Мультипликатор налогов

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Налоговый мультипликатор

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

За счет роста налогов потребление уменьшается на величину. За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

Тогда налоговый мультипликатор равен

Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:

В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом:

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

Можно сформулировать известную теорему Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансированного бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Курс экономической теории: учебник //Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой- 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: "АСА", 2005 г. - с. 527-528

Таким образом, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Мультипликатор внешней торговли

В условиях открытой экономики важной составляющей совокупного спроса становится чистый экспорт. Следовательно, изменения в стоимостных объемах чистого экспорта, аналогично изменениям внутренних расходов, должны оказывать мультиплицирующее действие на макроэкономическое равновесие. Однако, поскольку часть совокупных внутренних расходов переориентируется с отечественной продукции на импортную, степень участия страны в международной торговле товарами и услугами сказывается на величине мультипликатора.

Для определения величины мультипликатора в открытой экономике, необходимо рассмотреть, от каких факторов зависит величина чистого экспорта. С одной стороны, объем экспорта определяется спросом, предъявляемым на продукцию данной страны за рубежом, и поэтому не зависит от величины ее национального дохода. С другой стороны, на импортные товары тратится часть национального дохода, поэтому рост национального дохода страны увеличивает спрос на импорт. Величина национального дохода и объемы импорта связаны между собой показателем предельной склонности к импортированию.

Поэтому функцию истого экспорта можно представить в следующем виде:

Роль предельной склонности к импортированию в мультипликативном воздействии расходов на национальный доход аналогична роли предельной склонности к сбережению, поскольку и сбережения, и импорт являются "утечкой" из внутреннего потока расходов.

Используя основное макроэкономическое тождество можно получить мультипликатор расходов в открытой экономике:

Значение мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как и сбережения, "утекают" в качестве компонента совокупного спроса на ВВП. Таким образом, чем более открыта экономика и чем больше доля импортных товаров на внутреннем рынке, тем меньше мультипликативное воздействие изменения внутренних расходов на объемы производства и занятость.

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение. жарочная поверхность EZ-Т47 P-L , к тому же в киеве

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.

Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

(1.5)

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1.7)

где Myg - мультипликатор государственных расходов;

Изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

(1.8)

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

где MPS - предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Налоги: Сущность, виды, функции.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства.

Функции налогов.

1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков.

3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов .

  1. Прямые и косвенные налоги (по способу изъятия). Критерий деления: возможность переложить налог на потребителя

Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Т.е кто уплачивает и платит налог- одно лицо. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются структурной составляющей цены. Плательщиком данного налога является покупатель данного товара. Уплачивает налог производитель товаров. Пример: НДС, акциз, таможенные пошлины.

  1. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Системы налогообложения.



Мультипликатор налогов.

Показатель, который показывает, как изменится объём национального дохода (У) в результате изменения налоговых поступлений (Т)- мультипликатор налогов.

Формула: - МРС/ МРS

Знак минус показывает обратную зависимость между налоговыми поступлениями и приростом национального дохода. Увеличение налоговых поступлений вызывает уменьшение национального дохода и наоборот.

Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС= 0,8, а МРS=0,2, то коэффициент мультипликации равен - 4. Это означает, что любой введённый налог вызовет четырёхкратное сокращение совокупного спроса. Однако, если налог будет уменьшен или отменён, то совокупный спрос увеличится в 4 раза по отношению к однократному сокращению налога.

Для нормального функционирования экономики нужна чёткая, грамотная фискальная политика.

Бюджетно- налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно - налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью уменьшение циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасход ов и снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно- налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики понижение госрасходов и увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного расходов налоговых и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства , направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции и состояние платежеспособного баланса.

Недискриционная фискальная политика автоматические изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВВП, который оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный автоматический стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства (прогрессивная ставка налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях)

По мере роста объёма национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма снижаются и наоборот.


1 . Налоги → Трансферты

Уменьшение → Увеличение → Ограничение величины спада

Рост дефицита госбюджета.

2 Налоги → Трансферты

Увеличение Уменьшение → Сдерживание инфляционного роста → Образование излишка госбюджета.

Кривая Лаффера (Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer ; 14 августа 1940) - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря кривой Лаффера, которая показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.)

Сторонники снижения налогов и стимулирования инвестиций являются представителями школы предложения. Они считают, что надо отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговую ставку на предпринимательство, на заработную плату и дивиденты. Требуется стимулировать инвестиционный процесс. В качестве довода используется кривая Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается (больше продукции, больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Противоречие: для налогоплательщиков привлекательной является низкая ставка налогов (около 15%), однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развития экономики. Поэтому развитые государства стремятся вернуть деньги в экономику, например через социальные программы.

График: Кривая Лаффера. Т – общая сумма налоговых поступлений в бюджет, t- ставка налога.

t
Т

Примерные решения задач.

  1. Если государственные закупки товаров и услуг равны 240 млрд.руб. Трансферты – 130 млрд. руб., проценты по обслуживанию госдолга – 50 млрд. руб., составляют 10% годовых, а налоговые поступления 370. Дефицит (профицит) госбюджета?

Ответ: дефицит госбюджета равен 5 млрд. руб.

Решение:

Расходы бюджета: 240 млрд. руб.+ 130 млрд. руб. + 5 млрд. руб. (50 млрд. руб.Х 0,1)= 375 млрд. руб.

Доходы бюджета: 370 млрд. руб.

Расходы превышают доходы на 5 млрд. руб.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = ΔВНП/ΔG,

где КG - мультипликатор государственных расходов; ΔВНП - приращение валового национального продукта; ΔG - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП/ΔG = 1/МРС.

Основным положением общей теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

В чем же причина этого явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. По мнению Кейнса, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным.

Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Математически это можно выразить в виде формул, где

Y - национальный доход;

C - потребление;

I - инвестиции;

Iавт. - автономные инвестиции;

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPS - предельная склонность к сбережению.

Доход равен расходам: Y = С + I(авт.)

Тогда прирост дохода равен сумме приростов потребления и инвестиций:

Используя формулу предельной склонности к потреблению: МРС = C / Y, получим:

Подставив полученное выражение С в предыдущее уравнение, получим:

Y = Y * МРС + I.

Отсюда: Y * (1 - МРС) = I.

И наконец:

Мультипликатор инвестиций показывает положительное воздействие инвестиций на все другие отрасли. Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход. Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Еще по теме Мультипликаторы: государственный, инвестиционный, налоговый:

  1. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  2. 3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов
  3. 3.5.3 Мультипликатор денежного предложения (банковский мультипликатор).
  4. Сущность банковского, кредитного и депозитного мультипликаторов. Механизм банковского мультипликатора
  5. Вопрос 19 Депозитный мультипликатор. Факторы, определяющие величину депозитного мультипликатора
  6. Инвестиционный налоговый кредит в системе форм изменения обязанности по уплате налога: теоретико-правовые проблемы
  7. Стимулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности
  8. 6.2.Налоговый фактор государственного регулирования экономики
  9. Основные направления государственной инвестиционной политики
  10. Необходимость разработки государственной программы борьбы с налоговой преступностью.
  11. Расчет налоговой базы по правилам налогового контроля трансфертного ценообразования и расчетный способ определения налоговой базы в России

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -