"политика есть самое концентрированное выражение экономики". «Политика есть самое концентрированное выражение экономики»

ми и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в П. - это «... устройство государственной власти» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 23, с. 239); П. «... есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...» (там же, т. 33, с. 340). Содержание П. в конечном счёте всегда определяется интересами класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 360).

На протяжении тысячелетий предпринимались попытки объяснить природу политический деятельности. Однако побудительные мотивы политических действий и движений выводились главным образом или из абстрактной, надвременной природы человека, или из столь же внеисторически понимаемых категорий религии, философии и т.п. Научное объяснение П. и соответственно формирование научной П. стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всём комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать П. как особая, специфическая форма общественной деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических Интерес ов. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и др. общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические (См. Партия политическая). С точки зрения марксизма-ленинизма, П. - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества (см. Базис и надстройка). Экономические интересы в конечном счёте выступают как социальная причина политических действий. Характер взаимоотношений между экономикой и П. рельефно выражен в классических ленинских формулах: «политика есть самое концентрированное выражение экономики...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 278) и «политика не может не иметь первенства над экономикой» (там же). Первая формула, исходя из определяющего значения экономических отношений, обращает внимание на обобщенность политического образа экономической реальности. П. не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всего случайного и неустойчивого, что приводит к выделению главного и основного. Этот процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во многих случаях деформирует политическое отражение экономических связей и интересов. Только научный, теоретически осознанный подход к соотношению П. и экономики даёт возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей. Вторая ленинская формула подчёркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. «... Без правильного политического подхода к делу, - писал Ленин, - данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи» (там же, с. 279). Правильный политический подход заключается, в частности, в том, чтобы рассматривать производственные задачи во всём контексте социально-политических проблем, характерных для данного исторического этапа. Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логики экономического развития. Всё это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или, что встречается гораздо чаще, учитывающих действия этих законов неполностью, частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а её симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность П. открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл Насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о её спокойном течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Неправильное понимание соотношения экономики и П. является одной из причин различных отступлений от марксизма. С одной стороны, односторонняя ориентация на экономические факторы, недооценка, принижение созидательной роли политических действий ведут к пассивности основных центров власти, к росту неконтролируемых, стихийных воздействий на общественный организм. С другой стороны, пренебрежительное отношение к требованиям экономики, вера во всесилие политических решений и лозунгов лишают политическое руководство необходимой объективной основы и тем самым превращают его в царство субъективизма и произвола. Если в первом случае П. как бы растворяется в экономике, то во втором - она отрывается от экономики и противопоставляется ей. Результат же один - отказ от научной П., подмена её разного рода субъективистскими представлениями.

Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, П. оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки, даёт решающие критерии для размежевания прогрессивного и реакционного. Причём, чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. Поэтому, естественно, что в современную эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революционной смены одной общественно-экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни. Наиболее крупные, актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, имеют политический характер.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. Это различие правильно, но в известной мере условно. Ибо «... противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне неправильная, немарксистская, ненаучная мысль» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 93). В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на П. внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух основных направлений П. имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

На протяжении тысячелетий мировая П. оставалась сферой неприкрытого господства «кулачного права». Возникновение первого в мире социалистического государства создало совершенно новую ситуацию в системе международных отношений. История сов. внешней П., принципиальные основы которой были заложены В. И. Лениным, - это история борьбы за утверждение новых методов и форм внешнеполитической деятельности, новых принципов международных отношений. Внутренняя П. охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы обществ. отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической и др. П. Борьба за власть, политическое господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политической организации общества (См. Политическая организация общества), развития социалистической демократии, постепенного преобразования всей системы общественных отношений. Поскольку в мире существует капиталистическое общество, постольку борьба за сохранение политической власти трудящихся продолжает иметь четко выраженный классовый характер. Что же касается внутренних аспектов П. социалистических государств, то по мере становления социализма они утрачивают классово-антагонистические характеристики. Разумеется, и при социализме существует борьба мнений, отражающая противоречия общественного развития, борьбу нового и старого в общественной жизни и, соответственно, разный подход к решению тех или иных вопросов. Открытое, творческое сопоставление взглядов и оценок, широкое обсуждение актуальных общественно-политических проблем - важное условие дальнейшего упрочения и развития социализма. В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к следующим основным моментам. Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, чёткое определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития. Во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» П., ибо её решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели. В-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Каждый из трёх перечисленных моментов предполагает конкретный анализ конкретной ситуации и перебор возможных вариантов решения политических задач с целью выбора наилучшего. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства (системный анализ и т.п.), сами по себе ещё не обеспечивают успеха в П. Научная П. опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, вскрывающей закономерности исторического развития. Сердцевина научной П. в условиях социализма, её смысл и главное содержание - это проблема социального управления (См. Управление), т. е. сознательного, направленного руководства общественным прогрессом. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организации трудящихся в целях претворения её в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий, которые выполняют роль политического руководителя рабочего класса и всех трудящихся. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий, идущих во главе масс.

Политическая теория, давая общую ориентировку политической деятельности, не может охватить всего многообразия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной совокупности причин. Поэтому П., даже научная П., - столь же искусство, сколь и наука. Тем более, что П. широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелей. Поэтому одна и та же объективная, например экономическую, потребность может быть выражена в разных политических решениях, содержание которых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Диапазон отклонений, вызванных действиями субъективных факторов, объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений общественной жизни, которые имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистической общественно-экономической формации политическая оболочка, внутри которой до сих пор осуществляется материальный и духовный прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в общественном коммунистическом самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратят политический характер. Установление социальной однородности человечества будет означать конец П. как специфические формы человеческой деятельности.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 1; его же, Политические партии и перспективы, там же, т. 8; Энгельс ф., Позиция политических партий, там же, т. 1; Ленин В. И., По поводу одной статьи в органе Бунда, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14; его же. Выборная кампания социал-демократии в Петербурге, там же, т. 14; его же, Отношение к буржуазным партиям, там же, т. 15; его же, Полемические заметки, там же, т. 20; его же, Блок кадетов с прогрессистами и его значение, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; его же. Еще о политическом кризисе, там же, т. 25; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30; его же, Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! там же, т. 32; его же, Из дневника публициста, там же, т. 34; его же, Политический отчет Центрального Комитета 7 марта, там же, т. 36; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же, т. 37; его же. Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта , там же, т. 43: его же, [Письмо] И. Арманд 6 (19) янв. 1917, там же, т. 49; Стронин А., Политика как наука, СПБ, 1872; Чичерин Б., Курс государственной науки, ч. 3, М., 1898; Лашина М. В., Специфические закономерности политики и особенности их действия в условиях строительства коммунизма, М., 1968; Бурлацкий Ф. М., Ленин, государство, политика, М., 1970; Азаров Н. И., В. И. Ленин о политике как общественном явлении, М., 1971; Бовин А. Е., В. И. Ленин о политике и политической деятельности, М., 1971; Пичугин П. В., Место и роль политики в развитии советского общества, М., .

А. Е. Бовин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Политика" в других словарях:

    Политикан … Русское словесное ударение

    - (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

    Не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика это выбор между гибельным и неприятным. Джон Кеннет Гэлбрейт Политика не есть искусство возможного; … Сводная энциклопедия афоризмов

    политика - и, ж. politique f. ,> нем. Politik <гр. politike искусство управления государством. 1. устар., первоначально дипл. и светское> прост. Вежливое, галантное обращение. А иных государств за королевичей и за князей не довелось для того, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

И, как следствие, политика снова становится концентрированным выражением экономики. Пока есть государство, нет свободы. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политич. Честность в политике есть результат силы, — лицемерие — результат слабости. Политика» Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. П., М., 1970; Бовин А. Е., В. И. Ленин о П. и нолитич.

Когда в феврале - марте падение замедлилось, стали говорить о выходе экономики на «плато». Однако в мае Росстат опять перестроил настроения политиков и чиновников на оптимистический лад, обнародовав данные о заметном замедлении инфляции. Словом, идем прежним курсом усиления государственного присутствия в экономике. Судя по спорам, которые ведут между собой профессиональные экономисты, можно предположить, что этими заявлениями цикличность в развитии новейшей российской политики не исчерпывается.

Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно — производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке? Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно.

Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации.

Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется – это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности.

28. Любое государство есть угнетение. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. 33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. 102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.

К примеру, экономика в состоянии глубокого падения, денег в бюджете нет ни на что, а трудящиеся «голосуют сердцем» за власть, которая все это допустила. Во-первых, отсутствием в политике общества как самостоятельного игрока со всеми формально имеющимися у него институтами – партиями, НПО, прессой, гражданскими инициативами. Но прогнозировать эти явления современная социальная наука не в состоянии. Иными словами, в сложном уравнении, описывающем развитие новейшей российской политики, остается, как минимум, одно очень важное неизвестное.

Богатые и жулики, это – две стороны одной медали. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. Без революционной теории не может быть и революционного движения. Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. С точки зрения марксизма-ленинизма П.- и как практич.

Парадеев Валерий Дмитриевич: Политика – концентрированное выражение экономики

Причём чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. В конечном же счёте и внеш., и внутр. П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы обществ. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух осн. областей П. имеет свою важную специфику.

В зависимости от той сферы обществ. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут означать конец П. как специфической формы человеческой деятельности. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»).

Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. В период средневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. 17–18 вв. рассматривались гл. обр. с позиции теории естественного права. 19 в. внес много нового и в политич. В начале века эта тенденция была представлена социалистами-утопистами.

Они выступали за рациональный подход к социологии вообще и к П. в частности. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими обществ. В политич. деятельности принимают участие и другие, формально неполитич. В конечном счете внешняя П. определяется внутренней, однако в рамках этой общей зависимости внешнеполитич.

П. в области лит-ры и иск-ва, карат. П. и т.д. Борьба за власть и политич. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести П. – в борьбе за упрочение, совершенствование политич. Они осуществляются в массовой деятельности, в борьбе и сотрудничестве обществ. Эти интересы в конечном счете выступают как социальная причина политич. Это открывает путь для политич.

П. дает широкие возможности и для прогрессивных политич. П. тесно связана и с правом. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны осн. принципы науч. П. и политич. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность» (там же, с. 438). Принципиальная П. отнюдь не означает отрицания компромиссов.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. П. – не зеркальное отражение экономики. Однако в перспективе подобные политич. П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. Поскольку никто не знает, когда завершится мировой кризис и когда прекратятся кризисные явления в российской экономике.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Как обычно в это время я приветствую в нашей студии Евгения Ясина, научного руководителя государственного университета - Высшая школа экономики. Здравствуйте, Евгений Григорьевич.

Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Я бы хотела начать с политики, которая есть концентрированное выражение экономики.

Это Ленин говорил.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Ну что мне теперь делать? Цитата-то верная. Всесильна, потому что она верна. И вопрос у меня такой. Прошла неделя после выборов, и мне бы хотелось ваши прогнозы по поводу судеб так называемых партий-карликов. Только что вижу информацию на NEWSru.ком, что партиям-карликам, не прошедшим в думу, грозит банкротство. Но понятно, что должны вернуть. Это один момент. И второй момент, что выдвижение в президенты уже сколько есть кандидатов, каждый из которых себя именует оппозиционными. Что с этим будет? Уже понятно?

Понятно как раз в нашей ситуации довольно мало. Давай начнем с первого вопроса. Потому что здесь мне кажется, есть большая определенность. Я слышал эту версию, банкротство финансовое им угрожает. Если их кто-то не кормит. В наиболее сложном положении находится, я думаю СПС, потому что они были предметом травли в течение всей избирательной кампании. Газета «Известия» публиковала поносные статьи буквально в каждом номере. Сам президент тоже, не называя прямо партию, тоже принимал участие в этой операции.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Враги, говорит.

90-е годы были понесены со страшной силой. Поэтому вроде в финансовом отношении, учитывая то, что РАО «ЕЭС» скоро закроется и другие спонсоры денег давать не хотят из страха перед наказаниями из Кремля, поэтому у них финансовое положение действительно весьма сложное. Но это отнюдь не означает, что у них плохо с будущим. Я прочитал господина Третьякова в его «Московских новостях», там он пишет, что наконец либерализм в России умер. У меня на этот счет есть глубокая уверенность в том, что он ошибается.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Слухи о смерти преувеличены с вашей точки зрения?

Да. Сама по себе травля, которой подвергалась СПС, привела к тому, что значительное число избирателей появилось у нее заново. И это мы можем судить непосредственно не по данным избиркома, а по кругу своих знакомых и знакомых наших знакомых и так далее, но, тем не менее, это привело, по-моему, в таком пока что невидимом варианте к противоположным результатам. Мне кажется, что в официальных итогах выборов есть неточности и они касаются, по мнению специалистов возможности манипулирования примерно составляют от 5 до 7% .

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Евгений Григорьевич, извините, пожалуйста, но неточности, как вы мягко выразились, это информация из серии «сказать и забыть». Потому что никто эти неточности не признает. 109% есть по Мордовии и хоть ты застрелись, они будут.

Конечно, если мы будем соблюдать все договоренности, то нам здесь говорить не о чем. А поскольку мы здесь все-таки пока присутствуем, то мы можем эту тему обсуждать, и с моей точки зрения признать не признают, как не признают то, что сфабрикованы дела против ЮКОСа, против ряда других субъектов. В конце концов, с моей точки зрения, если были серьезные фальсификации, которые повлияли на исход, на результат для той или иной партии, то, прежде всего по СПС. И это вовсе не свидетельствует о том, что у нее такое плохое положение. Сама по себе травля, по-моему, была предпринята, потому что на мартовских региональных выборах именно из демократических партий СПС добилась наилучших результатов. И надо было показать, что она больше процента в масштабе страны не наберет. Вот когда она в Москве набрала 2,8, в Питере и так далее, у меня тут очень большие сомнения. Хотя я не могу их ни подтвердить, ни опровергнуть. А если говорить о демократических силах в целом, то я думаю, что будут какие-то подвижки, какие-то объединительные движения, возможно, они не коснутся двух главных партий СПС и «Яблока», потому что, по-моему, они друг друга больше, в смысле лидера больше друг друга не любят, чем окружающих. Но в остальном я думаю, есть серьезные возможности для объединения. Просто ситуация такова, что все равно не удастся добиться никакого результата. Потому что объединение станет угрожать режиму, он предпримет меры, для которых у него есть все возможности. А раньше можно и не реагировать. Все равно нужно делать какие-то шаги, понимать, что повестка дня 90-х годов исчерпана, что наступают новые времена. Даже уже и не первое десятилетие 21 века, это уже более дальние времена, в которых будет решаться судьба демократического развития России. Я лично глубоко убежден, несмотря ни на какие перипетии, что все равно демократический путь России предопределен. И вопрос заключается в том, что то, что мы наблюдаем, - это судороги режима, который сопротивляется смене власти. Это характерно для переходных процессов, перехода к демократии. Если не возражаешь, мы как-нибудь поговорим на эту тему в наших беседах о демократии. А что касается изобилия претендентов, возможно, что это специально генерируется, возможно, что есть амбиции какие-то у не очень серьезных личностей. Они все конечно отпадут. И если и сыграют какую-то роль, то только для того, чтобы не дать возможности определиться одному крупному оппозиционному кандидату справа.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Еще вопрос от Геннадия: уважаемый господин Ясин, я экономист-практик с большим стажем, читал интервью Шварцмана и ничего не понял. Пожалуйста, переведите на человеческий язык.

Спасибо за вопрос. Я уже как-то говорил об этом. Реально мы с 2003 года после дела ЮКОСа наблюдаем определенную практику, которая тогда была применена на государственном уровне. Она заключалась в том, что государство в лице своих органов государственного насилия, правоохранительных органов, правоприменительных органов, прежде всего, оказывает давление на бизнес. Ходорковский не единственный человек. Недавно был Гуцериев, до этого было множество всяких попыток, которые находили отклик в нашей прессе, становились известными публично. Но практика была далеко не только публичная. И то, что один из ваших слушателей назвал «союз мечта и орала» как организацию из работников или ветеранов правоохранительных органов, которые занимаются практикой сравнительно честного отъема денег, то любой бизнесмен это знает. И известно, что многие из компаний, которые довольно крупные и пользовались широкой известностью при переходе из одной ипостаси в другую, проходили такую процедуру. Суть этой процедуры я передаю, не называя имен, но это реальный случай. Приходит человек из правоохранительных органов или близких к ним и говорит: я связан с такими-то и такими-то. Мы предлагаем вам продать ваше предприятие. – С какой стати? – Если вы не захотите, то у вас будут неприятности. У вас появится прокуратура, налоговая служба и так далее. И все равно вам придется это сделать. Ну ладно, предположим, рыночная цена моей компании такая-то. - Вы понимаете, у государства таких денег нет, поэтому мы заплатим вам в 10 раз меньше. И если нет, то весь веер неприятностей на вас обрушится. После чего предприниматель соглашается или бежит искать знакомых, или рассчитывает каким-то образом откупиться. То есть дать на лапу конкретным людям, а не отдавать всю компанию в целом. Кому как удается. Если компания не очень заметная, то к ней не приходят вообще. И наши исследования в звене среднего бизнеса, малого бизнеса они не показали такого рода массовой кампании. Но это не означает, что там все гладко, потому что просто на этих уровнях взаимоотношения строятся по принципу связей с конкретными людьми. Чиновниками, милиционерами и так далее. И там, кто платит, он присмотрен и к нему не пристают. А другие, кто в особенности вылез, и начинают говорить: слушай, ты что-то много слишком зарабатываешь, делись. Вот эта практика была. И она была как бы негласной. Говорили, говорили, никаких фактов нет. И вдруг появляется Шварцман. Шварцман, это просто наш народ должен просто выразить ему всеобщую благодарность. Я не пойму, только за дурость или за то, что он выступил от лица определенной группы, не оглашая тех, кто его пустил в дело. А в принципе он просто рассказал о том, что является общей практикой, что есть какая-то организация, там появились какие-то имена, это я бы все подвергал сомнению всю конкретику, но сам по себе факт подтверждается. Здесь для меня лично ничего нового нет. Но как всегда как советский гражданин я подчеркиваю это обстоятельство, я всегда радуюсь, когда что-то становится публично известно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Нет у вас ощущения, что вы преувеличиваете публичную известность этой истории?

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Евгений Григорьевич, в стране больше 100 млн. граждан и вы прекрасно понимаете, что львиной доли этих граждан глубоко начхать на всю историю со Шварцманом. Правда?

Это правда.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Им от этого ни горячо, ни холодно.

Понятно. Но надо сказать, что во всех странах большинство населения это так называемое болото, которых общественные проблемы не трогают. Я прошу прощения, я никого не хочу обидеть, просто это такой политологический термин. И это все хорошо известно. Активные граждане всюду составляют меньшинство. В такой пропорции, что их все-таки больше в демократических странах, особенно скандинавских. А у нас после 90-х годов под влиянием усиленной пропаганды, которая ведется федеральными телеканалами, прессой и так далее, да, народ успокоился. Тем более подкупаемый нефтяными доходами и так далее, представляется, что о’кей, а это мелочи какие-то. Подумаешь, между собой паны дерутся. То ли это были старые олигархи, то ли это люди, чиновники из аппарата президента. Какое имеет значение. Для людей это все равно. Но я впрочем, хочу сказать, что и когда вы спрашиваете большинство граждан о том, что происходило в августе 1991 года, то и тогда большинство людей говорило: а, это какая-то там свара между разными группами нашей элиты. И никакая это не революция, ничего не поменялось и так далее. Ну что делать, придется очень долго, нудно объяснять, переписать учебники истории еще раз после того, как их написали, вот недавно господин Филиппов. И все-таки объяснить людям, что именно с тех пор начались серьезные перемены, и Россия стала другой страной. Несмотря на то, что пытаются вернуть к прошлому, она не вернется, и мы уже имеем рыночную экономику, многое другое, к чему мы привыкли, а с чем не захотим расставаться. Тут спрашивают меня, откуда вы взяли рыночную экономику, когда административно командные методы и так далее. Я могу сказать так, я повторяю еще раз свой тезис, даже когда кажется, что совсем все противно, плохо и так далее, вы должны смотреть на вещи трезво. Вот вы пойдите в магазин и увидите, стало дороже, но все есть. И вы при наличии каких-то доходов можете выбирать и покупать. Это о чем говорит? Это рыночная экономика. Вы скажете: плохая. Да, плохая. Но какая есть, государственные корпорации это плохо, это я уже сказал в прошлый раз то, что в теории у нас экономической называется распределительными коалициями. Да, но они еще не работали. Они только сейчас множатся. Еще они свою роль отрицательную не сыграли и пока мы не чувствуем будущего кризиса.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– То есть почувствуем?

Если так будет продолжаться, рано или поздно почувствуем, конечно. Просто случится не скоро, потому что очень большие резервы от нефти.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Евгений Григорьевич, вопрос от Игоря: «Ваш прогноз на соотношение пары евро-доллар на 2008 год. В стране построена командно-административная феодальная экономика, которую вы по-прежнему почему-то называете рыночной, сколько времени она продержится, если цены на нефть упадут до 20-30 долларов за баррель. Учитывая, что Стабилизационный фонд в лучшем случае пойдет на погашение долгов госкорпораций, а в худшем – будет разворован». По рыночной экономике мы выносим за скобки.

Я думаю так, что ситуация будет складываться с евро, долларом следующим образом. Они будут колебаться всегда, падение доллара прекратится на мой взгляд достаточно устойчиво после завершения срока президента Буша. Я об этом уже говорил. Финансовая политика США уже поменялась. А если будут какие-то крупные открытия, которые будут менять технологии мировые, то тогда начнется подъем западной экономики. Пока этого не будет, то колебания будут продолжаться. Вся проблема заключается в том, что наиболее сильные, растущие и конкурирующие с западными экономики Японии и Китая не могут предъявить такую валюту, которая могла бы быть резервной. Хотя есть люди, которые уже запасаются йенами и юанями. Но юань это административно регулируемая, это не рыночная валюта. Запасаться ею опасно, так же как было опасно запасаться советскими рублями. Но евро не является по-настоящему конкурентом доллару, потому что это, во-первых, экономики одного порядка, одного качества и притом, уровень развития американской экономики более высокий, чем европейской. Выше производительность труда, острее конкуренция. Уровень инновативности намного выше. С этим нам нужно будет считаться. Я бы не советовал так уж сильно презрительно относиться к доллару. А конечно, все это верно при одном условии: если политика американского правительства будет достаточно сдержанной и не будет авантюристической, как мы наблюдали в особенности в первый срок правления президента Буша.

Н. БОЛТЯНСКАЯ

– Я напомню, что в нашей студии научный руководитель Государственного Университета - Высшей школы экономики Евгений Ясин. Слушайте нас по понедельникам после 12 часов дня. Евгений Григорьевич, спасибо.

Политика есть самое концентрированное выражение экономики;

Первая формула исходит из определяющего значения экономических отношений. Но политика не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всœего случайного и неустойчивого. Это приводит к выделœению главного и основного. Научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей.

Вторая формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинœено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. Политическая деятельность будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является простым слепком с логики экономического развития. Это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития. Или, что встречается гораздо чаще, для частичного, неполного учета действия этих законов в политике.

Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Насилие - это крайнее выражение политического воздействия, это повивальная бабка истории. Но даже не в критических, насильственных моментах истории политические воздействия выступают мощным ускорителœем социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Это различие правильное и крайне важное, но в известной мере условное. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном же счете и внешняя, и внутренняя политика решают одну задачу обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя.

Структуру политического руководства можно свести следующим основным моментам:

1) постановка принципиальных задач, четкое определœенных перспективных, а также ближайших целœей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени;

2) выработка методов, средств, форм общественной деятельности, с помощью которых поставленные цели бывают достигнуты оптимальным образом. В этой связи цель не всœегда оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для достижения человеческих целœей, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели;

3) подбор и расстановка кадров, которые способны понять и выполнить намеченные цели.

Политика, даже научная политика, - это столь же искусство, сколь и наука. Политика широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелœей. Диапазон отклонений в политических решениях объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

Важнейшей составной частью общей политики является экономическая политика.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя.

Социальное содержание экономической политики, ее идея, цели и средства достижения определяются характером общественного строя, господствующими отношениями собственности. На экономическую политику, вырабатываемую стоящей у власти политической партией, оказывают влияние многие факторы:

Соотношение политических и социальных сил в стране;

Степень развития социальных конфликтов и социальной напряженности в стране и на международной арене;

Состояние мира и войны.

Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. При рабовладельческом и Феодальном строе экономическая политика ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В современных условиях экономическая политика представляет собой механизм социально-экономического и политического маневрирования и регулирования воспроизводства.

Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам в развитии общества. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки. Концентрирует внимание на решении неотложных задач, на преодолении возникающих узких мест.

Цели и задачи экономической политики реализуются на практике через систему мер, к которым относятся программирование экономики, развитие государственного сектора, выплата субсидий, разработка и осуществление антиинфляционных мероприятий, совершенствование кредитно-финансовой деятельности, развитие межгосударственных монополистических организаций.

В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства.

10.2. Возникновение государства и его экономическая роль на разных этапах развития человеческого общества

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство - это основное орудие политической власти в обществе. Основными признаками государства являются:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма;

2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определœенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

3) наличие определœенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. По этой причине термин государство иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.

Государство - это основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные учреждения и объединœения. Все они в совокупности образуют политическую организацию общества. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти, что выражается:

1) в универсальности власти. Государственная власть распространяется на всœе населœение и всœе общественные организации данной страны;

2) в прерогативах власти. Государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. Сюда следует отнести монополию законодательства, правосудия, суверенитет.

Государство - это результат общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство возникло из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца вместе с образованием общества. Этот процесс образования общества охватил:

Возникновение совокупности людей, объединœенных неприродными связями, общими интересами и целями;

Возникновение и углубление общественного разделœения труда;

Появление частной собственности;

Социальную дифференциацию членов общества и образование классов;

Возникновение имущественного, социального и функционального неравенства людей;

Возникновение политики, организующей и регулирующей общественные отношения;

Появление нового института политики - власти с орунами управления и контроля.

История государства - это сложный процесс, который опосредован историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), спецификой общественно-экономических формаций. С этих позиций можно выделить несколько базовых этапов эволюции государства и развития его экономической роли :

1) ранняя стадия становления государства . В данный период сохраняются остатки первобытной (военной) организации демократии, чередуются республиканские и монархические режимы и формы правления. Существуют не классовые структуры, в делœение на свободных и несвободных граждан - членов общества. Это было еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, которые не входили в общество и не имели ни гражданских, ни политических прав. Государство выполняло в это время две функции: устройство общих дел в сообществе свободных людей и господство - подавление порабощенных людей;

2) государство Средних веков и начала Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения. Страна и подданные (народ) являются собственностью монарха (государевы люди). Доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Власть концентрировалась на расширяющейся социальной и экономической базе (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединœение земель). Отношения вассальной (личной) преданности монарху заменялись государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Инициатива церкви создать единое политическое пространство Запада была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. В XVI в. появляется само понятие государства. А до этого роль этого понятия выполняли такие понятия, как земли, владения, княжества, королевства, империи, республики;

3) этап подготовки гражданского общества и правового государства. Сформировались социальные и классовые структуры, сложились товарно-денежные отношения, изживались остатки неэкономического принуждения. Формировалась личность нового типа. Формировался суверенный народ, который высвобождался из-под гнета государства и становился равным ему партнером. Народ стал участником политического процесса, вступил в договорные (конституционные) отношения с государственной властью. Происходило создание многонациональных империй, состоявших из метрополий и колоний, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные империи). История отвергла имперские государства. Жизнеспособными оказались федеративные и конфедеративные государства. Эти государства обеспечили экономический, политический и культурный союз социально однородных и равноправных государств, их интеграцию. Интеграционные союзы могут сделать неравные государства равноправными и способствуют изживанию самого неравенства. Имперские государства пытались решить эти вопросы насильственным путем, тем самым они углубляли неравенство народов и государств;

4) современный этап эволюции государства . Этот этап отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (федеративное объединœение Германии, вслед за Швейцарией и США, развитие этих процессов в Югославии и бывшем СССР). Появились условия для формирования новой, современной государственности: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, создание нового динамичного типа социального и экономического развития, стабильности государства благодаря равновесию власти и общества, возможности политического единства государства.

Государства имеют свою типологию, их различные виды можно классифицировать. В основе классификации лежат различные признаки:

1) классовая природа правящих сил. Отсюда видно, какому классу служит государство. В этой связи существует делœение на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство;

2) формы правления. Другими словами - это формы организации правящей власти. С этих позиций выделяют монархическое, республиканское государство, президентские или парламентские республики;

3) устройство политической организации. С этих позиций выделяют государство унитарное, федеративное, конфедеративное;

4) политический режим. В этой связи разграничивают демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, а также диктаторское, деспотическое, либеральное государство.

Типологический анализ государств исторически был самым ранним. Им занимались еще Платон и Аристотель. С античных времен данный анализ служил для сопоставления государств различных типов и поиска лучших способов государственного правления.

Государства всœех времен и типов характеризуются рядом устойчивых, общеисторических признаков. К ним относятся:

1) обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

2) наличие характерной политической системы, структур центральной и периферийной власти, отношений между ними;

3) обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;

4) наличие ряда обязательств перед страной и народом - поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, достигать цели общего блага;

5) наличие ряда монопольных прав - монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп; монопольное право издавать обязательные для всœех законы, осуществлять эмиссию денежных знаков, определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы пресечения, монопольное право на осуществление внешней политики, право на представление государства за рубежом.

Существование государства связано с выполнением им совокупности необходимых функций. К ним относятся функции:

Защиты государственного строя;

Предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

Регулирования экономических и других общественных отношений;

Осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

Осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

Организации обороны страны и ведения вооруженной борьбы.

Социальные потрясения, смена эпох изменяют и типы государства, изменяют его функции, сменяют формы государственной власти. Но государство как политический институт всœегда остается. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и усилению его функций. Идея отмирания государства оказалась преждевременной, призрачной и превратилась в догму.

Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления. Это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Более того, в начале XX в. в движениях мондиализма и федералистов мира возникла идея интернационализма государства, создания мирового правительства. Оно должно было бы решать общие дела уже не отдельной страны, а человечества. Мировые войны, деканонизация, активизация международного разделœения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем подтвердили тот факт, что мир нуждается в общем управлении, но мировой власти, которая могла бы организовать это управление, пока не существует. Частично эти функции осуществляют региональные союзы государств, к примеру ЕС.

рПМЙФЙЛБ - ЕУФШ ЛПОГЕОФТЙТПЧБООПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ ЬЛПОПНЙЛЙ.

ч.й.мЕОЙО

уХДС РП ТЕБЛГЙЙ ЮЙФБАЭЕК Й ЧПТЮБЭЕК ОБ НЕОС РХВМЙЛЙ У жптхнБ.НУЛ, С ЕК ХЦЕ ДПУФБФПЮОП ОБДПЕМБ УП УЧПЙН ОБУФЩТОЩН ЬЛПОПНЙЪНПН, ЛПФПТЩК ЛПЕ-ЛФП ЙЪ ОЕДПЧПМШОЩИ НОПА УЮЙФБЕФ «БТЗХНЕОФПН ЧФПТПЗП ТПДБ». фЩ, ЗПЧПТСФ, ОЕ МЕК ОБН УПМЕОХА ЧПДХ ОБ ТБОЩ, Б НСУБ, НСУБ ОБН ДБЧБК.

с ОЕ РТПФЙЧ ФПЗП, ЮФПВЩ ОБЛПТНЙФШ НСУПН Ч ЧЙДЕ ЫБЫМЩЛБ ЙЪ УЧЕЦЕК ВБТБОЙОЩ ЧУЕИ РПУФСЭЙИ(УС) ОБ жптхнЕ.НУЛ РТПЗПМПДБЧЫЙИУС ИЙЭОЙЛПЧ. оП ВЕДБ Ч ФПН, ЮФП УЕЗПДОС ЧУС ПУФБЧЫБСУС РПУМЕ МЙВЕТБМШОП-ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПЗП ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС УПЧЕФУЛПЗП УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ ВБТБОЙОБ ПУФБМБУШ ФПМШЛП ОБ пМЙНРЕ ТПУУЙКУЛПК ЧМБУФЙ. б Ч ФПН РПМЙФЙЮЕУЛПН ВПМПФЕ, ЙЪ ЛПФПТПЗП С РЩФБАУШ ДПЛТЙЮБФШУС ДП ЕЭЈ ОЕ ПЛПОЮБФЕМШОП ПЪЧЕТЕЧЫЙИ УЧПЙИ УППФЕЮЕУФЧЕООЙЛПЧ, ОЙЛБЛПЗП НСУБ, ЛТПНЕ ОПЦЕЛ ТБЪОПГЧЕФОЩИ Й ОЕУПЗМБУПЧБООП ЛЧБЛБАЭЙИ МСЗХЫЕЛ ОЕФ. оЕ ЛПТНЙФШ ЦЕ ЧБУ ЫБЫМЩЛПН ЙЪ МСЗХЫБЮШЙИ ОПЦЕЛ. «нЩ Ц ОЕ иТБОГЙС ЛБЛБС... нЩ Ц тБУУЕС, ЧБЫХ НБФШ!"

с РТЕЛТБУОП РПОЙНБА, ЮФП ЬЛПОПНЙЛБ ВЕЪ РПМЙФЙЛЙ - ЬФП ЧУБДОЙЛ ВЕЪ ЗПМПЧЩ, ЛПФПТЩК УЛБЮЕФ ФХДБ, ОЕ ЪОБНП ЛХДБ. оП Й РПМЙФЙЛБ ВЕЪ ЬЛПОПНЙЛЙ - ЬФП ВЕЪТХЛЙК Й ВЕЪОПЗЙК ЛПМПВПЛ-ЙОЧБМЙД У ПЗТБОЙЮЕООЩНЙ ЧПЪНПЦОПУФСНЙ, ЛПФПТЩК Й ПФ ВБВХЫЛЙ ХЫЕМ, Й ПФ ДЕДХЫЛЙ ХЫЕМ, Й ДБЦЕ ПФ ЧПМЛБ У НЕДЧЕДЕН УНПЗ ХКФЙ. б ЧПФ ПВЧЕУФЙ ЧПЛТХЗ РБМШГБ ИЙФТХА Й ВПЗБФЕОШЛХА МЙУХ ОЕ РПМХЮЙМПУШ. рПОАИБМБ ПОБ ЛПМПВЛБ Й УЯЕМБ УП ЧУЕНЙ ЕЗП РПФТПИБНЙ. фБЛ ЮФП ЧЪСФШ УЕЗПДОС ЫФХТНПН ПМЙНРЙКУЛХА ЧЩУПФХ ЧМБУФЙ У РБУХЭЙНЙУС ОБ ОЕК ЦЙТОЩНЙ ВБТБОБНЙ ВЕЪ УПЕДЙОЕОЙС РПМЙФЙЮЕУЛПК ЗПМПЧЩ У ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙН ФЕМПН ОЕ РПМХЮЙФУС, УЛПМШЛП ВЩ ОЕ ЛПРЩФЙФШ ВЕЪ ТХЛ Й ВЕЪ ОПЗ УЕЗПДОСЫОЕЕ РПМЙФЙЮЕУЛПЕ РПМЕ.

фП, ЛБЛЙН ДПМЦОП ВЩФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ФЕМП ДМС ТЕЫЕОЙС ЬФПК БТИЙЧБЦОПК ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЪБДБЮЙ РТЙЗПФПЧМЕОЙС ЫБЫМЩЛБ ЙЪ ТПУУЙКУЛЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ВБТБОПЧ, С ХЦЕ ВПМЕЕ-НЕОЕЕ ЧОСФОП ЙЪМПЦЙМБ Ч УФБФШСИ, ЗДЕ С ЗПЧПТА П чУЕТПУУЙКУЛПК РТПЙЪЧПДУФЧЕООП-РПФТЕВЙФЕМШУЛПК ЛППРЕТБГЙЙ. йНЕООП У РПНПЭША ФБЛПК ЖПТНЩ ЛППРЕТБГЙЙ ОЕПВИПДЙНП УПЕДЙОЙФШ Й РТЕПВТБЪПЧБФШ ЧУЕ УЕЗПДОСЫОЕЕ ТБЪДТПВМЕООПЕ ЧЕДПНУФЧЕООЩНЙ ВБТШЕТБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ИПЪСКУФЧП. фПМШЛП ЬФП ИПЪСКУФЧП, УЙДСЭЕЕ ОБ ЗПМПДОПН РБКЛЕ ЙЪ-ЪБ ОЕРПДЛТЕРМЕООПЗП НБФЕТЙБМШОЩН УПДЕТЦБОЙЕН ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ, ОБДХФПЗП ОЕУЧЕЦЙН ЖЙОБОУПЧЩН ЧПЪДХИПН, Й ЪБОЙНБЕФУС ЕЗП ТБУРЙМЙЧБОЙЕН НЕЦДХ ХЪЛП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ У РПНПЭША ПФЛБФПЧ ЙУРПМОЙФЕМШОПК Й ЪБЛПОПДБФЕМШОПК ЧМБУФЙ. й ЙНЕООП ЬФП ИПЪСКУФЧП СЧМСЕФУС ОЕЙУУСЛБЕНЩН ЙУФПЮОЙЛПН ЧУЕРПВЕЦДБАЭЕК ЛПТТХРГЙЙ.

вЕЪ РТЕЧТБЭЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ИПЪСКУФЧП Ч едйопе обтпдопе ИПЪСКУФЧП РП ФЙРХ БНЕТЙЛБОУЛЙИ ьупр, ОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЗП У ХЮЕФПН ТПУУЙКУЛПК УРЕГЙЖЙЛЙ, УРТБЧЙФШУС У ГЕМЕОБРТБЧМЕООП ХОЙЮФПЦБАЭЕК ПФЕЮЕУФЧЕООХА ЬЛПОПНЙЛХ ЛПТТХРГЙЕК ОЕ ХДБУФУС.

фЕРЕТШ ОЕУЛПМШЛП УППВТБЦЕОЙК П ФПН, юфп ДПМЦОБ РТЕДУФБЧМСФШ УПВПК ЗПМПЧБ, УЙДСЭБС ОБ фблпн ФЕМЕ Й УНПФТСЭБС ОЕ ФПМШЛП УЕВЕ РПД ОПЗЙ, ОП Й ИПФС ВЩ ОБ ДЧБ ЫБЗБ ЧРЕТЕД.

дМС ОБЮБМБ ЧУРПНОЙН, ЮФП РПМЙФЙЛПК ЪБОЙНБАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ ЗТХРРЩ МАДЕК, УРПУПВОЩЕ ПФТБЦБФШ ЙОФЕТЕУЩ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЮБУФЙ ПВЭЕУФЧБ. лБЛ РТБЧЙМП, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, - ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙОФЕТЕУЩ. ч УЕЗПДОСЫОЕК дХНЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ ФПМШЛП ФЕ РБТФЙЙ, ЛПФПТЩЕ ПФТБЦБАФ Й ЪБЭЙЭБАФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙОФЕТЕУЩ МЙЫШ ФПК ЮБУФЙ ТПУУЙКУЛПЗП ОБУЕМЕОЙС, ЛПФПТБС ПЧМБДЕМБ ЙУЛХУУФЧПН ПФОЙНБФШ Й ДЕМЙФШ. фП ЕУФШ, РП УХЭЕУФЧХ - ЬФП РБТФЙЙ ТПУУЙКУЛЙИ ЫБТЙЛПЧЩИ. фЕ ЦЕ, ЛФП УФТПСФ ЙЪ УЕВС МЕЗБМШОХА «ПРРПЪЙГЙА» ЬФПК ТЕБМШОП ЧЕДХЭЕК Й ТХЛПЧПДСЭЕК УЙМЕ ОБЫЕЗП ПВЭЕУФЧБ, - ЬФП ЫЧПОДЕТЩ, ПТЗБОЙЪХАЭЙЕ ТЕЧПМАГЙПООЩЕ РЕУОПРЕОЙС РП ЦЬЛПЧУЛЙН РПДЧБМБН ДПНПЧ, РПДМЕЦБЭЙИ УОПУХ ЙМЙ ОХЦДБАЭЙИУС Ч ЛБРЙФБМШОПН ТЕНПОФЕ.

йОЩНЙ УМПЧБНЙ, УЕЗПДОСЫОСС РТЕДУФБЧЙФЕМШОБС ЧМБУФШ Ч тПУУЙЙ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УБНХА, ЮФП ОЙ ОБ ЕУФШ, НБТЗЙОБМШОХА Й ОЕБДЕЛЧБФОХА ЮБУФШ ПВЭЕУФЧБ У УБВЮБЮШНЙ УЕТДГБНЙ. юФПВЩ ЪБРПМОЙФШ ЧБЛХХН ПФУХФУФЧЙС Ч дХНЕ МАДЕК У ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙНЙ УЕТДГБНЙ, ОБДП ЧУЕН ФЕН РБТФЙСН, ЛПФПТЩЕ ПУФБМЙУШ ЪБ ВПТФПН ЙЪВЙТБФЕМШОПЗП ЖЙМШФТБ, ПВЯЕДЙОЙФШУС Ч пдох РБТФЙА, ПФТБЦБАЭХА Й ЪБЭЙЭБАЭХА ЙОФЕТЕУЩ ЧУЕИ ФЕИ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ХНЕАФ УЛМБДЩЧБФШ Й ХНОПЦБФШ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДХИПЧОЩЕ ВПЗБФУФЧБ ОБЫЕК УФТБОЩ. фБЛЙИ МАДЕК Ч тПУУЙЙ - рпдбчмсаэее ВПМШЫЙОУФЧП. оБЪЧБОЙЕ ЬФПК РБТФЙЙ ДПМЦОП РТЙНЙТЙФШ ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ УЕЗПДОС НЕЦРБТФЙКОЩЕ ТБЪОПЗМБУЙС РП ФЕН ЙМЙ ЙОЩН ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙН ЧПРТПУБН, ОЕУХЭЕУФЧЕООЩН ДМС ФЕЛХЭЕЗП ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП НПНЕОФБ. фБЛЙН ПВЭЕРТЙНЙТСАЭЙН ОБЪЧБОЙЕН, РП НПЕНХ, НПЦЕФ УФБФШ «рБТФЙС уПЪЙДБОЙС уЧПВПДОПК уПГЙБМЙУФЙЮЕУЛПК тПУУЙЙ», ЛТБФЛП- «рБТФЙС ууут». с ХЧЕТЕОБ, ЮФП РБТФЙС У ФБЛЙН ЧУЕН РПОСФОЩН Й РТЙСФОЩН ДМС УМХИБ Й ЗМБЪ ОБЪЧБОЙЕН Й ЛПОЛТЕФОПК РТПЗТБННПК ЕЕ ТЕБМЙЪБГЙЙ ОЙЛПЗП ОЕ ПУФБЧЙФ ТБЧОПДХЫОЩН. х ФБЛПК РБТФЙЙ ЕУФШ ЧУЕ ЫБОУЩ РПМХЮЙФШ НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОХА Й НПТБМШОХА, Й НБФЕТЙБМШОХА РПДДЕТЦЛХ ФПК ЮБУФЙ ОБЫЕЗП ОБТПДБ, ЛПФПТБС ХЦЕ ЧЛПОЕГ ЪБНПТДПЧБОБ НПОПРПМШОПК РПМЙФЙЮЕУЛПК ЧМБУФША ЗТХРРПЧПЗП ПДОПРПМПЗП ВТБЛБ РБТФЙЙ ЫБТЙЛПЧЩИ У РБТФЙСНЙ ЫЧПОДЕТПЧ, ТЧХЭЙИ тПУУЙА УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЪХВБНЙ ОБ НЕМЛЙЕ ПЛТПЧБЧМЕООЩЕ ЮБУФЙ. с УЮЙФБА, ЮФП ЗМСДС ОБ ЧУЈ ЬФП УЧЕТИХ, « ДПМЦЕО Й РПЛПКОЙЛ ЙЪ ЗТПВБ ЪБ тПУУЙА ЗТХДША УФБФШ».

рПУМЕ РПМХЮЕОЙС ОБТПДОПЗП ЛБТФ-ВМБОЫБ РТПВМЕНБ РЕТЕИЧБФБ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ХРТБЧМЕОЙС Ч УФТБОЕ - ДЕМП УПЧУЕН ОЕУМПЦОПК ФЕИОЙЛЙ. чУЕН ЮМЕОБН ВХДХЭЕК рБТФЙЙ ууут ОБДП РПОСФШ ПУПВЕООПУФЙ ТХУУЛПК РПМЙФЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ. йМЙ НЩ ОБЮОЕН ЧУЕ ДТХЦОП ДХНБФШ ФПМШЛП П тПУУЙЙ, ЮФПВЩ УРБУФЙ ЕЈ Й УЕВС ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЦЙФШ Ч ОЕК ЛБЛ ТБЧОЩЕ НЕЦДХ УПВПК ЗЕОЙЙ. йМЙ ЦЕ НЩ ЧУЕ РПДПИОЕН Ч ОЕК ЛБЛ ЛТХЗМЩЕ Й ОБВЙФЩЕ ДХТБЛЙ, ЮФПВЩ РПУМЕ ОБУ Ч тПУУЙЙ РПД ХРТБЧМЕОЙЕН ЫБТЙЛПЧЩИ Й ЫЧПОДЕТПЧ ЦЙМЙ НБМПЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ОБЈНОЩЕ ТБВЩ ЙЪ ТБЪЧЙЧБАЭЙИУС УФТБО НЙТБ, ЪБ ЗТПЫЙ ПУЧБЙЧБС ЕЈ ВПЗБФЕКЫЙЕ ТЕУХТУЩ ЧБИФПЧЩН НЕФПДПН. фБЛ ЮФП ДБЧБКФЕ ЧПЪШНЕНУС ЪБ ТХЛЙ, ДТХЪШС-РПМЙФЙЛЙ, ЮФПВ ОЕ РТПРБУФШ РП ПДЙОПЮЛЕ, Й ДБЧБКФЕ ЗПФПЧЙФШУС Л ЫФХТНХ пМЙНРБ ЧМБУФЙ ИПТПЫП ЪБФПЮЕООЩН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙН ХНПН, Б ОЕ ФХРЩНЙ РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ ФПРПТБНЙ Й ЧЙМБНЙ У ЪБЛМЕЕООЩНЙ УМПЧЕУОПК ЦЧБЮЛПК ПРФЙЮЕУЛЙНЙ РТЙГЕМБНЙ.

пФ ТЕДБЛГЙЙ: лБЛ ФБН Х вХМЗБЛПЧБ Ч "вЕЗЕ": ИПТПЫП ОБЮБМ, УПМДБФ, ДБ РМПИП ЛПОЮЙМ... оХ ЮФП ЬФП ЪБ РБТФЙС "ЙЪ ЧУЕИ ЪДПТПЧЩИ УЙМ"? уТБЪХ ЧЕДШ СУОП, ЮФП РБТФЙС ЙЪ РТБЧЩИ, МЕЧЩИ, УТЕДОЙИ Й РТПЮЙИ - ЬФП РБТФЙС ОЕ-РПМЙФЙЮЕУЛБС. чТПДЕ "еДЙОПК тПУУЙЙ", ФПМШЛП У РТПФЙЧПРПМПЦОЩН ЪОБЛПН.

б У РТПФЙЧПРПМПЦОЩН МЙ?..

л УПЦБМЕОЙА, ОЕРПМЙФЙЮЕУЛЙЕ РБТФЙЙ - ФБЛЙЕ ВЩЧБАФ, Й ПЮЕОШ ЮБУФП, ОБРТЙНЕТ "рБТФЙС РЕОУЙПОЕТПЧ", "рБТФЙС ЦЕОЭЙО" ЙМЙ "рБТФЙС ВПМШЫЙОУФЧБ", ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П "рБТФЙЙ МАВЙФЕМЕК РЙЧБ" Й РБТФЙЙ "уХВФТПРЙЮЕУЛБС тПУУЙС", ОЕ УРПУПВОЩ ТЕЫБФШ рпмйфйюеулйе ЪБДБЮЙ. фП ЕУФШ ЪБДБЮЙ ЧЪСФЙС ЧМБУФЙ Й ЕЕ УНЕОЩ.

вПМЕЕ ФПЗП, УЧБМЙУШ ОБ ФБЛХА РБТФЙА ОЕЧЪОБЮБК ЧМБУФШ, ПОБ ФХФ ЦЕ ОБЮОЕФ НЕФБФШУС У ФЕН, ЛПНХ ВЩ ЕЕ УЛЙОХФШ. фП ЕУФШ РЕТЕДБФШ ФПНХ ЛМБУУХ, ЮШЙ ЙОФЕТЕУЩ ФПМШЛП Й УРПУПВОБ ЧЩТБЦБФШ ОЕРПМЙФЙЮЕУЛБС РБТФЙС - ЛМБУУХ ВАТПЛТБФЙЙ. ч ЙФПЗЕ РБТФЙС-БОФЙРПД "еДЙОПК тПУУЙЙ", ЧЪСЧ ЧМБУФШ, РТЕЧТБФЙФУС ОЕ Ч БОФЙРПДБ, Б Ч ЕЕ ДЧПКОЙЛБ. рТЙ ЧУЕН ЛПНРМЕЛУЕ ВМБЗЙИ ОБНЕТЕОЙК Й ДБЦЕ ЮЙУФЩИ ХУФТЕНМЕОЙК.

рБТФЙС ОБ ФП Й РБТФЙС, ЮФП ПФТБЦБЕФ ОЕ ЧУЕ, Б ЮБУФШ - ПФ МБФЙОУЛПЗП УМПЧБ pars (partis), ЮФП Й ПЪОБЮБЕФ "ЮБУФШ". рПМЙФЙЮЕУЛБС РБТФЙС ЧУЕЗДБ ЧЩТБЦБЕФ ОЕЛЙК РПМЙФЙЮЕУЛЙК ЙОФЕТЕУ ПРТЕДЕМЕООПК УПГЙБМШОПК ЗТХРРЩ, ЛМБУУБ. дПЦЙЧЕН ДП ВЕУЛМБУУПЧПЗП ПВЭЕУФЧБ - ОЕ ВХДЕФ Й РБТФЙК. б УЕЗПДОС, ЙЪЧЙОЙФЕ, ЪБРТСЮШ Ч ПДОХ ЗПУХДБТУФЧЕООХА ФЕМЕЗХ ВХТХБЪЙА, ТБВПЮЙИ, ЛТЕУФШСО, ЙОФЕММЙЗЕОГЙА Й ЧУЕ ФХ ЦЕ ВАТПЛТБФЙА ОЙЛБЛ ОЕ РПМХЮЙФУС.

б ФБЛ ЧПРТПУ, ЛПОЕЮОП, ЙОФЕТЕУОЩК. "чПЪШНЕНУС ЪБ ТХЛЙ..." Й ФПНХ РПДПВОБС ЮЕРХИБ. дБ ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ, ЙЪЧЙОЙФЕ, ТХЛЙ, ВТБФШУС ЪБ ЛПФПТЩЕ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС.