Продажа основных средств: проводки

Покупка автомобиля сотрудником компании у своего работодателя является достаточно распространенной практикой. При такой сделке продавцу не надо долго искать покупателя, чаще всего покупатель уже имеет достаточно подробную информацию о приобретаемом им авто. В статье мы расскажем о том, как оформить такую сделку.

Компании продают свое имущество по разным основаниям. Причиной тому может быть уменьшение производственных мощностей, потребность в более ликвидных активах или же просто плановое обновление транспортного парка. не исключена ситуация, когда покупателем такого имущества является работник компании. Чаще всего такие сделки заключаются при реализации фирмой служебного автотранспорта.

Договор - основа сделки

По своей правовой природе транспортное средство (автомобиль) является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Оно относится к движимому имуществу и может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 129, 130 ГК РФ).

Продавая свое имущество работнику, организация должна заключить с ним договор купли-продажи. Товаром по такому договору могут быть любые вещи, разрешенные в обороте, автомобиль исключением не является. Составлять договор следует, руководствуясь главой 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса.

Одновременно с передачей автомобиля продавец-организация обязана передать все необходимые принадлежности в соответствии с комплектацией, а также документацию: технический паспорт, инструкции и иные имеющиеся документы (ст. 456 ГК РФ).

Регистрация такой сделки в регистрирующем органе в обязательном порядке не требуется. Вместе с тем для обеспечения полноты учета автомототранспортных средств на территории России необходимо зарегистрировать автомобиль в подразделении ГИБДД МВД РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Перечень документов, представляемых для регистрации, определен в пункте 35 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59, далее - Правила).

Документом, подтверждающим право собственности на автомобиль, является договор купли-продажи. В свою очередь фирма при продаже автомобиля должна снять его с регистрационного учета, что также установлено Правилами. Без регистрации автомобиля в ГИБДД его эксплуатация будет запрещена.

Сдал - принял

Операции с основными средствами организаций в бухгалтерском учете регламентируются «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, далее - ПБУ 6/01). Именно в нем определено, что транспортные средства относятся к объектам основных средств (п. 5 ПБУ 6/01).

В дополнение к ПБУ 6/01 следует также руководствоваться Методическими указаниями по учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, далее - Методические указания).

Операции по движению основных средств (поступление, внутреннее перемещение, выбытие), согласно пункту 7 Методических указаний, должны быть оформлены первичными учетными документами. Наибольшее распространение получили формы унифицированные первичных документов по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее - постановление № 7). Они предназначены для использования юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Продажа организацией автомобиля является одним из частных случаев выбытия основных средств (п. 29 ПБУ 6/01, п. 76 Методических указаний). Факт передачи объектов основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи (п. 81 Методических указаний).

Так, при продаже автомобиля составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств по унифицированной форме № ОС-1. Однако данная форма в обязательном порядке применяется для оформления и учета операций выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. Обязанность оформлять данный документ при реализации объектов основных средств физическим лицам однозначно не установлена.

Однако специалисты УМНС по городу Москве указали, что оформлять акт приема– передачи при этом все же необходимо (письмо от 17 мая 2004 г. № 26-12/33266). Они обосновали это тем, что на основании этого акта производится запись о выбытии в инвентарной карточке объекта основных средств. Поэтому акт приема-передачи необходимо оформить независимо от того, кому реализуется основное средство: физическому лицу или организации. Сделать это следует в двух экземплярах, а использование формы № ОС-1 позволит избежать претензий со стороны налоговиков.

Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации-продавца, а второй вместе с технической документацией на автомобиль следует передать работнику-покупателю.

Акт является первичным документом, на основании которого отражается операция по продаже автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. Учтите, что инвентарный номер проданного автомобиля не рекомендуется присваивать новому объекту основных средств в течение пяти лет по окончании года выбытия (п. 11 Методических указаний).

внимание

Нужно ли при продаже автомобиля физическому лицу составлять акт приема-передачи объекта основных средств по форме № ОС-1? Специалисты УМНС по городу Москве считают, что нужно. Вот только такая обязанность однозначно не установлена.

Как оплачивать покупку?

Порядок оплаты автомобиля заранее оговаривается в договоре купли-продажи. Причем цена товара является существенным условием договора.

Гражданский кодекс предусматривает различные формы оплаты, в том числе в кредит (ст. 488 ГК РФ) или рассрочку (ст. 489 ГК РФ). Эти условия также должны быть предусмотрены в договоре.

Важным моментом является форма оплаты работником приобретенного автомобиля - наличными деньгами или в безналичном порядке.

Казалось бы, чего сложного, но и тут немало «подводных камней»!

Как известно, субъекты предпринимательской деятельности не могут рассчитываться наличными деньгами по одному договору свыше установленного ограничения - 100 000 рублей (п. 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Однако эта норма не относится к расчетам с участием граждан. Они производятся без ограничения суммы, как в наличном, так и в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ). Но одно ограничение все же есть - они не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью.

Стороны договора вправе установить любую допустимую форму расчетов (п. 2 ст. 862 ГК РФ).

Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации посредством платежных поручений, чеков, а также иных форм расчетов, предусмотренных законодательством. Порядок таких расчетов установлен главой 46 Гражданского кодекса, а также регулируется банковскими правилами (Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 1 апреля 2003 г. № 222-П, письмом ЦБ РФ от 4 апреля 2003 г. № 17-44/1).

При безналичных расчетах поступление денежных средств от работника на расчетный счет организации отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счета, на котором организация примет решение учитывать расчеты с работниками по проданному имуществу.

Работнику в этом случае следует быть готовым к тому, что помимо стоимости приобретенного автомобиля он будет вынужден оплатить комиссию банка за осуществление операции.

Деньги в кассу - проблем масса!

Если стороны предусмотрят в договоре наличную форму оплаты, то могут возникнуть сложности... В этом случае фирма, принимая наличные денежные средства от работника, должна в обязательном порядке применить контрольно-кассовую технику и выдать ему кассовый чек.

Данное требование установлено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Именно в нем определено, что организации, филиалы, обособленные подразделения обязаны применять контрольно-кассовую технику при денежных расчетах с гражданами, приобретающими у них товары, работы, услуги.

Однако далеко не во всех компаниях есть контрольно-кассовая техника. Если наличные деньги все же приняты в кассу, то фирма может быть подвергнута административному штрафу за неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Причем найти поддержку в суде вряд ли получится (постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

И если такой факт имел место, то следует знать, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ст. 4.5 КоАП РФ).

это важно

Чтобы учесть операции по продаже сотруднику автомобиля, используйте счет 73. Однако план счетов бухгалтерского учета предусматривает только два субсчета к нему, и операции по проданному имуществу там не предусмотрены. Предусмотреть дополнительный субсчет придется самостоятельно.

Продажа авто глазами бухгалтерии

Бухгалтерский учет. Полученная при продаже автомобиля выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи (п. 30 ПБУ 6/01).

Доходы и расходы принимаются к учету в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 7 , утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, п. 11 , утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Так как автомобиль относится к основным средствам, то и учитывается он на счете 01 «Основные средства».

Суммы амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта, отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счета 91, помимо остаточной стоимости объекта основных средств, отражаются и расходы, связанные с его продажей, а по кредиту - поступления. Финансовый результат от продажи автомобиля может быть как положительным, так и отрицательным, то есть фирма может получить как прибыль, так и убыток. В бухгалтерском учете прибыль или убыток определяются на дату совершения операции по продаже автомобиля.

Особенности учетной политики. Все виды операций по расчетам с работниками, не связанные с оплатой труда и расчетами с подотчетными лицами, формируются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». План счетов предусматривает лишь два субсчета: 73-1 «Расчеты с персоналом по предоставленным займам» и 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Однако при разработке рабочего плана счетов организация может предусмотреть субсчет, на котором будут учитываться расчеты с работниками организации по проданному имуществу (субсчет 73-3).

Выбранный вариант расчета с работниками по приобретенному им имуществу организации следует отразить в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета, который утверждается на каждый отчетный год.

Пример

Работник покупает у фирмы, в которой работает, бывший в эксплуатации автомобиль. Цена, согласованная сторонами договора купли-продажи, составила 120 360 руб. с учетом суммы НДС. Фирма является налогоплательщиком НДС, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяет методом начисления.

Первоначальная стоимость автомобиля - 240 000 руб.

Сумма накопленной амортизации (линейный метод) - 152 000 руб.

Остаточная стоимость - 88 000 руб.

Операции по продаже сотруднику автомобиля будут следующими:

Дебет 73-3 Кредит 91-1
– 120 360 руб. - отражена задолженность работника за проданный автомобиль;

Дебет 91-2 Кредит 68-2
– 18 360 руб. - начислен НДС при реализации автомобиля;

Дебет 01-2 Кредит 01-1
– 240 000 руб. - отражено выбытие автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01-2
– 152 000 руб. - списана сумма накопленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01-2
– 88 000 руб. - списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 50 Кредит 73-3
– 120 360 руб. - поступили денежные средства от работника;

Дебет 91-9 Кредит 99
– 14 000 руб. - отражен финансовый результат от продажи автомобиля (прибыль).

Налогообложение. Начнем с налога на добавленную стоимость. Так, продажа автомобиля расценивается как реализация товаров и поэтому облагается НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Налогоплательщик в данном случае - организация-продавец (ст. 143 НК РФ).

Порядок налогообложения операций по реализации автомобилей физическим лицам рассмотрен в письме Минфина России от 6 февраля 2008 г. № 03-07-14/04. В нем сказано, что налоговая база при реализации налогоплательщиком автомобилей определяется как стоимость автомобилей, исчисленная из рыночных цен (ст. 154 НК РФ).

При реализации товаров, в том числе автомобилей, налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, при реализации автомобиля физическому лицу продавец должен включить НДС в цену автомобиля.

Сумма начисленного налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Теперь о налоге на прибыль организаций. В целях его исчисления выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Следовательно, выручка от реализации автомобиля сотруднику признается доходом организации.

Так как автомобиль является амортизируемым имуществом, то доход от его реализации может быть уменьшен на его остаточную стоимость (п. 1 ст. 268 НК РФ). Таковой является разница между первоначальной стоимостью автомобиля и начисленной за время его эксплуатации амортизацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если при реализации автомобиля организация несет дополнительные расходы, они также могут уменьшить доход от реализации при условии, что эти расходы учитываются в целях налогообложения прибыли.

Полученный при реализации автомобиля убыток можно учесть при исчислении налога на прибыль. Убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации автомобиля. Он рассчитывается как разница между сроком полезного использования реализованного автомобиля и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Договор купли-продажи заключен, «первичка» в порядке, учет оформлен должным образом - вот они, нехитрые составляющие удачной сделки по продаже авто. И главное, чтобы стороны остались довольны...

В. Авдеев,
эксперт по налогам

Источник материала -

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания), и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов).

Стоимость объекта основных средств (далее - ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях его продажи.

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"

Списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля "Организация-получатель" и "Организация-сдатчик". Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы" в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

По цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

Отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Списана остаточная стоимость объекта ОС;

Дебет 99 "Прибыли и убытки" (Кредит 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов") Кредит 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" (99 "Прибыли и убытки")

Выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Многие фирмы продают основные средства. В 2002 году порядок бухгалтерского и налогового учета таких операций значительно изменился. Так, например, теперь прибыль от продажи этого имущества не корректируется на индекс инфляции. Более того, недавно Минфин России выпустил несколько писем, в которых разъясняется порядок учета операций с основными средствами. В нашей статье мы расскажем, как списать проданные основные средства и определить налогооблагаемую прибыль от их реализации.

Общий порядок учета основных средств
ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н

Основным средством считается имущество, срок службы которого больше одного года. В бухгалтерском учете такое имущество отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).
В первоначальную стоимость основных средств, по которой они отражаются в учете, включаются расходы по их покупке или созданию. В течение срока полезного использования основного средства на него начисляется амортизация. Этот срок фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки полезного использования основных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот документ устанавливает порядок начисления амортизации, которая учитывается при налогообложении прибыли. Однако, как разъяснил Минфин России, этот документ может применяться и при начислении амортизации для целей бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 20 марта 2002 г. № 16-00-14/98).

Обратите внимание: срок полезного использования основных средств, купленных до 1 января 2002 года, изменять нельзя. Правда, из этого правила есть исключения. По основным средствам, которые были модернизированы или реконструированы, срок полезного использования может быть увеличен (письмо Минфина России от 6 марта 2002 г. № 16-00-14/80).
Таким образом, если вы покупаете основные средства в 2002 году, то вам лучше всего начислять амортизацию по ним линейным способом исходя из их срока полезного использования, указанного в упомянутом постановлении. В этой ситуации сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете отличаться не будет.
По основным средствам, купленным до этой даты, порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете не изменится. Поэтому в большинстве случаев по таким основным средствам амортизация для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения будет начисляться по-разному.

Продажа основных средств

При продаже основного средства нужно списать с баланса его первоначальную стоимость и сумму начисленной по нему амортизации.
В учете это отражается записями:
Дебет 91-2 Кредит 01
- списана первоначальная стоимость проданного основного средства;
Дебет 02 Кредит 91-1
- списана сумма амортизации, начисленной по проданному основному средству.
Выручку от продажи основного средства отразите проводкой:
Дебет 76 Кредит 91-1
- начислена выручка от продажи основного средства.
Выручка от реализации основных средств облагается НДС. Этот налог начислите проводкой:

- начислен НДС.

Расходы по списанию основного средства учитывается на счете 91
Все расходы по выбытию основного средства (например, зарплата рабочих, занятых в демонтаже основного средства, стоимость материалов, использованных на демонтаж, и т. д.) списывают на счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 "Прочие расходы":
Дебет 91-2 Кредит 10 (20, 23, 29...)
- списаны расходы по выбытию основного средства.
Для учета операций по списанию основных средств к счету 01 "Основные средства" вы можете открыть дополнительный субсчет "Выбытие основных средств". Это нужно в тех ситуациях, когда процесс выбытия имущества длится долгое время (например, если производственное оборудование демонтируется перед его передачей покупателю).
По дебету субсчета "Выбытие основных средств" отражают первоначальную стоимость имущества, а по кредиту - сумму начисленной амортизации. После выбытия основного средства его остаточная стоимость списывается на счет 91 субсчет 2 "Прочие расходы".

Пример 1.
ООО "Актив" продало станок за 600 000 руб. (в том числе НДС - 100 000 руб.). Первоначальная стоимость станка - 700 000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации - 250 000 руб. Расходы на демонтаж станка составили 15 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 600 000 руб. - отражена выручка от продажи станка;
Дебет 51 Кредит 76
- 600 000 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 100 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- 700 000 руб. - списана первоначальная стоимость станка;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 250 000 руб. - списана сумма амортизации, начисленной по станку;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 450 000 руб. (700 000 - 250 000) - списана остаточная стоимость станка;
Дебет 91-2 Кредит 10 (20, 23...)
- 15 000 руб. - списаны расходы на демонтаж станка;
Дебет 91-9 Кредит 99
- 35 000 руб. (600 000 - 100 000 - 450 000 - 15 000) - определена прибыль от продажи станка.

Расчет прибыли от продажи основных средств

Напомним, что до 2002 года прибыль от продажи основного средства определялась как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью. Причем остаточная стоимость основного средства для целей налогообложения увеличивалась на индекс инфляции (ИРИП), утверждаемый Госкомстатом России.
С 1 января 2002 года при определении прибыли от продажи имущества индекс инфляции не применяется. Поэтому Госкомстат России прекратил его публикацию (см. сообщение Госкомстата России, опубликованное 5 апреля 2002 года).

По статье 286 НК РФ доход от реализации основного средства уменьшается:
- на сумму расходов, связанных с его продажей;
- на остаточную стоимость основного средства.
Остаточная стоимость основного средства - это разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной по нему амортизации. Причем сумма амортизации, вычитаемая из первоначальной стоимости основного средства, определяется по статье 259 НК РФ.
Как следует из Налогового кодекса, этот порядок должен применяться при продаже основных средств, купленных как до 1 января 2002 года, так и после этой даты.
Таким образом, при продаже основных средств, купленных после 1 января 2002 года, проблем у вас не возникнет. У большинства организаций сумма амортизации по ним в бухгалтерском и налоговом учете будет совпадать.
Если вы продаете основное средство, купленное после этой даты, то, по нашему мнению, для определения налогооблагаемой прибыли вам придется пересчитать амортизацию по нормам НК РФ.
НК РФ предусматривает два способа амортизации - линейный и нелинейный. При определении налогооблагаемого дохода от продажи имущества амортизацию можно пересчитать по любому из них. В такой ситуации проще всего использовать линейный метод.
По этому методу ежемесячная сумма амортизации определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

Где K - ежемесячная норма амортизации в процентах;
n - срок полезного использования имущества в месяцах.
Как мы указали выше, примерные сроки полезного использования основных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Пример 2.
В учете ЗАО "Пассив" числится станок. Первоначальная стоимость станка - 35 000 руб. Станок был куплен в декабре 1999 года. Срок его полезного использования был установлен в расчете на 10 лет.
В мае 2002 года станок был продан. Его продажная стоимость составила 48 000 руб. (в том числе НДС - 8000 руб.). По договору с покупателем ЗАО "Пассив" осуществляет доставку станка за свой счет. Расходы на доставку составили 900 руб. (без НДС).
За период с января 2000 года по май 2002 года на станок была начислена амортизация в сумме 8458 руб. (29 месяцев эксплуатации).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 48 000 руб. - отражена выручка от продажи станка;
Дебет 51 Кредит 76
- 48 000 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 8000 руб. - начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 01
- 35 000 руб. - списана первоначальная стоимость станка;
Дебет 02 Кредит 91-1
- 8458 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 26
- 900 руб. - списаны расходы на доставку станка до покупателя;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 12 558 руб. (48 000 - 8000 - 35 000 + 8458 - 900) - отражена прибыль от продажи станка.
Для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, сумму амортизации по станку надо пересчитать по новым правилам. Предположим, что срок его полезного использования по постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 составляет 15 лет (180 месяцев).
Ежемесячная норма амортизации по станку составит:
(1/180) х 100% = 0,55%.
За весь срок эксплуатации станка на него будет начислена амортизация в сумме:
35 000 руб. х 0,55% х 29 мес. = 5583 руб.
Остаточная стоимость станка, пересчитанная по нормам НК РФ, составит:
35 000 руб. - 5583 руб. = 29 417 руб.
Налогооблагаемая прибыль от продажи станка составит:
48 000 руб. - 8000 руб. - 29 417 руб. - 900 руб. = 9683 руб.

Если остаточная стоимость основного средства и другие расходы, связанные с его продажей, будут больше полученного дохода, то налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на сумму убытка. Однако такой убыток учитывается не сразу. Он уменьшает прибыль ежемесячно равными долями в течение времени, оставшегося от момента продажи имущества до окончания срока его полезного использования.
Сумму убытка от продажи основного средства указывают в специальном налоговом регистре - Учет расходов будущих периодов.

Пример 3.
ЗАО "Актив" продает автомобиль ВАЗ-2108. Машина была куплена в 2002 году. Продажная цена автомобиля без НДС - 45 000 руб.
Первоначальная стоимость автомобиля - 90 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 9000 руб. Амортизацию по основным средствам в бухгалтерском и налоговом учете "Актив" начисляет одинаково.
Расходы по продаже машины составили 3000 руб. (без НДС). Срок полезного использования автомобиля - пять лет. До момента продажи он принадлежал "Активу" шесть месяцев.
Остаточная стоимость машины составит:
90 000 руб. - 9000 руб. = 81 000 руб.
Убыток от реализации автомобиля составит:
45 000 руб. - 81 000 руб. - 3000 руб. = 39 000 руб.
Полученный убыток списывают в течение четырех лет и шести месяцев (54 месяца). Ежемесячно "Актив" может списывать сумму убытка в размере:
39 000 руб. : 54 мес. = 722 руб.

Для налогового учета операций по продаже автомобиля нужно заполнить три регистра:
- учета операций по выбытию имущества;
- расчета финансового результата от реализации амортизируемого имущества;
- учета расходов будущих периодов.
Эти регистры будут заполнены так:

Учет операций по выбытию имущества

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567

Расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567
Период с 01.07.2002 по 31.07.2002

Учет расходов будущих периодов

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567
Период с 01.08.2002 по 31.08.2002

Дата операции
Вид расхода (убытка)
Наименование объекта
Сумма(руб.)
Срок, в течение которого расходы могут быть включены в состав прочих расходов
Сумма расходов в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов
(4: 5)
Дата начала учета в составе прочих расходов
Количество месяцев фактического списания месячной суммы расходов в состав прочих расходов
1
2
3
4
5
6
7
8
24.07.2002
Убыток от реализации основного средства
Автомобиль ВАЗ-2108
39 000
54 месяца
722
31.08.2002
53 месяца

Т. АМИТОВА, главный бухгалтер
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"
Источник материала -

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие расходы включаются в стоимость приобретенного транспортного средства
  • Обязательно ли нормировать затраты на ГСМ
  • Нужно ли платить транспортный налог с арендованных автомобилей

Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Во-первых, если вы купили транспортное средство, то его нужно правильно поставить на баланс — в нужной стоимости и в нужный момент. Во-вторых, необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по ГСМ: нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все автовладельцы платят за автостраховку, учет которой тоже может вызвать сложности. В-третьих, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, может быть поручено рассчитывать транспортный налог. В таком случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа.

В данной статье мы представили ряд неочевидных правил, которые помогут вам разобраться во всех этих налоговых проблемах.

Чтобы принять к учету транспортное средство, не нужно дожидаться его госрегистрации

Автомобиль — это, как правило, дорогостоящая покупка, и принимается она к учету в качестве основного средства. Поэтому важно правильно сформировать его первоначальную стоимость в бухгалтерском учете. Именно эту стоимость можно будет списать на расходы и в учете налоговом по правилам, установленным для основных средств. То есть после оплаты автомобиля и ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

При этом факт государственной регистрации транспортного средства на учет не влияет. Дело в том, что условие госрегистрации должно соблюдаться, только если речь идет об объектах, права на которые подлежат госрегистрации. Как, например, в случае с недвижимостью (ст. 131 ГК РФ). В случае же с транспортным средством речь идет о регистрации самого имущества, а не прав на него (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196ФЗ). Права на него вы и так уже получили по факту подписания договора купли-продажи. И если вы ввели автомобиль в эксплуатацию и стали на нем ездить, не дожидаясь регистрации и госномера, можете принимать авто к налоговому учету. И первую часть стоимости списывать на расходы в налоговом учете в этом же квартале.

Для учета автомобиля в бухгалтерском учете государственная регистрация транспортного средства также значения не имеет (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому, купив автомобиль, вы сразу можете отразить его в составе основных средств по цене, которая указана в договоре купли-продажи. В стоимость объекта включите понесенные к этому моменту затраты (п. 8 ПБУ 6/01). Например, расходы на его доставку. Кроме того, вы можете успеть оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства, внести плату за прохождение техосмотра. На эти суммы также увеличьте первоначальную стоимость основного средства.

После того как учтете авто в составе основных средств, его стоимость уже не меняйте. Изменение допустимо только в строго определенных ситуациях. Например, в случае дооборудования (п. 14 ПБУ 6/01). Поэтому если, например, регистрацию транспорта и технический осмотр вы оплатили позже постановки авто на учет, отразите эти затраты как обычный расход в бухгалтерском учете (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете — аналогично. Государственную пошлину можно показать как отдельный расход на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А плату за технический осмотр списать по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

В налоговом учете при УСН стоимость полиса КАСКО учесть нельзя

В процессе эксплуатации машины автовладелец несет расходы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также по добровольному страхованию самого транспортного средства (КАСКО). В налоговом учете при «упрощенке» вы можете списать только стоимость обязательного страхования, то есть ОСАГО. Учитывать нужно всю стоимость полиса сразу после его оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А вот стоимость полиса КАСКО на расходы отнести не разрешается. Дело в том, что расходы на уплату такой страховки не поименованы в закрытом перечне затрат, которые можно учитывать при «упрощенке» (п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

До госрегистрации автомобиля отражайте его на отдельном субсчете счета 01

Факт госрегистрации автомобиля для бухучета значения не имеет. То есть вы можете принять к учету в составе основных средств даже незарегистрированный транспорт, если соблюдаются все необходимые условия для принятия его к учету (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом рекомендуем завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отражения на нем незарегистрированных машин. Такой аналитический учет удобен, поскольку по незарегистрированным авто транспортный налог не платится (абз. 1 ст. 357 НК РФ). Поэтому у вас всегда будет под рукой информация о том, какие объекты точно в расчет транспортного налога включать не нужно. Как только регистрация транспорта завершается, делайте внутреннюю проводку по счету 01.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем отражайте все суммы, уплаченные на страхование, в полном объеме. При этом списывать стоимость страховки на расходы вы можете либо единовременно на дату оплаты (п. 18 ПБУ 10/99), либо равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 19 ПБУ 10/99). Выбранный способ закрепите в бухгалтерской учетной политике.

Пример 1. Учет расходов на автострахование

ООО «Пульс» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 5 мая 2015 года общество оплатило полис ОСАГО на один год в размере 8000 руб. А 7 мая приобрело еще полис КАСКО также на год, заплатив за него 40 000 руб. Согласно учетной политике компании стоимость страховки учитывается в бухгалтерском учете единовременно. Автомобиль, для которого приобретаются страховки, используется для перевозки товаров.

— 8000 руб. — отражена уплата страховой премии по ОСАГО;

— 8000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по ОСАГО.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» КРЕДИТ 51

— 40 000 руб. — отражена уплата страховой премии по КАСКО;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 40 000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по КАСКО.

На расходы при УСН бухгалтер отнес только стоимость полиса ОСАГО в размере 8000 руб., сделав 5 мая 2015 года соответствующую запись в Книге учета доходов и расходов. Затраты на полис КАСКО в размере 40 000 руб. в налоговом учете не отражаются.

Обратите внимание : если вы понесли расходы на страховку до принятия авто к бухучету, то включать уплаченные суммы в первоначальную стоимость объекта, считаем, оснований нет. Подобные траты в будущем вы будете нести регулярно, поэтому не совсем правильно считать их расходами, непосредственно связанными с приобретением автомобиля. А ведь именно такие траты разрешено включать в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 8 ПБУ 6/01. Поэтому учитывайте страховку ОСАГО и КАСКО как обычные расходы так, как мы рассказали выше, не забывая, что стоимость полиса КАСКО в налоговом учете не отражается.

Нормирование бензина

До недавнего времени Минфин России полагал, что для целей налогового учета необходимо нормировать стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ). Для этого предлагалось использовать нормы и порядок, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Однако в последнее время финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на топливо.

Поэтому в налоговом учете при УСН стоимость ГСМ (бензина, масел и т. п.) вы можете учитывать на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в полном объеме либо в пределах норм. Выбранный вариант утвердите учетной политикой для целей налогообложения. При этом, если вы решили нормировать стоимость ГСМ, не обязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы можете применять данные технической документации завода-изготовителя авто либо разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.

Принимая решение о том, нормировать расходы на ГСМ или нет, учитывайте, что налоговые органы на местах могут по-прежнему требовать от вас списания топлива в пределах нормативов. Поэтому, если вы решили учитывать такие расходы без ограничений, будьте готовы к тому, что придется спорить и отстаивать свою позицию.

В бухгалтерском учете все приобретенное топливо приходуйте на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И списывайте его на основании данных путевых листов и чеков на покупку топлива в полном объеме по факту на счета учета затрат (20, 26, 44, 91 и т. п.). Даже если вы нормируете расходы, в бухучете это никак не отражается. Нормы вы применяете только для целей налогообложения. Единственно, вы можете завести для отражения сверхнормативных расходов на покупку ГСМ отдельный субсчет.

Пример 2. Учет расходов на ГСМ

На балансе ООО «Темп», применяющего УСН с объектом доходы минус расходы, числится легковой автомобиль. 12 мая 2015 года на этом авто водитель А.Е. Петров был отправлен на служебное задание. Под отчет А.Е. Петрову выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета ООО «Темп» списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;
  • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;
  • пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л). Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

Бухгалтер сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

— 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

— 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо»

— 660 руб. (20 л × 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете ООО «Темп» списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

  • базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;
  • поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;
  • нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май составляет 19,046 л (0,089 л/км × 200 км × 1,07). Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. × 19,046 л). Эту сумму бухгалтер ООО «Темп» записал в Книгу учета доходов и расходов 31 мая. Не учтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Транспортный налог платит собственник машин, а экологический сбор — тот, кто их использует

Платить транспортный налог должны лица, на которых зарегистрирован транспорт (абз. 1 ст. 357 НК РФ). То есть собственники машин. Поэтому если какие-то машины вы арендуете, не нужно рассчитывать и уплачивать по ним транспортный налог. Делайте это только по собственным машинам. Исключение — если вы лизингополучатель и на вас временно зарегистрирован транспорт.

А вот экологический сбор за загрязнение атмосферы автомобилями, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивает тот, кто пользуется транспортным средством. Значит, даже если ваши машины арендованы, включите их в расчет такого сбора.

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Покупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации. Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете.

Первоначальная стоимость

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) . Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»). В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Основное средство: до регистрации в ГИБДД или после?

Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация транспортного средства на дорогах запрещена. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств . Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. Входной НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, а именно:

  1. НДС предъявлен на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ;
  2. автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
  3. сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Регистрация автомобиля в ГИБДД

Как уже было сказано, организация должна в пятидневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. За государственную регистрацию транспортных средств и иных регистрационных действий с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере: – за выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства – 400 руб.; – за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы – 200 руб.; – за выдачу паспорта транспортного средства – 100 руб.; – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 100 руб. После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства . Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования . Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией .

Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

Амортизация

Поскольку и в бухгалтерском, и налоговом учете автомобиль признается основным средством, его стоимость погашается посредством начисления амортизации. При принятии автотранспорта к бухгалтерскому учету бухгалтер должен исходя из ожидаемого срока использования автомобиля и ожидаемого физического износа установить срок его полезного использования, а также способ начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету . Амортизация для целей налогового учета начисляется в порядке, предусмотренном ст. 256–258 НК РФ. Бухгалтер должен определить срок полезного использования, учитывая сроки, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные фонды, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией.

Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.

Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.

Норма амортизации в месяц составит:

1 / 60 х 100 = 1,67%.

В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:

Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – стоимость автомобиля без НДС.

Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.

Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб. – учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.

Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%).

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб. – начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.

Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:

1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб.

2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб. (200 000 х 1,67%).

В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%) .

В бухгалтерском учете следует провести следующие записи:

Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).

Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).

Следует помнить! Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб. или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.
С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ появилась новая норма, в соответствии с которой налогоплательщик при покупке основного средства имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) . Но, для того чтобы организация могла применять данную норму, это положение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Указанные затраты признаются в качестве расходов как расходы на амортизационные отчисления . Однако применение данной нормы в налоговом учете также ведет к образованию временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Страхование автомобиля

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным. Все остальные виды страхования – добровольными. Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д.

Обязательное страхование гражданской ответственности

Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее 5 дней со дня возникновения права собственности . Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут. В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год, в дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся» . Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» . Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).

Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб. / 365 дней = 33 руб.

В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).

Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб. х 79 дней);

за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб. (33 руб. х 90 дней);

за II кв. 2007 г. (91 день) – 3003 руб. (33 руб. х 91 день);

за III кв. 2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);

за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).

Бухгалтерские записи октября 2006 г:

Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб. – работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.

Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.

Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб. – полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г. учтена в составе расходов.

Добровольное страхование

Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли .

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Сигнализация

Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования. 1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

2. Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно . Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится .

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).