Школы экономической теории. Экономические школы

    Адвалорный – 3

    Специфический – 2

    Комбинированный - 4

    Альтернативный - 1

Определение:

    Применяется по решению таможенных органов

    Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.

    Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.

    Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.

    Позитивная экономика занимается :

    Выявлением содержательных процессов и явлений.

    Поиском путей выхода из кризиса

    Использованием экономических законов при решении экономических задач

    Определением имеющихся ресурсов.

    Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:

      1. Право пользования

        Право распоряжения

        Право владения

        Право на запрещение вредного использования

    1. Субъекты:

      1. Совет директоров – iii;

        Государство - iv

        Акционер - ii

        Общее собрание акционеров – i

    Каждому из определений дать соответствующее понятие:

    1. Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.

      Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов

      Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.

      Дедукция – метод перехода от общего к частному

    Установить между названиями работ и их авторами.

      1. Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).

        Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).

      1. Фридман Мильтон

        Маршалл Альфред

        Смит Адам

        Кейнс Джон Мейнод

  1. Учение меркантилистов в России разделяют:

    1. Мардвинов

      Посошков

      Ордин-Нащёкин

  2. Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:

      1. Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).

        Неоклассический синтез – (iиз атворов).

      1. Самоэльсон

    Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:

    1. Классическая школа - 3 .

      Меркантилизм – 1 .

      Марксизм - 4 .

      Физиократия – 2 .

    Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами

      1. Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)

        Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)

      1. Риккардо

        Плеханов

      2. Бён-Баверк

    Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :

    1. Предмет роскоши

      Предмет первой необходимости

      Товар-заменитель

Расчёт коэффициента эластичности:

    Пример по расчёту эластичности :

E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ

Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.

    Более сложный пример по ра c чёту эластичности:

Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).

Издержки.

    Таблица :

При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.

    Какое выражение представляет собой предельные издержки?

    1. TVC/∆Q

    Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.

    Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.

    Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.

    Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???

    1. MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

Практические задания

Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

Рисунок 1 – Развитие экономической теории

Тестовые задания:

1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) историческая школа;

г) австрийская школа;

д) школа физиократов.

2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

а) неоклассики;

б) неокейсианцы;

в) представители исторической школы;

г) институцианалисты;

д) монетаристы.

3. Историческая последовательность экономических школ:

а) меркантилизм;

б) маржинализм;

в) классическая школа;

г) физиократы;

д) институционализм.

4. Хронологическая последовательность экономических школ:



а) классическая школа;

б) кейнсианство;

в) «молодая» историческая школа;

г) институционализм;

д) «старая» историческая школа;

е) неолиберализм.

5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

а) в возрастании производимых материальных благ;

б) в накоплении драгоценных металлов;

в) в наращивании материальных и духовных благ;

г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

д) в уровне развития с/х производства;

е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

2. Этапы развития меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Особенности развития меркантилизма в России.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

Практические задания:

Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

меркантилизмом


Продолжение таблицы 1.

Тестовые задания:

1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

а) заграничные инвестиции;

б) внешняя торговля;

в) положительное сальдо торгового баланса;

г) превышение экспорта импортом.

2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

а) торговли;

б) производства;

в) промышленности;

г) транспорта;

д) обращения.

3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) Д. Рикардо.

4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) функциональный;

б) причинно-следственный;

в) эмпирический;

г) эвристический.

6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) А.Л. Ордын-Нащокин;

г) А. Монтекретьен;

д) У. Петти;

е) Д. Рикардо.

7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

а) при добыче драгоценных металлов;

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

д) в материальном производстве.

8. Ранние меркантилисты:

а) Фома Аквинский;

б) У. Стаффорд;

в) А. Монкретьен;

г) Ф. Кенэ;

д) Г. Скаруффи.

9. Представителями позднего меркантилизма являются:

а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

б) Мен Т. и Монкретьен А.;

в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

г) Петти У. и Буагильбер П.;

д) Локк Дж. и Ло Дж.

10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Мена;

в) П. Буагильбера;

г) А. Монкретьена;

д) Ф. Кенэ.

11. Основоположниками количественной теории денег являются:

б) Р. Кантильон;

в) Ж. Тюрго;

д) А. Монкретьен.

12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) эмпирический;

б) причинно-следственный;

в) функциональный;

г) эвристический.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

2. Монкретьен А.

4. Тюрго Ж.

6. Рикардо Д.

708. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя распределение доходов определяется:

¨ южертвамиШ владельцев факторов производства

¨ ювоздержаниемЦ владельцев факторов производства

þ в соответствии с вкладом каждого из факторов производства

¨ степенью эксплуатации труда капиталом

þ платой за услугу труда, капитала, земли

709. Согласно "закону Сэя":

þ обмен продукта на продукт ведет к равновесию рынка

¨ стоимость товара определяется издержками производства

¨ товары обмениваются в соответствии с затратами труда

¨ обмен товаров происходит на основе их полезности

þ цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью

þ в рыночной экономике не может быть несоответствия между спросом и предложением

710. Согласно "закону народонаселения" Т. Мальтуса:

¨ рост населения отстает от промышленного производства

þ население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие - в арифметической

¨ средства существования увеличиваются в геометрической прогрессии, а население - в арифметической

¨ население сокращается с ростом технического прогресса

þ главная и постоянная причина бедности - скупость природы и чрезмерно быстрое размножение человеческого рода

¨ Смитом А.

¨ Сэйем Ж.Б.

¨ Миллем Дж.

þ Мальтусом Т.

þ Сисмонди С.

712. Из "доктрины недопотребления" Т. Мальтус делал вывод о необходимости:

¨ сокращения потребления непроизводительными слоями общества

þ расширения непроизводительного потребления

¨ увеличения потребления рабочими и предпринимателями



¨ повышения зарплаты рабочим

þ увеличения налогообложения для уменьшения накопления капитала

713. Согласно Т. Мальтусу уровень жизни рабочих определяется:

¨ активностью профсоюзов

¨ социальными законами

þ естественными (биологическими) законами

¨ соотношением сил между трудом и капиталом

þ южелезным законом заработной платыл, вытекающей из его теории народонаселения

714. Нравственный аспект политической экономии нашел отражение в трудах:

¨ Мальтуса Т.

¨ Сэя Ж.Б.

þ Сисмонди С.

¨ Милля Дж.

þ Листа Ф.

715. Возникновение безработицы связывали с техническим прогрессом:

¨ Мальтус Т.

þ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Рикардо Д.

716. Смягчение кризисов перепроизводства в капиталистической экономике С. Сисмонди связывал с:

¨ увеличением непроизводительного потребления

¨ сокращением непроизводительного потребления

þ развитием мелкотоварного производства

¨ расширением импорта

þ обеспечением равенства величин национального дохода и годового производства благ

717. Процент как вознаграждение за "жертву" капиталиста рассматривали:

¨ Мальтус Т.

¨ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Милль Дж.

þ Сениор Н.

718. Труд, затраченный на рабочую силу, ее квалификацию, рассматривался в качестве производительного:

¨ Мальтусом Т.

þ Шторхом А.К.

þ Миллем Дж.

¨ Марксом К.

¨ Сисмонди С.

719. Первыми высказали идею о функциональных связях рыночной цены, спроса и предложения:

¨ Мальтус Т.

þ Милль Дж.

¨ Маркс К.

¨ Сисмонди С.

þ Курно А.

720. Возможность реформирования отношений распределения посредством законодательных актов и обычаев была высказана:

¨ Марксом К.

þ Миллем Дж.

¨ Мальтусом Т.

¨ Оуэном Р.

þ Сисмонди С.

721. Теорию прибавочной стоимости разработал:

¨ Сисмонди С.

¨ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

722. Теория абсолютной ренты во взаимосвязи с дифференциальной рентой дифференциальной ренты была разработана:

¨ Рикардо Д.

þ Марксом К.

¨ Миллем Дж.

¨ Оуэном Р.

¨ Смитом А.

723. Первыми на антагонизм между интересами индивида, коллектива и общества обратили внимание:

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

þ Фурье Ф.

¨ Радищев А.

724. Положение о том, что на рынке продается не труд, а рабочая сила, впервые обосновал:

¨ Сен-Симон К.

¨ Энгельс Ф.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

¨ Рикардо Д.

725. Проблема средней нормы прибыли впервые была рассмотрена в трудах:

þ Тюрго Ж.

þ Маркса К.

¨ Фурье Ф.

¨ Оуэна Р.

¨ Сисмонди С.

726. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

¨ Рикардо Д.

¨ Смитом А.

þ Марксом К.

¨ Сен-Симоном К.

¨ Миллем Дж.

727. Проблему полной реализации общественного продукта Т.Мальтус связывал с:

¨ производительной частью общества

¨ рабочим классом

þ непроизводительной частью общества

¨ классом капиталистов

þ ютретьими лицамиф

728. Первыми среди представителей классической политической экономии, кто обратился к теоретико-методологическим проблемам социализма, был:

¨ Рикардо Д.

¨ Милль Дж. С.

þ Маркс К.

¨ Мальтус Т.

þ Энгельс Ф.

729. Бедственное положение трудящихся и безработицу Т.Мальтус стремился объяснить:

¨ процессом перенакопления капитала

¨ эксплуатацией труда капиталом

þ естественным законом народонаселения

¨ непроизводительным потреблением мтретьих лицж

þ низкими темпами роста продовольственных продуктов

730. Главными направлениями реформирования общественных отношений Дж.С.Милль считал:

þ изменение законов распределения

¨ изменение законов производства

þ ограничение прав наследования

þ социализацию земельной ренты при помощи земельного налога

731. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

þ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Сэй Ж.Б.

¨ Милль Дж.С.

732. Причиной минимально возможного уровня оплаты труда рабочих Ж.Сисмонди считал:

þ занижение цены труда капиталистами

þ эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами

¨ избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

¨ рост органического строения капитала

¨ высокий уровень конкуренции на рынке труда

733. Из идей о совершенствовании экономических отношений П.Прудону принадлежит:

¨ переход к общенародной собственности

þ упразднение денег и введение вместо них банков обращения

¨ развитие кредитно-денежных отношений

¨ упразднение частной собственности

þ организация Банка народа и беспроцентного кредита

734. Причину социальных бедствий Р. Оуэн видел в...

¨ недостаточном развитии производительных сил

¨ противоречии между трудом и капиталом

þ недостаточном развитии просвещения

þ частной собственности

¨ отсутствии государственного регулирования

735. Идею экономической системы с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин выдвинули:

þ Фурье Ф.

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

736. Формации: дикость, античное общество, феодализм, капитализм, "индустриализм" (социализм) первыми выделили:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

¨ Кампанелла Т.

737. Родоначальниками положения, согласно которому основу общества составляют отношения собственности, являются:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

738. Идея распределения дохода по труду, капиталу и таланту принадлежит:

¨ Сисмонди С.

¨ Сен-Симону К.

þ Фурье Ф.

¨ Оуэну Р.

þ Марксу К.

739. Историческая последовательность экономических школ:

1. меркантилизм

2. физиократы

3. классическая школа

4. маржинализм

5. институционализм

Маржинализм и неоклассика

740. Производительным трудом по мере развития экономической мысли признавался труд:

1. при добыче драгоценных металлов

2. в торговле

3. в сельском хозяйстве

4. в материальном производстве

5. как в материальной, так и в нематериальной сферах производства

741. Представители классической школы политэкономии в хронологическом порядке по мере ее возникновения и развития:

1. Петти У.

2. Буагильбер П.

4. Рикардо Д.

5. Сэй Ж.Б.

6. Милль Дж.

742. Принципы максимизации прибыли фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции были сформулированы:

þ Курно А.

¨ Джевонсом У.

¨ Фишером И.

¨ Госсеном Г.

þ Робинсон Дж.

743. Маржиналисты изучали:

¨ национальную экономику

¨ отдельные отрасли

¨ международную экономику

þ экономику отдельной фирмы

þ поведение индивида в условиях рынка

744. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования являтся:

¨ теория трудовой стоимости

¨ теория издержки

¨ теория вменения

þ субъективная полезность

þ ценность

745. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

þ Курно А.

¨ Маршаллом А.

¨ Визером Ф.

¨ Менгер К.

¨ Тюненом И.

746. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

¨ Менгер К.

þ Госсен Г.

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Вальрас Л.

þ Бутовский А.И.

747. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

¨ количеством труда, затраченного на производство товара

¨ соотношением спроса и предложения на производный товар

þ наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса

¨ издержками производства

¨ ценой используемых ресурсов

748. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Визер Ф.

þ Вальрас Р.

¨ Фишер И.

þ Маршалл А.

749. Разработчиками принципов предельной производительности труда и предельной производительности капитала являлись:

¨ Джевонс У.

þ Тюнен И.

¨ Бем-Баверк Е.

þ Кларк Дж.

¨ Курно А.

750. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

¨ Вальраса Л.

þ Маршалла А.

þ Джевонса У.

þ Тюнена И.

¨ Парето В.

751. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

þ издержки отказа от других направлений использования

¨ сравнительные издержки

þ издержки использования данного продукта самим производителем

¨ абсолютные издержки

¨ внутренние издержки

752. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

¨ Госсен Г.

¨ Курно А.

¨ Менгер К.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

753. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

¨ Менгер К.

¨ Джевонс У.

¨ Маршалл А.

þ Парето В.

þ Хикс Дж.

754. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:

¨ при условии снижения общих издержек производства

¨ когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы

¨ при условии распределения всех ресурсов на равноправной основе, фиксированной ставки процента и улучшения условий труда рабочих

þ при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому

¨ при повышении общего уровня эффективности производства

755. Отрицали, что заработная плата определяется стоимостью средств существования работника:

¨ Рикардо Д.

¨ Маркс К.

þ Кларк Дж.

þ Маршалл А.

¨ Петти У.

756. Первыми графически отобразили функциональную зависимость спроса и предложения в от цены:

¨ Парето В.

¨ Фишер И.

¨ Виксель К.

þ Маршалл А.

þ Фридмен М.

757. Рассматривали процент на капитал как вознаграждение за ожидание:

¨ Менгер К.

þ Бем-Баверк Е.

¨ Джевонс С.

¨ Тюнен И.

þ Маршалл А.

758. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

¨ совокупных экономических величин

þ предельных экономических величин

þ принципа убывания

¨ средних экономических величин

¨ возрастающих экономических величин

759. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

þ полезности

þ поведение индивида на рынке

¨ процента и ренты

¨ факторов производства

¨ денежного обращения

760. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

¨ теории издержек

¨ трудовой теории

þ теории предельной полезности

¨ теории факторов производства

þ принципа ценности

761. Родоначальниками современного макроэкономического моделирования является:

¨ Джевонс У.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

¨ Маршалл А.

¨ Кларк Дж.Б.

762. "Репрезентативной фирмой" по А.Маршаллу считается:

þ средняя

¨ крупная

¨ корпоративная

¨ промежуточная

763. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

¨ затрат труда

¨ издержек производства

¨ предельной полезности

þ равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

¨ факторов производства

764. Принципы статического и динамического равновесия в мгновенном и краткосрочном периодах были разработаны:

¨ Джевонсом У.

þ Маршаллом А.

þ Кларком Дж.Б.

¨ Вальрасом Л.

¨ Парето В.

765. Согласно В.Парето критерием достижения общего экономического равновесия является:

¨ принципы максимизации полезности

¨ выявление предельной полезности

þ изменение соотношений предпочтений конкретных индивидов

¨ равенство инвестиций и сбережений

766. Модель Э. Чемберлина "монополистическая конкуренция" соответствовала взглядам:

¨ Гильфердинга Р.

¨ Каутского К.

¨ Митчелла У.

þ Шумпетера Й.

þ Хайека Ф.

767. Возникновение монополии по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина) предполагает ситуацию, когда:

¨ происходит снижение цены товара за счет внедрения новой технологии

þ производится товар, обладающий таким отличительным признаком, который позволяет продавцу занять привилегированное положение на рынке

¨ фирма концентрирует основные усилия на рекламе своего товара

¨ производится такой ассортимент товаров, который позволяет охватить все потребности данной 7целевой аудиторииu

¨ фирма выпускает уникальный продукт

768. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:

¨ ниже общих издержек производства

¨ общих издержек производства и нормальной прибыли

þ выше общих издержек производства

¨ общих издержек производства

¨ внешних издержек производства

769. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

þ превышают оптимальный уровень

¨ оптимальны

þ больше, чем предъявляемый спрос на продукцию

¨ находятся в зависимости от конъюнктуры рынка

¨ не достигают оптимального уровня

770. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

¨ вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции

¨ возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции

þ установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию

¨ возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции

þ сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей

Основные концепции

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Й. Шумпетера , первыми публикациями, посвященными И. э. у. стали статьи французского физиократа Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767, 1768 гг.). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен родоначальником современной экономической теории А. Смитом в его трактате "Богатство народов " (1776 г.).

Британский ученый на страницах своей книги дискутирует с представителями ранних концепций - меркантилистами и физиократами; именно в этой работе были синтезированы идеи людей, интересовавшихся экономической проблематикой ранее, и сформулированы задачи, требующие решения. В XIX столетии экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов.

Например, в 1805 г. английский экономист Т. Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании; в 1818 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк) появилась должность профессора моральной философии и политической экономии; в 1819 г. французский ученый Ж.-Б. Сэй занял кафедру промышленной экономии в парижской Консерватории искусств и ремесел. В дальнейшем политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в Оксфорде (1825), Университетском колледже Лондона (1828), Дублинском университете (1832).

Параллельно с этим процессом возрастает интерес экономистов к истории своей науки. В 1824-25 гг. появляются очерки, посвященные И. Э. у., рикардианца Дж. Р. МакКуллоха; в 1829 г. французский классик Ж.-Б. Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 г. выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома - Адольфа Бланки (1798-1854); в 1845 г. - новая работа Дж. Р. МакКуллоха «Политэкономическая литература»; анализ экономических доктрин можно обнаружить в книге немецкого экономиста Б. Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848) и ряде публикаций его соотечественника В. Рошера ; в 1850-1868 гг. выходит несколько статей на ту же тему итальянского ученого Франческо Феррары (1810-1900); с работой «Очерк истории политической экономии» (1858) выступил русский экономист И. В. Вернадский; немецкий философ Е. Дюринг в 1871 г. публикует «Критику истории национальной экономии и социализма»; в 1888 г. вышла книга дублинского профессора Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

Среди российских курсов И. э. у. XIX в. - начала ХХ в. можно также выделить «Очерк истории политической экономии» (1883) И.И. Иванюкова, «Историю политической экономии» (1892) А. И. Чупрова , «Историю политической экономии» (1900) Л.В.Федоровича; также работу «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» (1909) А.Н. Миклашевского. В рамках книги "Экономические очерки ", российский ученый В.К. Дмитриев подвергает анализу и ревизии основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист А. Маршалл , посвятивший включивший в свой трактат «Принципы экономической науки» (1891) приложение под названием «Развитие экономической науки». "История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг. " английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 г., содержит интересную интерпретацию идей Д. Рикардо , Дж . и Дж. С. Миллей , Т. Мальтуса и др. Можно сказать, что формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., когда эту научную дисциплину начали преподавать в парижской Сорбонне. Среди работ начала XX века, посвященных И.э.у., следует выделить «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса в редакции К. Каутского (1905-1910), где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и представителей т. н. «вульгарной политической экономии» (в числе которых- Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй , Дж. С. Милль и др.). В 1909 г. вышло первое издание «Историй экономических доктрин» (в русском переводе - «И. э. у.») французских экономистов Ш. Жида и Ш. Риста. Характерной особенностью данного труда является анализ идей не только относящихся к ортодоксальному направлению экономической теории; в частности рассматриваются концепции различных социалистических направлений: сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение шведского экономиста Э. Хекшера «Меркантилизм» (1934). В знаменитой «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) Дж. М. Кейнса обширная 23 глава посвящена весьма тщательному анализу идей меркантилистов, с которыми английский экономист был мысленно вместе. Крупнейшим произведением в данной отрасли научного знания является трактат «История экономического анализа» Й. Шумпетера.

В 1962 г. первым изданием вышла книга американского ученого Марка Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», отличительной особенностью которой является математическая интерпретация идей видных экономистов, не пользовавшихся математическими методами исследований; путешествовать по главным произведениям А. Смита , Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, Г. Уикстида, К. Викселля помогают теоретические «путеводители». Среди последующих значительных работ в области И. э. у. следует выделить работу Р. Хайлбронера «Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи» (1953, 2000); книгу известного американского экономиста Дж. Стиглера «Очерки по истории экономической теории» (1965), посмертную публикацию книги У. К. Митчелла «Типы экономической теории: от меркантилизма до институционализма» (1967); «Развитие экономической мысли» (1971) Г. Шпигеля; «Историю экономической аргументации» (1982) К. Прибрама, «Экономическую науку в перспективе» (1987)Дж. К. Гэлбрейта .

Экономические школы

Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве.

Основные экономические школы

  • Экономическая мысль античности и средневековья
  • Леворадикальная политэкономия

Краткие сведения

В экономической науке существует много конкурирующих между собой направлений, однако основным делением признано деление на классическую и неоклассическую школы. Адам Смит (1723-1790), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами - рабочими, капиталистами и землевладельцами.

Марксистское направление в политической экономии - одно из ответвлений классической школы. Марксизм - марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818-1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value - трудовая теория стоимости), К. Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы - У. С. Джевонса (1835-1882) и М. Вальраса (1834-1910) - называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике , но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС - Востока (Китай).

В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика » для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.

Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире - это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - Неокейнсианство.

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Результатом появления экономических школ являются экономические законы , применяемые на практике.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономические школы" в других словарях:

    Экономические школы - системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического… … Экономика. Словарь по обществознанию

    Экономические школы - (economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и… … Народы и культуры

    Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

    Термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… … Энциклопедия Кольера

    ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА - – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… … Советский юридический словарь

    Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

    Здание Лондонской школы экономики и политических наук. Главный вход Летние школы Лондонской школы экономики (англ. LSE Summer Schools) профильные се … Википедия

    Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.

Основные черты меркантилизма:

Богатство отождествлялось с деньгами;

Возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.

В истории меркантилизма различают 2 этапа :

I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения : система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).

II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения : – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).


Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ . Исторические рамки

– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.

Заслуги школы физиократов:

1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.

2. Учение об основном и оборотном капитале.

Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер

(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.

Заслуги классической школы:

Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.



Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).

Показан объективный характер экономических законов.

Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.

Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который

«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,


как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет».

Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА . Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.

Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия .

Заслуги марксизма:

Открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;

Учение о прибавочной стоимости;

Обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;

Периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;

Доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.

Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.

Заслуги ленинизма:

1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.

2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

3. Теория социалистической революции.


4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.

В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).

В современной западной экономической теории выделяют три школы:

1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.

Основные положения:

Исследование экономических проблем связано с микроанализом;

Ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;

Ограничение государственного вмешательства;

В центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.

Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.

Основные направления:

А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности

(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.

Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.

В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.

Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).

2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА , возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

Заслуги кейнсианства:

1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.

2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.

3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.

1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.


3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ , выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики

(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.

Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ , осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.

II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ЕГО СТРУКТУРА

Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы

дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов

являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.


Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.

Предмет экономикс представляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).

Макроэкономический анализ используется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и


межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции

(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.

Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 - национальное хозяйство в целом.

Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие - к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», - заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).


III. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ