Налог по упрощенке в садовом товариществе. Может ли садоводческое некоммерческое товарищество применять упрощенную систему налогообложения. Учет коммунальных платежей на практическом примере

В. ВОРОБЬЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

В налоговые органы поступает множество обращений граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ с просьбой разъяснить некоторые назревшие вопросы налогообложения. В частности, в них говорится о сложностях составления налоговой отчетности, поскольку такие товарищества, как правило, не имеют в штате квалифицированных бухгалтерских кадров и имущества на балансе, не занимаются предпринимательской деятельностью и соответственно не имеют никаких доходов. Отмечается, что представление деклараций в налоговые органы требует дополнительных расходов. Поступает много писем с просьбой разъяснить причины отмены с 1 января 2005 г. льготы по ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных товариществ лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Высказываются предложения, направленные на снятие социальной напряженности в связи с увеличением в 2005 г. земельного налога ввиду изменения порядка его исчисления на основании кадастровой стоимости земельных участков. А в ряде обращений предлагается полностью освободить садоводческие некоммерческие товарищества от уплаты каких-либо налогов. Кроме того, возникает вопрос, почему в уплату налогов филиалы Сбербанка России не принимают от садоводческих некоммерческих товариществ наличные денежные средства. Публикуемое разъяснение поможет разобраться в этих вопросах.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - это общее понятие, объединяющее несколько видов организаций, имеющих ряд общих признаков: во-первых, данные организации некоммерческие (т.е. не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности); во-вторых, это объединение граждан, а не организаций; в-третьих, объединение формируется на добровольной основе; в-четвертых, целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и т.д.). Такие объединения создаются, как правило, городскими жителями на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Наиболее распространенной является садоводческое некоммерческое товарищество.

Согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. После государственной регистрации земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации, застройки территории данного товарищества и вынесения указанного проекта в натуру членам садоводческого товарищества выделяются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Также следует иметь в виду, что поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Обязанность по уплате налогов

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих полное освобождение лиц, в том числе и садоводческих объединений, признаваемых налогоплательщиками в установленном законодательством порядке, от уплаты налогов и (или) сборов.

Представление налоговых деклараций

Для налогоплательщиков важно не только внести в бюджет соответствующую сумму налога, но и грамотно составить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом правильно составленная и своевременно представленная декларация является гарантией того, что у организации не будет впоследствии проблем.

В соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Следовательно, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не лишает указанных лиц статуса налогоплательщика и соответственно не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.

Изложенное подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. № 71.

Таким образом, отсутствие у садоводческих некоммерческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. Статьей 11 Кодекса российские организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к ним относятся в том числе и некоммерческие организации. При этом глава 25 НК РФ, регулирующая порядок обложения налогом на прибыль организаций, не предусматривает льгот для некоммерческих организаций.

На основании ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационными доходами и расходами, связанными с производством и реализацией, и внереализационными расходами.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей. Следовательно, на садоводческие некоммерческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п. 1 ст. 289 Кодекса.

Вместе с тем п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, т.е. не имевшие в течение отчетного года доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а осуществляющие деятельность только за счет целевых поступлений, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (года) - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
  • лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Декларация составляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7.02.06 г. № 24н.

Декларация по НДС

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.

Формы налоговой декларации по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.05 г. № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения». Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.

Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

Таким образом, налоговую декларацию по НДС необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган даже в том случае, если в истекшем налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения. Изложенное подтверждается решением ВАС РФ от 3.02.04 г. № 16125/03.

Следовательно, указанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками (в том числе и некоммерческими организациями), не ведущими финансово-хозяйственной деятельности, один раз в квартал (четыре раза в год).

Некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.

О плате за пользование водными объектами

Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами. При этом, как правило, вода используется только в своем хозяйстве.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.

Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.

Однако необходимо иметь в виду, что они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 гг. на основании Федерального закона от 6.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, такие объединения не осуществляют деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Форма уплаты налогов

Что касается уплаты налогов садоводческими некоммерческими товариществами путем открытия банковских счетов, необходимо отметить следующее.

Открытие счета в банке согласно главе 45 «Банковский счет» ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Как следует из положений п. 2 ст. 45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Однако такое право в силу п. 3 ст. 58 НК РФ предоставлено только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. При этом они должны иметь счет в банке.

На налогоплательщиков – юридических лиц право выбора уплаты налогов не распространяется, в связи с чем они в обязательном порядке должны производить уплату налогов в безналичной форме, в порядке, установленном применительно к каждому налогу, но не противоречащем требованиям ст. 58 НК РФ. Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, уплату налогов производят только в безналичном порядке.

Согласно письму Банка России и МНС России от 12.11.02 г. № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» налогоплательщикам-организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи отказ филиалов Сбербанка России принимать наличные денежные средства в уплату налогов садоводческими некоммерческими товариществами является правомерным.

Садоводческое товарищество – учет и налогообложение

Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.

Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.

Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.

После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ.

Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.

Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.

Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевых взносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных, членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

Как Вы знаете, согласно статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие товарищества.

Если садоводческое товарищество выполняет условие, установленное пунктом 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, то оно вправе вести упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее – План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.

Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что садоводческое товарищество согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.

Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.

В письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

В письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?

Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.

Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.

При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 13 января 2014 года № 03-11-11/264.

Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Отчет для СНТ по УСН в 2018 году тоже подлежит своевременной подаче, как и в случае с другими предприятиями, работающими по упрощенной системе налогообложения. Все документы должны подаваться в срок, чтобы на СНТ не налагались штрафные санкции, порядок начисления которых предусмотрен в Налоговом кодексе. Так как с будущего года поменяются некоторые сроки и формы подачи, стоит обратить внимание на выплаты по земельному налогу, порядок которых тоже изменится. Все нововведения, запланированные правительством на 2018 год, ожидаемо должны оптимизировать экономическую ситуацию в стране. Но поскольку это пока рассчитывается только в теоретическом варианте, сложно говорить о результатах изменений до их вступления в силу.

СНТ на УСН

Согласно утвержденным ИФНС требованиям для СНТ, работающих по упрощенной системе налогообложения, налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения сдают ежегодно до тридцать первого марта. Форма и порядок подачи совпадают с требованиями к остальным предприятиям, работающим на различных специальных режимах. Бухгалтерская отчетность заполняется и подается на общих основаниях.

СНТ имеет право на упрощенную систему, если её общий доход не превышает трех миллионов рублей в год. В противном случае садоводческое некоммерческое товарищество должно работать на общей системе налогообложения.

Подается страховая отчетность по форме РСВ-1. Её сдача возможна в двух вариантах:

    бумажном, который сдается не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за отчетным;

    электронном, подачу которого необходимо сделать до двадцатого числа, следующего за отчетным.

Форма 4-ФСС, подача которой является обязательной, сдается до двадцатого числа каждого месяца, который идет за отчетным периодом. Следует отметить, что данная форма тоже получила ряд изменений.

Изменения по страховой отчетности на УСН и земельный налог

Так как в 2018 году изменятся не только бланки отчетов, но и количество страховых выплат, СНТ стоит обратить внимание на ряд важных нововведений:

1. Все страховые выплаты будут заменены на единый социальный страховой сбор, форма для которого будет утверждена позже.

2. Из-за этого подлежат смене другие отчетные формы. В настоящий момент существуют РСВ-1 и 4-ФСС. Последняя форма была упразднена летом текущего года. Отчетность по ней сдается с учетом важных изменений, коснувшихся структуры документа.

3. Так как не позднее первого декабря настоящего года будет создан новый единый КБК, все остальные считаются недействительными.

С учетом этих изменений садоводческое некоммерческое товарищество подаёт соответствующую отчетность. Обязательность отчетов по страховым выплатам касается каждого предприятия, работающего на любом специальном режиме.

Ещё с весны текущего года стало понятным, что порядок выплат земельного налога изменился. Ранее платеж осуществлялся по факту прошедшего года, а теперь налоговые выплаты будут иметь авансовую форму и сдаваться «наперед».

Президентом РФ подписан новый федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик» (для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация). Информация о налогообложении СНТ является достаточно объёмным материалом, поэтому на этой странице изложены краткие сведения по 10 нижеперечисленным главам. Подробную информацию Вы найдёте, следуя по ссылке в конце описания содержания каждой главы или через Документы СНТ.

Налогообложение снт. какие процентные ставки и порядок уплаты?

НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами. Таким образом, садоводческое некоммерческое товарищество в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитывает взносы учредителей (участников, членов).
2. Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. 251 НК РФ, является закрытым.

Налогообложение садоводческих некоммерческих товариществ

Могу ли я прописаться на своем садоводческом участке в СНТ, если являюсь собственником? Да, вы можете прописаться на садовом участке. Ранее такая процедура была запрещена, но на данный момент любой собственник имеет право оформить регистрацию на своем садоводческом участке.

Однако необходимо помнить, что для этого должно быть соблюдено обязательное условие: здание на участке должно быть признано жилым объектом, приемлемым для проживания в нем людей. Иными словами, строение должно обладать прочной конструкцией, оснащенной всеми коммуникациями, и в нем можно проживать в течение не менее одного года, то есть на протяжении всех годовых сезонов.
Оцените качество статьи.

Упрощённая система налогообложения в снт

Внимание

О новых материалах Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях. Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


Последняя версия ФЗ-66 от 15.04.1998 г.»О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»В закон внесены существенные дополнения и изменения ФЗ-337 от 03.07.2016 г.Для удобства пользования все изменения выделены красным цветом.Ссылка на проект Закона для скачивания: Новый 66-ФЗ от 15.04.98 г. в новой редакции ФЗ-337 от 03.07.16 г. 29.07.2017 г.

Дача-кляча

Важно

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл.

  • Налоговый учет

В Российской Федерации существуют самые разнообразные формы хозяйствующих субъектов, различающихся по многим признакам. Соответственно, и налогообложение разных форм хозяйствования может иметь существенные различия.

Что касается садового некоммерческого товарищества (СНТ), то оно, хотя и не осуществляет предпринимательскую деятельность, обязано уплачивать в бюджет государства определенные налоги. Этот вопрос имеет некоторые нюансы и «подводные камни», поэтому попробуем разобраться в нем более детально.

Рассмотрим в статье, как ведется налогообложение СНТ. Что такое СНТ, как создается? Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - этот такая форма хозяйствования, при котором организация создается для реализации планов и задач определенной группы людей, не стремящихся к получению экономической выгоды в виде прибыли.

Какие налоги платит снт на упрощенке

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (СНТ) и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст.

Садоводческие товарищества существуют за счет членских взносов садоводов. Можно ли эти средства считать доходами?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 23 сентября 2007 г. N 18 по вопросам применения упрощенной системы налогообложения некоммерческим товариществом и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

На основании положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 Кодекса. При этом на применение упрощенной системы налогообложения переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики - некоммерческие организации, перешедшие на применение указанного специального налогового режима, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные ими от осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 главы 25 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 октября 2007 г. N 03-11-04/2/258Текст письма официально опубликован не былАрхив выпусков ПРАЙМ