Признаки налоговых правоотношений. Виды налоговых правоотношений

Налоговое право - подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Понятие налогового права можно рассматривать как:

    систему налогово-правовых норм (отрасль объективного права);

    науку налогового права;

    соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право следует отличать от бюджетного права.

Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Основными участниками налоговых правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные органы, банки, перечисляющие суммы налогов и сборов в бюджетную систему.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Основные функции:

– конституционная;

– координирующая;

– фискальная;

– стимулирующая;

– контрольная;

– межотраслевая;

– правовая;

– внешнеэкономическая.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

Налоговые правоотношения – это охраняемое гос. общественное отношение, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения обязанных субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные налоговым законодательством.

Элементы налоговых правоотношений.

1. Субъекты:

· налогоплательщики и плательщики сборов;

· налоговые агенты;

· ФНС и ее территориальные подразделения

· ФТС и ее территориальные подразделения;

· Минфин, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы районов и городов – при решение вопроса предусмотренных НК;

· государственные и муниципальные органы, уполномоченные ими и должностные лица, осуществляющие прием и взимания налогов и сборов, а также контроль за своевременность ее уплаты;

· органы МВД – при решении вопросов отнесенных к их компетенции НК.

2. Объекты, т.е. сами налоги и сборы, размеры которых устанавливаются налоговым законодательством;

Налогоплательщики и плательщики сборов, на которых возложены обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из критериев отнесения к физическим лицам или организации к налогоплательщикам является предполагаемая возможность уплачивать налоги и сборы. Физ. лица и организации приобретают налоговый правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с гос. или МО относительно уплаты установленных налогов и сборов. Предпологаемость уплачивать налог возлагается на физ. лицо или организацию с момента возникновения обстоятельств установленных в законодательстве о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного конкретного налога. Налогоплательщики в качестве субъекта налогового права подразделяются на две группы:

a. организации;

b. физ. лица.

Понятие налогоплательщики – организации включает в себя:

1. юр. лиц созданных в соответствие с законодательством РФ;

2. иностранные организации, т.е. иностр. юр. лица, компании и др. корпоративные образования обладающее гражданской правоспособностью и созданные в соответствие с законодательством ин. государства, международные организации и их филиалы и представительства созданные на территории РФ.

К числу организаций расположенные на территории РФ при условии, что законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и обособленные представительства РФ не являются налогоплательщиками, а только исполняют налоговые обязанности головного

Понятие налогоплательщики – физ. лица включает в себя:

2. ин. гр-не;

3. лиц без гр-ва.

Кроме того, среди физ. лиц выделяются:

1. налоговые резиденты РФ, т.е. физ. лица находившиеся на территории РФ в общей сложности не мене 183 дней в течении года

2. ИП, т.е. фи. лица имеющие регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также адвокаты, частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. ИП приобретают правовой статус налогоплательщика не зависимо от правового статуса предпринимателя. Физ. лица осуществляющие ПД без образования юр. лица, но не имеющие регистрацию в кач-ве ИП (нарушение требований гражданского законодательства) при исполнении налоговых обязательств не вправе ссылаться, что они являются ИП.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами налогового права возможность или способность быть субъектом налогового права. налоговая правосубъктность состоит правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность – это возможность меть права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она предпологает юр. характеристику лица и дает возможность быть участником налогового правоотношение. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности. Налоговая правоспособность и дееспособность, тесно взаимосвязанные и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность возникает с момента (например, с момента рождения ребенка), а дееспособность по достижении определенного условия (например, регистрации в кач-ве ИП, достижение определенного возраста и т.д.). В налоговом праве возникновение правоспособности и дееспособности часто совпадают, например: с регистрации Устава юр. лица и постановки его в налоговом органе по представлению отчета о деятельности, а в случае уклонения применяются меры гос. принуждения. Налогоплательщик – это особый правовой статус лица, на которого возлагается обязанность уплачивать налоги и сборы.

Для обеспечения и защиту прав налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены след. гарантии реализации этих прав:

1. право установлены обязанностями должностных лиц и не исполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет за собой ответственность таких должностных лиц;

2. налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется защита их прав и законных интересов:

· законодательная защита – в порядке обжалования не правомерных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в выше стоящие налоговые органы;

· судебная защита.

Налогоплательщикам м.б. предоставлены след. права:

1. получать от мин. финаносов, налоговых органов про месту учета бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах;

2. использовать налоговых льгот;

3. требовать соблюдения налоговой тайны;

4. не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

5. обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

6. требовать полного возмещения убытков причиненных не законными решениями налоговых органов и незаконными действия (бездействием) их должностных лиц;

7. и др. права установленные законодательством.

Налогоплательщики плательщики обязаны:

1. в зависимости от юр. фактов лежащих в основе возникновения обязанностей:

· уплачивать установленные законодательством налоги. своевременная и в полном объеме уплаты налогов является основной обязанностью налогоплательщика. Данная обязанность возникает с момента вступления в законную силу НПА предусматривающего уплату конкретного определенного налога;

· вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Налоговая декларация – это письменное заявления налогоплательщика о доходах, расходах, а также об объекта налогообложения и иные данные, предусмотренные НК РФ. Налоговая декларация заполняется на спец. бланке, установленные налоговым законодательством. Налоговая декларация подается в налоговый орган, а также иным способом (по почте). Налоговый орган не вправе отказать в требовании налогоплательщика о проставлении даты принятия в копии налоговой декларации. Налоговый орган не вправе требовать внесения;

· представлять налоговым органами и их должностным лицам документы необходимые для исчисления и уплаты налогов;

· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

· не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими служебной обязанности;

· в течение 3-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги, а также подтверждающие произведенные расходы;

· постановка на учет в налоговых органах;

· предоставление налоговому органу необходимой информации и документов;

2. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков. Большинство обязанностей прямо зафиксированы НК РФ, входит в общий правовой статус налогоплательщика и не требует введения доп. действий. К таким обязанностей относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем возложение на налогоплательщика некоторых обязанностей возможна только в силу указания на то НПАК. К числу таким обязанностей относится обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения (в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете).\

3. В зависимости от принадлежности статуса налогоплательщика выделяются обязанности для налогоплательщиков – организаций и ИП, которые обязаны в письменной форме сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

· об открытии или закрытия счетов в коммерческих банках в срок 7 дней;

· об участии в иностранных и Российских организациях в срок 1 месяц с момента участия;

· о реорганизации, ликвидации, банкротстве в срок 3 дня с момента принятия соответствующего решения;

· о филиалах и др. обособленных подразделениях на территории РФ в срок в 1 месяц с момента их создания, реорганизации, ликвидации;

Налогоплательщики могут нести иные обязанности установленные федеральным законодательством, т.к. обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установленные НК не является исчерпывающим. Не выполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения. Субъекты, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров ч\з таможенную границу РФ также несут обязанности установленные таможенным законодательством.

Взаимозависимые лица - это лица, кот. могут оказывать влияние на условие или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых лиц. Для признания взаимозависимости лица учитывает влияние лица над другими лица путем доли капитала. Взаимозависимыми лицами являются:

1. организации, которые прямо или косвенно участвует в другой и долей такого участия более 25%;

2. физ. лица и компания, если это лицо прямо или косвенно участвует в этой компании и доля такого участия составляет более 25%;

3. организации, в кот. прямо или косвенно участвует одно и тоже физ. лицо причем доля его участия в каждой организации более 25%;

4. компания и лицо, кот. наделено полномочиями назначать либо ее единоличный исполнительный орган либо не мене 50% состава директоров;

5. организации если их единоличный исполнительный орган либо не менее половины совета директоров одним и тем же лицом;

6. компании, где совет директоров более чем на половину состоит из тех же физ. лиц;

7. организация и лицо, наделенное полномочиями ее единоличного исполнительного органа;

8. компании, где функции ЕИО выполняет одно и тоже лицо;

9. юр. лица или физ. лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет боле 50%;

10. физ. лицо и его родственники: супруг супруга, родители, дети, братья и сестры, опекуны и подопечные.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать понятие и признаки налоговых правоотношений; структуру и состав налоговых правоотношений; значение юридических фактов как оснований возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений;
  • уметь ориентироваться в структуре налоговых правоотношений;
  • владеть совокупностью методологических приемов анализа правовых последствий юридических фактов.

Понятие и признаки налоговых правоотношений

В юридической науке налоговые правоотношения определяются как вид общественных отношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

По своей правовой природе, сущности и значению эти правовые отношения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера, состоящие из следующих составных частей (представляющие собой совокупность следующих правовых отношений):

  • 1) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • 2) правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов (их также называют "налоговые обязательственные отношения");
  • 3) отношений, возникающих в процессе заключения и исполнения налоговых договоров (налоговые договорные отношения);
  • 4) правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства {налоговые контрольные отношения);
  • 5) правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • 6) правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговые деликтные отношения).

Обращаясь к рассмотрению вопроса о существенных признаках налоговых правоотношений, в первую очередь необходимо указать на низкую степень изученности этой проблематики в теории налогового права. В российской юридической науке этот вопрос специально не исследовался. Вместе с тем проблема признаков налоговых правоотношений затрагивалась во многих работах попутно с рассмотрением других вопросов теории финансового права. При этом различными учеными выделяются и обосновываются следующие признаки.

Во-первых, многие исследователи акцентируют внимание на публично-правовом и (или) властном характере налоговых правоотношений, дополняя эту характеристику тезисом о возможности существования таких правоотношений только в сфере налогообложения. Однако большинство вопросов по этой теме являются в настоящее время дискуссионными.

Например, рассматривая финансовые правоотношения, Е. А. Ровинский, а затем и Н. И. Химичева отмечали, что все финансовые, в том числе и налоговые, правоотношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют денежный характер. При этом особенностью таких правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает государство или уполномоченный орган. Поэтому такие отношения характеризовались ими как государственновластные имущественные (денежные) отношения .

На таких же позициях находится и И. И. Кучеров, который указывает, что рассматриваемые правоотношения "носят публичный характер" и при этом "имеют место исключительно в сфере налогообложения" .

Вместе с тем более точной нам представляется точка зрения Д. В. Винницкого, который подчеркивает, что "налоговые отношения – это отношения собственности в сфере распределения бремени публичных расходов (перераспределения материальных благ)" . При этом публичный характер таких отношений проявляется в том, что в качестве одной из сторон в ней участвуют публичные субъекты. Однако властный характер налоговых правоотношений, по мнению Д. В. Винницкого, не следует переоценивать. В частности, он пишет, что "хотя налоговые отношения (как и другие публично-правовые отношения) немыслимы вне правовой формы (т.е. иначе, как правоотношения), все- таки властность характеризует именно их правовую форму, а нс фактическое содержание" .

Положение, согласно которому налоговое право (как и административное) активно использует в составе своего методологического аппарата метод властных предписаний (или, как его иначе называют, метод публично-правового регулирования), является в современной российской юридической науке общепризнанным. Однако нельзя отчасти не согласиться с мнением Д. В. Винницкого о том, что "для указанного утверждения нет оснований" .

Аргументируя свою позицию, ученый приводит следующие доводы. Сущность властности выражается в том, что решение любого вопроса (например, издание акта управления) и возникновение на этой основе правового отношения "осуществляется волей одной стороны" . Однако, по мнению Д. В. Винницкого, такая схема регулирования для налогового права не характерна. Для подтверждения такого вывода он рассматривает некоторые аспекты центральной (базовой по его терминологии) налогово-правовой конструкции – налогового обязательственного отношения . Отмечается, что обязанность но уплате налога имеет две фундаментальные предпосылки: во-первых, закрепление оснований ее возникновения и детальной модели ее осуществления в законе (акте представительного органа власти); во-вторых, наличие экономического основания (объекта налогообложения), с которым налоговое законодательство связывает возникновение указанной обязанности (ст. 38 и другие статьи ПК). Органы государственной власти, участвующие в налоговом отношении, не только не способны административным распоряжением (актом) "породить" налоговую обязанность у противостоящих им субъектов, но они, за редчайшими исключениями, не наделены даже полномочиями на то, чтобы прекратить или изменить ее содержание после того, как упомянутая обязанность уже возникла (см., например, п. 3 ст. 44 НК и др.). Таким образом, по мнению Д. В. Винницкого, ограничение форм проявления автономии воли субъектов налогового права не означает подчинение воли одних субъектов налогового права властным волеизъявлениям других (в отличие, например, от некоторых иных публичноправовых отраслей: административного, в значительной степени бюджетного права). Напротив, рассматриваемая черта, как правило, предполагает всеобщее подчинение воли всех без исключения налогово-правовых субъектов общей модели отношения, закрепленной и детально регламентированной налоговым законом .

Представляется, что указанные выше доводы Д. В. Винницкого могут быть уточнены нами с учетом ряда обстоятельств, характеризующих метод государственного воздействия на участников налоговых отношений. Ведь властность присуща общественным отношениям, правовое регулирование которых характеризуется применением императивного, а не диспозитивного метода регулирования. Поэтому для ответа па вопрос, является ли властность отличительной чертой налогового правоотношения, нам представляется необходимым исследовать вопрос о том, соответствует ли указанному критерию безусловной императивности метод налогового права.

Между тем большинство исследователей отмечают, что помимо традиционного для финансового права метода властных предписаний, налоговое право характеризуется определенными особенностями – использованием и диспозитивного метода нравоного регулирования. Например, И. И. Кучеров пишет, что такие специфические черты налогового права проявляются в налоговых договорных отношениях, в частности по поводу заключения договоров об инвестиционном налоговом кредите (ст. 66–67 НК) . С указанной позицией согласны Ю. А. Крохина , О. В. Староверова , Н. А. Шевелева, О. А. Ногина, М. В. Кустова и др.

Более того, нам представляется необходимым добавить, что перечисленными случаями примеры использования диспозитивного метода в налоговом праве вовсе не ограничиваются. Например, диспозитивность присутствует в нормах налогового законодательства, регулирующих отношения по переходу на новый налоговый режим и выбору объекта налогообложения при УСН, порядку ведения и выбору регистров налогового учета, п. 1 ст. 26 НК дозволяет субъектам налогового права участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителей и в других случаях.

Однако в целом в финансово-правовой литературе преобладает позиция, согласно которой методом налогового права выступает метод властных предписаний (императивный, командно-волевой), поскольку "государство самостоятельно устанавливает процедуру установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений" , а использование диспозитивного метода незначительно (но все же его наличие в регулировании налоговых отношений признается).

На первый взгляд такое утверждение кажется абсолютно бесспорным. Не случайно в большинстве работ по финансовому и налоговому праву в той или иной форме указывается, что в основе юридического режима налогового права (как и у финансового и административного права) – фундаментирован принцип: "все что не разрешено, то запрещено", традиционно присущий административному и финансовому (публичному) праву. Однако возьмемся утверждать, что это не так. Ведь глубинным отличием налогового права от других отраслей, тяготеющих по отраслевому методу к административному и государственному праву, в любом демократическом государстве является его нахождение на острие публичных и частных интересов. В чем же это конкретно проявляется применительно к юридическому режиму регулирования налоговых отношений?

Представляется, что в условиях признания неприкосновенности права частной собственности, но необходимости его ограничения в общих (публичных) целях посредством налогообложения, неминуем отход от административного (или, как он может быть также назван, публично-правового, императивного и т.д.) метода воздействия государства на налогоплательщиков и иных частноправовых участников налоговых отношений. В Российской Федерации указанная тенденция проявляется в наличии среди принципов налогового права презумпции толкования в пользу налогоплательщиков всех неустранимых сомнений и неточностей законодательства о налогах и сборах. Эта презумпция закреплена в п. 7 ст. 3 НК и сформулирована следующим образом: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". Таким образом, наличие этого, по сути центрального, но недооцениваемого в финансово-правовой науке принципа налогового права означает: все, что законодателем прямо (несомненно, непротиворечиво и ясно) не запрещено, для частноправовых субъектов налогового права (налогоплательщиков, плательщиков сборов ) разрешено. Следовательно, юридический режим налогового права характеризуется наличием в его основе принципа: "все, что прямо нс запрещено, то разрешено", который является частноправовым и согласно общепризнанной доктрине права присущ только отраслям цивилистического профиля. Указанное обстоятельство, резко выделяя налоговое право из публично-правовых отраслей, и позволяет утверждать, что тезис о властном характере налоговых правоотношений требует пересмотра.

В связи с изложенным представляется недостаточно аргументированной позиция В. И. Гуреева, который также рассматривает властный (императивный) характер как важнейший (главный) признак общественных отношений в сфере налогообложения. В частности, он указывает, что конкретные налоговые имущественные отношения строятся как властные отношения по изъятию части доходов (имущества) у юридических и физических лиц (налогоплательщиков) для обеспечения федерального, региональных и местных бюджетов .

Во-вторых, в числе отличительных черт налоговых правоотношений в литературе отмечается их имущественный и (или) организационный характер.

Например, Р. О. Халфина называет характерной чертой налоговых и финансовых отношений имущественный и организационный элементы. При этом она отмечает, что соотношение имущественного и организационного элементов в различных отношениях, регулируемых налоговым правом, не всегда одинаково. В некоторых налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует, что фактически вытесняет имущественный . С. Д. Цыпкин также указывал, "что налоговые правоотношения имеют имущественный характер – выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств. Поэтому невыполнение обязательства, нарушение его влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов" . С приведенной выше точкой зрения согласны В. В. Витрянский, С. Г. Пепеляев, С. А. Герасименко, М. В. Карасева. При этом С. Г. Пепеляев пишет, что "налоговые отношения являются имущественными, как и гражданско-правовые отношения" . В свою очередь, Д. В. Винницкий определяет налоговые отношения как организационно-имущественные. Ученый делает вывод, что "содержание имущественных отношений, регулируемых налоговым нравом, напротив, с одной стороны, проявляет себя в законном ограничении права собственности субъектов частного права (физических лиц, организаций). С другой стороны, имущественные отношения, регулируемые налоговым правом, – это отношения по формированию публичной собственности" . Напротив, М. В. Кустова указывает, что "налоговые правоотношения могут быть отнесены к организационным (процесс осуществления налогового контроля налоговыми органами, привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений) и организационно-имущественным отношениям, поскольку являются правовой формой выражения организуемого государством в односторонне-властном порядке перераспределения в свою пользу или в пользу муниципальных образований части внутреннего валового продукта" .

Помимо рассмотрения отдельных существенных черт налоговых правоотношений в ряде работ даны развернутые системы признаков таких правоотношений. Так, И. И. Кучеров указывает, что "налоговые правоотношения имеют следующие отличительные признаки:

  • – имеют место исключительно в сфере налогообложения;
  • – возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;
  • – носят публичный характер;
  • – складываются по поводу денежных средств;
  • – обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице налоговых или финансовых органов" .

Здесь же необходимо специально указать на позицию по рассматриваемому вопросу С. Г. Пепеляева. Указывая, что "налоговые отношения являются обязательственными (суть есть – односторонняя обязательственность)", он вслед за М. В. Карасевой замещает понятие "налоговое правоотношение" термином "налоговая обязанность". При этом указывается, что сутью такого обязательства является уплата налога: "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции РФ). Таким образом, С. Г. Пепеляев выделяет следующие существенные признаки налоговых правоотношений (именуя их признаками налогового обязательства): "Налоговое обязательство является относительным (субъективная определенность), т.е. имеет строго определенный состав участников. Платеж налога всегда проводится адресно. Налоговое обязательство – правоотношение активного типа. Налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности. Налоговое обязательство является целенаправленным. Налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти. Налоговое обязательство является гарантированным. Побуждением к его выполнению выступают санкции, установленные законодательством. <...> Налоговому обязательству присуще только положительное содержание" . М. В. Карасева считает налоговое правоотношение разновидностью финансового правоотношения (ибо налоговое право является подотраслью финансового права). В связи с этим, по ее мнению, признаки финансового правоотношения и налогового в основных чертах сходны. При этом М. В. Карасева выстраивает систему признаков налогового правоотношения следующим образом:

во-первых, налоговое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере налоговой деятельности государства и муниципальных образований;

во-вторых, налоговое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение (это определено тем, что налоговое правоотношение возникает на основе нормы налогового права, которая, как уже отмечалось, является средством реализации интересов всего общества);

в-третьих, налогово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим;

в-четвертых, одной из характерных черт налогового правоотношения является его имущественный характер;

в-пятых, налоговое правоотношение является властеотношением .

А. В. Брызгалин выделяет две особенности (признаки) налоговых правоотношений:

во-первых, они возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов;

во-вторых, такие правоотношения состоят из двух групп отношений: общих и специальных. При этом, по мнению ученого, общие налоговые правоотношения "возникают между налогоплательщиками и государством (муниципальным образованием) по поводу исполнения налогового обязательства налогоплательщика и имеют денежный характер. Вторые возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т.д." .

Таким образом, как уже указывалось, для определения содержания понятия "налоговое правоотношение" необходимо исследовать и выявить характерные черты правоотношений, формирующихся в сфере налогообложения. На основании проведенного анализа представляется возможным утверждать о наличии определенных отличительных особенностей налоговых правоотношений, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений. Естественно, что эти особенности обусловлены прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются, – сферой налогообложения, в которой государство реализует одну из своих важнейших функций. Причем они достаточно существенны, так как оказывают на природу налоговых правоотношений определяющее влияние. При этом не стоит забывать, что налоговое правоотношение является разновидностью правового отношения, а значит, ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще.

Такие отличительные особенности, выступающие признаками налогового правоотношения, могут быть системно сформулированы нами следующим образом.

  • 1. Налоговое правоотношение представляет собой урегулированное нормами налогового права общественное отношение, которое возникает и развивается исключительно в сфере налогообложения (налоговой деятельности государства и муниципальных образований).
  • 2. Налоговое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Последнее обусловлено тем обстоятельством, что налоговое право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач.
  • 3. Налоговые правоотношения являются сложносоставными и состоят из трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационноимущественных). При этом различия указанных типов налоговых правоотношений могут быть очерчены следующим образом. Основной целью имущественных налоговых правоотношений является удовлетворение публичных финансовых потребностей (бюджетных интересов). Примером налоговых правоотношений такого типа могут выступать отношения но исполнению обязанности по уплате налогов (сборов). Организационные налоговые правоотношения возникают в процессе налогового администрирования и направлены на обеспечение эффективности налогообложения. Таким образом, возможно утверждать, что по отношению к имущественным налоговым правоотношениям они носят вспомогательный, обеспечительный характер. Примером таких организационных налоговых правоотношений могут выступать отношения по поводу постановки на налоговый учет налогоплательщиков и отдельных объектов налогообложения. Кроме того, необходимо выделять налоговые правоотношения смешанного типа, которые содержат и имущественную, и организационную составляющую. Примером таких смешанных (имущественноорганизационных) налоговых правоотношений могут выступать общественные отношения в сфере налогового контроля, а равно привлечения к ответственности за совершение отдельных видов налоговых правонарушений.
  • 4. Налоговое правоотношение характеризуется юридическим неравенством сторон и является властеотношением (отношением власти-подчинения). При этом необходимо отметить, что помимо вертикальных отношений в сфере налогообложения возникают и горизонтальные налоговые правоотношения между физическими лицами (организациями) и между государственными органами. Для уяснения содержания этой особенности налоговых правоотношений необходимо привести следующие примеры. В соответствии п. 3 ст. 32 НК налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления определенных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Аналогичная обязанность для органов внутренних дел предусмотрена п. 2 ст. 36 НК. Также органы внутренних дел полномочны по запросу налоговых органов участвовать в выездных налоговых проверках. В соответствии с п. 4 ст. 30 НК налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами РФ.

Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК). ФНС России и ФТС России и их органы при выполнении возложенных на них задач могут осуществлять проверки участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, либо по предварительному согласию привлекать в этих целях в качестве экспертов сотрудников таможенных и налоговых органов. В случае необходимости федеральные органы исполнительной власти могут создавать совместные рабочие группы из представителей заинтересованных подразделений для эффективного решения стоящих перед ними задач.

5. Налоговые правоотношения характеризуются особым составом участников. Например, налоговые правоотношения можно поделить на отношения между частным и публичным субъектом, между частными субъектами, между публичными субъектами . Однако большинство авторов считают, что налоговые правоотношения возникают между субъектом публичного права, с одной стороны, а с другой – частного .

Так, М. В. Кустова утверждает, что действующее законодательство не содержит достаточных оснований для утверждения о возможности возникновения налоговых отношений без участия, выражающего публичную волю субъекта. В частности, по ее мнению, не усматривается налоговой природы отношений, складывающихся между налогоплательщиком и удерживающим налог из его средств работодателем. Содержание объема прав и обязанностей налогоплательщика и выступающего в роли налогового агента работодателя не зависит от их воли и определяется исключительно государством в односторонне-властном порядке. И, что особенно важно, налоговый закон не предполагает возможности взаимных требований налогоплательщика и агента именно по поводу соблюдения предписаний налогового закона. Так, налогоплательщик, пишет М. В. Кустова, не может понудить налогового агента принять во внимание документы, подтверждающие его право на налоговую льготу. Это уполномочен сделать налоговый орган по требованию налогоплательщика .

Однако нам представляется возможным не согласиться с данной точкой зрения. В п. 3 ст. 218 НК установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, давать объяснения эксперту (п. 7 ст. 95 НК).

  • 6. В налоговых правоотношениях одной из сторон всегда является публично-правовой участник (орган налогового администрирования – специально уполномоченный орган исполнительной власти). А это означает, что, несмотря на то что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать различные субъекты, в них всегда имеется обязательная сторона (публичная).
  • 7. Налоговые правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Наличие правомочий, предоставляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения либо прекращения налогового правоотношения. Это означает, что налогово-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, физических лиц, нс являющихся предпринимателями, организаций, индивидуальных предпринимателей и т.д.

Особенностью же их является то, что возникать они могут, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, вопреки желанию или согласию второй стороны. При этом чаще всего это происходит вопреки согласию и желанию налогоплательщика (например, ст. 69 НК), однако в ряде случаев – вопреки согласию налогового органа (например, ст. 145 НК).

Поэтому здесь необходимо особо подчеркнуть, что вопрос об инициативе, желании участников правоотношений дискуссионен и недостаточно изучен юридической наукой. Как верно указывает Д. В. Винницкий, правовая инициатива субъектов, как правило, трактуется как правовой принцип , но в других случаях понимается в качестве характеристики метода правового регулирования или рассматривается лишь в связи с проблемой соотношения императивных и диспозитивных правовых норм без конкретной квалификации этого юридически значимого явления. Дискуссионной является и сущность инициативы. Одни ученые определяют ее как возможность выбора контрагентов и объектов правоотношения , другие – как возможность самостоятельно вызывать возникновение правоотношения .

При этом рассматриваемая особенность налогового правоотношения предопределена непременным участием в отношениях в сфере налогообложения публично-правового субъекта (исполнительного органа, должностного лица). Причем соответствующие налогово-правовые нормы прямо предписывают ему совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных налоговых правоотношений. Этот субъект обязан по своей инициативе и своими действиями создавать подобное юридическое последствие, не вступая при этом в договорные связи с другой стороной. Для него подобные действия являются мерой не возможного, а обязательного поведения. Например, таковы положения ст. 46, 47, 87, 93, 94 НК. Например, согласно ст. 69 НК налоговый орган направляет требование налогоплательщику при наличии у него недоимки. Другая статья (ст. 46 НК) устанавливает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.

В свою очередь, в отношении частноправового субъекта (налогоплательщика, налогового агента) возможность выступать инициатором вступления в налоговое правоотношение предусматривается положениями ст. 145, подп. 1, 5, 6, 12 п. 1 ст. 21 НК. Так, в соответствии со ст. 145 НК организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Для вступления в такое налоговое правоотношение по предоставлению освобождения от уплаты НДС указанные лица представляют в налоговые органы соответствующие письменное уведомление и документы.

Налогоплательщики могут вступать с налоговыми органами в отношения по поводу получения по месту своего учета от налоговых органов бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК).

Еще один пример налоговых правоотношений, возникающих по инициативе частноправового субъекта, приводит в одной из своих работ М. В. Карасева. Она указывает, что в налоговом праве некоторые виды субъектов, выступающих в качестве налогоплательщиков, в значительной степени сами могут инициировать правоотношения. Так, они вправе обращаться в финансовые органы за предоставлением отсрочек .

Кроме того, нам представляется необходимым подчеркнуть и возможность возникновения налоговых правоотношений по инициативе обеих сторон (это, как правило, отношения по поводу налогового договора и иные горизонтальные налоговые отношения). В законодательстве возможность существования таких налоговых правоотношений предусматривается в ст. 64, 66 и 346.11 НК. Между тем в настоящее время в финансово-правовой науке возможность возникновения налоговых правоотношений по инициативе обеих сторон не рассматривается.

  • 8. При возникновении в ходе налогового правоотношения налогового спора для его разрешения по выбору частноправового субъекта отношений (например, налогоплательщика) применяется административный и (или) судебный порядок.
  • 9. В ходе налоговых правоотношений для реализации материальных норм налогового права применяются налогово-процессуальные нормы как позитивного (регулятивного), так и налогово-деликтного характера.
  • 10. Налоговое правоотношение характеризуется наличием принципа, установленного п. 7 ст. 3 НК: "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика". В этом проявляется особое положение частноправового субъекта во властных правоотношениях в случаях наличия дефекта воли законодателя. По сути, это закрепление частноправового принципа "все, что не запрещено, то разрешено" в сфере публичных правоотношений.

Косвенно с таким выводом согласен и Д. В. Винницкий, когда пишет: "...Правомерность действий физических лиц и организаций, участвующих в налоговых отношениях, определяется, как правило, по... принципу (“разрешено все, что прямо не запрещено законом”). Законность же действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, обладающих властными полномочиями в налоговых отношениях и участвующих в них, определяется на основе анализа их компетенции по прямо нротивоноложному принципу (“запрещено все, что прямо не разрешено законом”). Таким образом, сочетание общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования в налоговых отношениях вызвано особым субъектным составом этих отношений"

Правовая урегулированность значительной части налоговых отношений является необходимым условием достижения целей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы. Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями: возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что ряд налоговых отношений не нуждается в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государства в налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.

Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных налоговых доходов.

Таким образом, налоговые правоотношения -- это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. Налоговые отношения отличаются от финансовых и административных, имея особые элементы: субъекты и объекты.

В общем виде содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов -- обеспечить уплату налога.

Особенности налоговых правоотношений

Во-первых, налоговые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств между государством и обязанными субъектами в связи с уплатой налогов.

Во-вторых, одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Государственные органы имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под зашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

В-третьих, возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники правоотношений о них договариваться не вправе.

К юридическим фактам в налоговом праве традиционно относятся действия (бездействие) или события.

Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта, взаимосвязи. Взаимосвязь предполагает наличие прямых и обратных взаимодействий, в процессе которых реализуются юридические права и обязанности участников. Следует отметить, что налоговые правоотношения по содержанию относятся к числу сложных. Это означает, что обе стороны правоотношения имеют юридические права и несут обязанности. При этом одно из правоотношений является основным, а остальные -- производными.

Так, при уплате налога основным выступает правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. При этом налогоплательщик имеет право на получение информации о порядке и сроках уплаты налога, которому соответствует обязанность налогового органа таковую информацию предоставить. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Налоговое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и т. д. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права. Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник) налогового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект налогового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником налоговых правоотношений; субъект налогового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

При определении объекта налоговых правоотношений следует учитывать, что в соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Исходя из этого можно сказать, что под объектом налогового правоотношения понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога.

Налоговые правоотношения представляют собой особый вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами нало­гового права. Налоговые правоотношения - это отношения по ус­тановлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществ­ления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов,

действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:

1) налоговое правоотношение - это общественно значимое
отношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения.
Личные взаимоотношения, например между налогоплательщиком
и руководителем налогового органа, не носят общественно значимого характера и не требуют специального правового регулирования нормами налогового права;

2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, т. е. эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями и осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе. Например, приобретение имущества
физическим лицом является основанием возникновения отношений по уплате соответственного налога. Владение имуществом и все, что связано с этим, влечет отношения по порядку исчисления и периодичности уплаты налога, а продажа имущества другому лицу одновременно будет основанием для прекращения налоговых правоотношений;

3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством
субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое вы­
ступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель же юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совер­шить в пользу государства определенные юридически значимые
действия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержаться от каких-либо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства);

4) налоговые правоотношения основаны на властных отноше­ниях, поскольку с одной стороны в них всегда выступают госу­дарственный орган или орган, уполномоченный государством.
Однако это не означает обладание этими органами исключительным приоритетом в налоговых правоотношениях, так как с другой стороны установлены меры защиты от незаконных действий
налоговых органов и их должностных лиц;

5) налоговые правоотношения - это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства,
а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит одно-

сторонний характер и не предусматривает какое-либо встречное удовлетворение;

6) налоговые правоотношения являются четко определенны­ми, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме на­логового права, вносить какие-либо изменения и дополнения.

Наряду с указанными признаками налоговые правоотношения, как и любые иные правоотношения, характеризуются наличием идеологического характера, так как право и связанные с ним явле­ния выражают государственную волю и государственную идеоло­гию 1 . Основания возникновения, изменения и прекращения нало­говых правоотношений установлены налоговым законодательством.

Необходимо также сказать и об отношениях по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношени­ях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности виновных лиц, к которым законодательство о на­логах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено На­логовым кодексом Российской Федерации.

§ 2. Структура и содержание налогового правоотношения

Под структурой налогового правоотношения понимается внут­реннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отно­шения. Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1) объекты правоотношений;

2) субъекты правоотношений;

Рассмотрим подробнее данные элементы налоговых правоот­ношений.

Объект налоговых правоотношений - это то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты вступают в правовую связь.

В налогово-правовой литературе в качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвоз­мездный платеж (налог или сбор). Размер платежа определяется установленными законодательством о налогах и сборах правила­ми. Некоторые ученые и специалисты (Г.В.Петрова, И.И.Куче­ров и др.) 2 в качестве основного объекта налоговых правоотноше-

______________________________

1 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 1982. - Т. 2. - С. 92.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2001;
П е тр о в а Г. В. Налоговое право. - М., 1999.

ний называют «денежное средство (материальное благо), которое должно быть внесено налогоплательщиком в бюджет или внебюд­жетный фонд в форме налога или сбора или взыскано принуди­тельно налоговыми органами».

При этом следует добавить, что к объектам налоговых право­отношений необходимо отнести и определенные материальные (средства производства, предметы потребления и др.) и немате­риальные (продукты творчества, само поведение участников) бла­га, денежные средства в виде пени за несвоевременное выполне­ние обязанности по уплате налога, штрафы за нарушение налого­вого законодательства, а также публичный правопорядок в сфере налогообложения, сохранность сведений, составляющих налого­вую тайну, права и законные интересы участников таких право­вых отношений, их защиту.

Юридическое содержание налоговых правоотношений образу­ют субъективные права и юридические обязанности участников таких отношений. Право именуется субъективным по принадлеж­ности субъекту правоотношения. Отсюда возникает и зависимость в реализации права по усмотрению участника налоговых правоот­ношений, который может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации.

Субъективное право субъекта налогового правоотношения - это вид и мера возможного поведения этого управомоченного. лица, которым, как правило, соответствует юридическая обя­занность другого лица. Юридическая обязанность - это обязан­ность, предусмотренная юридической нормой (в нашем слу­чае - налогово-правовой) и подлежащая безусловному испол­нению. Например, право налогоплательщика получать от нало­говых органов и других уполномоченных государственных орга­нов письменные разъяснения по вопросам применения законо­дательства о налогах и сборах соответствует обязанности нало­говых органов:

а) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

б) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

в) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

г) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

д) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

е) соблюдать налоговую тайну;

ж) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.