Справка об окончании налоговой проверки. Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки

Запросы на предоставление справочной информации подразумевают подачу ее в наиболее удобной для этого форме. В случае сообщения о результатах какой-либо проверки, иногда необходимо составить . И здесь нужно помнить, что унифицированной формы для нее просто не существует. Но и произвольное ее оформление недопустимо, поскольку, при отсутствии обязательных пунктов, она может быть признана недействительной.

Инструкция

Справка составляется на основании результатов проверки, зафиксированных, как правило, в протоколе или акте. Поэтому возьмите исходный документ и выделите в нем пункты, которые необходимо будет скопировать и перенести в справку . Лучше всего не менять текст этих фрагментов, а строго процитировать его, чтобы не допустить случайных ошибок и разночтений.

Начните оформление вводной части с указания начальных реквизитов. Скопируйте шапку протокола или акта, в которой указано наименование организации или предприятия. Это не потребуется делать в том случае, если у вас есть угловой штамп «для справок», в котором уже перечислены необходимые реквизиты. Далее укажите место и время проведения проверки. После этого напишите название документа «Справка» и сразу под ним сообщите кратко тему или суть передаваемых сведений.

В основной части справки сообщите затребованную по результатам проверки информацию. Чаще всего это конкретные пункты, которые вы можете выбрать из основного протокола, скопировать и вставить в новый документ. Такое цитирование текста позволит вам не раскрывать полную информацию, полученную в ходе действий комиссии, а осветить лишь результаты по интересующим сведениям.

Теперь заверьте справку подписью уполномоченного для таких действий лица, расшифруйте в скобках подпись (фамилия и инициалы), укажите должность, занимаемую им на предприятии. Поставьте печать предприятия, если справка будет предоставлена сторонним организациям. Для внутренних документов этого не требуется.

Полезный совет

Иногда справка о проверке оформляется непосредственно в ходе контрольного мероприятия и заменяет собой протокол или акт. В таком случае структура документа будет аналогична описанной, с той только разницей, что информация будет сразу фиксироваться в этом документе и заверен он будет подписями членов комиссии, участвующих в этом процессе или подписью конкретного проверяющего и специальной печатью.

По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это отражается в акте (ст. 100 Кодекса).

В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть представляет собой общие сведения о проверке и плательщике, его филиале или представительстве и содержит: -

номер акта (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе); полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; ИНН; наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка); -

дату акта - это дата подписания акта лицами, проводившими проверку; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии); дату и номер решения руководителя налогового органа на проведение проверки; -

указание на вопросы проверки: "проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах" (в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов) или "проверка по вопросам отдельного вида налога"; -

период, за который проведена проверка; даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения руководителя налогового органа о проведении проверки. В случае если по решению руководителя налогового органа проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой окончания проверки является дата составления справки о проведенной проверке; -

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности; -

адрес местонахождения организации или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя; -

сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии); -

сведения о фактически осуществляемых организацией видах финансово-хозяйственной деятельности; -

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом; -

сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов, экспертизы, инвентаризации имущества, осмотра помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки.

Описательная часть акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений или указание на отсутствие таковых, а также связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта.

объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии налоговому законодательству совершенных плательщиком деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены: -

вид правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится; -

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему; -

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости проводок по счетам и порядка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; -

квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормативные правовые акты о налогах; -

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах; 2)

полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в т.ч.: сведений о

непредставленных декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение плательщиком правонарушения, и т.д.

В случае если до момента, когда плательщик узнал о назначении выездной проверки, он внес дополнения и изменения в декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пеней, то это учитывается налоговым органом при подготовке акта; 3)

четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в бухгалтерском учете; 4)

системность изложения. Выявленные нарушения группируются в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых периодов. Факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормативные акты, а также общее суммовое выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; суммового выражения последствий нарушения. Каждое из приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации.

Итоговая часть акта проверки (заключение) содержит: -

сведения об общих суммах неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по их видам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; -

предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений: перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством (взыскание недоимки, пеней, с приложением расчета, приведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным порядком и т.д.); -

выводы проверяющих о наличии в деяниях плательщика признаков налогового правонарушения. Данные выводы должны содержать указание на вид правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность.

Обязательные приложения к акту: -

решение руководителя налогового органа о проведении проверки (к акту, вручаемому плательщику, прилагается копия); копия требования плательщику о представлении необходимых для проверки документов; -

уточненные расчеты по видам налогов (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта), подписанные проверяющим и руководителем организации; -

акты инвентаризации; материалы встречных проверок; заключение эксперта; протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений; -

справка о проведенной проверке.

К акту также могут прилагаться: -

копии (в случаях производства выемки - подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах; -

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках; -

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия России и ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации; -

справка о местонахождении обособленных подразделений (их адреса, ИНН, КПП), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности плательщика земельных участков.

Акт проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

До вручения плательщику акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

Плательщик вправе в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом плательщик может приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении этого срока в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные плательщиком, в присутствии должностных лиц. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает плательщика заблаговременно. Если плательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в отсутствие плательщика.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит одно из следующих решений: о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении плательщика к ответственности; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 Кодекса).

Решение о привлечении плательщика к ответственности состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть решения содержит общие сведения о проверяемом плательщике.

В описательной части излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных плательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: суммы налогов, подлежащие уплате; суммы начисленных пеней; суммы исчисленных в завышенных размерах налогов; указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, а также предложения по устранению выявленных нарушений и добровольной уплате штрафных санкций в срок, указанный в требовании.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган направляет плательщику требование об уплате недоимки по налогам и пеням. В случае если плательщик отказался добровольно уплатить сумму санкций или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд о взыскании санкций.

Копия решения и требование вручаются плательщику под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если этими способами решение вручить не представляется возможным, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

По выявленным нарушениям, за которые плательщики подлежат привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.

Несколько другой порядок проведения выездных проверок организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Методические указания по данному вопросу приведены в письме МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ "О направлении методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения".

Решение о проведении выездной проверки филиала и представительства независимо от проведения проверок головной организации может принимать руководитель налогового органа по местонахождению филиала (представительства).

По результатам такой проверки составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю филиала; его копия направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Если по результатам проверки выявлены нарушения, решение о привлечении плательщика к ответственности выносится руководителем налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении головной организации. Копия решения направляется головной организации и в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Планирование выездных проверок организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту постановки на учет головной организации. В этом случае за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения проверки организации, налоговый орган по месту постановки на учет головной организации направляет налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения их проверки.

В запросе отражаются следующие сведения: полное наименование головной организации, ее ИНН; наименование обособленных подразделений, подлежащих проверке (ИНН/КПП); предполагаемые сроки начала и окончания проверки (в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса при проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства); периоды, за которые проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих проверок обособленных подразделений.

Налоговый орган, получивший указанный выше запрос, в десятидневный срок представляет предложения по составу проверяющей группы, а также предполагаемые сроки начала и окончания проверки обособленного подразделения.

Руководитель налогового органа по месту постановки на учет головной организации принимает решение о проведении проверки организации с одновременной проверкой входящих в ее состав обособленных подразделений. Количество экземпляров решения о проведении проверки должно соответствовать количеству обособленных подразделений. Проверка обособленного подразделения не может быть начата ранее начала проверки головной организации.

По результатам проверки обособленного подразделения лицом налогового органа, проводившего проверку, оформляется раздел акта. Один экземпляр этого раздела акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации с приложением в обязательном порядке заверенных копий документов, подтверждающих наличие фактов нарушения налогового законодательства, а также других материалов (акты инвентаризации имущества, материалы встречных проверок, протоколы допроса свидетелей и т.д.).

По окончании проверки организации и получения материалов проверок обособленных подразделений руководителем проверяющей группы составляется справка о проведенной проверке. Дата составления указанной справки о проведенной проверке является датой окончания проверки. В отношении обособленных подразделений организация действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездной проверки после указанной даты не допускается.

Не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт выездной проверки. Копии акта направляются налоговым органам, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений. После принятия решения его копии также направляются налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений.

В случае неуплаты санкций плательщиком добровольно они подлежат взысканию в судебном порядке. Иск о взыскании санкций подается налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Каждый год арбитражные суды страны рассматривают сотни споров, связанных с выездными проверками. Значительное их число имеет место в результате неверно оформленного решения или акта.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 13.11.2002 N А82-120/02-А/1 отметил, что акт налогового органа, не содержащий описание способа, обстоятельств совершения правонарушений, ссылок на конкретные документы, не является подтверждением нарушения плательщиком законодательства о налогах.

Постановление ФАС ВСО от 01.11.2002 N А47/02-8(11)-Ф02-3207/02-С1 содержит вывод о том, что акт проверки, не имеющий даты его составления, а также документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, является незаконным и не имеет доказательственной силы. По каждому отраженному в акте факту должны быть четко изложены вид правонарушения, способ и обстоятельства его совершения.

В число наиболее часто рассматриваемых судами дел входят споры, связанные с повторными выездными проверками. Пример такой ситуации, в частности, можно найти в Постановлении ФАС ВСО от 12.09.2002 N 475/01-С3а-ФО2-2630/02-С1. Судом рассмотрен случай, когда инспекция провела повторно проверку, однако рассматривала ее как дополнительные мероприятия налогового контроля. Суд указал, что к дополнительным мероприятиям не может относиться выездная проверка, но могут относиться: приобщение к акту проведенной ранее выездной проверки новой информации, полученной у третьих лиц в результате встречной проверки, либо дополнительное обращение к экспертам и специалистам. Действия же налогового органа, заключающиеся в повторной проверке тех же самых документов плательщика после получения результатов встречной проверки, суд признал нарушением Налогового кодекса, а решение инспекции - недействительным.

Организацией получена справка по окончании выездной налоговой проверки. Справка о проведенной проверке была составлена 08.07.2016. Однако налоговый инспектор, проводивший проверку, продолжает осуществлять мероприятия налогового контроля: направляет встречные требования контрагентам, повесткой вызывает на допрос директора организации, является домой к сотрудникам организации и пытается их допросить. Свои действия налоговый инспектор осуществляет не в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. У контрагентов налоговый инспектор истребует документы (информацию) как о деятельности проверяемого налогоплательщика, так и о конкретных сделках.
Правомерны ли такие действия налогового инспектора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
Истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Получение налоговым инспектором показаний свидетелей (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит.

Обоснование позиции:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа ( НК РФ).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( НК РФ).
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю ( НК РФ).

1. Истребование документов (информации) у контрагентов

В соответствии с НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Правомерность такого подхода подтверждается п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высший суд указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом соответствующим лицам только в пределах сроков, предусмотренных, соответственно, и НК РФ. Также указано на то, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Поскольку в рассматриваемой ситуации срок проведения выездной проверки ( НК РФ) окончен в связи с составлением справки о проведенной проверке и, как мы полагаем, не было назначено дополнительных мероприятий налогового контроля, то в связи с изложенным по совокупности мы приходим к выводу, что действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
В то же время следует иметь в виду, что на основании НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у контрагента налогоплательщика и не вне рамок проведения налоговых проверок в случае, если у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно этой сделки. Поэтому мы полагаем, что истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки после составления справки о проведенной проверке не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Отметим, что ранее в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10 указывалось, что в силу положений НК РФ, определяющих выездную налоговую проверку как проверку, проводимую на территории (в помещении) налогоплательщика, справка об окончании этой проверки, составляемая на основании НК РФ, фиксирует окончание мероприятий налогового контроля, как связанных с проведением проверки на территории налогоплательщика. Положения и НК РФ не содержат запрета на истребование в связи с проводившейся проверкой документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках в период с момента вручения справки об окончании проверки и до составления акта по ее результатам, в котором в силу НК РФ и указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Однако подход, представленный в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10, поддерживается судами и после появления п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (смотрите, например, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 15АП-4798/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 N 09АП-22838/15).
Мы полагаем, что с учетом более позднего п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 истребованные после окончания выездной налоговой проверки (составления справки о проведенной проверке) и вне рамок дополнительных мероприятий налогового контроля по такой выездной налоговой проверке документы (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть признаны недопустимыми доказательствами (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 N 09АП-3488/13).
Отметим также, что в Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 N 17АП-5133/08 суд хоть и признал, что инспекцией был нарушен порядок истребования документов у контрагентов, поскольку соответствующие решения о приостановлении проверки или о назначении дополнительных мероприятий не принимались, а требования были выставлены после составления справки о проведенной проверке, но указал, что выставление требований в адрес контрагентов после составления справки о проведенной проверке не нарушает права и законные интересы проверяемого налогоплательщика, поскольку данными требованиями на общество не возлагались никакие обязанности, документы истребовались у иных лиц.

2. Допросы свидетелей

На основании НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии с НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей, указаны в НК РФ.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ ( НК РФ).
Согласно НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Как мы видим, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребыванию также и в случаях, по усмотрению налогового органа.
НК РФ не содержит положений, запрещающих допрос свидетелей вне территории налогового органа (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 N Ф09-4350/15 по делу N А60-41278/2014, ФАС Московского округа от 29.08.2011 N по делу N А40-61757/2010). В частности, проведение допроса свидетеля на улице само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу (определение ВС РФ от 03.02.2015 N 309-КГ14-2191).
По мнению ФНС России, представленному в письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@, НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Отметим, что судебная практика действительно признает дачу пояснений свидетелей, опрошенных после составления справки о проведенной проверке, недопустимыми доказательствами. Однако суды из содержания НК РФ, с учетом положений НК РФ, делают вывод и о том, что опрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки (смотрите, например, ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N , Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 N 11АП-9087/12).
На наш взгляд, получение налоговым инспектором показаний свидетелей после проведения налоговой проверки (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит, но такие доказательства, полученные после составления справки о проведенной проверке и вне рамок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть использованы в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения в рамках проведенной выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.

состояния кадровой работы в МУ «Комплексный центр

социального обслуживания населения»

Агаповского муниципального района

Челябинской области

с. Агаповка 21.04.2014г.

В соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Агаповского муниципального района от 19.02.2014г. № 8 - ОД «О проведении проверок в учреждениях подведомственных Управлению социальной защиты населения Агаповского муниципального района МОУ «Магнитный детский дом» и МУ «Комплексный центр» в 2014 году» с 14.04.2014г. по 18.04.2014г. была проведена проверка состояния кадровой работы муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения».

В ходе проверки установлено:

1. В МУ «Комплексный центр социального обслуживания» ведение кадровой работы возложено на специалиста отдела кадров Бикмухаметову Любовь Исламовну.

2. Штатное расписание: штатное расписание соответствует унифицированной форме Т-3, а именно содержит перечень должностей, с указанием штатных единиц и разрядов.

4. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору. Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка ведется, что подтверждается наличием подписи в журнале.

5. Номенклатура дел утверждена 9 января 2014 года № 12 - ОД с указанием сроков хранения документов по новому Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. № 558. Папки заведены и оформлены в соответствии с номенклатурой.

6. Трудовые книжки. Приказом директора от 22.11.2010 г. № 184-ОД ответственным лицом за ведение, хранение и учет трудовых книжек назначена специалист отдела кадров Бикмухаметова Любовь Исламовна. В наличии имеются трудовые книжки на всех сотрудников, которые хранятся в металлическом сейфе. Ознакомление с записями в трудовой книжке фиксируется подписью работника в личной карточке. Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним соответствует утвержденной форме. Наличие подписи при получении трудовой книжки в день увольнения имеется.

7. Трудовые договоры. Трудовые договоры заключаются в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ со всеми работниками. В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ один экземпляр трудового договора хранится у работодателя, второй у работника. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника в книге регистрации трудовых договоров и на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Дополнительные соглашения к трудовому договору составляются. Книга регистрации трудовых договоров имеется, ведется.

8. График отпусков. График отпусков утвержден приказом директора от 13.12.2013г. № 34-ОД в соответствии с унифицированной формой Т-7, однако номер приказа в плане графике отпусков за 2014 год не соответствует номеру приказа директора «об утверждении графика отпусков на 2014 год». Ознакомление с графиком отпусков, уведомление работников за 2 недели до начала отпуска производится. График предоставления отпусков соблюдается не полностью, в частности при перенесении отпуска на другой срок отсутствует приказа о переносе отпуска.

9. Карточки формы Т-2. Карточки формы Т-2 заведены на всех работников, в том числе и совместителей, ведутся правильно. Ознакомление с записями в трудовой книжке ведется.

10. Личные дела. На каждого работника, в том числе совместителей заведены личные дела. Личные дела хранятся в металлическом шкафу. Документы в личном деле расположены в соответствии с описью, страницы пронумерованы. Копии документов заверены специалистом и скреплены печатью.

11. Совместители. На совместителей оформляются личные карточки, заводятся личные дела. В личном деле приложен экземпляр должностной инструкции. Трудовой договор оформляется в соответствии с трудовым законодательством, с указанием режима труда и отдыха. График работы на совместителей оформляется.

12. Приказы по личному составу. Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать заключенному трудовому договору. Формы приказов соблюдены.

В наличии имеется:

Приказ от 25 декабря 2013 года № 38 - ОД «Об организации воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе»,

1. Реквизиты приказа (в том числе дата и номер) директора «Об утверждении графика отпусков на 2014 год» должны соответствовать реквизитам, указанным в графике отпусков на 2014 год.

2. При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя в график отпусков вносить соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Перенос отпуска производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании документа, составленного в произвольной форме.

3. В срок до 14.05.2014 г. предоставить в Управление социальной защиты населения Агаповского муниципального района план мероприятий и информацию об устранении выявленных в ходе проверки замечаний.



Справка о результатах проверки

состояния кадровой работы в МОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«Магнитный детский дом» Агаповского муниципального района.

с. Агаповка 28.04.2014г.

В соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Агаповского муниципального района от 19.02.2014г. № 8 - ОД «О проведении проверок в учреждениях подведомственных Управлению социальной защиты населения Агаповского муниципального района МОУ «Магнитный детский дом» и МУ «Комплексный центр» в 2014 году» с 21.04.2014г. по 25.04.2014г. была проведена проверка состояния кадрового делопроизводства муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Магнитный детский дом.

В ходе проверки установлено:

1. В МОУ Магнитный детский дом ведение кадровой работы возложено на делопроизводителя Баранову Людмилу Васильевну.

2. Штатное расписание: штатное расписание соответствует унифицированной форме Т-3, а именно содержит перечень должностей, с указанием штатных единиц и разрядов. В штатном расписании нет ссылки на номер документа и дату, не указан приказ, на основании которого утверждено штатное расписание.

3. Должностные инструкции имеются на каждого работника, хранятся в личных делах. Ознакомление с должностными инструкциями производится, что подтверждается наличием подписи работника.

4. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору, срок действия которого истекает 26 октября 2014 года. Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка производилось вместе с трудовым договором, что подтверждается подписями работников.

5. Номенклатура дел утверждена 9 января 2014 года с указанием сроков хранения документов по новому Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. № 558. Папки заведены и оформлены в соответствии с номенклатурой.

6. Трудовые книжки. Ответственным лицом за ведение, хранение и учет трудовых книжек назначен делопроизводитель МОУ «Магнитный детский дом» Баранова Людмила Васильевна на основании приказа от 13 декабря 2013 года № 6 - ОД.

В наличии имеются все трудовые книжки, которые хранятся в металлическом сейфе. Согласно п.35 Правил ведения и хранения трудовых книжек при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются. В трудовых книжках работников каждая запись заверяется подписью директора. После внесения записи в трудовую книжку, не всегда аналогичная запись вносится в личную карточку (Т-2). Ознакомление производится не со всеми записями, в частности, производится ознакомление о внесении записи о переводе, с последующими записями ознакомления нет. Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним соответствует утвержденной форме. Наличие подписи и даты получения трудовой книжки в день увольнения имеется. На момент проверки в наличии имелось 53 трудовых книжки, в журнале учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним указаны все 53, то есть все трудовые книжки зафиксированы в журнале.

7. Трудовые договоры. Трудовые договоры заключаются в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ со всеми работниками. В трудовых договорах прописаны все надбавки, подлежащие выплате в соответствии со штатным расписанием. Однако имеются нарушения, в частности у работника Ржевского Евгения Павловича работающего по совместительству в Трудовом договоре не указаны условия приема на работу (основная или по совместительству) характер работы (постоянно или временно). В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ один экземпляр трудового договора хранится у работодателя, второй у работника. При проверке выявлено, что в личных делах имеется по одному экземпляра трудового договора. А второй экземпляр находится у работника. Получение работником экземпляра трудового договора подтверждается наличием подписи в книге регистрации трудовых договоров, при этом имеется подпись о получении второго экземпляра на трудовом договоре, хранящемся у работодателя. Дополнительные соглашения к трудовому договору составляются. Книга регистрации трудовых договоров имеется, ведется.

8. График отпусков. График отпусков утвержден приказом директора от 14 декабря 2013г. № 7 - ОД в соответствии с унифицированной формой Т-7. Ознакомление с графиком отпусков в МОУ «Магнитный детски дом» производится. Уведомление работников за 2 недели до начала отпуска так же производится.

9. Карточки формы Т-2. Карточки формы Т-2 заведены на всех работников, в том числе и совместителей. Но не во всех карточках имеется запись о переводе работника.

10.Личные дела. На каждого работника, в том числе совместителей, заведены личные дела. Личные дела хранятся в металлическом шкафу. Документы в личном деле расположены в соответствии с описью, но страницы не пронумерованы. Во всех личных делах имеются копии необходимых документов. У всех работников МОУ «Магнитный детский дом» имеются справки об отсутствии судимости. Копии документов заверяются подписью директора и печатью организации.

11.Совместители. На совместителей также оформляются личные карточки, заводятся личные дела. В личном деле имеется экземпляр должностной инструкции. Трудовой договор оформлен, но в нем не указано то, что работа является совместительством.

12. Приказы по личному составу. Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать заключенному трудовому договору.

13. Книга регистрации приказов по личному составу имеется и ведется. Прошита, пронумерована, скреплена печатью.

14. Воинский учет - работа в данном направлении организована.

В наличии имеется:

Приказ от 14 декабря 2013 года № 10 - ОД «Об организации воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе»,

План работы по осуществлению воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2014 году,

Должностная инструкция специалиста по воинскому учёту и бронирования граждан, пребывающих в запасе,

Журнал проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе, карточка учёта организации (форма № 18) по состоянию на 20.11.2013 года.

1. Оформить штатное расписание в соответствии с унифицированной формой Т-3.

2. Все записи произведенные в трудовой книжке, необходимо отражать в унифицированной форме Т-2 и знакомить с ними работников под роспись.

3. Трудовые договоры оформлять в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ. У работника, который работает по совместительству в Трудовом договоре необходимо указать условия приема на работу (основная или по совместительству) характер работы (постоянно или временно).

4. В личных делах работников (унифицированная форма Т-2), необходимо пронумеровать страницы.

5. В срок до 25.05.2014г. предоставить в Управление социальной защиты населения Агаповского муниципального района информацию об устранении выявленных в ходе проверки замечаний.

Подпись лица, проводившего проверку: Л.М. Щербина

Со справкой о результатах проверки ознакомлен(а), копию справки получил(а):

(фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя)

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.