Ндс в году изменения. На чеке нужно выделять НДС. Южный федеральный округ

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е. организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е. такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом определяет налоговую базу исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е. исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е. если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимости приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить не зависимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит так называемое «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим изменений по НДС немало. Причем некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все... С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

Под конец года отечественные законодатели традиционного постарались и подготовили ряд изменений по НДС с 2018 года. Кого они затронут и в каких ситуациях, об этом – в нашем обзоре всех новшеств по НДС в налоговом законодательстве. Разбираем пакет поправок.

Некоторые покупатели стали налоговыми агентами

В первую очередь, свежие новости про изменения в НДС в 2018 году принёс Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). Согласно ему, с 01 января приобретатели ряда товаров должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Касаются эти изменения в НДС лома металлов с 2018 года. А также (новый п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • отходов чермета и цветмета;
  • сырых шкур животных;
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Реализация в России этих видов товаров теперь больше не освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть покупатель как налоговый агент исчисляет НДС. Исключение сделано только для обычных физлиц, у которых нет статуса ИП.

Напомним, что налоговые агенты должны рассчитать и перечислить в казну соответствующую сумму НДС независимо от того, лежат ли на них обязанности плательщика данного налога.

Налоговые агенты на общей системе (ОСН) вместе с исчислением налога могут заявить соответствующий вычет. То есть фактически не перечислять деньги в казну.

Некоторые посредники – не налоговые агенты

Ещё новое в НДС с 2018 года заключается в том, что поправки не признают налоговыми агентами следующих посредников (п. 10 ст. 174.2 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ):

1. Субъектов общероссийской платежной системы.

2. Операторов связи, которые указаны в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Когда нет права на вычет входного НДС

Также изменения в НДС с 1 января 2018 года затронули получателей субсидий и инвестиций из казны. С этой даты у плательщиков нет права брать к вычету входной НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет указанных госсредств (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Права на вычет НДС нет и в том случае, когда если субсидия идёт в уставный капитал предприятия.

В связи с этой поправкой более детально прописан механизм восстановления налога, когда субсидия оплачивает стоимость покупки, но частично.

Нулевой НДС для реэкспорта: условия

Операции по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта, коснулось в 2018 году изменение ставки НДС на нулевую (Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее – Закон № 350-ФЗ). При этом обязательное условие НДС 0% – если ранее товары (в т. ч. продукты переработки, отходы, остатки) проходили следующие таможенные процедуры (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону;
  • свободный склад.

По закону, чтобы подтвердить нулевой НДС при реэкспорте нужно подать в ИФНС, помимо прочего, следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта;
  • оригинал или копию таможенных деклараций;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Расширено право на НДС 0%

Также новый порядок уплаты НДС в 2018 году распространён на некоторых участников экспортных сделок. Так, до недавнего времени плательщики, которые предоставляли ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки товаров на экспорт, могли применять НДС 0% только, если они у них в собственности либо арендованы.

С 2018 года данное ограничение больше не действует. То есть, стало больше лиц, которые могут заявить нулевой НДС по этому основанию.

Право на отказ от нулевого НДС при экспорте

Стал возможен отказ от нулевой ставки НДС при экспорте и смежным с ним услугам – это очередное новое в уплате НДС в 2018 году благодаря Закону № 350-ФЗ (новая редакция ст. 164 НК РФ).

Данные изменения дают экспортерам право отказаться от ставки НДС 0%:

  • непосредственно при экспорте товаров;
  • их перевозке.

Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок – до 1-го числа квартала, с которого фирма хочет отчислять НДС по ставке 10 или 18%.

Причём нельзя:

  • применять разные ставки к товару, даже когда его приобретают разные лица;
  • выборочно отказываться от нулевого НДС по конкретным сделкам.

Кроме того, при отказе от нулевого НДС вернуться к нему можно лишь через 1 год.

Общий смысл этих поправок по НДС в 2018 году в следующем:

  • экспортный нулевой НДС применять непросто, так как нужно доказывать право на такую ставку, иначе – налог придется отчислять в размере 18% за всю цепочку контрагентов;
  • можно принимать НДС к вычету по счетам-фактурам с НДС 18, а не 0%.

Документы для нулевого НДС с посылок за границу

При экспорте товаров почтой нулевую ставку НДС новый закон с 2018 года разрешает подтверждать платёжками (оригиналы или копии) и декларацией по форме CN 23:

Помимо платёжек, можно выбирать, что представить из 2-х вариантов (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • оригинал или копию декларации CN 23 (с отметками российских таможен);
  • оригинал или копию таможенной декларации (с отметками российских таможен) и оригинал или копию декларации CN 23.

Суть в том, что на 2017 год отдельный список подтверждающих документов для международных почтовых посылок в НК РФ не был чётко прописан.

Положительные изменения по НДС в 2018 году для юридических лиц в том, что при отправке за границу почтовых посылок внешнеторговый контракт для подтверждения НДС 0% не нужен (изменения внёс Закон № 350-ФЗ).

Напомним, что обосновать экспортный НДС нужно за 180 календарных дней после начала этой таможенной процедуры. Документы подают вместе с декларацией по этому налогу.

Уточнено «правило пяти процентов»

В части НДС новое в законодательстве в 2018 году затрагивает фирмы, у которых есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. Изменения внесены Законом № 335-ФЗ.

Так, уточнён п. 4 ст. 170 НК РФ, который говорит о «правиле пяти процентов». В частности:

  • его соблюдение позволяет брать входной НДС к вычету целиком, при этом с 01.01.2018 не вести при этом раздельный учет нельзя;
  • данное правило не применимо, когда товар задействован только в необлагаемых НДС операциях.

На чеке нужно выделять НДС

С 01.01.2018 уточнён п. 6 ст. 168 НК РФ. Теперь при торговле товарами (работами, услугами) в розницу чеки и иные документы, выдаваемые потребителям, исключены из перечня документов, на которых не указывают НДС. Поправку внёс Закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

На ярлыках и ценниках товаров это можно по-прежнему не делать.

Закон о tax free

Для иностранцев изменения в уплате НДС с 2018 года будут особо актуальны. Дело в том, что Закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ с 1 января наконец-то ввёл в России механизм tax-free. Это право иностранцев (не из стран ЕАЭС) на возврат НДС с покупок, сделанных в России (tax free).

Причём на подакцизные товары новая система возврата НДС точно не действует. Не исключено, что Правительство РФ расширит этот стоп-лист.

Для возврата НДС иностранцу необходимо в течение суток приобрести товары на сумму от 10 000 рублей. Вернуть налог можно безналом либо наличными через оператора в аэропорту. Это регулирует новая статья 169.1 НК РФ.

Важно, что продавцы, которые участвуют в механизме tax free, смогут брать к вычету НДС, который вернули иностранным физлицам. Считается, что это очень выгодная система для бюджета нашей страны.

Но кто может приобрести статус такого продавца? Для этого нужно соответствовать 3-м обязательным условиям:

1. Предприятие (её обособка) занимается торговлей в розницу.

2. Оно отчисляет НДС.

3. Входит в специальный реестр Минпромторга России.

И это не всё. Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает:

  • места размещения таких торговых фирм;
  • условия, которым они должны соответствовать, чтобы входит в систему tax free.

По требованию иностранца придётся оформить в одном экземпляре на основании одного или нескольких кассовых чеков чек для возрата НДС. Обязательного бланка чека tax free не будет, но требования по его обязательным реквизитам остаются.

В итоге продавцу налог вернут на основании чека tax free с отметкой таможни о вывозе товара и при условии, что НДС по нему компенсирован иностранцу. Вычет продавцу положен в течение 1 года с дня, когда иностранцу компенсирован НДС.

Налоговики не вправе отказать продавцу в вычете, если в чеках tax free есть неточности, которые не мешают установить сведения:

  • о розничном продавце;
  • стране, которая выдала иностранцу паспорт;
  • названии товара;
  • сумме НДС.

Уточним, что компенсировать иностранцам НДС будут непосредственно торговые фирмы или другие плательщики, заключившие с ними соглашения. Данные услуги подпадают под НДС 0%. Право на нулевой налог, конечно, придётся подтверждать. Но с 01.10.2018 делать это будет проще.

Перечень аэропортовых услуг установит Правительство РФ

Как известно, нет НДС по услугам, оказание которых идёт непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но какие именно это услуги в аэропортах? Похоже, давней неразберихе в этом вопросе пришёл конец.

Так, Закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ с изменениями в НК РФ говорит, что с 01.01.2018 список аэропортовых услуг, которые свободны НДС, определяет отдельным документом Правительство РФ.

НДС 0% по воздушным перевозкам в Калининградской области

Закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл нулевой НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области. Это новый подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Нет НДС при передаче целевого имущества в особых экономических зонах

На основании Закона от 27.11.2017 № 351-ФЗ с 01.01.2018 нет НДС при безвозмездной передаче региональным и муниципальным властям имущества, созданного для воплощения в жизнь соглашений о создании особых экономических зон – ОЭЗ (ст. 146 и 170 НК РФ).

Пример

Акционерное предприятие, 100% акций которого принадлежит РФ, созданное в рамках ОЭЗ, передаёт имущество созданными с его участием обществам – управляющим компаниям ОЭЗ.

Вдобавок, АО и УК ОЭЗ больше не обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее взятые к вычету по такому имуществу.

Нет НДС при выпуске матценностей из госрезерва

В силу Закона от 14.11.2017 № 316-ФЗ с 01.01.2018 освобожден от НДС выпуск материальных ценностей ответственным хранителям и заемщикам из государственного резерва по причине:

  • их освежения;
  • замены;
  • в порядке заимствования.

Также регламентированы особые правила определения налоговой базы и порядок определения ставки НДС при реализации матценностей ответственными хранителями и заемщиками.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Налог на прибыль и НДС являются, пожалуй, самыми сложными и самыми часто меняющихся. И понятно, что к изменениям законодательства всегда нужно готовиться заранее.

Изменения НДС

В начале 2018 года все ожидали достаточно серьезные изменения, которые касаются НДС, - так называемый налоговый маневр, который предполагал повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Данная идея обоснована тем, что налоговый орган научился эффективно отслеживать «цепочки поставщиков», а также разрывы в уплате НДС, доначислять налоги. А вот отслеживать «серые заработные платы» в конвертах ранее Пенсионному фонду, а с 2017 года ИФНС гораздо сложнее. В этой связи и появилась идея повысить тот налог, который государство умеет администрировать и отслеживать более эффективно.

В 2018 году как и в 2017 году можно также ожидать усиление налоговых проверок. Источником выборки является программное обеспечение АСК НДС, в котором плательщики разбираются по цветам риска, используются коды ошибок, а плательщикам направляются требования о предоставлении пояснений. В 2018 году также можно ожидать развитие программных продуктов: автомаризированная система данных ФНС и ФТС, объединение данных ЗАГС и банков в отношении контролируемых сделок и сведений о бенефициарах. Кроме того, с 2017 года была введена контрольно-кассовая техника с передачей информации по каналам в ИФНС, а следовательно, появятся новые судебные споры, которые касаются НДС и налога на прибыль.

При проведении налоговых проверок в 2018 году налоговые органы будут обращать внимание на письма и разъяснения в отношении проверок, примером такого письма является <Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Этот закон предусматривает льготы для:

    океанариумов;

    услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинских изделий.

Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой аренды (лизинга) право выкупа.

По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.

Соответственно, судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

Существуют и менее заметные изменения. Например, в последнее десятилетие постоянно вводятся и отменяются меры поддержки различных отраслей. Так, достаточно долгое время существовали льготы для авиакомпаний, в том числе по перевозке багажа, предоставлялись субсидии для перелетов внутри страны, но вот с 2018 года перевозка самолетом багажа и пассажиров внутри страны будет облагаться по общему правилу.

Аналогичные меры поддержки существовали и в отношении сельского хозяйства. Так, до 01.01.2018 передача племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа облагается по ставке НДС 10% (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ), но соответственно эта мера не будет применяться в 2018 году.

Напомним, что в 2018 году будут действовать специальные нормы, направленные на поддержку чемпионата мира по футболу. Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но соответственно после проведения чемпионата мира по футболу данная норма будет не актуальна и применяться не будет.

Некоторые поправки только будут приняты в 2018 году. Так, законопроект № 249505-7 предполагает следующие изменения:

    исключение нормы в отношении применения нулевой ставки НДС только если покупатель экспортируемых товаров – иностранное лицо;

    исключение товаросопроводительных документов из списка документов, которые обосновывают право на применение 0% НДС при экспорте товаров за рубеж;

    введение в статью 165 НК РФ положений, согласно которым документы в налоговую предоставляются один раз.

В целом, поправки имеют положительный характер.

Изменения по налогу на прибыль

В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

Важные поправки касаются учета доходов.

Так, не включаются в состав доходов стоимость имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации (Ст.251 НК РФ). Кроме того из статьи 251 НК РФ исключен пункт о не обложении налогом на прибыль финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов, переселение граждан из аварийных домов и модернизацию коммунальных систем. Соответствующие нормы исключены из статьи 270 НК РФ.

Есть ряд поправок, связанных с учетом расходов.

В состав расходов на НИОКР включены и расходы на приобретение исключительных прав на изобретения образцы. Отчет о выполненном НИОКР можно не представлять в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе по установленному формату. Нужно отметить, что единая государственная информационная система только формируется (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) <Об утверждении Концепции региональной информатизации>).

Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем:

организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации;

обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа.

Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.

В состав расходов на обучение включены новые расходы на обучение по сетевой форме, а также расходы на содержание тех помещений, которые используются для обучения. Для того, чтобы понять, что же представляет сетевая форма обучения, обратимся к статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях,

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями,

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Следовательно, представляется, что можно учесть расходы, если договор составлен правильно в соответствии с законодательством.

Еще одно изменение касается признания доходов в виде положительных курсовых разниц. Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы участников региональных инвестиционных проектов. Напомним, что для того, чтобы стать участником региональных инвестиционных проектов не достаточно быть просто инвестором. Согласно внесенным в НК РФ дополнениям для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.

Организация получает статус участника проекта на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть издаются приказы ФНС России <Письмо> ФНС России от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 "О налоговых льготах для участников региональных инвестиционных проектов").

Некоторые правки будут иметь технический характер, так законодатели скорректировали перечень доходов, не включаемых в облагаемую базу по налогу на прибыль. В облагаемую базу не будут включаться вклады в имущество, переданные учредителями с любой целью, а не только для увеличения чистых активов. В настоящее время по факту также учредители передают имущество для увеличения уставного капитала. Ранее существовала аналогичная практика. Но существовала особенность в отношении принятия НДС к вычету. Например, вы приобрели основное средство и как учредитель внесли его в . В этом случае Минфин говорил о том, что НДС к вычету принять нельзя, даже если передающая сторона выставит вам счет-фактуру на стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 13.12.2016 N 03-03-05/74496, от 27.07.2012 N 03-07-11/197, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@).

Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”.

Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях.

Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения.

Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" .

Продолжится действие мер, направленных на поддержку отдельных регионов страны. Это в основном, наши рубежи. Так сохранятся меры поддержки для Крыма и Дальневосточного округа. В соответствии с федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ будут продлены налоговые льготы до 2022 года. Организации Дальневосточного федерального округа смогут воспользоваться правом применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Ряд поправок только планируется к принятию в 2018 году.

Например, законопроект № 1119655-6 об изменениях в Трудовой кодекс предполагает установить, что работодатель не реже 1 раза в год обязан повысить заработную плату. Аналогичная норма существует и сейчас в статье 134 НК РФ

Индексация заработной платы проводится для целей соответствия заработной платы рыночным ценам, а также является важным условием лояльности сотрудников. Ведь очевидно, что работник не готов осуществлять трудовую деятельность 10 лет подряд без повышения заработной платы. Если ниже установленной официально по региону или даже ниже рыночного уровня, это повлечет «текучку» кадров.

Но при этом коммерческие организации устанавливают размер заработной платы самостоятельно с учетом:

    коллективного договора;

    локальных нормативных актов;

    трудового договора.

Обратите внимание!

Был установлен мораторий на индексацию окладов госслужащих, военнослужащих. С 1 января 2018 года заработная плата будет снова индексироваться.

С принятием поправок компании должны будут в обязательном порядке индексировать заработную плату, а размер заработной платы будет отражаться в расходах организации.

Также скорее всего будут приняты поправки в декларацию по налогу на прибыль. Основные изменения будут состоять в следующем:

Заполнение строки 150 приложения 4 к листу 02 декларации (убыток, уменьшающий налоговую базу, нужно указывать с учетом 50% ограничения для переноса убытков)

Напомним, что с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами за предыдущие налоговые периоды не могут уменьшать текущую налоговую базу по указанным операциям более чем на 50%. При этом ограничений по сроку переноса убытков не установлено. Но эта норма не нашла отражения в декларации.

Основанием для симметричной корректировки в этом случае является информация, направленная стороной сделки, осуществившей корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением подтверждающих документов об уплате налогов (п. 10 ст. 105.18 НК РФ). Срок для направления информации не установлен.

Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Симметричная корректировка отражается в налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) (пп. 2 п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, предусмотрены ст. 129.3 НК РФ (штраф грозит в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.). На переходный период до 2017 г. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Но в настоящее время порядок проведения симметричных корректировок в декларации по налогу на прибыль не установлен.

В заключение необходимо отметить, что некоторые поправки являются существенными, и на них стоит обратить внимание при налоговом планировании. Другие же носят технический характер, а третьи, такие как внесение изменений в декларации нужно отслеживать более внимательно.

Прежде чем сдавать декларацию по НДС, сверьтесь с безопасной долей вычетов по НДС в 2018 году в вашем регионе. Если вычеты превысят лимит, заранее подготовьте пояснения.

ФНС обновила данные внутренней отчетности по форме 1-НДС на 1 февраля 2018 года. На базе этого отчета налоговики считают безопасную долю вычетов по НДС в 2018 году по регионам. Сравните долю вычетов за 1 квартал с данными от ФНС. Если вычеты меньше предельной цифры — все хорошо. Если больше — будьте готовы пояснить налоговой инспекции причины.

Важно: сохраните статью в «Полезное». Информацию безопасной доле вычетов обновляем ежеквартально.

Безопасная доля вычетов по НДС за 1 квартал 2018 года

Безопасная доля вычетов - один из критериев для отбора налогоплательщиков на комиссию и выездную проверку. Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону в таблице в конце статьи. Условия для вычетов НДС смотрите в в программе « » в курсе «НДС».

В целом доля вычетов НДС по стране снизилась и составляет 87,4%. Этот показатель для годовой отчетности был выше - 87,9%. Доля вычетов изменилась во всех субъектах РФ.

Значительнее всего доля вычетов возросла в Ненецком автономном округе (на 13,9% - с 111,8 до 125,7%), Магаданской области (на 8,7% - с 91 до 99,7%) и Камчатском крае (на 8% - с 82,9 до 90,9%).

Больше всего доля вычетов снизилась в Астраханской области (на 17,1% - с 72,8 до 55,7%), Сахалинской области (на 13,6% - с 100,2 до 86,6%), Чукотском автономном округе (на 13,2% - с 104,1 до 90,9%).

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году в Москве упала с 89,9 до 89%. Разница - 0,9%.

В таблице в конце статьи вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2018 году по другим регионам, а именно:

Центральный федеральный округ : Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ : город Севастополь, Республика Адыгея, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ : город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ : Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край;

Сибирский федеральный округ : Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ : Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ : Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ : Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

Байконур : Байконур.

Как компании рассчитать свою долю вычетов по НДС

Воспользуйтесь методом налоговиков. Они делят все вычеты по региону на весь начисленный НДС. Результат переводят в проценты. Вам нужно сделать то же самое, только в пределах своей компании. Все вычеты за 1 квартал поделите на всю сумму начисленного налога и умножьте на 100 процентов. Это ваш удельный вес вычетов. Сравните его с региональным значением.

Пример. Расчет доли вычетов

Компания зарегистрирована в Рязанской области. Сумма начисленного НДС по декларации за 1 квартал 2018 года составила 1 668 789 руб., сумма вычетов — 965 987 руб. Бухгалтер рассчитал долю вычетов компании. Она составила 57,9% (965 987 руб. : 1 668 789 руб. х 100%). Этот показатель ниже среднего по региону (57,9 < 86,9). Значит, у налоговиков не будет вопросов к сумме вычетов компании.

Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

Много вычетов в декларации — не нарушение. Но налоговики могут запросить пояснения. Если не представить пояснения, налоговики вправе оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Заранее продумайте, как ответить налоговикам. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Или, например, компания купила основные средства, перенесла вычеты с предыдущих кварталов и пр.

Направьте пояснения электронно. Расхождения в декларации по НДС надо пояснять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Представлять пояснения на бумаге можно, только если компания не должна отчитываться по НДС через интернет.

Также проверьте, не будет ли проблем с вычетом от вашего контрагента: соберите на него досье в сервисе .

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году по регионам: таблица

Регион

Доля вычетов за 1 квартал 2018 года, %

Доля вычетов за 4 квартал 2017 года, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

город Москва

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

город Санкт-Петербург

Ненецкий АО

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

город Севастополь

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский АО - Югра

Ямало-Hенецкий АО

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский АО

БАЙКОНУР

Байконур

Три подарка от «Главбуха»!

Дарим дополнительный месяц подписки, кофеварку и кофейную пару!