От чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления про­изводства Обобществление про­изводства в рамках пред­приятия Обобществление и огосудар­ствление части хозяйства в национальном и интерна­циональном масштабах
Преобладающая форма собствен­ности Экономическая дея­тельность единолич­ных предпринимате­лей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, част­ной и государственной соб­ственности
Регулирование экономики Саморегулирование ин­дивидуальных капита­лов на основе свобод­ного рынка при слабом вмешательстве государ­ства Активное государственное ре­гулирование национальной экономики для стимулиро­вания потребительского спроса и предложения, пре­дотвращения кризисов, без­работицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные програм­мы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их боль­шее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспреде­ление ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональ­ных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в при­оритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика» и «Эсприт».

Наконец, задача распределения созданного валового нацио­нального продукта (ВНП) решается не только на основе тради­ционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финанси­рование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее вре­мя направляется не менее 30-40% всех государственных бюджет­ных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.



Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.



Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, не­посредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде­ление продукции, в результате чего исключаются свободные ры­ночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядитель­ных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономи­ческих связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок тех­ники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в на­родном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышлен­ным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредст­венных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направ­ляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.


При сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена таблица, в которой сведены основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем.

Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной
экономических систем

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая
форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада в производстве

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Тема бесплатно: Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики

Система - это органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями. В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Экон. система - связующее звено между природной и общественной системами. Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.

Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические, социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по методу распределения и контроля над ресурсами - рыночная экономика или командная экономика, и по типу собственности - частная собственность или общественная собственность. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономической системы: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и командно-административная экономики. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Современные системы:

1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная система (была в СССР, Куба)

а) государственный тип собственность на средства производства;

б) всеобщая значительная роль государства);

3.Рыночная экономика:

а) частная собственность на средства производства;

б) роль государства минимальная.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике проблемы что производить, как, и для кого производить, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная и частная;

б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.

В большинстве стран смешанная экономика.

5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.

Модели рыночной экономики: 1. Предпринимательская модель (США), 2. Социальная (Шведская модель), 3. Японская модель - приоритет общенациональных интересов.

Основой всех производственных отношения являются отношения собственности. Характер производственных отношений определяется типом собственности. На разных этапах развития существовали разные подходы к собственности. Вначале собственность отождествлялась с юридическим, волевым отношением, рассматривалась как власть человека над вещью (Кенэ, Смит, Рикардо). Гегель в "философии и праве" рассматривал собственность как общественные отношения между людьми. Для экономической теории важен взгляд на собственность как на экономическую категорию. Марксистская школа: собственность - это присвоение благ в исторически определённых условиях. Приоритет отдается присвоению материальных благ, средств пр-ва. Присвоение благ возможно в обществе одним лицом (группой лиц) по отношению к другим лицам. Собственность - это экономические отношения, возникающие в обществе всвязи с присвоением благ. Субъект собственности - люди, вступающие в отношения между собой всвязи с присвоением благ. Объект собственности - то, по поводу чего возникают отношения между людьми. Собственность в современных условиях рассматривается ещё и с юридической точки зрения: экономические отношения между людьми всвязи с присвоением благ закрепляются государством в правовой норме (закон о частной собственности), возникают юридические отношения собственности, право пользования, владения и распоряжения собственностью. Собственность рассматривается как "пучок прав". Согласно экономической теории не ресурс, не средство пр-ва и рабочая сила являются...

Понятие и сущность собственности как экономической категории. Отношения собственности. Субъекты и объекты собственности

Проблемы собственности являются объектом изучения ряда социальных наук, в каждой из которых вырабатывается собственное представление о сущности и содержании собственности. Категория "собственность" исторически вошла в научный оборот до того, как зародилась политическая экономия в качестве особой отрасли научного знания. Прежде всего, собственность стала официальным объектом правовой (юридической) природы и философии. Так, римское право уже определяло понятие собственности и основные отношения, связанные с ней (владение, пользование, распоряжение). Выход отношений собственности на передний план научной мысли неслучаен: преобразования в отношениях собственности непосредственно бросаются в глаза, затрагивают каждого, видны на поверхности явлений. Именно поэтому вместе с дальнейшим развитием общественного производства и появлением все новых форм предпринимательской деятельности собственность приобретает большую значимость в своем экономическом аспекте.

В русском языке термин "собственность" имеет два значения:

    как обозначение какого-либо имущества (в форме каких-либо предметов – объектов собственности);

    как отражение факта принадлежности какого-либо имущества субъекту собственности.

Очевидно, что эти два значения тесно связаны между собой. С одной стороны, если имеется имущество как таковое, то имеется и отношение принадлежности (имущество не может быть вне этого отношения – оно всегда либо принадлежит, либо не принадлежит). С другой стороны, если есть принадлежность, значит, есть и объект, по поводу которого она имеет место. С учетом этого выделятся субъекты и объекты собственности.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа "государство", что приводит к "бессубъектной" собственности, являющейся абстракцией. В принципе, "государство" можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий "общество" и "государство" совпадают).

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

теории : различные подходы Введение Зарождение и развитие экономической теории Предмет экономической теории ... "номос" - закон. 1.3 Предмет экономической теории Уяснить предмет науки - значит установить, ...
  • Предмет экономической теории (4)

    Учебное пособие >> Экономика

    1. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика. Методы экономического анализа Экономика как наука или экономическая теория , в... этих задач и занимается экономическая теория . Следовательно, ее предметом является изучение закономерностей...

  • Предмет экономической теории (5)

    Контрольная работа >> Экономика

    1. Предмет экономической теории ……………………………………………….…4 1.1. Зарождение и развитие экономической теории ………………………........4 1.2. Экономические законы и экономические категории……………………...8 1.3. Предмет исследования экономической теории ...

  • Отличительные черты экономических систем :
    рыночной, командно-административной
    и смешанной

    Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части , то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

    Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов . Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

    Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность , ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

    Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.
    И, наконец, есть управленческий аспект системы , без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.
    Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории.

    - 140.00 Кб

    Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

    Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
    Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
    Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей- капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
    Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
    Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

    В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

    Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

    Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

    Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

    Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

    На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

    В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

    Традиционная система : В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

    Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

    В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

    В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

    Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

    Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику 1 .

    Характерными чертами административно- командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

    В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

    Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

    Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

    Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

    Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

    Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

    Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

    Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

    Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

    Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП 2 , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

    Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

    2.2 Рыночная экономика

    Характеристика рыночной системы

    Описание

    Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

    Содержание

    Введение____________2
    1.История экономических систем________3
    1.2Доиндустриальное общество___________3
    1.3.Индустриальное общество__________4
    1.4.Постиндустриальное общество________4
    2.Экономические системы и их сущность______6
    2.1Типы и модели экономических систем_______6
    2.2 Рыночная экономика. Характеристика рыночной системы______12
    2.3.Смешанная экономика_______________________13
    2.4.Модели смешанной экономики____________14
    Заключение______17
    Список используемой литературы_____________

    По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.

    Основными чертами рыночной экономики являются:

    1. многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
    2. развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
    3. специализация;
    4. более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

    Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

    В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей:

    1. частная;

    2. государственная.

    В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.



    Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

    Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

    Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

    Модель кругооборота смешанной экономики

    Модели в рамках систем

    Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

    Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки собственной модели развития страны. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

    Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

    Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

    Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Социальное рыночное хозяйство ФРГ . Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

    Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

    Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

    Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

    И наконец, еще один элемент южнокорейской модели - это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

    Сравнительная таблица экономических систем

    Основные черты Рыночная экономика Командно-административная эконо­мика Смешанная экономика
    Масштабы обобществ­ления производства Обобществление производства в рамках предприятия экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах
    Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-капиталистов господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
    Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
    Стимул к производи-тельному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
    Основной принцип производства Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения
    Регулирование экономики Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть. Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
    Конкуренция Есть Нет Есть
    Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
    Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
    Ценообразо-вание ориентируется на предотвращение спада в производстве. Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены гибкие цены
    Заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда административное установление заработной платы устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
    Социальные гарантии Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения