Социально экономическое прогнозирование основные методы и направления. Методы прогнозирования социально-экономического развития территории. Список использованных источников

Прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - оно широко используется в процессе составления и выполнения планов.

Процесс прогнозирования можно подразделить на три основные стадии:

    исследование, анализ объекта, процесса; установление основных тенденций, зако­номерностей его развития; подбор наиболее приемлемых методов прогнозирования;

    обоснование прогнозных решений - разработка альтернативных вариантов разви­тия событий, принятие организационных решений;

    оценка вероятного хода экономических событий, отслеживание прогнозируемого объекта, корректировка прогнозных решений.

Каждый этап прогнозирования характеризуется, своими целями, задачами и метода­ми. При этом под методами экономического и социального прогнозирования следует пони­мать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретро­спективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их из­мерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта

В настоящее время, по различным оценкам, насчитывается свыше 160 различных ме­тодов прогнозирования. Однако на практике используется в качестве основных лишь около 15-20. Классификация методов прогнозирования приведена на рис.1.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно разде­лить на интуитивные иформализованные. Интуитивные методы прогнозирования исполь­зуются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значитель­ной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различаютиндивидуальные иколлективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», аналитиче­ский метод, метод написания сценария и метод генерации идей. Метод «интервью» основан на том. что при нем осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос - ответ». Аналитический метод осуществляет логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки. Метод написа­ния сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различ­ных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «кол­лективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи». матричный метод. Эта группа методов основана на том. что при коллективном мышлении, во-первых, выше точ­ность результата и. во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выно­симых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

Рис. 1. Классификация методов прогнозирования

Класс экспертных методов прогнозирования широко использует методы эвристиче­ского прогнозирования (эвристика - наука, изучающая продуктивное, творческое мышле­ние). Суть таких методов заключается в построении и последующем усечении «дерева поис­ка» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществ­ляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частич­но не поддается формализации.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и модели­рования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, экономико-математическое, статистическое, матричное и имитационное моделирование.

Методы прогнозной экстраполяции.

Экстраполяционные методы являются одним из самых распространенных и наиболее комических ресурсах и накопленном потенциале.

Методы планирования.

Сущность планирования следует рассматривать с двух сторон - субъективной и объ­ективной. Деятельность субъекта планирования сильно отражается на качественной стороне плана, его показателях. Объективная сторона предполагает максимальный учет совокупно­сти факторов объективных экономических законов, то есть, планирование не может возни­кать (либо отменяться) по воле отдельных людей, так как оно представляет признанную объективную необходимость.

Балансовый метод

Важнейшим методом планирования является балансовый метод. Баланс - это уравне­ние равенство, равновесие двух сторон. Обычно баланс имеет вид таблицы, состоящих из двух равновеликих совокупностей.

Все частные экономические балансы делятся на три группы: материальные, стоимо­стные и трудовые.

Материальные балансы служат для установления материальных вещественных про­порций на уровне предприятия, муниципального образования, региона, страны. Такие ба­лансы разрабатываются в соответствующих физических единицах.

Стоимостные балансы включают экономические показатели в денежной форме. Сводный территориальный баланс финансовых ресурсов, бюджет территории, баланс де­нежных доходов и расходов населения - примерь! стоимостных балансов.

Трудовые балансы отражают наличие и распределение рабочей силы, трудовых ре­сурсов.

Суть балансового метода состоит в разработке плановых балансов, позволяющих увязать значения планируемых показателен и имеющихся собственных и привлекае­мых ресурсов, определить потребности в ресурсах для достижения требуемого уровня соци­ально-экономического развития.

Программно-целевой метод.

Программно-целевой метод используется для разработки целевых программ. Он ос­новывается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ развития.

Этот метод предполагает многообразие целей: научно-технических, организационно-экономических. экологических и др. В самом процессе планирования все эти цели пересе­каются. находятся в определенных взаимосвязях и соотношениях. В итоге возникает необ­ходимость сопоставить подготовленные программы с учетом различных целей, т.е. провести «конкурс целей».

В разработке программы используется комплексный подход, который обусловливает­ся. с одной стороны, принципом непрерывности, а с другой стороны, основанием его в бу­дущем на системе экономико-математических моделей. В свою очередь в разрабатываемых системах планирования должен закладываться принцип поэтапного моделирования, предпо­лагающий использование результатов решений задач предыдущего этапа на следующих этапах. При этом возникают сложности с определением первичности и вторичности этапа. Ино­гда. после решения таких задач необходима проверка на методологическое единство, т.е. анализ результатов решений от частного к общему и от общего к частному. Таким образом. программно-целевой метод имеет два подхода: целевой и комплексный.

Целевой подход определяем разработку иерархически взаимосвязанных целей разви­тия, выделение ведущих целей и подцелей, определение приоритета целей и их реализацию во времени.

Комплексный подход предполагает увязку технических, технологических, организа­ционных и других факторов. Программы являются незаменимым документом долгосрочной и среднесрочной социально-экономической политики, важным инструментом, регулирова­ния и управления социально-экономическим развитием государства, региона, муниципаль­ного образования.

Нормативный метод

Нормативный метод базируется на нормативной базе планирования, которая включа­ет совокупность норм и нормативов.

Норма - это научно обоснованная мера предельной величины технико-экономического показателя. Выделяются нормы: затрат материальных ресурсов, естествен­ной убыли, затрат труда и заработной платы, личного потребления и др.

В отличие от норм под нормативами понимают регламентированные, обобщенные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Их устанавливают аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители (напр., на единицу про­дукции).

В планировании социального развития используются нормативы обеспеченно­сти жильем на одного человека, нормативы обеспеченности услугами образования, здраво­охранения, торговли, бытового обслуживания, нормативы развития сети автодорог и др.

Расчетно-конструктивный и экономико-математические методы

В основе вариантного, илирасчетно-конструктивного, метода лежит разработка различных вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных за­трат. балансовой увязки отраслей и элементов производства.

Как и в прогнозировании, в программном планировании все шире используются экс­пертные методы, методы экстраполяции, вся система экономико-математических методов и математических теорий, методов и моделей оптимального планирования.

Следует отметить, что преимущество оптимального планирования достаточно прочно доказано. В то же время используемые экономико-математические модели пока еще не мо­гут улавливать социальные и психологические реакции. В определенной степени это воз­можно только во многовариантных постановках. Но для планов, рассчитываемых с помо­щью обычных методов, такая задача вообще не может быть поставлена. Эти аспекты плани­рования в обоих случаях могут быть обеспечены опытом и знаниями специалистов.

О преимуществах оптимального планирования можно говорить, когда берется строго одинаковая исходная и нормативная информация, так как несовершенная информация мо­жет давать значительные погрешности.

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Наряду с методами, приведенными ранее, в прогнозировании используются и другие методы.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке средне­срочных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки кон­цепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и явля­ется основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правитель­ством РФ Федеральному Собранию. В состав этого пакета входят:

Итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

Проект сводного финансового баланса на территории России;

Перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение кото­рых будет направлена политика Правительства РФ;

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств Федерального бюджета;

Перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенк­латуре;

Данные о развитии государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство РФ представляет проекты законов, которые оно считает необхо­димым принять для реализации намеченных задач.

Методы прогнозирования различаются в зависимости от уровня (макроэкономический прогноз, отраслевой, региональный и др.) и объекта прогнозирования. Методы демографического прогноза, научно-технического или прогноза природных ресурсов имеют свою специфику.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются не более 15 методов. Рассмотрим методы прогнозирования в целом, не отмечая их специфики в каждой из областей прогнозирования.

Основой методики прогнозирования являются: проведение аналитического исследования; подготовка базы данных; качество базы данных; изучение и соединение информации в целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложив­шаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направ­лениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления в ней математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения про­гноз­ных моделей.

Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные . Рас­смотрим эти методы более подробно.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном в следующих случаях:

Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации;

Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сде­лать вывод;

Невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогно­зирования;

Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Методы экспертных оценок

При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки.

Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную инфор­мацию об уровне жизни различных групп населения. Результаты выборочных обследований служат основой для характеристики различных социально-экономических процессов, дифференциации населения по уровню доходов, выделения различных типов регионов. Методом выборочных обсле­дований определяют повторную занятость населения, уровень фактической безработицы и т.п.



При экспертном прогнозировании широко используется метод анкетирования. Сложно фор­мировать вопросы анкеты – они могут быть как закрытыми вариантами ответов, так и открытыми (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после обработки их иметь выводы по исследуемой проблеме. Сложным также является формиро­вание работоспособной группы экспертов.

При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, связывающих настоящее и будущее. Цель сценария – определить стратегическое направление раз­вития событий. Как правило, сценарий разрабатывается для стратегического планирования. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Основным преимуществом методов являются возможность максимального использования инди­видуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления.

Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей «мозговая атака», метод дерева целей и др. Метод дерева целей позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи (подцели) и создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Формализованные методы прогнозирования

К основным формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы математи­ческого моделирования.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстрапо­ляция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о «поведении» данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование состоит в построении модели, означающей меру, образец. Экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования соци­ально-экономического процесса. Она является некоторым подобием (адекватностью) исследуемого объекта. Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Строго классифицировать экономико-математические модели, применяемые в прогнозировании, трудно, можно лишь с известной условностью выделить несколько групп:

Модели эконометрического типа, связанные с обработкой статистической информации ретро­спективного характера;

Факторные экономико-математические модели.

Они позволяют прогнозировать ту или иную экономическую величину (зависимую переменную) на основе предполагаемого изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных).

Факторные модели могут описывать влияние на прогнозируемую величину одного или ряда факторов. В прогнозировании используются однофакторные и многофакторные модели.

Конкретным примером многофакторной модели может служить модель производственных функций, отражающих зависимость уровня производства (зависимые переменные) от затрат раз­личных производственных ресурсов (независимые переменные). Зависимость между различными видами ресурсов и объемов выпуска продукции выражается уравнениями. Многофакторная модель (производственные функции) может быть построена для предприятия, отрасли, национальной экономики.

Развитой формой экономико-математического моделирования являются структурные модели, среди которых ведущее место занимает модель межотраслевого баланса. Другим примером может служить модель структуры потребления.

Оптимизационные (оптимальные) модели представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые, кроме ограничений (условий), включают также особого рода уравнение, назы­ваемое функционалом или критерием оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по какому-либо показателю.

Критерий оптимальности количественно выражает предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Это может быть, например, максимум прибыли, минимум трудовых затрат, время достижения цели и т.д.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного опи­сания развития прогнозируемого объекта. Они исходят из общих закономерностей экономиче­ского развития и имеют цель – выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развития и главные пути и последовательность их достижения.

Рассмотренные методы составляют лишь небольшую их часть. Как правило, в прогнозировании применяется комбинация методов, например, экспертные методы могут опираться на экстраполяцию.

Из приведенной классификации видно, что значительная часть методов неформализована и носит эвристический характер.

В прогнозировании возможны два методических подхода к экономическим объектам: генети­ческий и телеологический.

Генетический подход основан на анализе предшествующего развития прогнозируемого объекта, отражает устойчивые тенденции роста, и на этой базе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем.

Генетический подход реализуется через систему экономико-математических моделей эконо­метрического типа. Модели строятся на результатах обработки статистической информации, отно­сящейся к прошлому, а также на оценках отдельных переменных и их параметров, которые могут быть получены экспертным путем и включены в эконометрические модели.

Телеологический подход, его называют еще нормативным (целевым) подходом, отражает другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо нормативное состояние (например, уровень достижения цели) и в виде желательной траектории перехода от сложившегося состояния к нормативному. Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к рациональному потребительскому бюджету, бюджету достатка и т.п.

Генетический и нормативный подходы дополняют друг друга. Если выдвигается цель, никак не связанная с действующими закономерностями, то не могут быть обозначены пути ее достижения в будущем, а значит, прогноз теряет всякое научное обоснование. Если же предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценки и управляемости социально-эконо­мических процессов для достижения заданных целей.

10. Антимонопольное регулирование

Система антимонопольного регулирования в РФ.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Методы антимонопольного регулирования

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами.

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Ø Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной исудебной власти. С помо­щью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регули­рование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противо­действии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законода­тельных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Ø Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают про­дукцию какой-либо фирмы, и, чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу). Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка (отрасли) и поведением предприятий – их ценами выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои.

Индексы рыночной концентрации применяются для регламентации слияний предприятий, независимо от того, каким способом осуществляются слияния (через покупку акций, по взаимному соглашению или путем передачи прав управления). Слияния предприятий устраняют конкуренцию более жестко, чем сговоры о ценовой и сбытовой политике. В то же время слияние – это способ реализации экономии на масштабах, чего в принципе запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть объективно необходим. Однако считается, что если в ходе эволюции фирма наращивает мощности и завоевывает позиции на рынке, то она проходит жесткий рыночный отбор, а при слиянии такого отбора не происходит.

Ø Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимоно­польным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

Правительственные заказы;

Проценты;

Государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в госу­дарственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие при­оритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и инфор­мационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, Правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

Ø Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятель­ности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, дейст­вующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Однако в последние годы число предприятий-монополистов в России заметно выросло.

Основные методы регулирования естественных монополий.

Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимоно­польных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Они известны также под названием «естественные монополии».

Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсутствии конкуренции.

Речь идет о тех видах деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся элек­троэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муни­ципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и пред­ложения в данном районе (на транспорте – по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен.

Так создается территориальная монополия поставщика, который должен быть достаточно крупным, чтобы обеспечивать экономию на масштабах деятельности. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Им вменяется в обязанность подавать в органы исполнительной власти планы капиталовложений развития и капитального ремонта оборудования, а также калькуляцию себестоимости по монопольной продукции, балансовую оценку имущества и бухгалтерскую отчетность, т.е. сведения, которые в других отраслях составляют коммерческую тайну предприятий.

Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государ­ство субсидирует тарифы из бюджета.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественных монополий служили первоочередными объектами национализации.

В других отраслях естественных монополий действуют негосударсвенные компании.

Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое опреде­ление цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обяза­тельного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контроли­ровать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по при­обретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду иму­щества.

Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.

Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования должна базироваться на таких общих принципах регулиро­вания тарифов в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и принцип индексирования тарифов в соответствии с ростом уровня цен.

Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отме­тить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа – выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финан­совые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.

Влияние естественных монополий на экономику России .

Их влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Россия не избежала и негативного воздействия отраслей – естественных монополий в условиях рынка – на производство и уровень жизни населения.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – есте­ственных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В ре­зультате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыли), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потре­бителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транс­порте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обос­нованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную дея­тельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. В отраслях естественных монополий заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая затратообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на произво­димую ими продукцию явился мощным фактором макроэкономической инфляции, которая охарак­теризована экономистами как инфляция издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли – естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Ценовая дискриминация, катастрофические неплатежи больнее всего ударили именно по собственному источнику.

Введение

Экономическая сущность и функция социальной работы

Принципы и методы экономики социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Заключение

Введение

Конец 80-х годов в Российской Федерации характеризуется переходом к рыночной экономике, в условиях которой появилась необходимость усиления политики государства в области социальной работы и реорганизация системы социальной защиты населения.

Статья 7 Конституции РФ определяет направленность экономики государства на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности общества.

Социально ориентированная экономика должна основываться на стабильности экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, предоставление гарантий социальной защиты граждан, не занятых в сфере материального производства. Все это требует создания эффективной системы социальной защиты населения, формирование которой невозможно без соответствующей экономической платформы. Также возрастает важность каждого человека и семьи в само обеспечении, укреплении экономической основы для нормальной жизнедеятельности общества.

В данных условиях возникает необходимость владения социальными работниками специфическими экономическими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение социальной работы с экономической точки зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

объяснить экономическую сущность и значение социальной работы;

рассмотреть основные экономические методы социальной работы;

описать принципы экономики социальной работы;

определить экономическое пространство социальной работы и оценить перспективы ее развития.

.Экономическая сущность и функция социальной работы

Экономическая функция социальной работы выражается в деятельности органов социальной защиты населения, которая направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития индивида, семьи, общества. Составляющими элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы, контроль за их целевым использованием и другие.

Участниками реализации экономической функции являются общество, государство и индивид. Нагрузка между ними в зависимости от отдельно взятой ситуации может распределяться по-разному. Как правило, первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы отводится государству.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельности всей системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг. Сфера производства нематериальных услуг характеризуется тем, что продуктом в ней выступает определенная деятельность, а процесс ее производства практически всегда совпадает с процессом потребления.

В сферу нематериальных услуг входят услуги жилищно-коммунального характера, бытовое обслуживание, образование, здравоохранения, пассажирские перевозки, культура, социальное обеспечение и страхование и другие. Их объединяет то, что труд работников, занятых в данных видах деятельности не является материальным, и направлен на человека и социальные аспекты его существования.

Однако, социальная работа это не только деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и в общем виде это совокупность усилий государственных и негосударственных объединений с целью внесения преобразований в общество в интересах его членов, в особенности тех, кто по определенным причинам не может самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

В условиях рыночной экономики растет число людей, которым нужна поддержка государства. Множественность форм собственности и разгосударствление неизбежно привели к тому, что ресурсные возможности государства по удовлетворению социальных потребностей данных слоев населения значительно сократились.

Социальная работа рассматривает экономику как материальную основу общества. Это особенно важно в период кризиса производства, инфляции, роста безработицы, роста цен на товары и услуги, которые приводят к снижению уровня жизни населения и увеличение числа социально незащищенных слоев населения.

Общественные экономические отношения напрямую воздействуют на социальную жизнь членов общества. Отчуждение наемных работников от средств производства приводит к росту безработицы, стратификации общества, экономическим и социальным проблемам.

Основной задачей социальной работы в таких условиях является реализация политики социальной защищенности населения. Возрастает важность социального страхования, предоставления социальных гарантий, здравоохранения, образования и т.п.

Экономика социальной работы определяется категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство является основой жизни общества в целом и человека в частности.

Распределение - это не только распределение результатов производства, но и распределение ресурсов. Общественное распределение зависит от форм собственности. Принцип распределения по накопленному имуществу возрастает вследствие становления рыночной формы хозяйствования. Формирование личных доходов населения приводит к росту дифференциации доходов и расслоению общества, что требует государственного вмешательства для снижения социальной напряженности, формирования единой системы социально-экономической поддержки уязвимых слоев населения.

Основной функцией перераспределения внутреннего валового продукта становится нивелирование экономических различий для обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения. Данная цель реализуется путем распределения продуктов и услуг, а также путем внедрения программ по стабилизации доходов.

Государственные программы в рамках социально-экономической помощи населению обеспечивают выполнение конституционных прав граждан на бесплатное образование, медицинское обслуживание, поддержку материнства и детства, содержание престарелых и нетрудоспособных и других. Уровень экономического развития общества определяет степень удовлетворенности данными программами.

Государственная деятельность по регулированию распределительных процессов ведется по следующим направлениям:

часть получаемых населением доходов находится в прямой зависимости от результатов труда каждого, но с учетом удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения;

на первый план выходит размер потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты детских пособий, доплат на лечение и прочих;

предоставление льгот законодательно закрепленным категориям населения с помощью соответствующих учреждений непроизводственной сферы.

Государственные программы социально-экономической поддержки необходимы для уменьшения различий в уровнях доходов по причинам, независящим от процесса труда.

Экономика социальной работы изучает ее влияние на жизнеобеспечение людей, определяет стандарты социальной поддержки, зависящие от экономических, политических, национальных, исторических и других норм жизни общества.

Под жизнеобеспечением населения понимается совокупность количественных и качественных характеристик, соответствующих производительным силам общества, социально-экономическим отношениям в условиях рыночной экономики. Введение данной категории в научный оборот оправдано тем, что она позволяет государству более компетентно обеспечивать формирование в стране социально справедливого общества.

Таким образом, экономическая функция социальной работы выражается в определении закономерностей движения в данной сфере материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения целей ее функционирования и развития. Она основывается на экономическую теорию и включает в себя процессы планирования, функционирования и обеспечения социальной сферы и уровня социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством и социальными группами на основе знаний общих закономерностей исторических процессов и законов.

2. Принципы и методы экономики социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия. Являясь гетерогенной системой, в систему социальной защиты населения, наряду с индивидом, включены социотехнические (учреждения, благотворительные фонды) и экосоциальные элементы (территориальные районы, муниципалитеты). Данная система достаточно сложно организована, так как ее основной элемент - человек - наделен собственной субъективностью. В связи с этим возникают определённые сложности, сопряженные с практическим применением закономерностей в социальной работе.

Каждая отдельная социальная система, несмотря на свою связь с социальной системой в глобальном ее понимании, сохраняет относительную самостоятельность. Так, система социальной защиты населения существует в определенной степени автономно и наделена собственными закономерностями, принципами и методами.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные положения о методах и формах экономической деятельности предприятий, входящий в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам, на которых строится система, можно отнести следующие:

принцип гуманизма. Он предполагает признание человека и его жизни высшей ценностью, защиту его прав и достоинств, создание благоприятных условий для его существования. Основной целью социальной работы в современных условиях является социально-экономическое благополучие человека;

принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость - это справедливая цена труда, минимизация различий между минимальной и средней заработных платах, недопущение серьезных неравенств в оплатах служащих государственных органов, введение и контроль определенного соотношения между бюджетной сферой и народным хозяйством. Существует две формы данного принципа: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость подразумевает участие всего общества в экономической и политической жизни страны. Другими словами, этот принцип означает одновременное создание как правовых условий защиты предпринимательской деятельности и собственности, так и социально-экономическую поддержку незащищенных слоев населения;

принцип общественной целесообразности. Данный принцип предполагает, что круг людей, подлежащих социальной защите, должен быть строго ограничен теми, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. При нарушении принципа общественной целесообразности в обществе снижается мотивация к труду и растет количество иждивенцев. На практике данный принцип воплощен в систему адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение социальных расходов и величиной отчислений на их финансирование. Отчисления в социальную сферу должны быть пропорциональны основным макроэкономическим показателям, таким как валовый внутренний продукт, фонды оплаты труда, совокупные доходы население и прочие. При дисбалансе данных показателей происходит снижение эффективности общественного производства. Величина социальных пособий не должна быть выше минимального уровня заработной платы. Данный принцип основывается на социальном благополучии населения и расчете экономической эффективности;

принцип приоритета государственных начал в системе социальной защиты. Данный принцип подразумевает, что государство является главным гарантом экономического обеспечения необходимого уровня жизни незащищенных слоев населения. Как правило, средства социальной защиты представлены двумя категориями: ограничителями, не позволяющими определенным показателям (заработной плате, ставкам налогообложения) достичь социально опасного уровня, и системой социальных компенсаций (льготы, рассрочки, субсидии);

принцип экономической самостоятельности. Данный принцип предполагает разграничение полномочий в сфере экономики субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты в минимальном размере должны гарантироваться на федеральном уровне, а выплаты сверх этих показателей - на уровне местных органов власти;

принцип трудовой мотивации оплаты труда;

принцип повышение качества жизни;

принцип возрастания потребностей и другие.

Система социальной защиты населения строится на перечисленных принципах, которые направлены на сохранении оптимального соотношения между производством и потреблением. Механизм социальной защиты населения, основываясь на них, проявляется в форме социально-экономических методов в технологии социальной поддержки.

Следует отметить, что в Российской Федерации зачастую объединены институт власти и собственности, в связи с чем экономическая деятельность учреждений социальной защиты регулируется воздействие сверху вниз. Элементы системы социальной защиты основываются на принципах планирования, демократического централизма и хозяйственного расчета.

Направленность социальной работы на конкретного человека заставляет социальных работников искать эффективные методы, приемы и технологии, направленные на восстановление связей между индивидом и обществом. Социально-экономические методы социальной поддержки - это способы достижения целей социальной работы на основе экономических принципов. От эффективности их применения зависит величина социального эффекта для общества при оптимальных затратах.

В механизме социальной работы экономические методы занимают одно из важнейших мест в связи с тем, что они влияют на главные аспекты концепции социальной защиты: побуждают индивида к само обеспечению и самореализации и, одновременно с этим, оказывают социально-экономическую поддержку в кризисных ситуациях.

На уровне государства социально-экономические методы решают данные проблемы, основываясь на социальной и правовой политике, организации правовых и экономических условий для само обеспечения общества.

Основной экономический метод социальной поддержки населения - это внедрение системы социально-экономических гарантий. Согласно ему, государством устанавливаются минимальные размеры оплаты труда и прожиточного минимума.

В определенные кризисные периоды жизни государство применяет метод компенсации расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов определенному кругу населения в связи с различными катастрофами природного или антропогенного характера, рождением ребенка, уходом за инвалидами и в других ситуациях.

Для социальной защиты населения также используются система льгот, компенсаций и государственных пособий.

Экономика социальной работы также применяет методы экономико-математического моделирования, позитивного и нормативного анализа, экономического эксперимента и другие.

Метод нормативного анализа предполагает изучение и определение научно обоснованных социальных стандартов и нормативов, таких как уровня безработицы и бедности, оптимального размера социальных пособий и пенсий и другие.

Метод позитивного и нормативного анализа определяет взаимосвязи различных экономических явлений (снижение уровня жизни, рост цен).

Экономико-математическое моделирование дает возможность определить причины и выявить закономерности динамики экономических процессов и их последствий для общества, а также позволяет осуществлять их прогнозирование.

При помощи экономических экспериментов рассчитывается эффективность моделей социальной поддержки.

Предпочтение определенного экономического метода зависит от конкретной ситуации, наличия времени и ресурсов, профессионализма специалистов системы социальной защиты населения.

3. Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, входящее в социальное пространство в целом.

Экономическое пространство социальной работы - это социальная система институтов социальной защиты населения, которые обеспечивают условия жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

Взаимоотношения в экономическом пространстве социальной работы должны основываться на справедливом распределении благ, что является гарантией оптимального обеспечения жизнедеятельности его субъектов. Социальная политика не может быть направлена только на нуждающихся в социальной поддержке, а должна учитывать интересы всего общества в целом.

Социальное обслуживание населения ведется по месту жительства и работы, а также в специализированных учреждениях, где находятся социально незащищенные слои населения: инвалиды, престарелые, беженцы, сироты и другие.

Основной функцией социальной сферы является анализ экономических потребностей субъектов, определение экономического потенциала общества на данном этапе развития.

Реализация экономических механизмов социального пространства осуществляется в двух направлениях: государственном и негосударственном. Экономическое пространство социальной работы охватывает экономику системы социальной защиты, экономику здравоохранения, образования, сферы культуры, быта и другие. Каждой из этих сфер присущи свои характерные особенности.

Внутри предприятий формируется собственная материальная база социальной защиты населения путем отчислений в различные социальные фонды; создаются рабочие места; предоставляется жилье; осуществляется материальная поддержка работников и прочее.

Важную роль в социально-экономических отношениях на предприятиях играют профессиональные союзы, значение которых в условиях рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Роль органов территориального общественного самоуправления в финансировании социальных программ, строительстве жилищного фонда, поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для само обеспечения людей также возрастает.

Важной сферой экономического пространства социальной работы является социальное попечительство, в которое входят дома престарелых и инвалидов, детские дома и другие. Данная сфера требует совершенствования механизма материального обеспечения путем привлечения дополнительных средств.

Здравоохранение является важным элементом экономического пространства социальной работы. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные и муниципальные учреждения должны оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся в ней гражданам за счет средств бюджета и других поступлений. Здоровье населения зависит от общего характера общественного развития и общественно-экономических отношений в нем. На сегодняшний день необходимы новые формы взаимодействия различных структур, участвующих в формировании здоровья. Это требует иной организации работы всей системы здравоохранения. Необходимо перестать рассматривать медицинскую помощь как механизма реализации государственной политики в области социальной защиты и выделить ее в отдельную экономическую категорию. Здоровье нации - это один из важных макроэкономических показателей, который оказывает влияние на воспроизводство рабочей силы, и, значит, на процесс материального производства в целом.

Реформирование системы здравоохранения должно основываться на следующих принципах:

увеличение профилактических мероприятий;

плотное взаимодействие медицинской научной работы и практики;

участие населения в принятии решений по вопросам здравоохранения;

множественность путей финансирования отрасли здравоохранения.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о поисках путей дополнительного финансирования медицинских учреждений. Для этого была введена система обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, которая обеспечивает получение необходимого минимума бесплатных услуг медицинской помощи. Помимо этого государством осуществляется финансирование программ охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию системы здравоохранения.

Улучшение системы финансирования прежде всего предполагает рациональное использование финансовых ресурсов в соответствии с предоставляемой бесплатной медицинской помощью населения. При этом финансовые ресурсы должны рассматриваться как инструменты повышения уровня социальной и медицинской помощи. На сегодняшний день в Российской Федерации возможны два варианта финансирования медицинских организаций:

финансирование через страховые медицинские организации;

финансирование напрямую через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях контроля за целевым расходованием средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо введение дополнительных законодательных мер.

Для финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования должен быть закреплен источник финансирования в федеральном бюджете как доля от налога на добавленную стоимость и ее последующее перечисление в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Важным элементом государственной политики в области здравоохранения является планирование, обеспечивающее целесообразное построение системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Широкое применение методов планирования в социальной сфере поможет увеличить эффективность использования ресурсов и более качественно обеспечить потребности граждан в медицинской помощи.

Система образования выступает одним из субъектов экономического пространства социальной работы. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Образование осуществляет две важные функции:

способствует саморазвитию личности;

помогает осуществлять качественное воспроизводство рабочей силы.

Переход к рыночной экономике долгое время в Российской Федерации сопровождался сохранением монополии государства в сфере образования на фоне значительного сокращения финансовых инвестиций в нее. В связи с тем, что развитие образования, как и любой другой сферы, требует непрерывности, она требует значительно больших финансовых ресурсов. В настоящее время наряду с государственным постепенно развивается и рыночный сектор образовательных услуг, действующий на основе закона РФ «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность согласно принятым федеральным образовательным стандартам. Развитие частного сектора образования позволит государству увеличить финансирование приоритетных направлений в сфере образования.

Улучшение экономического пространства в сфере образования происходит путем экономического обеспечения учреждений образования за счет средств государственного бюджета и привлечения дополнительных источников финансирования. Государством принимаются меры по сохранению гарантий получения бесплатного образования на фоне расширения рынка платных образовательных услуг.

Важными элементами экономического пространства социальной работы являются также культура и искусство. В условиях рыночной экономики наблюдается значительное снижение финансирования данных сфер, в связи с чем важное значение принимает пересмотр принципов их финансирования из федерального и местного бюджета. Развитие культуры и искусства в настоящий момент значительно сдерживается в связи с несовершенством законодательной и нормативной базы, налоговой системы.

Важность значение сферы труда и быта определяется тем, что более 50% населения страны занято в народном хозяйстве. Действующее трудовое законодательство уже не способно качественно регулировать трудовые отношения, а государство не справляется со своей ролью социального защитника права граждан на нормальные условия труда и доходы от этой деятельности. Наиболее остро в настоящий момент стоит проблема предоставления социальных гарантий работникам негосударственных предприятий, повсеместно происходят нарушения трудовых прав.

Важнейшим условием высокого уровня жизни граждан является решение вопроса о стабильной занятости населения. Решение проблемы снижения уровня безработицы; поддержки и переквалификации лиц, потерявших работу, предусматривает:

предотвращение массовой безработицы;

осуществление социально-экономической помощи безработным;

контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;

принятие нового трудового законодательства;

ратифицирование конвенции Международной организации труда, устанавливающей стандарты прав работников наемного труда.

Основной функцией государства в сфере социально-трудовых отношений является регулирование взаимоотношений между работодателями и трудящимися.

Немаловажным аспектом регулирования экономического пространства сфере труда является социальное страхование. На сегодняшний день имеется острая необходимость повышения ставок страховых отчислений в фонды оплаты труда.

Статья 40 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин имеет право на жилище. В условиях постоянного роста цен на недвижимость все более возрастает роль государства в выделении бесплатного жилья, либо предоставлении определенных льгот нуждающимся слоям населения. Помимо федеральных органы местного самоуправления также должны принимать активное участие в выполнении жилищных программ.

Система социального обслуживания, в которую входят разнообразные целевые услуги различным слоям населения, также занимает определенное место в экономическом пространстве социальной работы. В условиях рыночной экономики и кризиса данная сфера находится в ведении государства и оказывает свои услуги только категориям населения, находящимися в зоне риска. Данная сфера предоставляет необходимые минимальные гарантии в форме пенсий, льгот и других законодательно установленных выплат.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы требует дальнейшего изучения и совершенствования посредством укрепления взаимосвязей между государством и обществом, а также их координации на основе законодательного регулирования в условиях рыночной экономики.

экономика социальный работа

Заключение

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг.

Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности специализированных органов социальной защиты, направленная на создание условий, обеспечивающих средства существования общества. Основными элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы и контроль за их целевым использованием.

Принципы экономики социальной работы - это обоснованные научно положения о методах экономической деятельности предприятий, входящих в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам относятся принцип гуманизма, социальной справедливости, общественной целесообразности, экономической эффективности и самостоятельности.

Основные принципы, на которых базируется социальная работа закреплены в Конституции РФ, а также в других законодательных и нормативны актах.

В экономическое пространство социальной работы входят различные институты социальной защиты населения, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

описана экономическая сущность и функции социальной работы;

приведены основные экономические приемы социальной работы;

определены экономические принципы социальной работы и их содержание;

охарактеризовано экономическое пространство социальной работы и описаны основные тенденции и пути ее развития.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Бюджетные учреждения: Учебное пособие / под общ.ред. В.В. Семенихина. - М.,2005. - 165с.

Григорьянц Т.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М., 2004. - 264с.

Каменецкий В.А., Патрикеев В.В. Основы социальной экономики. - М., 2010. - 325с.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация управления и администрирование в социальной работе. - М., 2010 - 278с.

Косьмин А.Д., Понятовская А.Г. Экономические основы социальной работы. - М., 2010 - 369с.

Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 233 с.

Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 157 с.

Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

Тагиев М.Х.

Формы и методы регулирования социально-экономического развития регионов: существующая практика и перспективы развития

В современных условиях хозяйствования существует достаточно широкая классификация форм и методов государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

Рассматривая системы управления региональными структурами, нужно обратить внимание на управление социально-экономическим развитием регионов. Как известно социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:

Рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;

Существенные сдвиги в социальной, институциональной, административной структурах общества;

Перемены в общественном сознании;

Перемены в традициях и привычках;

Повышение уровня образования и улучшение здоровья и т.п.

Для реализации этих составляющих в современных условиях необходима система методов регулирования социально-экономического развития регионов страны.

Как известно, при плановой экономике комплекс методов управления развитием регионов России ограничивался преимущественно административными методами, т.е. административными указаниями фактически осуществлялось перераспределение ресурсов между регионами, вследствие чего достигался относительно равномерный его уровень.

Но в при переходе к рыночными отношениям естественно такой комплекс методов не совсем пригоден для решения подобного рода проблем. В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в следующих формах:

1) законодательной;

2) налоговой;

3) кредитной;

4) субвенционной.

Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объемов производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повы-

шаются процентные ставки и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.

К административным методам относятся разнообразные меры по рационализи-рованию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено экономически слабым регионам.

Государство должно оказывать различную поддержку таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь - это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала.

Прямое регулирование подразумевает управление развитием посредством бюджетной политики, прямого финансирования, инвестирования отдельных регионов или отраслей для сдерживания спада или увеличения темпов развития. Это один из способов адресного регулирования (микроинструмент). Наиболее типичный пример такой деятельности государства в регионах - осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкция за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и т.д. Государство должно финансировать также проекты, оказывающие сильное позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в конкретных регионах. В настоящее время значительное число инвестиционных проектов осуществляется на долевой основе с использованием средств региональных бюджетов и частных инвесторов (так называемый "револьверный" принцип финансирования). Федеральная адресная инвестиционная программа, включенная в структуру федерального бюджета на 2003 г., содержит сотни конфетных объектов и предусматривает выделение на инвестиции 23,8 млрд. руб., в том числе на производственные комплексы - 7,0 млрд. руб., на социальный комплекс - 16,8 млрд. руб.

Государство должно оказывать селективную поддержку действующим предприятиям в форме дотирования производимой ими продукции. В первую очередь это

относится к предприятиям государственного сектора. С точки зрения региональной экономической политики важно, где размещаются такие предприятия, в какой региональной ситуации. Финансовая поддержка особенно целесообразна, когда она предотвращает более значительные экономические и социальные издержки в регионе от снижения производства, занятости или банкротства предприятия.

Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Государство как крупнейший покупатель должно сильно влиять на загрузку производственных мощностей, занятость и доходы в разных регионах, реализуя определенные задачи региональной экономической политики. В условиях экономического спада особенно важно обеспечивать заказами градообразующие предприятия, чтобы снизить безработицу и другие негативные социально-экономические последствия. Размещение госзаказа может стимулировать экономический подъем в соответствующих регионах и городах.

Организационная, правовая, информационная поддержка регионов в особых областях деятельности. Наиболее важна такого рода поддержка регионов в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. Прежде всего, это внешнеэкономическая деятельность. Государство должно оказывать помощь регионам в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, в распространении региональных ценных бумаг на мировых финансовых рынках, во включении в международные программы и проекты технического содействия. Как правило, эти формы международного участия регионов реализуются на основе соглашений, заключаемых Правительством Российской Федерации; оно же выступает гарантом возврата кредитов и завершения проектов.

Приведенные меры, принимаемые государством в современных условиях носят преимущественно прямой характер. Сегодня резко возрастает значение методов косвенного (опосредованного) регулирования, осуществляемого через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих на ход развития региональной экономики в России.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что существует совокупность общих методов и форм регулирования развития регионов, которыми государство воздействует на экономическое их функционирование. Но вместе с тем, в современной отечественной и зарубежной литературе приводится совокупность территориальноориентированных экономических регуляторов, действующих на территории, между собой и вновь создаваемым механизмом регулирования экономики, касающегося привлечения иностранных инвесторов, внешнеэкономической деятельности, развития свободных экономических зон, крупного, малого и среднего бизнеса.

Система экономических регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью, формироваться на территории не стихийно, как это происходит в настоящее время, а строго в соответствии с их совместимостью и непротиворечивостью. Под каждый тип района тре-

буется обосновать экономически совместимые наборы экономических регуляторов и льгот, выделив в них блок, посвященный поддержке определенных видов предпринимательской деятельности.

Механизм территориального развития регионов различных типов должен естественно вписываться в формируемую систему государственного регулирования территориального развития и реализовываться на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях в соответствии с выработанной стратегией территориального развития экономики в России и основными приоритетными направлениями ее региональной экономической и социальной политики.

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе выделяют четыре блока территориально-ориентированных экономических регуляторов, оказывающих воздействие на реальный процесс развития регионов: социальный, экономический, экологический и межэтнический.

В социальной сфере - это:

Механизм содействия трудоустройству демобилизованных военных, переселенцев, беженцев из стран ближнего зарубежья и регионов военных конфликтов, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

Формирование социальных фондов национального возрождения малочисленных народов и этнических групп;

Выделение финансовой помощи малоимущим категориям населения из фонда социальной поддержки населения в конкретных регионах;

Изменение районных коэффициентов к зарплате в проблемных регионах.

В экономической сфере:

Для старопромышленных районов:

Освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, конверсию военного производства и НИОКР;

Введение льготной системы амортизационных отчислений;

Субсидирование расходов на переподготовку работников, высвобождаемых в результате рационализации производства, перепрофилирования предприятий и объявления части из них банкротами;

Предоставление налоговых льгот и страховых гарантий иностранным инвесторам, содействующим крупным структурным и технологическим изменениям;

Выделение льготных государственных и коммерческих кредитов;

Внедрение конкурсной контрактной системы;

Реализация комплекса экономических стимулирующих мер по поддержке приоритетных направлений предпринимательства;

Для кризисных (депрессивных) регионов:

Выделение государственных отечественных и иностранных инвестиций и субвенций в рамках федеральных и региональных программ;

Использование средств специальных бюджетных и внебюджетных региональных фондов;

Использование льготных региональных нормативов налоговых отчислений (по налогу на прибыль, НДС и другие) с целью увеличения финансовой базы бюджетов проблемных или приоритетных регионов;

Привлечение частного отечественного и иностранного капитала, а также средств специальных фондов для решения крупных региональных экономических проблем.

Для свободных экономических зон и приграничных районов:

Снижение или отмена таможенных пошлин, экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее (в свободных торговых транзитных зонах);

Введение льготного торгового и таможенного режима, льготного финансирования и налогообложения, стимулирование иностранных инвестиций в производственную сферу (в экспортных промышленных зонах);

Предоставление налоговых, регистрационных льгот и информационных услуг для отечественных и иностранных фирм, особый режим страхования и банковских операций, льготное налогообложение для определенных видов доходов и специальные условия кредитования (в банковских и страховых зонах);

Поддержка внедренческих фирм путем страхования коммерческих кредитов, продвижение на внешний рынок отечественных разработок путем понижения обложения прибыли индексации амортизационных отчислений и других мер по воздействию на экономическую ситуацию (в технологических зонах);

Для регионов, находящихся в экстремальной ситуации:

Предоставление права предприятиям свободно реализовывать на мировом рынке определенную долю продукции (нефти, газа, золота, алмазов);

Увеличение доли валютной выручки, оставляемой в регионах (Дагестан, Кабар-дино-Балкария и т.п.);

Использование специальных региональных фондов и федеральных программ развития регионов;

Механизм гарантий от политических рисков в форме залога в районах с нестабильной ситуацией;

Санкции против районов, прекративших перечислять средства в республиканский бюджет Российской Федерации (прекращение финансирования всех федеральных расходов на территории, прекращение таможенного оформления всех внешнеторговых грузов, отзыв ранее выданных квот и лицензий на вывоз стратегических видов сырья, прекращение выдачи централизованных кредитов), окажут негативное воздействие на экономическую деятельность в регионах.

В экологической сфере:

Введение территориально-дифференцированных плат за пользование землей в городской и сельской местности, курортных зонах;

Реализация государственной программы мониторинга земель, создание многоуровневой системы прогноза устранения негативных экологических процессов (фи-

нансирование за счет федерального бюджета и средств от взимания платы за землю);

Предоставление преимущественного права заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов родовым общинам, семьям отдельных представителей малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания;

Создание особого режима проживания в районах экологического бедствия;

Введение льготных условий приватизации природоохранных объектов;

В сфере национальных и межэтнических отношений:

Предоставление льготного кредитования и возможность приобретения жилья для «репрессированных народов» и переселенцев вследствие межэтнических конфликтов;

Уменьшение ставок платы за кредиты, направляемые на активизацию развития фермерских хозяйств, трудоустройство мигрантов, беженцев из районов военных конфликтов, ближнего зарубежья и пострадавших в период репрессий;

Содействие бесплатной приватизации объектов и территорий традиционных форм хозяйствования малочисленных народов.

Выше приведенная система территориально-ориентированных методов регулирования экономического развития регионов страны отличается от предыдущих более конкретизированной направленностью на достижение той или иной цели с учетом специфики конкретного региона. Исходя из этого, можно сказать, что перед тем как использовать тот или иной метод к конкретному региону, необходимо тщательное многогранное изучение и выявление его особенностей.

Кроме вышеперечисленных методов в современных условиях все большую известность и применяемость в отечественной экономической практике получают про-граммно-целевые методы государственного регулирования территориального развития.

Использование программно-целевых методов вызвано, с одной стороны, невозможностью решить ту или иную крупную межрегиональную или межотраслевую проблему традиционными способами, а с другой - необходимостью увязки целей (подцелей), ресурсов многоцелевого назначения и большого числа исполнителей.

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Программно-целевые методы регулирования социально-экономического развития регионов страны представляют собой действенный инструмент в руках органов государственной власти при решении той или иной важной задачи по ее регулированию.

Таким образом, представленный выше комплекс методов и форм регулирования социально-экономического развития региона включает в себя большое количество конкретных мероприятий и способов решения тех или иных задач в процессе управ-

ления развитием региона. В настоящее время, на наш взгляд, необходимо наиболее полное изучение всех факторов, воздействующих на эффективность использования каждого из них для создания и развития действенного механизма регулирования регионального развития.

Аликберли М.М.. Гаджиев М.М.. Наурханов Х.Я.

Место и роль инвестиций в простейших моделях экономического роста

Эффективное развитие промышленного комплекса предполагает планомерное повышение технико-технологического уровня предприятия, как следствие требований генерируемых как внутренней средой, так и внешней. Стремясь к лидерству, предприятия внедряют новые технологии и оборудование, совершенствуют имеющийся технико-технологический потенциал, с целью повышения конкурентно способности и создания предпосылок для устойчивого развития. Этот процесс имеет системный характер и требует отлаженности механизма финансирования капиталовложений. Развитие финансового рынка существенно расширяет и диверсифицирует источники средств: наряду с внутренними инвестициями появилась реальная возможность привлечения внешних средств. Таким образом, значительные капитальные вложения осуществляются привлечением средств как отечественных, так и иностранных инвесторов, в лице государства, инвестиционных компаний, банков, предпринимателей и так далее.

Привлечённые инвестиции, направленные на развитие технико-экономического потенциала, ведут к повышению эффективности капитальных вложений. Но, чем выше отдача на вложенный капитал, тем больше возможности предприятий по коренному перевооружению, интенсификации процессов и, как следствие, достижение диверсификационных целей.

Любой бизнес можно представить как взаимосвязанную систему движения финансовых ресурсов, вызванного управленческими решениями. Отсюда следует, что поскольку предпринимательская деятельность основывается на авансировании капитала путём инвестирования и реинвестирования его на всех этапах жизненного цикла предприятия, постольку эффективность предприятий связана с управлением, оценкой и анализом эффективности инвестиций.

Построение большинства моделей экономического роста основано на выделении из экономической среды отдельных факторов и определении степени их влияния на результаты функционирования экономики. Несмотря на обобщённость и упрощённость экономических моделей, они позволяют определить основные тенденции динамики экономического развития, выделить ключевые факторы, оказывающие влияние на указанную динамику, а также оценить характер воздействия данных факторов.

Представляется целесообразным рассмотреть основные модели экономического роста.

Под прогнозированием понимается обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также вариантов и сроков их достижения. Прогнозирование позволяет сформулировать ответы на вопросы типа: “Какие ситуации наиболее вероятны в будущем?” и “Какие усилия предпринять для изменения характера и условий деятельности предприятия в целях достижения желаемого результата?”

Процессы прогнозирования и получения адекватных оценок возможных результатов требуют соответствующих эффективных методов. Наиболее эффективными зарекомендовали себя экономико-математические методы, так как они реализуются с использованием современной вычислительной техники и позволяют исследователям получать качественную картину состояния сфер деятельности и количественные оценки изменения показателей хозяйственной деятельности.

В практике прогнозирования наряду с экономико-математическими методами используются аппарат нечеткой логики, теории случайных процессов (цепи Маркова) и методы имитационного моделирования, позволяющие изучать поведение сложных систем, подобных исследуемой ситуации, но имеющих физическую или геометрическую интерпретацию, что существенно облегчает процесс их исследования.

К преимуществам экономико-математических методов следует отнести базирование на многокритериальных оценках. Для экономико-математических методов характерны: возможность получения оценок на основе объективной информации, например статистических данных или результатов количественных исследований рынка; возможность выявления основных тенденций и случайных составляющих в изменении исследуемых процессов. Экономико-математические методы позволяют определять силу и взаимное влияние экономических факторов и на этом строить последующее управление исследуемым объектом.

Многообразие используемых в современном анализе инструментов прогнозирования объясняется наличием у каждого из них своих сильных и слабых сторон: требования к наличию объективных статистических данных; необходимость многократного повторения процедуры прогнозирования; зависимость от субъективных мнений экспертов или исследователей, осуществляющих прогнозирование, и др. Выбор оптимального метода возможен исходя из целей прогнозирования, характера требуемого прогноза, длительности прогнозирования, навыков исследователя и наличия требуемой первичной надежной информационной базы.

Экономические прогнозы могут охватывать все уровни: развитие отдельных предприятий (микроуровень), региональные и отраслевые прогнозы (мезоуровень), прогнозы в масштабе страны (макроуровень).

Существуют различные признаки классификации прогнозов. Прогнозы различаются с учетом горизонта, типа прогнозирования, степени вероятности оценок, способа представления результатов, распределения вероятностей.

В зависимости от горизонта прогнозирования прогноз может разрабатываться на текущий период - до месяца (например, недельные и месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, на 2-3 года (среднесрочный прогноз), на 5 и более лет (долгосрочный прогноз). Долгосрочные прогнозы называют также перспективными.

По типу прогнозирования прогнозы относят к поисковым (вероятностная оценка ожидаемых процессов), нормативным (оценка изменений условий деятельности исходя из общих целей и стратегических ориентиров предприятия) и имитационным, основанным на творческом видении (субъективное, интуитивное видение перспектив прогнозистом).

По степени вероятности различают вероятностные прогнозы с различной степенью надежности ожидаемых процессов и инвариантные, остающиеся неизменными при соответствующих преобразованиях.

По способам представления результатов выделяют точечные и интервальные прогнозы. Точечный прогноз объема продаж - это прогноз конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку предусматривается наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным. Однако такой методикой не предусмотрен расчет ошибки или вероятности точного прогноза, поэтому на практике чаще применяют интервальный метод прогнозирования.

Интервальный прогноз объема продаж предусматривает установление границ, внутри которых будет находиться прогнозируемое значение показателя с заданным уровнем значимости.

Интервалы, учитывающие низкий, средний и высокий уровень продаж, получили названия пессимистичных, наиболее вероятных и оптимистичных.

Распределение вероятностей может быть представлено количеством групп, большим трех.

Прогноз распределения вероятностей связан с определением попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами. Хотя при составлении прогноза существует определенная вероятность, что фактический объем продаж не попадет в указанный интервал, предполагается, что она настолько мала, что может игнорироваться при прогнозировании.

Применительно к поставленной задаче наиболее часто используемые методы прогнозирования можно подразделить на следующие группы: экспертные методы, анализ и прогнозирование временных трендов и казуальные методы. Выбор метода зависит от конкретной ситуации. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и не свободен от недостатков. Одни методы более эффективны в краткосрочном прогнозировании, так как упрощают реальные процессы, не выходя за рамки текущей оперативной деятельности. Использование других методов рациональнее для оценки перспектив развития исследуемых социально-экономических процессов.

Экспертные (эвристические) методы связаны с субъективной оценкой складывающейся ситуации и результативности деятельности предприятия на рынке товаров. Они основаны на интуитивно-логическом мышлении человека в соответствии с его опытом, интуицией, креативным восприятием имеющихся научных и практических данных, исследуемых событий и процессов.

Методы анализа и прогнозирования временных трендов связаны с исследованием временных рядов изолированных друг от друга количественных показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: прогнозов детерминированной и случайной компоненты. Если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция, то разработка первого прогноза не представляет больших трудностей. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.

С помощью казуальных методов делается попытка найти несколько причинно-следственных факторов, определяющих поведение прогнозируемого показателя, например, влияние доходов потребителей и объема продаж на долю рынка. Поиск факторов приводит к построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Применение многофакторного прогнозирования ставит проблему выбора факторов, которая не может быть разрешена чисто статистическим путем и связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса.