Сценарии развития российской экономики. Цб обнародовал три новых сценария развития российской экономики

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption В ближайшие два года доходы населения будут слабо расти, что несколько поддержит спрос, считают эксперты

В ближайшие годы России практически гарантированы положительные, но низкие темпы роста, говорится в прогнозе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России и Института Гайдара.

"Со второй половины 2016 года в экономике началась фаза циклического подъема, который продолжится в следующие два года", - говорится в докладе экономистов.

Основное влияние на российскую экономику продолжат оказывать цены на нефть, в зависимости от них экономисты разработали два сценария развития ситуации на 2017-2018 годы.

Image caption Авторы прогноза исходят из того, что в России не будет реализована ни одна из программ реформ

Эксперты подчеркивают, что быстрые темпы роста ВВП и доходов населения в отсутствие реформ возможны только в случае, если цены на нефть будут постоянно расти и вновь превысят 100 долларов за баррель. По мнению экономистов, такой сценарий в целом маловероятен.

Однако если цены на нефть вновь начнут расти, это лишь увеличит шансы на кризис в будущем, так как власти, скорее всего, отложат реформы.

Базовый прогноз: рост цен поддержит рубль и доходы

Этот прогноз предполагает, что нефть российской марки Urals будет стоить около 50 долларов за баррель в 2017 году и 60 долларов в 2018 году. По мнению экспертов, это отражает динамику нефтяного рынка в последние годы. Однако это существенно ниже, чем в докризисные годы.

Сравнительно высокие цены на нефть приведут к росту российской экономики на 1,4% в этом году и на 2,2% в 2018 году.

Image caption Сравнительно высокие цены на нефть обеспечат низкую безработицу и более высокие доходы населения

Экономисты также ожидают небольшого роста промышленного производства, инвестиций и товарооборота.

Реальные располагаемые доходы населения, то есть те доходы, которые остаются у людей на руках после обязательных платежей, вырастут при этом сценарии в этом году на 1,5%, а в 2018 году - на 2,7%. В 2016 году доходы упали на 4,3%.

Инфляция приблизится к целевому показателю ЦБ в 4%. Согласно прогнозу, в 2017 году цены вырастут на 4,6%, а в 2018 году инфляция снизится до 4,2%.

При этом рубль будет укрепляться в ближайшие два года. В 2017 году средний курс доллара составит 60,9 рубля, а в 2018 году - 57,3 рубля.

Консервативный прогноз: падение рубля в 2018 году и слабый рост ВВП

Консервативный прогноз экспертов предполагает, что нефть российской марки Urals в ближайшие годы будет стоить около 40 долларов за баррель. Подобный сценарий заложен при расчете федерального бюджета на ближайшие три года.

При этом сценарии российский ВВП вырастет на 0,6% в 2017 году и 1,7% в 2018 году. Небольшой рост ожидает также промышленное производство и инвестиции.

Реальные располагаемые доходы населения при консервативном сценарии в этом году вырастут лишь на 0,9%, а в следующем - на 1,6%, прогнозируют экономисты.

Image caption Более низкие цены на нефть приведут к еще более слабому росту экономики России

При консервативном сценарии инфляция в 2017 году составит 4,9%, а в 2018 году - 4,5%. Это чуть выше, чем при сценарии с высокими ценами на нефть.

При этом сценарии рубль в этом году будет укрепляться к доллару. Если средний курс доллара в прошлом году составил 67,1 рубля, то в 2017 году доллар снизится до 64,8 рубля. Но в 2018 году эксперты прогнозируют новый отскок: средний курс доллара составит 66,3 рубля на фоне сохраняющихся на низком уровне цен на нефть.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Р. Белоусов

СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В статье рассматриваются факторы развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Анализируются риски и условия сохранения высоких темпов экономического роста на основе реализации конкурентных преимуществ. Определяются четыре возможных сценария долгосрочного развития, отражающие разное сочетание ключевых факторов роста.

Общий взгляд на 15-летнюю перспективу

При всей неопределенности долгосрочной перспективы можно выделить четыре группы факторов , которые хотя и имеют инвариантный характер, определяют общие траектории развития российской экономики на ближайшие 15 лет.

К этим факторам относятся:

эволюция сложившейся к середине текущего десятилетия экспортно-сырьевой модели экономики под влиянием прогнозируемых изменений мировых рынков сырья и капитала;

происходящие одновременно с эволюционными циклические процессы обновления накопленного имущества населения (5-7 лет), основных фондов (10-12) и базовыхтехнологий(15-20) вразличныхсекторах;

фундаментальныесдвигивресурснойбазеэкономики, включаятрудовыересурсы;

вызовы со стороны внешнего мира, определяемые уровнем глобальной стабильности и стратегиями мировых «центров силы» (США, ЕС, Китай, Япония); темпами глобализации производства, обращения и потребления; политикоэкономическими процессами на постсоветском пространстве, а также на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство – европейском, южно-азиатском и дальневосточном.

Анализ инерционных траекторий под воздействием отмеченных групп факторов показывает, что уже в ближайшие десять лет России не избежать ряда локальных кризисов . Возникает своеобразная линия переломов тенденций и кризисных точек («узловаялиния»), расположение которых наосивремени обусловлено:

исчерпанием источников роста, в частности, возможностей увеличения темпов сырьевого экспорта более 10% в год. Как только темпы экономического роста снизятся до устойчивых 3-4% в год, а это может произойти уже в 20082010 гг., неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, маскируемые сегодня высокими мировыми ценами на нефть;

развертыванием негативных демографических тенденций (старение населения), сокращение трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. Для компенсации такого сокращения трудовых ресурсов потребуются темпы повышенияпроизводительности труда– неменее3-4% вгод;

вероятным усилением наметившихся негативных социальных процессов и дальнейшей деградацией социальной инфраструктуры (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, среднего образования);

А.Р. Белоусов

качественным изменением условий конкуренции, вызванным не только открытием новых мировых товарных рынков, но и новыми процессами – глобализацией сферы обращения (торговли и финансов) и потребления;

необходимостью модернизации производственно-технологической базы инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт), а также сельского хозяйства. Это либо потребует перераспределения ресурсов в экономике, либо приведет к расширению «кризисных зон»;

исчерпанием заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, включая авиастроение, что грозит потерей имеющихся позиций на внешних рынках продукции этих отраслей;

сокращением к середине следующего десятилетия рентабельных запасов природных ресурсов (нефти, руд цветных металлов).

На «узловую линию», обусловленную экономическими факторами и существующими трендами, будет воздействовать также рост неопределенности , вызванный:

масштабной переструктуризацией мирового хозяйства: укреплением новых центров силы (Китай, Индия, возможно, – Бразилия и Индонезия);

новыми технологическими прорывами, базирующимися на научных открытиях 1990-2000 гг. в биологии, медицине, информатике, космических исследованиях, создании новых материалов и источников энергии, а также вызванными необходимостью ужесточения экологических требований;

изменением мировых экономических институтов, включая валютные курсы, механизмы хеджирования инвестиционных рисков, регулирования рынков факторов производства;

вероятным усилением «дуги нестабильности», охватывающей Южную, ЮгоВосточную и Центральную Азию, Ближний Восток, Балканы, Экваториальную и Северную Африку;

неустойчивостью политического и социально-экономического развития приграничных стран ближнего зарубежья, которые станут, с одной стороны, ареной развертывания противоречий глобализации и борьбы ведущих «центров силы» за контроль над экономическими ресурсами, с другой – новыми составляющими «дуги нестабильности».

Все это создает качественно новый формат социально-экономического развития России, резкоотличающийся иот1990-хгодов, иотпервого десятилетия2000-х.

Возникают новые риски и угрозы, связанные, прежде всего, с перерастанием локальных кризисов в системный, аналогичный тому, который Россия пережила в 90-е годы. Это может привести к нарастанию хаоса, потере управляемости и в конечном счете к распаду страны.

Другой возможный негативный сценарий – «новый изоляционизм» страны, сопровождаемый технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией иусилением территориальнойисоциальной дифференциации.

Но одновременно появляются и новые «окна возможностей», связанные, с одной стороны, с растущим спросом на энергию со стороны «новых лидеров», с другой – с быстрым развитием мировых рынков товаров и услуг, где позиции России достаточно сильны (в частности интеллектуальных услуг). Достаточно емкий внутренний рынок, собственный потенциал технологических заделов, расширение возможностей технологического трансферта – все это создает условия для встраивания элементов российской промышленности в международные цепочки производства добавленной стоимости, втомчисле, на основеразвертываниявРоссии сборочных производств.

Значительным резервом развития является транзитный потенциал страны, обусловленный ее расположением между двумя мировыми «центрами силы» – Евросоюзом и Китаем, а также между Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад – Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Существенно недоиспользуется также транзитный потенциал воздушного пространства, включая трансполярные трассы.

Ресурсом развития является и агропродовольственный потенциал России, которая располагает примерно 10% мировой пашни1 , в том числе значительной частью высокоплодородных черноземных земель.

В условиях усиления стратегической неопределенности обеспечение общей системной устойчивости и реализация новых возможностей предполагают:

в управлении – переход от рефлексивного ситуационного управления к проектному стратегическому, базирующемуся на реализации стратегических инициатив и долгосрочных проектов;

в экономике – капитализацию сравнительных преимуществ российской экономики в процессе ее интеграции в мировое хозяйство, прежде всего, в сферах энергетики, науки и высоких технологий, транзитного и аграрного потенциалов, т. е. превращение этих преимуществ в источники добавленной стоимости и объекты для инвестирования;

– в социально-политическом плане – достижение устойчивого «баланса» между властью (элитами) и обществом на основе согласования интересов различных социальных групп, легитимизации капитала и (с учетом специфики России) обеспечения социальных гарантий населению;

в области национальной безопасности – выработку военно-стратегической доктрины и соответствующих ей программ военного строительства и вооружений; создание южного, северо-кавказского и западного «поясов безопасности»; поддержание ресурсного и технологического ядра, обеспечивающего разработку и серийное производство современных систем вооружений;

в геоэкономическом аспекте – создание общего экономического пространства России, Казахстана, Украины и Белоруссии;

в финансовой сфере – обеспечение суверенности национальной валюты и формирование «рублевой зоны», опирающейся на экономические и военно-поли- тические ресурсы России;

в инфраструктурном плане – формирование надежной и эффективной энергетической, транспортной и информационной инфраструктур, сопряженных с инфраструктурами Европы и Азии.

Факторы долгосрочного развития

Особенность предстоящего 15-летнего периода – резкий рост неопределенности в развитии глобальных экономических процессов и одновременно усиление их качественного воздействиянаРоссию.

Основные источники глобальной неопределенности следующие.

Профиль глобализации: изменение расстановки сил и характер взаимоотношений в четырех странах: США – ЕС – Китай – Индия, их воздействие на общие «правила игры». Сохранит ли глобализация преимущественно универсалистский американо-центристский характер – или

1 По площади пашни (117 млн. га, 2003 г.) Россия уступает только трем странам – США, Индии и, незначительно, Китаю, апоплощадипашнина100 чел. населения(82 га) – Австралии, Аргентине, КанадеиКазахстану.

А.Р. Белоусов

возрастающая роль Китая и Индии приведет к формированию особой, азиатской модели глобализации?

Постоянная и плавная трансформация мировой финансовой системы. Приведет ли драматическое увеличение цен на углеводороды в первой половине текущего десятилетия, рост сбережений в странах Азии и одновременно «двойной дефицит» в США к потере устойчивости американской валюты и глобальному финансовому кризису?

Соотношение глобализации и контрглобализации, его влияние на национальную идентичность и конфликтность мировых процессов. Насколько устойчивой будет ситуация в странах – поставщиках энергетических ресурсов? Усилится ли экономическая мощь исламских государств, и каким будет характер их взаимодействия с другими глобальными игроками?

Влияние «дуги нестабильности» на распространение терроризма, оружия массового поражения, на военно-политическую обстановку, общую стабильность в странах Южной Европы, Евразии и Азии.

Воздействие демографических процессов (старение населения в развитых западных странах и «избыточность» трудоспособного населения в азиатских) на глобальную миграциюи системы социального обеспечения в развитых странах.

Создание и распространение новых технологий, включая технологии

«двойного назначения», их влияние на потребление традиционных ресурсов (в том числе углеводородного сырья) в разных регионах мира, а также на социальную и экономическую дифференциацию в разных странах.

В условиях растущей неопределенности цель долгосрочного прогноза – не определение параметров социально-экономического развития России, а качественный анализ «пространства возможностей», выявление условий оптимальной траектории развития. Другими словами, – разработка «типичных» (базовых) сценариев, в соответствии с которыми, учитывая весь комплекс внутренних и внешних факторов и устойчивых трендов, может развиваться российская экономика. Содержание этих сценариев состоит, прежде всего, в нахождении «точек насыщения» базовых процессов и смены их качества.

Такой подход предполагает следующую последовательность этапов построения прогноза.

1. Установление «рамок» долгосрочного развития и соответствующего им набора факторов социально-экономических процессов. Таких рамок три: внешняя, обусловленная глобальными процессами; внутренняя, связанная с устойчивыми демографическими и социальными процессами; внутренняя, определяемая трендами эволюционирования сложившейся модели российской экономики. (Эти тренды будут наиболее значимыми в предстоящие три-пять лет, затем их роль будет размываться.)

2. Анализ факторов, который включает основные тренды, наиболее существенные дляроссийскойэкономики; дополнительныевозможности; риски.

3. Определение механизма долгосрочного развития, позволяющего реализовать перспективные возможности.

4. Выделение «критических узлов», в которых наиболее вероятны перелом тенденций и качественные изменения в развитии социально-экономической системы, достигается совмещением «рамок» долгосрочного развития и наложением их на ось времени.

5. Каждый из критических узлов определяет «дерево возможностей»: иерархически-ориентированный граф, вершины которого соответствуют

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

критическим узлам, а ребра – альтернативным направлениям развития анализируемых процессов во времени.

6. Набор взаимосвязанных критических узлов и направлений формирует качественный базовый сценарий социально-экономического развития.

7. Количественные параметры базовых сценариев рассчитываются с помощью экономико-математических моделей.

На среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) параметры определяются на основе поквартальной балансово-эконометрической модели (345 уравнений, 449 переменных), на последующий период (2009-2020 гг.) – по балансовой модели долгосрочного прогнозирования, построенной на основе межотраслевого баланса, системы национальных счетовимоделей отдельных секторов экономики.

Управление и контроль . Наиболее значимые тренды:

Формирование новых моделей идентичности, в том числе на конфессиональной и региональной основах как реакция на глобальные процессы универсализации и размывания национальных суверенитетов. Новые модели идентичности могут повлиять на изменение конфигурации межстрановых альянсов и союзов.

Расширение рамок виртуальной реальности на основе распространения информационных (цифровых) технологий через СМИ и другие средства массовых коммуникаций. Появление технологий «контроля за сознанием» (control of mind). Нарастание риска ослабления демократических институтов гражданского участия и контроля. Усиление мощи транснациональных компаний (ТНК) и их роли в глобальных процессах, формирующее потенциальный конфликт между ТНК и национальными системами управления. Одновременно вероятна тенденция усиления суверенитета национальных государств в отношении стратегически значимых ресурсов развития, и на этой основе ожидаемое укрепление связи ТНК и национальных правительств, создание консолидированной мощи «национальных и региональных чемпионов».

Развитие сетевых структур в бизнесе и гуманитарной сфере, несущее вызов иерархически организованным политическим институтам. Повышение во внутриполитических процессах роли неправительственных организаций, имеющих выходвовнешниймир.

Усиление воздействия глобальных миграционных процессов (Азия – Европа) на социальные системы развитых стран– пенсионное обеспечение, социальное страхование, здравоохранение, общее образование.

Возникновение новых источников угроз со стороны сетевых террористических структур иоблегчение дляпоследних доступа квысокотехнологичнымвидам оружия.

Возможности для России:

– повышение роли как регионального лидера и гаранта стабильности на евроазиатском пространстве;

– экспансия капитала, подготавливающего условия для распространения экономического и гуманитарного влияния России в сопредельных странах;

– рост значимости культурного потенциала, возможное расширение востребованности русского языка для межнационального и межконфессионального диалога.

Риски для России:

– падение эффективности существующих механизмов и моделей государственного управления в результате экспансии глобальных бизнес-сетей, виртуальных технологий, деятельностиглобальныхнеправительственныхорганизаций;

А.Р. Белоусов

появление качественно новых стратегических вызовов, связанных с терроризмом, миграцией, гуманитарнойиэкономическойвнешнейэкспансией;

снижение уровня национального контроля за стратегически важными отраслями и сферамидеятельности(энергетика, транспорт, финансы) иресурсами;

усилениесоциально-экономическойдифференциациирегионов;

втягивание сопредельных центрально-азиатских и закавказских стран в глобальную «дугу нестабильности», вероятное распространение нестабильности на российскиерегионыКавказаиПоволжья;

размывание российской идентичности, сопровождаемое множественными

конфликтами, усилениемксенофобииинационализма.

Энергетические ресурсы. Мировые тренды 2 :

Рост спроса на энергию, примерно вдвое медленный, чем рост мировой экономики. Ожидается, что к 2020 г. потребление энергоресурсов возрастет примерно в полтора раза (по сравнению с 2000 г.), между тем как в предшествующее 20-летие оно увеличилось на треть. Мировые запасы органического топлива позволяют обеспечить этот рост.

Неизбежные сдвиги в региональной структуре энергопотребления. Основной прирост спроса на углеводороды (особенно на нефть) произойдет за счет динамично растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии, не имеющих собственных достаточных источников дешевой энергии. Для традиционных центров потребления энергоресурсов (ЕС, США) будут характерны низкий прирост спроса на углеводороды, связанный как с ускорением процессов энергосбережения, так и невысокими темпами экономического роста; сдвиги в энергетическом балансе в пользу экологически чистого топлива – природного газа.

Вероятно формирование и интенсивный рост новых мировых рынков энергоносителей, в частности сжиженного газа.

Ужесточение экологических требований (выбросы СО2 ) к производству и потреблению энергоресурсов. Это может существенно повлиять на размещение энергоемких производств (химии, металлургии) за пределами развитых стран. Кроме того, возможно некоторое сдерживание развития ядерной энергетики, главным образом, в Европе и США.

Наиболее жесткий баланс спроса и предложения будет складываться в отношении дешевой нефти. Высока вероятность того, что в целом мировая нефтедобыча достигла своего пика, и в пределах прогнозного периода возможен ее понижательный тренд. В ряде традиционных ареалов нефтедобычи и экспорта нефти (Ближний Восток, Западная Африка и др.), для которых характерны нестабильность, высокие политические и экономические риски, ограничения по нефти будут, вероятно, генерировать тенденции:

сохранения высоких цен на нефть, позволяющих вовлекать в разработку мелкие и труднодоступные месторождения;

обострения борьбы между мировыми «центрами силы» за доступ к месторождениям углеводородов и контроль за регионами их добычи и транспортировки;

интенсивных поисков заменителей традиционной нефти – вязкой нефти, нефтесодержащих сланцев и песков, а также производства синтетических топлива и водорода на базе природного газа, угля и, возможно, ядерной энергии (термохимическое разложение воды).

Конкуренция за доступ к источникам нефти и увеличение в энергобалансах

развитых стран доли природного газа приведут с высокой вероятностью к

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

формированию элементов глобальной системы энергетической безопасности, ужесточению «правил игры» на энергетических рынках. В частности, речь идет: о снижении политических и экономических рисков для потребителей энергии и инвесторов, вкладывающих средства в добычу и инфраструктуру; о расширении доступа производителей энергоносителей ко всем звеньям цепочки создания стоимости на основе использования первичных энергетических ресурсов.

Возможности для России:

увеличение роли в обеспечении стабильности энергоснабжения мировых центров силы и присутствия на мировых рынках энергоносителей. Расширение поставок углеводородов по следующим маршрутам: нефти – в восточном направлении (Китай, Япония), а также северному (Западная Сибирь – Баренцево море) с выходом в США; сетевого газа – в традиционных западном (ЕС) и южном (Турция, Израиль) направлениях, а также в страны АТР (Китай, Япония, Корея) с созданием в перспективе интегрированной системы газоснабжения и включением

в нее месторождений России, Китая, Брунея и Индонезии; сжиженного газа – в СШАистраныЮго-ВосточнойАзии(Япония, Корея, Китай).

Риски для России:

нестабильность мировых рынков энергоносителей может способствовать превращению России в сферу острого соперничества ведущих стран мира за контроль над энергоносителями;

отсутствие необходимых институциональных условий и запаздывание в создании соответствующей инфраструктуры не позволят России реализовать экспортный потенциал добычи углеводородов, что в свою очередь приведет к кризисным процессам в российском нефтегазовом комплексе.

Технологическое развитие . Согласно большинству прогнозов, в ближайшее 15-летие развитые страны перейдут к формированию нового технологического уклада, базирующегося на информатизации всех сторон жизни человека и общества; на создании глобальных производственно-технологических систем, охватывающих в едином информационном поле все стадии от формирования потребности и новых образцов продуктов до их утилизации.

Мировые тренды:

Интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, включая:

использование новейших достижений генетики, информатики и нанотехнологий 3 в здравоохранении, позволяющих контролировать наследственность, изменять биологические свойства человека, продлевать активное долголетие;

охрану природы на основе безотходного производства в промышленности, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов;

обеспечение доступа (в глобальном масштабе) широкого круга пользователей к современным способам сбора, хранения, мониторинга обработки и передачи всех видов информации в режиме реального времени;

появление материалов с новыми качественными характеристиками (пластмассы, волокна и металлы с заданными свойствами, специальные покрытия для режущих инструментов и металлов, применяющихся в особо агрессивных средах и др.).

3 Пример: фармакогенетика – изучение взаимосвязей между болезнями, генами, протеинами и фармацевтическими средствами – даст медицине новые инструменты ранней диагностики и лечения пациентов.

А.Р. Белоусов

Расширение цифровых технологий , охват ими всех сторон жизни человека и общества. Формирование цифровой модели мира и, вероятно, новой системы стандартов цифровых технологий. Одновременно – увеличение разрыва между богатыми и бедными странами в отношении доступа к современным инфокоммуникационным ресурсам (феномен «цифрового неравенства»).

Конвергенция технологий , связанная с реализацией принципиально новых возможностей, открывающихся в результате перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий.

Распространение новых технологий образования (включая непрерывное),

связанных с адаптацией человеческого фактора к новым технологиям и учетом тенденции старения населения в развитых странах. В сочетании с глобализацией рынка высокообразованной рабочей силы данная тенденция будет способствовать повышению технологических барьеров между развитыми странами и странами среднего уровня развития.

Распространение влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. На этой основе ожидается интенсивный рост «экономики знаний», базирующейся на: целенаправленном формировании новых потребностей; интеграции автоматизированного производства и торговли; новых формах конкуренции, основанной на инновационных процессах в сферах производства и обращения; на управлении исследованиями и разработками как составной частью процесса создания товара.

Расширение доступности новых технологий на основе глобального перетока интеллектуальных ресурсов, унификации систем образования, роста международной кооперации в сфере высоких технологий, региональной диверсификации высокотехнологичных производств ведущими ТНК. В то же время возможности использования новых технологий и получение соответствующего экономического эффекта будут определяться наличием соответствующей инфраструктуры и институциональных условий (национальных инновационных систем), а также инвестиций и качества «человеческого капитала». Это приведет, по меньшей мере, к сохранению качественной дифференциации стран по уровню технологического развития.

Размывание границы между фундаментальными и прикладными исследованиями – капитализация фундаментальной науки, формирование глобального рынка фундаментальных научных знаний.

Технологическое развитие процессов производства в традиционных сферах экономики на основе:

широкого использования информационных технологий как интегрирующего элемента глобальных систем организации производств, новейших схем логистики, систем комплексного автоматизированного управления производством, включая стадию проектирования и конструирования;

реализации новых возможностей использования гибких форм автоматизации, позволяющих в максимальной степени учитывать индивидуальные запросы потребителя;

развития глобально ориентированных специализированных производств отдельных узлов, компонентов, агрегатов с массовым характером производства

и высокой степенью автоматизации.

Глобальная конкуренция за установление новых отраслевых стандартов,

создание базовых продуктовых платформ в производстве и потреблении по широкому спектру новых направлений технологического развития. Усиление роли

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

международных стандартов качества и экологических принципов в организации глобальных производственно-территориальных систем.

Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса.

Возможности для России :

обладание уникальным сочетанием научно-исследовательского потенциала, высокотехнологичных производств, емких внутренних рынков. Это создает необходимые условия для использования преимуществ от распространения новых технологий; для формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

Риски для России :

отставание в сфере важнейших наукоемких технологий последнего поколения может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырье- вого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей ею долгосрочных основ конкурентоспособности;

деградация технологического уровня традиционных отраслей, включая отрасли ТЭК, сделает невозможным наращивание экспорта минерально-сырьевых ресурсов – основы современного экономического роста страны;

дальнейшее замедление темпов технического прогресса в отраслях, обеспечивающих безопасность страны, создает угрозы разрушения ОПК, в том числе его экспортного потенциала.

Рынки вооружений. Мировые тренды:

Технологический скачок в развитых странах, сопровождающийся появлением на рынке нового поколения вооружений и военной техники (ВВТ):

принятие на вооружение истребителей пятого поколения F-22A и F-35 (США); интегрированных систем ПВО/ПРО театра боевых действий; разработка, принятие на вооружение и появление на рынках оружия, основанного на новых физических принципах, прежде всего лазерного;

комплексная автоматизация систем вооружения, создание интегрированных систем разведки и боевого управления, работающих в реальном масштабе времени на всех уровнях (от тактического до стратегического). Развитие разведывательноударных комплексов, интеграция всех боевых средств в единое информационное пространство;

повышение искусственного интеллекта систем вооружений: появление ударных беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов для решения отдельных задач, самоприцеливающихся боеприпасов тактического и оперативно-тактического назначения. Развитие экспертных систем поддержки принятия решений в ходе боевых действий;

качественное развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в том числе средств противодействия, основанных на новых физических принципах (электромагнитный импульс). Интеграция радиоэлектронных и огневых средств веденияРЭБ;

создание и продвижение на рынки новых средств, обеспечивающих действия мобильных сил (военно-транспортные самолеты, конвертопланы, вертолеты, легкие танки, специальные транспортные средства, пехотное оружие, средства связи и управления).

Усиление международной интеграции процессов разработки, производства и продвижения на рынки военной продукции. Ожидаемые линии развития

А.Р. Белоусов

международного сотрудничества в разработке новых ВВТ: США – Великобритания (авиационная техника); США – Израиль (средства ПВО, высокотехнологичные вооружения); европейские страны (авиа- и бронетехника, европейская система ПРО).

Вероятно массовое появление на рынках вооружений предыдущих поколений ВВТ, имеющихся в развитых странах (истребители, средства ПВО, бронетанковая техника, дизельные подводные лодки).

Активизация действий по созданию современных ВВТ в Китае (тактические ударные самолеты, тактические истребители, крылатые ракеты, танки, системы ПВО, артиллерийские системы) и Индии (тактические истребители, вертолеты, тактические ракеты). Одновременно со стороны Индии и Китая возможен рост спроса на вооружение, обеспечивающее противостояние развитым странам: средства ПВО, вооружение для борьбы с авианосными ударными группами и др.

Рост спроса на вооружение для ведения боевых действий низкой интенсивности – стрелковое оружие, легкую бронетехнику, самолеты и вертолеты для контрпартизанских действий.

Рост рынка модернизации ВВТ предыдущих поколений во многих государствах

(Азия, Восточная Европа, Латинская Америка) в условиях недостатка средств.

Увеличение использования двойных технологий, включая «пороговые»

(биологические, химические и др.). Превращение систем спутниковой навигации и связи «в стандарт de facto» при оснащении военной техники.

Возможности для России:

ожидаемое расширение спроса на новые ВВТ, прежде всего, со стороны быстрорастущих азиатских стран, с которыми у России устоявшиеся отношения сотрудничества в данной области, возможностей кооперации с другими странами, позволяющей использовать и наращивать технологические заделы российского ОПК;

вывод на рынки новых видов российской техники: авиатехники, включая истребитель пятого поколения ПАК ФА; систем ПВО и оперативной ПРО, включая комплексные решения по прикрытию территории; ракетной техники, включая противокорабельные ракеты для поражения крупных надводных кораблей; кораблей и судов с динамическими способами поддержания; легкой бронетехники и др.;

участие в создании европейской региональной системы ПРО;

повышение спроса на современные российские оборонные технологии со стороны Индии и Китая в рамках развертывания ими собственного производства ВВТ;

повышение спроса на производимую в России недорогую или модернизируемую военнуютехникуивооружениядляведениялокальных войн, борьбы сповстанцами.

Риски для России :

вытеснение с традиционных рынков вооружения и военной техники при отсутствии возможности проникновения на новые рынки;

исчерпание технологических заделов и усиливающееся технологическое отставание как следствие формирования зависимости российских вооружений от импорта критически важных компонентов (прежде всего электронной техники).

Наступление этих рисков наиболее вероятно при совпадении во времени экспорта США истребителей нового поколения (F-35) и средств ПВО/ПРО; производства в Китае и Индии собственных вооружений, соответствующих требованиям этих стран и импорта современной военной техники из США, Израиля и ЕС; массового поступления на рынки техники из вооруженных сил США и ЕС, а также вооружений производства Китая и Индии; формирования

Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть.

Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.

Два сценария кризиса

Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.

"Оптимистичный вариант " предполагает, что: Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.

Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.

Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.

Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.

Согласно сценарию "мягкого кризиса " (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А "):

  • остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
  • однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
  • некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
  • закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
  • темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
  • курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.

Наконец, разработан сценарий А2 , в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:

  • бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
  • стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
  • ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
  • потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
  • происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
  • цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.

Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.

"Катастрофический вариант ", при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".

Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.

Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.

На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.

Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).

Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).

Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.

Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.

Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.

Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".

Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.

Бюджетный маневр в условиях турбулентности

Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.

Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб. (по оценке Минэкономразвития).

Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб., а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.

При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150-300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1-1,2 трлн рублей.

Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.

Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.

В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.

Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.

Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.

Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:

  • спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
  • падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
  • спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».