов и концернов. Если П. И. Лященко в 40-е гг. XX в. писал о создании в стране в основном синдикатов в дооктябрьский период и "синдицировании" промышленности, то в последней трети XX в. опубликованы материалы об образовании трестов и концернов в годы Первой мировой войны. А коллектив авторов под руководством академика В. А. Федорова вслед за отечественным историком К. Н. Тарновским считают, что характерной чертой предвоенных лет стало появление в России 1909–1913 гг. трестов и концернов. Причем образовывались в те годы монополии, предприятия которых осуществляли добычу сырья, производство продукции и ее сбыт. В России получили распространение тресты, возникшие не путем слияния отдельных предприятий в одно, а объединения на основе общего финансирования входящих в них предприятий, при сохранении формальной их самостоятельности, что также свидетельствовало о незрелости рыночной экономики в стране.

Накануне и в годы Первой мировой войны начали создаваться и концерны. Образование трестов наблюдалось в самых молодых отраслях – нефтедобыче и нефтепереработке. Еще в конце XIX в. там действовало товарищество "Братья Нобель", которое занималось добычей нефти, ее переработкой, транспортировкой и продажей нефтепродуктов. Перечень операций, проводимых товариществом, свидетельствует, что по сути это был первый в России трест. В 1905 г. он объединился с обществом "Мазут", и сообща они монополизировали 77% торговли нефтепродуктами, в том числе и на мировом рынке. В конкуренцию с ними вступила "Русская генеральная нефтяная корпорация", созданная при непосредственном участии Русско-Азиатского банка и Международного коммерческого банка с правлением в Лондоне. До августа 1914 г. им удалось охватить добычу лишь 27% нефти в России.

Коммерческие интересы фирмы "Братья Нобель" совпали с интересами изобретателя дизельных моторов Р. Дизеля. Он был в курсе, что "Братья Нобель" в конце XIX в. располагали значительным капиталом и занимались не только добычей нефти, но и переработкой и сбытом керосина и мазута.

Эта фирма была не только заинтересована в прорыве на европейский рынок, она налаживала в России производство дизелей на входившем в их объединение машиностроительном заводе "Людвиг Нобель" в Петербурге.

Р. Дизель не смог организовать в Германии широкого производства двигателей внутреннего сгорания, так как эта страна не обладала собственными запасами нефти. Поэтому изобретатель и начинающий предприниматель договорился в феврале 1898 г. в Берлине с фирмой "Братья Нобель" о создании общества "Русский дизель" в Нюрнберге. Производственные мощности завода "Людвиг Нобель" были небольшими, и за 1900–1913 гг. предприятие выпустило лишь около 600 дизелей. Имея патент на производство дизелей по соглашению с Р. Дизелем, "Братья Нобель" продали лицензию на дизелестроение в 1903 г. Коломенскому машиностроительному заводу, в 1907 г. – Рижскому чугунолитейному и машиностроительному заводу, в 1909 г. – Николаевскому судостроительному, в 1911 г. – обществу Сормовских заводов. Велись переговоры о создании треста для поставок казне дизель-моторов.

Но в целом план Нобеля и Дизеля по завоеванию господства в мировой энергетике в производстве и продаже дизельных моторов оказался нереализованным. Р. Дизель не был опытным предпринимателем, вскоре разорился и погиб, а у Нобелей были иные интересы – добыча нефти, переработка и продажа нефтепродуктов.

Кроме Нобелей, крупнейшими монополистами в нефтяном деле были в России Мантышев и Лианозов. Известен также угольный "король" Авдаков, сахарозаводчик Терещенко и т.д.

Итак, монополизация в России проходила на более низком уровне развития производительных сил по сравнению с ведущими странами мира в условиях рыночной экономики свободной конкуренции. Монополизация усилила неравномерность экономического развития в: а) отдельных отраслях промышленности; б) торговле различной продукцией; в) экономическом состоянии отдельных регионов. Противоречивым был сам процесс, т.е. часто предприниматели не занимались целенаправленно монополизацией предприятий какой-то одной отрасли или "технологической цепочки" – от добычи сырья до выпуска готовой продукции и ее реализации. К примеру, семья Рябушинских взяла под контроль те отрасли, источники сырья для которой удалось приобрести, помимо этого они широко занимались сбытом различных товаров. Подобные примеры подтверждают особенность развития российской экономики в XIX – начале XX в.: приходилось развиваться по "догоняющему" типу.

Монополии в России конца XIX – начала XX в. можно подразделить на два типа. К первому относились картели и синдикаты. Главным в их образовании и деятельности была концентрация сбыта в результате объединения предприятий одной отрасли промышленности, не связанных с банком, без заключения личной унии директоров отдельных предприятий. В этих объединениях отсутствовали устойчивые производственные связи. Ко второму типу относились тресты и концерны. Главным для них была концентрация производства на базе комбинирования предприятий различных, чаще смежных отраслей промышленности при руководящей роли банка и финансовой зависимости от банка всех участников объединения. Взаимное участие предприятий в делах друг друга проходило путем:

а) передачи пакетов акций;

б) учреждения дочерних предприятий;

в) личной унии директоров;

г) тесной производственной связи между предприятиями.

Встречалось сосуществование объединений обоих типов, к примеру, картельные соглашения между трестами в нефтяной промышленности.

Становление монополий в стране можно разделить на четыре временных периода. На первом из них, в 1880–1890-е гг., был достигнут ряд картельных соглашений в металлургической, металлообрабатывающей, каменноугольной, нефтяной, а также сахарной отраслях. Объединения эти были непрочными и распались к концу первого десятилетия своей деятельности. На втором этапе, в 1900–1908 гг., монополии становятся одной из основ хозяйственной жизни. Большинство из них были синдикатами во всех отраслях тяжелой и некоторых отраслях легкой промышленности. Проявились в эти годы "игры обмена", конкурентная борьба между предприятиями и целыми объединениями, в том числе "война" в ценах на изделия. Нередки были случаи поглощения одних предприятий и компаний другими. На третьем этапе, в 1909–1913 гг., в условиях горизонтального кооперирования и вертикального комбинирования возникали гигантские объединения: тресты и концерны. На четвертом этапе, в 1914–1917 гг., проявлялись те же тенденции, но в классическом виде трестов и концернов в стране почти не было во все военные годы.

Особенности монополистических объединений первого и второго типа коротко можно определить таким образом: для первого наиболее характерной чертой была концентрация сбыта, для второго – комбинация производства.

Монополизация производства явилась отличительной чертой экономического подъема России в пореформенный период – с 1861 до 1917 гг. По некоторым экономическим параметрам страна смогла сократить отставание от ведущих мировых держав и выйти на передовые рубежи.

Вопрос о становлении в России в конце XIX в. рыночной экономики, монополистической конкуренции однотипен проблеме развития капиталистических отношений. На рубеже XIX и XX столетий в среде выдающихся российских экономистов и общественных деятелей проходили ожесточенные споры о судьбах капитализма в стране. На одной стороне выступали народники – идеологи натурального хозяйства и "первобытного" равенства, идеализировавшие крестьянскую общину России, им противостояли легальные и революционные марксисты. В первые два десятилетия после отмены крепостного права активно проявили себя в печати и в массовых аудиториях революционные народники – П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев. Критикуя капитализм, они призывали перейти к социализму, минуя капитализм, опираясь на крестьянскую общину. В этом многие из них видели особый, самобытный путь России. Но затем, после социальной революции, писал П. Л. Лавров, ведущий силой нового строя должны стать объединения рабочих.

М. А. Бакунин, являвшийся в те годы главой мировой школы анархизма, выступал за предоставление крестьянской общине прав на использование земли в государстве с периодическими ее переделами. Рабочие ассоциации должны были распоряжаться средствами промышленного производства.

П. Н. Ткачев усматривал у крестьян врожденные коммунистические инстинкты. Он тоже уповал на крестьянскую общину как базу для революционных преобразований.

В период создания монополистических объединений, в России широкое развитие получили и общественно-политические течения либеральных народников (Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, А. И. Чупров и др.), марксистов (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин) и их единомышленников) и легальных марксистов (П. Б. Струве, М. М. Туган-Барановского, С. Н. Булгакова и др.).

Критикуя капитализм, либеральные народники как представители университетских кругов более объективно оценивали состояние российской экономики, тем более что к концу XIX в. выявились отчетливо признаки становления капиталистического (рыночного) хозяйства. В то же время, констатируя данный факт, они отрицали перспективу прогрессирования страны по эволюционному общецивилизационному пути. Взгляды их в данном случае совпадали с идеями славянофилов, утверждавших, что для России западный путь неприемлем.

В. П. Воронцов, к примеру, был согласен с выводами Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария): в той или иной стране в эпоху капитализма постоянно будет возникать кризис перепроизводства из-за превышения стоимости произведенной продукции над доходами общества. Выход можно найти, предполагал Сисмонди, в реализации возможностей внешней торговли. Но России, считал В. П. Воронцов, трудно завоевать внешние рынки из-за запоздалого вступления на путь капитализма.

Марксисты, особенно появившийся в середине 1890-х гг. на арене общественно-политической жизни В. И. Ульянов (Ленин), должны были критиковать народников всех направлений. Ведь чтобы призывать к свержению капиталистического строя и установлению диктатуры пролетариата, нужно было в начале доказать развитие капиталистического производства и капиталистического общества в стране.

Революционные марксисты выступали против марксистов "легальных", проповедовавших реформаторское, эволюционное развитие хозяйственной и общественной жизни в России. П. Б. Струве (1870–1944) в работе "К вопросу о рынке при капиталистическом производстве" (1899) и М. М. Туган-Барановский (1865–1919) в книгах "Капитализм и рынок" (1898), "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1899) доказывали, что капитализм способен к развитию производительных сил и росту производительности труда. Подобные признания положительных сторон капиталистического хозяйствования не устраивали революционных марксистов.

Наиболее развернутая характеристика рыночной экономики России дана в работах В. И. Ульянова (Ленина) в 1895–1916 гг. В фундаментальном труде "Развитие капитализма в России" (1897) он подробно анализирует процесс концентрации производства и капитала.

В полемике с народником М. К. Михайловским в работе "Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?" он назвал утопическими его взгляды на общину как основу экономического и политического преобразования России. В статье "Об экономическом романтизме" (1895) Ленин приходит к выводу, что Россия идет по проторенному развитыми капиталистическими странами Европы пути капитализации экономики. Экономической базой противостояния пролетариата и буржуазии в стране Ленин считал сложившуюся к концу XIX в. систему капиталистических отношений в условиях реально существовавшего промышленного производства.

П. Б. Струве в это время в статье "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" тоже доказывал неизбежность перехода страны на капиталистический путь. В противовес народникам он констатировал рост крупной промышленности и транспорта и вовлечение в хозяйственный оборот отсталых уголков и местностей России, возникновение предпосылок рационального хозяйствования в земледелии.

Полемизируя с народниками, М. М. Туган-Барановский призывал их изучать мировой опыт хозяйственной эволюции и создания внутреннего рынка. Для автора несомненным было реальное существование и быстрый рост русского капитализма "потому, – писал он, – изучение истории английского хозяйства, в котором капиталистический строй достиг полного преобладания, может представлять интерес и для русского экономиста".

Большее внимание Туган-Барановский уделял анализу российской кустарной промышленности, ее роли в создании "русской фабрики". В его творческом наследии – развитие теории закономерности в самоутверждении рыночной экономики. Занимался этот известный экономист и социальной теорией распределения общественных благ.

Известны работы В. И. Ленина об империализме как высшей стадии капитализма. Исторически не оправдались его предсказания о "загнивающем" и "умирающем" капитализме. Но представляют интерес рассуждения об образовании монополий и анализ процесса интернационализации капитала, вывозе его за границу; разделе мира между союзами капиталистов; разделе мира между великими державами; "порождение монополий концентрацией производства вообще является общим и основным законом современной стадии развития капитализма", писал автор. Им характеризуется такой механизм рыночной экономики, как конкуренция.



Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный агроинженерный университет

имени В.П.Горячкина»

Факультет заочного образования

Кафедра экономической теории

На тему: «Монополии в Российской экономике в конце XIX – начале XX века»

Выполнил: Маланичев А.О.

Группа: 27-Эк 3

Проверил: Галанов В.В.

Москва, 2011г.

Введение………………………………………………………… ……………..3

1. Особенности экономического развития России………………………5

2. Формы и виды монополий……………………………………………...6

3. Возникновение монополий в России ……………………………….…8

3.1. Монополии в России в конце XIX в начале XX века……………..8

3.2. Специфика русских монополий……………………………….…..11

3.3. Иностранный капитал……………………………………………...12

4. Монополизм в Советской экономике………………………………....13

Заключение…………………………………………………… ……………….16
Библиографический список………... ………………………………………...17

Введение

Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

Для исследования данной темы были использованы: учебная и энциклопедическая литература, сеть Интернет.

1. Особенности экономического развития России

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX века) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX века стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Политическая система самодержавие с его мощным бюрократическим аппаратом и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно- монополистического капитализма (ГМК). Это выражалось в законодательном регулировании и покровительственной политике правительства при создании монополий, финансовой поддержке Государственно- монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам. Своеобразие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии.

2. Формы и виды монополий

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Формы монополистических объединений:

Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

3. Монополии в России в конце XIX в начале XX века
3.1. Возникновение монополий в России

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873г. Взаимосвязанность явлений – кризисов и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике.

Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, а монополистические образования – это объединения предприятий, хозяйственных товариществ, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Первые монополии в России образовались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно- монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

До начала XX века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903гг.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Братьев Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии).

Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

Синдикат «Продуголь» (Русское общество торговли минеральным топливом Донецкого бассейна) организовали в 1906 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса, находившихся под командой французского капитала. Синдикат с первых же шагов своей деятельности охватил около трех четвертей всей добычи угля в Донбассе.

В металлургии решающую роль играл синдикат «Продамет», сосредоточивший в своих руках до 95 % всего производства черных металлов. Синдикат загребал огромные сверхприбыли, резко ограничивая производство и искусственно создавая в стране состояние металлического голода.

Спичечный синдикат распоряжался тремя четвертями всего производства спичек. Крупные компании безраздельно хозяйничали в речном и морском транспорте. Синдикатское общество «Океан» захватило почти полное господство на рынке соли. Накануне первой мировой войны крупнейшие капиталисты хлопчатобумажной промышленности Рябушинские, Коноваловы, Егоровы начали создавать монополистическую организацию.

Синдикат «Продвагон» (общество для продажи изделий русских вагоностроительных заводов) был создан в 1904 году. В его состав вошли 13 предприятий, которые держали в своих руках почти вое производство и сбыт вагонов. Синдикат объединял семь-восемь заводов, дававших 90-100 % всей продукции.

Синдикат сахарозаводчиков настолько поднял цены на сахар, что сбыт сахара в стране сокращался. Сахар вывозился в Англию и продавался там по бросовым ценам. Потери от этой операции с избытком покрывались за счет высоких цен внутри страны и специальных премий за экспорт, которые выплачивало синдикату царское правительство.

В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизации был невысок.


Введение…………………………………………………………………………3

1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века……………………………5

1.1 Возникновение монополий в России………………………………………...5

1.2 Специфика русских монополий……………………………………………...7

1.3 Иностранный капитал………………………………………………………...7

1.4 Внешняя политика России в период империализма………………………..7

1.5 Особенности экономического развития России…………………………….8

1.6 Монополии в Первой мировой войне………………………………………..9

1.7 Ликвидация монополий в России……………………………………………9

2 Монополизм в Советской экономике……………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………..15


Введение

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.


1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века

1.1 Возникновение монополий в России

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

1.2 Специфика русских монополий

Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.

1.3 Иностранный капитал

С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.

1.4 Внешняя политика России в период империализма

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи - кабальные займы, концессии.

Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды - в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Маньчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

1.5 Особенности экономического развития России

Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века - самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики - в широком распространении феодально-крепостических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре - в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики - в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.

1.6 Монополии в Первой мировой войне

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятель-ность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

1.7 Ликвидация монополий в России

Монополии в России были ликвидированы в результате Октябрьской революции 1917 года в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.


2 Монополизм в Советской экономике

Большая часть современных российских монополий сформировалась в СССР, где монополия являлась универсальной государственной собственностью, пронизывавшей почти все сферы хозяйственной жизни общества. Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.

В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а так-же предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.


Заключение

Первые монополистические образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты, государство же имело лишь «спиртовую» монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.

Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд положений о социальном равенстве и начали осуществлять их на практике. Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало централизацию экономики. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе.

Различной была и сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине прошлого века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством.


Список использованной литературы

1 Ахмедуев А. Гос.монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6.

2 Грановский Е.А. Монополистический капитализм в России, Л., 1979

3 Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России //Вопросы экономики 1995 год № 11.

4. Лившин Я.И. Монополии в экономике России, М., 1961

5.Миронов В., Зимогляд А, Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист 1995 год № 6.

6 Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.