Модернистская вилла, разорвавшая шаблон. Нйу чбо дет тпь мадчйз. тбвпюйе феъйущ (34.21 kb)

МИС ВАН ДЕР РОЭ ЛЮДВИГ (настоящая фамилия Мис, Mies) - немецкий ар-хи-тек-тор, ди-зай-нер и пе-да-гог.

Один из ли-де-ров сов-ре-мен-но-го дви-же-ния и ин-тер-на-цио-наль-но-го сти-ля , при-над-ле-жит к чис-лу ос-но-во-по-лож-ни-ков ар-хитектурного мо-дер-низ-ма. В Ахе-не учил-ся в ре-мес-лен-ной шко-ле (1899-1901 годы) и под ру-ко-во-дством от-ца - мас-те-ра-ка-мен-щи-ка (вы-пол-нял чер-те-жи и ри-сун-ки для ма-ну-фак-ту-ры леп-но-го гип-со-во-го де-ко-ра). С 1905 года в Бер-ли-не, где был уче-ни-ком в мас-тер-ской ди-зай-не-ра ин-терь-е-ров и архитектора Б. Пау-ля (1906-1908 годы), по-стро-ил в «тра-ди-ци-он-ных» фор-мах дом фи-ло-со-фа А. Ри-ля в Ной-ба-бельс-бер-ге, близ Бер-ли-на (1907 год; го-но-рар по-зво-лил ему по-се-тить в 1908 году Ита-лию). В 1908-1912 годах ра-бо-тал у П. Бе-рен-са, в т. ч. осу-ще-ст-в-лял над-зор за строи-тель-ст-вом по-соль-ст-ва Гер-ма-нии в Санкт-Пе-тер-бур-ге по про-ек-ту по-след-не-го; ус-во-ил при этом сти-ли-сти-ку не-оклас-си-циз-ма (в уп-ро-щён-ном, мо-ну-мен-таль-ном ва-ри-ан-те, вос-хо-дя-щем к К.Ф. Шин-ке-лю) и пе-ре-нял ин-те-рес Бе-рен-са к тех-ническим нов-ше-ст-вам, ра-цио-на-лиз-му в промышленной ар-хи-тек-ту-ре и ди-зай-не. Зна-чительное влия-ние на Миса ван дер Роэ ока-за-ло твор-че-ст-во Ф.Л. Рай-та. В 1912 году от-крыл в Бер-ли-не собственную ар-хитектурную мас-тер-скую, ра-бо-тал в «тра-диционных» фор-мах и не-оклас-сическом сти-ле; раз-ра-ба-ты-вая про-ект до-ма с ху-дожественной га-ле-ре-ей близ Гаа-ги для Х. Крёл-лер-Мюл-лер (1912 год, не реа-ли-зо-ван), в Ни-дер-лан-дах по-зна-ко-мил-ся с твор-че-ст-вом Х. Бер-ла-ге, ис-поль-зо-вав-ше-го но-вые кон-ст-рук-ции (в т. ч. из стек-ла и ста-ли) и вы-сту-пав-ше-го за «че-ст-ность» в ис-поль-зо-ва-нии ма-те-риа-ла. В 1915-1918 годах слу-жил в инженерных вой-сках .

В пер-вые по-сле-во-ен-ные го-ды, ко-гда стро-ительная ак-тив-ность в Гер-ма-нии бы-ла низ-кой, вклю-чил-ся в дея-тель-ность ху-дожественного и ар-хитектурного аван-гар-дизма: воз-гла-вил ар-хитектурную сек-цию Но-ябрь-ской груп-пы (1921-1925 годы), стал уч-ре-ди-те-лем журнала «G: Materialien zur Ele-mentaren» (1923 год, совместно с Х. Рих-те-ром) и ар-хитектурного объ-е-ди-не-ния «Der Ring» (1923-1924 годы, совместно с Х. Хе-рин-гом). Опи-ра-ясь на идею «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры» экс-прес-сио-низ-ма и эс-те-ти-ку эле-мен-тар-ных гео-мет-рических форм «Де Стейл» (а от-час-ти и на про-стран-ст-вен-ные ком-по-зи-ции К.С. Ма-ле-ви-ча и Л.М. Ли-сиц-ко-го), раз-ра-бо-тал но-ва-тор-ские кон-цеп-ции вы-сот-но-го зда-ния со стек-лян-ным не-не-су-щим фа-са-дом и ме-тал-лическим кар-ка-сом (кон-курс-ный про-ект не-бо-скрё-ба на Фрид-рих-штрас-се в Бер-ли-не, 1921 год, и др.) и 7-этаж-но-го административного зда-ния из же-ле-зо-бе-то-на с лен-точ-ным за-стек-ле-ни-ем (1922 год), во-шед-шие в ши-ро-кую ар-хитектурную прак-ти-ку с середины XX века; соз-дал про-ек-ты за-го-род-ных до-мов ла-конич-ных гео-мет-рических форм из кир-пи-ча и бе-то-на со сво-бод-ной пла-ни-ров-кой в ду-хе Ф.Л. Рай-та (1923-1924 годы; все не реа-ли-зо-ва-ны). Свои идеи во-пло-тил в жи-лых по-строй-ках (дом Э. Воль-фа в Гу-бе-не, 1925-1927 годы, не сохранился; жи-лой ком-плекс на Аф-ри-ка-ни-ше-штрас-се в Бер-ли-не, 1926-1927 годы) и па-мят-ни-ке К. Либк-нех-ту и Р. Люк-сем-бург в Бер-ли-не (1925-1926 годы, не сохранился). Став 1-м ви-це-пре-зи-ден-том «Не-мец-ко-го Вер-кбун-да» (1926-1932 годы), ру-ко-во-дил строи-тель-ст-вом об-раз-цо-во-го поселения «Вай-сен-хоф» для вы-став-ки Вер-кбун-да в Штут-гар-те (1927 год), от-ра-зив-ше-го основные прин-ци-пы современного дви-же-ния; воз-вёл там 4-этаж-ное мно-го-квар-тир-ное зда-ние на сталь-ном кар-ка-се, во-круг ко-то-ро-го бы-ли по-строе-ны 20 до-мов по про-ек-там Ле Кор-бю-зье, В. Гро-пиу-са, П. Бе-рен-са и других ве-ду-щих ар-хи-тек-то-ров.

Раз-ви-вая свою идею но-во-го жи-ло-го до-ма, соз-дал про-ект па-виль-о-на Гер-ма-нии для Все-мир-ной вы-став-ки 1929 года в Бар-се-ло-не (вос-соз-дан в 1986 году), где со-еди-нил про-сто-ту форм и сво-бод-ную пла-ни-ров-ку с ис-поль-зо-ва-ни-ем раз-но-об-раз-ных ма-те-риа-лов (сталь, тра-вер-тин, мра-мор, оникс, ма-то-вое стек-ло) и про-из-ве-де-ний искусства (скульп-ту-ра Г. Коль-бе). Эта ком-по-зиционная схе-ма бы-ла раз-ра-бо-та-на под-роб-нее в вил-ле Ту-генд-хат в Брно (1929-1930 годы) и до-ме К. Лем-ке в Бер-ли-не (1932-1933 годы). С ди-зай-не-ром Л. Райх про-ек-ти-ро-вал ме-бель для ин-терь-е-ров сво-их зда-ний (крес-ло «Бар-се-ло-на», 1929 год; крес-ло «Брно» 1929-1930 годы, и др.).

В 1930 году по ре-ко-мен-да-ции В. Гро-пиу-са Мис ван дер Роэ воз-гла-вил Бау-ха-уз в Дес-сау, где основное вни-ма-ние уде-лил ар-хитектурному об-ра-зо-ва-нию, сде-лав его бо-лее ра-цио-наль-ным и праг-ма-тич-ным. Под дав-ле-ни-ем на-цис-тов в 1932 году был вы-ну-ж-ден пе-ре-вес-ти шко-лу в Бер-лин, а в 1933 году - за-крыть её. Про-дол-жал уча-ст-во-вать в кон-кур-сах (на про-ект зда-ния Рейхс-бан-ка в Бер-ли-не, 1933-1934 годы, и др.), ра-бо-тал для ча-ст-ных за-каз-чи-ков (про-ект до-ма М. Хуб-бе в Ма-где-бур-ге, 1935 год), но реа-ли-зо-вать свои ра-бо-ты не смог.

В 1938 году воз-гла-вил ар-хитектурный факультет Тех-но-логического института Ар-мо-ра (в 1940 году объ-е-ди-нён с Институтом Льюи-са в Ил-ли-ной-ский тех-но-ло-гический институт) в Чи-ка-го (до 1958 года), где со-з-дал но-вую об-ра-зо-вательную про-грам-му, ос-но-ван-ную на ос-вое-нии прак-тических, при-клад-ных зна-ний и ос-нов про-фес-сии. Для это-го института раз-ра-бо-тал про-ект но-во-го кам-пу-са (ген-план 1940-1941 годы; зда-ния - 1942-1957 годы), в т. ч. учеб-ный кор-пус Кра-ун-холл (1950-1956 годы), где во-пло-ти-лась об-щая для всех его про-ек-тов американского пе-рио-да идея еди-но-го внутреннего про-стран-ст-ва со сво-бод-ным пла-ном, под-хо-дя-ще-го для ме-няю-щих-ся нужд вла-дель-цев по-строй-ки. Как и зда-ние Но-вой национальной га-ле-реи в Бер-ли-не (1962-1968 годы), Кра-ун-холл от-но-сит-ся к ти-пу од-но-этаж-но-го од-но-про-лёт-но-го зда-ния, ко-то-рый Мис ван дер Роэ раз-ра-ба-ты-вал в те го-ды. За-го-род-ный дом Э. Фарн-су-эрт в Плей-но (1945-1950 годы) той же ти-по-ло-гии про-дол-жа-ет его экс-пе-ри-мен-ты в сфе-ре «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры»: пол-но-стью про-зрач-ные сте-ны раз-мы-ва-ют гра-ни-цы ме-ж-ду по-строй-кой и её при-род-ным ок-ру-же-ни-ем, но вы-кра-шен-ный в яр-ко-бе-лый цвет ме-тал-лический кар-кас не да-ёт со-ору-же-нию слить-ся со сре-дой. Так-же реа-ли-зо-вал в США свою кон-цеп-цию приз-ма-тического не-бо-скрё-ба с про-зрач-ным фа-са-дом - стек-лян-ной на-вес-ной сте-ной, рас-чер-чен-ной ме-тал-лическими про-фи-ля-ми на пря-мо-уголь-ные сек-ции (жи-лые баш-ни на Лейк-Шор-Драйв в Чи-ка-го, 1948-1951 годы; зда-ние «Сиг-рем бил-динг» в Нью-Йор-ке, про-ект, 1954 , 1956-1958 годы, совместно с Ф. Джон-со-ном; зда-ние IBM в Чи-ка-го, 1960-1969 годы, и многие другие), где круп-ный раз-мер зда-ния со-че-та-ет-ся с тон-ко-стью де-та-лей и бо-гат-ст-вом от-де-лоч-ных ма-те-риа-лов (брон-за, цвет-ное стек-ло, мра-мор и др.). Треть-им ти-пом по-сле-во-ен-но-го твор-че-ст-ва Миса ван дер Роэ ста-ло ма-ло-этаж-ное зда-ние на ме-тал-лическом кар-ка-се (зда-ние ком-па-нии «Bacardi» в Ме-хи-ко, 1957-1961 годы). Со-че-та-ние ма-ло-этаж-ной и вы-сот-ной за-строй-ки ха-рак-те-ри-зу-ет жи-лой мас-сив «Ла-фай-етт парк» в Дет-рой-те (ген-план 1955-1956 годов; зда-ния - начало 1960-х годов).

Своё по-ни-ма-ние ар-хи-тек-ту-ры Мис ван дер Роэ свя-зы-вал с фи-ло-со-фи-ей то-миз-ма; ви-дел цель твор-че-ст-ва в соз-да-нии уни-вер-саль-ной (аб-ст-ракт-но-гео-мет-рической) ар-хитектурной фор-мы, ко-то-рая из-бав-ле-на от все-го лиш-не-го и ос-но-ва-на на чёт-ко про-ду-ман-ной и яс-но чи-таю-щей-ся кон-ст-рук-ции. Он трак-то-вал искусство ар-хи-тек-ту-ры как вы-ра-же-ние ду-ха эпо-хи, от-ра-же-ние её по-треб-но-стей и ре-сур-сов. Эти идеи, на-ря-ду с раз-ра-бо-тан-ны-ми Мисом ван дер Роэ прак-тическими ар-хитектурными ре-ше-ния-ми, ока-за-ли зна-чительное влия-ние на ар-хи-тек-ту-ру 2-й половины XX - начало XXI веков; вме-сте с тем от-ра-жён-ные в его ра-бо-тах прин-ци-пы клас-сической ар-хи-тек-ту-ры (спо-кой-ный ритм вер-ти-ка-лей и го-ри-зон-та-лей, со-раз-мер-ность мас-шта-бов) и го-тического зод-че-ст-ва (вы-де-лен-ные внут-ри и сна-ру-жи зда-ния эле-мен-ты не-су-щей кон-ст-рук-ции) свя-зы-ва-ют его твор-че-ст-во с ис-то-рическим ар-хитектурным на-сле-ди-ем.

Сочинение:

[От-рыв-ки из вы-сту-п-ле-ний] // Мас-те-ра ар-хи-тек-ту-ры об ар-хи-тек-ту-ре. М., 1972. С. 365-383.

Дополнительная литература:

Johnson P.C. Mies van der Rohe. N. Y., 1947;

Hilberseimer L. Mies van der Rohe. Chi., 1956;

Blake P. Mies van der Rohe: architecture and structure. ;

Ма-чуль-ский Г.К. Мис ван дер Роэ. М., 1969;

Blaser W. Mies van der Rohe: furniture and interiors. Wood-bu-ry, 1982;

idem. Mies van der Rohe: less is more. Z.; N. Y., 1986;

idem. Mies van der Rohe: the art of structure. Basel; Boston, 1993;

Spaeth D. Mies van der Rohe. L., 1985;

Tegethoff W. Mies van der Rohe: the villas and country houses. N. Y., 1985;

Schulze F. Mies van der Rohe: a critical biography. L., 1986;

Mies reconsidered: his career, legacy and disciples. N. Y., 1986;

The Mies van der Rohe archive. N. Y., 1986-1992. Vol. 1-20;

Hochman E.S. Architects of fortune: Mies van der Rohe and the Third Reich. N. Y., 1989;

Mies van der Rohe: critical essays. N. Y., 1990;

Neumeyer F. The artless word: Mies van der Rohe on the building art. Camb. (Mass.), 1991;

The presence of Mies. N. Y., 1994;

Car-ter P. Mies van der Rohe at work. N. Y., 1999;

Mies in America. (Cat.). N. Y., 2001;

Mies in Berlin. (Cat.). N. Y.; L., 2003.

Талантливый архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене. В 1920-е годы он прибавил к своему полному имени, которое спустя некоторое время стало всемирно известным, фамилию матери. Еще подростком Роэ стал незаменимым помощником местного архитектора – чертил штукатурные орнаменты, выполнял нехитрые поручения и внимательно присматривался к мелочам.

"Стеклянный" дом

В 1905 году Мис отправился в Берлин, где ему посчастливилось устроиться на работу к архитектору Бруно Паулю, известному в то время специалисту по оборудованию интерьеров. Тремя годами позже перспективный Мис стал работником мастерской Беренса – он попал в место, которое считалось своеобразной фабрикой молодых талантов. Именно здесь начинающие архитекторы могли получить то, в чем они нуждались.
Работа в мастерской Беренса помогла Людвигу Мису найти себя – неоклассические идеи учителя и его техника наложили отпечаток на все дальнейшее творчество Роэ. Вскоре Мис получает заказ из Голландии и отправляется в Гаагу. А годом позже (в 1913) он уже становится хозяином собственного проектного бюро в Берлине.
Грянувшая мировая война оставила период обучения в прошлом. В это время было не до строительства, и Роэ начал эксперименты в проектировании. Одним из наиболее ярких его работ стал проект стеклянных небоскребов.
В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре.

Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны.

Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.

В 1926 году Мис стал создателем памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Изваяния поражают суровостью и страстью своей динамики.
Уже год спустя Роэ организовал международную выставку, проходящую в Штутгарте. А во время строительства павильона Международной выставки 1929-го года в Барселоне Мис получил возможность полностью проявить свои архитектурные таланты и воззрения. Здание, возведенное под его началом, стало одновременно и павильоном, и экспонатом.

Эта работа представляла собой воплощение новой концепции – плоская крыша, расчлененное свободно текущее пространство, стальные стойки, дающие возможность изготавливать стены из тонкостенных материалов (например, стекла). Проект принес Роэ всемирную известность.

В 1930 году, являясь главой Баухауза, Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но нацисты не смотря на это сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.
Крупный заказ Роэ получил уже в первый год своего пребывания в США – проект и строительство технологического института в Чикаго.

Территория технологического института в Чикаго.

В этой работе проявились основные черты его творчества американского периода – здание представляло собой нерасчлененный параллелепипед, каркас которого вынесен наружу.

Небоскребы талантливого архитектора – Чикагские высотки на Лейк-Шоо-Драйв и Коммонуэлс променад – быстро приобрели широкую известность.


Одной из самых интересных работ Роэ по праву считается здание компании «Бакарди» (Мехико). Намеренное акцентирование внимания на соотношении горизонтальных плоскостей делает это творение магнитом для взглядов прохожих.
В начале шестидесятых воззрения и направления Мис ван дер Роэ исчерпали себя. Он сворачивает преподавательскую деятельность и посвящает себя строительству здания Музея современного искусства (Западный Берлин). Это творение, воплотившее в себе идеалы неоклассицизма, стало его последней работой. В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался.

Музей современного искусства в берлине.

Дата смерти Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Биография

Ранние годы

Работа в Германии

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в , где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне , представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента , в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина , оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

Работа в США

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго .

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине , построенная в году. Архитектор умер 17 августа г. в Чикаго.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией , а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм .

Факты

Ссылки

  • Официальный сайт дома-музея Фарнсуорт (англ.)
  • Официальный сайт виллы Тугендхата (англ.) , (чешск.)

Литература

  • Могульский Г. К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
  • А. В. Иконников. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т1, Т2 М.: Прогресс-традиция, 2002.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Людвиг Мис ван дер Роэ" в других словарях:

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ … Википедия

    Мис ван дер Роэ, Людвиг Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Граждан … Википедия

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Гражданство Германская империя … Википедия

    - (Mice van der Rohe) Людвиг (1886 1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920 х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился … Энциклопедия культурологии

    - (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников интернационального стиля, для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние… … Энциклопедия Кольера

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий и американский архитектор. В 20 х гг. один из лидеров функционализма, в 1930 33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания параллелепипеда со … Энциклопедический словарь

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П. Беренса (1908 12). В 1910 х гг. строил в духе неоклассицизма;… … Художественная энциклопедия

Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886–1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 в Ахене (Германия). От отца, каменщика по профессии, Мис ван дер Роэ унаследовал доскональное знание возможностей каменных конструкций. Приехав в 1905 в Берлин, он поступил учеником к известному немецкому мебельному мастеру Б.Паулю. С 1908 работал в мастерской у П.Беренса, где в то время обучались многие знаменитые мастера современной архитектуры, в том числе В.Гропиус и Ле Корбюзье. В 1912 Мис ван дер Роэ переехал в Гаагу; там он познакомился с работами Х.Берлаге, оказавшими большое влияние на формирование его стиля.

Архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными». Простота для Миса ван дер Роэ - не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой.

Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года - в мастерской Петера Беренса.

Позднее Мис ван дер Роэ писал:
«В 1900 году в Европе была группа очень талантливых людей, которая основала движение «Ар нуво». Они стремились создавать все по-новому: новые дома, новые костюмы, новые ложки, новую жизнь - все новое. Они думали, однако, что это - вопрос формы. В целом движение осталось типичной модой и никогда не выходило за ее пределы. Они были наиболее талантливые люди - таких больше не было в мире - и все-таки они не смогли сделать это.

Мне стало ясно, что вводить новые формы - не задача архитектуры. Я пытался понять - что же является ее задачей? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса. Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это - вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина. Мы были очень обрадованы, найдя определение истины у Фомы Аквинского, как выражают это современные философы на сегодняшнем языке: «Истина есть сущность факта». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет - полстолетия».

Беренс, в то время крупнейший архитектор Германии, стремился дать новую жизнь классицизму, связав его с новыми конструкциями и решением новых функциональных задач. Среди поручений, которые пришлось выполнить Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Х.П. Берлаге. В 1913 году он открыл в Берлине свое проектное бюро.

Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, он направил его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау. Мис ван дер Роэ вынужден был перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США, где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ - Иллинойсского технологического института в Чикаго.

Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода - нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в свое время положил в основу барселонского павильона, - прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы пространств. Вся планировка подчинена единой модульной сетке.

Одновременно с первыми зданиями ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фокс-Ривер (Иллинойс, 1946–1950). Три гладкие железобетонные плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада.


Начинавший как последователь Райта, Мис ван дер Роэ становится его антиподом. Рождается непримиримый антагонизм между романтикой «органичной архитектуры» и оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 1960-х годов, когда направление Миса ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка этих лет - Музей современного искусства в Западном Берлине (1968) - еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической конструкции.

Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня.

Людвиг Мис (27.03.1886, Ахен - 17.09.1969, Чикаго) - модернист и основоположник интернационального стиля. Общие принципы, которые он использовал в своих постройках: свободный план, каркасная структура, облегченные конструкции, модульная система, новые материалы, простая геометрия.

1. Здание как решение проблемы В молодости, работая в мастерской немецкого архитектора Петера Беренса, Мис ван дер Роэ выработал универсальный подход к проектированию зданий. Он называл себя ярым противником идеи о том, что специфика зданий должна иметь индивидуальный характер: характер постройки должен определяться общей проблемой, решаемой с помощью архитектуры.

2. «Меньше - значит больше» - принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов, исповедовавших предельный функционализм. Как и God is in the details, выражение Less is more стало афоризмом и слоганом современной архитектуры.

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определенной цели.

3. Свободная планировка «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», - писал Мис ван дер Роэ в 1953 году. Концепция свободной планировки впервые была реализована в проекте трехэтажного жилого дома поселка Вайсенхоф, построенного в пригороде Штутгарта для выставки «Жилье».

4. Ясная конструкция Архитектора интересовала ясность и понятность конструкции. «Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция - это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания», - писал Людвиг в 1953 году.

Кресла Barcelona, 1929. Knoll.

5. Кресло Barcelona В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов - так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

6. Просто Мис С 1912 по 1930 год сын ремесленника Людвиг работает как независимый архитектор в Берлине и меняет свою фамилию на более претенциозную, объединив с помощью аристократического сочетания «ван дер» унаследованную от отца фамилию Мис с материнской Роэ.

7. Директор Баухауса Мис ван дер Роэ стал третьим и последним директором немецкого Баухауса. В 1930 году основатель школы Вальтер Гропиус попросил Миса ван дер Роэ занять этот пост. Второй директор, возглавлявший школу с 1928 по 1930, Ханнес Мейер, который был марксистом, передав бразды правления Мису ван дер Роэ, уехал с несколькими учениками в СССР - строить города при крупных заводах и проектировать город Биробиджан.

Людвиг Мис ван дер Роэ, 1934. Баухаус. Фото: Werner Rohde.

8. Петербург Людвиг Мис ван дер Роэ строил в Санкт-Петербурге. Незадолго до Первой мировой войны в 1911-1912 году он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади, которое возводилось по проекту его шефа Петера Беренса.

9. Бекман, Кандинский и Клее В 1938 году Мис ван дер Роэ уехал в США, бежав от нацистов, и стал натурализированным американцем. «Я несколько лет жил в гостинице в Чикаго, - вспоминал архитектор. - У меня было только три потребности - мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности - работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Фарнсуорт-хауc. 1946-1951.

10. Стеклянные стены Дом, спроектированный для чикагского хирурга Эдит Фарнсуорт, - стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах, стал самой копируемой и цитируемой жилой постройкой архитектора. Дом как будто парит в пространстве. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фарнсуорт-хауcа, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания».