Под налогом понимается обязательный. Под налогом понимается обязательный Транспортный налог для дорогих автомобилей

Тема: введение в предмет. Теоретические основы налогообложения.

Вопросы:

1. С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы?

Есть мнение, что жертвоприношение — один из исторических видов налога. Современное определение налога (Ст. 8.1. НК РФ): «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Таким образом, между уплатой налогов и жертвоприношением есть сходство только в том смысле, что оба эти действия понимаются (приношение жертв — понималось на ранних этапах развития общества: в природных цивилизациях; языческих сообществах и проч.) как общеобязательные и неизбежные. Мне кажется более правильным считать, что источник, из которого впоследствии формируется налоговая система — начало завоеваний одним народом другого, когда в результате победитель устанавливал и собирал дань (контрибуции и т.п..) с побежденного. Можно заметить элементы налоговой системы еще во времена Хаммурапи. В России налоговая система в современном виде начала формироваться с 1992 года, но, безусловно, исторические элементы налоговой системы отчетливо были видны в прошлые века и на Руси (дань и проч.)

2. Назовите основные этапы развития налогообложения.

  • Древность (примерно с XX в. до н.э.): время правления Хаммурапи, цивилизации Др. Египта, Др. Индия и др. с возникновением обособленной структуры — государства, а также после перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В этот период происходит формирование государств-полисов в Др. Греции и Римском государстве.
  • Эпоха феодальной зависимости в Европе: после распада Римской империи в V в.н.э.. Налог — часть произведенной продукции (натуральная форма) или (реже) денежный. На Востоке феодальные отношение не распространились — господствовала земледельческая община. В Византии уже было около 20 прямых налогов: поземельный, подушная подать и проч. На территории Восточной Европы — государство Киевская Русь. До XV века преобладали косвенные налоги на этой территории: налог на соль и проч. Во время правления Ивана Грозного (XVI в) была изменена налоговая система — отмена кормлений, установлен определенный сбор, также вместо разнообразных единиц податного обложения ввел единую «московскую соху» и проч.
  • Капиталистические отношения (после разложения феодальных отношений): развитие налогообложения по законам капитализма. Источник уплаты налогов — совокупная стоимость вновь создаваемых товаров и услуг, а объекты налогообложения — прибыль, заработная плата и т.п. Во многих государствах этот период начался в XVIII в. В России — после отмены крепостного права в 1861 г (появились подушная подать, акцизы, таможенный сбор и проч.). В 1904 г. доля косвенных налогов всех доходов государственной казны составляла 2/3.
  • После революции 1917 и Первой мировой войны налоговая система в России практически ликвидируется — основная тяжесть налогов перенесена на имущие классы.
  • Советская налоговая система
  • Современная налоговая система в РФ начинает складываться с 1992 г.

3. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

Налоги по своей сути существуют для того, чтобы финансово обеспечивать деятельность государства. Расходы на поддержание действующего государственного аппарата, на обеспечение социальных проектов, на финансирование государственных программ и т.д. — очень велики, и только уплата налогов гражданами делает возможным существование эффективного и сильного государства. Есть разные теории, объясняющие суть и смысл уплаты налогов гражданами:

  • Теория выгоды (государство — договор власти с народом => Xграждане платят налоги, рассчитывая на то, что государство должно предоставлять услуги: охрана личной безопасности, охрана имущества и т.д.)
  • Теория наслаждения (уплата налогов => гражданин получает наслаждение от результатов деятельности государства, которую этот гражданин финансирует, — хорошие дороги, чистые больницы, аккуратные цветы в городских клумбах и т.д.)
  • Теория жертв (принудительное выравнивание возможностей людей — есть человек многое имеет, он должен платить больше налогов).

4. Как взаимосвязаны государственное устройство и налоговая система?

Государственная система и налоговая система напрямую взаимосвязаны друг с другом., т.к. последняя определяется и формируется по инициативе государства и должна отвечать целям и задачам его существования. К примеру, в СССР была особая налоговая система: введение поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов, отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и повышение косвенных налогов на роскошь, налог на холостяков, земельный налог и проч.. Если в государстве устанавливается деспотия или абсолютная монархия — необходимость в регламентированной налоговой системе отпадает. Все же определенная упорядоченность при взимании налогов и в таких государствах должна быть, иначе это приводит к народным волнениям и недовольствам (вспомним убийство князя Игоря из-за высоких сборов; его жене Ольге пришлось несколько упорядочить налогообложение). В правовых государствах, где права и свободы человека гарантирует конституция (или иные Главные законы), каждый гражданин обязывается платить налоги: ст. 57 Конституции РФ («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). Но уровень налогового бремени, налоговые ставки государство устанавливает исходя из своей ориентированности: к примеру, социальные государства могут организовать прогрессивное налогообложение для выравнивания стартовых возможностей граждан и сокращения разрыва между богатыми и бедными. Соответственно, при различном типе государственного устройства будут различаться и законы, указы, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, а также формы и методы организации налогообложения и осуществления налогового контроля.

Тема: налоги в экономической системе общества.

Вопросы:

1. Основные характеристики налогового платежа.

  • Осуществление на законной основе
  • Обязательность
  • Индивидуальная безвозмездность
  • Взимание в пользу публичной власти

2. Общие черты и различия между налогом и сбором.

Налог общеобязательный, индивидуально безвозмездный платеж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. / Раздел 1, ст. 8, п. 1 НК РФ.

Сбор обязательный взнос , взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий , включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). / Раздел 1, ст. 8, п. 2 НК РФ.

Таким образом, общие черты :

  • Уплачивается денежными средствами
  • Осуществляется на законной основе
  • Взимается в пользу публичной власти

Если налог — общеобязательный и индивидуально безвозмездный платеж, то сбор обязателен в том случае, если необходимо, чтобы государственные органы (и проч.) совершили по отношению к гражданину определенное юридически значимое действие. При уплате сбора гражданин получает что-то взамен (в отличие от уплаты налога), т.е. различаются цели этих платежей.

3. Какие функции присущи налогам?

а) фискальная

б) распределительная

в) стимулирующая

г) социальная

д) контрольная

4. Какие способы уплаты налога существуют?

  • Декларационный
  • У источника
  • Кадастровый

5. Можно ли уплатить налог наличными деньгами?

Да, можно.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме / Раздел 4, ст. 58, п. 4.

6. Объясните, что такое простая поразрядная прогрессия, сложная прогрессия, относительная сложная прогрессия.

Методы налогообложения: простая поразрядная прогрессия — устанавливается налог в фиксированном денежном выражении (величина налога увеличивается при возрастании налогооблагаемой базы скачкообразно — при переходе из разряда в разряд). Относительная поразрядная прогрессия (относительная сложная) — устанавливается ставка налога в %, при этом с ростом налогооблагаемой базы растет ставка скачкообразно — из разряда в разряд. Сложная поразрядная прогрессия — ставка в % увеличивается, но суммарный налог складывается из сумм %-ых ставок на предыдущих разрядах (если они есть), а также с учетом %-ой ставки последнего по величине разряда, начисленного по разнице имеющегося значения и наибольшего значения последнего разряда.

7. Виды налоговых ставок.

  • Твердые (специфические)
  • %-ые (адвалорные)
  • Предельные
  • Фактические
  • Экономические

Физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением дохода. Может ли данное физическое лицо быть привлечено к исполнению обязанностей налогоплательщика? Ответ обоснуйте.

Да, может. Согласно ст. 11 п.2 Раздел 1 НК РФ: «…Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями».

Организация А является плательщиком налога на игорный бизнес. Кто устанавливает предельные и конкретные налоговые ставки для исчисления налога?

Налог на игорный бизнес является региональным налогом. Предельные налоговые ставки устанавливаются Налоговым Кодексом РФ в Разделе 9 ст. 369 п.1. В этих пределах конкретные налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В случае, если конкретные ставки не установлены законными субъектов РФ, конкретные ставки устанавливает Налоговый Кодекс РФ в Разделе 9 ст. 369 п. 2.

Тесты

Налоговая система — это:

а) совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей;

б) совокупность установленных государством условий налогообложения;

в) совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства.

Что входит в состав законодательства Российской Федерации по налогам и сборам?

а) Налоговый Кодекс РФ;

б) Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, постановления Правительства ИРФ и письма министерств и ведомств, в том числе органа, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Каким образом устанавливаются местные налоги?

а) только Налоговым Кодексом РФ;

б) Налоговым Кодексом РФ и законами местных органов власти;

в) только законами и постановлениями местных органов власти.

Перечислите налоги, относящиеся к региональным налогам и сборам:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на игорный бизнес;

г) транспортный налог.

Из перечисленных ниже налогов исключите косвенные:

а) налог на прибыль организаций;

б) налог на землю;

в) налог на имущество организаций;

г) налог на добавленную стоимость.

Из перечисленных ниже укажите прямые личные налоги:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на землю;

в) налог на имущество физических лиц;

г) транспортный налог.

Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов:

а) позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;

б) не позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень.

При установлении сборов обязательные для налогов элементы налогообложения:

а) могут отсутствовать;

б) могут отсутствовать, если это определено законодательными актами;

в) не могут отсутствовать.

Акты законодательства о налогах и сборах:

а) никогда не могут иметь обратную силу;

б) могут иметь обратную силу, если они улучшают положение налогоплательщиков;

в) имеют обратную силу в отношении ставок налогов;

г) имеют обратную силу, если они ухудшают положение налогоплательщиков.

Для каких целей вводятся налоги в современном обществе:

а) для покрытия государственных расходов;

б) только для регулирования экономических процессов в обществе;

в) только для содержания аппарата государственной власти и бюджетной сферы.

Какие признаки характерны для налогов?

а) добровольность;

б) безвозмездность;

в) обязательность;

г) индивидуальная безэквивалентность.

Что означает пропорциональный метод налогообложения?

а) для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога;

б) для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога;

в) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка возрастает;

г) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка снижается.

Налог — это:

а) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве компенсации за услуги государства;

б) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц.

Выберите наиболее полное и правильное определение сборов:

а) законодательно установленный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц;

б) плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий;

в) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в соответствии с письмами Федеральной налоговой службы РФ;

б) в пользу налогоплательщика;

в) по решению органов власти в каждом конкретном случае;

г) строго в пользу доначисления налогов и сборов (увеличения собираемости налогов).

Что из перечисленного не является налоговой льготой:

а) налоговый кредит;

б) снижение ставки налога;

в) налогооблагаемый минимум;

г) уклонение от уплаты налога.

Налог или сбор считается законно установленным и обязательным к уплате, если:

а) законом определены шесть его элементов налогообложения;

б) определена хотя бы половина из обязательных элементов его налогообложения;

в) федеральным законом установлено несколько элементов налогообложения, а остальные — местными органами власти или законодательными органами субъектов Федерации.

Что понимается под налоговым периодом?

а) период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

б) период времени, по окончании которого уплачиваются платежи по налогу, сдается налоговая декларация;

в) период времени от начала до конца производственного процесса.

Налоговый период может определяться:

а) годом, кварталом или месяцем;

б) по соглашению между налогоплательщиком и налоговым органом.

Обратную силу имеют акты законодательства о налогах и сборах:

а) устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков;

б) устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, и налоговых агентов.

Срок установленный законодательством о налогах и сборах, не считается пропущенным:

а) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока;

б) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня квартала;

в) при сдаче документов на почту или телеграф в первый день следующего месяца.

Что может являться объектом налогообложения:

а) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав;

б) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога и сбора;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав.

Под налоговой базой в соответствии с российским законодательством понимается:

а) стоимостное выражение объекта налогообложения;

б) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

в) величина налогов, начисленная на единицу измерения.

Что такое налоговая ставка?

а) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

б) величина, налоговых начислений, установленная в процентах или других измерениях;

в) стоимостная характеристика налоговой базы.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Ст. 8 НК РФ

Статья 8 НК РФ дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

1) обязательность.

Статья 57 Конституции гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

2) индивидуальная безвозмездность.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

Статья 8 НК РФ дает также определение сбора.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в связи с введением в часть вторую НК РФ новой гл. 33 «Торговый сбор» изменяются и положения ст. 8 НК РФ в части определения понятия самого сбора, применяемого для целей налоговых правоотношений.

Согласно ст. 8 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор — это сбор, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, который вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

А плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

1. Понятие налогов и сборов

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги в прошлом и сегодня пронизывают все сферы социально-экономического общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов.

2.Необходимость налогов.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:

1) развитие обществ. разделения населения на социальные группы;

2) появление самостоятельных субъектов товарно- денежных отношений;

3) возникновение государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход.

В докапиталистическую эпоху значительная часть потребностей государства покрывалась доменами (доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха) и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятия определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно- денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом дохода государства.

Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате главным доходом государства остаются налоги, других, более приемлемых источников в условиях рынка оно не изобрело. Хотя в истории имели место случаи, когда налоги не использовались как доход государства.


В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета также поступает более 90% налогов.

Определение налогов . Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов.

Налоги в системе финансовых отношений . Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов- государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме в одностороннем порядке- от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозвратно, в принудительном порядке, а государство их получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, второй как можно больше получить. Спор решается в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Налоговые отношения, являясь частью распределительного процесса (специфической формой производственных отношений), подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.

Налоговые отношения имеют две стороны: с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой,- являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государством.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория находится в тесной связи с движением стоимости ВВП и его главной части - национального дохода. В своем движении НД проходит четыре фазы:

1. непосредственный процесс производства (создание стоимости);

2. распределение - первичное и вторичное;

3. обмен (купля и продажа);

4. использование.

Налоги как экономическая категория объективныи воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу верховной власти. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

4.Источник налогов.

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов, в условиях войны, кризиса, материальным источником налогов становится национальное богатство, т. е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам - владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая - наемным работникам в форме оплаты труда, т. е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

5.Роль налогов в перераспределении НД.

Налоги участвуют в перераспределительном процессе и обеспечивают государство централизованным фондом денежных ресурсов страны. Они в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно - денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки (суммы цен за все товары- работы, услуги) наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют),а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД- к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственным пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.


Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налога или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено Налоговым кодексом.
Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказание услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и борах связывает обязанности по уплате налога.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога (сбора); с возникновением обстоятельств с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога; со смертью налогоплательщика; с ликвидацией организации-налогоплательщика - после проведения всех расчетов с бюджетами.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Она считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию Госкомсвязи РФ.
2. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом*(7). Для этого, по решению налогового органа, направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых средств. При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица.
Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств физического лица.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Акты законодательства о налогах и борах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и борах, обратной силы не имеют.
Это важнейшее конституционное положение базируется на правовом принципе "закон обратной силы не имеет" и означает, что вновь принятые и вступившие в законную силу нормативные правовые акты действуют только "впредь", т.е. применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Однако из этого принципа есть исключение - законодательные акты, смягчающие ответственность (или наказание) или устраняющие ее, либо иным образом улучшающие положение правонарушителя, имеют обратную силу. Поэтому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований».

В ст. 8 НК определение Сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства.

Физические лица (физ. лица) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговые резиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации более 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налоговые нерезиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации менее 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налогоплательщики – это лица, на которые возложена обязанность по уплате налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Взаимозависимые лица – физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. налоговые льготы

6. порядок исчисления налога;

7. порядок и сроки уплаты налога;

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая база – стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – календарный год, 9 месяцев, полгода, квартал, месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Порядок уплаты налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу.

Федеральными налогами и сборами - признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не перечисленные в перечне федеральных налогов и сборов ниже, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов,

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Региональными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.