Смешанная экономика. Функции и роль государства в смешанной экономике

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Что и как государство делает для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей характеризуется понятием "функции государства". Слово "функция" происходит от лат. и означает исполнение, обязанность, круг деятельности.

Современные государства мира выполняют политическую, социальную, международную и экономическую функции .

Экономическая функция государства заключается в создании предпосылок, необходимых для эффективной экономической деятельности общества. Все функции государства тесно взаимосвязаны. Но, по мнению экономистов, экономическая функция является важнейшей, поскольку отсутствие надлежащего экономического потенциала или низкая эффективность его использования препятствуют реализации других общественных функций.

Экономические функции государства в современной смешанной экономической системе можно сгруппировать по следующим пяти направлениям.

1. Эмиссионная функция. ее сущность заключается в обеспечении экономики необходимым количеством денег. В этой сфере государство является монополистом и противостоит большому количеству покупателей, которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса государство осуществляет денежно-кредитную политику.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между производителями и покупателями товаров, регламентирует осуществление отдельными предприятиями внешнеэкономической деятельности, определяет обязанности предприятий перед государством и т.д. Опираясь на экономическое законодательство, государство выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.

3. Устранение недостатков рыночного саморегулирования. Механизм рыночного регулирования обеспечивает эффективное распределение ресурсов только при определенных идеальных условиях. Распределение ресурсов, при котором ни один из субъектов рынка не может улучшить своего состояния, чтобы не ухудшить состояния других субъектов рынка, называется эффективным (оптимальным) по Парето (Вильфредо Парето (1848-1923) - выдающийся итальянский экономист).

Однако в экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимального по Парето использование ресурсов. Такие условия и создают недостатки (провалы, несостоятельность) рынка.

Изъяны рынка возникают вследствие несостоятельности конкуренции; неспособности рынка обеспечивать людей общественными товарами; внешних эффектов; неполноты рынков; несовершенство информации; экономической нестабильности.

Несостоятельность рыночного саморегулирования обеспечить эффективный по Парето распределение ресурсов компенсируется государственным регулированием экономики. С этой целью государство осуществляет защиту конкуренции, обеспечивает людей общественными товарами, реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий), участвует в решении проблем неполноты рынков, формирует информационную инфраструктуру рынка, осуществляет стабилизационную политику .

4. Перераспределение доходов. Экономика, оптимальная по Парето, констатирует состояние, за которым экономические ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Но эффективное распределение ресурсов еще не означает эффективного распределения доходов между членами общества. Конкурентные рынки способны порождать неравномерность распределения доходов и даже полный недостаток средств для существования в нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение через разнообразные социальные программы в форме трансфертных платежей. Кроме того, государство может регулировать индивидуальные доходы через влияние на процесс формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, введение прогрессивно-пропорциональной формы налогообложения, индексация доходов с учетом инфляции, регулирование цен на товары и услуги первой необходимости и т. д.).

5. Обеспечение обязательными товарами. Товары (правила поведения), которые государство обязывает людей использовать (придерживаться), называются обязательными товарами. Важным аргументом в пользу государственного вмешательства в экономику является известная истина, что человек способен действовать вопреки собственным интересам (например, люди курят, употребляют чрезмерное количество алкоголя, нарушают правила дорожного движения, потребляют вредные для здоровья продукты и тому подобное). Взгляды, согласно которым государственное регулирование необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими. Сторонники патернализма считают, что "оставленные на произвол судьбы" люди способны вредить не только себе, но и другим членам общества.

Реализация экономических функций государства осуществляется через механизм бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, ценовой, социальной, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики .

Примечания

1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - 316 с.

Необходимость политической функции государства вытекает из самой сущности государства как политической формы организации общества. Политическая функция государства состоит в обеспечении целостности и сохранении общества, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития. Игнорирование политической функции способно порождать политическую нестабильность, социальные конфликты и хаос в экономической сфере. При таких условиях любое государственное управление и государственное регулирование экономики не может быть и речи.

Социальная функция государства заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Выполнение социальной функции предусматривает: создание государством условий для воспроизводства и развития человека (демографическая политика, образование, воспитание и тому подобное); формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека; стимулирование творческого роста человека; воплощение в жизнь принципов социальной справедливости и прочее.

Международная (внешняя) функция государства заключается в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового сообщества. Внешняя политика должна учитывать геополитические обстоятельства, которые определяют судьбу народов, а также извечные национальные интересы. Государство должно осуществлять международную функцию в стратегических параметрах, налаживать нормальные отношения с другими странами вдоль своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с как можно большим количеством государств, способствовать развитию международных организаций. Благоприятное международное положение создает условия для конструктивного развития любой страны.

2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. Есть. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К. : КНЭУ, 2000. - С. 10-12.

Для защиты конкуренции и ограничения монополистических тенденций государство осуществляет антимонопольную политику. Она реализуется на основании антимонопольного законодательства, которое дает правовую оценку следующих явлений: злоупотребления монопольным положением на рынке; неправомерность некоторых соглашений между предпринимателями; дискриминация предпринимателей органами власти и управления; недобросовестная конкуренция. Нормативно-правовыми актами также регламентируются средства государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, ответственность за его нарушение и т. д.

Другим является отношение государства к естественных монополий. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма способна обеспечить весь рынок товарами, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы конкурирующие фирмы. При таких условиях конкуренция становится нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не можно было бы реализовать, а следовательно, затраты на единицу продукции стали бы слишком высокими. Соответственно росли бы и цены.

Возможным средством обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополий есть альтернатива: государственная собственность - государственное регулирование.

Одной из важнейших функций государства является производство чистых и смешанных общественных товаров. Четко разграничить общественные, смешанные и частные товары - сложная задача, решение которой зависит от многих факторов: исторических, политических, экономических, демографических, идеологических и т. п. Однако такое разграничение является необходимым по двум причинам. Во-первых, сфера производства чистых общественных товаров приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора. Во-вторых, сфера производства смешанных общественных товаров является ареной конкуренции общественного и частного секторов. В отличие от других субъектов экономических отношений государство имеет законное право изымать доходы через налогообложение. Именно налоги и являются источником финансирования производства общественных товаров. Следовательно, возмещение расходов на производство общественных товаров осуществляется за счет налогоплательщиков.

В современном мире государство как субъект экономических отношений обеспечивает предоставление таких общественных услуг (товаров): государственное управление (в том числе государственное регулирование экономики), оборона, безопасность (человека, государства, общества), социальная защита, охрана здоровья, физическая культура, спорт, образование, фундаментальные научные исследования, культура, искусство, охрана окружающей среды и т. др.

Государство реагирует на возможность возникновения негативных эффектов (экстерналий) в разные способы. В некоторых случаях она регламентирует права и обязанности субъектов рынка. На практике это достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Так, государство устанавливает нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, а также ограничения по загрязнению воздуха, воды и тому подобное. Кроме того, государство может использовать различные формы и методы регулирования цен, которыми предусматриваются взыскания штрафов с предприятий, которые создают негативные экстерналии, и вознаграждение тех предпринимателей, которые создают позитивные экстерналии. Государство не может оставаться равнодушной к негативным внешним эффектам, но выбор оптимальных форм воздействия также не может быть шаблонным - он определяется спецификой конкретной ситуации и целесообразностью.

Государство принимает активное участие в решении проблем неполноты рынков. Для этого она осуществляет координацию действий потенциальных производителей и потребителей. Наиболее распространенными формами такой координации являются макроэкономические планы, государственные целевые комплексные программы, государственные закупки товаров (услуг) и тому подобное.

Обычной практикой для индустриально развитых стран является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Информация в основном является общественным товаром. Предоставление информации любому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует бесплатного распространения информации или, точнее, плата за информацию должна покрывать расходы на ее предоставление. Если через информационную асимметрию потребитель в состоянии защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов как покупатель, он может попробовать это сделать через механизм управления общественным сектором как избиратель.

Государство осуществляет стабилизационную политику. В основу стабилизационной функции государства возлагается то обстоятельство, что уровень производства зависит от уровня совокупных расходов. Расходы частного сектора могут быть либо недостаточными для достижения полной занятости, или чрезмерными. В первом случае возникает избыточная безработица, во втором - инфляционный рост. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, во втором - сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика.

3. Бандур С.И., Заяц Т.А., Терон И.В. Современная региональная социально-экономическая политика государства: теория, методология, практика. - К.: РВПС Украины HAH Украины. - ООО "ПРИНТ ЭКСПРЕСС", 2002. - 250 с.

Замечание 1

Выделяют следующие основные функции государства в современной смешанной экономике.

  1. Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность;
  2. Повышение эффективности экономической системы;
  3. Управление внешними явлениями и общественными товарами;
  4. Представление правильной информации;
  5. Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации;
  6. Гранты, субсидии и социальные выплаты;
  7. Макроэкономическая стабилизация;
  8. Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики;
  9. Государственное вмешательство в механизм цен;
  10. Представление страны на международном уровне.

Рассмотрим особенности каждого из них.

Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность

Чтобы рынок мог работать качественно, государство должно создать рамки законов и обеспечить их исполнение, Например, оно обеспечивает существование и защиту прав частной собственности, устанавливает каналы для разрешения разногласий. Государство предоставляет экономические свободы и равные возможности для экономических операторов. Эти лица должны быть признаваемы исключительными собственниками конкретных благ или обладать привилегией вести себя определенным образом по отношению к ним. Это, в свою очередь, потребует от правительства выполнения определенных вспомогательных действий. Суды и полицейские силы надобны для обеспечения выполнения контрактов, ненасильственного поведения, свободы от воровства и внешней агрессии и отстаивания прав собственности.

Повышение эффективности экономической системы

Важной функцией правительства является помощь в социально желательном распределении ограниченных ресурсов. Правительственное вмешательство необходимо прежде всего для обеспечения оптимальной коррекции каждого отказа рынка. А нарушения рынка связаны с деградацией совершенной конкуренции или затруднении его применения к общественным благам. Это и ситуации, когда рынок не может эффективно распределять ресурсы (дороги, медицинское обслуживание, охрана полиции, уличное регулирование и освещение, канализация).

Управление внешними явлениями и общественными товарами

Государство вмешивается, когда возникают рыночные неудачи, которые препятствуют эффективному результату. Нерегулируемый рынок может производить слишком много загрязнения воздуха, воды и земли, а также выбросы парниковых газов, предоставляя слишком мало ресурсов для инвестиций в общественное здравоохранение или знания. Оно контролирует справедливость адресации внешних издержек. Внешние издержки - это стоимость, убыток или выгода, наложенная транзакцией на кого-то, кто не являлся стороной сделки. Контроль внешних факторов является одной из важных функций правительства.

Общественные товары (удовлетворяющие коллективные потребности) , по необходимости, должны предоставляться правительством. В противном случае возникнет проблема свободного райдера, то есть большинство людей будут потреблять такие товары без каких-либо платежей с полной неясностью относительно источника их восстановления или поддержания.

Представление правильной информации

Знания и информация теперь рассматриваются как отдельный фактор производства, новая форма капитала, особенно после недавней информационной революции во всем мире. И когда в условиях неопределенности потребителям необходимо собрать соответствующую информацию, чтобы иметь возможность принять правильное решение, правительство должно содействовать этому.

Именно поэтому предприятия по переработке пищевых продуктов по закону обязаны предоставлять информацию о ингредиентах пищевых продуктов и об энергоэффективности бытовых приборов, таких как водяные охладители и стиральные машины. Аналогичным образом, фирмы, производящие жизненно важные лекарства и фармацевтические препараты, должны предоставлять правительству достаточную информацию о безопасности и полезности новых лекарств, прежде чем они могут быть коммерчески введены.

Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации

Держава производит перераспределение доходов аккумулированных с помощью налогов и передаваемых через различные виды денежной поддержки, например пособия по безработице или инвалидности. Ведь даже когда невидимая рука работает плавно и эффективно, свободная игра рыночных сил создает еще эту проблему - проблема неравенства доходов.

Замечание 2

Фактически, рыночная система представляет собой систему вознаграждений и штрафов. Он вознаграждает эффективных, то есть тех, кто может правильно читать рыночные сигналы и производить товары, которые большинство людей хочет купить по равновесной цене. В то же время он наказывает неэффективных, то есть тех, кто неправильно считывает сигналы и производит товары, которые большинство людей не хочет покупать.

Это неравенство в распределении доходов является фактом жизни. К этому мы должны добавить неравенство в распределение собственности, богатство, которое возникает по разным причинам: законы наследования (собственности), удачи, талантов и усилий. И одним из важных экономических функций современного правительства является перераспределение доходов (и богатства) от богатых до бедных.

Гранты, субсидии и социальные выплаты

Правительства также присуждают гранты, которые предоставляют фирмам исключительные права на национальный ресурс или на производство товара или услуги. Правительства также часто решают поддержать некоторые фирмы и целые отрасли по сравнению с другими. Эта поддержка часто предоставляется в виде субсидии. Субсидии правительств охватывают широкий спектр фирм и отраслей: музеи, общественное телевидение и радиостанции, услуги автобусных и пассажирских поездов, общественные парки, автомагистрали и мосты, а также университеты.

Макроэкономическая стабилизация

Правительство несет ответственность за предотвращение экономических колебаний путем разумного и надлежащего использования денежных и фискальных мер, а также жесткого регулирования финансовой системы. Оно обязано сгладить взлеты и падения бизнес-цикла, чтобы избежать либо крупномасштабной безработицы в нижней части цикла, либо ускорения инфляции цен в верхней части цикла и должно беспокоиться о содействии долгосрочному росту экономики

Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики

Государство само по себе или путем найма частных компаний обеспечивает доставку общественных благ и услуг, таких как образование, национальная оборона или внутренняя безопасность. Также обеспечивает адресно предоставление некоторых товаров и услуг, необходимых для людей, но не выгодных для компаний.

Государственное вмешательство в механизм цен

Это имеет важное значение, поскольку контроль над ценами и контроль ценами включают в себя ценовой диапазон (этаж, от минимальной до максимальной цены) или ценовой потолок (если установлен только её максимум и ценовой механизм, связанный с спросом и предложением Механизм цен разрешен к работе, но в некоторых случаях механизм цены не работает или действует против общественных интересов и, значит, требует упорядочивания.

Представительство страны на международном уровне

В последние годы международная торговля и инвестиции стали гораздо более объёмными и правительство играет важную роль, представляя интересы нации на международном уровне, заключая выгодные соглашения с другими странами по широкому кругу вопросов.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя-

зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По-

вышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и эконо-

мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного

конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор-

ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации

уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи-

мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и

среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи-

ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для

функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и

поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное

развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част-

ной собственности, свобод.

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз-

вития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили-

зационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать

доходы трудящихся.

Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек-

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен-

ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте-

ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож-

дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с

оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи-

рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и

потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов

в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью

(неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая

неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу

продукции.

Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по-

требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно,

как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации,

ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован-

ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и



целесообразны.

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по-

крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули-

рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи-

мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать

не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер

такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы

между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом

случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж-

ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете-

ние оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли

– отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе-

ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи-

ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла-

готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч-

ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин-

тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы

добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со-

знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии

их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех,

кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за-

то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей



Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат

к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но

для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для

прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор,

и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов

рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-

стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен-

ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его

органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос-

ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре-

шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают

государственные субсидии.

Контрольные вопросы 

 Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

 Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще-

ство государственных предприятий и организаций?

 В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры-

ночного хозяйства?

 Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической

 Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

 Каковы причины и условия возникновения естественной монополии?

Как можно преодолеть ее последствия?

 Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче-

му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра-

зом их можно преодолевать?

 Что такое неполнота рынков?

 При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия?

Можно ли ее нейтрализовать?

 Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови-

ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто-

 Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном

доходе и капитале нации?

 Как оцениваются масштабы общественного сектора?

 Насколько доля общественного сектора в национальной экономике

различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до-

 Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период

перехода к рынку?

Тестовые задания 

1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако-

номерности и практические проблемы, связанные с производством обще-

ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения

социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов».

2. Экономика общественного сектора предполагает, что:

а) государство функционирует в рыночной среде;

б) цели государственных органов и способы их достижения, а также

стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются

интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

в) государство использует финансовые инструменты реализации своих

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Общественный сектор включает:

а) только организации, находящиеся в собственности государства;

б) только доходы и расходы бюджета;

б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении

государства.

4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще-

ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются

прибыльными».

5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель-

ности состоит в том, что:

а) обладает правом принуждения;

б) имеет публичную власть;

в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо-

6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве-

а) тенденции к установлению монопольной власти;

в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом;

г) внешние эффекты (экстерналии);

д) неполнота информации.

7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как

побочный эффект от деятельности других лиц или организаций?

а) неэффективность рынка;

б) внешние эффекты;

в) ассиметрия информации.

8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить

диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно

осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто-

роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением

ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку-

рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от-

сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный

сектор занимает прочное положение в:

а) образование;

б) здравоохранение;

в) энергетика;

г) транспорт;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится:

а) высокие затраты на получение информации;

б) ненадежность получаемой информации;

в) неспособность экономических агентов переработать информацию;

г) нет верного ответа.

12. К провалам государства не относятся:

б) несовершенство политического процесса;

в) внешние эффекты;

13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ-

ства, как:

а) ограниченность доступной информации;

б) несовершенство политического процесса;

в) неспособность государства полностью контролировать деятельность

контрагентов;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации,

когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ-

Рефераты и доклады 

2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.

Для заметок 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 2: Общественные блага

1. Свойства общественных благ.

2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

3. Государство как поставщик общественных благ.

Ключевые понятия : общественное благо, несоперничество, неисключае-

мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол-

лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу-

бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника»,

коллективное действие, избирательный стимул.

Основные функции государства в смешанной экономике

Идеи смешанной экономики, которые появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, повсеместно использовались во многих странах, отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни государства и особенно усилились после Второй мировой войны.

Понятие «смешанная экономика» имеет множество трактовок.

Первое понятие делает ударение на предпринимательстве и государственном секторе экономики, на многообразии её форм собственности.

Второе понятие определяется как проблема сочетания рынка, рыночного механизма и государственного вмешательства экономики.

Третье понятие определяется совокупностью частного капитала и государственных социальных гарантий.

Четвёртое понятие определяется как соотношение экономических и социальных структур в современном обществе.

Все эти понятия смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу, они только отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Характер смешанной экономики проявляется не столько в разнообразии структурных элементов, но и в образовании определённых форм их сочетания в экономике.

Сегодня смешанная экономика определяется как целостная система, которая выступает в виде обычной формы современного развитого общества.

Элементы, из которых она состоит, строятся на производительных силах и аспектах социально-экономического развития, которые требуют дополнить рынок государственным вмешательством, а предпринимательство дополнить социальными гарантиями.

В разных странах складывались разные модели смешанной экономики, отличающихся друг от друга своими национальными коэффициентами смешениями разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальных гарантий. Это определение зависит от многих факторов:

Уровня и характера материально-технической базы,

Исторических и геополитических условий формирования общества,

Национальных, исторических и социально-культурных особенностей страны,

Влияния тех или иных социально-политических сил.

Существует несколько моделей смешанной экономики. Рассмотрим наиболее яркие примеры моделей смешанной экономики.

1. американская модель -- либеральная рыночная модель, в которой основную роль играют частная собственность, рыночный механизм, мотивации, высокий уровень социальных гарантий.

2. германская модель -- модель социального рыночного хозяйства, где усиление конкуренции соединяется с созданием социальной политики. В этой модели государство не устанавливает экономические цели, а только создаёт стабильные правовые и социальные условия для реализации экономических целей и задач.

Государство в германской модели экономики рассматривается как источник и защитник правовых норм, способных эффективно регулировать рыночные отношения.

Коротко перечислим следующие черты, характеризующие германскую модель смешанной экономики:

Индивидуальная свобода как принцип работоспособности рынка и децентрализованного принятия решений;

Социальное равенство, как рыночное распределение доходов, определяемое объемом вложенного капитала, в сочетании с сильной социальной политикой;

Мотивация капиталовложений в экономику страны;

Реализация структурной политики;

Поддержка честной конкуренции.

Все эти особенности германской модели смешанной экономики вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики.

3. Японская модель смешанной экономики определяется как сочетание, корпоративного капитала с активным государственным регулированием в экономическом развитии и реализации социальных программам;

4. шведская модель - это модель социально-демократической экономики, где государство берёт на себя роль верховной социально-экономической силы. Демократически избранная государственная власть получает все полномочия по регулированию социально-экономической жизни.

В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих формах:

Смешанная экономика слаборазвитых стран, в которых смешение вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

Смешанная экономика развитых стран.

Отсюда можно сделать вывод что, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе смешанной экономики.

Расширение функций государства при сохранении рыночной свободы обеспечивается увеличившейся сложностью социально-экономического процесса. Многие основные проблемы сегодняшнего общества не могут эффективно решаться при помощи только рынка. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие оказывают социальные институты такие как, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.

Вмешательство государства в рыночную экономику всегда различалось на разных этапах ее становления и развития. В период формирования и становления рынка в XVII-XVIII веках основное в то время экономическое учение, меркантилизм, основывалось на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования экономики для лучшего развития производства и сбыта выпускаемой продукции.

С развитием рыночных отношений, усилившийся класс предпринимателей, стал считать государственное регулирование как помеху в своей деятельности. Стали появляться идеи экономического либерализма, которые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов».

По мнению Адама Смита, рыночная система может самостоятельно регулироваться в целях личного интереса в стремлении к прибыли. Личный интерес здесь выступает как главная мотивация экономического развития.

Одна из множества идей учения Адама Смита гласит о том, что экономика будет действовать намного эффективнее, если исключить её регулирование государством. Мнение Адама Смита заключалось в том, что, поскольку главным регулятором является рынок, соответственно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Однако последователи А. Смита исходят из тезиса о необходимости выполнения государством определённых функций, понимая, что есть сферы, с которыми рыночный механизм просто справится. Это касается производства товаров и услуг, потребляющихся обществом. Разумеется, что государство должно взять на себя заботу о производстве продукции и организовать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, не решаемых рыночными отношениями, относятся внешние эффекты, регулирующие прямой контроль и регулирование государства.

Экономическая практика подтвердила существование ситуации, когда рынок не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Главной причиной этого можно назвать расположение рынка к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали необходимыми выработка и применение государством антимонопольного законодательства.

Кроме того, рыночное распределение благ неизбежно приводит к неравенству доходов и социальной незащищённости. Это неравенство является причиной возникновения серьёзных социальных конфликтов.

Важный этап в понимании роли государства в условиях рыночной экономики был связан с выдающимся английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Его идеи доказали невозможность саморегулирования экономического процесса, необходимость государственного регулирования как средства, способного привести в равновесие совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса и способствовать ее стабилизации.

В практике экономическую политику проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века показало, что появилась необходимость расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. Целью государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий свободной деятельности: конкуренция должна поддерживаться везде, где возможно, а регулирующее вмешательство государства - присутствовать везде, где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и в каждой модели они различны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких глобальных масштабах, что в реальности просто невозможно описать весь перечень его экономических функций.

Некоторые экономические задачи государства поддерживают и облегчают деятельность рыночных отношений. В этом направлении необходимо отметить следующие два основных вида деятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественного порядка, способствующих эффективной работоспособности рыночного механизма;

2. Поддержка конкуренции.

Путем выполнения этих задач правительство усиливает и модернизирует работоспособность рыночного механизма. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства:

3. Распределение и перераспределение материальных благ;

4. Контроль за распределением ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

5. Контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на то, что этот перечень функций государства является основой для анализа его экономической роли, очевидно, что большинство государственных форм деятельности и политических мер влияют на все экономические процессы. Программа перераспределения дохода в пользу малоимущих граждан влияет на распределение ресурсов. Снижение государственных военных расходов для ослабления инфляции также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Государство ставит перед собой задачу обеспечения правовой базы и некоторых услуг, которые являются предпосылкой эффективной деятельности рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как:

Предоставление законного статуса частным предприятиям;

Определение прав частной собственности;

Гарантирование соблюдения контрактов.

Государство также устанавливает узаконенные правила игры, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

На законных основаниях государство выполняет функции арбитра в области экономических связей, выявляет случаи нечестной практики и применяет власть для наложения определённых наказаний в виде штрафов и предписаний.

Основные услуги, которые обеспечивает правительство, включают применение правоохранительных структур для поддержания общественного порядка, введение стандартов и нормативов измерения веса и качества продуктов, создание денежно-кредитных отношений, улучшающих обмен товаров и услуг.

Считается, что такая деятельность государства улучшает распределение экономических благ. Мерами, обуславливающими увеличение объема торговли считаются:

Обеспечение рынка средствами обращения,

Гарантирование качества продуктов,

Определение прав собственности

Ответственность за соблюдение условий контрактов.

Эти меры расширяют рынок и позволяют реализовывать более глубокую специализацию в использовании материальных и человеческих ресурсов.

Но есть люди, которые считают, что государственное вмешательство во взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих чрезмерно, и тем самым подавляется экономическая мотивация и подрывается эффективность производства.

Конкуренция является основным регулятором в рыночной экономике. Она диктует производителям продукции и поставщикам ресурсов потребности покупателя. Именно конкуренция через спрос и предложение определяет рыночные цены. Это означает то, что производители и поставщики могут приспосабливаться к желаниям потребителей.

Рост монополии значительно изменяет эту ситуацию. Что же такое монополия? В глобальном смысле это ситуация, при сокращающая число продавцов до такого количества, что каждый продавец самостоятельно может оказать влияние на общий объем предложения, как следствие, на цену товара.

Чем примечательна такая ситуация? Она заключается в том, что, когда конкуренция заменяется монополией, продавцы могут манипулировать ценами на рынке к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.

Этим самым монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и получать за нее более высокие цены, и, как следствие, устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, которые превышают конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.

Когда приоритет производителя заменяется приоритетом потребителя, конкуренция заменяется монополией. В итоге ресурсы распределяются так, чтобы это отвечало интересам монополистов, а не целям удовлетворения потребностей общества в целом. Из чего следует, что монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

Рыночные отношения представляют собой обезличенный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать ещё большее неравенство. Рыночные отношения приносят большие доходы тем, чей труд считается высокооплачиваемым благодаря природным способностям и приобретённым знаниям и профессии, а также тем, кто обладает капиталом и земельными участками. Но в государстве есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, знаниями. Также есть категория социально незащищённых граждан, таких как престарелые, инвалиды, безработные, дети, которые не в состоянии самостоятельно заработать. И для того, чтобы обеспечить эти категории средствами к существованию, необходимо вмешательство государства.

Экономистам известны две тенденции резкого нарушения функционирования рынка:

1. Производство не того количества определенных товаров и услуг,

2. Неспособность выделить какие-либо ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан.

Первая тенденция связана с переливами ресурсов, а вторая -- с государственными, социальными благами.

Когда производство или потребление товара порождает необратимые потери, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды.

Перелив может принести и выгоду. Производство или потребление определенного ряда товаров и услуг может также предопределить не требующие покрытия выгоды перелива, третьим сторонам или обществу в целом.

Существенное значение имеет тот факт, что политическая активность населения, находится в прямом соответствии с уровнем образования.

Существуют определенные виды товаров и услуг, называемых государственными благами, которые рыночная система не собирается производить, поскольку их свойства совершенно противоположны свойствам товаров индивидуального потребления.

Общественные блага такие крупные, что не могут быть реализованы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают.

Получение выгоды от товаров индивидуального потребления базируются на их покупке, выгоды же от общественных благ достаются обществу в результате их производства.

Неприменимость к ним принципа исключения резко отличает общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип исключения можно применить. Например, на такие блага и услуги, как строительство и поддержание в нормальном состоянии дорог, правоохранительные органы, объекты социально-культурного назначения, профилактическое медицинское обслуживание, вполне можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночных отношений.

Но как отмечалось выше, все услуги, влекущие за собой значительные выгоды перелива, предполагают, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. И поэтому правительство берет на себя обязательство по организации их производства и финансирования, чтобы не допустить возникновения дефицита ресурсов в эту экономическую сферу.

Подобные товары и услуги иногда называют общественными благами, из-за которых не прекращаются споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства.

В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на общественные выделяет их недостаточно, как же должен действовать механизм, обеспечивающий их производство?

Общественные блага, в отличие от товаров индивидуального потребления, приобретаются посредством государственных действий, основывающихся на коллективных решениях. И, если быть более точным, виды и объемы производства разнообразных общественных благ определяются в демократическом государстве путем голосования. Объем потребления общественных благ определяется как вопрос государственной политики. Эти коллективные решения, принимаемые на политическом уровне, дополняют решения домохозяйств и предприятий.

смешанный экономика рынок капитал

Список литературы

1. Кемпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. - М., 2006.

2. Рыночная экономика: Словарь-справочник. - Красноярск, 2006.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 2006

4. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., 2007 .

5. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2008 .

6. Экономика /под ред. А.С. Булатова, М., 2007

7. Н.В Нордхаус. «Экономика», Москва, 2006.

8. К.Р. Макконнелл, Л. Брю. «Экономикс», М., 2008.